Презентация на тему как избежать конфликта. Презентация - умение решать конфликтные ситуации. Составляющие конфликтной ситуации

Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

  • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
  • Задачи:
  • 1) Выявить причины конфликтов.
  • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
  • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
  • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
  • Актуальность:
  • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
  • План работы:
  • 1. Что такое конфликт и его типы.
  • 2. Причины конфликтов.
  • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
  • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
  • В опросе участвовали: 5-8кл.
Результаты опроса:
  • Результаты опроса:
  • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
  • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
  • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • Субъект Субъект
  • Предмет конфликта
  • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
  • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
  • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Позитивные
  • Позитивные
  • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
  • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
  • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
  • Негативные
  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
  • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
  • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
  • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
  • Предконфликтная стадия
  • Конфликтная стадия
  • Послеконфликтная стадия
  • Стиль поведения
  • Характеристика
  • Конкуренция,
  • соперничество («акула»)
  • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Сотрудничество («сова»)
  • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
  • Компромисс («лиса»)
  • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
  • Избегание, уклонение («черепашка»)
  • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
  • Приспособление
  • («медвежонок»)
  • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
  • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
  • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
  • 1-я группа
  • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
  • 2-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
  • 3-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
  • 4-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
  • Было интересно, но не все понятно!
  • Скучно, не понятно, неинтересно!
  • Было интересно, понятно, полезно!

Слайд 2

Игра «Башня»

  • Задача: из предложенного материала построить башню.
  • Главное условие: башня должна быть устойчивой.
  • Время на всю игру: 10 мин. Сначала группа обсуждает, как строить башню, а затем молча строит. 1-3 минуты – защита проекта.
  • Слайд 3

    Возникновение конфликта

  • Слайд 4

    Составляющие конфликтной ситуации:

    • участники конфликта (оппоненты);
    • предмет конфликта.
  • Слайд 5

    Типы конфликта

    • внутриличностный;
    • межличностный;
    • между группой и личностью;
    • межгрупповой конфликт.
  • Слайд 6

    Тест «Конфликтный ли вы человек?»

    • Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.
  • Слайд 7

    1. Угрожаю или дерусь.
    2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
    3. Ищу компромиссы.
    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
    5. Избегаю противника.
    6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  • Слайд 8

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
    8. Иду на компромисс.
    9. Сдаюсь.
    10. Меняю тему.
    11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

    Слайд 9

    12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
    13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
    14. Предлагаю мир.
    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

    Слайд 10

    Обработка результатов теста:

    • Суммируйте ответы по группам:

    «А»: под номерами 1, 6, 11.
    «Б»: под номерами 2, 7, 12.
    «В»: под номерами 3, 8, 13.
    «Г»: под номерами 4, 9, 14.
    «Д»: под номерами 5, 10, 15.

  • Слайд 11

    Интерпретация:

    • «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
  • Слайд 12

    • «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • Слайд 13

    • «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
  • Слайд 14

    • «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встаёт на точку зрения противника, отказываясь от своей.
  • Слайд 15

    • «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
  • Слайд 16

    Эвристическая игра

    • «Искусство разрешения конфликта».Цель игры: развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта
  • Технологическая карта открытого классного часа.

    Класс - 7.

    Классный руководитель – Можаева Татьяна Геннадьевна.

    Тема классного часа – «Что такое конфликты. Как их избежать?»

    Классный час посвящён способам эффективного общения. Конфликты в школе….

    Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

    Актуальность темы обусловлена тем, что многие дети в 13-14-летнем возрасте не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

    Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

    Цели:

      уточнить понятие обучающихся о конфликте;

      расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;

      познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации;

      продолжить формирование таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

      развивать навыки анализа собственного поведение в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий;

      побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

    Задачи:

    к концу классного часа обучающиеся должны

      знать, что такое конфликт, причины и типы конфликтов;

      уметь выбирать конструктивные способы выхода из предложенных конфликтных ситуаций.

    Форма проведения: час общения.

    ТСО: презентация, карточки с ситуациями, листочки-облака, словари,мультфильм «Конфликт».

    Ход занятия:

      Актуализация знаний и постановка задач.

    Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать.)

    Здравствуйте, всем! Наш рабочий день мы сегодня начнём с часа общения. По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, знать правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. (слайд 1) Представьте, что две ладони -это два человека, которые усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (слайд 2)

    Конфликт – тема нашего разговора. (слайд 3) Важна ли для вас эта тема? Почему? Высказывания обучающихся.

    Давайте попробуем определить задачи нашего общения. (слайд 4)

      Основная часть.

    1 группа. Приём «Ассоциативный ряд».

    Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

    2 группа. Ситуативный практикум.

    У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут слова,…. К доске прикрепляю солнце. Написав слова, сдают листочки-облака)

    У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака.

    Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром..)

    А что чувствуют конфликтующие люди, расскажет 1 группа –ассоциации.

    Какой характер носят все эти слова?

    Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции, поэтому очень важно решить поставленные нами задачи.

    Итак, тема определена, задачи поставлены. Каков следующий шаг? Изучить теоретический материал.

    Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука - конфликтология. (слайд 5) Предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.

    (слайд 6)

    ваше видение конфликта.

    Карточка.

    Литература:

    Психология:

    Корпоративная культура:

    Итак, конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений. (слайд 7)

    2 группа.

    Карточка.

    ЧТО

    А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 %. Выясните, нет ли противоречия в желаниях людей. Если есть, то в чём оно заключается? (слайд 8,9)

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Обсуждение.

    Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. (слайд 10)

    3 группа. Расскажите о типах конфликтов.

    1)Внутриличностный конфликт
    2)Конфликт междуличностью и группой
    межличностный конфликт.
    4)Межгрупповой конфликт

    Самым распространенным типом является межличностный конфликт. (слайд 11)

    Чем вредны конфликты? Высказывания обучающихся.

    Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. (слайд 12)

    Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

    (слайд 13)

    Обработка результатов теста (слайд 14)

    Как же можно разрешать конфликтные ситуации?

    Для этого проинсценируем ситуации.

    Приём «Театрализация». С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. (слайд 15) Их характеристики занесены в таблицу (показываю на экран) (приложение 15, слайд 10). Опираясь на данные таблицы, проинсценируйте одну и ту же ситуацию с разными стратегиями поведения. (Работа в парах).

    Стратегии

    Характеристики

    Приспособление

    Избегание

    Соперничество

    Сотрудничество

    Поведение

    Характеристика

    людей

    Люди, неуверенные в себе

    Символ

    Воробей-

    Страус

    Ястреб

    Голубь

    Результативность стратегии

    Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

    Разрешите их конфликт, используя разные стратегии поведения.

    Вывод. Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

    Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

    Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем». (слайд 16)

    Компромисс- соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

    Просмотр мультфильма «Конфликт». Проанализируйте ситуацию, используя сведения, полученные на сегодняшнем занятии.

    Этап рефлексии. Составление памятки ученикам (приложение 17)

    «Формула успешного решения конфликтов»

    1. Доброжелательность.

    2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

    3. Тактичность.

    4. Разговор по существу.

    5. Поиск компромисса

    6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

    7. Соблюдение чужого персонального пространства

    8. Правильный выбор роли

    9. Умение слушать и слышать друг друга

    10. Справедливость.

    Пожелания (слайд 17)

    Правила предупреждения конфликтов:

    Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

    Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

    Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.

    Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

    Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

    Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» (приложение 15, слайд 12) очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ . В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:

    К – критику по возможности устранить!

    Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

    Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

    Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

    Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

    По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

    Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

    Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

    В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.)

    1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него.

    2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника.

    3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это.

    4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

    5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

    6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

    7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

    8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

    9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

    10 . Взывайте к более благородным мотивам.

    11 . Драматизируйте свои идеи.

    12 . Бросайте вызов, задевайте за живое.

    Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске) : « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным» .

    (слайд 18)

    Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
    весь мир был бы незрячим. (слайд 19)

    Дополнительно: работа в группах.

    Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

    Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

      Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

    Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

    1 группа. Конструирование определения. Дайте определение слова «конфликт». Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Рассмотрите, как говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры, пользуясь словарями.

    Составьте из трёх определений своё, отражающее ваше видение конфликта.

      Карточка.

    Литература:

    Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

    Психология:

    Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами

    Корпоративная культура:

    Конфликт несет преобразование всех отношений в коллективе.

    2 группа. Изучите исследования учёных и сделайте вывод: в чём причина конфликтов?

    Карточка.

    Ученые тоже провели подобный психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

    Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности - 46 % , выдержки, уравновешенности - 30 % - целеустремленности, силы воли - 30 % - терпимости - 12 % - доброжелательности - 10 %

    А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 %. Выясните, нет ли противоречия в желаниях людей. Если есть, то в чём оно заключается?

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    3 группа. Расскажите о типах конфликтов.

    1)Внутриличностный конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнью.
    2)Конфликт междуличностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, один из учеников, улучшить свои отметки, предложил провести дополнительные консультации. Коллектив класса расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед учителем и возмутился.
    3)Самым распространенным типом являетсямежличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера.
    4)Межгрупповой конфликт . Класс может состоять из множества групп, между которыми могут возникать конфликты.

    Самым распространенным типом являетсямежличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера.

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Для учителей:

    Проведите психологический опыт.

    Заполните таблицу:

    Какие качества характера вы хотите воспитать в себе

    Какие качества характера вы хотите видеть в других

    Стратегии

    Характеристики

    Приспособление

    Избегание

    Соперничество

    Сотрудничество

    Поведение

    Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

    Уклонение от принятия решений

    Стремление добиться своего за счет другого

    Поиск решения, устраивающего обе стороны

    Характеристика

    людей

    Люди, неуверенные в себе

    Кроткие, слабые, уступчивые люди

    Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

    Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

    Символ

    Воробей- боится потерять отношения, уступает молча.

    Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

    Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

    Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

    Результативность стратегии

    Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

    Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

    Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.

    Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды

      Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

      На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

      Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

    Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

    Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

    Часто- 3 балла

    От случая к случаю- 2

    Редко- 1

    Ответы:

    1.Угрожаю или дерусь.

    2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3. Ищу компромиссы.

    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5. Избегаю противника.

    6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

    8. Иду на компромисс.

    9.Сдаюсь.

    10. Меняю тему…

    11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14. Предлагаю мир.

    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

    Обработка результатов теста.

    Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

    Тип «А»-1,6,11

    тип «Б»- 2,7,12

    тип «В»- 3,8,13

    тип «Г»- 4,9,14

    тип «Д»- 5,10,15

    Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

    «А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

    «Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

    «В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    «Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    «Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Педагог-психолог Байчорова М.Б. Как избежать конфликта?

    Задачи классного часа 1 2 3 Уточнить понятие о конфликте Расширить представление об основных типах и причинах конфликтов Познакомиться с различными способами выхода из конфликтных ситуации

    Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. Старинная народная мудрость

    Индивидуальная работа 1 2 Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт » На облаке-листке напишите один конфликт, участником которого вы были Ассоциативный ряд Ситуативный практикум

    Психологический тест Социологический опрос Развить в себе Text Видеть в других решительности - 46 % , выдержки- 30 % силы воли - 30 % терпимости - 12 %, доброжела тельности - 10 % доброты - 50 % честности - 30 % сочувствия - 22 % терпимости - 16 % щедрости - 12 %

    О пределения слова «конфликт » Конфликт (по толковому словарю) – трудно- разрешимое противоречие, связанное с противо-борством и эмоциональными переживаниями. Конфликт (в литературе) - противоречие между характерами, характерами и обстоятельствами, разными сторонами характера. Конфликт (в психологии) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт (в корпоративной этике) – это противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений

    С толкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера Л ичные сомнения человека, неудовлетворенность собой и своей жизнью М ножество групп, между которыми могут возникать конфликты Типы конфликтов Внутри л ичност ный Меж личност ный Меж групповой

    Нарастание конфликта Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности Агрессия Проти в одей ствие Несо гласие Разрыв Недово льство Уни жение

    Вред конфликтов Страдает достоинство человека На 1 мин конфликта 20 мин последующих переживаний Страдает физическое здоровье Портится настроение, все валится из рук

    Мини-тест Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова) б) Отблагодарю тем же (обзову) в) Пожалуюсь старшим www.themegallery.com

    П ути разрешения конфликта Жесткое Нейтральное Мягкое Деструктивный угроза, насилие, грубость, уни - жение, переход на личности, разрыв отношений Игнорирование уход от решения проблемы Конструктивный юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон

    Способы решения конфликта приспособления Стратегия избегания Стратегия с оперничества Стратегия со трудничества Стратегия

    Результаты конфликта Победа – поражение Победа – победа Одна сторона удовлетворена, но другая нет Поражение – поражение Обе стороны не удовлетворены результатом О бе стороны приходят к согласию

    Управление конфликтом Правила B E C D A Не прерывайте. Слушайте Не делайте предположений Не переходите на личности и не оскорбляйте Предлагайте множество решений конфликта Закончите на позитивной ноте

    Слайд 1

    Семинар-практикум для педагогов
    «Умение решать конфликтные ситуации»
    МОУ ДОД «Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области»
    Подготовила: педагог-психолог Калашникова О.А.

    Слайд 2

    Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
    Задачи: Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни; Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия; Отработать стратегии решения повседневных конфликтов

    Слайд 3

    Конфликт– это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.
    Большие эмоциональные затраты Ухудшение здоровья Снижение работоспособности Способствует получению новой информации Разрядке напряжённости Стимулирует позитивные изменения Помогает прояснить отношения

    Слайд 4

    Упражнение «Яблоко и червячок»

    Слайд 5

    Вам надо найти такое решение конфликта, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?

    Слайд 6

    Компромисс -
    решение, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём

    Слайд 7

    Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем»
    Игра «Сказка о тройке» Задание: выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор А – слепой, но слышит и говорит В – глухой, но может видеть и двигаться С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться

    Слайд 8

    Способы выхода из конфликтной ситуации
    Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

    Слайд 9

    Упражнение «Стили выхода из конфликта»
    Задание: Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался

    Слайд 10

    Выводы:
    Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта

    Слайд 11

    Притча «Лабиринт»
    Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони. Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь ведущий из лабиринта? Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик. Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав. - Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель. Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.