Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина? (по комедии А. Грибоедова "Горе от ума")? Сочинение Грибоедов А.С. Героиня которая нарушает нравственные основы

История любви Чацкого к Софье занимает в комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума» не главное, но, безусловно, важное место. Эта история вводит читателя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия и многое объясняет, так как история конфликта Чацкого с мос­ковским дворянством и история его несчастливой любви тесцо переплетаясь, соединяются в единую сюжетную линию.

Чацкий вырос в доме Фамусова, с детства он воспитывался и учился вместе с его дочерью - Софьей. Именно Софью он счита­ет своей единомышленницей и привык верить тому, что она разде­ляет его взгляды. Этой веры не поколебала в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест» (мы знаем, что Чацкий был на военной службе, три года провел за границей). Чувство его настоль­ко искреннее и горячее, что, возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой, и при первом же свидании объясняется ей в любви.

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее сму­щают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», общие вос­поминания юности она считает ребячеством. То, что раньше при­тягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал...». «Веселость ваша не скромна, ... вы желчь на всех излить гото­вы...», -обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая таки­ми качествами, он становится для Софьи причиной «...ужасного расстройства».

Однако характер Софьи, сложный и противоречивый, в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную незави­симость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей Вселенны? Смешно - пусть шутят их; до­садно? - пусть бранят», - говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, она не выносит притвор­ства, для нее невозможно «любезничать сквозь слезы».

Софья получила хорошее образование, от природы она наде­лена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положитель­ные черты ее характера не могли должным образом развиться в Фамусове ком обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.

Сон Софьи очень помогает разобраться в противоречивости ее характера, он как бы содержит формулу ее души и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «...и вкрадчив, и умен,"ио робок...», посколь­ку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и без- роден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застен­чив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного...».

«Зачем же вы его так коротко узнали?» - спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает: «Я не старалась, бог нас свел. Смот­рите, дружбу всех он вдоме приобрел...», «уступчив, скромен, тих», «влице ни тени беспокойства», «и надуше проступков никаких», - перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника - «вот я за что его люблю». Софья полюбила Молчалина еще и потому, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Вот она и выбирает того, кто больше все­го подходит для этой роли.

Однако, нельзя сказать, что Софья ослеплена. Она способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума...». Но «...этакий ли ум семейство осчастливит?» - рассуждает она даль­ше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фаму­совых и молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может по­любить Чацкого, который всем складом своей души ему проти­востоит. А вот Молчалин, который любит Софью «по должнос­ти», «принимает вид... любовника» «...в угодность дочери такого человека..., который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой. В его лице Грибоедов создал ис­ключительно выразительный обобщенный образ подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных», стара­тельно используя свой образ подхалима, не смеющего «свое суж­дение иметь».

Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недю­жинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо ска­зал о ней И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ло­жью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убежде­ния - путаница понятий, умственная слепота... все это не имеете ней характера личных пороков, а является как общие черты ее кру­га». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина это «жал­чайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете-лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по-ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо-вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи-тель нравов Чацкий.

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо-нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю-бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта-ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель-ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо-вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. Материал с сайта

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • молчалин софья и чацкий
  • почему софья полюбила молчалина
  • почему софья выбрала молчалина
  • отношения чацкого софьи молчалина
  • сочинение горе от ума смысл названия комедии

Мажанова Дарья

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» . Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: « если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Почему Софья выбрала Молчалина? Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии ав­тор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается во взаимо­отношениях как с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играют Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хо­рошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для де­вушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литера­туры. Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

По, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот так об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терза­нии» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не і пмиатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, ума, страстности и женской мягкости. Она загублена и духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя сиежего воздуха». В то же время Софья - дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских из сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная лите­ратура развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением на­поминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он бе­ден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому чело­веку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» - вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова.

Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изме­нилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин прини­мал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узна­ла бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подхо­дил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она су­меет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмит­риевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все про­исходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, воз­можно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного ге­роя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драма­тическое. Это единственный персонаж, который задуман и вы­полнен как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья стано­вится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов не только сумел пока­зать время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литера­туре и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете­лись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по­ражать нас своими «вечными» характерами - будь то яростный противник образо­вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи­тель нравов Чацкий. В комедии «Горе от ума» - две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо­нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю­бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол­чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»? Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта­ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель­ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо­вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин. И в этом-то ее вина - ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того - она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья - та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» - прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья - Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий - чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно - опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому - объявляет о его сумасшествии. Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он - «из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей». Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.