Инновации в воспитательной работе в школе. Инновационные технологии в воспитательном процессе

Доклад

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

Четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

Грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии .

Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модел ь совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

    технология проектного обучения;

    личностно-ориентированная технология;

    технология здоровьесберегающая;

    технология учебной деловой игры;

    технология развития критического мышления;

    технология КТД И. П. Иванова;

    технология проведения учебных дискуссий;

    Тьюторство – технология педагогической поддержки;

    технология создания ситуации успеха;

    шоу-технологии;

    ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;

развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение, так как я сама не разработала ни одну мастерскую. Я только использую разработки из журнала «Новое образование» от ИПК и ПРО. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте . На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника, . На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер:за и против».

В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы ль способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс.(можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально) . Одним из главных помощников для учителя является Интернет.Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru

Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.

Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

будет

Левкина Юлия Валерьевна, учитель русского языка, литеатуры

МКОУ Луговской СОШ

Инновационные технологии в воспитательной работе

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением Л.С.Выготский


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.


  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:


  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновационные воспитательные технологии

Коллективное творческое дело

Информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет)

Нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)

Социальное проектирование

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Технология исследовательской деятельности

Технология проектов

Технология дидактической игры

Здоровьесберегающие технологии

Личностно- ориентированная технология

Экологообразовательные технологии

Кейс – технологии

Арт-технологии

Шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Диалог «педагог- воспитанник»

Тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания:

ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);

исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),

контроля и корректировки.


Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Технология КТД

(по Иванову) - 6 этапов:

  • совместное решение о проведении дела,
  • коллективное планирование,
  • коллективная подготовка,
  • проведение дела,
  • коллективный анализ,
  • решение о последействии.

Технология «КТД»

Направленность КТД

– стремление к общению,

к познавательной активности.



Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

Как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

Как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

Как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

Как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации, обработки анкет, построения диаграмм и т.д.);

Как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Информационные технологии

– это все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования

является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.


Игра называется деятельностной , так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных.

Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры.

Результат детской игры - в развитии сознания и личности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, общаться и взаимодействовать между собой.


Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Организационно-деятельностная игра –

Кейс-технология

это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения.

технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.


Что такое кейс?

 Кейс (ситуация) - это случай из реальной жизни, который излагается школьникам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом.

 Кейс предъявляется школьникам как конкретная проблемная задача, которую им необходимо решить. Чаше всего такая задача не имеет правильного ответа.

 Кейс имеет свою структуру, правила написания и проведения.

 Кейс чаще всего содержит описание ситуации и заметки для преподавателя.

 Кейсы бывают двух типов:

а) с готовым вариантом решения; б) без него.

 Кейс может представлять собой описание ситуации, заметки для преподавателя или только описание ситуации.


Практический тренинг по кейс-технологии

На этом этапе слушателям зачитывается подготовленная тренером ситуация - CASE(case.doc). Предоставляется л итература:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека.

Анализ ситуации

Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…


Арт- технология -

Техника и приемы арт-педагогики:

воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Музыкальная терапия

Игровая терапия

Драматеарпия

Сказкотерапия

Библиотерапия

Кинотерапия

Танцевальная терапия

Фототерапия

Изотерапия

Мандала-терапия


Счастливого Вам пути по неизведанным тропинкам учебного и воспитательного процесса.

Спасибо за внимание!

В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются по­пытки обновления практики образования. Приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный проект модернизации образования направлены на скорейшее распространение инновационной практики.
Образовательные учре­ждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, со­храняя приверженность проверенным методикам.

Особый интерес вызывают два менее распространенных варианта проведения дебатов – дискуссионные качели и британские дебаты.
Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую цензуру в отношении СМИ, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость цензуры. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распо­ряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей пози­ции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противополож­ную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппо­нентов. Здесь очень важно не повторяться в аргументации, а постараться найти новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищае­мую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функ­цию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут со­гласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.
Британские дебаты воспроизводят процедуру обсуждения пробле­мы в Британском парламенте. Представители каждой из сторон получают право изложить свою точку зрения, далее трибуна предоставляется для во­просов, комментариев и заключений строго поочередно. Так достигается формальное равновесие в суждениях оппонентов. На чью сторону склонят­ся участники дискуссии, зависит от яркости и убедительности выступаю­щих, умения парировать аргументы, быстро находить контраргументы и уязвимые места в позиции противной стороны. Победа в британских деба­тах достигается не количеством сказанного, а качеством;
разворачивающуюся интригу. Один из эффективных способов включить детей в дискуссию – представить материал в виде связного рас­сказа, который предъявляется ребятам по частям. Каждый смысловой от­резок истории обрывается в кульминационный момент – точке конфликта, ветвления вариантов продолжения истории, неопределенности. Задача ре­бят – развить сюжетную линию истории в соответствии с имеющимися у них представлениями о ее возможном ходе. Таким образом, разворачивающаяся интрига связана с постепенным «приоткрыванием» обстоятельств, деталей проблемной педагогической ситуации и проработкой вариантов поведенческого реагирования в зависимости от вновь обнаруженных условий;
мозговой штурм. Он предполагает разработку идей в микрогруппах, результаты которой объединяются в единый список, с которым потом работает группа экспертов. В групповой работе принимают участие также и те, кто при традиционной форме проведения занятий выступает в качестве лекторов. Здесь преподаватели на равных с другими членами группы участвуют в решении проблем, выдвигают аргументы и идеи;
развивающуюся кооперацию. В этом варианте первоначальный список идей и решений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парах или тройках, далее группы укрупняются, а идеи вновь кооперируются. В итоге появляется общий список предложений. Итоговое решение принимается при помощи техники ранжирования.
Перечисленные варианты основаны на групповой работе.
Работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий организации дискуссии, так как она дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Ее следует использовать тогда, когда нужно решить проблему, которую ребята не могут решить самостоятельно. Организуя групповую работу, преподавателю следует придерживаться следующих рекомендаций:
Выбирайте размер группы. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они оперативнее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
Постоянно держите в поле зрения работу малых групп. Обходите аудиторию, помогайте обучающимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Переходите от группы к группе, наблюдая и оценивая происходящее. Одним из способов дать возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.
Грамотно распределяйте детей по группам. Наш опыт подсказывает, что эффективнее работают группы с разнородным составом, включающим разных по уровню развития детей. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями.
Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе воспитанники могут выполнять следующие роли: регистратор (записывает результаты работы); спикер (докладывает результаты работы группы всей аудитории); наблюдатель (см. роль наблюдателя выше); хранитель времени (следит за временем, отпущенным на выполнение задания). Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, детей следует поменять ролями. Если один из учащихся должен отчитаться перед аудиторией о работе группы, обеспечьте справедливый выбор спикера.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для дискуссионных методов обучения.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Инструктаж должен касаться как содержания, так и процессуальной и временной стороны предстоящей работы. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке – «плечом к плечу, глаза в глаза».
Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Для обострения дискуссии полезно использовать специальные провоцирующие приемы, например, демонстрацию непонимания, выражение сомнения, проблематизацию отдельных высказываний, доведение отдельных идей или мыслей до абсурда, «нет-стратегию». Эти приемы удерживают внимание на теме дискуссии, порождают неравнодушное отношение к предмету дискуссии. Благодаря этому вопрос очерчивается рельефнее, глубже, с разных сторон.
Управление общением ориентировано на овладение способами взаи­модействия с людьми, когда из множества индивидуальных точек зрения складывается согласованная позиция, общее видение проблемы во всей ее сложности. Педагог должен убедить учащихся в том, что любое локальное суждение в той или иной мере помогает глубже, рельефнее осознать про­блему. Для того чтобы общение было полноценным, учителю необходимо позаботиться о «блокировке фильтров», т.е. о создании обстановки, ис­ключающей критику любого, пусть даже самого фантастического или не­реального мнения. Для этого необходимо воздерживаться от текущих за­мечаний, так как школьников не должно тревожить, будут ли приняты или отвергнуты их соображения.
Работая в рамках метода дискуссионной (коммуникативно-диалоговой) деятельности, школьники учатся публично выражать собственные позиции, мнения, обмениваться суждениями и точками зрения и отстаивать их, выражать сло­вами свои чувства и отношения.
Метод игровой имитации позволяет включить в воспитательный процесс «проживание» конкретных ситуаций. В качестве примера игровой имитации приведем ситуацию «Выборы в СССР», описанную М. В. Клариным. Цель игры состоит в том, чтобы показать, что право голоса, не подкрепленное правом выбора, не обеспечивает демократического характера общественного устройства. Педагог предлагает школьникам разыграть «выборы по-советски» и обсудить те чувства и переживания, которые они вызывают. Педагог назначает комитет из нескольких ребят, который оп­ределяет имена кандидатов. Никому другому не разрешается выдвигать своих кандидатов. На каждый условный пост назначается только один кандидат, программа которого не известна и не обсуждается. Все обязаны выбирать из списка в одну кандидатуру. Это объявляется воплощением права избирать и быть избранным.
По ходу игры ребята не могут вмешиваться в ее ход, но имеют воз­можность записывать возникающие у них чувства, фразы и слова, которые приходят в голову. После разыгрывания выборов проводится обсуждение. Педагог обращается к чувствам детей, ведь выражение их лиц во время игры дает массу информации о переживаниях и впечатлениях. Эмоциональные высказывания детей о том, что они почувствовали, когда узнали, что им предстоит выбирать из «списка» с единственным кандидатом, служат основой для более глубоких обобщений.
Метод игровой имитации позволяет погрузить детей в осваиваемую реальную ситуацию, принять на себя роли конкретных действующих лиц, осмыслить произошедшие события и принятые решения. Метод позволяет прожить определенный культурный отрезок, оживить безликую, не затрагивающую непосредственно детей информацию.
Игровую имитацию можно проводить не только на основе реальных, действительно имевших место событий, но и на основе гипотетических ус­ловий. К числу таких игр относится известная игра «Кораблекрушение». Игровые инструкции побуждают детей в ограниченное время прийти к общему согласованному решению. Яркий игровой опыт детей служит ос­новой для обобщений о необходимости согласованных действий при лич­ной заинтересованности каждого.
Одной из наиболее часто встречающихся форм применения технологии игровой имитации в образовательных учреждениях можно назвать организацию ученического самоуправления.

С. А. Тяпаев,
заместитель директора по УВР,
МОУ «СОШ № 9»,
г. Саратов

Никонорова Людмила Анатольевна,заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия №1 г.Лаишево

Современные и инновационные воспитательные технологии.Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -на науке. С искусства все начинается, технологией -заканчивается, чтобы затем все началось сначала.(В. Беспалько)Характерной особенностью воспитательной технологии, является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ, что можно проследить по применению воспитательнойТехнологии организации и проведения группового воспитательного дела. (Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела –формирование относительно устойчивых

отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить таким образом:Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

Содержательная (предметная)деятельность Завершение (рефлексия)Проекция на будущее Рассмотрим отдельные воспитательные технологии. Развитие таких сторон личности, как: духовность, образованность, мировоззренческое и нравственно –эстетическое формирование, природные склонности и задатки не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания по новейшим воспитательным концепциям и технологиям (Концепция Е.В.Бондаревской «Культурологическая», Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека»).Концепция Евгении Васильевны Бондаревской «Культурологическая».Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнениеобразования смыслами.Воспитание –это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности.

Цель воспитания–целостный человек культуры.Базовые процессы воспитания:жизнетворчествосоциализациякультурная идентификациядуховнонравственное развитие личностииндивидуализацияПринципы:природосообразности культуросообразностииндивидуальноличностного подходаценностносмыслового подходасотрудничестваСодержание воспитания включает в себя: компоненты личностного опыта компоненты личностноориентированного воспитания:аксиологический изучение узловых событий в жизни ребенка;культурологический педагогическая интерпретация его индивидуальных событийный особенностей;моральноэтический эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть;гражданский совместное проектирование жизни;личностный;индивидуальнотворческий.Критерии эффективности воспитательного процесса:уровень ценностносмыслового развития и самоорганизацииспособность к нравственной саморегуляциимера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личностиТехнология воспитания духовной культурымолодого поколения (по Н.Б.Крыловой)Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека».Человек –существо разумноеЧеловек –существо моральноеЧеловек –существосозидательноеСодержание воспитания включает:философическое воспитаниедиалогическое воспитаниеэтическое воспитаниеКритерии эффективности:внешний облик ребенкафизическое и психологическое развитие, поведениекачественность, разнообразие жизниспособности, самочувствиеценностные предпочтенияотношение ребенка к собственному «Я»Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги)развивает организаторскую и лидерскую активность.Данные концепции послужили основанием для разработки собственной Концепции воспитательной системы гимназии (приложение №1).Воспитание играет определяющую роль в формировании личности при условии, если оно будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования.Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать её в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности, изложенная в педагогической системе, называемой

«Воспитательнойсистемой на основе потребностей человека»(теория Созонова В.П.).

В Концепцию воспитательной системы гимназии положены педагогические теории, ведущие идеи:развитие гуманистической воспитательной системы как сферы, включающей в себя деятельностное сотрудничество детей и взрослых, являющейся социальнопсихологической нишей личности и способствующей ее самореализации (идеи В.А.Сухомлинского, В.А.Караковского, И.П.Иванова, А.Н.Тубельского, Г.К.Селевко, Н.Е.Щурковой, О.С.Газмана) :педагогика гуманизма,педагогика сотрудничества,педагогика общения,педагогика общей заботы,педагогика самовоспитания.Педагогика сотрудничестварассматривается и как образовательная, и как воспитательная технология. Педагогику сотрудничества рассматривают как «проникающую»технологию, так как её идеи вошли практически во все современные педагогические технологии, реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектсубъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.Целевыми ориентациями данной технологии являются:Переход от педагогики требований к педагогике отношений;Гуманно –личностный подход к ребёнку; Единство обучения и воспитания.Концептуальные положения педагогики сотрудничестваотражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели; Технология педагогического общения–технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.Цель

создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).Состоит их 3 блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия.Условия: форма круг, позиция ведущего «на равных».Правила:участие «здесь и теперь», обратная связь.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание –это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональнаясфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова).Целевые ориентации (подсистема целей):Формирование личности –главная цель школы.Сверхцель –всесторонне и гармонически развитая личность.Развитие социальной активности.Формирование ответственности, гражданского самосознания.Развитие творческих способностей детей.Превращение школы в большую воспитательную систему.Формирование целостной научно обоснованной картины.Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.Воспитательная система гимназии построена таким образом, что предоставляет всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, культуры, творческих способностей, выявление способных и одаренных детей, сохранение и укрепление физического здоровья детей. Здесь можно говорить о применении 

Технологии личностноориентированного обучения,которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностноориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманноличностные технологии и технологии свободного воспитания.Гуманноличностные технологииотличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.Технологии свободного воспитанияделают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, учащийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Здесь можно привести в пример гуманноличностную технологию Шалвы Александровича Амонашвили, академика РАО, известного педагогаученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Целевыми ориентациямигуманно–личностной технологии Ш.А. Амонашвили являются:способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;развитие и становление познавательных сил ребенка;идеал воспитания –самовоспитание.Стержнем воспитательной системы гимназии являются проекты и коллективнотворческие дела(методика педагога И.П.Иванова),обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений, способностей и навыков творчества через инновационные технологии: проектную деятельность и КТД мы стремимся к тому, чтобы каждый –и ребенок, и учитель, и родитель –реализовали себя как индивидуальность.

Коллективное творческое дело.Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. Организация творческого воспитания это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания –это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.Результат–позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная.Типы КТД: традиционное и личностноориентированное.Постулаты КТД:коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.Этапы КТД: Коллективное целеполагание;Коллективное планирование;Коллективная подготовка;Проведение дела;Коллективный анализ;Решение о последействии.Формы КТДУрок;Классный час;Родительское собрание: 1.Коллективное планирование; 2.Коллективное целеполагание. Подготовка: анкетирование, опрос, анализ; оформление кабинета; подготовка раздаточного материала; поздравления. Проведение собрания. Принятие решения (с ответственными за исполнением).Традиционные праздники;Ключевые дела гимназии;Акции;Субботники.Виды коллективных дел:Трудовые КТД (Акция«Трудовой десант»; субботники; средники; Акция «Забота»; летняя практика; производственная бригада и т.д.)Интеллектуальные КТД (Игра «Брейнринг»; «Поле чудес»; «Колесо истории»; «Умники и умницы»; предметные чемпионаты и т.д.)Художественные КТД (Театр здоровья «Зеркало»; «Моделирование и конструирование»; конкурсы рисунков и плакатов; КВН и т.д.)Спортивные КТД («Спартакиада»; «День Здоровья»; Олимпийские уроки», спортивные игры, эстафеты, конкурсы, викторины, встречи со спортсменами; День бега; Лыжня России и т.д.)Экологические КТД (Акция «Первоцвет», «Помоги птицам зимой»; высадка деревьев и кустарников; разбивка цветников и т.д.).Традиционные делаэто коллективное творческое дело, которое становится центральным делом воспитательного процесса: День Знаний; Урок мира; Дни здоровья; «Осенний бал»; День самоуправления; Урок парламентаризма; КВН; Недели добрых дел; Фестиваль «От сердца к сердцу»; Акция «Забота»; Акция «Память»; митинг, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий; новогодний бал маскарад; турнир «Добры молодцы»; конкурс «Крутая девчонка»; спартакиады; смотр строя и песни; вечер встречи выпускников; утренние «Моя мама лучше всех»; митинг памяти, посвящённый Дню Победы; соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья»; «Весёлые старты», субботники и средники по благоустройству территории гимназии; волонтёрская помощь престарелым.Традиции гимназии (КТД) –это то, чем гордиться наша гимназия, то, что делает ее неповторимой, родной для учителей, учащихся, родителей, выпускников, запоминающейся на всю жизнь. ШОУтехнологии.Особенности: деление участников на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.Временная структура: подготовка –реализация –анализ итогов.Основные предметы проектирования:Задания «сцене»;Работа с залом;Способ оценивания;Сценарий для ведущего;Оформление сцены и зала.Результаты:для зала –опыт эмоционального реагирования в культурных формах,для активных участников –опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.В 2005 году в гимназии создан театр Здоровья, участники готовят различные театрализованные постановки, например: для учащихся 57 классов подготовили театрализованную беседу «Забава для дураков» (о вреде курения). Двое ведущих, одетых в костюмы Фауста и Мефистофеля, рассказали историю возникновения табака: когда появился он у нас в стране; о вреде, который приносит организму курение; высказывания известных людей по отношению к табаку. Закончилась беседа викториной «В объятиях табачного дыма». Для учащихся 89 классов подготовили и провели суд над табаком «Куритьздоровью вредить» и для 1011 классов токшоу –представление « Суд над наркоманией». Технология педагогической поддержки.Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.Формы педагогической деятельности:защитапомощьпедагогическое сопровождениепедагогическая поддержкаМеханизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: Iэтап (диагностический) фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; IIэтап (поисковый)

организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка ); IIIэтап (договорный)

проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IVэтап (деятельностный)

действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); Vэтап (рефлексивный)

совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Технологические профессиональные операции:инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы –просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуйеще…»Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств –именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»Важное условие общим для всех технологий, концепций является –сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.Технология самосовершенствования личности обучающегося.Автор данной технологии Герман Константинович Селевко, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования. Он основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет: осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию; формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу. Здоровьесберегающие технологии. это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;создание благоприятного психологического климата на уроке;охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниЦель технологии: сохранение физического и психического здоровья обучающихся и обучение навыкам его сохранения, пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья обучающихся предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и досуговой деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Исследователи считают, что наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.Для сохранения и развития здоровья учащихся в гимназии разработана программа здоровья, целью которой является создание необходимых условий для комплексного решения проблемы здоровья детей.Программа «Здоровье» одобрена на Педагогическом Совете гимназии и утверждена приказом №27 от 13.04.2012 г.. Разработаны программы: «Наркостоп», «Сбереги себя сам», «Выбор»по профилактике социально негативных проявлений в подростковой среде; «Зеленая планета»по экологическому просвещению учащихся. «Ежегодно составляется План работы по охране здоровья учащихся.

Ежегодно на Педагогические Советы, заседания МО классных руководителей, родительские собрания выносятся вопросы сохранения здоровья учащихся. Так в апреле 20011 года прошел Педагогический совет на тему «Пути совершенствования охраны и укрепления физического, психического, социального здоровья обучающихся». Ежегодно вопросы сохранения здоровья обучающихся выносятся на внутришкольный контроль, выходом на результат является составление Справки по итогам проверки комиссии по охране здоровья обучающихся.

Заместитель директора по воспитательной работе Никонорова Л.А. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «ЗДОРОВЬЕ» и имеет право на творческое внедрение изученного в учебновоспитательный процесс (свидетельство №591 «Межрегиональный центр обучения здоровью»).Применению здоровьесберегающих технологий способствуют разнообразные формы, приемы и методы воспитательной работы: физминутки, Дни здоровья, спортивные соревнования и эстафеты, походы и экскурсии, занятия в спортивных секциях, изучение на уроках ОБЖ и классных часах правил дорожного движения, поведения в гимназии и общественных местах, создание в гимназии и в классах санитарных постов, которые призваны оказывать первую медицинскую помощь, контролировать внешний вид учащихся, состояние личного имущества, качество уборки помещения классов, выпуск листов здоровья и т.д.С 2008 года гимназия поучила квалификационную классификацию «Школа, содействующая здоровью серебряного уровня»и в 2012 году данную квалификацию подтвердила.В 2009 году разработана авторская Программа «Выбор…» по профилактике злоупотребления ПАВ, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений (Протокол Педсовета №1 от 28.08.2009г.; утверждена приказом директора от 01.09.2009г.). Программа «Выбор…» заняла третье место в республиканском конкурсе «Школатерритория без наркотиков», 2010 г. и второе место в республиканском конкурсе КМ РТ «Лучшее образовательное учреждение по антинаркотической работе», 2012 г.В 2011 году принимала участие в районном конкурсе отрядов профилактики правонарушений и по итогам конкурса ОПП «Вымпел» занял второе место и в 2012 году первое место.В октябре 2011 года приняла участие во Всероссийском конкурсе среди общеобразовательных учреждений общего образования по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Дорога без опасности» проведенного в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах», в 2012 году отмечены Дипломом 2 степени и денежным призом 15000 рублей.В октябре 2012 года принимала участие в республиканском семинаре по теме «Роль милицейских классов в период реорганизации правоохранительных органов».

В образовательных учреждениях применяется классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К.Смирновым:

Медикогигиенические технологии (МГТ).К медикогигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия посанитарногигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся,организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. В нашей гимназии имеется специальный медицинский кабинет, в штате гимназии одна медицинская сестра. Составлены паспорта здоровья на каждого обучающегося гимназии. Раз в год проводится диспансеризация обучающихся, для этого к нам в гимназию приходят врачи, так как в кабинете имеется все необходимое оборудование. Делаются прививки обучающимся по графику ЛЦРБ. Ежедневно медсестра гимназии осуществляет утренний фильтр, выявляет заболевших детей, особое внимание уделяет детям из неблагополучных семей, детям из группы риска, трудным подросткам. Медицинская сестра выступает с лекциями на родительских собраниях, проводит беседы с учащимися. В медицинском кабинете имеется литература, буклеты по данной теме. Медицинская сестра гимназии осуществляет контроль за развитием и состоянием здоровья обучающихся, за их оздоровлением в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Один раз в полугодие проводится диспансеризация учащихся врачамипедиатрами Лаишевской районной поликлиники. На родительских собраниях выступает с лекциями по профилактике вирусных заболеваний, гриппа, особенностях детского организма в разные периоды развития.

В гимназии проводится профилактика распираторновирусных инфекций народными средствами: лук, чеснок. За последние три учебных года, гимназия закрывалась на карантин по причине гриппа и ОРЗ в ноябре 2011 года.

По программе «Здоровье» в октябреноябре каждого года проводится систематическая работа по санации и профилактике заболеваний полости рта у детей. Медицинская сестра совместно с членами родительского комитета водят первоклассников в стоматологический кабинет Лаишевской районной поликлиники. Один раз в год врач стоматолог проводит в школе осмотр полости рта у учащихся и назначает лечение.Физкультурнооздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Ежегодно учителя физической культуры составляют план работы на учебный год, который принимается решением Педагогического Совета школы.

План спортивной работы гимназии разрабатывается в соответствии с республиканской программой развития физической культуры.

Уроки физической культуры проводятся по три часа в неделю протяженностью 45 минут. На уроках проводятся физкультминутки, после третьего урока гимнастика для учащихся 111 классов. Один раз в четверть проводятся Дни Здоровья по специальной программе, в которой принимают участие все учащиеся гимназии. Организованы команды юношей и девушек по различным видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, лыжи, настольный теннис. Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями различных соревнований. Учащиеся гимназии защищают честь района на республиканских соревнованиях в составе команд по футболу, волейболу.Экологическиездоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).Направленность этих технологий создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школах это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях, акциях.Говоря о здоровом образе жизни детей и подростков, не следует забывать и тот факторсреду, в которой мы живем. Потребительское отношение к окружающей среде долгое время использовалось человечеством, и сегодня мы пожинаем его печальные плоды. Наша задача –способствовать улучшению отношения подрастающего поколения к окружающей среде, воздействовать на чувства и воображение детей с помощью конкретных экологических знаний, статистических данных из книг, периодических изданий. Вся собранная информация по экологии хранится в тематической папке «Экологическое просвещение». В фонде библиотеки гимназии имеются научные видеофильмы на экологическую тематику.

В работу по экологическому воспитанию учащихся внедряются все формы и методы работы с детьми. Это зоовикторины, КВН, экологические часы и уроки, экологическое лото, игра «Зов Джунглей», энтомологическая викторина, экологические экспедиции. Так, например, в начальной школе экологическое просвещение начинается увлекательным путешествием в удивительный мир природы. Дети учатся видеть в природе источник жизни человека, учатся любить и уважать природу, относиться к ней бережно.

Ежегодно, в месячник охраны окружающей среды» проводятся акции «Первоцвет», «Посади дерево», «Помоги птицам», «Сохрани город, в котором живешь». За гимназией закреплены улицы в городе, каждую неделю ребята обходят закрепленные улицы и убирают мусор. Учащиеся с 111 классы еженедельно проводят акции «Уют»средники и субботники по уборке мусора на пришкольной территории. Силами учащихся 810 классов, по просьбе Лаишевского Лесхоза весной посажены деревья по придорожной полосе в Чирповском лесу.

Каждый год в гимназии с учащимися проводятся Дни окружающей среды, Дни здоровья, Дни земли и воды. С помощью библиотекаря для учащихся 111 классов проведены «Дни информации» и «Информационнопознавательные часы» на темы: «Береги природу», «Дом, в котором ты живешь», «Голубая планета», «Экология от А до Я», «Экология: тревоги, надежды». К этим мероприятиям приурочивают различные выставки из природного материала, сделанные руками ребят на кружках и уроках технологии. В месячник охраны окружающей среды кружок «Экомир» (руководитель Филиппова Н.И.) провели «Слет юных экологов» на тему «Мы за чистую планету». Данному событию предшествовала большая организационная работа. Ребята разработали эмблему слета, подготовили тезисные выступления, экологические газеты и конкурс рисунков «Мир вокруг меня и как он прекрасен», «В гостях у природы». Учащиеся гимназии 7»Б» класса организовали экологический рейд с целью выявления экологических зон риска. Выявлены места несанкционированных свалок мусора, сделан фоторепортаж с места событий. Ребята предложили провести акцию «Природа просит помощи». Организована уборка мусора там, где это возможно силами учащихся. Цель слета: привлечение внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления природных богатств и охрана окружающей среды родного края, экологическое просвещение учащихся и воспитание рационального к ней отношения.

Для учащихся 56 классов подготовили и провели заочную экологобиологическую экспедицию «Дом под крышей голубой». В процессе этой «экспедиции» ребята знакомились с правилами поведенияв лесу, бережного отношения к природе, как правильно собирать грибы, цветы, познакомились с животным миром нашего леса.С большим успехом прошли массовые мероприятия: викторина «Что? Где? Когда?» по теме«Народные наблюдения в приметах»; игра –викторина «Лес и человекединое целое»; викторина «Экология и здоровье».В течение года в библиотеке гимназии действовали книжные выставки: «Тайны зеленого леса», «Сбережем свою землю», «По тропинкам, по лесам», «В судьбе природы –наша судьба», «Красота, дарующая радость», «Мир окружающий прекрасен», «Поющая музыка природы»; фотовыставка «Природа в наших глазах» (фотографии из периодических изданий»; выставкагербарий «Лечебные травы» (каждый ученик принес из дома засушенные лечебные травы и рассказал о их свойствах); фотовыставка «Мой город, моя улица»; выставкапризыв «Не навреди» (периодические издания).Какие бы формы массовой работы не проводились, все они объединены одной темой «Природаэто наш общий дом» и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи –сохранение жизни –требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ и на классных часах.

Например, в сентябре и перед каждыми каникулами мы проводим инструктажи детей по темам: «Правила поведения в гимназии, в общественных местах, на транспорте, в лесу»; «Один дома»; по электробезопасности и пожаробезопасности; «Тонкий лед»; «ПДД» и др. Для удобства классных руководителей подготовлены инструкции, которые имеются у каждого классногоруководителя.Вся внеурочная деятельность гимназии организована таким образом, что творческие дела объединены в месячники:сентябрь –«Безопасность детей и правовых знаний»;октябрь«Трудом славен человек»;ноябрь«Мы за здоровый образ жизни»;декабрь«Детского художественного творчества»февраль«Военнопатриотической и оборонномассовой работы»;март«Месячник родного языка»;апрель«Охрана окружающей среды», «Профориентация»май –«Охрана окружающей среды», «Военнопатриотическое воспитание»

В центре месячника, который объединяет разные по форме и содержанию мероприятия, одно яркое общее дело. Это позволяет создать в гимназии периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, организовать оздоровление и спортивномассовую работу, организовать помощь классному руководителю, привлечь родителей, сформировать коллективные ценности, способствовать профессиональномусамоопределению и профилактике правонарушений и пропагандировать здоровый образ жизни. Здесь активно применяются технологии учебной деловой игры, технологии учебных дискуссий и конечно технология разноуровневого воспитания.Технология учебной деловой игры.В отечественной педагогике имеется ряд игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Муммитролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения и воспитания.Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей.В воспитательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какойлибо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующихреальные.Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модельпьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».«Деловой театр».В нем разыгрывается какаялибо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социальнопсихологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.Ежегодно, в сентябре, в нашей гимназии проводятся выборы Президента Гимназической Думы. Во время проведения данных мероприятий активно применяется технология учебной деловой и ролевой игры.Цель технологии: обучение принятию решений. В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы, участвуя в настоящих выборах президента страны. Эта имитационная игра позволяет обучающимся самим решать проблемы, а не просто быть наблюдателями.Во время подготовки к выборам соблюдаются все условия предвыборной кампании: создана избирательная комиссия, зарегистрированы кандидаты, оформлены списки голосов в поддержку кандидатов, проведены дебаты, организованы встречи учащихся с кандидатами на пост Президента Гимназической Думы.Технологии учебных дискуссий.Дебаты –одна из основных форм технологии проведения учебных дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговойштурм», «аквариум», «междусобойчик». Технология разноуровневого обучения.Проводя классные часы, КТД в начальной школе, основной школе, средней школе, мы применяем технологию разноуровневого обучения, цель которой –учет возрастных особенностей учащихся. Планирование воспитательной работы гимназии разрабатывается в июне после анализа воспитательной работы за текущий учебный год, ставятся цели и задачи на новый учебный год. Проект плана ВР доводится до сведения классных руководителей 1 –11классов на заседании МО КР, которые, в свою очередь, планируют работу с вверенным классом на новый учебный год.В течение года планы воспитательной работы классных руководителей корректируется. По результатам проверки состояния планируемой документации классных руководителей, педагога –организатора, библиотекаря составляются аналитические справки в сентябре по плану ВШК. Подобным образом осуществляется управленческая деятельность заместителя директора по ВР.Технология педагогического разрешения конфликта–технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта –обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое» поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи. В нашей гимназии, в рамках эксперимента Министерства образования республики, создана «Школьная служба примирения», которая состоит из детей и взрослых. ШСП помогает разобрать сложные случаи и наболевшие проблемы с родителями, учителями и учениками, решить трудные вопросы мирным путем, просто разобраться в себе и в случившемся. Помогает этому ведущий, который проводит примирительную программу с рассорившимися. Ведущий –нейтральный посредник, организующий переговоры в равной степени поддерживающий обе стороны (обидчика и жертву), помогает им наладить диалог и разобраться в случившемся.Программа примирения –добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется ведущим, для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Такая программа может состояться, только тогда когда обе стороны согласны встретиться.

Школьная служба примирения позволит:1. Подростку, совершившему правонарушение:Осознать причины своего поступка и их последствия;Принести извинения и получить прощениеЗагладить причиненный вредВернуть к себе уважение и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые возможно, были нарушены в результате случившегося.2. Потерпевшему:Избавиться от негативных переживаний и желания отомститьУбедиться в том, что справедливость существует.3. РодителямПомочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.В школьной службе примирения разбираются не все случаи, есть определенные правила отбора случаев подходящих под примирительную встречу:Наличие конфликта, конфликтующие стороны известны.Признание существования конфликта обеими сторонами.После конфликта прошло не менее 1 –2 дней, но не более 1 месяца.Данная ситуация не должная рассматриваться на других уровнях.Участникам более 10 лет.Программа не проводиться по фактам употребления наркотических средств и крайним проявлением жестокости.Технология предъявления педагогического требования–технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование –предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительнойпрограмме действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.Технология педагогической оценки поведения и поступков детей –технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.Технология проектного обучения. В.И. Слободчиков отмечает, что «единственной и принципиальной преградой на пути инновационного административного беспредела» может стать проектирование, как форма разумной деятельности, в которой осуществимо грамотное педагогическое новаторство и которая уже имеет исторические прецеденты.

Наличие кризисных явлений в сфере образования поставилоперед педагогической общественностью –педагогами, руководителями образовательных учреждений –задачу:самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи;придумывать способы их осуществления;анализировать полученный результат.В связи с этим возникает необходимость обучения проектированию учителей и учащихся гимназии.Технология ИКТ.Особого внимания заслуживает информационнокоммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. ИКТ используется на всех этапах процесса обучения, поддерживает у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. ИКТвозможно использовать при дистанционном обучении, широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ. Участие в районных мероприятиях предполагает применение этой технологии. Формы ИКТ:компьютерное тестирование;интерактивные практикумы;лабораторные работы;проекты;исследовательские работы;мультимедийные презентации;школьный прессцентр.Освещение жизнедеятельности школы осуществляется через работу Издательского центра «Портфель», основными составляющими которого являются ежемесячные выпуски газеты «Гимназический вестник» и по мере накопления материала телепередача «Голос».Издательский центр «Портфель» –это работа журналистов, основная задача которых сбор информации, главных редакторов –обработка материала, планирование, макет газеты, корректировка информации, затем компьютерное обеспечение для газеты и дикторы по доведению информации до слушателя в передаче «Голос».Цель создания ИЦ «Портфель»: развитие и реализация творческих способностей ребят. Участие ребят в работе школьного телевидения «Голос» и издании газеты «Гимназический вестник» развивают у них способности к общению, критическое мышление, повышает эрудицию и самооценку, учит правильно представлять информацию.Технологические профессиональные операции:инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы –просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»педагогическая помощь в деятельныхусилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…»Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств –именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»Важное условие общим для всех технологий, концепций является –сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.




Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха








Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека); нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон); социальное проектирование; организационно-деятельностные игры (ОДИ); технология исследовательской деятельности;


Технология социально-педагогического диагностирования; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии


Ток-шоу достоинства: -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.


Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей(«зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Шоу-технологии


Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Интерактивные технологии и методы метод карусели; эвристическая беседа; - дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов


Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.


Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология КТД(по Иванову) - 6 этапов: -совместное решение о проведении дела, - - коллективное планирование, -- коллективная подготовка, -- проведение дела, - - коллективный анализ, -- решение о последействии.


ЭтапТрадиционное КТД Личностно-ориентированное КТД 1. коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива Дело как потенциал личностного развития и роста 2. коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений 3. коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность 4. проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений 5. коллективный анализ Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность


Проектная технология - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.