Современные психологические технологии. Использование психотехнологий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А."

УТВЕРЖДАЮ
Ректор СГТУ имени Гагарина Ю.А., профессор
_____________________________ И.Р.Плеве
"___" ______________ 2016 г.

Утверждено Ученым советом ГТУ имени Гагарина Ю.А.
Протокол № ____
от "___" ____________ 2016 г.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки
"Современные психотехнологии в психологическом консультировании"

Направления подготовки
37.03.01. «Психология»
Профиль «Психология труда»

С присвоением квалификации "Психолог консультант"

Саратов - 2016
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы
Целью программы является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования, в соответствии с профессиональным стандартом психолога в социальной сфере, а именно профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 37.03.01. «Психология», профиль подготовки «Психология труда», квалификация (степень) - бакалавр. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения дисциплины Б.3.1.19 "Основы консультативной психологии". Программа курса формирует компетенции в сфере оказания психологической помощи с применением широкого круга методического инструментария современных направлений психологии и психотерапии.

1.2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
а) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности "Современные психотехнологии в психологическом консультировании", включает в себя оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
б) Объектами профессиональной деятельности являются:
- психические процессы, свойства и состояния, наблюдающиеся у клиентов, имеющих социально-психологические проблемы;
- современные психотехнологии, оптимальный подбор и использование которых в ходе профессиональной деятельности оказания психологической помощи клиенту ведет к изменениям его состояния, поведения, стратегий мышления и принятию решений в проблемной ситуации.
в) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные
задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационная деятельность, а именно организация психологической помощи лицам разных возрастов и социальных групп (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию:
- разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;
- разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;
- использование современных технологий работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов;
практическая деятельность, а именно предоставление консультативных психологических услуг клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию:
- групповое и индивидуальное консультирование клиентов;
- обоснование применения конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
- практическое применение технологий, методов и форм оказания психологической помощи при нарушениях социализации, проблемах семейных отношений, эмоциональных зависимостей, кризисных состояний и посттравматических стрессовых расстройств.

1.3. Планируемые результаты обучения
а) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями
в области практической деятельности:
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии:
- умения взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
- оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
- знания психологии кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты;
- психологии семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений;
- психологии зависимости, аддикций, девиантология;
- психологических проблем социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи);
- типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);
- технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;
- виды, формы и методы психологического консультирования, основные психотехнологии краткосрочной и долгосрочной психотерапии и психокоррекции.

1.5. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе - 260 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 12 месяцев.

1.6. Форма обучения
Форма обучения - очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий.

1.7. Режим занятий
4 часа в день, 1 раз в неделю, 65 часов в семестр, занятия проходят в течение четырех семестров.

1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
МТЦ «Медита-сервис» СГТУ имени Гагарина Ю.А.

2.1. Учебный план
№ п/п

Наименование дисциплины

Общая
трудо-
емкость
час.

Всего
ауди-
торных
занятий
час.

В том числе СРС Ком-петен-ции Теку-щий конт-роль Промежуточаттес-тация
Лекции, час. Практ. занят., час. Лабор. занят., час. РК, РГР, Реферат КР КП зачет экзамен
1. Модуль 1. Современные психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи
1.1. Методы установления и поддержания контакта с клиентом 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-14 1 - - - -
1.2. Психотехнологии прояснения запроса и постановки цели 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-14 1 - - - -
1.3. Психотехнологии отслеживания состояния и управления эмоциями клиента 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
1.4. Психотехнологии короткой психотерапии в рамках первой психологической помощи 17 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1 -
2. Модуль 2. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений
2.1. Методы арттерапии в рефлексии жизненного опыта, самовосприятия и системы отношений 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.2 Методы когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции при нарушениях социализации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.3 Методы нейролингвистического программирования в улучшении взаимопонимания и коммуникации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.4. Методы процессуальной психотерапии в анализе и планировании жизненных стратегий 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1 -
Итого в модуле 64 40 8 32 24
3. Модуль 3. Современные психотехнологии для преодоления эмоциональных зависимостей и для целей личностного роста
3.1. Методы эриксоновского гипноза в преодолении зависимостей, усилении Я и работе с личной историей 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.2. Методы нейролингвистического программирования в переформировании зависимого поведения и развитии творческого потенциала личности 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.3. Методы ассоциативных метафорических карт в самоисследовании, решении конфликтов и гармонизации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.4. Методы символдрамы в формировании и трансформации я-идентичности и личностном росте 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1
Итого в модуле 64 40 8 32 24
4. Модуль 4. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами
4.1. Методы символдрамы, психодрамы и драматерапии в кризисной психотерапии и работе с ПТСР 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.2. Методы телесноориентирован-ной психотерапии в преодолении страхов и травм потерь 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.3. Методы трансперсональной психологии в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.4. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и индивидуации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1
Итого в модуле 64 40 8 32 - 24
Итоговая аттестация 4 4 Итоговый экзамен
Всего: 260 160 32 128 - 100

2.2. Учебная программа
Наименование модулей, разделов (дисциплин) и тем Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы
Модуль 1. Современные психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи
Раздел 1.1. Методы установления и поддержания контакта с клиентом
Тема 1.1.1. Методы клиент-центрированной психотерапии в установлении поддержании контакта Основные этапы установления контакта и активного слушания клиента. Структура техник активного слушания: умение услышать и понять, формулирование вопросов, цитирование, позитивные констатации, информирование, интересный рассказ, техники регулирования напряжения и вербализации чувств.
Тема 1.1.2. Методы нейролингвистического программирования в установлении поддержании контакта Психотехнологии достижения доверительного контакта или раппорта. Синхронизация с клиентом на различных логических уровнях (поведение, способности, ценности, идентичность). Метапрограммные методы экспресс-диагностики.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах: моделирование первой встречи с клиентом, установление и поддержание контакта с помощью техник активного слушания.
2. Практическая демонстрация психотехнологий установления раппорта, отработка навыков формирования доверия в малых группах (в парах). Установление взаимопонимания с помощью безтестовой экспресс-диагностики метапрограмм личности.
Самостоятельная работа 1. Источники повышения и понижения напряжения в контакте и психотехники регуляции напряжения.
2. Самоанализ содержания логических уровней своей личности, определение оптимальных уровней установления контакта в своем общении.
Раздел 1.2. Психотехнологии прояснения запроса и постановки цели
Тема 1.2.1. Психотехнологии прояснения запроса в психологическом консультировании Основы метамоделирующей беседы в прояснении запроса клиента. Приемы снятия смысловых нарушений для улучшения самопонимания и взаимопонимания. Уточнение запроса на поверхностном и глубинном уровне. Психологический контракт.
Тема 1.2.2. Психотехнологии формирования цели и критериев желаемого результата психологической помощи Выявление нежелательных реакций клиента, формирование образа желаемого результата, критериев и основных шагов его достижения. Методы проверки и усиления мотивации к достижению цели клиентом.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Дискуссия по актуальным запросам на психологическую помощь, практическая демонстрация методов прояснения запроса, отработка навыков взаимодействия с клиентом на стадии определения запроса в малых группах.
2. Определение цели обучения группы по данному курсу в качестве практической демонстрации методов, работа в парах на формирование индивидуальных желаемых результатов.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ проблемных ситуаций и состояний как потенциальных запросов на психологическое консультирование и дальнейшее самосовершенствование.
2. Самоанализ критериев своих желаемых результатов и видов мотивации к их достижению.
Раздел. 1.3. Психотехнологии отслеживания состояния и управления эмоциями клиента
Тема 1.3.1. Методы отслеживания состояния клиента и формирования отношений сотрудничества. Методы калибровки в отслеживании реакций клиента (комфорт-дискомфорт, согласие-несогласие, искренность-ложь, стратегий принятия решения). Милтон-модель в формировании сотрудничающего общения с клиентом, снижающего возможность сопротивления.
Тема 1.3.2. Методы управления эмоциональными реакциями клиента Психотехнологии осознавания эмоций и управления своим состоянием. Методы углубления раппорта и обучения клиента состояниям релаксации и активизации. Методы регулирования интенсивности эмоций.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с кругом эмоций, определение и анализ значимых эмоциональных состояний.
2. Работа в малых группах по саморегуляции и взаимной регуляции эмоциональных состояний.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ актуальных эмоциональных состояний, составление списка критериев раннего распознавания эмоций.
2. Индивидуальная апробация и оценка эффективности методов саморегуляции когнитивно-поведенческого и эриксоновского направлений.
Раздел 1.4. Психотехнологии короткой психотерапии в рамках первой психологической помощи
Тема 1.4.1. Психотехнологии быстрого изменения состояния и поведения клиента Методы короткой психотерапии для закрепления положительного опыта, перезапечатления негативного опыта, смены негативных реакций на нейтральные или позитивные. Быстрое изменение нежелательного поведения на желательное для клиента, при отсутствии побочных выгод от прежнего поведения.
Тема 1.4.2. Психотехнологии эмоционального отреагирования и гармонизации отношений Психотехнологии изменения позиций восприятия, методы символдрамы и арттерапии для целей эмоционального отреагирования, взаимопонимания и гармонизации отношений.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах, направленная на изучение и изменение субъективного опыта и нежелательного поведения.
2. Работа малых групп в моделируемых ситуациях взаимодействия с клиентами, имеющими эмоциональные проблемы и проблемы в отношениях, с использованием методов краткосрочной психотерапии.
Самостоятельная работа 1. Поиск и систематизация нежелательных поступков, чувств, трудностей в отношениях как потенциальных запросов на краткосрочную психологическую помощь.
2. Самоанализ и интеграция позитивного опыта и эффективных поведенческих стратегий.




2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.
5. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2007. – 221 с.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: НФ «Класс», 1994.
7. Роджерс К.Р. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Эксмо, 2002. – 288 с.
8. Экзистенциальная психология / Под ред. Р.Мэя. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
9. Эриксон М. Стратегия психотерапии. – СПБ, 2000. – 512 с.
10. Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
11. http://psyfactor.org/
12. http://www.b17.ru/
Модуль 2. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений
Раздел 2.1. Методы арттерапии в рефлексии жизненного опыта, самовосприятия и системы отношений
Тема 2.1.1. Арттерапия проблем самовосприятия и самоотношения Аттерапевтические психотехники, направленные на стимулирование спонтанности и повышение адаптивности, рефлексию восприятия себя и коррекцию самоотношения.
Тема 2.1.2. Арттерапия в психокоррекции сферы отношений и коммуникации Арттерапия в парной и групповой работе в целях рефлексии системы отношений, развития коммуникативных навыков, коррекции отношений, поведения и выражения чувств в конфликте, синхронизации процессов в группе.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Введение в практику арттерапии в групповом формате. Освоение арттерапевтических техник и особенностей группового процесса в тематически ориентированной группе.
2. Арттерапевтическая работа в малых группах, направленная на развитие коммуникативных навыков, коррекцию социальных ролей и форм поведения, рефлексию жизненного опыта и самовосприятия.
Самостоятельная работа 1. Сравнительный анализ методов индивидуальной и групповой арттерапии.
2. Самостоятельное тестирование дополнительных материалов арттерапии (библиотерапии, музыкотерапии) для решения актуальных проблем.
3. Роль арттерапевтических методов в развитии креативности.
Раздел 2.2. Методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в психокоррекции при нарушениях социализации
Тема 2.2.1. Анализ нарушений социализации и выявление их психологических механизмов в КПТ Психотехнологии анализа механизмов психических нарушений в русле когнитивно-поведенческой терапии. Выявление автоматических мыслей и иррациональных установок.
Тема 2.2.2. Психокоррекция мыслительно-поведенческой сферы при нарушения социализации Алгоритм работы со стратегиями обработки информации клиентом АВС (ситуация - дисфункциональная оценка - реакция). Специфика использования вопросов в диспуте на различных уровнях в КПТ. Способы и приемы коррекции различных стратегий обработки информации в КПТ.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Демонстрация процедур КПТ в анализе нарушений социализации и выявлении их психологических механизмов, отработка данных процедур в малых группах с целью помощи в осознавании и рациональном решении проблем.
2. Практическая апробация алгоритма АВС с участниками обучения, работа в парах с данным алгоритмом, групповая работа с использованием вопросов в диспуте на различных уровнях в КПТ.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ персональных стратегий обработки информации.
2. Систематизация типов вопросов в диспуте, подбор оптимальных методов ведения диспута для утилизации иррациональных мыслей и установок.
Раздел 2.3. Методы нейролингвистического программирования в улучшении взаимопонимания и коммуникации
Тема 2.3.1. Нейролингвистические методы снятия смысловых нарушений в коммуникации Типология и диагностика смысловых нарушений. Метамодель и рефрейминг в работе с ограничивающими убеждениями собеседника.
Тема 2.3.2. Психотехнологии регуляции межличностных отношений Стратегии поведения в конфликтах по В.Сэйтир. Психокоррекция межличностных отношений с помощью изменения позиций восприятия. Работа с родительскими сценариями и отношением к старшим поколениям в модели линии времени.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах по формированию ключевых ПВК для мастерства коммуникации: результативности, сенсорности, гибкости стратегий.
2. Работа в малых группах со стратегиями поведения в проблемных ситуациях общения, развитие навыков смены позиций восприятия, освоение психотехнологий коррекции родительских сценариев и межличностных отношений.
Самостоятельная работа 1. Регистрация примеров своей коммуникации с применением метамодели и рефрейминга.
2. Моделирование своих случаев проблемного общения, анализ источников проблем и эффективности применяемых психотехнологий.
Раздел 2.4. Методы процессуальной психотерапии в анализе и планировании жизненных стратегий
Тема 2.4.1. Изучение жизненных стратегий и ограничивающих представлений методами процессуальной психотерапии Принципы и методы работы в процессуальной терапии с тревогой, страхом, беспокойством, ограничивающими представлениями о себе и мире.

Тема 2.4.2. Психотехнологии преодоления ограничений самовосприятия и развития спонтанности на пути самореализации Исследование краев своего самовосприятия, поиск скрытых ресурсов. Работа с телесными симптомами и снами, феномен сновидящего тела.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа парах по выявлению ограничивающих представлений, упражнение на обнаружение краев в шести каналах восприятия.
2. Работа в малых группах, направленная на преодоление ограничений самовосприятия, практика спонтанного движения.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ персональных результатов выполнения упражнений, выявление смыслообразующих звеньев своей жизненной стратегии.
2. Систематизация телесных симптомов и снов, феноменов сновидящего тела: персональных, своего окружения, взятых из открытых источников.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Понять без слов. Развитие интуиции психологов онлайн-консультантов: учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2016. - 280 с.
2. Гриндергер Д., Падески К. Управление настроением: методы и упражнения. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
3. Касьянник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - 120 с.
4. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии. Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и Техника, 2014. - 288 с.
5. Минделл А. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике / Арнольд и Эми Минделл; Пер. с англ. Л. Масловой и В. Самойлова; Под ред. В. Майкова и В. Цапкина. - М.: Класс, 1999. - 224 с.
6. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2000. - 448 с.
7. Холл М. Полный курс НЛП \ М. Холл, Б. Боденхаймер. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 635 с.
Модуль 3. Современные психотехнологии для преодоления эмоциональных зависимостей и для целей личностного роста
Раздел 3.1. Методы эриксоновского гипноза (ЭГ) в преодолении зависимостей, усилении Я и работе с личной историей
Тема 3.1.1. Эриксоновский подход в гипнотерапии, недирективные методы наведения транса Введение в прикладные аспекты эриксоновского гипноза. Базовые навыки наведения измененных состояний сознания (транса). Ассоциативные и диссоциативные методы наведения транса, виды внушений. Приемы сбора и использования информации для управления глубиной погружения в транс.
Тема 3.1.2. Гипнотические методы преодоления зависимостей, изменения личностной истории, развития аутентичности Методы ЭГ для преодоления зависимостей. Гипнотическая интеграция. Гипнотический регресс и прогресс в работе с личностной историей клиента. Трансовые техники для личностного роста: усиления Я, преодоления кризисных состояний, самосовершенствования. Методы самогипноза для создания оптимального настроя, достижения целей, развития самодостаточности.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Демонстрация методов наведения и использования трансовых состояний по М.Эриксону. Отработка техник гипнотизации в малых группах.
2. Изучение природы эмоциональных зависимостей в смоделированных ситуациях работы с клиентом. Работа в малых группах с различными дизайнами трансовых индукций, направленных на преодоление зависимостей и личностный рост.
Самостоятельная работа 1. Систематизация приемов гипнотизации в эриксоновском и постэриксоновском направлениях гипнотерапии.
2. Персональная практика в методах самогипноза, составление самоотчетов.
Раздел 3.2. Методы нейролингвистического программирования (НЛП) в переформировании зависимого поведения и развитии творческого потенциала личности
Тема 3.2.1. Психотехнологии НЛП в переформировании зависимого поведения Структура зависимой личности в НЛП-подходе. Психотехнологии выявления и переформирования зависимостей: шестишаговый рефрейминг, "разрыв склейки", перегрузка субмодальностей восприятия, генератор нового поведения, психотехнологии личностного редактирования.
Тема 3.2.2. НЛП подход к задачам переосмысления жизни, адаптации к новым стратегиям поведения и мышления, развития творческого потенциала личности Пошаговые психотехнологии ревизии жизненного опыта и переосмысления жизни, работа с убеждениями и ценностями. Технологии встраивания новых стратегий, изменение метапрограмм личности. Психотехника развития творческого Я.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Интерактивная лекция и дискуссия о признаках зависимого поведения и структуре зависимой личности. Демонстрация методов переформирования зависимостей.
2. Работа в парах в моделируемой ситуации выявления и переформирования зависимостей, формирования нового поведения и творческого Я.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ и выявление ограничивающих убеждений. Постановка задач формирования новых стратегий поведения.
2. Систематизация видов зависимого поведения и методов работы с ним.
Раздел 3.3. Методы метафорических ассоциативных карт (МАК) в самоисследовании, решении конфликтов и гармонизации
Тема 3.3.1. Метафорические ассоциативные карты: их основные виды и назначение в практике психолога-консультанта Обзор существующих направлений МАК, показания для использования МАК с клиентами. Результаты применения МАК в индивидуальной и групповой работе.
Тема 3.3.2. Принципы и методы работы с проективными сказочными картами и метафорическими ассоциативными картами Диксит Практика работы с проективными сказочными картами и метафорическими ассоциативными картами Диксит: постановка задач, самоисследование, поиск решений, выявление внутренних ограничений и необходимых ресурсов.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая и индивидуальная работа с проективными сказочными картами. Выявление основных субличностей, содержания противоречий и путей гармонизации личности.
2. Работа в малых группах с картами Диксит, сценарии формирования и разрешения проблем на образно-символическом уровне.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ субъективного времени, пространства и системы отношений с применением методов МАК.
2. Выявление стереотипов и ресурсных аспектов своей личности, создание новых жизненных сценариев с опорой на технологии МАК.
Раздел 3.4. Методы символдрамы в формировании и трансформации я-идентичности и личностном росте
Тема 3.4.1. Символдраматический подход в психотерапии и психокоррекции. Основные методы работы с образами клиента. Введение в кататимно-имагинативную психотерапию. Методы символдрамы в работе аддикциями. Коррекция личностных нарушений и личностный рост по методу символдрамы.
Тема 3.4.2. Методы символдрамы в поддержании процессов формирования и трансформации я-идентичности и личностного роста. Специфика символдраматической работы с задачами сепарации, формирования идентичности, целеполагания, уверенности в построении и поддержании отношений. Сочетание метода символдрамы с другими методами, основанными на использовании образов и измененных состояний сознания.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с образами базового уровня освоения методов символдрамы.
2. Работа в малых группах по освоению символдраматической работы в сопровождении процессов формирования идентичности и личностного роста.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ методами символдрамы и выявление актуальных психологических проблем и запросов.
2. Самостоятельная проработка основных мотивов метода символдрамы базового уровня в процессе решения своих психологических проблем.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Истории, меняющие жизнь. Практикум создания и использования гипнотических метафор: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2014. - 320 с.
2. Гагин Т., Уколов С. Новый код НЛП или Великий канцлер желает познакомиться. - М.: Ин-т Психотерапии, 2011. - 248 с.
3. Кинг М.Е., Цитренбаум Ч.М. Экзистенциальная гипнотерапия. - М.: НФ "Класс", 1998. - 208 с.
4. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М.: МОДЭК, 2001. - 192 с.
5. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., Эйдос, 1996.
6. Обухов Я.Л. Белоцерковский Г.М. Кататимно-имагинативная психотерапия: введение в основную ступень. - Ида-Вирумаа, 2002.
7. Обухов Я.Л., Овсянников М.В., Окунь Е.Н., Родина Е.Н. Символдрама в лечении алкоголизма и наркомании. Симводрама как современный метод лечения в комплексной терапии зависимостей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2010. С. 17-22.
8. Попова Г.В., Милорадова Н.Е. Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании. - Серия Психология 2015. Выпуск 50. С. 167-177.
9. Цитренбаум Ч., Кинг М., Коэн У. Гипнотерапия вредных привычек \ Пер. с англ. Л.В. Ерашовой. - М.: НФ "Класс", 1998. - 192 с.
10. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. – М.: НФ «Класс», 1999. – 352 с.
Модуль 4. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами
Раздел 4.1. Методы символдрамы, психодрамы и драматерапии в кризисной психотерапии и работе с ПТСР
Тема 4.1.1. Методы символдрамы и психодрамы для работы с кризисными состояниями и ПТСР Особенности кризисных состояний и посттравматических стрессовых расстройств: причины, симптомы, динамика, методы психологической помощи. Символдрама в работе с кризисами развития и ПТСР. Техники психодрамы и их использование в кризисной психотерапии.
Тема 4.1.2. Методы драматерапии в работе с кризисными состояниями и ПТСР Тренинг драматерапиии в раскрытии личностного потенциала, психологической реабилитации после кризисов и ПТСР.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах с мотивами символдрамы и техниками психодрамы (монолог, самопрезентация, самореализация, двойники, зеркала, обмен ролями, сновидения, вспомогательный мир, импровизация и т.п.)
2. Групповая работа в тренинге драматерапии: развитие наблюдательности, воображения, раскрепощение, самопознание, самопринятие. Метод маскотерапии: выявление граней своего Я и самораскрытие, развитие и углубление значимых отношений.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ кризисных этапов персонального развития.
2. Написание самоотчета по результатам тренинга драматерапии.
Раздел 4.2. Методы телесноориентированной психотерапии (ТОП) в преодолении страхов и травм потерь
Тема 4.2.1. Базовые понятия и психотехники ТОП. Методы ТОП в работе с травмой и экзистенциальными страхами Введение в телесноориентированную психотерапию. Примеры групповых и индивидуальных вариантов телесной психотерапии. базовые понятия и психотехники, базовые проблемы и их расположение в теле. Считывание телесной информации, первичная диагностика и работа с симптомом в телесноориентированном подходе. Специальные психотехники ТОП в преодолении страхов и травм потерь.
Тема 4.2.2. Интегративные методы ТОП. Основы танатотерапии и ее практические применение в психокоррекции Введение и интегративные методы телеснориентированной психотеарпии. Танатотерапия как вид ТОП, методы танатотерапии в работе с экзистенциальными страхами, проблемами самоприянтия и отношений.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с базовыми понятиями и психотехниками ТОП: социальное и животное тело, энергия, контакт, образ и структура тела, телесная метафора, блок и зажим, топография тела. Первичная диагностика в ТОП.
2. Тренинг танатотерапии: преодоление страхов, аддикций, потерь, личностный и духовный рост.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ и рисуночная диагностика телесных зажимов.
2. Самоисследование и взаимоисследование топографии тела.
Раздел 4.3. Методы трансперсональной психологии (ТПП) в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами
Тема 4.3.1. Обзор дыхательных психотехник в русле трансперсонального подхода Дыхательные психотехники в психотерапии и психокоррекции: холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн. Индивидуальные и парные процессы в ТПП, построение индивидуальных образных пространств.
Тема 4.3.2. Интегративные процессы и практики ТПП в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами Тренинг голотропного дыхания в русле ТПП. Структура дыхательных сессий, картография переживаний, интегративные процессы и практики в ТПП. Специфика работы в голотропной терапии с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами клиентов.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах и индивидуально с практиками ТПП. Медитации в движении и тематические медитации.
2. Групповая работа в тренинге голотропного дыхания. Выполнение задач ситтера и голонавта, знакомство с задачами инструктора, ведущего группу голотропной терапии в ТПП.
Самостоятельная работа 1. Систематизация опыта трансперсональных переживаний и психодуховных смыслов по литературным источникам.
2. Самоанализ психодуховных проблем.
Раздел 4.4. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и индивидуации
Тема 4.3.1. Введение в юнгианский психоанализ. Строение психики и ее формирование, основные психические инстанции с позиций юнгианского анализа Строение психики в юнгианском анализе. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип. Психоаналитическая модель симптомообразования. формирование Эго, зрелые и незрелые способы функционирования Эго. Архетип и архетипический образ, проявления архетипа в сновидениях. Персона, Тень и индивидуация. Психотерапевтические способы работы с Тенью.
Тема 4.3.2. Специфика работы в русле юнгианского анализа с травмой, кризисами и процессами индивидуации Методы юнгианского психоанализа в работе с травмой, кризисами и процессами индивидуации. Сочетание юнгианского психоанализа с различными направлениями арттерапии в практике индивидуальной и групповой работы с клиентами.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Практика групповой работы в юнгианском анализе с содержанием комплексов. Упражнение "Встреча со своим Эго", направленное на самоисследование и личностный рост. Процесс индивидуации с позиций юнгианского анализа.
2. Практика работы со снами в русле юнгианского анализа. Методы юнгианского анализа в работе с теневыми аспектами Я, травматическими переживаниями, кризисными состояниями.
Самостоятельная работа 1. Изучение содержания комплексов на личном примере и по литературным источникам.
2. Самоисследование проявлений архетипов в своей субъективной реальности.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Принципы и методы интеграции личности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - Саратов.: Изд-во "КУБиК", 2013. - 240 с.
2. Гроф С. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. – М.: НФ «Класс», 2000. – 288 с.
3. Гроф С. Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания. – М.: АСТ, 2002. – 240 с.
4. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. – М.: АСТ, 2001. – 464 с.
5. Поро М. Замещающий ребенок / Пер. с фр. - М.: Когито-Центр, 201. - 211 с.
6. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Бакскаков. – М, 1992. – 105 с.
7. Шутценбергер А.А. Психодрама. - М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.
8. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 272 с.
9. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – Киев, 1996. – 384 с.
10. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
Форма договора об обучении с юридическим лицом

Документы, необходимые для поступления

Чтобы начать обучение Вам необходимо предоставить следующие документы:

  • физического лица с согласием на обработку персональных данных или от юридического лица о зачислении на обучение по программе
  • Копию паспорта (1-2 страница и страница с регистрацией по месту жительства)
  • Копию документа об образовании - диплома о среднем профессиональном и (или) высшем образовании (за исключением лиц, получающих профессиональное образование в СГТУ имени Гагарина Ю.А.)
  • Справку из деканата об обучении (для студентов)
  • Копию документа, подтверждающего изменение персональных данных личности в случае их расхождения с документом об образовании (свидетельство о заключении брака, свидетельство об изменении имени и т.д.)
  • Две цветные фотографии размером 3х4 см (только при приеме на программы профессиональной переподготовки)
Получите в результате

В результате успешного обучения по программе Вы получите диплом о профессиональной переподготовке

В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические .

Гуманитарные технологии -- технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.

Эффективность технических и экономических технологий определяется, например, тем, насколько совершенны бизнесмены и менеджеры в применении гуманитарных технологий. По некоторым социологическим исследованиям, хозяйственные руководители реализуют свои знания и способности на 30%, от силы до 70%. Чем ниже их управленческо-гуманитарная подготовка, тем беднее проявляется их личностно-деловой потенциал. Улучшение этой подготовки обеспечивает повышение производительности труда на промышленных предприятиях на 25--30%, а в отдельных случаях -- на 40--60%.

Наряду с технологическими и экономическими технологиями, в нашу жизнь настойчиво вторгаются социальные технологии . Они давно признаны за рубежом. Интерес к ним возник у нас в связи с появлением в 70--80-х годах в Болгарии двух крупных работ. Это «Общественные науки и социальная технология» Н. Стефанова и «Технология и эффективность социального управления» М. Маркова. Благодаря социологии и социальной психологии, получившим право на существование в 60-е годы, стали возможны исследования по управлению социальными процессами. В свою очередь, это потребовало обращения к социальной инженерии, а потом и к социальным технологиям. Однако столь запоздалое подключение к данной научно-прикладной области привело к разночтениям в их понимании, часто социальные технологии ассоциируются с человековедческими технологиями.

Социальные технологии способствуют решению важного класса проблем человеческой жизни, но не всех проблем. В них основное внимание уделяется такому объекту, как социальное явление. Сам человек в них часто не фигурирует ни как объект, ни как цель . У них свой объект и соответственно -- свои цели . В этом проявляется специализация данного вида технологий.

К гуманитарным технологиям относятся: футурологические , ситуативные и повседневные .

Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономический, социальный, культурный, морально-психологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий прогнозируется конкретная модель состояния общества, региона, трудового коллектива, что очень важно для руководителей, заинтересованных быть готовыми к решению новых проблем в своей деятельности.

Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по причине каких-то обстоятельств. Например, управление поведением людей в экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги -- профессиональная учёба соответствующих работников. Чаще всего она осуществляется в виде разбора «ситуация -- конфликт» или деловой игры.

Универсальными являются повседневные гуманитарные технологии . Например, технологии профессионального обучения, технологии поиска одарённых людей.

Известно, что не всякое гуманитарное знание технологично. Во-первых, гуманитарные знания характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, возможность произвольного толкования. В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекст.

Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало эффективны. Полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки, как по содержанию, так и по форме.

Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует подчеркнуть, что гуманитарные технологии -- это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определённых условий, средств и способов.

Объект и замысел определяют в технологии всё остальное: какие нужны научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий выступают жизнь и деятельность отдельной личности, различные социальные общности, взаимодействие человека и природы. Это самые наукоёмкие технологии . Разработка каждой технологии нуждается в огромном объёме информации, специальном её отборе, использовании результатов новейших научных исследований. Ошибки на теоретическом уровне необходимо свести до минимума, чтобы не нанести ущерба здоровью или личному достоинству людей, на практике этого достичь трудно. Для этого необходимо при их разработке многократное логическое осмысление по схеме «концепция -- гипотеза -- версия -- вариант». Гуманитарные технологии -- трудно алгоритмизируемые . Принцип пооперационности, характерный для многих технологий, в них применяется очень ограниченно. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера в области педагогики А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, устойчиво добивавшиеся положительных конечных результатов по воплощению в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методикой.

Гуманитарные технологии имеют низкий коэффициент гарантированности достижения замысла . Негарантированность «конечного» результата гуманитарных технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого количества внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.

Гуманитарные технологии -- особый вид профессиональной деятельности . Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией .

Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность . Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.

Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели , предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции , изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества , а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной модели.

психотехнология личность тренинг

Психологическая технология (известная также как психотехнология или психотехника) – это метод «правильного» обращения с психикой человека, то есть метод создания определенных переживаний – ощущений, эмоций, воспоминаний, действий, нужных для достижения какой-то цели. Другими словами, если мы хотим добиться чего-то от себя или от других людей, мы должны проделать определенные действия в определенном порядке. В некотором смысле, психотехнология - это карта нашего мышления, описание того, как мы мыслим, когда что-то делаем.

Психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Что же касается психотехники воздействия, то ее основу составляют частные теории, связанные с разработкой рекламы, применения СМИ, психотерапии и т.п. Однако об общей теории техники социально-психологического воздействия говорить не приходится. Особенно далеко продвинулись разработки в области "модификации поведения", направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного, с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. В последние годы получили распространение для нужд воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

Сознательное восприятие - это получение информации через сфокусированное внимание. Сопротивление чему-либо, как ответная реакция на информацию, во многом обязано мышлению (функции сознания). Та (и большая) часть информации, которая не осознаётся - воспринимается подсознанием и утилизируется системой врождённых и приобретённых автоматизмов. Если рекламная информация конфигурирована так, что, в "обход" сознания, она направлена на использование автоматических стереотипов, то речь идёт о манипулировании. Инструменты психотехнологий дают возможность экологично управлять поведением человека.

Далее рассмотрим психотехнологии, которые лежат в основе широко известных приёмов изготовления рекламы. Применяя на практике эти знания, рекламисты получают доступ к манипулированию механизмами мышления, внимания, памяти, эмоционально-чувственной сферой, и собственно поведением человека.



1. Целевое моделирование. Некоторые рекламные агентства в своих рекламных кампаниях с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах нейро – лингвистического направления (НЛП), метода, на который опираются в своей работе специалисты по рекламе, эти привычные стратегии зовутся "метапрограммами". Привычки мышления, как и любую другую привычку, человек осознает нечетко, и потому метапрограммы действуют автономно. В сущности, метапрограммы - это ни что иное, как привычные фильтры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти фильтры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует метапрограмме, не осознается, не охватывается его вниманием. Следовательно, из-за этих фильтров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве. Всего существует около 25 метапрограмм. Остановимся на некоторых из них.

Метапрограмма «Стремление к... - стремление от...». Одной из метапрограмм является программа стремления к чему-то и от чего-то. Есть люди, которые делают что-то, скажем, совершают покупку, стремясь к какой-то цели, а есть люди, которые стремятся чего-то избежать. Стремление к чему-то - это мотивация достижения успеха, стремление от чего-то - мотивация избегания неудачи. "Стремящиеся к" лучше всего воспринимают те преимущества, которые они приобретают, купив тот или иной товар или услугу. А "стремящиеся от" мотивируются избеганием неприятных последствий. Они прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать, чего с ними не случится, когда они станут владельцами этого товара.



Метапргорамма «Человек возможностей - человек процедуры». На вопрос "Почему Вы выбрали этот товар/эту работу (если необходимо набирать сотрудников в фирму)?" человек возможностей ответит, преимущественно рассказывая о возможностях, которые перед ним откроются в творчестве, зарабатывании денег, общении, освоении новых областей.

Антипод человека возможностей - человек процедуры. На обозначенный выше вопрос будет отвечать, что ему необходимо это сделать "потому, что..." - например, он должен зарабатывать деньги, должен содержать семью. Он мотивирован, главным образом, необходимостью, правильным образом действий. Человек, ориентированный на:

Сходство;

Сходство с различием;

Различие.

Так, например, человек, ориентированный на сходство, чувствует себя комфортно, когда мир остается тем же самым. Любит видеть одинаковость вещей еще с чем-нибудь. Человек, ориентированный на сходство с различием, принимает некоторые изменения, если они не происходят слишком часто. Любит видеть, как вещи улучшаются в результате эволюции. Его язык: в описаниях он подчеркивает то же самое, а потом начинает замечать различия. Например: "Я хотел, чтобы сохранились первые три характеристики, а следующие две улучшились". Человек, ориентированный на различие, в вещах любит видеть новое, различное, изменившееся.

2. Следующий пример использования конкретных приемов - применение визуальных субмодальностей. Повышению привлекательности предмета способствует задействование визуальных субмодальностей, например: приближение; увеличение размера; освещенности, насыщенности цветом; добавление бликов и блеска, ореола, контрастности. Если при этом один образ должен быть привлекательнее другого, то второй образ лучше сделать черно-белым, в серых тонах, размытым, с затемнением фона.

3. Еще один параметр, влияющий на восприятие и использующийся психологами - ассоциированность. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное - уменьшает.

4. "Рамка в рамке". Дизайнеры-аниматоры и художественные операторы называют этот визуальный эффект приёмом "коробочки", "матрёшки наоборот" или "зеркальной регрессии". Сюжет или эпизод сюжета с использованием этого приёма строится на том, что из одного объекта появляется подобный или другой объект и т.д. Сам по себе приём не нов, и его применение - просто визуальный эффект, привлекающий внимание. Когда приём "рамка в рамке" применяется с целью присоединения к потребителю, он начинает работать на потенциал действия.

5. Выход за рамки" и разрушение визуального поля. Смысл этой, нередко используемой в стендовой и TV-рекламе, технологии заключается в следующих психологических эффектах:

а) товар, "вырываясь" за рамки визуального поля (стенд, рамка, формат журнального листа или "эффект выпрыгивания" из телевизионного экрана и т.д.), "входит" в нашу реальность - реальность потребителя;

б) товар, разрушающий границы визуального поля, косвенно "показывает" потребителю на свой количественный потенциал. Ему просто тесно в границах стенда или телевизионного экрана;

в) рамка или граница на уровне визуального восприятия - это не только знаменатель смысла чего-либо, она работает так же, как оператор необходимости. Разрушение рамок (особенно образом человека) формирует у потребителя потенциал действия.

Существует достаточно много психотехнологий, используемых специалистами по рекламе, поэтому часть работы я предлагаю для самостоятельного исследования.

Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», «отмобилизоваться», «перестроиться». Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям. Следующее важное слагаемое для формирования профессионализма в социальной работе заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом.

В экстремальных ситуация высокий профессионализм социальных работников исключительно важен, так как, с одной стороны, от их решения часто зависят судьбы клиентов и их семей, а с другой, их деятельность частично построена на оценочных суждениях, и характер работы таков, что ее результаты не могут быть предсказаны с полной определенностью. Постоянно существующая опасность принятия ошибочного решения создает стрессы для самих социальных работников.

Ученые, экологи, метеорологи, различные институты занимаются предупреждением, предсказанием, расчетом вероятности возникновения экстремальных ситуаций. МЧС, МВД, спасательные службы участвуют в ликвидации последствий, обеспечивают безопасность населения. Министерство труда и социального развития РФ, центры социально психологической реабилитации, комитеты Красного креста, службы социальной помощи в сотрудничестве с другими видами социальной деятельности помогают человеку, пострадавшему от стихии, катастрофы, кризиса, личных проблем строить свою жизнь заново.

В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно . Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:



Средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

Объектом социальной защиты выступают все группы населения. При этом необходимо отметить, что существуют два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

  1. Социальная защита населения - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
  2. Социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития в условиях кризисной ситуации в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.

Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России следующих задач:

Разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;

Разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить кризисные явления, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;

Учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;

Обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;

Разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.

Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).

Рис. 1. Система социальной защиты населения

Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни.

Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.

Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской,

юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:

По деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплат.

Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» . Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.

Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.

Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.

6. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

7. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

8. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения».

В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

Субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

Формы и виды социальной защиты граждан;

Органы социальной защиты населения;

Программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Кризис – это происшествие, который причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги, причиняет вред имиджу предприятия и является опасным для публичности.
Кризис возникает тогда, когда он меньше всего ожидаем. Важно то, чтобы понятие КРИЗИС было бы для всех одинаково понятно. Предусмотрительней было бы определить потенциальные кризисы, которые могут настичь организацию:
1) Против чего вы менее всего застрахованы?
2) Что причинило бы наибольший вред для достижения целей?
3) Что может настичь наиважнейшую целевую группу?
4) От чего лучше всего застрахованы?
5) Кто больше всех обеспечивает кризис?
Важно при возникновении кризиса определить его величину.
1 степень – рутинные жалобы;
2 степень - жалобы, требуемые быстрого реагирования;
3 степень - возможный кризис (риск того, что положение выйдет из-под контроля);
4 степень – большой кризис (положение, вышедшее из-под контроля; необходимо достичь контроля и уменьшить ущерб).
В принципе комбинация слов кризисная коммуникация означает отношение и поведение организации во время кризиса. Многие организации планируют свою деятельность в различных ситуациях, используя планирование сценария. Почему следует планировать кризисную коммуникацию? Потому, что обычно кризис приходит в пятницу в 8 вечера или тогда, когда все решающие лица находятся вне или еще хуже, когда предыдущий кризис еще не прошел.
По пришествии кризиса поздно начинать читать книги в данной области или заниматься планированием кризисной ситуацией. Все необходимые модели и рутину следует разработать ранее, определить реакцию людей в различных ситуациях, а также составить, например, дежурное послание для важных целевых групп. Эти дежурные послания можно использовать постоянно, если в них возникает необходимость.
Кризисная коммуникация делится на преактивную и реактивную.
Преактивная кризисная коммуникация означает создание различных сценариев и моделей, которые помогли бы действовать в кризисной ситуации. Это означает составление руководства кризиса и организацию кризисного обучения.
Реактивная кризисная ситуация означает конкретное действие в кризисной ситуации. При тушении пожара или управлении кризисом. Ключевыми словами кризисной коммуникации являются оперативность и скорость.
В действительности это означает двойное особое положение, есть ли немного времени на обдумывание или уже вообще нет времени думать.
Если нет времени на решение проблем, то:
1. Известите необходимые учреждения, предотвратив развитие кризиса.
2. Активизируйте кризисную команду.
3. Соберите факты и информацию.
Если предприятие располагает временем, то:
1. Составьте описание факта: что все-таки произошло
2. Определите цель действия, приоритеты действия
3. Разработайте кризисную стратегию
4. Определите целевые аудитории
5. Определите тактику
6. Составьте сообщение.
Зачастую в кризисной коммуникации присутствуют обе цели, как информирующие, так и мотивирующие.
В кризисной ситуации поведение людей отличается от обычного поведения. Если отсутствуют цели будущего, люди начинают искать наиболее удобный для себя путь. Так часто дается ложная информация или берется на себя вина. Слова могут иметь различную эмоциональную окраску. Важно помнить, что пресса хочет получить информацию сразу и ее следует дать, также как своим людям, нельзя бесконтрольно кого-либо обвинять.
Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Ниже отмечено несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия.
С точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение:
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации:
- событие произошло, его уже не изменить;
-следует немедленно заняться “лечением” информационного представления события;
- информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.
Типы кризисов и возможных сценариев их развития:
1. Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
2. Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, подпадают слухи.

Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов:
1. Кризисы-происшествия
Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из-за прямых угроз предприятию в форме шантажа и т.д.
2. Социальные кризисы
Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально-производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
3. Экономические или финансовые кризисы
Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими и т.д.
Однако считаю, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией. Анализ позволяет ввести такое основание для типологии как общий вектор направленности кризисной ситуации, исходя из чего кризисы можно подразделить на:

1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность
Кризисные ситуации, сказывающиеся отрицательным образом на внешней среде организации, т.е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

2. Кризисы внутренней направленности
Сюда подпадают такие кризисные ситуации, которые имеют в большей степени внутреннее значение для организации. Ситуации, связанные со столкновением корпоративных

Под психотехнологиями мы понимаем практический инструментарий, который ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения. Использование в учебном процессе психотехнологий позволяет проявляться творческому базису личности студентов магистратуры, так как активизирует внутренние ее механизмы, ориентирует на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе. К психотехнологиям мы относим тренинг.

В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Так, в педагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическая технология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т. Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Ряд авторов (В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Т.П. Сальникова) под термином «педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод, что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.

Обратимся еще раз к пониманию технологии в других сферах человеческой деятельности. Здесь выделяются два уровня технологии: как науки или совокупности сведений, необходимых практику для реализации того или иного производственного процесса; как самого реального процесса.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

Когнитивная область включает цели от запоминания и воспроизведения материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового.

Аффективная (эмоционально - личностная) область включает цели формирования эмоционально - личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.

По ориентации на личностные структуры технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристичские, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности. Эвристические - на развитие творческих способностей субъекта. Прикладные призваны обеспечить формирование действенно - практической сферы личности.

По подходу к субъекту технологии подразделяют на авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно - ориентированные, гуманно - личностные. В авторитарных технологиях применяется подавление инициативы и самостоятельности, принуждение. Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством в субъект - субъектных отношениях. Технологии свободного воспитания предоставляют субъекту свободу выбора и самостоятельность в разных сферах его жизнедеятельности. Личностно - ориентированные ставят в центр личность субъекта, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализаций природных потенциалов.

Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

Задача технологии как науки заключается в выявлении закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов

  • 1. Психологические технологии - это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
  • 2. Психологические технологии профессиональной ориентации - это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.
  • 3. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза направлены на формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы.
  • 4. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза включают методы и приёмы, направленные на формирование положительной мотивации по отношению к объекту труда, формирование личностного смысла труда, на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей, которые реализуются через игровую, учебную деятельность, новизну, идентификацию с родителями.