Толстикова министерство образования и науки. Екатерина Толстикова: «Федеральным имуществом нужно управлять профессионально» - Столичное образование. – Какие планы на будущий год? Что хочется сделать

Замминистра обранауки Екатерина Толстикова написала письмо на 18-страницах о том, что более года (!) не может заставить своего подчиненного Александра Харченко выполнять прямые обязанности


В моем распоряжении оказался уникальный документ — письмо заместителя министра образования и науки Екатерины Толстиковой на имя министра Дмитрия Ливанова. Екатерина Толстикова курирует Департамент управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки, который возглавляет Александр Харченко.

Содержание письма весьма удивительно. Госпожа Толстикова жалуется министру Ливанову, что уже более года (!) не может заставить своего подчиненного (того самого Харченко) работать. Она возмущенно перечисляет десятки (!) реально вопиющих случаев, когда подчиненный ей руководитель Департамента систематически не исполняет возложенные на него обязанности отказывается координировать работу Департамента с линией партии и правительства, то бишь не выполняет прямые указания Толстиковой и даже правительства РФ.

И речь не идет о каких-то пустяках. Харченко срывает важнейшую для страны работу по федеральной целевой программе «Крым». Говоря конкретно, он долгое время запрещал своим сотрудникам ездить в воссоединившийся с Россией полуостров в командировки, затем, после нагоняя от министра, разрешил-таки, но работать не велит, гоняют туда-сюда, а работа стоит. Воспретил даже контроль за распределением субсидий для крымских вузов.

«Подведомственные организации», о которых идет речь — это в основном российские вузы, имущество которых нужно зарегистрировать и затем определить его «юридическую судьбу». Харченко настолько «ревниво» относится к этой тематике, что максимально усложняет работу всего министерства по имущественным сделкам, не останавливаясь перед прямым подлогов документов. Это черным по белому написано в письме замминистра Толстиковой к министру Ливанову, зарегистрированному в канцелярии Минобрнауки (входящий номер УЕ-168/ВИ от 7 апреля 2016 года).

Как следует из письма замминистра, эти подлоги Харченко совершал в отношении согласования и корректировки новых «перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества», что, как мне представляется, может указывать на его корыстную заинтересованность и, возможно, относится к компетенции Следственного комитета РФ.

А если не подлог, то проволочка! Ведь даже полностью готовые к подписанию документы Департамент Харченко держит, по словам Толстиковой, по два-три месяца! Мотивация очевидна. Руководитель департамента своим бездействием как бы намекает «недогадливым» ректорам вузов и руководителям других подведомственных учреждений, что надо делать, чтобы добиться его драгоценной (в прямом смысле) подписи на документах.

Так, к примеру, задерживались документы по Северо-Кавказскому горно-металлургическому институту, по МГСУ, по Ижевскому государственному техническому университету им. М.Т. Калашникова, по Воронежскому государственному университету, по Тихоокеанскому государственному университету, по Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения, по Волгоградскому государственному социально-педагогическому университету, по Донскому государственному техническому университету… На законные вопросы куратора своего департамента — Екатерины Толстиковой — о причинах задержки, Харченко демонстративно не отвечает (!), что она с негодованием и констатирует в своем письме к министру.

Трудно поверить, но Харченко не гнушается даже прямым саботажем решений Правительства России! По словам Толстиковой, ее подчиненный исключил из текста приказа Миноборнауки, касающегося предоставления сведений об имуществе, сроки предоставления этих сведений, чем полностью развалил эту работу. Замминистра с возмущением пишет, что «Харченко А.И. ежедневно нарушает должностной регламент, систематически и, видимо, принципиально, не выполняя письменные поручения», установил запрет сотрудникам Департамента участвовать в еженедельных совещаниях по координации деятельности Департамента и прекратил представлять отчетность. В частности, Харченко игнорирует распоряжение своей прямой начальницы «Об усилении контроля за учетом особо ценного движимого имущества». Так, ему было поручено не позднее 16 ноября 2015 года представить единый план-график завершения учета федерального особо ценного движимого имущества в Реестре федерального имущества. Данное поручение не исполнено, пишет Толстикова, а запрошенные объяснения не представлены.

В начале апреля этого года Харченко самовольно устроил себе командировку в Петербург, а на запрос Толстиковой о ее целях ничего не ответил.

Более того, в последнее время Харченко не отвечает на запросы из аппарата Правительств РФ, игнорируя при этом даже указания самого министра Ливанова! Чтобы не быть голословной, Толстикова указывает в своем письме номера исходящих документов и конкретные даты на них.

Подведомственные организации (то есть российские вузы) просто атакуют замминистра Толстикову запросами по поводу волокиты с решением их имущественных вопросов — многие документы ждут, по утверждению ректоров, своей очереди в «долгом ящике» Харченко по году-полтора!

Замминистра Толстикова рассказывает и о причине, по которой Харченко игнорирует ее указания и саботирует выполнение ее распоряжений:

«В коллективе Департамента управления сетью подведомственных организаций сформирована тяжелейшая психологическая обстановка — сотрудникам было приказано писать объяснительные записки по всем фактам общения со мной, установлен запрет на посещение совещаний, которые я провожу, регулярно и на постоянной основе на совещаниях в Департаменте и в личных беседах указывается на то, что курирующий заместитель Министра в ближайшее время будет заменен, так как он очень сильно мешает работе».

Другими словами, Харченко интригует против Толстиковой и добивается ее замены на чиновника, который будет плясать под его дудку.

Все это можно было бы свести к конфликту интересов двух чиновников, что случается довольно часто в жизни российских ведомств, если бы не случаи, которые можно четко квалифицировать как должностное преступление. Харченко ввел в практику… терять документы, которые он считает «недружественными».

В частности, утвержденный министром Ливановым в декабре 2015 года должностной регламент директора Департамента управления сетью подведомственных организаций был «потерян», ввиду чего потребовалось его повторное утверждение министром (что подтверждается докладной запиской от 4 марта 2016 г. № ЕТ-73/вн).

Замминистра Е. Толстикова подозревает своего подчиненного в уничтожении и более важных документов, хотя и излагает это подозрение в довольно корректной форме:

«В данной ситуации нельзя исключать возможного уничтожения и иных, более существенных документов, в частности по основаниям согласования сделок.

Предпосылки к подобным действиям имеются, по ее мнению, предостаточные.

В частности, по проверке в феврале 2016 года по данным системы электронного документооборота (СЭДКП) за 2015-2016 годы в СЭДКП Департаментом управления сетью подведомственных организаций было зарегистрировано 58 (!) протоколов, сканированные версии которых в СЭДКП отсутствовали».

Проверки и расследования пропажи ни к чему не привели и установить местонахождение пропавших документов «не представляется возможным».

Пропали в основном протоколы заседания комиссий Минобрнауки по согласованию сделок подведомственных организаций.

Их отсутствие де факто делает принимаемые Минобрнауки России решения по вопросам полномочий собственника имущества необоснованными и «формирует признаки состава правонарушения по превышению полномочий и/или преступной халатности», что с тревогой, как грамотный юрист, отмечает замминистра Екатерина Толстикова.

Странная ситуация, не правда ли? Управленец средней руки не выполняет указания своего куратора-замминистра, саботирует поручения не только министра, занимается кадровыми интригами, срывает выполнение стратегических программ правительства. И его не только не увольняют, до даже до выговор не объявили!

Ну, может, у Толстиковой полномочий или решимости не хватило, чтобы призывать к порядку вышедшего из подчинения Харченко, у которого, как мне представляется, свои «стратегические планы» на уме. Причем, вполне коррупционного содержания.

А что же министр Ливанов? Почему он не реагировал на то, что Харченко не подчиняется ни Толстиковой, ни даже самому Ливанову? Ведь уж кого-кого, а Ливанова в нерешительности заподозрить невозможно, да и соответствующих полномочий у него более чем достаточно.

В чем тут дело? Может, Харченко заполучил какое-то убойное досье на своих начальников и держит их, что называется, за то самое место? Может, он возглавляет страшную «мафию» минобровских чиновников-оборотней?

Или все дело в том, что волокита, местничество (то есть своекорыстное использование административного ресурса), да и прямое разгильдяйство в России в традицию вошли и бороться с ними все равно что против ветра плевать?

При любых раскладах, у господина Харченко имеет место быть ярко выраженный синдром вахтёра, когда маленький человечек, стремясь самоутвердиться, создает массу бюрократических препон, чтобы извлечь из своего «поста» как минимум психологический профит. Конечно в данном случае дивиденды, предположительно извлекаемые «вахтером», начальствующим над ключевым департаментом Минобрнауки, могут быть не только психологическими.

Дыма без огня, как говорится, не бывает, и какая-то из этих догадок, скорее всего, верна. Не исключено, что все три рабочие версии, что называется, в точку.

Как иначе расценить тот факт, что даже после официального, четко изложенного в письме на имя министра, предложения со стороны его зама прекратить трудовые отношения, то есть уволить Харченко, тот не только усидел в своем кресле, но и одержал верх над своей начальницей замминистра Толстиковой?

Министр Ливанов в отчет на письмо Толстиковой взял, да и передал Департамент, который возглавляет Харченко другому куратору-замминистра. Таким образом де факто поощрив документально уличенного в невыполнении поручений правительства и саботаже федеральных целевых программ чиновника и дальше творить тот же самый беспредел, если называть вещи своими именами.

Дело даже не в увольнении этого господина, а в том, что в течение долгого времени парализована работа Минобрнауки по важнейшим имущественным вопросам, по выполнению стратегических федеральных программ, игнорируются интересы десятков российских вузов.

В достоверности изложенных г-жи Толстиковой обвинений в адрес куратора всех отечественных вузов г-на Харченко сомневаться не приходится. Все приведенные сведения документированы, и сведений этих более чем достаточно, чтобы придти к неутешительному выводу об уровне эффективности контроля министра Ливанова за деятельностью департаментов своего министерства.

В Минобрнауки сложилась странная и недопустимая с точки зрения национальных интересов ситуация, которая должна быть незамедлительно рассмотрена на самом высоком уровне. Если уж на подобные вещи Правительство Дмитрия Медведева будет закрывать глаза, то трудно предполагать, какие деструктивные сценарии нас могут ожидать в ближайшем будущем. Еще Шекспир предупреждал, что «начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия».

Екатерина Андреевна Толстикова, курируя в правительстве Дагестана сферу образования, за один год добилась резкого улучшения качества работы Министерства образования и науки Дагестана. Легендой стали совещания, проходившие в министерстве в 11 вечера. Сегодня Екатерина Андреевна совмещает должности вице-премьера республики и министра имущественных отношений. И здесь приходится работать без перерывов и выходных, налаживая работу министерства так, как положено.

– Екатерина Андреевна, вы больше года работаете в Дагестане. Что для вас сегодня Дагестан?

– Я никогда раньше не была в Дагестане. Я встретила здесь удивительных людей. Знаете, как бывает, когда мы где-то находимся, мы не ценим этого, а когда мы это покидаем – понимаем. Если бы я уехала, то я бы уже не встретила этих людей. Бывает сложно, но если смотреть, по существу, то понимаешь, что в дагестанском народе, который совмещает столько культур, очень глубокий, цивилизационный код. В какой-то момент времени начинаешь по-другому воспринимать все, что здесь происходит. Совершенно по-другому.

Как-то мы приехали в 35 гимназию и увидели, как там работают с детьми. Это почти сельская школа, почти, потому что находится за городом фактически. Мы приехали и просто пошли по территории школы – все дети здороваются! Вообще все дети здороваются с любым проходящим мимо старшим человеком! В школе учатся в три смены, но учителя добиваются 80 баллов по русскому языку. Я спрашиваю: «Как же вам удаётся, расскажите?» А учительница мне отвечает: «Я же всё время с ними, они и домой ко мне приходят, по телефону мне звонят». Люди совершенно по-другому раскрывают своё отношение к другим людям и детям. Мне кажется, это самое ценное, что я здесь узнала.

Конечно, Дагестан мне близок. Я родом из Севастополя. Севастополь – тоже очень древний город, как дагестанский Дербент! И для меня очень важна близость древних культур, это тоже сближает Крым и Дагестан.

– Что удалось сделать за время работы с Министерством образования, в период вашего пребывания вице-премьером, курирующим эту очень сложную сферу?

– Самое главное, мне кажется, что мы все вместе сделали – мы стали командой. То есть, мы объединили министерство, муниципалитеты и значительную часть директорского корпуса школ и всех образовательных организаций, включая и вузы, в одну команду. Мы стали обсуждать все вопросы вместе, мы начали двигаться в одну сторону.

Второе – мы провели не экспресс-, а глубокий анализ всех направлений, которые должно координировать министерство образования. Все треки, по которым движется система образования, разобрали, и во всех увидели точки роста и проблемные моменты, которые нужно урегулировать в дальнейшей работе. Этот анализ нам позволил построить дальнейшие пути. Люди в первое время приходили на встречи со мной с опасением, «а вдруг нас уволят, потому что мы расскажем что-то плохое». А я им говорю – нет, вы говорите, что не работает, и мы вместе с вами будем двигаться и добиваться, чтобы работало. Мне кажется, сейчас этого страха нет.

И третье – мы начали очень хорошо, глубоко работать с муниципалитетами, за это время перезнакомились все наши начальники управлений образования, которые раньше не знали друг друга в лицо. В первый раз мы с ними встретились в январе 2017 года. Они тоже осторожно шли на моё совещание, потому что совершенно не представляли, что же будет. На третье совещание они уже приходили уверенно. Я думаю, что это самое главное – создать командный дух! Я им всё время говорила – вы наши самые главные советчики, вы – наше профессиональное сообщество, у нас никого, кроме вас, нет. Вы обсуждаете, формируете повестку, делитесь проблемами и выносите нам варианты решений. Я все время это говорила им – вы занимаетесь своей работой, вы должны быть профессионалами. А получается, что нам самим приходится выискивать проблемы, понимать, они системные или только местные. Если они системные – предлагать решение и понимать, почему так. Вы должны научиться между собой это всё обсуждать независимо от того, кто является сейчас главой муниципалитета.

Одним из самых главных направлений оказались олимпиады. Здесь дети сразу чувствуют и понимают свои результаты. Малая Академия наук должна стать методическим центром по переформатированию системы дополнительного образования в республике. Тяжело в Дагестане с дополнительным образованием, вы это знаете не хуже меня. Проблема в том, что технических направлений вообще нет. Либо спорт, либо прикладное художественное творчество, а вот кружков, олимпиадных секций нет. Я думаю, что все разумные начинания будут реализованы под руководством министра образования Уммупазиль Омаровой.

– Министерство государственного имущества в последние годы не раз сотрясали коррупционные скандалы. Мы видим, на каких крутых машинах ездят рядовые клерки министерства. Как обстоят дела в министерстве сегодня? Удалось ли создать работоспособную команду?

– Все, кто не хотел работать, ушли. Была большая проверка генеральной прокуратуры, и проверка республиканской прокуратуры по кадровому вопросу. Было выявлено, что много людей брали на работу в министерство без проведения конкурса. Это прямое нарушение, и нам пришлось с этими людьми расстаться. Есть факты о непредставлении документов по доходам. По всем таким фактам приняты комиссионные решения.

Сейчас мы стараемся настолько регламентировать работу, насколько это возможно, чтобы не позволять происходить тому, о чём вы говорите. Вон видите два стола, заполненные бумагами, – это всё новые нормативные документы. Нормативных документов, регламентирующих работу министерства, просто не было! У нас утверждена дорожная карта. Задача № 1 сейчас – регламентация. Люди, попадая в регламент, к сожалению или к счастью, не могут из него выйти, и это исключает сюжеты, о которых вы говорите.

Еще одна беда – много сотрудников просто не обладали знаниями, которые позволяют принимать решения. Из наших сотрудников никто не прошёл в кадровый резерв. Мы утвердили новое положение, направили документацию в Минюст на регистрацию и объявили свой конкурс в кадровый резерв. Мы будем брать людей не по конкурсу на замещение вакантной должности, как это практикуется, а только из кадрового резерва. У нас много ребят пришло из университетов, большая работа идёт по инвентаризации имущества казны и имущества, закреплённого за органами власти и подведомственными организациями. И мы пригласили ребят из вузов нам помочь, это студенты последних курсов или студенты, получающие второе высшее образование.

Конечно, сфера образования гораздо живее и интереснее, там больше творчества. Но когда вы являетесь специалистом в какой-то сфере, вы всегда, мне кажется, найдёте что-то интересное. Поэтому мне и в Минимущества тоже достаточно интересно, с точки зрения того, что мы что-то открываем каждый день. Что-то происходит каждый день. Постоянно какое-то имущество казны находится. Постоянно какие-то новые договора находятся, совершенно удивительные зачастую. То, что пишем нормативные документы, – это тоже большой опыт, новый. Кажется, что ты берёшь федеральную базу и работаешь по ней, но всегда есть какие-то свои нюансы по нормативной базе и по практике. Понимаешь уже, как всё будет реализовываться. В общем, это всё очень интересно, это открывает какие-то новые решения.

Работы очень много и приходится задерживаться довольно сильно. И в выходные мы на работе находимся. Нам нужно заново выстроить всю работу, нужна методология и нормотворчество. Если мы сейчас не выпустим очень быстро всю нормативную базу, мы будем и дальше тяжело двигаться. Но это просто переходный период. Я не считаю, что здесь будет много работы, когда наладится вся процедура как конвейер.

– У нас множество ОАО, ООО, ГУПов, частично или полностью принадлежащих республике. Какая-либо инвентаризация дагестанского имущества и проверка эффективности его использования проводились?

– Никакой инвентаризации толком не проводилось. Сейчас мы эту работу проводим. Мы её практически завершили по имуществу казны в виде зданий, строений, сооружений. Предстоит большая работа по казённым земельным участкам. Казённые участки – это те, которые не закреплены за предприятиями или учреждениями, в Дагестане их 3048. Мы заключили соглашение с ректором ДГУ Муртазали Рабадановым и привлекаем студентов для полевой работы, они выезжают на места, фотографируют всё, актируют.

Сейчас проводится инвентаризация имущества, закреплённого за предприятиями и учреждениями. На сайте министерства всё имущество будет указано пообъектно. Будет видно, какое имущество не используется, например, есть старое здание на улице Даниялова, дом 23 (угол Даниялова и Дахадаева) в заброшенном состоянии. Если кто захочет в аренду взять, ещё что-то – чтобы можно было иметь информацию!

Кроме всего прочего, идёт инвентаризация участия республики в обществах с ограниченной ответственностью и в акционерных обществах. К примеру, обнаружилась организация, где неизвестно зачем хранятся какие-то плащи, имеются две мельницы, какая-то обувь. Мы проверим всё и определимся с собственником этого имущества. Они утверждают, что это республиканское имущество. Если это так, то будем предлагать решения его использования. Такого, я думаю, мы ещё много встретим. Очень много сюжетных линий. Например, у нас есть общество, называется Магарамкентский спиртзавод, коллеги сказали, что нам осталось немножко доинвестировать, и мы откроем производство. Сейчас мы поработаем совместно с Минэкономразвития, выезд был большой, смотрели. Действительно, кажется, что можно запустить это производство. Обсуждали в рамках этих же встреч Махачкалинский цементно-помольный завод. Тоже, кажется, что можно его запустить, люди есть, которые там работают.

Есть немало акционерных обществ, где государство имеет пакет акций. Но у нас, к сожалению, не везде стопроцентный пакет, поэтому мы можем участвовать в соответствии с государственной долей. Это мы проанализировали, и хочу сказать, что результаты с точки зрения экономики не очень благоприятные. Доход мы от этого участия практически не получаем. Сама экономическая деятельность этих организаций, к сожалению, зачастую не эффективная. В ООО мы получаем долю чистой прибыли, а в ОАО мы получаем дивиденды, но и прибыль, и дивиденды минимальные.

Мы встречаемся с руководством ГУПов. Мы подготовили нормативную базу, которая полностью соответствует федеральному законодательству, федеральной практике работы с унитарными предприятиями. Наши республиканские предприятия никогда не писали программу деятельности. Они отчётность какую-то представляли, но это не было структурировано и коллегиально не обсуждалось. Создана правительственная комиссия по анализу эффективности деятельности унитарных предприятий. Постановление по ГУПам определит форму программы деятельности и форму отчётности об итогах деятельности, а также определяет порядки согласований всех сделок предприятий через эту комиссию. Почему? Потому что финансово-экономическое состояние ГУПов оставляет желать лучшего, а совершение всех сделок, которые предлагают предприятия, так или иначе, связано с финансово-хозяйственной деятельностью. Нет смысла разделять это на две разные сюжетные линии, поэтому мы решили, что все вообще решения по деятельности унитарных предприятий будут приниматься через правительственную комиссию. У нас всего 31 действующее унитарное предприятие, в реестре их около 60, к сожалению, много банкротств, и не всегда кажется, что это обоснованно.

– Государственная собственность – это не только республиканская, есть еще и федеральная собственность, есть и муниципальная. Как удается все это разграничить?

– Действительно, в республике есть имущество, которое принадлежит Российской Федерации. Этим имуществом управляет Росимущество, с которым мы стараемся сотрудничать, нам это важно, потому что Росимущество – носитель федеральной практики. Все вопросы, которые у нас возникают, стараемся обсуждать и стараемся объединить всех в один пул. У нас одна республика – значит, одна задача. Пока что я не встретила такого вопроса, который нас вывел бы на какую-то конфликтную ситуацию. Все те вопросы, которые встречаются, мы разбираем вместе.

Приходится инвентаризировать и муниципальное имущество. Смотрим, например, а какие газопроводы у них на балансе числятся, проводим сверку, сколько газопроводов муниципальных в реестрах, разбираемся с документацией.

Методологически муниципальное имущество, может быть, в нашем ведении. Мы всем муниципалитетам сказали, как в свое время по образованию, так сейчас и по имуществу: давайте вместе работать. Мы же не говорим – отдайте нам, мы говорим – давайте мы вместе будем работать. Мы сейчас закладываем главные принципы принятия решений по земле. Земля – вообще самый главный спорный вопрос в республике. По земле мы тоже будем создавать комиссию, документ об этом находится на согласованиях. Решения мы будем принимать в рамках комиссии при участии муниципалитета, на территории которого находится земельный участок. Как выяснилось, муниципалитеты зачастую не знают, что делать с землей, которая не муниципальная, а республиканская, но находится в границах муниципалитета. Бывают ситуации, когда Минимущество берёт эту землю и отдает в аренду на 49 лет, а муниципалитеты даже не знают об этом.

Работы министерству предстоит очень и очень много, но, думаю, в начале нового года я смогу рассказать о реальных результатах, о реальных подвижках, о реальных перспективах использования имущества и развития предприятий Республики Дагестан.

Сколько устойчивых фразеологизмов пришло в нашу повседневную речь из мира образования! Мы, не задумываясь, произносим «вышел из дверей Alma mater» или «покинул стены родного вуза». И далеко не всегда осознаем, что за этими выражениями стоят самые настоящие стены и двери, без которых не обходится ни одно учебное заведение. И все эти стены, двери, окна российских вузов – в общем, все, что входит в понятие «федеральное имущество» – находится в ведении заместителя министра образования и науки Российской Федерации Екатерины Андреевны Толстиковой. Екатерина Андреевна – совсем молодой управленец, однако о её деловой репутации уже хорошо знают в образовательно-административных кругах.

Наша сегодняшняя беседа – об изменениях в российском образовании, которые затронули абсолютно все его области, в том числе – имущество.

– Екатерина Андреевна, недавние реформы в области образования не могли ограничиться только содержательной частью обучения, не затронув материально-имущественную часть. Какие документы описывают новый порядок управления собственностью, находящейся под эгидой Минобразования?

– Таких документов несколько. После принятия в 2010 году Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» была принята Концепция осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества). Первую часть этого документа коллегия Минобрнауки одобрила в 2012 году. Далее мы сформировали реестр недвижимого имущества, которое закреплено за вузами и иными подведомственными учреждениями. В результате оказалось, что 1093 действующие организации владеют недвижимостью, общая площадь которой составляет 72 млн м2. Согласитесь, что на такой территории смог бы разместиться областной город. Но такое имущество нельзя просто держать в собственности – им нужно управлять. Федеральным имуществом нужно управлять профессионально. А это значит, что тем людям, которые занимаются этой работой сейчас, придется стать профессионалами. И как раз для этого написана вторая часть Концепции. Напомню, что в первой части мы зафиксировали базовые законодательные принципы, которые позволили нам привести все вузы «к одному знаменателю». Теперь мы движемся дальше – и вторая часть Концепции утверждает: мы научились соблюдать законодательство, а теперь надо стать эффективными управляющими имущества вузов. Понимаем, что задача эта не из простых, поэтому нами сформированы пять программ, которые будут помогать достигать эффективных результатов. Это «Менеджмент имущества: общая организация управления имуществом высших учебных заведений»; «Экономика кампуса: эффективность, нормирование и экономическая модель»; «Управление оборудованием: работа ресурсов»; «Эффективный кампус: лучшие процессы в кампусе»; «Модернизация кампуса: механизмы государственно-частного партнерства». Вузы, работающие по этим программам, могут быть уверены, что их студентам будет комфортно учиться и жить в стенах Alma mater.

– Как выстраиваете работу со студенчеством, чтобы у него выработалось бережное отношение ко всему, что окружает?

– Одна из наших пяти программ неспроста называется «Эффективный кампус». Как она работает? В каждом кампусе есть общежитие, физкультурный комп-лекс, столовая, аудитории – все это объекты имущества. И мы организуем нечто вроде студенческих конкурсов – на лучшую столовую, лучшую образовательную и административную среду, лучшее общежитие. Недавно в Ростове-на-Дону проходил Всероссийский студенческий форум, нам удалось пригласить студентов участвовать в проекте. Общаясь с ребятами, стараюсь напоминать им, что именно они сегодня создают репутацию собственного вуза. На сегодняшний день считаем, что лучшее общежитие находится в Сибирском федеральном университете, там действительно всё на высоком уровне. Но речь должна идти не только об общежитиях, но и о других территориях, которые можно оценивать – коридоры, столовые, библиотеки…

Очень важно, чтобы студенты сами оценивали и улучшали среду, в которой учатся и живут. Например, если они сами покрасят стены в цвет, который им нравится, то вряд ли у них возникнет желание на этой стене рисовать. Дайте студентам возможность самим украсить вуз, они потом будут не только гордиться, но и дорожить этим пространством. Это позволит любому кампусу стать более живым.

– Вопрос общежития – болевая точка почти всех вузов. Есть ли какие-то перспективы развития в этом направлении? Что планируется сделать?

– Вопрос действительно болезненный… У нас есть поручение Президента РФ по реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях. И в рамках этой программы проходят отдельные мероприятия по строительству объектов общежитий. Еще одно направление – ремонт общежитий, которое тоже увеличивает количество мест: ведь можно отремонтировать то, что раньше не использовалось. Здесь есть известная проблема: в 70–80-е годы некоторые общежития были преобразованы в служебное жилье, где право проживания предоставляли по ордеру. То есть сегодня эти площади используются вовсе не студентами. Но эту проблему прямым способом не решить: если граждане проживают без нарушений, мы не можем выселить людей, если им больше негде жить.

– Вы говорили о программе ремонта… Сегодня своевременный ремонт и уход требуется многим зданиям. Какие приоритетные задачи стоят перед Министерством образования в области ремонта и реконструкции зданий?

– Сейчас больше всего проблем – с текущим ремонтом зданий. В прежние времена конструктив в большинстве зданий делался хорошо – на века. Конструктив – дело сложное и капитальное. Но сейчас требуют решения вопросы с окнами, крышами, входными дверьми, лифтами, системами контроля и доступа... Мы говорили о пяти программах – так вот, стандарт 4-й программы «Экономика кампуса», который мы как раз сейчас формируем, позволит определять экономическую модель финансового обеспечения функционирования здания. В этой программе участвует МГСУ – лидер в области строительного образования. Профессионалы из МГСУ активно разрабатывают концепцию жизненного цикла здания – с момента проектирования и до момента сноса. Описывают процесс амортизации здания... Эта работа обязательно будет учтена в нашей программе – здесь все объясняется понятным языком, и я считаю, что это очень поможет руководству вузов.

– Вы не планируете наладить систему обучения по упомянутым пяти пунктам?

– В каждой из пяти программ, о которых мы говорили, предусмотрена разработка программы повышения квалификации по соответствующему направлению. Сегодня к участию в программе обучения приглашены все вузы, не только Минобрнауки РФ.

– В девяностые годы многие вузы делали несогласованные перепланировки и теперь уже новому руководству приходится исправлять ситуацию. Как Вы боретесь с такими перепланировками и их результатами?

– Обязанности по исправлению таких перепланировок входят в компетенцию ректора. А Минобрнауки России и Росимущество контролируют устранение этого нарушения. Но осуществить такой контроль можно только одним способом – отправиться на объект, взять паспорт БТИ и обнаружить, что здесь есть перепланировка. То есть такой процесс требует большого количества людей. Мы не можем сразу проверить все наши вузы. Но когда мы видим нарушения, мы их фиксируем. В рамках Концепции мы давали администрациям вузов поручение – самостоятельно проверять свои объекты и фиксировать все нарушения. Но даже если перепланировка выявлена – как её исправить? Этот процесс потребует экспертизы, а это – опять финансовые расходы. Очень многое упирается в экономику, то есть в то, чем мы и собираемся сейчас заняться.

– Получить финансы на ремонт – это право нужно заслужить или существуют какие-то другие критерии?

– Думаю, что развиваться будут только те вузы, которые сами к этому стремятся. Сегодня государство финансирует образование в невиданных ранее объемах. В десятки, даже сотни раз увеличился объем финансового обеспечения… Однако и возможностей сегодня гораздо больше: можно участвовать в различных программах, конкурсах, самостоятельно предлагать тематики для мероприятий. Если же вуз активности не проявляет, то возникает вопрос: почему? Если кто-то не хочет использовать имеющиеся возможности, стало быть, и дополнительные стимулы к развитию могут не помочь. При рассмотрении вопроса, кому помогать, мы комплексно оцениваем качество образования и состояние инфраструктуры вуза и только после этого принимаем решение.

– Вам приходится много ездить по регионам страны. Насколько сильно отличается состояние региональных вузов от столичных?

– Мне не хочется отделять регионы от столицы. Каждый вуз, где бы он не находился – уникален, у него свои особенности и свои проблемы. Так что Москва или Питер для меня такие же регионы, как Томск или Нижний Новгород. Какие-то направления могут быть даже более продвинутыми за пределами Москвы. Например, в Севастополе есть Ядерный университет в составе Севастопольского госуниверситета. Я предложила вузу собрать совет по физическому образованию и позвать Физтех. Физтех ответил: «Мы готовы, причем не только учить – но и сами у них учиться». Потому что у каждого вуза имеются собственные уникальные компетенции и направления. Например, во Владикавказе есть Северо-Осетинский государственный университет имени

К.Л. Хетагурова. Там преподает археологию и историю цивилизации замечательный специалист по этому направлению, известный в международной кругу. И как я могу сказать, что этот университет в этом плане хуже какого-то другого? Это невозможно. Любой университет – это, в первую очередь, люди, которые в нём работают.

– Екатерина Андреевна, Вы родились и выросли в Севастополе… Часто ли случается побывать в родном городе?

– Очень люблю Севастополь. Это великий город русской славы, русских моряков… Город, который всегда был частью России независимо ни от чего, и все, кто в нём живут, думают именно так. С весны 2014 года проделана серьёзная работа по координации образования – как исследовательской, так и практической. В 2014 году мы провели мониторинг всей системы образования Крыма. Выяснилось, что образование находится в сложном положении. Из-за отсутствия финансов страдает инфраструктура вузов, школ, детских садов. Была выявлена проблема защищённости объектов: периметры зданий практически нигде не были закрыты. То есть та работа по модернизации системы образования, которую мы давно уже ведем в регионах России, в Крыму не проводилась. Было очевидное отставание по состоянию оборудования: практически нигде не было такого современного оборудования, каким оснащены сейчас классы физики, химии, биологии.

– Если говорить о качестве образования – на каком уровне оно сегодня в крымских учебных заведениях?

– Качество образования в Крыму – на очень достойном уровне. Хорошие учителя, дети замечательные, и все тянутся к знаниям. Поэтому никак нельзя говорить о том, что крымские школьники подготовлены хуже. Бесспорно, им было бы легче, если бы у них было такое же оборудование, как здесь. Но и за этот небольшой срок мы провели огромную работу по переоснащению школ – сейчас даже в сельских школах открывают спортивные залы. По всей Республике Крым и вокруг Севастополя есть сельские территории, где школам необходимы спортивные площадки. И эти площадки мы строим. Радуемся, когда сравниваем фотографии территории этих школ – какими они были и какими стали. Вновь оборудованные территории получились очень красивыми, в будущем году мы обязательно продолжим эту работу.

– Хорошо работать на результат, но результаты не всегда одинаковые… Вы сами знаете, Минобразования сегодня и хвалят, и ругают.

– Вы говорите, нас ругают… Здесь важно осознать, кто ругает и почему. Например, если мы обсуждаем какой-либо вопрос, сущность которого мы понимаем, а другая сторона – нет, мы всегда будем находиться в конфликте, потому что у нас разный понятийный аппарат. Нам нужно учиться приходить к одинаковому пониманию вопроса.

– В Вашу зону ответственности входит и информационная политика Минобрнауки. Какими Вы хотели бы видеть публикации по образовательной тематике?

– В этом году мы начали, а в следующем продолжим работу над Концепцией по информационному взаимодействию…Тема сложная и актуальная. Думаю, что, прежде всего, люди, которые работают по тематике образования, должны быть заинтересованы в его конструктивном развитии, в благополучном разрешении того вопроса, который поднимается. Мы же не говорим, что мы против критики. Мы за критику, но за ту, которая обоснована. Думаю, что нам всем нужно учиться обсуждать проблемы образования, рассказывать о его успехах, например, с точки зрения университетов. Сегодня в каждом вузе происходит огромное количество позитивных событий. Каждый университет – как город. Когда туда приезжаешь, все знают о том, что в нем происходит, рассказывают о последних новостях. Но если Вы посмотрите на сайт вуза, там далеко не всегда и не всё можно обнаружить. Все мы, в том числе и пресс-службы вузов, должны научиться рассказывать о достижениях университетов и ведомств в области образования. Знаю, что сегодня многие ошибочно считают, что журналистам нужны только плохие новости. Я уверена, если мы будем предоставлять кроме плохих новостей (которые случаются сами по себе без нашего участия) также позитивные результаты нашей работы – то это обязательно вызовет интерес.

– По образованию Вы – юрист. Расскажите, пожалуйста, насколько Ваше образование помогает в повседневной работе?

– Очень сильно помогает. Сегодня, если вы серьезно занимаетесь какой-либо деятельностью, даже творческой, без минимальных знаний в области юриспруденции никак. Нужно знать законы, понимать, как можно поступать и как нельзя. Поэтому в моей работе я бы не смогла без юридического образования. Ведь в той сфере, которой я занимаюсь, нужно изучать много документов. Здесь нельзя совершать ошибок, нельзя допускать нарушений законодательства. Если чего-то не знаешь, то можешь что-то сделать неправильно – случайно, но иногда непоправимо.

– Очевидно, что у Вас много работы. Получается что-то успеть, помимо служебных дел? Книгу, например, почитать…

– На государственной службе – у всех много работы и ненормированный день. Но время на книги я всегда нахожу. Какие это книги? Самые разные. С хорошими книгами всегда так – их читаешь так, что дух захватывает, и неважно, сколько раз перечитываешь – каждый раз узнаешь что-то новое.

– Какие планы на будущий год? Что хочется сделать?

– Весь будущий год будет проходить под знаком работы над проектами по тем программам, о которых мы говорили. Планирую много поездок по регионам. Страна большая, и все не могут приехать в Москву, поэтому мы будем делать выездные сессии, чтобы встретиться с как можно большим количеством людей. Не только с проректорами и ректорами, а еще с начальниками управлений, сотрудниками, чтобы они тоже могли ознакомиться с нашей работой, скоординировать её со своей. Ведь когда общаешься онлайн, это одно. А когда идет личное обсуждение, то все начинают думать немного по-другому. И, конечно, продолжим работу по информационному взаимодействию. Мы должны научиться общаться, понимать друг друга, добиваясь нужного всем результата.

Наша справка
Толстикова Екатерина Андреевна,
заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
Родилась 18 марта 1981 года в Севастополе.
Окончила с отличием Московскую государственную юридическую академию (2004 г.).
В 2001 году работала специалистом в Арбитражном суде Московской области.
2001-2003 гг. – ведущий специалист Агентства федерального имущества по Москве Минимущества России.
В 2003-2004 годах – ведущий специалист Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
В 2004 году – главный специалист Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
2004-2005 гг. – заместитель начальника отдела Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Москве.
В 2005-2010 гг. – начальник отдела, заместитель начальника Управления Федерального агентства по науке и инновациям.
2010-2012 гг. – помощник министра, заместитель директора, директор Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России.
С июля 2012 года – директор Департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2014 г. № 1797 назначена заместителем министра образования и науки Российской Федерации.

С началом нового года продолжилось противостояние коллектива Дагестанского института развития образования и врио вице-премьера правительства республики Екатерины Толстиковой. В редакцию «Черновика» поступило открытое письмо коллектива института временно исполняющему обязанности главы Дагестана Владимиру Васильеву, под которым подписались 105 сотрудников. Предлагаем читателям полный текст письма.

Постоянная критика системы образования республики Дагестан на различных образовательных площадках регионов РФ ВРИО заместителем председателя Правительства Республики Дагестан Толстиковой Е.А. вынудила нас, коллектив Дагестанского института развития образования, обратиться к Вам.

В очередной раз, 15 декабря 2017 года в г. Пятигорске Толстикова Е.А. сделала ряд безапелляционных заявлений в адрес Дагестанского института развития образования: «забудьте эту точку, мы сейчас её будем разрушать» (такие попытки предпринимались Толстиковой Е.А. неоднократно ), «это просто ужасная вещь», «как реципиенты непосредственные», «и это всех измочалило», «туда людей палками загоняют», «собирают деньгу», «выдают бумаги» и.т.п. (сохранена стилистика Толстиковой Е.А.).

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров, преобразованный в 2015г. в Дагестанский институт развития образования (90-летие институт отмечает в марте 2018г.) укомплектован опытными и высококвалифицированными педагогическими кадрами, кандидатами и докторами наук, заслуженными учителями Республики Дагестан и Российской Федерации, обладателями государственных наград. Ежегодно на базе института повышают свою квалификацию более 8 тыс. педагогических работников республики Дагестан.

Институт сотрудничает с ведущими Вузами, издательствами, образовательными и научными центрами, как в республике, так и в Российской Федерации. Только в 2017 г. проведено свыше 50 совместных мероприятий. Он также участвует в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, что положительно сказывается на качестве образования в республике. В этом году институт выиграл два конкурсных мероприятия в рамках ФЦПРО. Благодаря поддержке руководства республики созданы все необходимые условия для эффективной работы всех структурных подразделений института. Активное участие республиканского центра качества образования (структурное подразделение ДИРО) позволило провести государственную итоговую аттестацию на высоком уровне и улучшить результаты по всем основным общеобразовательным дисциплинам. Число выпускников в 2017г., не преодолевших минимальный порог, уменьшилось по сравнению с 2015г. почти в два раза. За достигнутые высокие результаты в организации и проведении ГИА в республике руководству Дагестана объявлена благодарность от Правительства Российской Федерации.

Уважаемый Владимир Абдуалиевич!

Профессорско-преподавательский состав и сотрудники института готовы и в дальнейшем совершенствовать свою деятельность. Накопленный опыт, интегрированная работа с ведущими образовательными центрами страны и Ваша поддержка вселяет в нас надежду и оптимизм.

Вмешательство врио вице-премьера Екатерины Андреевны, как она выразила сама - это попытка разрушить слаженную систему работы института. Её стихийные, многочасовые совещания и обсуждения проектов (заимствованные из интернета), не адаптированные к местным особенностям и условиям, создают дополнительные сложности для сотрудников института.

Деятельность Толстиковой Е.А. направлена не на реконструкцию образования, а на деструктивизм и голословные обвинения, которые создают хаос и негативно влияют как на психологический климат коллектива, так и на продуктивность работы.

Поддержку в реализации государственного задания и координации нашей деятельности оказывает наш учредитель – Министерство образования и науки Республики Дагестан.

Обращаясь к Вам, надеемся, что деятельность врио вице-премьера Правительства РД Толстиковой Е.А. получит должную и взвешенную оценку с Вашей стороны.

Новый вице-премьер Дагестана Екатерина Толстикова будет курировать вопросы образования. По мнению опрошенных "Кавказским узлом" дагестанских журналистов, она не встроена в какую бы то ни было республиканскую клановую структуру и получит всяческую поддержку в республике от главы Дагестана, который надеется на возможность решать через нее вопросы на федеральном уровне.

Как писал "Кавказский узел" , глава Дагестана подписал 28 ноября указ, согласно которому пост заместителя председателя правительства республики займет Екатерина Толстикова , работавшая до 15 ноября 2016 года замминистра образования России. Вакантным пост вице-премьера Дагестана стал после того, как 23 ноября в отставку был отправлен Артур Сибеков , с 2013 года курировавший вопросы привлечения инвестиций и, в частности, работу Корпорации развития Дагестана.

Екатерина Толстикова родилась в Севастополе в 1981 году, окончила с отличием Московскую государственную юридическую академию. Работала в Арбитражном суде Московской области, в Агентстве федерального имущества по Москве, в Минимущества и Минпромторге страны, исполняла обязанности начальника отдела и замначальника управления Федерального агентства по науке и инновациям. С середины 2012 года руководила департаментом управления сетью подведомственных организаций федерального Минобрнауки, а должность замминистра образования и науки России заняла в сентябре 2014 года.

Толстикова будет курировать систему образования Дагестана

29 ноября прошла первая рабочая встреча нового вице-премьера Екатерины Толстиковой с аппаратом министерства образования и науки Дагестана, на которой она заявила, что будет курировать систему образования республики.

"По поручению главы республики Рамазана Абдулатипова я буду курировать образовательную сферу республики", - сказала Екатерина Толстикова, слова которой приводятся в сообщении на сайте Минобразования Дагестана.

"Толстикова не встроена в какую бы то ни было республиканскую клановую структуру"

Екатерина Толстикова является человеком Рамазана Абдулатипова, она не встроена в какую бы то ни было республиканскую клановую структуру, сообщил главный редактор газеты "Новое дело" Гаджимурад Сагитов .

"Если бы Толстикова была "человеком Кремля", то она пришла бы в Дагестан сразу после увольнения с должности замминистра образования РФ", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гаджимурад Сагитов.

Если бы Толстикова была "человеком Кремля", то она пришла бы в Дагестан сразу после увольнения с должности замминистра образования РФ

По его словам, у вице-премьеров правительства Дагестана есть полномочия и рычаги воздействия на руководителей ведомств, поэтому это "достаточно весомая должность".

"При умелой работе вице-премьер может существенно повлиять на работу подведомственных структур. Но в Дагестане многое зависит от личностных качеств человека. Толстикова будет встроена в вертикаль Абдулатипова и комфортно себя чувствовать на этой должности, так как за ней будет стоять глава Дагестана", - говорит Сагитов.

Он считает, что Абдулатипов, назначив Толстикову вице-премьером, попробует решать через нее вопросы на федеральном уровне по линии Минобразования.

"Глава Дагестана, назначив Толстикову вице-премьером, получает сильного лоббиста, способного разговаривать с московскими чиновниками"

Приход Екатерины Толстиковой нельзя воспринимать как назначение включенного в какой-либо дагестанский клан человека, считает и обозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов .

"Также нельзя её воспринимать как чиновника, которому Кремлем переданы функции "надзирателя" за ситуацией в республике. Она - удачный ход Рамазана Абдулатипова, решающий одновременно несколько задач. Толстикова, судя по её официальной биографии, прекрасный специалист по вопросам управления недвижимостью, занимала достаточно высокую должность в министерстве образования и науки РФ, в то же время она молодая русская девушка", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Магомедов.

По словам журналиста, глава Дагестана, назначив Толстикову вице-премьером, решает несколько задач.

"Абдулатипов получает: сильного лоббиста, способного разговаривать на одном языке с чиновниками в различных федеральных структурах; чиновника, способного подтянуть Минобр Дагестана в плане управляемости и работы с собственными ресурсами, так как в зоне ведения министерства очень много объектов недвижимости; русскую, что должно вызвать симпатии к нему в федеральном центре, воспринять её как "своего человека, с кем можно говорить", а не как очередного "гостя с Кавказа", - считает Магомедов.

молодость вице-премьера, а также невключенность ее в существующие кланово-семейные группы Дагестана позволяют Абдулатипову на федеральном уровне утверждать, что в дагестанской власти идёт процесс "очищения, омоложения и усиления власти"

Он также отметил, что молодость вице-премьера, а также невключенность ее в существующие кланово-семейные группы Дагестана позволяют Абдулатипову на федеральном уровне утверждать, что в дагестанской власти идёт процесс "очищения, омоложения и усиления власти".

Касаясь статуса вице-премьера, Магомедов говорит, что эта должность в дагестанской политике в зависимости от персоны может быть как номинальной, так и реальной.

"По существующим законодательным нормам между вице-премьерами распределяются зоны ответственности за те или иные направления, которые они должны будут курировать, контролировать ход исполнения поставленных главой республики перед правительством задач. Но по факту у вице-премьеров не всегда это получалось. Как пример, Максим Щепакин - "варяг" из Ставропольского края, который был министром по делам инвестиций при президенте Муху Алиеве . Из-за того что его активность блокировалась членами кабинета министров рангом повыше, настоял на назначении его вице-премьером. Но и находясь на этой должности, он не смог привести в Дагестан крупных инвесторов, а также добиться реализации такого проекта, как "Немецкая деревня ", - рассказал Магомедов.

Что касается Толстиковой, то, как считает журналист, подобные проблемы у неё вряд ли возникнут, так как "линия образования плотно опекается лично главой Дагестана, а также на уровне комитета дагестанского парламента - братом главы Дагестана Раджабом Абдулатиповым".

"Основной фронт работы Толстиковой - договариваться с Москвой, поэтому взаимодействовать с местными элитами и кланами, как ожидается, ей не придется", - полагает Магомедов.

"Не логичнее было бы сократить количество заместителей председателя правительства?"

Журналист и председатель дагестанского отделения партии "Яблоко" Альберт Эседов , комментируя назначение Толстиковой, раскритиковал деятельность уволенного за несколько дней до этого Сибекова, отвечавшего за привлечение инвестиций, и обратил внимание на то, что бывший замминистра образования России пришла в Дагестан после смены руководства этого министерства.

Многие дагестанцы и понятия не имели, что такой зампред правительства (Сибеков) у нас существует

"Многие дагестанцы и понятия не имели, что такой зампред правительства (Сибеков) у нас существует. Возникает вопрос, чем чиновник занимался все эти три года, пока находился в должности? И где так называемые привлеченные инвестиции? Теперь же глава республики подписывает указ о назначении другого человека, который, вполне возможно, о республике знает не так много, чтобы в короткие сроки что-то дельное сделать", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Альберт Эседов.

"Тем более, уволен человек, у которого были одни функциональные обязанности, и назначается молодая девушка, которая до этого работала заместителем министра образования России, и была уволена в связи с тем, что не нашла общего языка с некоторыми коллегами и подчиненными", - отметил Эседов, не уточнив, откуда у него эта информация.

Действующий министр образования и науки РФ Ольга Васильева сменила на этом посту Дмитрия Ливанова в августе текущего года. Екатерина Толстикова была освобождена от должности заместителя министра с формулировкой "в связи с переходом на другую работу". Вероятно, Ливанов видел в Толстиковой перспективного управленца. Но его отставка не могла не отразиться и на судьбе его заместителей. Заместители Ливанова ассоциируются с реформами, благодаря которым он постоянно возглавлял неофициальные рейтинги самых скандальных российских министров, говорится в статье "В правительстве Дагестана появился "человек из Москвы" на портале EADaily.

По мнению Эседова, опыт работы Толстиковой в Минобразования России может негативно сказаться на ее работе в Дагестане.

"Не логичнее было бы с целью экономии бюджетных средств, которых и так недостаточно, сократить количество заместителей председателя правительства?" - высказался Альберт Эседов.