Конспект занятия по речевому развитию "русские народные сказки". Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки Занятие по развитию речи русские народные сказки

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого).

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения представлять образ, персонаж;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению;

Развивать монологическую и диалогическую речь;

Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;

Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

Формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;

Помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.

Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.

Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация)

словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина

игровой: организационный момент, физкультминутка, сюрпризный момент, заключительная часть.

Предварительная работа: украшение платочков, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле; разучивание физминуток.

Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», иллюстрации к ней; магнитная доска, макет яблони с яблоками; волшебная шкатулка; выставка книг с русскими народными сказками, портрет А.Н.Толстого и его книги, жетоны (яблочки с улыбкой); раскраски; волшебный клубочек, ноутбук.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.

Методика проведения занятия

Дети сидят полукругом. Звучит песня Е.Птичкина «Сказки гуляют посвету».

Дети встают, проходят вперед к воспитателю, делают хоровод.

Восп: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Улыбнитесь им тоже.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки!

Дети, вы уже обратили внимание на нашу выставку. Какие книги здесь вы

увидели? Правильно, это сказки. А как вы догадались?(по иллюстрациям)

Многие книги мы с вами смотрели, читали. Мы ведь любим книги?

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Этими словами обращается ко всем детский писатель С. Михалков.

Восп: А сейчас, ребята, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки.

Вы видите, что у нас в группе выросла необычная яблоня. Хотите попробовать яблочко? Волшебное? А из какой сказки оно?

Воспитатель отрывает яблоко и читает вопрос. Яблочки складывает в корзину.

Кто катился по дорожке? (Колобок.)

Что били, били - не разбили? (Яйцо.)

Кто разрушил теремок? (Медведь.)

Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

Самое любимое место Иванушки - дурачка? (Печка.)

Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

Какими словами начинаются русские народные сказки?

Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?

Восп: А теперь, ребята, давайте пройдем на стульчики. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.

Восп: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.

Хаврошечка- стариное женское имя Хавронья.

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна делать нить)

ткать - изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова - пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке - пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) - сочное, созревшее. Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

Чтение сказки

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.( как понимаете эти слова)

Что значит, своего брата не стыдятся?

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,

средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.

Восп: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?(печаль, горе, обиду, досаду). Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.

Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная). Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)

А мы можем пожалеть ее? Давайте скажем ей добрые, ласковые слова.

(показываю клубочек) Это волшебный клубочек. Он будет увеличиваться от ваших добрых и ласковых слов.

Игра «Волшебный клубочек»

Сначала я скажу…(дети говорят ласковые слова, восп. наматывает нитку на клубок) Каким он стал большим!

Физкультурная минутка "Сказка"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

Восп: А теперь отгадайте загадку.

На больших кривых ногах,

При больших кривых рогах,

Не рычит и не поёт,

Но зато всегда жуёт.

Стоя зверь жуёт и лёжа.

Не жуя он жить не может,

Очень странно он живёт:

Всё жуёт, жуёт, жуёт.

Вот жуёт он и молчит,

А потом как замычит: «Му-у-у-у»(корова).

Ребята, я вам не зря загадала эту загадку. Ведь у Крошечки-Хаврошечки была коровушка.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого - все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: - Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь - Двуглазку:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: - Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: - Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. - Режь рябую корову! Старик и так и сяк: - Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! - Режь, да и только!

Восп: Какую песенку пела Хаврошечка дочерям на лугу для того, чтобы они скорее заснули?

Спи глазок, спи другой.

Восп: Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?

Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?

Как называла Хаврошечка свою корову?(коровушка-матушка)

Как относилась коровушка к Хаврошечке?(заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)

Как коровушка называла Хаврошечку?(красная девица)

Упражнение «Скажи какая»

Восп: Мачеха какая?

Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.

Восп: Хаврошечка какая?

Добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная, хорошая, умная.

Восп: Дети, вы приготовили платочки, но вы не знали для кого они. Я предлагаю подарить их Хаврошечке или мачехе. Кому вы их подарите? Падчерице или мачехе? Почему?

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: - Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! - яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается.

Восп: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти?

Нет, это только в сказке.

Восп: Из чего вырастает яблоня?

Физкультурная минутка « Яблоня»

У дороги яблоня стоит (руки вверх, потянулись)

На ветке яблочко висит (покачали вверху руками)

Сильно ветку я потряс (руки в стороны, стряхивая кистями рук)

Вот уж яблочко у нас (хлопки в ладоши над головой)

В сладко яблоко вопьюсь (руки подносят ко рту)

Ах, какой приятный вкус!

Много ли времени прошло, мало ли, - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не могли.

Восп: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки?(зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение…) Какое было их лицо? Изобразите их недовольство.

Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Как вы понимаете - лиха не знать ? Давайте повторим эту строчку и постараемся ее тоже запомнить.(повторяют) Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон- яблочко из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

Восп: Ребята, вам понравилась сказка?

Как она называется?

Какими словами она начинается?

К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"?

Сколько было дочерей и как их звали?

А какими они были?

А что делала Хаврошечка?

Кто помогал Хаврошечке?

Что она помогала ей делать?

Что она при этом говорила?

Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

А что сделала Хаврошечка?

Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?

А почему мачехины дочки не могли угостить барина?

А кто угостил барина?

Чем закончилась сказка?

А какими словами закончилась?

Восп: Молодцы, дети. Вы можете рассказать ее своим родителям. Чему нас учит сказка?(быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто из этой сказки вам понравился? Почему?

Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Хаврошечка с коровушкой вам дарят раскраски за вашу работу. Но вы их должны принести обратно, они посмотрят и оценят вашу работу.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Хаврошечка», узнали новые слова, вспомнили другие сказки, как они начинаются и как заканчиваются. Вам понравилось наше занятие? Если вам понравилось все, то вы берете красное яблоко и вешаете его на яблоню. Если что-то понравилось, то-желтое. Если ничего не понравилось-то зеленое. Пожалуйста, подходите к яблоне.(восп. прикл.яблоки)

Звучит песня В.Шаинского «В мире много сказок»

Вы мне тоже все понравились. А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг друга и скажите «спасибо» друг другу.

Воспитатель Бреднева Е.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога:

  1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
  5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , ; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

Планируемые результаты

Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности.

1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

3. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица» :

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

4. Д/ Игра с мячом

(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы! -

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .

6. Игра: «Узнай сказку по загадке»

Ребята, вы много сказок знаете? (да) . Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит) .

Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок) .

7. Игра: «Узнай сказку по картинке»

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка – сестричка и серый волк» ) .

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)

Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Скажите правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

3) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

8. Игра: «Узнай сказку по героям»

Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

  1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка» )
  2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба» )
  3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка» )
  4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка» )
  5. Физминутка:

«На болоте две лягушки…»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром умывались

Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт привет!!!

10. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»

Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) . (Кошка; Мышка) .

11. Пальчиковая гимнастика:

Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Репка, Колобок, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются» )

12. Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Репка» )

13. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!

Программное содержание.

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

Методы:

Приемы:

Словарная работа:

Индивидуальная работа: Материал:

Оборудование:

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети.

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель.

Дети.

В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.

Героев сказок и персонажей.

Которые берут бумагу и перо,

Вдруг оживить волшебный миг

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель.

Дети:

Воспитатель.

1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя





Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка


Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Г уси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок


Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Воспитатель.:

1 набор:

2 набор:

3 набор:

4 набор:
Дом, лягушка, волк - Теремок
5 набор:

6 набор:

7 набор:

8 набор:

1.
- А что ответила лиса?

2.
- А что дальше? («Речка, спрячь нас!» -

3.
- А лиса что говорит?

4.
- А что говорит?

5.
- А дальше?

Ведущий:

Список литературы:

В.Волина.

Е.С.Гостимская.

Источник:

Занятие -Путешествие по русским народным сказкам. « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается»

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

2. Развивать умение действвать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Волшебная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: выставка книг русских сказок, столы, стульчики.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы все вместе.

Вы любите русские -народные сказки. Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по сказкам

В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,

Героев сказок и персонажей.

Которые берут бумагу и перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг

Пальчиковая гимнастика "Любиимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Предлагаю вам узнать сказку. (Викторина)

1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Г уси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Воспитатель.: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Желающие должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу - 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка - Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река - Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк - Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто - Лисичка - сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма - Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна - Сивка - бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра - По щучьему велению

Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
- Так-то, - кричит, - ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

- А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад - увидела гусей - лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке - кисельным берегам.

- А что дальше? («Речка, спрячь нас!» - просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке - петух и запел:
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- А лиса что говорит?
(А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя - петушок не выглядывает Лиса и говорит:
- А что говорит?
(- Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

5. … Кот увидел быка - шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».

- А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)

Ведущий: Молодцы ребята! Я вижу сказки вы любите, а когда научитесь читать сами их прочитаете.

Список литературы:

Русские сказки про зверей. М. «Советская Россия».1992.

В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. Санкт-Петербург. «Дидактика Плюс».1997.

Е.С.Гостимская. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М. «5 за знания». 2005.

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Це л ь : Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам , эпизодам;

з акрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

з акрепить навыки детей пересказа сказок.

р асширить словарный запас;

закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».

«ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.

Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»

Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

сюрпризный момент;

ответы на вопросы;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

моделирование сказки;

решение проблемной ситуация;

поисковые действия;

драматизация сказки;

дидактические игры;

физминутка;

мимическое упражнение;

дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

В оспитатель : Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения ). Смотрите, вместо одной из страниц – письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель : Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей . )

Воспитател ь: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек , нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (И гр а « Назови сказки » : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку) .

Воспитател ь: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в С трану сказок приведи!» , клубочек покатился к сундучку ) .

Воспитател ь: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют геро ев сказо к ) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитател ь: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (М оделирование сказок : «Три медведя», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев) . И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитател ь: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищ ем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок) . Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся) .

Воспитател ь: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки . Проводится игра «Помогите!» . Предлаг ается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им) .

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитател ь: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка “Сказки (проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок : Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, “поднять яичко”) Посмотрите-ка, разбила (показать “яичко” на вытянутых руках) 2 ребенок : Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать “силу”) 3 ребенок : Мы славная семья козлятМы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают “рожки”)

Воспитател ь: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится к онверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка – не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок . Находим зеленую страницу )

Воспитател ь: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитател ь: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка )

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка )

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок )

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята )

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

(голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

(шапочки: волка и лисы («Ли сичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка») ; мышка и лягушка («Теремок») ; волк и коза («Волк и семеро козлят»)

Воспитател ь: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок» ) .

Воспитател ь: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами :

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитател ь: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка) .

Воспитател ь: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски ). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу

Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный моме нт:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часnь:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)
- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло , нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Список литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000
3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.
6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.
7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.