Основные вокальные термины. Дать определение оперы

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-

Задачи:

  • Обучающая:
    закрепить понятие жанра: опера.
  • Развивающая:
    главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
  • Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Ход урока

1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”

Рис. 1

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.

Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп

– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

5. Певцы. В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Задание ученикам. Определите – какой тип голоса исполняет:

  • Партия Деда Мороза – бас
  • Партия Весны – меццо-сопрано
  • Партия Снегурочки – сопрано
  • Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
  • Партия Мизгиря – баритон

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).

Давайте прослушаем:

  • Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
  • Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”

Задание ученикам. Определите – кто герой, а кто – масса.

Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

6. Оркестр. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”. Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.

Прослушаем:

  • Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
  • Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди. Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
  • Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell"amore"; “О красотка молодая”).
  • Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти

Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.

Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.

7. Оперные театры.

  • парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 2) .
  • “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
  • здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
  • “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
  • театр “Ла Скала” (1788, Милан)
  • “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
  • “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
  • Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
  • оперный театр в Сан-Франциско (1932)
  • оперный театр в Чикаго (1920)
  • новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
  • Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).

Рис. 2

Таким образом – опера властвовала во всем мире.

В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.

Романтическая опера в Италии

Итальянское влияние достигло даже Англии.

Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.

Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.

Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. Романтическая опера во Франции.

Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.

Русская опера эпохи романтизма.

“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.

Домашнее задание ученикам. Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский

8. Известные оперные певцы.

  • Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
  • Каллас, Мария (Рис. 3) .
  • Карузо, Энрико, Корелли, Франко
  • Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
  • Скотто, Рената, Тебальди, Рената
  • Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет

Рис. 3

9. Востребованность и современность оперы.

Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.

Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.

Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.

Второй вариант – это современная опера.

Существует три степени художественности содержания музыки.

  • Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
  • Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
  • Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.

Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.

Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.

Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.

Домашнее задание ученикам. Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).

Используемая литература:

  1. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
  4. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
  5. Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
  6. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
  7. Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.

A capella - хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.

Divisi - временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов.

Dies irae (от лат. «Dies irae» - «День гнева») -средневековое католическое песнопение. Мелодия отличается суровой, сдержанной выразительностью. Напев Dies irae как символ смерти использовался в творчестве многих композиторов, в том числе В. А. Моцарта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Дж. Верди, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Также является одним из разделов реквиема.

Lamento (от итал. - жалоба) - обозначение музыки скорбного, печального характера. Пример: плач Ариадны из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Также встречается в мадригалах и кантатах.

Альт - низкий женский или детский голос. Диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы (выше - очень редко).

Антифон (от греч. antiphonos - противозвучание) - поочередное пение двух хоров, или хора и солиста. Происхождение антифона восходит к Древней Греции, к пению дифирамбов. Позднее антифонный принцип пения перешел в трагедию, где хор обычно делился на два полухория. Антифонное пение использовалось в культовой музыке Палестины, Византии. В Западной Европе введение антифона в христианское богослужение связывают с именем миланского епископа Амвросия. Из Милана антифон распространился по всей Италии, а затем и в другие европейские страны. Принцип антифонного пения перешёл и в светскую музыку, он встречается в народных песнях, а также в хоровых произведениях композиторов прошлого и современности. Например: хор «Эхо» О. Лассо, хор «Звезды» С. И. Танеева и др.

Антем (от англ. anthem , лат. antiphona , от греч. antiphonos - звучащий в ответ) - духовное песнопение в Англии, созданное на текст из Библии на английском языке. Существует две основные разновидности антема: ранний, так называемый полный антем (исполняемый хором a capella ), он близок к мотету; и стиховой, или строфический, антем, основанный на чередовании хоровых и сольных разделов с инструментальным сопровождением, он родственен кантате. Высочайшего расцвета этот жанр достиг в творчестве Г. Перселла. Также к сочинению антемов обращались в XIX в. - С. Уэсли, в XX в. - Б. Бриттен, С. Барбер.

Анализ хоровой партитуры - исследование вокально-хоровой партитуры, состоящее из устного или письменного (аннотация) разбора. В анализ входят: общие сведения об авторах музыки и текста, анализ литературного текста, характеристика хоровых партий (диапазоны, тесситура), анализ музыкально-выразительных средств (фактура, форма, тематизм, мелодика, гармония, ритм, агогика и т. д.), а также намечается исполнительский план.

Ариозо (от итал. arioso - наподобие арии) - небольшое вокальное произведение, более свободной формы чем ария. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо - его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, обобщение содержания предшествующего речитатива, какое-то одно эмоциональное переживание. Например: ариозо Ленского «В вашем доме» или ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение ). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию . В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря".

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин"
Исполняет Максим Михайлов

Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить ). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии , ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор . С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр . Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции - Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии - Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

сочинение - музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПЕРА

итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.

Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.

Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓