Групповая проектная работа "пословица-всем делам помощница"

Характерной чертой пословиц и поговорок является их целенаправленность, желание привить слушающему определенную оценку явлений действительности. При этом идея не навязывается, она воплощена в образ, представляющий единство содержания и художественной формы.
Все элементы пословицы подчинены тому, чтобы убедить в истинности высказанного суждения. - Многие пословицы таят в себе иносказательный смысл, который проявляется в зависимости от того или иного контекста. Это касается многих пословиц и поговорок, высмеивающих различные пороки человека, как например: " «Каков Савва, такова ему и слава», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «Не все золото, что блестит», «Убери пень в вешний день, и пень будет пригож», «Видом орел, умом тетерев».
Но это не относится ко всем произведениям пословичного жанра. Можно назвать и пословицы другого типа, употребляющиеся только в прямом смысле, без обиняков и иносказаний. Именно гак мы воспринимаем такие образцы этого жанра, как, например:
«Пословица - всем делам помощница», «Лицо - зеркало души», "Где ум, там и толк". Употребление пословиц в прямом смысле, в одном или близком контексте свойственно большей части пословиц. Для пословиц и поговорок, как и для других фольклорных жанров, характерно бытование во многих вариантах, оттенки которых изменяются как хронологически, так и в зависимости от той или иной территории их распространения. Ниже предлагаем ознакомиться с пословицами о весне.

3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

5. Весна днём красна.

6. Весна всё покажет.

9. Как не злись метелица, всё весной повевает.

10. Вода с гор потекла – весну принесла.

11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.

12. Весною день упустишь, годом не вернешь.

13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

14. Посеешь в погоду - больше приплоду.

15. Кто рано сеет, семян не теряет.

16. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

17. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.

18. Весна днём красна.

19. Отстанешь на верстень - не догонишь во весь день.

20. Всякое семя знает своё время.

21. До поры до времени не сей семени.

22. Сей овёс в грязь - будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.Фото цветы Пролиски в весеннем лесу Сватово

23. Вспашешь в срок, посеешь в срок - урожай будет высок.

24. Ранний посев к позднему в амбар не ходит.

25. В срок не вспашешь, не сборонишь - урожай свой проворонишь.

26. Вешняя пора - поел, да со двора.

27. Вешний день целый год кормит.

28. Кто спит весною - плачет зимою.

29. Растение – земли украшение.

30. Рощи да леса – всему краю краса!

31. Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

32. Сажай лес в поле – будет хлеба более.

33. Весна, зажги снега, заиграй овражки.

36. Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

37. Ласковое слово – что весенний день.

38. Ласковое слово, что дождь в засуху.

39. Потрудись весной –сытым будешь зимой.

40. Поле труд любит.

41. Больше землю удобряй, будет выше урожай.

42. Глубже пахать – больше хлеба видать.

43. Доброе семя, добрый и всход.

Классный час

«Пословица - всем делам помощница»

Никифорова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ«Новопогощенская СОШ»

Брянская обл.

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

Ход занятия

Орг. момент.

Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

Открываем первую страницу нашего журнала.

1стр.

«Чтение-лучшее учение»

Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?

-«Книга-зеркало жизни. » «Книга для ума что теплый дождик для всходов.» «Книга поможет в труде, выручит в беде.» «Кто много читает, тот много знает.» «Прочел новую книгу, встретился с другом.» «Грамоте учится, вперед пригодится.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Хорошая книга, лучший друг

Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Болезни книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

1.Что означает слово «библиотека»?

(Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

(Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора, дату выдачи и дату возврата книги. Вы ставите подпись о том, что книгу, действительно получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали на бересте- тонкой берёзовой коре (берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки (от дощечки до дощечки).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

2 стр.

« Без труда ничего не даётся.»

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд. А какие вы знаете пословицы о труде?

« Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

« Без труда мечта мертва.»

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях:

1. Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт плывет он среди звезд.

(водолаз.)

2. Он спускается в забой

Его работа под землей.

(забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи

Ключ, напильник и ножовка

И всего нужней - сноровка.

(слесарь)

4. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забей покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

(сапожник)

5. Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

(переплетчик)

3 стр.

«Друга ищи, а найдешь – береги.»

«Птица сильно крыльями, а человек дружбой,»

«Человек без друга – это земля без воды.»

«Человек без друзей – что дерево без корней.»

«Друзья познаются в беде.» «Старый друг лучше новых двух.» «Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.» «Будь сам другом – и тебе помогут в беде.»

4 стр.

«Счастье не ищут, а делают.»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.» «Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»

«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

5 стр.

«Родина – мать, умей за нее постоять.»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.» «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.» «Своя земля и в горсти мила.» «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке.» «Жить – Родине служить.»

* * * *

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…..

А другим наверно вспомнится

Свей родной московской двор.

В лужах первый корабли

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Викторина пословиц.

а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

3.Позно встанешь…(мало сделаешь)

4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)

5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6.Что одному не под силу…(то легко коллективу)

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)

Кончил дело…(гуляй смело).

Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

2.Шило – мешок (Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь, на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд

Основополагающий вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Проблемные вопросы:

  • Зачем человек использует в своей речи пословицы?
  • Цель проекта:расширить представление о пословице.

Задачи:

  • Выяснить что такое пословицы и для чего они нужны.
  • Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы
  • Познакомиться с тематикой пословиц.
  • Узнать информацию о В.И. Даль.
  • Научить соотносить пословицу с рисунком.
  • Учить общению друг с другом, работать в группе, обмениваться информацией.
  • Учить представлять результат своей работы.

Вид проекта:

  • по количеству участников – групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени - краткосрочный

Этапы проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Класс я разделила на группы. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования. Детям были предложены темы.

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

  • группа 1 – Что такое пословица? Собрать пословицы о труде, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 2 – Для чего нужны пословицы? Собрать пословицы об учении, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 3 – На какие группы можно разделить пословицы?Собрать пословицы о дружбе, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 4 – Кто такой В.И. Даль? Собрать пословицы о Родине, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

Итак, мы выработали действия детей:

– хорошо подумать самому

Найти в интернете

– спросить дома;

– воспользоваться энциклопедиями;

ЭТАП 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации, анкетирование.

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, посоветовать использовать видео ресурсы.

2. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

3. Учитель наблюдает и консультирует.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 .

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая быстрый темп работы над проектом.

ЭТАП 4. Оценка результатов.

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, дети дополняли выступающего.

До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

ЭТАП 5. Проведение урока “Пословица – всем делам помощница”.

Механизм оценки результатов проекта.

В ходе работы над проектом ребята узнали:

1) что такое пословица;

2) на какие темы бывают пословицы;

3) как использовать в речи пословицу.

4) Вл. Ив. Даль создал “Словарь живого великорусского языка”;

5) Ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

6) Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

7) Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Учащиеся 1”А” класса не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. И вот какая русская пословица гласит об этом. “Дружно - не грузно, а один и у каши загинет.”

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков “Русские пословицы в рисунках”

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя начальных классов для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения пословицы, формировать умения применять ее в речевой ситуации;

обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Список использованной литературы и электронных информационных источников.

1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011

3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

АНКЕТА.

Ответить на вопросы:

  • Что такое пословица?
  • Из каких источников узнаёшь о пословицах?
  • Употребляете ли Вы в речи пословицы?
Я мама папа бабушка дедушка
Да
Иногда
Никогда
Часто
  • С какой целью Вы их используете?
Я мама папа бабушка дедушка
Дать совет
Покритиковать
Украсить речь
Ни с какой целью
  • Любимая пословица.
Я
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка

Урок внеклассного чтения “Устный журнал “Пословица – всем делам помощница”

Цель: создать условия для обогащения словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками, для формирования у детей способности добывать информацию разными способами и самостоятельно, творчески осваивать её.

Задачи: способствовать совершенствованию знаний учащимися русских пословиц, умений восстанавливать деформированные пословицы, подбирать соответствующие пословицы к предложенной ситуации, изображать их на рисунке, содействовать привитию интереса к поиску нужной информации, к фольклорным ценностям России.

Ход занятия

I. Мотивационный настрой.

Сейчас мы с вами ребята перенесёмся в далёкое прошлое.

II. Определение целей занятия.

На доске пословицы:

  • Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
  • Красна сказка складом, а песня-ладом.

Чем являются данные выражения, назовите одним словом. (Пословицы.)

Сегодня мы с вами продолжим работать над проектом “Пословица – всем делам помощница”. Мы будем составлять странички устного журнала, как настоящие журналисты. (Слайд 3)

III. Реализация проекта.

Определение пословиц. Работа с источниками информации.

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их очень-очень много! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому...

Что же такое пословицы? (Ответы детей.)

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Для чего нам нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.)

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

Где мы добываем информацию, чтобы ответить на интересующие нас вопросы?

(Спросить у взрослых, поискать и Интернете или в различных словарях и энциклопедиях в библиотеке.)

А какой известный человек собирал пословицы, чтобы потом создать “Словарь живого великорусского языка”? (Вл. Ив. Даль) (Слайд 4)

Что знаете о В.И.Дале?

Сообщение ученицы:

В.И.Дальбыл офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни был “Словарь живого великорусского языка”. Этот словарь принёс автору славу и известность. Огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр.

Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Чтобы объяснить нам их смысл, познакомить с историей.)- На какие группы мы можем разделить пословицы, которые собирали мы с вами? Ответы детей.

1 страница. “Птица сильна крыльями, а человек дружбой”.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?(Слайд 5)

(Дети читают пословицы о дружбе, подготовленные заранее.)

Учитель:

Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.

Учитель:

Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”.(Слайд 6)

Как вы её понимаете?

По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

“Птица сильна крыльями, а человек – дружбой” - так гласит русская пословица. Хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе?

Продолжи пословицу. (Слайд 7)

  • Сам пропадай, а (товарища выручай).
  • Нет друга – ищи, а нашёл - ...(береги).
  • Старый друг лучше...(новых двух).
  • Человек без друзей, что...(дерево без корней).
  • Друзья познаются...(в беде).
  • Дружба дружбой, а...(служба службой).
  • С кем поведёшься, от того...(и наберёшься).
  • Ищи товарища лучше себя, а не...(хуже себя).

Учитель:

Вторая страница нашего журнала называется: “ Книги читать – скуки не знать” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании. (Слайд 8)

(Учащиеся произносят по одной пословице.)

Учитель:

Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Учитель:

Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, труженик села – о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать детей.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Мы должны бережно относиться к книгам.

Задание: “Собери части пословицы”. (Слайд 9)

3 страница. “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Учитель:

Перевернём следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”. (Слайд 10)

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли.

Какие пословицы о труде вы знаете? (Была предварительная подготовка дома)

Учитель:

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Но главный наш труд сегодня – это учёба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлёкся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Задание: “Объясни пословицы” (Слайд 11)

4 страница “Береги землю родимую, как мать любимую”.

Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Береги землю родимую, как мать любимую”. (Слайд 12)

Какие пословицы о Родине вы знаете?

(ответы детей)

Учитель:

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной. (Слайд 13)

Запомните, друзья, что пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

IV. А сейчас мы проведём небольшую викторину.

(Слайд 14) (Слайд 15) (Слайд 16)

V. Организация выставки рисунков.

VI. Подведение итогов.

IV. Итог

Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания о пословицах. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков ни забыты, они дошли до наших времен.

А для чего мы учим пословицы?

Чтобы речь была более выразительной, образной, яркой.

Использование пословиц в своей речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что Красна речь пословицей. Пословица – всем делам помощница.



Писатели о пословицах Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц. Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше пословиц. М. Горький говорил, что пословицы кратки, а ума и чувства в них вложено на целые столетия. А. Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!» В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью».


Пословицы на разных языках Труд человека кормит, а лень портит. (русская пословица) Гляди не на человека, а на его дела. (украинская пословица) Птицу узнают в полете, человека – в работе. (армянская пословица) Человека узнают не по речам, а по делам. (чувашская пословица) Лень – мать всех несчастий и пороков. (чувашская) Ленивому что ни день, то праздник. (татарская) Ленивому все некогда. (украинская) У ленивого семь праздников в неделю. (армянская) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (русская) Лентяю и приподняться лень. (бурятская)


О природе. Мороз не велик, стоять не велит. Солнце пригреет, и все поспеет. Первый снежок не лежак. Снег на полях – хлеб в закромах. Зимою шубка не шутка. Лето собирает, а зима подъедает. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлебушко – калачу дедушка. Хлебушка ни куска, так и в горнице тоска. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. Выше солнца сокол не летает. Дыма без огня не бывает. Пролитую воду не соберешь. Знать сокола по полету. Коготок увяз – всей птичке пропасть. Отольются кошке мышкины слезы. Всякая птичка свои песенки поет. Трусливому зайке и пенек волк. Берегись козла спереди, лошади – сзади, а лихого человека со всех сторон.


И заяц сильней, когда много друзей. Когда твои друзья с тобой – справишься с любой бедой! Когда много друзей – и жить веселей. Друг другу терем строит. Для дружбы нет преград. Для милого друга – желудей и семян из дуба. Добрый друг – лучший друг. Друг испытанный, что орех расколотый. Птица сильна крылами, а человек друзьями. Не мил свет, коли друга нет. Крепкую дружбу топором не разрубишь. Верный друг лучше сотни слуг. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружба и братство – лучше любого богатства. Берись дружно, не будет грузно. О дружбе


Вывод: Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается


Патриотизм Где родился, там и пригодился. Наш городок – России уголок. Москва всем городам мать Дома стены помогают. Матушка Волга и широка и могуча. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горсти мила. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. Где сосна взросла, там она и красна. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая.


Семья Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди. Где любовь да совет, там и счастье и свет, а где ссоры да споры – одни лишь раздоры. Там где дружат – живут не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад. Не смейся над старым, и сам будешь стар.


О труде Что посеешь, то и пожнешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Без трудов нет и плодов. Делу время, а потехе час. Муравей не велик, а горы копает. Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Рабочие руки не знают скуки. Работай – сыт будешь, учись – умен будешь. Работа и мучит, и кормит, и учит. Дело мастера боится. Кто рано встает, тот богато живет. Пчела мала, а и та работает. Сказано – сделано. Ленивому всегда праздник. Долог день до вечера, коли делать нечего.


Терпенье и труд все перетрут. Поскорей подрастай, да к работе приступай. Землю красит солнце, а человека труд. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. В большом деле и малая помощь дорога. Жизнь дана на добрые дела. Птиц узнают в полете, человека – в работе Что делано наспех, то и сделано на смех. Каков мастер – такова и работа. Кончил дело – гуляй смело. Чтоб тобой могли гордиться, должен много ты трудиться. Маленький, да удаленький. Труд человека кормит, а лень портит. Умелые руки не знают скуки. Была бы охота – будет ладиться работа. Умел начать – умей и окончить. Глаза страшатся, а руки делают. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.


Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица перьем, а человек – ученьем. Век живи, век учись. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. Знания никому не в тягость. Грамоте учиться – всегда пригодится. С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь. Ученику – удача, учителю – радость. За ученого двух неученых дают. От умного научишься, от глупого разучишься. Что написано пером, того не вырубишь топором. Повторенье – мать ученья. Корень ученья горек. Да плод его сладок. Чужим умом умен не будешь.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПРИРОДЕ Не беречь поросли, не видать и дерева. русская пословица С берега море красиво, а с моря - берег красив. датская пословица Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета. русская пословица Новый год - к весне поворот. русская пословица Январь - году начало, зиме середина. русская пословица В феврале зима с весной встретятся впервой. русская пословица Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах. русская пословица Зима спросит, что летом припасено. русская пословица Зимой волка бойся, а летом мухи. русская пословица Зимой солнце сквозь слезы смеется. русская пословица Зимой тулуп всякому люб. русская пословица Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. русская пословица Много снега - много хлеба, много воды - много травы. русская пословица Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. русская пословица


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УЧЕБЕ Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. русская пословица Сперва аз да буки, а потом науки. русская пословица Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят. монгольская пословица По ученику и об учителе судят. русская пословица В науку нет коротких путей. японская пословица Учи других и сам научишься. русская пословица Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. русская пословица Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. казахская пословица Человек неученый - что топор неточеный. русская пословица Повторенье - мать ученья. русская пословица Не выучит школа, выучит охота. русская пословица Сытое брюхо к ученью глухо. русская пословица Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. персидская пословица Мудрец известен знаниями, а не происхождением. ассирийская пословица Кто хочет много знать, тому надо мало спать русская пословица Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь. японская пословица


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ Не в бороде честь - борода и у козла есть. русская пословица Сколько Шиве ни молись, от позорной славы не спасешься. бенгальская пословица Всякому своя честь дорога. русская пословица Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не привяжешь. русская пословица Спесь губит достоинство. лакская пословица Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого. русская пословица Не кусок пирога, а честь дорога. русская пословица Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе. ассирийская пословица Береги платье снову, а честь смолоду. русская пословица Лучше быть птицей на крыше, чем наложницей в доме. китайская пословица


Красна весна цветами, осень - снопами. Весна да осень - на дню погод восемь. Весенний дождь растит, осенний гноит. Весной день год кормит. Где в апреле река, там в июле лужица. Летняя неделя дороже зимней. Летом каждый кустик ночевать пустит. Лето - припасиха, а зима - подбериха. Лето собирает, а зима подъедает. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь. Осенью и воробей богат. Осенью скот жиреет, человек добреет. Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает. Октябрь ни колеса ни полоза не любит. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь - сентябре в внук, октябрев сын, зиме родной брат. Одно дерево еще не лес. Под большим деревом и гриб вольготней живет. Без корня и полынь не растет. Не все стриги, что растет. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Ветра в рукавицу не поймаешь. Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла. Пчела хоть и жалит, да мед дает. Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. Как месяц не свети, а все не солнышко. Возле леса жить - голодному не быть. Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды. Для муравья и роса - наводнение.


Цели: расширять и углублять представления о народной культуре, продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (пословицами), развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

(В ходе мероприятия возможно использование компьютерной презентации <Приложение2 >)

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наш устный журнал. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях.

Первая страница нашего журнала называется: Чтение – лучшее учение” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании.

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4. Книга – зеркало жизни.
  5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
  6. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  7. Хорошая книга – лучший друг.
  8. Грамоте учиться – вперед пригодится.

Ведущий. Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народа. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, труженик села – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Но мы должны бережно относиться к книгам.

Незнайка. Ребята, я сегодня хотел взять книгу в библиотеке, но меня попросили сначала ответить на вопросы. Ребята, у меня вся надежда на вас. Вы мне поможете? (Да.) Тогда слушайте вопросы.

  1. Книга боится дождя? (Да.)
  2. Книга любит снег? (Да.)
  3. Книга боится грязных рук? (Да.)
  4. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
  5. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
  6. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
  7. Книга боится быть порванной? (Да.)

Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь мне обязательно дадут книжки, и я буду читать. До свидания.

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Песня “Чему учат в школе”

Игра “ОСТРОВКИ”

“Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли. Вспомним, как много пословиц о труде.

  1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Человек живет век, доброе дело – два.
  4. Делу – время, а потехе – час.
  5. Землю красит солнце, а человека – труд.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Человек от лени болеет, от труда – здоровеет.
  8. Птица крепнет в полете, а человек в труде.
  9. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
  10. Дело мастера боится.

Ведущий. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, милая Пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

Все. Закончил дело – гуляй смело!

Ведущий. Конечно, каждому человеку иногда не хочется что-то делать. Но большинство людей успешно борются с ленью, не давая ей сделать себя ее рабом. Про таких людей говорят, что у них есть характер. Необходимо воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните свои мечты.

А сейчас предлагаю вам загадки о профессиях.

Песня “Антошка”

Ведущий.Следующая страница нашего журнала называется: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”.

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Человек без друзей, что дерево без корней.
  7. Друг за друга стой – выиграешь бой.
  8. Один за всех и все за одного.
  9. Дружба – как стекло, разобьется – не склеишь.

Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

Ведущий. Настоящие друзья способны помочь бескорыстно , не требуя ничего взамен. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказывая в чем-то себе.

Песня “Ты да я, да мы с тобой”

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

Ведущий. Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”. По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

Волк. Попалась, Белка, я теперь тебя съем.

Белка. Отпусти меня, Волк!

Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Счастье не ищут, а делают”.

  1. Доброе дело само себя хвалит.
  2. Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь, там и сгубишь.
  3. Счастье не в воздухе вьется, а в труде познается.
  4. Худо тому, кто добра не делает никому.
  5. Добро век не забудется.
  6. Себялюб никому не люб.

Ведущий. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство. Но ведь настоящее счастье за деньги не купить. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться.

Л.Н.Толстой сказал: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого”.

Счастливый человек тот, кто, свершив добро, наслаждается тем, что другому человеку стало хорошо, радостно.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

Почему это ты, Дятел, плачешь?

Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Ведущий. “От добра добра не ищут”, - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – счастливый человек.

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!

Песня “Если добрый ты”

Ведущий. Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

  1. Родина краше солнца, дороже золота.
  2. Родина – мать, умей за нее постоять.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  5. На чужой сторонушке и Весна не красна.
  6. Нет в мире краше Родины нашей.
  7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  8. Человек без Родины -- что соловей без песни.
  9. Где кто родился, там и пригодился.

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Ведущий. Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной.

Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп,
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты.
Все тут мило, от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слезы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города,-
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
Сколько бед прошло над Русью –
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: “Здравствуй, Русь!”

Песня “Наш край” (Мальчики поют, девочки танцуют )

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

Литература:

  1. Внеклассные мероприятия. 4 кл.-2 изд. Доп.- М.: ВАКО; 2005 г. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
  2. Классный час играючи. Выпуск 5 – М.:ТЦ Сфера, 2003 г. Герасимова В. А.
  3. Внеклассные мероприятия. 3 кл.-2 изд. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
  4. Классные часы 4 кл. II полугодие. Волгоград 2005 г. Фисенко М. А. ИТД “Корифей”.
  5. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 кл.-М.:ВАКО, 2008 г. Авторы-составители Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В.
  6. Классные часы 2 кл. Я. Ю. Мартынова, Волгоград 2005 г.