Исполнение гамма на блок флейте постановка пальцев. Рабочая программа "обучение игре на блокфлейте". Полная программа курса

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

История создания инструмента.

Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.

Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.

В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.

Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.

Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.

Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.

Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.

Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.

Современная флейта состоит из трех частей:

  • верхняя часть называется «головка»;
  • средняя - «корпус»;
  • нижняя - «колено».

Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.

В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

  1. Музыкальное мышление.
  2. Слуховые и двигательные ощущения.
  3. Двигательный аппарат.
  4. Исполнительское дыхание.
  5. Работа губ.
  6. Артикуляция языка.
  7. Координация пальцев.

Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.
  2. Взгляд должен быть устремлен перед собой.
  3. Голова свободно балансирует на позвоночнике.
  4. Шея свободна.
  5. Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука . Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

  1. Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.
  2. Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.
  3. Сделав глубокий вдох, задержать воздух в легких на несколько секунд. Затем, сложив губы как бы для свиста (произнося букву «ю»), с силой выпустить струю воздуха на свою ладошку, не надувая щек. Ладошка нужна для того, чтобы почувствовать выдуваемую струю воздуха, контролировать ее равномерность.
  4. Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.

После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.

Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей - воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).

После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).

Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.

Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.

Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

  1. Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
  2. Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
  3. Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

Используемая литература:

  1. Рогаль-Ливицкий «Современный оркестр».
  2. Петер-Лукас Граф «20 Основных упражнений».
  3. Юрий Должиков «Нотная папка флейтиста. Тетрадь 1. Методика, упражнения, этюды».
  4. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» – методика для начинающих.

) мы говорили о гаммах вообще. Сегодня я хочу конкретно затронуть вопрос работы над гаммой – как работать с ней, чтобы достичь поставленных целей. Как вы помните, основные из них – это ровность, четкость и беглость. Но, для начала, давайте разберемся, какие гаммы будут «первопроходцами» в Вашей музыкальной жизни пианиста. В школьных программах первым стоит изучение гаммы До мажор. Она держит лидерство по причине отсутствия знаков – то есть, играется по белым клавишам. Однако, не смотря на мнимую простоту, гамма не очень удобна пианистически. Существует такое понятие, как «формула Шопена», в соответствии с которым самое удобное расположение руки предоставляет гамма Си мажор. Если расположить пальцы, начиная от ее субдоминанты – ми-фа#-cоль#-ля#-си, то рука приобретает самое природное положение – рычаги (1 и 5 пальцы) опущены – они лежат на белых клавишах; а средние пальцы образуют естественный купол. Для подтверждения этого тезиса хочу привести слова известного российского пианиста и педагога Льва Оборина: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

Итак, для начала можно поупражняться на этой шопеновской формуле, играя ее легким нон легато с участием кисти. Когда формула будет усвоена, начинаем изучать всю гамму Си мажор, и далее переходим к остальным гаммам.

Можно выбрать другой порядок изучения гамм – по квинтам: До – Соль – Ре – Ля – Ми и т. д. Что дает этот способ – это изучение ладотональной системы музыки. Проработав по квинтовому кругу все гаммы, Вы разберетесь во всех тональностях и закрепите теорию практикой.

Так же Вы можете играть ту гамму, в которой написано разучиваемое произведение. Здесь плюс в том, что знаки в гамме уже известны, и пальцы сами будут ложиться на нужные клавиши. А если произведение содержит гаммообразные пассажи, то тем более гамма будет уместной и полезной на данном этапе.

Хочу заметить, что в паре с мажорной играется параллельная минорная, то есть та, которая лежит на малую терцию ниже от нее.

Теперь, давайте поговорим о технических трудностях в гаммах.

Первое, на что нужно обратить внимание – это аппликатура. Верно выученная очередность пальцев – залог быстрой и ровной игры. Все аппликатурные принципы я уже изложила в предыдущей статье. В этой же статье Вы найдете и виды гамм, которые надо играть. Но, чтобы к ним перейти, для начала нужно хорошо выучить основной вид, ведь, это остов для всех видов.

Самым проблемным моментом является, как Вы уже знаете, подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

А вот упражнение, которое он рекомендует: играя до-мажорную гамму, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук - Фа - играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:


Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание:


Другой педагог и пианист В. Сафонов предлагает вот такой вариант работы над данной проблемой: взяв традиционное пятипальцевое упражнение, играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец:

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев и их координации и научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Можно испробовать вариации аппликатуры – поиграть всю гамму 1-2,1-2; 1-3,1-3, и 1-4,1-4.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: Вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Можно представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с Вами и уехал. Таким образом, Вы убьете двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, поиграйте гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и в разных динамических градациях – от pianissimo до fortissimo. А игра в разных темпах позволит избежать унылого заигрывания, а заодно и определить Ваш технический предел.

Отдельный пласт в игре гамм занимает арпеджио. Здесь задачи те же, а технические проблемы другие. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://сайт обязательна.

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить .

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я — использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно — дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%. Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта — полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

Пояснительная записка 3

Основные цели программы 4

Новизна программы 5

Общие задачи по каждому виду деятельности 6

Ожидаемые результаты 12

Методические указания 13

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на групповое музицирование детей. В предложенном виде она предназначена для детей младшего школьного возраста. На первом этапе сводится, в основном, к овладению инструментом - блокфлейтой. Основной задачей педагога является поддержать интерес ребенка на занятии, чтобы он мог без проблем получить навыки игры на блокфлейте, смог сам разучить пьесу на имеющемся музыкальном уровне, читать ноты с листа, а также играть в дуэте или ансамбле блокфлейт, исполнять несложные пьесы индивидуально.

Период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчества ребенок видит собственную значимость. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование, музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Данная программа частично решает эту задачу, облегчает её. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно интеллектуальной, создание гармонии между индивидуальным и общим; поиски новых путей общения педагога и ребенка. Взрослый в общение с ребенком должен руководствоваться любовью к воспитаннику и увлеченностью. Главным принцип эмоциональной увлеченности это умение «заразить» другого человека эмоциями через собственное их выражение, умение быть актером и педагогом одновременно.

Не имея первичных музыкальных навыков, дети достаточно быстро обучаются на блокфлейте. Нет необходимости разделения их на группы по степени развития музыкальных способностей.

Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Сложность заключается научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия.

Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Занятия проходят два раза в неделю продолжительностью 25 минут. На занятии преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность воспитанника.

Основные цели программы

Педагогическая цель – обеспечить условия для развития креативности детей, обеспечить условия для элементарного музицирования на блокфлейте.

Образовательная цель – развить ребенка средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей школьного возраста, данная программа позволит двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».

Развивающая цель – стимулировать познавательные процессы личности ребенка. Ощущение восприятие, память, мышление, воображение, обогатить эмоционально – волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными и вербальными средствами коммуникации). Поддерживать стремление детей к творчеству, используя положительную оценку деятельности. Обратить внимание детей на возможности посредством мимики, жеста и движения предавать различные образы и ситуации, учить инсценировать песни, сказки, создавать выразительные сценки, широко используя жанры детского фольклора, игры – драматизации, психологические этюды. Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова. Учить импровизировать на одном, двух - трех звуках в ансамбле и индивидуально. Вводить творческие импровизации русских народных песен (ритмические и сопровождение мелодии).

Работа проводится по всем разделам программы, на блокфлейту отводится примерно 15 минут.

Воспитывающая цель – следует формировать у школьников эмоционально – положительную установку к занятиям музыкой. Давать детям яркие музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формировать нравственные качества. Посредством музыкальной деятельности при обучении игре на флейте показать детям общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, добро и т.д.), побуждать ребенка к их реализации в своем поведении, в общении со сверстниками и близкими. Продолжить воспитывать доброжелательные отношения в процессе различных видов деятельности; радоваться чужому успеху при исполнении песен, не гордиться собственным умением, а помогать отстающим детям в овладении игры на блокфлейте. Создавать ситуацию «учитель-ученик», когда способный ребенок обучает своих сверстников тому, чему сам научился.

В общении с музыкальной способствовать развитию творческого потенциала ребенка в народных играх, песнях, потешках и т.д. Привлекать детей к концертной деятельности в различных её проявлениях: участие в праздниках и развлечениях, отчетных концертах перед родителями и т.д.

Новизна программы

С остоит в том, что система строится и основывается на педагогической концепции немецкого педагога – музыканта Карла Орфа, и программы Т.А. Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант!». Главное в концепции Карла Орфа - элементарное музицирование. Которое, неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста. Ритм – главный прием элементарного музицирования. Двигательно-ритмическое начало является исходной формой «инструментальной» музыки. Тело с руками и ногами было и остается первым инструментом человеческого рода. А голос – лишь часть целого, одна из функций организма, который ритмически движется, издает и воспроизводит звуки. Педагогическая концепция Карла Орфа содержит в себе основной принцип элементарного музицирования: педагог становится сторонником креативной педагогики, которая возникла как реакция против одностороннего интеллектуализма обучения, когда бездействует тело. И против такой же односторонней физкультуры, когда бездействует ум, чувство и мышление. Идея гармоничности, внутреннего равновесия, счастья является главной в воспитании через единство танца, музыки, пения и поэзии.

Общие задачи по каждому виду деятельности

    Речевые игры.

    Развивать у детей речевую активность;

    Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Развивать умение речевого взаимодействия в заданном темпе и ритме;

    Развивать активный слух;

    Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки;

    Развивать мышечные и тактильные ощущения;

    Распевание, пение.

    Учить правильному использованию интонации, темпа, громкости звуков;

    Учить детей находить свой любимый звук и петь его;

    Учить детей петь без музыкального сопровождения;

    Речь + музыка.

    Развивать умение ритмизировать текст поэтического произведения или поэтической импровизации;

    Развивать умение интонировать текст;

    Учить детей видеть окружающий мир, коротко рассказывать об этом;

    Научиться, самим найти музыкально-звуковое сопровождение;

    Движение

    Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, в помещении;

    Учить детей передавать с помощью тела образы и характер;

    Развивать творческую активность детей.

    Игры, хороводы.

    Ввести детей в мир народной культуры, учить понимать ее;

    Обратить внимание детей на такую особенность музыки как язык межнационального общения, что поможет решению задач интернационального воспитания;

    Учить соединять пение с хороводными движениями различных видов;

    Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова, к народным песням, т.е. фольклору.

    Обучение игре на флейте.

    Формирование правильного дыхания;

    Формирование мелодического и гармонического слуха;

    Учить правильной постановке пальцев рук;

    Освоить навыки извлечения звуков на блокфлейте;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие чувства формы музыкального произведения;

    Развитие умения играть в ансамбле, группе, соло;

I полугодие

На первых занятиях очень важно объяснить воспитанникам природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

    «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

    «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

    «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

    «Песочные часы» - исходное положение стоя, одна рука прижата ладонью к животу, вторая рука находится ладонью внутрь перед лицом. При вдохе через рот живот надуваем, при выдохе на ладонь тонкой струйкой живот втягиваем, следим, чтобы выдох был долгий, а движение диафрагмы без рывков;

    Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить воспитанников правильной постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Как правило, дети «ставят» пальцы на отверстия кончиками, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ребенку должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ребенка на знак цезуры , указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин -дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Не летай, соловей», «Как под наши ворота», «Савка и Гришка», «Кошечка».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Зкрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата ( fermata ) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Как под горкой, под горой», «Заплетися, плетень», «Труба», «Под яблонью кудрявою», «Яничек», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень», В.Цытович «Пушистая песенка», А.Александров «Наша песенка простая», «Быстренькие реченьки», А.Островский «Азбука», «Со вьюном я хожу», «Журавель», «Пастушка», Е.Бекман «Елочка», Б.Майзель «Кораблик».

Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

Примерный список пьес на закрепление изученной ноты: «Веселые гуси», «Ах, вы, сени», Д.Кабалевский «Про Петю».

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

Примерный список пьес на закрепление штриха «легато»: «Латышская народная песня», «Сад», «В сыром бору тропина», «Я вечор в лужках гуляла».

Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Эй, ухнем!», «У ворот, ворот», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Яблочко», «Птичка-певунья», «Ходила младешенька», И.Пушечников «Ку-ку», «Дуэт», «Хоровод».

II полугодие

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «нонлегато» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных в I полугодии.

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Ходил Ваня», «На том нашем на дворе», «Весна», М.Красев «Зайчик», М.Иорданский «Песенка про чибиса».

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности. Примерный список пьес: «Украинская танцевальная», А.Гедике «Заинька», А.Витлин «Пионерский марш», «Я на камушке сижу», И.Дюссек «Старинный танец».

Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Сиротинушка», В.Герчик «Возле елки».

Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: Д.Кабалевский «Наш край», М.Красев «Падают листья», А.Гурилев «Ты поди, моя коровушка, домой», «Пчелка», Д.Кабалевский «Ежик», П.Чайковский «Камаринская», Д.Кабалевский «Медленный вальс».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Все пляшите вместе с нами», «Ивушка», «Как пойду я на быстру реченьку», А.Тома «Вечерняя песня», «Во поле береза стояла», «Как в лесу, лесочке», И.Пушечников «Два пастушка», Л.Моцарт «Дуэт», А.Гретри «Спор», В.Гокиелли «Светлячок».

Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Разучивание пьес более сложных в техничном исполнении, музыкальном восприятии. Примерный репертуарный список: В.Шаинский «Улыбка», Ю.Шапорин «Колыбельная», Ф.Куперен «Гавот», П.Чайковский «Итальянская песенка», Ж.-Б. Лойе «Соната» фа мажор (III часть), Х. Липпман «Танец арлекина», В.Моцарт «Канцонетта».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Над полями», «Ах, ты, ноченька», «То не ветер ветку клонит», «Не брани меня, родная», «Ой, да ты, калинушка», «Калинка», П.Локателли «Соната» ре минор (I часть).

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития воспитанников. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно.

Таким образом, правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления, разностороннего и успешного развития ученика, как музыканта-исполнителя.


Ожидаемые результаты

В результате занятий у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к музицированию на блокфлейте, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

    Формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее;

    Формированию творческого отношения к процессу обучения, и занятиям музыки, в частности;

    Развитию общих музыкальных способностей;

    Формирование музыкальной культуры, как общей духовной культуры человека.

За период обучения воспитанники должны научиться правильной постановке с блокфлейтой. Преодолеть трудности при постановке пальцев рук, губ, языка.

Усвоить разницу между физиологическим и исполнительским дыханием. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания, рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Освоить аппликатуру блокфлейты, научиться самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять несложные пьесы из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий по слуху.

Так как программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, воспитанники оцениваются на посещаемых ими занятиях, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах воспитанники могут показать свой творческий и профессиональный рост, чему они научились за прошедший период.

И, наконец, необходимо не лишить ребенка интереса заниматься в школе искусств (музыкальной школе). Это зависит от усилий преподавателя, его педагогического мастерства. Если ученик с удовольствием посещает заняия, не пропускает их без уважительной причины, если с интересом занимается, принимает активное участие в концертных выступлениях – это уже огромный плюс и ребенку, и педагогу.

Как пишет в своей работе Б.Я. Грач: «Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость. Все то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам» («Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано» Москва-Ленинград, 1965, «Музыка»).

Методические указания

У каждого ребенка в процессе творчества своя цель, а не коллективная. Педагог ценит развитие каждого ребенка, проявляя при этом любовь, всепрощение, всетерпение. Нераскрывшиеся способности и индивидуальность каждого ребенка развивается постепенно, разумно законам природы. Педагог не должен погубить природу ребенка, а дать толчок к ее развитию. Особенно полезны принципы элементарного музицирования детям, которые имеют общее недоразвитие или дети с фонетико - фонематическим нарушениями речи. Большое значение в коррекционной работе с школьниками отводится играм со словом, ритмом, речевым играм, логоритмике. Звучащие жесты сопровождают речь ребенка, это концентрирует его внимание, развивает ритм и метр. При помощи музыки, движения, речи развивается музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение. Детям дается возможность выразить себя при помощи творческой изобретательности. Со всеми видами деятельности в программе тесно связаны ритмические движения, которые развивают ряд психологических качеств ребенка: умение владеть собой, быстро и точно реагировать на сигналы, ориентироваться в пространстве и коллективе.

Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с декларированием, пантомимой, ритмическим упражнениями. Все что может показаться забавой, развлечение, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании ритма и метра.

Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху, а также «с рук», когда ребенок наблюдает за руками педагога. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи естественно, через звуки, а не, наоборот – через систему знаков к музыке. Этот последний путь, к сожалению, часто формирует у детей отвращение к музыке, «зажимает» двигательную систему ребенка, затуманивает его собственно музыкальные ощущения, «замораживает» его – нередко на всю жизнь.

Применяя «образно-двигательную музыкальную грамоту» (предложенную Т.А. Рокитянской) предваряет игру на инструментах. После того как ребенок протанцевал, прорисовал в воздухе руками, пропел и прочувствовал всем телом звуковые перемещения в пространстве, он без труда играет двух- или трехзвучную песню на флейте. Тем не менее, надо помнить, что образно-двигательная музыкальная грамота, в конце концов, превращается в элементарную музыкальную грамоту, столь необходимую каждому, как знание любого языка.

    Физиологическое и исполнительское дыхание. Грудной («женский») и брюшной («мужской») типы дыхания. Особенности и различие.

    Упражнения для развития исполнительского дыхания.

    Постановка с блокфлейтой.

    Звукоизвлечение на блокфлейте. Цезура.

    Постановка пальцев левой руки. Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Постановка пальцев правой руки. Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Подбор пройденных мелодий по слуху.

    Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное выдерживание пауз при исполнении пьес. Фермата.

    Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы.

    Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато».

    Легкие дуэты для блокфлейты.

    Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы. Синкопа. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

    Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Повторение пройденного материала. Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Условия реализации программы

    Класс, оборудованный настенным зеркалом.

    Блокфлейта (по количеству учащихся в классе.).

    Фортепиано (1 шт.).

    Метроном.

    Магнитофон с CD-проигрывателем.

    Научно-методические пособия.

    Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.

Список литературы

Психолого-педагогическая.

    Абрамова Г.С. «Возрастная психология». М., 1999.

    Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.

    Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.

    Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

    Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

    Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

    Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

    Ефимкина Р.П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.

    Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза». М., 1984.

    Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.

    Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

    Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

    Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

    Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

    Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

    Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

    Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

    Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

    Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».

В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.