Примеры проектов по музейным учреждениям. "виртуальный музей" в детском саду как инструмент успешной социализации и развития воспитанников доу. Выбор концепции музея бизнес план

В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный музей. При определенных обстоятельствах он может не просто стать популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории. Ирина Ивановна ЛАСКИНА , ведущий специалист Центра стратегических разработок «Северо-Запад»

Великие музеи мира, такие как Лувр или Британский музей, традиционно являются местами притяжения публики. Музеи такого уровня — основные достопримечательности своих городов, так как в них собраны по-настоящему великие коллекции. Однако в последние десятилетия мир переживает то, что в прессе принято называть музейным бумом. При этом нередко молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на среду. Только ли благодаря хранящимся в них шедеврам?

К факторам, делающим музеи влиятельными1, относятся архитектурный облик здания, развиваемые формы музейной активности, дополнительные сервисы и т. д. Означает ли это, что той или иной территории достаточно просто скопировать архитектурное решение и методы работы одного из самых востребованных музеев мира, чтобы туда устремились миллионы посетителей, а сама территория попала в рейтинги популярнейших туристических направлений? Конечно же нет. Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха.

Новый взгляд на музеи

По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, не правы те, кто полагает, что в музее нельзя жить: в современном музее это вполне возможно. Продолжая тему, попробуем разобраться в том, что же представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона.

На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, нацеленные на накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с аудиторией являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности. Между тем анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что музеи Европы, США и других стран уделяют огромное внимание работе с аудиторией, а именно ее изучению, маркетинговой функции, иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение. Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег заметно активизироваться в этом направлении.

Инновационный подход к пониманию роли музеев и их деятельности распространяется в зарубежных странах начиная с 1990-х годов. Так, музеи теперь создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и т. д.

Вторая концептуально важная отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем (без привязки к его уровню образования и социальному статусу). Музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона. Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве сопутствующих услуг. Новые музейные здания (если они не являются памятниками историко-культурного наследия) из вместилища экспозиционных предметов сами превращаются в объекты экспозиции. А дополнительные сервисы, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволяют музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. По мнению директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой, сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. По всей видимости, это замечание отражает политику большинства современных музеев России и мира.

Музей и территория

Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.

Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Примерами здесь являются Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).

Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли. Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).

Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), занимающий два восстановленных фабричных здания, Музей Варшавского восстания (Польша), разместившийся в бывшем трамвайном депо.

Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.

В ожидании новых идей

Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.

Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.

Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще - лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами. Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.

В заключение вернемся к уже упомянутой и наиболее важной составляющей успеха музейного проекта. По мнению генерального секретаря Международного бюро выставок Висенте Лоссерталеса, крупные культурные объекты и события влияют на восприятие городов и мест в масштабах мира, поэтому сейчас даже локальные центры пытаются найти свою нишу на культурном рынке. Обнаружить такую нишу можно, достаточно лишь предложить необычную конкурентоспособную идею. И здесь возникает простой вопрос: остались ли в нашей стране идеи для создания по-настоящему успешных, знаковых, глобальных музеев?

Рассматриваются наиболее существенные проблемы актуализации вещественных и изобразительных историче- ских источников в социальных, в том числе исследовательских, практи- ках, намечаются перспективы развития археографии музейного предме- та как актуального направления, без разработки которого невозможно историческое познание на современном уровне. Обосновывается необ- ходимость расширения эмпирического пространства исторического по- знания, грамотного введения в научный оборот наряду с письменными источниками, исторических источников иных типов — вещественных, изобразительных, хранящихся, главным образом, в музеях. Для специалистов в области гуманитарного знания, истории и исто- рических наук, музееведения.

Копацкая С. А. В кн.: Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2011 года. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. С. 179-184.

Зарубежный опыт развития приморских территорий говорит о том, что культурный потенциал может сыграть роль движущего фактора развития прибрежных регионов. В нашей стране к подобной практике обратились достаточно недавно. Тем не менее, богатое культурной наследие России позволяет сделать прибрежные территории привлекательным объектом для туристов и инвесторов.

Статья посвящена экспозиции двух залов Оружейной палаты Московского Кремля, имевших исключительное значение для формирования представительского пространства России XIX -XX вв. Автор демонстрирует, как выбор и определенное расположение предметов в центральном зале первого здания Оружейной палаты (арх. И.В. Еготов) и Коронном зале современного здания музея (арх. К.А. Тон) стали способом выражения тех или иных государственных идей и властных контекстов.

Margarita Kuleva . Working Papers of Centre for German and European Studies. Centre for German and European Studies, 2014. No. 7.

The paper examines social features and cultural profile of the audience of Manifesta 10, first global scaled art-event ever hold in St. Petersburg and Russia as well. Based on the empirical study of 400 formalized interviews with biennale visitors (July-September 2014), this paper compares the audience of Manifesta 10 with visitors of European art-events, firstly previous edition of Manifesta. Despite the democratization of the field of contemporary art (including the elimination of the financial barrier to access to the exhibition), the research shows that the majority of visitors are people with higher education and income slightly exceeding national average. The significant differences were found also: Russian audience is biased towards younger visitors (more than 70% is younger than 35) and gender misbalanced. The study also shows the differences between the patterns of art-tourism in Russia and Europe: European event attracts larger flows from neighboring regions, in Russia there is a long tail: small groups from many distant locations.

"Кын- портал к красотам Древнего Урала" - это обзор историко-культурного потенциала и туристических маршрутов с. Кын. Кын- древний строгановский горнозаводской центр, где сохранились заводские строения. Это место впечатляет красотой и мощью чусовских скал.

Иваненко А. А. В кн.: ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОСВЯЩЕННЫЙ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО Сборник материалов. 2016. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Рязань), 2016. С. 91-93.

Проект разработан с целью стимулирования интереса граждан Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к изучению объектов культурного наследия нашей страны. В ходе реализации проекта были проведены четыре интерактивные экскурсии в научном музее редкой книги Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Слушателями экскурсий стали иностранные студенты ДВФУ.

Т. 193. СПб.: СПбГУКИ, 2012.

В сборник вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 12-13 октября 2006 г.

Представленные в сборнике материалы посвящены вопросам создания, реорганизации и возрождения музеев в XIX-XX вв. в России и за рубежом, роли музея в формировании имиджа учреждения и предприятия, разработке и использованию информационных ресурсов в музейной деятельности.

Нигматуллина Г. Р. В кн.: Инновационное управление: от теории к практике Сборник трудов VII ежегодной (II международной) научно-практической конференции факультета менеджмента (3-4 апреля 2012 г.). СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. С. 231-234.

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы управления в музее, ключевые механизмы разработки стратегии развития и построения системы стратегического планирования

Иванова Ю. В. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 60-65.

Данная статья посвящена анализу статуса вещи в различных культурах от древности до современности. Выделены пять типов вещей: мифологическая, рукотворная, промышленная, художественная и виртуальная. Анализ данных типов вещей позволяет проследить трансформацию смыслов вещи в различные культурные эпохи. Исследование статуса вещи осуществлено на примере философского и художественного дискурса.

Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.

Проект - распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города... Значение термина предельно широко и размыто.

В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.

Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.

В системе художественной культуры музей - учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект - особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.

Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.

Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.

В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.

Трансмузейный проект - крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.

Интермузейный проект - мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.

Музей как проект. Открытие нового «своего» музея - особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект? прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.

Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы? эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.

Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта? «музей в музее» . Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.

Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект» . Экспонат? музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.

МО «Курумканский район»

Районное управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по ВР Директор школы

________/ О.Ю.Аюшеева / ______/ Е.Б.Будаева /

«_____»____________2017 г. Приказ №____ от

«_____»____________2017г

Программа деятельности

уголка Боевой Славы

2017 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена с учетом федеральных законов: О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации № 54- Ф3 от 26 мая 1996 и Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73 – Ф3 от 25 июня 2002 г. Содержание и структура программы основаны на методических разработках по музейному делу, учебных материалах по музееведению.

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, эстетического, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

Изучение основ музееведения является целесообразным из-за существования Уголка боевой славы МБОУ «Улюнханская СОШ». Это позволяет наглядно демонстрировать учащимся аспекты музейного дела и способствует активной научно-исследовательской и культурно-образовательной работе музея. Работа кружка позволяет формировать в актив музея.

Целью работы кружка является овладение основами музейного дела, приобщение учащихся к истории родного края, формирование способности самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять их на практике в музее.

Задачи курса

Задачи реализации программы кружка состоят в том, чтобы учащиеся:

  • Всесторонне развивались;
  • составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
  • использовали на практике собственные познавательные способности;
  • имели возможность реализовать свои познавательные потребности;
  • применяли полученные знания на уроках и вне школы;
  • чувствовали ответственность за сохранение наследия прошлого;
  • овладели основами коммуникативной культуры;
  • имели навыки самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  • умели проводить экскурсии;
  • развивали навыков ораторского искусства.

В кружке занимаются учащиеся 5 класса. Программа рассчитана на один год – 1 час в неделю (34 учебных недель).

Основные принципы программы:

  1. Принцип природосообразности;
  2. принцип культуросообразности;
  3. принцип гуманистической направленности воспитания;
  4. принцип вариативности;
  5. принцип коллективности;
  6. принцип историзма и объективности;
  7. принцип наглядности и доступности.

Участники проекта: участники образовательного процесса школы.

Практическая значимость: введение в учебный план новых образовательных программ.

Реализация данного проекта предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательно-воспитательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.

Направление программы:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными методами реализации программы являются:

  • беседы,
  • встречи,
  • наблюдения,
  • исследования,
  • работа с историческими источниками и т.д.

Основными формами работы являются:

  • экскурсия,
  • лекция,
  • конференция,
  • конкурсы (олимпиада, викторины),
  • встречи с интересными людьми,
  • консультация (индивидуальная исследовательская работа),
  • конкурсы рисунков, плакатов,
  • уроки мужества,
  • месячник военно-патриотического воспитания,
  • проведение классных часов,
  • выпуск газет,
  • встречи с ветеранами войны и труда,
  • встречи с выпускниками школы,

Сроки

Ответственный

Организационная и контролирующая деятельность

Заседания Совета музея по вопросам организации деятельности музея

Один раз в месяц

Руководитель Уголка боеовй славы

Формирование состава Совета музея и распределение обязанностей

1 неделя

сентября

Совет музея

Утверждение плана работы музея на 2017-2018 учебный год администрацией школы

2 неделя

сентября

Руководитель музея, Совет музея

Контроль над осуществлением плана работы музея по всем направлениям.

Регулярно

Руководитель музея ответственные за мероприятия

Научно - методическая деятельность

Участие в семинарах, конференциях, «круглых столах».

В течение года

Совет музея

Исследовательская деятельность

Подготовка учащихся к НПК

Сентябрь - февраль

Совет музея, руководитель

Пополнение фондов

В течение года

Руководитель музея, учащиеся школы, учителя, родители

Экспозиционная деятельность

Организация обзорных и тематических экскурсий

В течение года

Совет музея

Реконструкция экспозиции «Уголок Боевой Славы»

Сентябрь

Руководитель, Совет музея.

Работа с фондами

Отбор и систематизация экспонатов

В течение года

Совет музея

Ведение инвентарной книги

В течение года

Совет музея

Просветительская деятельность

Уроки мужества, уроки нравственности, встречи с ветеранами.

В течение года

Совет музея

Уроки краеведения, викторины, круглые столы,

В течение года

Совет музея, руководитель

Издательская деятельность

Публикация статей в школьной газете

1 раз в четверть

Совет музея

Публикация статей в районной газете «Огни Курумкана».

1 раз в четверть

Совет музея

Тимуровское движение.

1.Проведение акции «Поздравление

ветерану»

а) с Днём пожилого человека и Днём

учителя

б) с Днем Защитника Отечества

б) с Днем Победы

Октябрь

Февраль

Май

Совет музея, руководитель

Ожидаемые результаты:

  • овладение основами профессии музеолога-музееведа;
  • умение вести экскурсии и организовывать музейную работу;
  • создание актива школьного музея;
  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности на базе Уголка боевой славы с учетом интересов самих учащихся.

Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу на базе школьного Уголка боевой славы (практические занятия).

Для реализации программы имеется:

  • экспонаты школьного музея;
  • иллюстрации по темам программы;

Подведение итогов реализации программы:

По окончании реализации программы участники должны подвести итоги. Формами итогов могут быть:

  1. Проведение экскурсий для учащихся, родителей и гостей школы.
  2. Участие в школьных, районных конкурсах
  3. Оформление экспозиций.
  4. Оформление и защита проектов.

Музей как инструмент повышения качества жизниМузей как мериторное благо 119

Муниципальные, районные, сельские музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, где о разнообразии творческих практик никто и не задумывается, нередко становятся для местных жителей единственным вариантом доступа к культурным благам. Ежедневное существование малых музеев сопряжено со множеством трудностей, их деятельность, как правило, не приносит прибыли, фонды невелики и практически не содержат раритетов. Тем не менее, даже в этих непростых условиях, музей продолжает оставаться необходимым элементом качества жизни, выполняя просветительские, коммуникативные, рекреационные и другие функции.

Малые музеи тесно связаны не столько с профессиональным, сколько с местным сообществом. Первое знакомство происходит в раннем возрасте, в детском саду, школе, затем наступает черед вести в музей уже собственных детей и внуков. Многие локальные музеи не связывают свою деятельность с туристическим бизнесом, их экспозиции не всегда блещут новаторскими идеями, сотрудники не считают нужным продвигать музей в информационном пространстве. При этом потенциал малых музеев в деле консолидации и самоопределения местного сообщества достаточно велик.

Вклад локальных музеев в сохранение и воспроизводство локального историко-культурного наследия встречает понимание у наиболее «продвинутых» представителей органов власти. Однако музейная сфера не входит в число приоритетных на получение государственной поддержки в ближайшие несколько лет. В этой ситуации местные музеи компенсируют недостаток средств идеями, большая часть которых так или иначе связана с проблемами местного сообщества.

Конечно, малые музеи в провинции редко заявляют о себе в общероссийском информационном пространстве, объединенной статистики по их деятельности не существует. Нельзя достоверно узнать даже число существующих музеев, не говоря уже о конкретных фактах их работы и оценке ее местным сообществом. В сравнении с масштабами страны, количество доступной информации о локальных музеях – это лишь малые крупицы. Тем не менее, из ее анализа становится понятно, что музей в российской провинции в настоящее время рассматривается как инструмент если не восстановления и развития территории, то хотя бы улучшения качества жизни местного населения. В последние годы все чаще происходит модернизация традиционных музейных учреждений, восстанавливаются дореволюционные собрания, открываются новые музеи и экспозиции.

В городе Няндома Архангельской области музей появился совсем недавно, в 2006 г., и имеет статус муниципального учреждения культуры. Это первый музей, открытый в небольшом городке (население – 21,6 тысячи человек на январь 2009 г. 120), образовавшемся в конце XIX в. во время строительства железной дороги Вологда – Архангельск. В настоящее время в нем действуют два крупных предприятия – локомотивное депо и птицефабрика, однако численность населения сокращается 121 .

Няндома находится на пути в Каргополь, но туристы практически всегда проезжают мимо. «Молодые» музейщики же считают, что город обладает богатым историко-культурным потенциалом. С названием города связана легенда о некоем Няне, в чей гостеприимный дом, расположенный на бойком тракте, постоянно заглядывали путники. На вопрос, дома ли хозяин, жена якобы отвечала: «Дома он, Нян, дома» 122 .

Сам историко-краеведческий музей носит название «Дом Няна». Он размещается во флигеле исторического здания, которое до открытия музея пустовало и где до сих пор продолжаются ремонтные работы. В планах руководства и сотрудников открыть картинную галерею, постоянную краеведческую экспозицию, связанную с историей железнодорожной станции и городка, традициями и обычаями северного дома; развивать возможности для экологического туризма; построить постоялый двор для туристов, где можно будет переночевать на старинной кровати, попробовать каши из русской печи, заглянуть в конюшню… 123 В общем, сделать все, чтобы проезжие туристы задерживались в городке хотя бы на сутки.

Новоявленный краеведческий музей заявляет о себе как о современной культурной институции, способной оказывать влияние на решение социально-экономических задач. Основную цель работы сотрудники музея видят в построении партнерской стратегии с представителями власти и бизнеса, направленной на улучшение условий жизни местного сообщества 124 .

Иногда музей, осознавая свое благотворное влияние, старается распространять его на местность, формально не попадающую в его «зону обслуживания». Так, Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей (Архангельская область) в 2008 г. приступил к реализации проекта «Живая деревня». Он предполагает создание при музее общественного инициативного центра, объединяющего представителей местного сообщества, заинтересованных в сохранении и развитии родных мест 125 .

В настоящее время центр «Живая деревня» активно сотрудничает с местным сообществом в нескольких сельских поселениях. Условия жизни в них, несмотря на географическую близость, сильно различаются, и музей в каждом случае вырабатывает особую стратегию действий. Так, инициативные группы из села Ошевенск в последние годы активно развивают его туристический потенциал, вступая в сотрудничество с музейными работниками, организующими на территории экскурсионное обслуживание. В рамках работы центра «Живая деревня» между музеем и муниципалитетом был заключен договор об организации совместно с жителями села выставки, посвященной истории края, православной и традиционной культуре 126 .

Предыдущий случай можно считать благополучным, но музею порой приходится выступать в качестве спасителя гибнущих деревень. За несколько последних лет находящиеся вблизи от города деревни практически опустели. В деревне Калитинка (16 км от Каргополя) в 2006 г. была закрыта даже начальная школа. Каргопольский музей активно разрабатывает концепцию туристического маршрута, проходящего через деревню, и проект организации на территории деревни музея, посвященного истории края, в том числе уже утраченным объектам историко-культурного наследия 127 .

Один из наиболее ярких примеров, демонстрирующих роль музея в формировании и поддержании локальной идентичности, – Музей Мологского края (филиал Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Молога – небольшой старинный городок, находившийся при слиянии рек Молога и Волга и ушедший под воду при строительстве Рыбинского водохранилища. Глубины, на которых в настоящее время находится Молога, называются «исчезающими малыми». Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года город показывается из воды: мощение улиц, фундаменты домов, кладбище.

Затопленным оказался и находившийся в Мологе женский Афанасьевский монастырь. В его подворье, располагающемся в Рыбинске, с 1995 г. работает Музей Мологского края, где можно увидеть фотографии города и его жителей, воссозданные интерьеры домов и т. д. Музей Мологского края – государственный, однако создан он был по инициативе общественности – жителей затопленного города, сел и деревень. Для мологжан создание музея – не просто способ сохранить память о прошлом, его миссию они видят и в возрождении Мологского края как культурно-исторической общности. Сотрудники музея и активисты «Землячества мологжан» работают над идеей создания Мологской административной территории с центром в одном из населенных пунктов, находившихся ранее в Мологском крае 128 .

Музеи, расположенные в небольших населенных пунктах, в силу сжатости своей аудитории воспринимают ее как единое целое и работают с теми ее сегментами, которые редко становятся музейными посетителями. В селе Карагай Пермского края (108 км от Перми) проживает около 7 тысяч человек. Когда-то оно было владением Строгановых, в советское время был создан крупный совхоз «Россия», ныне местные жители промышляют, в основном, пилкой леса и охотой. В селе действуют библиотека, дом культуры с ансамблем песни и пляски и академическим хором, в 1972 г. начал работу краеведческий музей 129 .

Село по российским меркам довольно большое, но численность населения уменьшается. Молодежи, включая маленьких детей, осталось около 1,5 тысячи человек. В этих условиях музей в 2007 г. предложил проект «АртЛИЧНО: Музей Других – Другой Музей». Инициатива сельских музейщиков оказалась уникальной для всего Пермского края. Они решили привлечь подростков и молодежь путем предоставления им выставочного пространства под воплощение собственных замыслов 130 .

Главной задачей проекта стало знакомство друг с другом местных молодежных субкультур. Во время работы первоначальные замыслы сильно трансформировались: вместо «Школы юного экскурсовода» родилась идея создания выставки не из фондов музея, а из реальной жизни молодых людей, до этого не проявлявших интереса к музейной деятельности 131 .

На первом этапе несколько групп отправились в полевой лагерь, где под руководством педагогов-психологов участвовали в игровых тренингах, направленных на выявление и сплочение творческого «ядра» проекта и знакомство представителей молодежных течений друг с другом. По итогам совместных обсуждений была создана выставка, содержавшая два основных компонента. В центре зала разместили куб, наполненный электронными средствами общения, на гранях которого, обтянутых сетью, посетители могли оставлять отзывы и пожелания. Можно было писать на воздушных шарах, бросая их затем в центр куба (согласно замыслу, выставка должна была показать, как живое общение вытесняет виртуальное). Вокруг расположилась основная экспозиция, повествующая о разных субкультурах: стихи, фотографии, фрагменты выступлений, постеры, музыкальные инструменты, одежда, ставшие сторонами общего многоугольника 132 .

Сельский музей с небогатой экспозицией, небольшим штатом сотрудников и извечным недофинансированием, решая свои проблемы, заговорил с «трудной» аудиторией на ее языке, не боясь осуждения и конфликтов. Проект был реализован с минимальными затратами, но благодаря ему и музейные специалисты, и местное сообщество получили значимый опыт. Культурный институт предпринял попытку интегрироваться в реальную жизнь своих посетителей, а представители различных субкультур получили возможность почувствовать себя частью единого целого.

Следует заметить, что в описываемых условиях деятельность музея затрагивает различные сферы жизни, иногда дополняя работу других учреждений. Две наиболее часто встречающихся функции музея в рамках более широкой модели взаимодействия музея и местного сообщества «музей как мериторное благо» – социальная защита и организация досуга – требуют более подробного рассмотрения.

Музей как средство социальной защиты

Адаптация человека к условиям современной жизни, в особенности уязвимых групп населения, с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важных направлений их деятельности. Ежегодно победителями Всероссийского грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Социальноориентированные музейные проекты» становятся инициативы, направленные на поддержку людей, лишенных возможности социализации, творческой реализации, создание в музейной среде атмосферы неформального общения. Большое количество проектов в этой сфере реализуется также на собственные средства музеев, при поддержке местных властей, на различные гранты.

Многие инициативы исходят исключительно от музейных сотрудников, часть проектов создается в партнерстве со сферой социальной защиты, общественными организациями. При этом, принимая на себя нетрадиционные функции, соединяя разные направления деятельности, музеи не подменяют собой другие структуры 133 . Они дополняют их и свою работу, используя специфические профессиональные средства. Необходимо отметить, что активность в этой сфере по-прежнему сталкивается с определенными трудностями: это и усиленные эмоции со стороны участников и общественности, и многочисленные вопросы, вызванные отсутствием налаженных стандартов. Какие группы включать в область деятельности, от кого должна исходить инициатива? Как далеко музей может выходить из своих стен: как организовать работу в больницах, тюрьмах, детских домах? Ведь выполняя работу за других, пусть даже и очень нужную и благородную, музей рискует утратить свою специфику.

Несмотря на активную деятельность в этом направлении, в России все же она заключается, по большей части, в проектных инициативах, не переходя в постоянные программные действия 134 . Вместе с тем, в России простор для проектных инициатив в этой области, вероятно, еще долгое время будет оставаться практически неисчерпаемым. Однако продуманные, стабильные и в то же время творческие попытки решить годами копившиеся проблемы способны изменить отношение к ним в сообществе, что в дальнейшем может повлиять на ситуацию в целом.

Традиционно к социально уязвимым относили такие слои общества, как инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, мигранты, пенсионеры, ветераны боевых действий, наркоманы, смертельно больные и т. д. Однако в современном мире, с его ускоренным темпом жизни, ежедневными переменами, нарастанием кризисных явлений во многих сферах, круг людей, считающих себя незащищенными и социально уязвимыми, гораздо шире: домохозяйки, чересчур загруженные делами бизнесмены, подростки, те, кто переживает кризис «среднего возраста». Музей подхватывает их проблемы, меняет привычную систему коммуникации, пытается помочь.

В 2008–2009 гг. в музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ вв.» (входит в систему Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина», г. Ульяновск) был реализован проект «К нам на огонек», направленный на организацию творческих мастерских для пожилых людей, больных рассеянным склерозом. С помощью музейных средств (проведение интерактивных занятий в экспозиции, фольклорные праздники, обучение традиционным видам ремесел) была предпринята попытка способствовать социализации людей, в силу проблем со здоровьем исключенных из процесса нормального общения. Занятия были разработаны с учетом потребностей участников: развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на состояние больных, поэтому им были предложены мастерские по вышивке, лозоплетению, изготовлению мелких игрушек. Кроме того, интересным ходом стало вовлечение пожилых людей в освоение новых технологий – часть занятий была посвящена работе на компьютере в области фотодизайна 135 .

Проект был реализован при активной поддержке местных управления социальной защиты населения и отделения организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, однако инициатива исходила именно от музея. Проведя собственное исследование, музей выяснил, что в Ульяновске практически отсутствует система организации досуга инвалидов 136 . В городе проживает порядка двух тысяч людей, больных рассеянным склерозом, а в проекте удалось задействовать несколько десятков. Музей оказался единственной в городе организацией, которая проявила готовность работать с данной аудиторией. Музейные специалисты разработали мероприятия с учетом особенностей аудитории: праздники и интерактивные занятия проходят с привлечением членов семей больных. Кроме того, музей попытался дать ощущение значимости и нужности людям, лишившимся возможности профессиональной реализации 137 .

Ульяновский музей заявляет о своих планах продолжить мероприятия, рассчитанные на социально незащищенные категории посетителей, а также на тех, кто просто лишен возможности полноценного общения и творческой реализации 138 .

Социальноориентированные музейные проекты могут быть направлены не только на работу с отдельными сегментами аудитории, решение свойственных им проблем, предоставление соответствующих услуг. Все это важные и благородные общественные задачи, но куда сложнее и в современных условиях, возможно, необходимее, пытаться воздействовать на всю совокупностьи направлений «лечения» общества, а не на отдельные группы населения.

В 2007 г. в Национальном музее Республики Коми (г. Сыктывкар) стартовал проект «Плетение словес». Он предполагал создание на территории музея экспериментальной площадки для организации совместной деятельности детей обычных и детей с нарушениями интеллекта (как принято говорить сегодня, «других», «особенных» детей). Принципиально новый подход для музея, много лет работающего с детьми с ограниченными возможностями, проявился в создании проекта не «для» особенных детей, а «вместе» с ними 139 .

Для того чтобы сломать стереотипы во взаимоотношениях между здоровыми и «другими» детьми, им была предоставлена возможность для общения и совместного творчества. Основную идею проекта отражал его девиз: «Мы – вместе!». Участниками проекта стали воспитанники местного интерната и ученики общеобразовательных школ. Стоит отметить, что далеко не все педагоги согласились на объединенные занятия детей с разными возможностями, однако значительная часть все же отнеслась к идее проекта с пониманием и интересом 140 .

Из природных материалов, собранных участниками на подготовительном этапе, во время творческих мастерских, проходивших 1–2 раза в неделю в течение нескольких месяцев учебного года, создавались особые арт-объекты – буквы. Затем они сплетались (в буквальном смысле, поскольку основными материалами были трава, нитки, береста) в слова, фразы, пословицы и поговорки, загадки на коми и русском языках и размещались на страницах объемных «книг». Руководство занятиями осуществляли не только музейные специалисты, но и приглашенные психолог и арт-терапевт. Перед непосредственным началом проекта была открыта «Школа волонтера», где проходила психологическая подготовка детей к встрече с «необычными» сверстниками 141 .

Промежуточным итогом проекта стало открытие в музее выставки «Плетение словес», выстроенной детьми под руководством известного в республике художника. В рамках проекта также проходили мастер-классы по компьютерной графике, открылась мастерская по изготовлению игрушек из глины, проведен круглый стол на тему «Наши дети: обычные и другие. Восприятие и взаимодействие».

После завершения проекта музей по-прежнему активно сотрудничает с участниками проекта, школьниками, студентами, педагогами, воспитанниками детских домов. Он проявил инициативу, чтобы улучшить качество жизни одних членов сообщества и заставить задуматься о нормах нравственности, принятых другими.

Естественно, значительное влияние социальноориентированные инициативы оказывают на сам музей. Они меняют мнение о музее как исключительно охранительном и назидательном учреждении, повышая тем самым его статус. Особую ценность имеют устанавливающиеся в ходе реализации проектов отношениям партнерства с различными структурами: региональными и городскими властями, крупными предприятиями, предпринимателями, СМИ, фондами, отделениями социальной защиты населения, общественными организациями, благодаря которым музей не только встречает единомышленников, но и получает возможность формировать среду, поддерживающую его политику 142 .

Музей как клуб

Для музея в провинциальном городе, не всегда привлекательном для туристов, очень важно сформировать постоянную аудиторию. Небольшая, редко меняющаяся экспозиция вряд ли заставит человека обращаться к музею снова и снова, поэтому местному населению музей предлагает различные формы активности, внутри и вне своих стен, тем самым воспитывая потребность в подобном виде досуга. Развитие этого сектора деятельности тесно связано с изменением концепции музейной коммуникации. Музей приглашает не к пассивному прослушиванию его монологического высказывания, а к диалогу, беседе. В свою очередь, посетитель из зрителя превращается в активного участника, что может изменить его взгляд на суть и содержание музейной деятельности.

Концертные и театральные абонементы, занятия в кружках, танцевальные вечера предполагают не только соединение образовательного и развлекательного компонентов, но и регулярную работу с посетителем: изучение его предпочтений, возможностей и т. д. Основной целевой аудиторией музея-клуба, как, впрочем, и музея-школы, в нашей стране являются дети. На втором по численности месте – социально незащищенные группы населения, о которых говорилось выше. Работоспособный взрослый, лишенный ярко выраженных проблем со здоровьем и психикой, редко становится регулярным и полноценным участником музейных мероприятий, даже в небольшом городке. Конечно, эта часть населения в провинции имеет не так уж много возможностей для размышлений о своем досуге, в особенности связанном с образованием. Но именно этот сегмент, как наиболее многочисленный и вносящий самый значительный вклад в развитие территории, важен в формировании представлений о качестве жизни на локальном уровне.

Музей как сообщество по интересам в России, скорее, редкость. В провинции практически нет клубов друзей музея, оказывающих различную поддержку и получающих определенные услуги, не развито волонтерское движение. При этом в небольших населенных пунктах такая форма работы с посетителем может быть легко осуществима и выгодна для обеих сторон.

Наибольший интерес как музейных специалистов, так и членов сообщества вызывают различные практики, связанные с местным контекстом. В Национальном музее Удмуртской Республики в 2007 г. в результате реализации проекта «Счастье в доме.RU» был создан музейный клуб межнациональных семей. В Ижевске проживает 611 тысяч человек (по данным на январь 2009 г. 143), являющихся представителями более чем 100 национальностей, из них свыше половины составляют русские (58,9%), около трети – удмурты (30%), третья по численности этническая группа – татары (9,6%), еще 2,5% населения города – это украинцы, белорусы, мари, чуваши, башкиры, казахи, узбеки и др. 144

Партнерами музейного проекта выступили телеканал «Моя Удмуртия» и некоммерческая общественная организация «Центр развития толерантности». Проект предполагал создание и продвижение новой интерактивной формы работы музея – телевизионного клуба. В качестве его участников были выбраны несколько семейных пар, в которых супруги являются представителями разных национальностей (русский и татарка, удмурт и русская, удмуртка и венгр и т. д.). На ежемесячных заседаниях, проходивших в музейных стенах, супруги делились с участниками и зрителями своими секретами семейного счастья. При этом своеобразным стимулом для начала бесед, воспоминаний являлись предъявляемые членам клуба музейные экспонаты или прогулки по экспозиции 145 .

Для широкой публики были подготовлены телепередачи, транслировавшиеся по местному телевидению, посвященные отдельным темам: свадьбе, воспитанию детей, национальным костюмам, праздникам и др. В каждую из них, помимо личной беседы с участниками, были включены сюжеты о культуре, традициях, обычаях и обрядах той или иной национальности, созданные на основе коллекций и экспозиций музея.

Созданный телеклуб позволил позиционировать Национальный музей Удмуртской Республики как настоящий центр диалога культур. В его расширенных заседаниях принимали участие, помимо основного состава и партнеров, представители Министерств национальной политики и культуры Удмуртии, Администрации Ижевска, районных центров «Семья», национально-культурных общественных объединений, психологи и социальные педагоги. Ими обсуждались существенные для городского сообщества проблемы взаимодействия представителей разных национальностей, толерантности, межкультурного диалога, конкретные предложения по его построению.

В 2008 г. в рамках Европейского года межкультурного диалога стартовал проект Совета Европы «Межкультурные города». Проект рассчитан на 10 лет, и его конечным результатом должна стать выработка новых межкультурных стратегий развития в городах-участниках, а также разработка механизмов их реализации. Из 70 городов, подавших заявки, были отобраны 12, единственным городом, представляющим Россию, стал Ижевск. В числе мероприятий, проведенных в рамках общеевропейской программы, была презентация музейного проекта «Счастье в доме.RU» 146 .

Таким образом музей, приняв на себя миссию культурно-просветительного и развлекательного учреждения, затронул одну из важнейших и болезненных для городского сообщества Ижевска тем. При этом его посыл был максимально позитивным, о чем говорит само название проекта. Он предлагал широкие возможности для взаимного изучения и обогащения культур, основываясь на исследовательском опыте такого авторитетного культурного института, как музей. В то же время проект позволил членам сообщества перейти к серьезному обсуждению темы и решению возможных проблем.

Как отмечалось выше, взаимоотношения между музеем и взрослой аудиторией в нашей стране находятся в стадии становления. Большинство интерактивных программ, творческих мастерских, лекториев рассчитано на детей или пожилых людей. Тем не менее, инициативы, отвечающие потребностям «забытого» посетителя, находят живой отклик и поддержку.

Сотрудники Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, принявшись за решение задачи увеличения аудитории и привлечения ее к активному взаимодействию с музеем, обратили внимание на состояние сферы организации досуга именно взрослого населения.

В проекте были задействованы, помимо музейных специалистов, помощники на добровольных началах: студенты, школьники, пенсионеры, преподаватели, учащиеся Дома творчества и школы искусств. Непременным условием реализации проекта стало вовлечение обычного посетителя: и в качестве зрителя постановочных сценок и «школ танцев», и в качестве непосредственного участника. Проект оказался популярным: каждый летний выходной несколько лет подряд на обновленной «сковородке» (так раньше называли эту танцплощадку жители) собирается около 200 человек разного возраста, профессии и достатка. В музей поступили предложения спонсорской помощи и пожелания создать клубное объединение «Друзья музейного дворика» 147 .

Многие участники танцевальных вечеров, вероятно, не очень хорошо знакомы непосредственно с музейной деятельностью. Проект был рассчитан и на изменение представлений о музее в местном сообществе: инициативный, динамичный, идущий навстречу музей должен вызывать приятные эмоции не только во время танцев во дворике, но и при осмотре экспозиций.

В поисках идей создания проектов привлечения аудитории, установления с ней непосредственного контакта, привнесения в музейное пространство элементов развлечения и интерактивности музей отталкивается, прежде всего, от местного контекста, нацеливая свои действия на его обогащение. В качестве одного из немногих значимых игроков в социокультурном и информационном поле территории, выполняя одновременно просветительские, развлекательные, коммуникационные функции, предлагая способы социальной защиты, музей оказывает значительное влияние на качество жизни местного сообщества, создавая непринужденную атмосферу и формируя у жителей чувство связи, единства с локальным контекстом.

Естественно, достижения отдельно взятых музеев не в силах повлиять на сложившуюся в провинции ситуацию. В первую очередь необходимо изменить представление о предназначении музея и его возможностях в профессиональном сообществе. Кроме того, важно преодолеть изоляцию и наладить взаимодействие с другими учреждениями культуры и иных сфер. Трансформация музейной политики, в которой особое внимание будет уделено работе с местным сообществом, повлияет на формы взаимодействия, сложившиеся к настоящему времени, и будет способствовать укреплению позиций музеев в локальных системах коммуникации.