План по самообразованию воспитателя средней группы Фалынсковой С.Н. План самообразования воспитателя

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Исходя из этого, одна из годовых задач нашего ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью».

Тема моего самообразования непосредственно связана с решением данной задачи - «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий.

  • Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
  • Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.

Раздел плана

Сроки исполнения

Самореализация

  1. 1.Изучение литературы по данной теме.
  2. 2.Проведение анализа заболеваемости детей в группе.
  3. 3.Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья.
  4. 4.Оформление «Паспорта здоровья детей».
  5. 5.Разработка конспекта ООД «Путешествие в Страну здоровья».
  6. 6.Самоанализ ООД «Путешествие в Страну здоровья».
  7. 7.Разработка проекта «В стране Здоровячков».
  8. 8.Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры».

Сентябрь-май

Октябрь, апрель

Работа с детьми

  1. 1.Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д.
  2. 2.Проведение занятий по ФИЗО, в т.ч. с инструктором по ФИЗО.
  3. 3.Мониторинг по образовательной области «Здоровье».
  4. 4.Открытое мероприятие ООД «Путешествие в Страну здоровья».
  5. 5.Неделя здоровья в ДОУ.

Ежедневно

3 раза в неделю

Октябрь, апрель Декабрь

Работа с родителями

  1. 1.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей по ЗОЖ.
  2. 2.Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в МБДОУ».
  3. 3.Выставка литературы и наглядного материала для внедрения здоровьесберегающих технологий.
  4. 4.Наглядная агитация «Уголок здоровья».
  5. 5.Анкетирование среди родителей «Здоровый малыш!».
  6. 6.Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании».
  7. 7.Семинар - практикум: «Изготовление дорожек здоровья».
  8. 8.Родительское собрание «О здоровье всерьез».
  9. 9.Оформление стенгазеты: «Неболей-ка».

Сентябрь

Работа с педагогами

  1. 1.Консультация для педагогов: «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения».
  2. 2.Участие в семинаре-практикуме для педагогов «Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» с открытым просмотром мероприятия «Путешествие в Страну здоровья».
  3. 3.Посещение НОД у воспитателей ДОУ по формированию ЗОЖ.
  4. 4.Мастер – класс: «Игровой массаж».
  5. 5.Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения. Презентация проекта «В стране Здоровячков».

План по самообразованию

2016 - 2017 учебный год

Тема:

Цель:

Задачи:

Список литературы

Раздел плана

Срок реализации

Форма отчета

Практический выход

сентябрь

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

Изучение статьи

Изучение статьи

Закаливание детей в современных условиях.

Консультация для родителей

Папка передвижка

Особенности детского массажа

Консультация для родителей

Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Изучение статьи

Изготовление картотеки

«Упражнения

с нестандартным

оборудованием»

Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.

Оздоровление в детском саду

Изготовление картотеки подвижных игр

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Папка передвижка

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) создать развивающую среду - пространство самореализации;

2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.

Алгоритм взаимодействия:

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет - здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ - здоровья. Все мы - родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям - это воспитать у них потребность быть здоровыми.

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки —

к здоровью ложный путь.

Природою лечись —

в саду и в чистом поле.

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей.

Ребята, вы болеете?

А чем вас лечат?

Таблетками!

А можно без таблеток быть здоровыми?

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека — врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются специалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

  1. сохранить и укрепить здоровья детей;
  2. сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  3. осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, лечебная физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, сухой бассейн и др.
  2. Массажно-закаливающая дорожка «Ручеёк».
  3. Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
  4. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, занятия в бассейне и др.
  5. Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
  6. Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно создание в ДОО “Фитомодулей” из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.
  7. Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье”, в который в течение всех лет посещения ребёнком детского сада записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки.
  8. Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:
  9. корзины с разнообразным спортивным инвентарём;
  10. различные массажёры;
  11. ребристые доски;
  12. осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки;
  13. бумага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д.

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Родители и педагоги должны постоянно понимать, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

В развивающую среду можно сделать сказочного « Мойдодыра». Предложить детям иллюстрации к сказке «Мойдодыр», использовать «Мойдодыра» в игровых ситуациях. Обратить внимание детей, на то что, необходимо всегда быть чистым, опрятным и, что может случиться, если ты будешь грязным, неумытым «поросенком». Включив сказочного героя в процесс формирования культурно - гигиенических навыков у детей, я тем самым мотивировала их на новые формы поведения, полезных для здоровья.

В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С, Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно - педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции.

Роль организации проведения прогулок в зимний период

для формирования здорового образа жизни детей

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие.

Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время.

Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

1) наблюдение

2) дидактические задания

3) трудовые действия детей

4) подвижные игры и упражнения

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

Главное - каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью - все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Закаливание детей в современных условиях.

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:

— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;

  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
  • закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка (нормальная температура воздуха и соответствующая одежда);
  • допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.

Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующие поддержанию нормального теплового состояния.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам.

Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях

При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы (носки).

В реальной жизни температура воздуха не всегда соответствует нормативам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с помощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды.

При указанных температурах воздуха проводится постоянное (в отсутствии детей) одностороннее проветривание помещений за счет открытых одной или двух фрамуг (в зависимости от погодных условий). Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в различных помещениях. В групповых помещениях или спальнях при температуре + 15—16 °С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под теплым одеялом. В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рукавом, а в жаркие дни — в одних трусиках. После укладывания детей спать на 5—7 минут открываются фрамуги.

В течение сна для поддержания оптимальной температуры воздуха фрамуги или окна остаются открытыми с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20—30 минут до подъема детей.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусики и майки (или только в трусики), босиком, проводится комплекс физических упражнений, включающий дыхательные упражнения, а также движения, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболевания, должны при температуре воздуха ниже 18 °С быть одеты теплее (рубашка, гольфы).

Закаливание ребенка на открытом воздухе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.

Прогулка при правильной ее организации (достаточной двигательной активности детей) является одним из важных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во-первых, соответственно погоде и сезону; во-вторых, чтобы обеспечить ему свободу движений, т. е. одежда должна быть относительно легкой и удобной.

Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босикомпо хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать хождение нужно в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 до 10— 12 минут. Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что может продолжаться и в другие сезоны года. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Можно рекомендовать проведение утренней зарядки и физкультурных занятий в зале (с паркетным, пластиковым полом или полом, покрытым ковром) сначала в носках, а потом босиком.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. Вообще вся жизнь детей должна быть максимально вынесена на открытый воздух. Одежда при этом постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусиках).

В холодное время года при проведении физических упражнений и утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить правильный подбор упражнений и рациональную одежду детей

Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание детей будет эффективным только в том случае, если оно проводится постоянно, во все сезоны года, как в дошкольном учреждении, так и дома и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а целый комплекс мероприятий в повседневной жизни.

Особенности детского массажа

Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

Под действием массажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной.

Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако не следует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями так как массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм, широко используются пассивные движения (то есть движения, выполняемые ребёнком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия.

В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк, лучше всего массировать чистыми руками, так как маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приёмов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребёнка.

Правильно проведённый массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методов лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях.

Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов, однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в моей группе «Крепыш» я использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Невозможно решить главную задачу без совместной деятельности с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее.

Родителям в моей группе было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить, помогала придумывать оборудование.

Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысит интерес у детей к занятиям, улучшит качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.

Оздоровление в детском саду

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяются следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Лечебная физкультура;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Массаж;
  • Самомассаж;
  • Психогимнастика.

В группе должна быть картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараешься как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов : условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно - гигиенических навыков

План по самообразованию

2016 - 2017 учебный год

МБДОУ Шумилинский ДС №10 «Березка»

Воспитатель:Фалынскова Светлана Николаевна.

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи: 1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

Список литературы

Раздел плана

Срок реализации

Форма отчета

Практический выход

«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

сентябрь

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей

Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.

«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

Изучение статьи

Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. - Ростов-на-Дону.2005.

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Изучение статьи

Изготовление картотеки прогулок

Закаливание детей в современных условиях.Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,.

Закаливание детей в современных условиях.

Консультация для родителей

Папка передвижка

Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

Особенности детского массажа

Консультация для родителей

Изготовление картотеки с массажным мячиком

Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошк

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993



« САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» Педагогический словарь.


Разные источник дают следующие определения: Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.


Мотивы, побуждающие к самообразованию: Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Материальное стимулирование. Интерес. «читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать».








Формы самообразования педагога Индивидуальная групповая инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. в виде деятельности МО, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации


Формы организации самообразования Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации Получение второго высшего образования или второй специальности Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Индивидуальная работа по самообразованию Сетевые педагогические сообщества


Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня.


Технология самообразования 5 этап – итоговойй-контрольный оформление результатов 4 этап – теоретическое осмысление теоретическое осмысление, анализ и обобщение 3 этап – практический накопление, отбор, анализ, постановка экспериментов 2 этап – обучающий Знакомство с литературой 1 этап – установочный настрой, выбор темы, выбор цели


Работу над темой самообразования педагог строит, отвечая последовательно на следующие вопросы: 1. Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.) 2. Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения). 3. На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач). 4. Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев). 5. Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.) 6. Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен(а) ли я?).


Выбор тем для самообразования с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) направлены на достижение качественно новых результатов работы одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту


Как правильно сформулировать тему Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние Познавательные способности Познавательная активность Умение что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т. п. На музыкальных занятиях; На экскурсиях в природу; В процессе изучения чего-либо; В процессе знакомства с чем- либо; В игровой деятельности и т. п. Пример: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок




Определение актуальности и новизны темы самообразования Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.




СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ДОУ Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога 1. установочный Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач 2. обучающий Планирование работы по самообразованию. 3. теоретическое осмысление Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов 4. Практический Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) 5. итоговойй- контрольный Подведение итогов самообразования. Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.


План самообразования педагогов. Алгоритм составления плана по самообразованию название темы цель задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы форма отчета по проделанной работе


Формы написания плана самообразования План работы по самообразованию Воспитатель________группы _____МДОУ д\с ____ Тема:_________________________________________ Цель, задачи:__________________________________ Литература: Раздел плана СрокиФорма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) Выводы: год ПроблемаТема ЭтапыСодержание работы Результаты/форма отчетности


Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; изучение материалов глобальной сети Интернет; участие в работе научных конференций, семинаров; участие в сетевых сообществах; ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме. Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.


«..Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!..Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К. И. Чуковский.

План работы по самообразованию
Планирование самообразовательной работы

Индивидуальный план самообразования на 2011 – 2014 год

Воспитателя (специалиста) Воспитатель в дошкольных учреждениях

ДОУ МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Фамилия, имя, отчество ПАШИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) 2004 г. Нижневартовский государственный педагогический институт

Когда обучался на курсах:

2012г. Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы.

2012г. Электронный гражданин

Самообразовательная работа над темой:

1.Тема самообразования Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

2. Когда начата работа над темой 2011 - 2012 учебный год

3.Когда предполагается закончить работу над темой 2013 – 2014 учебный год

4. Цели и задачи самообразования по теме:

ЦЕЛЬ: И спользование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

ЗАДАЧИ: 1.Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

3. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР в ДОУ, распространение положительного опыта.

5. Основные вопросы, намеченные для изучения:

Гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речевого развития у детей с ОНР.

Внедрение информационных технологий в коррекционную работу с детьми стершего дошкольного возраста

6. Этапы проработки по теме:

1 этап (2011 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

2 этап (2012 год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;

3 этап (сентябрь 2013 – май 2014) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с ОНР

7. Литература :

1 Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.

3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.

4. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Учебный год

Сроки выполнения

Результат

2011/2012

Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2011г.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.

2012 г.

Формулировка цели и задач работы над темой

2012/2013

Формирование методического комплекса.

2012 – 2013 учебный год.

Наличие методической копилки по теме

2013/2014

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2013г – 2014 учебный год.

Наличие результатов работы по теме самообразования.

Распространение опыта среди педагогов.

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2014- 2016 учебный год

Тема: «Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель : Смоделировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.

Задачи :

  • подготовиться к разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
  • разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.

изучить модель коррекционного образовательного процесса, отвечающего ФГОС.

апробировать данную модель на практике.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования : индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка НОД в своей группе; изучение модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС; апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

Сентябрь

Разработать рабочую программу (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование (ФГОС)

Рабочая программа для воспитателя.

октябрь- декабрь

Сбор материала для проведения консультации для воспитателей

Презентация по теме: «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

В течении года

Прохождение курсов повышения квалификации

Удостоверение о прохождении КПК

Февраль- апрель

Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на ГМО и презентация «Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

Систематически

Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы

Сертификаты, дипломы участника

Систематически

Систематически

Добиваться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях

Сертификаты, дипломы участников

Систематически

Разработка и использование ЭОР и ЦОР

ЭОР и ЦОР

Март – апрель

2014г.

Консультация для педагогов «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад и презентация.

2015-2016 уч.год

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику