Примерное положение о музее образовательного учреждения. Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее) Положение о музеях учреждения образования

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не-зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

    музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

    музейная экспозиция;

    устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

    документирование природы, истории и культуры родного края;

    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

    организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

    развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

    учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

    учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организо-ван совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Приложение

к приказу

от 01.01.2001 г. № 000

Положение

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Музей образовательного учреждения (далее – школьный музей) – обобщающее название общественных музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Московской области независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в частности учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации».

1.2. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием предметов истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности школьного музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьного музея Московской области тесно связана с историей родного края.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности школьного музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в школьный музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектация музейных фондов – деятельность школьного музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Цели и задачи

Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

3.1. Школьный музей способствует:

Воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

Приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников;

3.2 Задачами школьного музея являются:

Использование культурных ценностей для развития обучающихся;

Содействие в организации проведении учебно-воспитательного процесса;

Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

Активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями ;

Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

Текущая работа может включать в себя:

Изучение литературно-исторических и других источников по соответствующей профилю музея тематике;

Систематическое пополнение фондов и библиотеки школьного музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

Ведение четкого учета фондов в инвентарной книге, обеспечение сохранности музейных предметов;

Создание и обновление экспозиции, выставки;

Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся и населения;

Установление связей с государственными музеями соответствующего профиля, участие в их работе или выполнение работ по их заданию;

Установление и поддерживание связей со школьными музеями соответствующего профиля;

Проведение обучения членов музейного актива по утвержденной учебной программе.

5.4. В целях развития ученического самоуправления, а также для решения текущих вопросов деятельности школьного музея может создаваться Совет музея из числа его активистов.

5.5. В целях более четкой организации работы школьного музея могут создаваться рабочие группы из числа обучающихся: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.6. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

5.7. Организационно-методическое руководство деятельностью школьных музеев Московской области осуществляет Центр развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (далее - ГОУ МО ЦРТДиЮ).

6. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

6.1. Учет музейных предметов собрания школьного музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, пронумерованной и опечатанной) и заверенной муниципальным органом управления образованием.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

6.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность школьного музея производится учредителем школьного музея. Изъятие и иное отчуждение музейных предметов и музейных коллекций может быть осуществлено лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации .

6.3. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель школьного музея.

6.4. Памятники истории и культуры, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды школьного музея.

6.5. Хранение в школьных музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

6.6. Хранение в школьных музеях огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

7.1. Вопрос о реорганизации либо ликвидации школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем музея по согласованию с районной (городской) комиссией по паспортизации школьных музеев, а также вышестоящим муниципальным органом управления образованием.

7.2. О решении ликвидировать либо реорганизовать школьный музей сообщается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев при ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.3. Свидетельство школьного музея при ликвидации передается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.4. В случае ликвидации школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

7.5. Для передачи фондов школьных музеев в государственный музей создается специальная музейная комиссия.

Приложение

к приказу

от14.09.2005 № 000

Положение

о паспортизации школьных музеев

Московской области.

1. Цели и задачи паспортизации школьных музеев

Паспортизация школьных музеев Московской области (далее – паспортизация) имеет следующие цели и задачи:

1.1. Формирование и упорядочение сети школьных музеев в Московской области, присвоение им звания «Школьный музей» на основании единых критериев, вручение каждому музею номерного свидетельства установленного образца.

1.2. Постановка конкретных задач перед каждым школьным музеем по дальнейшему развитию и совершенствованию работы, участия во всероссийском движении «Отечество».

1.3. Повышение идейного и научного уровня содержания экспозиций, улучшение их тематической структуры, организации учёта и хранения собранных материалов, повышение эффективности использования музеев в учебно-воспитательном процессе, совершенствование общественной деятельности школьных музеев.

1.4. Выявление и постановка на учёт в государственный музейный фонд наиболее ценных экспонатов школьных музеев.

1.5. Обобщение и распространение опыта работы лучших школьных музеев.

1.6. Создание единой базы данных школьных музеев Московской области.

2. Порядок проведения паспортизации

2.1. Паспортизация школьных музеев в Московской области проводится постоянно действующей Областной комиссией по паспортизации школьных музеев (далее – Областная комиссия), утверждённой приказом по Центру развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (ГОУ МО ЦРТДиЮ).

2.2. Областная комиссия определяет порядок и сроки паспортизации, рекомендуемый состав районной (городской) комиссии по паспортизации школьных музеев, а также состав и формы необходимой документации.

2.3. Аттестация школьного музейного формирования на звание «Школьный музей» производится постоянно действующей районной (городской) комиссией по школьным музеям, создаваемой приказом по муниципальному органу управления образованием.

2.4. В состав районной (городской) комиссии по школьным музеям могут входить:

Председатель комиссии - представитель муниципального органа управления образованием;

Члены комиссии: представитель Совета ветеранов; представитель общества краеведов; представитель государственного музея; специалисты муниципального органа управления образованием; директора школ; специалисты учреждений дополнительного образования детей, опытные руководители школьных музеев.

2.5. В соответствии с «Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее)» и данным «Положением о паспортизации» районные (городские) комиссии по школьным музеям подробно знакомятся с деятельностью каждого вновь созданного школьного музея, в случае необходимости оказывают ему необходимую методическую помощь, делают заключение о состоянии работы музея и о возможности аттестации его на звание «Школьный музей».

Районные (городские) комиссии по школьным музеям осуществляют постоянный контроль за деятельностью школьных музеев, оказывают им необходимую помощь, проводят плановую работу, организуют смотры и конкурсы школьных музеев.

2.6. Звание «Школьный музей» может быть присвоено тем музеям, работа которых соответствует следующим требованиям:

2.6.1. Наличие фонда материалов (основной фонд), собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.

2.6.2. Наличие тематически стройной экспозиции, достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.

2.6.3. Наличие необходимого помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.

2.6.4. Наличие постоянного актива из числа обучающихся, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учёту, хранению, показу и демонстрации материалов музея.

2.6.5. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о создании музея в подведомственном ему учреждении.

2.6.6. Наличие устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

2.6.7. Наличие оформленных инвентарных книг регистрации основного и вспомогательного фондов (пронумерованные, прошнурованные и заверенные печатью образовательного учреждения).

2.6.8. Максимальное использование работы музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Учитываются также публикации в прессе о музее и по материалам музея.

2.7. Для осуществления научно-методического руководства деятельностью каждого школьного музея, районные (городские) комиссии по школьным музеям определяют шефствующие государственные музеи, организуют постановку на учёт в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в школьных музеях, или передачу их на хранение в государственные музеи.

2.8. В результате ознакомления с деятельностью школьного музея и в случае положительного решения о его аттестации на звание «Школьный музей» районная (городская) комиссия по школьным музеям оформляет и направляет в Областную комиссию следующий пакет документов:

2.8.1. паспорт школьного музея (стандартный бланк);

2.8.2. акт обследования школьного музея с заключением комиссии в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.3. учётную карточку в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.4. представление в Областную комиссию на паспортизацию данного музея (в произвольной форме).

2.9. Первые экземпляры актов и учётных карточек хранятся в Областной комиссии, вторые экземпляры направляются в Республиканскую комиссию по паспортизации школьных музеев, где школьному музею присваивается номер по единому реестру.

2.10. На основании решения Областной комиссии музею присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся номерное свидетельство единого образца.


Паспорт музея и номерное свидетельство хранятся в школьном музее.

2.11. Каждые 5 лет школьные музеи подтверждают своё звание (проходят переаттестацию на местном уровне и перепаспортизацию в Областной комиссии).

В это время проводится сверка фондов школьного музея.

Комиссии соответствующего уровня делают отметки о подтверждении звания «Школьный музей» в соответствующих графах паспорта школьного музея.

2.12. При подтверждении звания «Школьный музей» в Областную комиссию подается основной пакет документов (п. 2.8.) и копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей».

2.13. Областная комиссия периодически организует семинары для представителей районных (городских) комиссий по школьным музеям, а также проверку качества аттестации ими школьных музеев. По результатам проверки составляется акт и выносится решение о соответствии присвоения звания «Школьный музей».

В случае несоответствия предъявляемым требованиям у школьного музея изымается номерное свидетельство до устранения недостатков, после чего проводится повторная аттестация с участием представителей Областной комиссии.

3. Основные показатели работы школьного музея

3.1. При проведении аттестации школьных музеев на звание «Школьный музей», смотров и конкурсов школьных музеев, а также при подтверждении звания «Школьный музей» районным (городским) и Областной комиссиям следует руководствоваться следующими основными показателями работы школьных музеев:

3.1.1. Характеристика помещений музея. Комната, несколько комнат (отдельные или классные), актовый зал, отдельное здание. Общая площадь помещений.

3.1.2. Организация работы школьного музея. Руководитель музея (имя, отчество, фамилия, должность). Совет музея (количество и состав: обучающиеся, педагогические работники, общественники). Актив музея (количество и состав). Наличие годового и перспективного планов работы музея. Наличие учебной программы для детского актива музея. Связи с государственными музеями, общественными и шефскими организациями и учреждениями.

3.1.3. Собирательская работа. Систематичность и целенаправленность собирательской работы. Количество экспонатов, поступивших в музей, в том числе подлинных.

3.1.4. Оценка фондов музея. Количество музейных предметов, их краткая характеристика. Количество памятников истории и культуры, объектов природы, состоящих на учёте в государственном музее. Памятники, переданные в государственные музеи.

Соответствие собранных материалов профилю музея.

3.1.5. Учёт и хранение. Наличие инвентарных книг для учёта основного и вспомогательного фондов, качество и полнота записей в них.

Условие хранения подлинных материалов в экспозиции и в фондах (предохранение от сырости, выцветания, механических повреждений и др.). Шифровка экспонатов.

3.1.6. Экспозиционная работа. Наличие тематико-экспозиционного плана. Идейная направленность экспозиции и полнота раскрытия основных тем. Художественное оформление экспозиции, использование технических средств.

3.1.7. Экскурсионно-массовая работа. Количество посетителей в год. Количество проведённых в год экскурсий и лекций, их содержание, логичность и стройность изложения, выразительность. Другие виды массовой работы: тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

3.1.8. Роль музея в учебно-воспитательной работе. Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. Роль музея в профориентации обучающихся.

3.1.9. Общественно-полезная работа. Исследовательская и поисковая работа. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы.

Перечень

документов, необходимых для паспортизации музея

образовательного учреждения Московской области.

1. Представление музея на паспортизацию от муници-пального органа управления образованием, заверенное подписью и печатью (в произвольной форме).

2. Паспорт школьного музея, заверенный печатью муници-пального органа управления (стандартный бланк).

3. Акт обследования школьного музея с заключением районной комиссии по паспортизации, заверенный печатью муниципального органа управления – 2 экземпляра (стандартный бланк).

4. Учётная карточка музея, заверенная печатью образо-вательного учреждения – 2 экземпляра (стандартный бланк).

5. Копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» (при подтверждении звания «Школьный музей»).

6. Три-пять фотографий экспозиции музея.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска

Положение о музее МБОУ СОШ №22.

    Общие положения.

    1. Музей МБОУ СОШ №22 – структурное подразделение школы, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

      Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим положением.

      Музей организован в целях:

Гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;

Формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

Развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;

Развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

Активного освоения обучающимися историко-культурной среды.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами школы.

    Основные понятия.

    1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом деятельности, областью науки или искусства, задачами ОУ.

      Профиль музея МБОУ СОШ №22 историко-краеведческий и этнографический.

      Комплектование музейных фондов – проведение комплекса мероприятий по выявлению и сбору предметов музейного значения, их учету и научному описанию.

      Предмет музейного значения – движимый памятник истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

      Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

      Экспозиция – выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

      Выставка – экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

      Книга поступлений (инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

    Организация музея.

    1. Организация музея в МБОУ СОШ№22 происходит по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы.

      Организация музея является результатом поисковой и исследовательской деятельности.

      Музей был создан в 2004 году на основании приказа директора школы.

      Обязательным условием для открытия музея являются:

Наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (на октябрь 2013г – 599 экспонатов);

Наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций (музей располагается в двух помещениях площадью 37 кв.м. и 32 кв.м, имеет 3 экспозиции: «История школы - часть истории Отечества», «Героические страницы родной Смоленской земли», «Русская старина» - этнография родного края;

Наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, выпускников школы.

Актив музея:

    Зуева В.Н. – зам. директора по ВР.

    Лескова А.В. – учитель истории, руководитель историко-краеведческого направления музея.

    Пакяльтене Л.И. – учитель изо, руководитель этнографического направления музея.

    Шорникова Л.М. – выпускница школы.

    Столярова Е.Г. – учитель мхк.

    Иванова Л.В. – учитель информатики.

7. Обучающиеся.

Наличие программы деятельности и развития музея.

    Функции и основные направления деятельности.

    1. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы.

4.2. Основные направления деятельности музея являются:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

    Учет и обеспечение сохранности фондов.

    1. Собранные музейные предметы составляют основной и научно-вспомогательный фонды музея.

      Все поступающие в музей предметы подлежат актированию.

      Все предметы подлежат обязательной записи в книге поступлений.

      Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель.

      Хранение в музее взрывоопасных предметов категорически запрещается.

    1. Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами ОУ.

      Ежегодное и перспективное планирование работы осуществляется как в целом по музею, так и по всем направлениям музейной деятельности.

Выявление, сбор, учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

Изучение музейных предметов;

Поисковая, проектная и исследовательская деятельность обучающихся;

Организация экспозиций.

    Руководство.

    1. Непосредственное руководство музеем осуществляют его руководители – Лескова А.В. и Пакяльтене Л.И.

      Текущую работу музея организует актив музея.

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея МБОУ «СШ №22» г. Смоленска

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Направления деятельности музея:

2. Учебно-исследовательская деятельность.

3. Поисковая работа.

5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций

и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из

фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Основная часть.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

Формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

Передача жизненного опыта от поколения к поколению;

Активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Мы используем работу музея в учебной и внеурочной деятельности.

Учебная деятельность:

Так главная задача руководителей музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в перспективном планировании на учебный год предусматривается работа учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Внеурочная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ней и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относятся: беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), проектная деятельность по материалам музея.

2. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов, выпускников школы).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, своей школы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают обучающиеся и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

5. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр («Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны),

6. Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала на бумажном носителе. Существует инвентарная книга, книга учета посетителей, книга отзывов. Планируется оцифровка экспонатов.

7. Руководство работой музея

Работу музея направляет Актив музея. Он

Направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

Организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

Разрабатывает план работы.

Таким образом, программа «Школьный историко - краеведческий музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

Программа развития школьного историко-краеведческого музея.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Материалы музея призваны воспитывать в учащихся чувство гордости, любви к своей школе. Среди экспонатов школьного музея половина относится к направлению истории школы.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается дальнейшее использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача руководителя музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, тружениками тыла, узниками, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно - воспитательном процессе. Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

О деятельности музеев образовательных учреждений


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:

- исторических - 2060;

- военно-исторических - 1390;

- комплексных краеведческих - 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждении успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.

Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.

С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" , а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" .

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.


Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 12, 2003 год

Положениео музее

государственного бюджетного образовательного учреждения

Ш колы № 904

системы Департамента образования города Москвы

1. Общие положения

1.1. Музей государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904 (здание 3) системы Департамента образования города Москвы является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2.Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением.

1.3. Музей организуется в целях:

· гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

· расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

· формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

· развития познавательных интересов и способностей детей и молодёжи;

· развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной и духовной культуры, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

· овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

· активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;

· развития детского и молодёжного самоуправления.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения.

2.2. Комплексный профиль школьного музея народной культуры «Мы - россияне» включает в себя историческую (этнографическую), культурологическую направленности и результаты деятельности детского творчества.

2.3. Базовое направление музейной деятельности – комплектование музейных фондов. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

2.4. Предмет музейного значения – движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

2.5. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанныйв Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.6. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.7. Экспозиция – выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).

2.8. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

3. Организация музея

3.1. Музей в государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 840 организован по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей. Музей является результатом экспедиционной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся, отражает реальные потребности образовательного процесса.

3.2. Музей создан приказом директора ГОУ СОШ № 840№77/1от 17.10.2008 г. Деятельность музея регламентируется данным Положением.

3.3. Музей открыт,так как соблюдены обязательные условия:

O есть музейный актив, состоящий из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников;

O есть фонд музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге;

O есть помещениедля создания выставок и экспозиций.

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея народной культуры «Мы - россияне» являются:

u создание условий для социализации обучающихся путём совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами;

u организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

u осуществление организационно-массовой, культурно-просветительской, методической, информационной, издательской деятельности;

u документирование;

u постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;

u освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы, Подмосковья и других регионов России.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

O комплектование, учёт,хранениеи описание фондов музейных предметов;

O экспозиционно-выставочная работа;

O образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Учёт и обеспечение сохранности фондов

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Всепоступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения (Приложение 1)

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производится путём актирования (Приложение 2).

5.4. Все предметы, отнесённые к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге) (Приложение 3). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении.

5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учёту с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет (приложение 4).

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учёта по каждому из них.

5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несёт руководитель государственного образовательного учреждения.

5.10. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждениерешается руководителем образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закреплённого соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

6. Содержание работы

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904,в структуре которого функционирует музей.

6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведётся по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учёту, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

6.3. Координацию организационно-методической деятельности музеев осуществляет Совет музеев государственных образовательных учрежденийсистемы Департамента образования города Москвы.

6.4. Методическое обеспечение работы музея народной культуры «Мы - россияне» осуществляет ГОУ Московская городская станция юных туристов и ГОУ высшего профессионального образования Московский институт открытого образования, Центр «Этносфера».

6.5.В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

v систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

v создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самом государственном образовательном учреждении, так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

v презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

v образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путём подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей;

v организацию обмена опытом с цельюповышения эффективности функционирования музея в государственном бюджетном образовательном учреждении Ш колы № 904.

7. Руководство деятельностью музея.

7.1. Ответственность за деятельность музея несёт руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственноеруководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя

государственного образовательного учреждения.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской общественности.

7.4. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.

8. Учёт и регистрация музея.

8.1. Музей ГБОУ Школы № 904, как вновь созданный, подлежит учёту и регистрации после его открытия.

8.2. Функции по учёту и регистрации музеев образовательных учреждений, контролю за качеством их работы возлагаются на ГБОУ Московскую городскую станцию юных туристов.

8.3. Музей государственного бюджетного образовательного учреждения Школы № 904 один раз в пять лет проходят перерегистрацию.

8.4. Основными требованиями при регистрации музея являются:

Наличие приказа государственного образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя музея;

Наличие подлинных музейных предметов, соответствующих профилю Музея, собранных и зарегистрированных в Книге поступлений (инвентарной книге);

Наличие соответствующего помещения, располагающего приспособленным для хранения и экспонирования музейных предметов оборудованием;

Наличие программы развития музея школы;

Подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;

Систематически работающий музейный актив из числа обучающихся, родителей, педагогов, общественности;

Программа деятельности Музея, соответствующая задачам школы.

8.5. Для регистрации или перерегистрации музея ГБОУ Школы № 904 представляет в ГБОУ Московскую городскую станцию юных туристов пакет документов, состоящий из:

1. Анкеты музея государственного бюджетного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (приложение 5).

2. Программы развития музея.

3. Тематической структуры музейной экспозиции.

4. Справки-отчета о работе музея. Для зарегистрированного музея представляется ежегодно (приложение 6).

5. Фотографий, отражающих экспозицию музея и его работу.

8.6. При регистрации музея ему выдаётся номерной сертификат, утверждённый заместителем руководителя Департамента образования города Москвы.

8.7. Для эффективного функционирования музея государственного бюджетного образовательного учреждения в штатное расписание государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительно вводятся ставки педагогов дополнительного образования с учетом особенностей функционирования музея в каждом конкретном случае.

8.8. Использование выделенных штатных единиц по другому назначению не допускается.

9. Финансирование музея.

9.1. Финансирование музея государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904 осуществляется за счёт бюджетных средств государственного образовательного учреждения.

10 . Прекращение деятельности музея

10.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного бюджетного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы.

10.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

10.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

10.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГБОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.