Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве. Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Педагогический институт

Факультет начальных классов

Специальность 050708-Педагогика и методика начального образования

Кафедра педагогики и психологии

Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Елена Кунченко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

к.ф.н.,доцент

Попова Надежда Николаевна

Мичуринск - Наукоград 2012

Введение…3

1. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование..5

1.2. Психологическая культура высокого уровня…8

2. Психологическая культура учащихся и ее повышение…10

2.2. Психологическая культура студента и педагога…13

3. Тестирование…15

Заключение…20

Список используемой литературы…21

Введение

Гармоничное состояние личности предполагает наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.



Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

По мнению О.И.Моткова психологическая культура (ПК) - наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Целью данной работы является исследование составных компонентов психологической культуры.

Объектом исследования является психологическая культура личности, а предметом - процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.

Материалом(основным) послужили работы О.И Моткова, В.Н. Дружинина, Л.С. Колмогоровой.

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития школьников и студентов. К образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в учебных заведениях, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации. Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда. В связи с этим задачами моей курсовой работы будут являться:

- изучение психологической культуры личности, ее основных компонентов, литературы по данной теме;

- оценивание силы психологических стремлений, а также степень полноты их осуществления в каждодневной жизни школьников и студентов, посредством тестов;

- сделать необходимые выводы.

Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование.

Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в

«нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна приноситреальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных. Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в книге «Психология самопознания личности» Моткова О.И. Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989). Сегодня, как считает Олег Иванович, понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития.

Колмогорова Л.С. утверждает, что имеют значение знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в :

Преобладающем хорошем самочувствии;

Глубоком понимании и принятии себя;

Позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни», она является

целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь» человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности
к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако, понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.



Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развитого интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто уместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и ее роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циник, презирающий нормы человеческой морали. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом, не могли не наложить отпечатка и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость – все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплановые понятия. Первое включает в себя определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводят к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах – служебного, неформального, общения в семье и т.д. – в решающей степени зависят от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвыситься над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации

Понятие цивилизации происходит от латинского слова civis – "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура – не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя формы культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся признаки региона или континента (цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация, восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отображаются реальные характеристики, выражающие общность культурно-политических судеб, исторических условий и т.д., но следует отметить, что географический подход не всегда может передать наличие в этом регионе различных исторических типов, уровней развития социально-культурных общностей. Еще одно значение сводится к тому, что под цивилизациями понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития. Так используют это понятие русский мыслитель Н. Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби. Весьма часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А. Тойнби и С. Хантингтон полагали, что религия является одной из основных характеристик цивилизации, и даже определяет цивилизацию. Конечно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, на искусство, литературу, психологию, на представления масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать влияние религии, ибо цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Несколько по-иному понимал цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял цивилизацию, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе своего развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В современной западной социологической литературе проводится идея абсолютизации материально-технических факторов, выделения человеческой цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Таковы концепции представителей так называемого технологического детерминизма – Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера.

Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.

В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в полосу цивилизованного развития.

Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д. Но любому эволюционному процессу, в том числе и развитию цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни – цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право – сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается. Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимаются много специалистов – философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождения
в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все
актуальнее.

С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую предоставляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций – это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.

Традиционными обычно принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад характеризуется медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности. Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья – образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Но насколько они разные – эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого – как неоднородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, государства Средней Азии и т.д.).

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких
поколений радикальное изменение социальных связей – форм человеческого общения.

Мощная экспансия техногенной цивилизации на остальной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными обществами. Некоторые были просто поглощены техногенной цивилизацией. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылками были достижения культуры античности и европейского средневековья, которые затем были развиты в эпоху Реформации и Просвещения и определили систему ценностных приоритетов техногенной культуры. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем деятельностно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Человек становится суверенной личностью только потому, что он не привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личной зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т.д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.

Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации – обеспечение общезначимого стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации получают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы – все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

Кабкова Е.П. 1, Стукалова О. В. 2

1. Доктор педагогических наук, зав. лабораторией интеграции искусств и мировой художественной культуры Института художественного образования Российской академии образования
2. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования

Аннотация:

За последние 15 лет идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в отечественной педагогике естественно-научной парадигмой, сменилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. В ходе изучения различных аспектов этой проблемы была создана ценностно-смысловая концепция личности человека, определяющая сущность развития культуры личности через отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода.

Проблема развития культуры личности, безусловно, не была открыта в конце ХХ в. Изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности связано с именами таких мыслителей, как Г. Тард, В. Вундт, О. Шпенглер, Ф. Ницше и др. В 1930-е гг. исследование проблемы культуры личности было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Дж. Мид, Р. Бенедикт, А. Кардинер и др.). В этот период в науке были выработаны следующие категории «личность», «социализация», «инкультурация», «культурный паттерн», «базовая, или модальная личность». Исследования, посвященные проблеме становления культуры личности, имеют большое значение для изучения процессов развития личности, поскольку ориентированы на изучение следующих тем: - соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов культуры и специфических для нее образцов социализации; - соотношение этнокультурных стереотипов социализации с характеристиками структуры личности, проявляемыми в поведении и социальном взаимодействии; - связь индивидуальных личностных черт с реализацией поведенческих и нравственных основ, характерных для данной области. Не случайно С.Л. Рубинштейн считал, что растущая личность выстраивает свой «жизненный путь», отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. В настоящее время проблема культуры личности составляет одну из областей в рамках широкого теоретического направления, в котором работают крупнейшие ученые. За последние 15 лет в психолого-педагогической науке произошел значительный прорыв в изучении человека. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в отечественной педагогике естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. В ходе изучения различных аспектов этой проблемы была создана ценностно-смысловая концепция личности человека, определяющая сущность развития культуры личности человека
через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко). Были выявлены критерии развития культуры личности: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни (1, 125). Внимание ученых привлекает процесс усвоения нравственных ценностей как составной части культуры (2, 57). В этом контексте особую значимость приобретают такие категории культуры, как осознание добра и зла, появление табу, моральных запретов и одобрений. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи – М.М. Бахтин (его идея диалога культур), В.С. Библер (культура как диалог), Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Г.С. Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы, обусловили ее связь с современной педагогикой. Были поставлены новые культурологические проблемы в образовании. В основных положениях психоаналитических концепций последователей идей З. Фрейда (А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд) лежат представления о том, что цель жизни устанавливается самим человеком: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складывается специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции, чувства – т. е. сущностные характеристики культуры личности. В трудах крупнейших представителей гуманистической психологии труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта раскрыты необходимые условия гуманизации культуры как конструктивного изменения любых межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (искреннее, полное) самовыражение в общении с ним. Личностная культура, по мнению К. Роджерса, не формируется извне, но выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, ученый утверждал, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании (3). А. Маслоу определяет в качестве главной идеи самореализации личности – развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей. Ученый создал иерархию потребностей, которая получила название «пирамиды Маслоу». Исследователь вводит в структуру высших ценностей культуры 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. (4). Важным вкладом в понимание проблемы развития культуры личности являются идеи В. Франкла, определившего, что культура личности формируется на основе внутреннего диалога, голоса совести как «смыслового органа». Ученый выделяет три группы ценностей, являющихся ключевыми для развития культуры личности: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.
Творческая работа – это то, что мы даем жизни – первая ступень. То, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень. То, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. Таким образом, развитие культуры личности в гуманистической педагогике тесно взаимосвязано с представлениями о жизненном самоопределении. Это понятие характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и стоит на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от контекста человека как существа общественного: человек живет для других людей, для общества, общество – для человека. Самоопределение нельзя понять вне смысла жизни, с ним тесно связаны чувство собственного достоинства, самопожертвования и высокий уровень самосознания. Чувство собственного достоинства формируется на двух уровнях: на уровне индивидуального достоинства для себя: на уровне общественного достоинства; достоинства перед обществом. Таким образом, во второй половине ХХ в. в психолого-педагогической науке утверждается представление о том, что развитие культуры личности должно быть основано на гуманистических принципах, суть которых заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов. Развитие культуры личности раскрывается в таких категориях, как обращенность к Другому человеку, к традициям, к высшим нравственным и духовным ценностям, являющихся в своей сути гуманистическими. Показательно, что если раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания, организации более тесной непрерываемой связи культуры и воспитания. Все большее количество педагогов убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства. В исследованиях выделяется новый взгляд на различные аспекты соотношений образования и культуры: на культуру индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению; на культурное содержание и технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения; на культурные модели учебных заведений и культуру управления ими; на культуру общения и предметных контактов учителя и ученика; на педагогическую (профессиональную) культуру самого педагога; на индивидуальную культурную деятельность ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение; на культурную среду школы; на культурную среду вне школы; на сложившуюся в обществе социально-педагогическую культуру в целом; на воздействующий, на развитие ребенка конгломерат культур конкретного общества; на широкое социокультурное представление о пространстве, в котором взаимодействуют различные проявления культурной жизни, в реалиях которых развивается ребенок. Специфика развития культуры личности молодого поколения в нашей стране обусловлена возникшей в России в начале XXI века сложной социокультурной ситуации, которая сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем (усложнение социальной структуры, идейный и
нравственный плюрализм, безработица, резкое обнищание, деформация сложившейся в системы ценностей). Образование во многом утратило свою основную составляющую – деятельность по развитию культуры личности, системы нравственных ценностей. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого человека, его право на личностную стратегию развития. Социокультурные характеристики современного кризиса связаны с ломкой прежних отношений между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая ломка вызвана еще и проявлением принципиального нового (для российского массового менталитета) понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Несомненно, существенные изменения в структуре культурных ориентаций, связанные со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с жесткими правилами рыночной экономики, диктуют новые, более гибкие, свободные от идеологических догм и политической конъюнктуры подходы к воспитанию и образованию. В настоящее время в стране обозначились тенденции обновленного подхода к развитию культуры личности подрастающего поколения. Были разработаны: - Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 г., определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе; - «Федеральная программа развития образования» (1999); - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000); - «Концепция модернизации российского образования до 2010»; - Межведомственная общенациональная программа, которая концентрирует свою деятельность на разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно-аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН. Очевидно, что современная школа должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. В образовательном процессе ценности культуры не передаются школьнику в готовом виде, но происходит восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей. В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции развития культуры личности школьников. Концепция духовного становления российской ментальности философа образования Б.С. Гершунского рассматривает социализацию личности как иерархическую образовательную «лестницу» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам. Структурная цепочка результативности - ступени восхождения личности: «менталитет» «культура» «профессиональная компетентность» «образованность» «грамотность»
В поисках конструктивного механизма духовной интеграции социумов педагог-философ предлагает практико-ориентированные акции, среди которых - диалог религий и диалог культур. «Каждый человек - это не только пассивный потребитель сложившихся до него ментальностей. Он еще и «генератор», «производитель» духовного опыта, отражающего его индивидуальность. Человек уникален, прежде всего, по тому вкладу, который он пусть потенциально, но способен внести в менталитет социума. Этот вклад может быть разным в зависимости от масштаба и духовных качеств личности, но он обязательно должен состояться» (7, 195-196). Современные отечественные педагоги разрабатывают новые модели развития культуры личности учащихся разных возрастов на основе вариативности воспитательных практик, расширения инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиления гуманно-деятельностной направленности образования, формирования целостного воспитательного пространства школы и учреждений дополнительного образования, оптимизации процессов духовно-нравственной социализации и индивидуализации учащихся, поликультурного характера воспитательного процесса (И. Б. Шульгина, Е. Б. Береговая, Л. М. Ваисова, Т. Б. Герасимова). Деятельность учебных заведений, в который апробируются данные модели, отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Образовательный процесс в этих школах представляет собой совокупность условий для свободного самоопределения личности, когда решающими критериями развития культуры личности ребенка выступают воспитание нравственных и духовных ценностей и «вписанность» школы в ближний и дальний социум (5). Важными системообразующими факторами этого процесса являются: - атмосфера творческого поиска в школе; - формирование демократического поведения у школьников на основе создания условий по воспитанию демократических ценностей; - создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности культуры, осуществлять нравственный выбор; - использование многообразия путей решения целевых педагогических установок; - воспитание духовности в личности школьника и развитие их индивидуальной культуры в процессе созидательной творческой работы (учебной, трудовой, физической, эстетической). Как показывают новейшие исследования развития культуры личности осуществляется особенно эффективно, благодаря вариативности, гибкости и мобильности дополнительного образования. Особую актуальность приобретает в настоящее время мультикультурное образование. Учреждения дополнительного образования призваны «запустить» сложнейший механизм межкультурного взаимодействия. В них созданы условия для органичной социализации учащихся, когда особенно актуализируется формирующаяся у подростков гражданская культура: «Непрерывность образовательных связей с другими учреждениями создает возможность своевременного самоутверждения ребенка, получения профессиональной подготовки, повышения уровня социальной адаптивности подростков, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, нивелирования девиантных проявлений личности ребенка» (6, 187). Другим значимым фактором в процессе развития культуры личности учащихся является трансляция ценностей культуры учителем. «Культура личности учителя как фактор приобщения
школьников к социально значимой ценности, работа педагога на будущее имеет вневременной фактор - гуманистическое, общечеловеческое начало», - считает С. Г. Вершловский. Таким образом, сама культура личности учителя уже должна представлять систему ценностных ориентаций. Взаимодействуя с личностью ученика, эта система составляет культуру общения, создает поле интеллектуально-морального напряжения» (А.В. Мудрик). В современной педагогической науке созданы концепции, обосновывающие эффективность роли учителя в процессе становления культурного опыта учащихся. В данном контексте перед учителем возникает сложная педагогическая задача организации на уроке таких форм совместной работы, в которых совместно с учащимися могут быть выработаны способы решения различных культурных и образовательных задач. Педагог-практик и ученый-исследователь Е.А. Ямбург – автор концепции культурно-исторической педагогики (8, 248) считает, что «временная растерянность, вызванная кризисом избыточных ожиданий, может и должна быть преодолена выработкой целостного педагогического мировоззрения, глубоко укорененного в истории и культуре» (9, 18). Объектом педагогики Ямбурга является духовная сфера личности, ее предметом - процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям, цель и условия существования культурно-исторической педагогики - духовная свобода, «вне которой невозможны осмысленные движения в культуре». Принципиальное отличие концепции Е.А. Ямбурга в том, что она «концентрирует свое внимание не только на высотах человеческого духа, но стремится укрепить основы достойного обыденного человеческого существования» (9, 46). Автор концепции предлагает изменение основ управления школой, перенесение акцентов в ценностном переосмыслении: «Под ценностным управлением образованием мы понимаем процесс постепенного терпеливого переосмысления целей образования всеми субъектами педагогического процесса с последующей выработкой общей для всего школьного коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своей деятельности руководствоваться не только традиционными критериями обученности детей, но внимательно фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребенком иерархии ценностей». В работе «Школа на пути к свободе» исследователь указывает, что наследственность среды, культурные и нравственные традиции – «все, что веками формирует душа народа, на современном научном языке именуется ментальностью. Легкомысленно рассчитывать на ее быстрое изменение. В том-то и состоит величайшая трудность культурно-исторической педагогики, что, стремясь укрепить основы достойного человеческого существования, она зачастую сталкивается с задачей постепенного изменения ментальности» (9, 77-78). Ориентируя школьников на ценности культуры, учителя опираются и на такое понятие, как «ценностное взаимодействие», которое связано, прежде всего, с культурой общения. Этой проблемой занимались такие ученые, как М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, Б.Г. Ломов, А.В. Мудрик, А.В. Петровский. На уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, важнейшая составляющая общей культуры личности. Сверхзадачей учебных занятий становится создание условий для развития самосознания учащихся. При этом ценности культуры являются точкой отсчета в определении своего «Я». В процессе развития культуры личности учащихся огромную роль играет искусство как источник для выявления, формирования и развития чувственной сферы личности и ее способностей, которые в любом виде деятельности могут проявляться в создании любого предмета по законам эстетического творчества. В отечественной науке значимость аспектов сложного процесса развития культуры личности
связывается с идеями обогащения эстетического сознания, эстетического и культурного опыта, активизации самостоятельной творческой деятельности, становление культуры художественного восприятия (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Б. П. Юсов, Л.В. Школяр и др.). Развитие культуры личности в процессе эстетического воспитания нацелено на выработку у учащихся осознания необходимости свободы проявления всех творческих способностей. В целом, заключая рассмотрение основных педагогических аспектов проблематики развития культуры личности, следует подчеркнуть такие моменты: 1. Понятие «культура личности» заключает в себе комплекс характеристик: знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов, который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. 2. Базовая культура личности опирается на необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности. 3. Педагогические аспекты развития культуры личности тесно взаимосвязаны с социокультурной ситуацией, характерной для данного этапа развития общества, так как каждая эпоха вносит свои акценты в содержание представлений о сущностных чертах этого понятия. Так, в советской педагогике ведущей целью образования являлось формирование всесторонне развитой, гармонической личности, что, безусловно, можно считать высшей целью воспитания, но вряд ли достижимой в реальности. Гораздо более значимым, с точки зрения современных требований общества, является формирование у человека адекватного отношения к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности. 4. В связи с этим обосновываются ведущие внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития. Базовый комплекс культуры личности понимается в этом контексте как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественной и др.) и социального поведения, т.е. готовности и способности к жизненному самоопределению, возможности достижения гармонии с собой и окружающего мира. 5. Особой значимостью для развития культуры личности учащихся обладает влияние личности учителя в процессе сотрудничества, сотворчества, совместной выработки ценностей, норм, задач, социальной деятельности, выработки жизненной позиции. При таком подходе развитие культуры личности учащихся на занятиях и во внешкольной работе начинается не с постановки перед детьми целей, а с совместной выработки целей актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике. Это обусловлено и необходимостью достаточно четко сформулировать требования по определению каждым учащимся индивидуального стиля жизни, развитию у них способности к культурному самоопределению как к стержневому свойству личности. 6. Ведущей задачей современного образовательного и воспитательного процесса становится развитие культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. 7. Современная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на Другого и Других. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в
пространство свободного саморазвития. Это определяет воспитание культуры личности, терпимости и человечности, понимания Другого и особенностей иной культуры.
Литература 1.Котова И.Б. Психология личности в Росси. Столетие развития //Ростов-на-Дону: РГПУ. - 1994. 2.Шадриков В.Д. Качество образования и образовательный стандарт //Тез. докл. межд. конфер. «Качество высшего образования: требования к уровню и оценке подготовки специалистов в высшей школе. – Новгород: НГУ. – 1995. 3.Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты. – М. - 1984. 4. Maslow A. Motivation and personality. – N-Y., 1970. 5. Шульгина И. Б. Культурообразующая роль школы в условиях московского региона и социума на современном этапе развития общества и образования// В сб. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований). – М., 2006. 6. Береговая Е. Б. Интеграция педагогических и психологических знаний в процессе работы педагога искусства в системе культурно-образовательных учреждений// В сб. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований). – М., 2006. 7. Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №2. 8. Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. – Ставрополь: СГУ, 1996. 9. Шаповалова И.А. Школа как социокультурный центр села: аспекты формирования // Известия министерства образования Ставропольского края. – Ставрополь, 2001. 10. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред. Газмана О.С. - М., Изд.АПН СССР, 1989. 11. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. 12. Мид М. Как построить свое Я. М.,1991. 13. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс,1990. 15. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа эстетического миро – и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989. 16. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. 17. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. 18. Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973.

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

Тула 2008


Введение

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.


1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены - через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система ценностей,оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.

Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей.

Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий - диалог.

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.