Плюсы и минусы внедрения фгос. Плюсы и минусы дошкольного образования

В «Послании Президента РФ...» особое внимание было уделено образованию, и это правильно, ведь от того, насколько качественным будет образование в стране, зависит ее будущее. Несомненно, что система образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средне-специальными и высшими учебными заведениями, должна соответствовать современным требованиям.

Ребенку необходимы такие знания и навыки, которые помогли бы ему не просто ориентироваться в постоянно меняющемся мире, но и найти в нем свое место, двигаться вперед. Поэтому изменения в системе образования необходимы и неизбежны, это понимают все. Однако шаги, предпринимаемые в этом направлении, многих настораживают.

«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».
Из послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", вызывает много вопросов и опасений. Суть вносимых изменений сводится к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий. На бумаге все замечательно, но при реализации закона в конкретных учреждениях уже сейчас возникают серьезные проблемы.

Например, после введения новой системы оплаты труда педагогов, когда за каждого ученика преподавателю полагается рубль девяносто копеек (в среднем), количество учащихся во многих классах увеличилось до 30 - 32. Это, во первых, противоречит санитарным нормам, по которым учебное учреждение платит штраф за переполненность (больше 25 учеников), во-вторых, страдает вариативность обучения: если раньше гимназии, лицеи могли предоставить учащимся одного класса возможность выбора предмета, например часть из них изучала углубленно право, а часть - экономику, то теперь такое разделение экономически невыгодно. А что делать, если школа малокомплектная, и в ней нет «нужного» количества учащихся?

Допустим, с введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Но эта «самостоятельность» приводит к сокращению нужных для школы кадров. Система 30 на 70, когда большая часть средств идет на оплату труда педагогического состава, а меньшая на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу, уже сейчас лишила многие школы возможности оплачивать штатную единицу психолога, логопеда, социального педагога. А найти лаборанта в компьютерные классы, не говоря уже о квалифицированном специалисте, за ту плату, которую может предложить школа, просто невозможно. Кроме этого, многих волнует статья закона о предоставлении школами платных услуг. Что войдет в государственный стандарт образования, а что окажется платным?

Если говорить о стандартах, то уже сейчас введение обязательного третьего часа физкультуры вызвало у школ большие трудности. В стандартном учебном заведении один спортзал. Занятия в нем и так шли без перерывов, а теперь нужно найти время, чтобы разместить там все классы еще на одно занятие. Это - невозможно, утверждают педагоги. А проводить урок на улице в большинстве регионов России не позволит погода. Как быть?

Не меньше проблем выявляют и в тех школах, где сейчас работают «пилотные» классы начальной школы по новым образовательным стандартам. Не хватает помещений, специальной мебели, нет возможности организовать питание малышей, которые проводят в школе по пять часов.

Это только малая часть вопросов, которая возникает в обществе в связи с введением нового закона. Он уже вступил в силу, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Каким он будет - неизвестно. Непосредственные участники образовательного процесса, которые сейчас находятся «в подвешенном состоянии», тем не но менее, находят в себе силы продолжать осуществлять этот процесс на должном уровне. Но где будет этот самый «уровень» для российских детей, пока многим непонятно.

Законопроект «Об образовании» вызывает еще больше эмоций, его бурное обсуждение продолжается уже довольно долго. Мы коснулись только проблем школьного образования, но ведь изменения произойдут и на более высоких его ступенях. Хотелось бы, чтобы модернизация системы привела к ее улучшению, но пока видно, что не все продумано, многое требует корректировок и доработок.

Мы поинтересовались мнением непосредственных участников образовательного процесса.

Учитель первого «А» класса, пилотного по апробации ФГОС (федерального государственного стандарта) гимназии №8 Светлана Исаенко:

Появление новых образовательных стандартов я приняла как следующий этап развития образования, который необходим, чтобы привести его в соответствие с изменениями, произошедшими в обществе, в детской среде, в научных и технических достижениях человечества за последние десятилетия. Мне понравилась идея оделять обучение комфортным, прежде всего для детей и учителей. Мне представлялось, что для этого нужно оборудовать кабинет современной мебелью, создать все условия для процесса образования. Но, ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен чувствовать себя в классе комфортно, а это невозможно, когда в кабинете учатся одновременно 32 ученика. Да и само по себе нахождение в большом коллективе, ежедневно по четыре часа, действует на малыша утомительно. Поэтому после учебных занятий ребенку просто необходим отдых, полноценный обед, прогулка. Предполагалось, что для этого должна быть оборудована игровая комната без парт, а такой возможности в школе нет. Детям нравятся кружки, организованные в школе, они с удовольствием их посещают, но обязательная внеурочная деятельность начинается сразу после занятий, без перерыва. Утомленные учебой дети, по сути, отсиживают пятый час, а это является перегрузкой для малышей. Вдруг польза от таких занятий будет меньше, чем вред, нанесенный детскому здоровью. Нужно еще учесть, что часть детей не посещает столовую, а получает лишь буфетную продукцию.
Наверное, на сегодня наша школа готова работать по новым стандартам пока именно в таком виде, но если бы мой ребенок учился в этом классе, я отказалась бы от его внеурочной деятельности в таких условиях.

Президент общественной организации родительской общественности Алтайского края Николай Чер-кашин:

Создается впечатление, что закон писался без учета особенностей учреждений образования разных регионов нашей страны. Ведь нельзя сравнивать учебные заведения больших городов и, например, сельские. Из документа не очень понятно, кто будет осуществлять контроль и в итоге отвечать за так называемый «стандарт» образования. Кроме того, закон уже вступил в силу, а многие его положения еще не проработаны. Сможет ли бюджет города Рубцовска обеспечить выполнение этих обязательных программ? Пока представляется, что проводимая сейчас модернизация школы и образования - шаг назад, а не вперед, слишком много в ней противоречий. Но, поживем - увидим.

Из письма ветеранов педагогического труда:

«Реформа образования - это серьезный и многолетний процесс, он безусловно необходим. Но проект, предлагаемый для внедрения, имеет явную слабость в отсутствии альтернативного варианта (возможно, двух, трех)...

В пояснительной записке ничего не сказано о потенциале педагогического корпуса России, на плечи которого этот проект возлагается. Кто учел массовое старение учительского корпуса нашей страны и нулевой конкурс в педагогические университеты? Постоянно растущую нагрузку на преподавателя, которая еще многократно увеличится при переходе на новые стандарты образования?<...>».

На сегодняшний день не утихают дискуссии по поводу целесообразности интеграции в образовательный процесс стандарта дошкольного периода. Существует целый ряд мнений и споров по поводу такого общенационационального проекта. Как же будут выглядеть образовательные программы в рамках инновационного решения? Радикально ли будет изменена подготовка педагогического состава? Имеют ли смысл внедрять новые требования в образовательную системe. Для этого необходимо четко проанализировать преимущества и недостатки самого стандарта.

Преимущества дошкольного образования

  1. Интеграция ФГОС стандарта существенно отобразится на общей системе образования: педагоги, дети, семья. Семья становится активным участником образовательного процесса.
  2. Сотрудникам школьных учреждений теперь не придется тратить большое количество времени на заполнение бесполезных документов и бюрократических отчетов. Таким образом, воспитатели будут уделять больше времени детям.
  3. Инновационный проект призван работать на развитие маленького ребенка. В фундаментальную задачу детского сада входит обязательное условие по созданию оптимальных условий формирования личности. Для этого государство финансирует воспитательные учреждения на высоком уровне. Ребенок будет заинтересован в приеме знаний и коллективном обучении.
  4. Образовательная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. Министерством была учтена специфика всех регионов, которые имеют свою культуры, исторические и религиозные ценности. То есть, унификация проекта была упразднена.
  5. В стандарте довольно детально сформирована пространственно-развивающая среда. Ребенок получит базовые знания во взаимоотношениях со взрослыми, детьми и окружающим миром.
  6. Педагоги обязаны максимально качественно обеспечить эмоциональное благополучие детей, поддерживать инициативу, корректно устанавливать правила взаимодействия между ребятами.
  7. Сотрудники дошкольной организации обязаны выстраивать теплые и доверительные отношения с родителями ребенка. Это максимизирует эффект взаимного сотрудничества в семье.
  8. Эффективная социализация детей будет достигнута за счет внедрения новых форм организации образовательного процесса. Ведь далеко не секрет, что фактор самостоятельности у детей в раннем возрасте не особо контролируется воспитателями. Новые методики призваны упорядочить и оптимизировать этот процесс на высоком уровне.
  9. Система подготовки педагогов будет пересмотрена и четко отредактирована. Акцент будет базироваться на концепции системности и общего видения личности. (Вспомним туже пирамиду потребностей А.Маслоу).

Недостатки амбициозного проекта

  1. На сегодняшний день еще не совсем понятна вся система и механизм переобучения педагогов под новые параметры и задачи, которые ставит перед собой государство. Цели обязаны иметь долгосрочную перспективу, а не только лишь предметность и намерения на пару лет активности.
  2. Большое внимание в стандарте акцентируется на улучшении качества преподавания. Но в проекте не упоминается механизм индивидуального образовательного маршрута и траектории становления каждого ребенка. Ведь по природе человек, как минимум делится на 4 категории ментальности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Каждый тип имеет свой подтип (смесь нескольких ментальностей личности).
  3. Умственное развитие некорректно приравнивается к математическому разуму. Такой склад ума далеко не всегда является критерием развития ребенка и может лишь отображать уверенность «оперирования» цифрами.
  4. Воспитателям детских садов навязывается программа с преобладанием ситуативной модели воспитания ребенка. Такой подход является составляющим классической модели образования, которая применялась в период Советского Союза. Теперь данный элемент всей системы выдвигается как единая целая философия. Но один винтик никогда не сможет стать двигателем внутреннего сгорания.
  5. Не совсем понятен механизм объективной оценки успехов ребенка в период дошкольного образования.
  6. Правовое поле на выполнение государственного заказа находится лишь на стадии разработки. Поэтому конкретизация процесса по сотрудничества требует прояснения для всех контрагентов.

История введения ФГОС дошкольного образования и пути преемственности с ФГТ «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)


Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.


Б. Критерии организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и контроль). В. Критерии оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в ДОУ (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья ребенка).


Постановление Правительства РФ от «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования» Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования


«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655) вступили в силу


Принцип интеграции 1. интеграция осуществляется в рамках образовательного, а не воспитательно- образовательного процесса 2. в качестве оснований для интеграции, объединения задач и содержания образовательного процесса выступают так называемые «образовательные области». Интеграция Задачи Содержание Механизмы Средства


Учет принципа интеграции при разработке образовательной программы детского сада Было: Образовательная программа как системная модель воспитательно- образовательного процесса, охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Стало: Общеобразовательная программа как комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса.


Требования к мониторингу При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы». Виды мониторинга Промежуточные результаты Итоговые результаты ППД развития в период перехода в школу






1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставлению данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.


«Плюсы» стандарта 2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандарта и образовательной программы на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.




«Плюсы» стандарта 4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


«Плюсы» стандарта 5. Формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста: 1) обеспечение эмоционального благополучия, 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


«Плюсы» стандарта 6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы будет способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.


«Плюсы» стандарта 7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность - это одно из "западающих" звеньев в нашем образовании, и не только в дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми - родителями и педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.




1. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



«Минусы» стандарта 2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, накладываются друг на друга и подменяют друг друга.


3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательной маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идет об индивидуализации, образовательные потребности – не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говорится в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.


4. Больше всего «неразберихи» будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.


5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.


6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами (особенно!) реализации образовательной программы. При аккредитации будет множество проблем, тем более, что нет критериев оценки результатов деятельности детского сада, а целевые ориентиры эту задачу не решают. Не учтены организационно- правовые формы ДОО, среди которых есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги в тексте тоже не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования. Шаг 1. Создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО Шаг 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему ДОО Шаг 3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений Шаг 4. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы основного общего образования


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


План мероприятий по подготовке к введению ФГОС… Задачи: 1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС; 2. разработать проект Основной образовательной программы; 3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.


В городе Москве внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляют: Городской методический центр mosmetod.ru; Московский институт развития образования; Федеральный институт развития образования РАО; Институт стратегических исследований в образовании в Российской Федерации РАО; Городские педагогические университеты.



Плюсы и минусы ФГОС основного общего образования.

Необходимость введения нового Федерального образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования-веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парагдигмы образования. Пожалуй, первый плюс нового ФГОС –это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менеее важный плюс-поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучение проектной и исследовательской деятельности.Третий плюс ФГОС –это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практитчески полностью утрачена за последние 20 лет, а четвёртый –преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то, на мой взгляд, очевиден пока один- требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая «общественный договор», должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причём этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.

Хотя сегодня многие считают что школа живёт по стандартам, на самом деле стандарты были приняты совсем недавно, и на практике педагоги пользуются устаревшим базисным учебным планом. Причём структура этого плана позволяет многочисленным лоббистским группам «раздувать» школьную программу, внедряя в образовательный процесс углублённое изучение различных предметов: экономики, физкультуры, основ православной культуры и т.д. Более того, существующая логика учебных программ предусматривает экстенсивный подход к освоению школьных дисциплин. В результате учебники разбухают от новой информации, а на экзаменах, которые строятся на основе понятийной логики, у обучающихся проверяется знание малозначимых фактов. По этой причине у учителей нет особого желания (да и возможностей) использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников.

В новом ФГОС есть серьёзная попытка впервые предоставить школьникам выбор.Да, многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подроста- это попытка упростить ему жизнь.Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося- это сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования после гибели педологии в 1930 годах, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на «нелинейное»рассмотрение проблем и проектный поиск. Да, опять же есть много критиков, которые говорят, что мы копируем американцев. Полагаю, что это результат незнания сегодняшних мировых реалий. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндиии Китае, подходы к обучению школьников давно уже не линейноклассноурочные. Всё вышеперечисленное- это плюсы.

Но без минусов не обошлось, да и не могло обойтись, уж слишком ФГОС политически конъюнктурный документ, к которому прикладывают руки и политические партии, и общественные объединения, и религиозные конфессии. Иными словами, ФГОС- это продукт компромисосв, нередко идущих во вред.

Серьёзным недостатком нового стандарта являетя слабая продуманность стоимости его введения, т.е. расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют. Что стоимость невысока и давление на бюджет будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта никто не говорит, хотя на самом деле общественность должна знать заранее, сколько. в какие сроки и за что будет платить государство,в конечном счёте мы-налогоплательщики. Кроме того, авторы не очень удачно сформировали в новом стандарте старшей школы набор инвариантных дисциплин. В нём отсутствует русский язык, литература, математика- не удивительно, что он у многих вызывает отторожение. Все эти минусы серьёзно снижают значимость документаи, на мой взгляд, будут и дальше серьёзно препятствовать успешному внедрению эффективных подходов в сфере общего образования.

О плюсах дошкольном образовании

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

Возможность посещения образовательного учреждения;

Создание условий для образовательной деятельности;

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- самая большая проблема. Уметь общаться- это не просто говорить с другим, к общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь, уважать мнение другого. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Группы кратковременного пребывания (ГКП) являются достаточно новым явлением в дошкольном воспитании детей. Группы кратковременного пребывания для подготовки к школе, как правило, создаются для детей пяти с половиной - семи лет, которые не посещали и не планируют посещать детские дошкольные учреждения для того, чтобы они прошли курс подготовки к школе и имели в дальнейшем равные возможности с ребятами, садик посещавшими.

Группа дошкольного образования (ГДО) достаточно новое явление в дошкольном воспитании детей и функционирует такая группа в нашей школе относительно недавно. Это группа детей дошкольного возраста (5,5 – 7 лет) с кратковременным (3ч) пребыванием для подготовки к школе. Такие группы дают положительный результат и имеют много плюсов.
Какие же плюсы дает ребенку посещение группы кратковременного пребывания?

Во-первых, это, конечно же, адаптация и социализация в обществе. Дети.как показывает практика, приходят «из дома» сразу в коллектив достаточно робкие, с комплексами, стеснительные и даже неразговорчивые. После посещения ГКП детям проще привыкнуть к полнодневному пребыванию в школе. Кроме того, с детьми проводятся занятия, прививают им новые умения и навыки.

Но этого недостаточно. Ребенку необходимо ОБЩЕНИЕ. И это большая проблема, с которой в нашей школе справляются хорошо. Как правило, родителям, а в особенности, молодым мамам. некогда разговаривать со своим чадом обо всем и они устают от всевозможных почему? Зачем? Откуда? Кто? И т.д. С первых дней ребенок старается наладить контакт с ровесниками без стеснения и робости и в этом ему помогает учитель.

Во-вторых, в нашей школе есть все необходимое для полноценного развития ребенка: всевозможные развивающие игры, занятия с использованием ИКТ, видеозанятия, музыкальные физминутки, которые принимаются детьми на -Ура! Игровой час в игровой комнате.

В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель, который ему доверяет и надеется на него. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

В последнее время приток иностранных граждан увеличился, в основном это граждане из Средней Азии и в группе много детей- мигрантов. В нашей школе созданы все условия для образовательной деятельности; обеспечивающие подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами. Поэтому в таком многонациональном детском коллективе, где нет разногласий по национальному вопросу, расовой принадлежности и др. признакам, превозносящим одних над другими, всегда будет царить дружба, взаимопонимание, взаимопомощь без корысти и зависти.