Виды театральных масок. Что такое "театр масок" и что такое "импровизация". Театральные маски клоунов и актеров

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Эта часть завершает цикл статей, посвященных театральному костюму японского театра Но. В ней мы подробно рассмотрим костюмы периода Эдо, его детали и аксессуары, интересные подробности о масках Но (по книге Н.Г. Анариной «История японского театра») и в заключение будут некоторые данные об особенностях кукольного театра Бунраку и Дзёрури, а также символе мон.



Ко-Тобидэ. Мастер Ёкан. XVII в. (слева) / О-Тобидэ. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

В предыдущей части мы довольно подробно рассказали о бутафории. Теперь пришло время рассмотреть костюм и маску главного героя, который производит, пожалуй, самое поражающее визуальное впечатление. Яркость и великолепие использованного для изготовления текстиля, богатство красок, делают его основным украшением спектакля. В современном театре Но существуют 94 основные канонические комбинации костюмов для всех персонажей, включая фарсёра аи . Костюмы составляют ценнейшее имущество актеров. Они передаются из поколения в поколение, а новые создаются в точном соответствии со старинными образцами. Во времена Канъами и Дзэами костюмы были довольно просты, но постепенно стали приближаться к одежде придворной знати, духовенства. К XV веку широко распространился обычай дарить актерам одежду во время представлений, поэтому среди самых старинных из сохранившихся костюмов XV века есть личная одежда сёгунов и аристократов. Например, в школе Кандзэ хранится подаренный сёгуном Ёсимаса элегантный жакет хаппи тёмно-зеленого цвета, расшитый бабочками. С течением времени были созданы театральные костюмы, не повторявшие придворную моду, но причудливо сочетавшие придворные обычаи в одежде, относившиеся к разным периодам. Этот процесс происходил в период Эдо. Именно тогда костюмы театра Но достигли невероятной степени изысканности и роскоши.


Дожи. Мастер Тохаку. XVII в. (слева) / Ёримаса. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

Отличительной особенностью костюмов является их необычайная конструктивность. Отдельный элемент костюма может быть использован в самых разнообразных сочетаниях с другими, причем без их разделения на мужские и женские. Например, тёкэн – элегантную прозрачную шёлковую накидку с развевающимися широкими рукавами и с крупным цветочным узором, вытканным серебряными или золотыми нитями, надет на женщине во время танца. Она же, эта накидка, в ролях призраков погибших молодых влоинов становится боевым доспехом, когда надевается с юбкой-штанами окути из тончайшего шёлка, ниспадающими до пола. Мидзугоромо – накидка от дождя – является одеждой для путешествий и работы для мужчин и женщин всех возрастов. Когда рукава накидки подвязаны к плечу, значит, персонаж занят физической работой. Если женщина в мидзугоромо появляется на сцене с зеленой веткой бамбука в руках, перед вами безумная, блуждающая по дорогам в поисках родной души.


Энми-Кайя. Неизвестный мастер. Начало XV в. (слева) / Уба. Маска приписывается мастеру Хими. Начало XV в. (справа)

Можно заметить, что многообразие костюмов возникает и из всевозможных комбинаций элементов, и в результате разных манер ношения одной и той же одежды путем использования различных аксессуаров. Так, охотничье платье караори , сшитое из тонкого цветного шелка - ординарный женский наряд. Оно надевается поверх кимоно покроя кицукэ , спереди подоткнуто у талии, а сзади ниспадает до пола. Когда караори надевается поверх тяжелых окути (штанов-юбки), спереди подоткнуто за пояс, а сзади распускается шлейфом по полу – это костюм знатной особы. Если при этом голову украшает корона, то персонаж – принцесса. А когда в том же стиле надевается прозрачное кимоно тёкэн , перед зрителями – небесная фея.


Кагекиё. Неизвестный мастер. XVII в. (слева) / Шинкаку. Мастер Ямато. XVII в. (справа)

Обязательным элементом каждого костюма являются воротники эри , имеющие V-образную форму. Они пришиваются к вороту нижнего кимоно, могут быть однослойными и многослойными, разных цветов. Цвет воротника указывает на социальный статус персонажа. Белый – самый благородный; одинарный белый воротник носят боги и принцы. Следующий по степени благородства воротник аристократов окрашен в светло-голубой цвет. У монахов и старых женщин воротники коричневые, а синие используются в костюмах злобных духов воинов, гневных богов и демонов.


Ясэ-Отоко. Мастер Тосуи. XVIII в. (слева) / Кояши. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

Костюм главного героя отличается подчеркнутой элегантностью, богатством и сложностью. Он изготавливается из драгоценных тканей, парчи, тяжёлого шёлка, украшен великолепной вышивкой с использованием золотых и серебряных нитей, объёмной аппликацией, изображающей травы, насекомых, цветы, банановые листья, потоки воды. Актер надевает два-три нижних тонких кимоно, а поверх – тяжёлое парчовое одеяние, особым образом драпирующееся на фигуре в зависимости от изображаемого персонажа. /С.281/

Завершат наше повествование о японском театральном традиционном костюме некоторые интересные данные о масках. Мы ранее уже достаточно много о них говорили, но вот еще несколько фактов.


Моны некоторых знаменитых актерских династий

Вплоть до XVII века маски вырезались монахами, актерами, скульпторами. Согласно легенде, первые маски были сработаны богами и собственноручно императором Дзёгу Тайси (VI в.), и этот период считается мифологическим. Затем называют десять мастеров X-XI веков, среди них Никко, Мироку, Тацуэмон и священник Хими, который, считается, запечатлевал в масках лица умерших, привозимых к нему для обряда отпевания. Следующий период (XVI в.) оставил имена шести выдающихся резчиков масок. Самыми знаменитыми из которых стали Дзоами и Санкобо. Начиная с XVII века появляются семьи, которые специализируются на изготовлении масок Но, передавшие традицию через поколения до наших дней. Самая старинная фамилия профессиональных резчиков – Этидзэн.


Моны Итикава Дандзюро V и Иваи Хансиро IV (слева) / Кацукава Сюнсё. Итикава Дандзюро V и Иваи Хансиро IV. Между 1772 и 1781 гг. Цветная ксилография (справа)

Маски театра Но как принадлежность театрального обихода – это маски-амплуа. Существует несколько вариантов их классификации. Наиболее распространенная следующая: 1) маски старцев; 2) маски мужчин; 3) маски женщин; 4) маски сверхъестественных существ – богов, духов, демонов; 5) маски, названные именами персонажей отдельных пьес.

Известно 86 базовых наименований масок театра Но (то есть масок Но и Кёгэн вместе) и существует множество их разновидностей. Некоторые ученые говорят в целом о 450 видах, обнаруженных к настоящему времени.


Моны Итикава Эбидзо (Дандзюро V) и Саката Хангоро III (слева) / Кацукава Сюнэй. Эбидзо (Дандзюро V) в роли Сибараку и Саката Хангоро III в роли Ига-Но Хэйнайдзаэмона. Ксилография, 1791 г. (справа)

В маске сконцентрировано внутреннее состояние персонажа, и она помогает актеру в создании сценического образа. Самая трудная задача – оживить застывшее лицо маски, придать ей необходимое по тексту выражение. Для этого актер прибегает к едва заметным либо резким изменениям ракурсов, вследствие чего меняется освещенность маски при постоянном освещении сцены. При опускании головы на маску ложатся тени, что придает ей печальное или задумчивое выражение. Когда актер высоко держит голову, маска освещена максимально, и это создает эффект радостного, счастливого лица.


Кацукава Сюнэй. Иваи Хансиро IV (фрагмент цветной ксилографии). 1781-1789 гг. (слева) / Мон Иваи Хансиро IV (справа)

Маска не воспринималась средневековым актером как художественный прием; она была не концептуальна, а натуральна. Исполнитель верил, что он по-настоящему превращается в играемый персонаж, как в древних ритуалах верили, что символ вызывает символизируемое. Театр Но – это театр превращения, а не перевоплощения; здесь действует принцип полного отождествления актера с героем. Исполнителю и сегодня запрещается подвергать роль интеллектуальному анализу; он должен играть «по наитию». Маска в театре Но является вещественным свидетельством превращения актера в того, кого он играет./С. 287/


Схема грима. Стиль камадори (слева) / Грим (фотография) (справа)

В Японии три основных традиционных театральных жанра, если можно так выразиться: рассмотренный нами театр масок Но, театр Кабуки, и театр кукол Бунраку. Несколько слов о двух последних. Каждый из них имеет свою древнюю историю, особенности, касающиеся исполнительского мастерства, костюмов, грима, цветовой символики.


Акахимэ. Гравюра

Например, первый выход актера – исполнителя главной роли (иногда и большой группы актеров) на сцену в театре Кабуки связан с демонст­рацией костюма и грима. С этого, собственно, и начинается спектакль. Актер выходит на сцену из конца зрительного зала и идет на основную сцену мимо зрителей через зал. Такой проход по «цветочной тропе» - ханамити создает в зрительном зале определенный эмоциональный настрой. Движение актера -смена сложных поз называетсямиэ. В сложном костюме актер не может двигаться как в обычной одежде и его пластика выглядит необычно. Все детали костюма сильно увеличены: рукава кимоно при помощи бамбуковых каркасов превращены в своеобразные щиты, украшенные огромными гербамимон. Использование монов в Кабуки носит издавна активный характер. Раньше ничто, кроме них не могло так лаконично, убедительно и быстро представить зрителям актера. «Моны в театральном костюме периода Эдо (особенно для ролей амплуа арагото) отличались огромной величиной и часто становились главным орнаментальным мотивом не только одежды исполнителя, но и всего спектакля. Наличие большого мона придавало костюму контрастность и подчеркивало его плоскостность. <…> мон воспринимался одновременно как украшение и как четкий, мгновенно читаемый знак определённой исполнительской династии или актёра» . Вот небольшое описание Камакуры Кагэмаса—главного героя пьесы «Сибараку» (1905). Каждое движение, каждая поза подчеркивают монументаль­ность его фигуры. Нагабакама - штаны особого покроя не только полностью закрывают ступни, но даже волочатся как шлейф. Для того, чтобы не запутаться и не упасть, актеру приходится передвигаться, широко расставляя ноги, и после каждого шага застывать в определённых позах. При этом он то разводит рукава-щиты в стороны, то закрывает ими лицо. Он производит впечатление гиганта, преклонившего колени для того, чтобы поближе рассмотреть то, что происходит на земле. Толстый слой грима – кумадори - покрывает лицо актера, он абсолютно скры­вает его индивидуальные черты. Прическу украшают тикарагами - замысло­ватые бумажные ленты. Например, на кимоно особого коричнево-золотистого оттенка (цвет хурмы) четко выделяется белый рисунок герба мона (три квадрата, вставленные один в другой). Актер перепоясан толстым шнуромниодасуки.


Сцена из спектакля

В японском театральном костюме декора­тивное начало ярко выражено, но не оно определяет специфику использова­ния костюма и его роль в создании художественного образа. По костюму можно определить время года, костюм активно участвует в конструировании сценического действия, передает такие психологические состоя­ния героя, которые недостижимы другими средствами в организации сценического пространства.

Афиша 1976 года (слева) / Афиша 1985 года (справа)

О куклах театра Дзёрури можно сказать, что они совершенны. Рост куклы составляет три четверти роста человека. У этих удивительных кукол двигаются рот, глаза и брови, ноги, руки и пальцы. Туловище кукол примитивно: это плечевая перекладина, к которой крепятся руки и под­вешиваются ноги, если кукла — мужской персонаж. У жен­ских персонажей ног нет, потому что они не видны из-под длинного кимоно. Сложная система шнурков дает возможность кукловоду управлять мимикой. Головы кукол создают искусные мастера. Как и в других видах классического японского театра, существуют исторически сложившиеся типы, для каждого из кото­рых применяются определенные голова, парик, костюм. Как и у масок театра Но, многообразие голов кукол различают по возрасту, полу, характеру, социальной принадлежности. Каж­дая голова имеет свое название и происхождение, каждая применяется для определенных ролей.


Афиша «Нагасукудзира» (Кит-полосатик). Танцовщики, использующие «позу Нежинского». 1972 г.

Чтобы легче было коор­динировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, главный кукловод омодзукаи работает в дере­вянных японских туфлях гэта на высоких подставках. Дей­ствия куклы должны точно совпадать с текстом, который читает гидаю . Четкая работа всех участников представления достигается годами упорной тренировки и считается одной из уникальных особенностей этого ис­кусства. Сказитель гидаю испол­няет роли всех героев и ведет повествование от авто­ра (иногда в представлении принимают уча­стие два или больше сказителей). Чтение гидаю должно быть максимально выразительным. Его задача - заставить кукол ожить. Знание мелодического рисунка текста, постановка голоса, строгая согласованность действий с другими участ­никами представления требуют многолетней упорной подготовки. Обычно на обучение уходит двадцать-тридцать лет. Как и в театре Но или Кабуки профессии гидаю и кукловодов в театре дзёрури явля­ются наследственными. В традиционно­м театральном искусстве Японии, сценические имена вместе с секретами мастерства передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.


« 27 вечеров для четырёх времен года», 1972 г. Танец льва из «Тибасан» (справа)

Японцы бережно сохраняют древнее театральное искусство, которое является культурным наследием. Вместе с тем очень интересен современный театр, в котором есть много инновационного, будь то балет, перформанс, драматический театр и т.д. Влияние традиционного японского театра на современные направления зрелищной культуры очевидно. Прежде всего, это, конечно, костюм. На базе старинных традиционных костюмов создаются новые интересные модели, порой причудливые и фантастические, но в них угадываются силуэты, элементы и детали тех одежд, которые много веков назад поражали зрителей своей яркостью и неповторимой красотой.




Кукла. Театр Бунраку (слева) / Кукла (деталь)



Схема прически / Голова куклы (съёмная деталь). Театр Бунраку (наверху справа)







Схемы причесок различных персонажей



Кукла и три кукловода. Театр Бунраку (слева) / Устройство куклы Бунраку (справа)

Вы можете посмотреть на YouTube:

Маски театра Но:

http://www.youtube.com/watch?v=T71ZAznVeLo&feature=related Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М., 1990. С. 57.

У древних греков и римлян М. служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что М. применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних М. до нас не дошло точных сведений. В Европе первые М. появляются в Греции, при Вакховых празднествах. Суидас приписывает это изобретение поэту Харилу, современнику Феспия; он рассказывает также, будто Фриних впервые ввел на сцене употребление женских М., а Неофон Сикионский придумал характерную М. для воспроизведения раба-педагога. Гораций ставит изобретение М. театральных в заслугу Эсхилу. Аристотель, в своей "Поэтике" (глава V), утверждает, что в его время предания о введении М. в театральный обиход терялись во мраке давно прошедшего. М. преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определенную физиономию каждой роли, во-вторых - усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Игра физиономии была совершенно немыслима на сцене таких размеров. У М. уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально М. выделывались из лубка, впоследствии - из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром, для усиления резонанса, в устах же у М. помешался рупор (поэтому римляне обозначали М. словом persona, от personare - звучать). М. подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, весьма многочисленных типов. Независимо от М. для ролей простых смертных, существовали еще М. для героев, божеств и т. п., с условными атрибутами (у Актеона, напр., оленьи рога, Аргуса - сто глаз, Дианы - полумесяц, Эвменид -3 змеи и т. д.). Особые наименованы носили М., воспроизводившие тени, видения и т. п. - Gorgoneia, Mormolucheia и т. п. Наряду с М. божеств общераспространены были М. исторические - prosopeia; они изображали черты известных личностей, умерших и живых и служили главным образом для трагедий и комедий из современного быта, вроде "Облаков" Аристофана или "Взятия Милета" Фриниха; для комедии "Всадники", однако, мастера отказались изготовить маски с изображением Клеона. Сатирические М. употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и т. д. Были еще М. оркестрические, они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и М. для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно. Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были М., на одном профиле выражавшие, напр., горе, ужас и т. п., тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актер поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной М. Из Греции М. перешли в театр римский и удержались на сцене до падения Римской империи. По свидетельству Цицерона, знаменитый актер Росций играл без М., и с полным успехом, но пример этот почти не находил подражателей. Если актер возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене М. и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены. Употребление театральных М. перешло в Италию, для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell"Arte; см. соотв. статью). Так, М. полишинеля - весьма древняя и ведет начало от ателланских игр (см. Ателланы); к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. С XVI в. эта М., видоизмененная, переходит во Францию, вместе с характерными М., обозначавшими типы матаморов, лакеев и т. д. Употребление М. не ограничивалось одним театром. В погребальных церемониях у римлян принимал участие архимин, который, надев на себя М., воспроизводящую черты усопшего, разыгрывал и добрые, и злые деяния покойного, представляя мимически нечто вроде надгробного слова. Солдаты иногда устраивали, под М., комические шествия, как бы окружая фиктивную триумфальную колесницу, в насмешку над военачальниками, им ненавистным. Во Франции, в Средние века - напр. при процессионном шествии в празднество Лиса - употреблялись М., и подобным переодеванием не брезгал даже Филипп Красивый. При годовых празднествах в честь шутов, происходивших в церквах, были в ходу М., отличавшиеся безобразием; руанский синод, воспретивший эту потеху в 1445 г., упоминает о личинах чудищ и звериных харях. В области частного быта употребление М. возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франция мы видим его при въезде Изабеллы Баварской в Париж и празднествах по поводу ее бракосочетания с Карлом VI (1385). При Франциске I мода на венецианские M. (loup) из черного бархата или шелка настолько привилась, что М. составляла необходимую почти принадлежность туалета. Безобразия, какие учинялись под покровом М., побуждали Франциска I, Карла IX и Генриха III стеснять употребление М. В 1535 г. парламентским эдиктом у торговцев конфискованы все М. и дальнейшее их приготовление воспрещено; в 1626 г. два простолюдина были даже казнены за ношение М. во время карнавала; в знатной среде, однако, М. не выходили из обихода до самой франц. революции. Так как в молодости Людовик XIV охотно принимал участие в придворных балетах, но, во избежание нарушения этикета, являлся замаскированным, то этот обычай распространился и на балетных танцовщиков вообще, которые с М. расстались лишь в 1772 г. В Италии, в прошлом столетии и начале настоящего, маскировались все, не исключая священнослужителей, являвшихся, под покровом М., деятельными участниками карнавала и усердными посетителями театров и концертов. Члены совета десяти, чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ во всей Европе употребляли маски из вполне понятных побуждений; равным образом, иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в М. Карл I Английский был обезглавлен замаскированным палачом. В Риме некоторые монашеские ордена при погребениях облекаются в странный костюм, при М. Во все времена и во всех странах М., надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под М., обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома. Так, напр., на одном из придворных балов у Людовика XIV, замаскированный паралитиком и обернутый в одеяло, висевшее безобразными лохмотьями и пропитанное камфарой, пригласил на танец герцогиню Бургундскую - и та, не считая возможным нарушить обычай, пошла танцевать с отвратительным незнакомцем. В настоящее время М. на Западе употребляются почти исключительно во время карнавала. Во Франции обычай этот регулируется ордонансом 1835 г., действующим поныне. Замаскированным воспрещается носить оружие и палки, рядиться в неприличные костюмы, наносить прохожим оскорбления или держать вызывающие и непристойные речи; по приглашению полицейской власти, замаскированный немедленно должен отправиться в ближайший участок для удостоверения личности, а нарушители закона направляются в полицейскую префектуру. Совершение проступков и преступлений под масками преследуется в обычном порядке, но самый факт замаскирования здесь рассматривается, как обстоятельство, усиливающее вину.

Ср. Fr. Ficoroni, "Le Maschere sceniche, degli antiqui Romani" (Рим, 1736); его же, "De larvis scenids et fîguris comicis" (Рим, 1754) Sand, "Masques et bouffons" (Париж, 1860); Alimann, "Die Maske des Schauspielers" (Берлин, 2-е изд., 1875); Dall, "Masks, labrets and certain aboriginal customs" (Вашингтон, 1885). О M. в России - см. Москолоудство.

  • - Вы́сшие театра́льные мастерски́е государственные, Вольные мастерские, театральное учебное заведение. Существовало в Москве в феврале — ноябре 1922, готовило актёров и режиссёров...

    Москва (энциклопедия)

  • - В дорев. период Екат., несмотря на удаленность от традиционных рос. гастрольных орбит, принял большое кол-во гастролеров как драматической, так и оп. сцены...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - Ludi scaenici. Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам...

    Реальный словарь классических древностей

  • - - В XVII в. в Англии название М. давалось драматической феерии, представлявшей смесь пантомимы с разговорными сценами...
  • - ежедневное издание, выходившее в Москве в 1864-1865 г. под редакцией А. Н. Баженова...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра...
  • - см. театральные общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - библиотеки, главный фонд которых составляют книги, периодические издания по театральному искусству. В СССР имеются следующие Т. б.: 1) Государственная центральная Т. б. в Москве...

    Большая Советская энциклопедия

  • - В России начало театральной периодики относится к концу 18 в. Первое издание подобного типа - «Russische Theatralien» выпущено актёром немецкой труппы Зауервейдом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Театральное образование...

    Большая Советская энциклопедия

  • - научные, культурно-просветительные учреждения, собирающие и хранящие подлинные материалы и документы по истории театра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СССР, добровольные общественные творческие организации, объединяющие деятелей театра союзных республик страны. Созданы по примеру и при содействии Всероссийского театрального общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод театроведческих знаний, сведений по истории, теории, творческой и организационно-технической практике театра, биографии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - театр, сцена Ср. Семейная жизнь - муж, дети, дом - полная чаша, но все это только обстановка, вроде как на театральных подмостках, где все только для виду, вплоть до съедобных аксессуаров...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Подмостки театральныя театръ, сцена...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 подмостки сцена театр...

    Словарь синонимов

"Маски театральные" в книгах

Две театральные легенды

Из книги Моё неснятое кино автора Вульфович Теодор Юрьевич

Две театральные легенды Обе посвящаются Софье Юлиановне и Станиславу Адольфовичу Радзинским О СДАЧЕСдавали форты, крепости, города…Сдавали хлам, пришедшее в негодность имущество, сдавали дела в архив, должности, деньгами сдавали сдачу…Сдавали карты в лихих, честных

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

Из книги Андрей Миронов и его Женщины...и Мама автора Шляхов Андрей Левонович

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

Театральные трения

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Театральные трения Любимов при встрече уже не здоровается, не замечает как будто. Потом на репетиции смотрит как на постороннего. Самое дурное и жестокое говорит за глаза – Золотухину, Смехову. Причем несет черт знает что: мол, Высоцкий исхалтурился, вступил в сделку со

Театральные университеты

Из книги Фаина Раневская. Смех сквозь слезы автора Раневская Фаина Георгиевна

Театральные университеты Зря я надеялась, что Москва за время моего двухлетнего отсутствия опомнится и примется искать, куда это девалась заикающаяся рыжая дылда.Как не заметила Москва моего появления и отъезда, так не заметила и возвращения.Я такая старая, что с высоты

Театральные работы

Из книги Ален Делон без маски автора Брагинский Александр Владимирович

Театральные работы 1961 г. «Как жаль, что она шлюха» («Dommage qu’elle soit une putain»)1968 г. «Выколотые глаза» («Les yeux crevйs»)1996–1998 гг. «Загадочные вариации» («Variations йnigmatiques»)2004–2005 гг. «Русские горки» («Les montagnes russes»)2007 г. «Мосты округа Мэдисон» («Sur la route de Madison»)2008 г. «Любовные письма» («Love

Театральные работы

Из книги Марина Влади, обаятельная «колдунья» автора Сушко Юрий Михайлович

Театральные работы «Вы, которые нас судите», «Три сестры» (Ирина), «Вишневый сад» (Раневская), «Гамлет» (Гертруда), «Невероятная и грустная история наивной Эрендиры и ее жестокосердной бабушки», «Саркофаг», «Синий источник» (Колетт), «Переход» (Марина Цветаева), «Дамские

Театральные заметки

Из книги Годы странствий автора Чулков Георгий Иванович

Театральные заметки Будучи еще мальчишкой, в первых классах гимназии, я постоянно бывал в театре - изредка по пятницам у Корша, а чаще - в Малом театре, где успел пересмотреть весь тогдашний репертуар и всех мастеров нашей первоклассной драматической сцены. Многих

IV, 36. Театральные дела

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

IV, 36. Театральные дела Тот род дружбы, который завязался между мной и Василием Васильевичем около 1900 г., не продолжался долго и не возобновился после того, что я с 1905 по 1907 г. два с чем-то года провел вне Петербурга. Но все же я сохранил о нем память, не лишенную нежности и

Театральные роли

Из книги Андрей Миронов автора Шляхов Андрей Левонович

Театральные роли 1962 „24 часа в сутки“ О. Стукалова (постановка А. Крюкова) – Гарик1963 „Проделки Скапена“ Ж. – Б. Мольера (постановка Е. Весника) – Сильвестр1963 „Клоп“ В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича) – Милиционер, Присыпкин1963 „Дамоклов меч“ Назыма

Театральные работы

Из книги автора

Театральные работы В Латвии, в театре «Дайлес»:Г. Приеде. «Отилия и ее внуки.», роль – Жоржик, (1972).Р. Блауманис. «Краткое наставление в любви», роль – один из парней. (1973)В. Эфимилиу. «Привет, дядя!», роль – Клайдонис, (1973).Р. Тишков – Л. Жуховицкая. «Орфей», роль – Ричард Тишков,

Театральные маски

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Театральные маски Если, фигурально выражаясь, архитектура - это музыка и поэзия в камне, декоративное убранство, развивая это сравнение, - игра воображения, сокровище интеллекта, умение мыслить и чувствовать ассоциативно, стало быть - это театр! А какой же театр без

Маски театральные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯИЦ ЧТО ТАКОЕ МАСКА? КАКИЕ БЫВАЮТ МАСКИ?

Из книги Все об обычных яйцах автора Дубровин Иван

МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯИЦ ЧТО ТАКОЕ МАСКА? КАКИЕ БЫВАЮТ МАСКИ? Маски используются для поддержания здорового вида и состояния кожи, для поддержания этого состояния, для предотвращения преждевременного увядания, ранних морщин. Маски делятся на очищающие,

МАСКИ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ КОЖИ (ОСВЕЖАЮЩИЕ) МАСКИ-ОБЕРТЫВАНИЯ С ЭКСТРАКТАМИ РАСТЕНИЙ

Из книги Талассо и красота автора Красоткина Ирина

МАСКИ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ КОЖИ (ОСВЕЖАЮЩИЕ) МАСКИ-ОБЕРТЫВАНИЯ С ЭКСТРАКТАМИ РАСТЕНИЙ В маски-обертывания с экстрактами растений включают ромашку, подорожник, мяту, шалфей, репейник, богородичную траву и другие растения. Собирают и сушат их летом, чтобы потом пользоваться ими в

РУССКИЙ ТЕАТР Театральные новости и театральные силы в столицах и провинциях

Из книги Статьи, предположительно написанные Лесковым автора Лесков Николай Семенович

РУССКИЙ ТЕАТР Театральные новости и театральные силы в столицах и провинциях Слухи о новых мероприятиях театрального ведомства. - Театр летом в Петербурге. - Пиеса г. Жандра «Нерон» и кому ее играть. - Петербургские дублеры: Петровский и Федоров. - Прибавки г-жам

1.2 Функции маски в театре «Но»

Как было уже упомянуто нами ранее, ключ к пониманию театра «Но» кроется в театральной маске, поскольку актеры этого театра не прибегают к гриму и мимике. Именно в маске, заложено множество функций, отражающих не только философию театра «Но», но и принципы восточной философской доктрины.

«Maska, maskus» с латинского - личина, но есть еще более древнее слово наиболее точно выявляющее суть маски «Sonaze» - сдерживать. Именно эта функция маски активно использовалась в ритуальном действе. Из определения Е.А.Торчинова, подразумевающего под ритуалом совокупность определенных актов, имеющих сакральный смысл и направленных на воспроизведение того или иного глубинного переживания, или его символистическую репрезентацию, можно сделать вывод, что маска является шитом, защищающим от образа, но в тоже время некая тропинка к нему (18, с. 67.).

В театре «Но» 200 масок, которые строго классифицированы. Наиболее яркими группами являются: боги (персонажи буддийского и синтоистского культов), мужчины (придворные аристократы, воины, люди из народа), женщины (придворные дамы, наложницы знатных феодалов, служанки), безумные (люди потрясённые горем), демоны (персонажи фантастического мира). Маски так же различны по возрасту, характеру и облику. Некоторые маски предназначены для определенных пьес, другие могут быть использованы для создания существующих характеров в любой пьесе. На этом основании создатели театра «Но» считали, что на их сцене представлен весь мир (9, с. 21).

Маски вырезаются различной величины, из тщательно отобранного дерева и раскрашиваются специальной краской. Технология изготовления маски настолько сложна, что большинство используемых на данный момент масок, созданы знаменитыми резчиками масок ещё в 14-17 веках. Маски, изготовленные современными мастерами - имитация старых работ. В связи с этим мы можем судить, что каждая из масок театра является самостоятельным произведением искусства.

Стоит отметить, что, несмотря на все разнообразия масок, в театре «Но» маска зачастую не выражает конкретного персонажа, а лишь является лишь его «призраком», историей, обобщением человеческой формы.

Поскольку литературным материалом театра «Но» является народный фольклор древней Японии, маска в театре служит проводником духовного опыта. Маска несет в себе все отличительные особенности не только личности, отличительные черты того времени и создана в это время, можно предположить, что она погружает зрителя в предлагаемые обстоятельства.

В тоже время маска отвлекает внимание от «здешнего», «зрящего», поскольку, по мнению восточных философов, «истина не открыта взору, чем дальше отойдёшь, тем больше увидишь», что напрямую связано с философией дзен буддизма и философией театра «Но». Это так же подтверждает основополагающие принципы ведущих эстетических концепций театра «Но» - мономане и юген.

Актер театра «Но» не всегда исполняет роль в маске. Маску лишь одевает главный актер (сиэтэ) и исполнители женских ролей. Спутники главного действующего лица надевают маску лишь во втором акте после момента «превращения». Если сиэтэ изображает романтический персонаж, актер обычно маски не надевает. Лицо актёра, находясь без неё, абсолютно статично, поскольку игра лицом в театре «Но» считается вульгарностью.

Рассматривая театр «Но», современный исследователь культуры востока - Е. Григорьева утверждает, что маска как «успокоенная эмоция» напоминает суетности страстей. (8, с. 345) Маска - как «громовое молчание». Можно сделать вывод, что маска является ключом вскрытия сущности роли, является её историей и результатом.

Перед тем как прикоснутся к маске, актер настраивается на «магическую пустоту» - полностью очищает себя. Театровед, Григорий Козинцев вспоминает в книге «Пространство трагедии» разговор с Акира Курасава, знатоком театра «Но». «Я начинаю понимать, что «надеть маску» - процесс такой же сложный, как «вжиться в роль». (8, с. 346) Задолго до начала представления артист стоит подле зеркала. Мальчик подаёт ему маску и он, осторожно берет её и молча вглядывается в её черты. Незаметно меняется выражение глаз, облик становится иным. Маска «переходит в человека». После этого он медленно и торжественно надевает маску и поворачивается к зеркалу. Нет уже по отдельности человека и маски, теперь они целое» (8, с.345-346.) Из этого следует, что маска отстроняет актера от внешнего мира, способствует его входу в состояния «не-я».

Актер театра «Но» никогда не дотрагивается до лицевой поверхности маски, прикасаясь к ней лишь в том месте, где находятся веревочки, крепящие маску к лицу актера. После спектакля подобным образом маска изгоняется из актера, а далее помещается в специальный футляр до следующего использования. Фактически в любой театральной школе роль «сжигается», после её воплощения. В противоположном случае роль поработит самого исполнителя.

Надевая маску, актер буквально становится ей, являясь проводником героя, передавая не только его эмоции, нравственный и физический образ, но и дух. В его душе должно быть только одно чувство, которое выражено маской.

Только талантливый актер способен оживить маску, трансформировав её статику в действующее лицо. Возможно, это происходит благодаря игре света, изменения ракурса, движения, но есть и другие примеры, где данные факторы не имели места. Немецкий драматург К. Цукмайер в своих воспоминаниях описывает случай произошедший с актером Верне Краусе, когда ритуальная маска на его глазах заплакала, а актер, находящийся в ней, ощутил невыразимую боль. (4, с. 109 -111)

В маске актер театра «Но» почти не видит зала, но и зал не видит его лица. Эти невидимые связи и образуют единое целое спектакля.

"Вечный враг человечества" или "обезьяна Бога"? Образ дьявола в позднесредневековой культуре

«Процесс сатаны» полон отсылок не только к богословским изысканиям, но и к популярной, народной культуре, в частности, к театральной традиции мистерий и мираклей. Диалоги-споры между добрыми и злыми персонажами (например, диалог души и сердца...

В. Высоцкий... "Я пришел сюда, чтобы правду ответить"

После того, как Высоцкий бросил МИСИ, он полгода усиленно готовился к поступлению в театральную студию. Нина Максимовна вспоминала: «...Это было очень напряженное для него время. Он тогда занимался в драматическом кружке...

Корякские народные праздники

«Улляун» - это маска, которую в старину надевали при некоторых обрядах. Сейчас она применяется на празднике хололо в пантомиме. В празднике участвовали все жители села и два или три человека ряженных в масках...

Культура кельтов

Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения...

Постмодернистские тенденции в русском театре

В русском театре положение особое. Резкая капитализация общества на рубеже восьмидесятых-девяностых со скрипом привила России рыночные отношения. Тем не менее, и с международного...

Разработка и выполнение грима этнической маски на тему: "Культурное наследие африканских народов"

Первый этап заключается в наложении тона. Он должен быть ровным и гладким. Губкой я нанесла коричневый аквагрим легкими круговыми движениями, равномерно распределиив его по всему лицу. Здесь важно не наносить краску длинными прямыми мазками...

Режиссура и актёрское мастерство

Многовековая история театра знает периоды рассвета и упадка, насчитывает тысячи имен великих артистов. Сотни раз знающие и любящие театр люди пытались объяснить волшебное искусство сцены, открыть тайны воздействия на людей...

Роль идейности в художественном произведении

В данной работе, мы ставим вопросы о роли идейности художественного произведения, так же мы обязаны выяснить, какое место занимает это понятие в творческой психологии творца и влияет ли оно в конечном итоге на его работу и на оценку потребителей...

Романтизм в балетном театре

Движение русского балета к романтизму, в отличие от западноевропейского было приостановлено и задержалось на несколько лет. В России после подавления восстания декабристов наступило время жестокой реакции...

Творчество Евгения Панфилова

Балет толстых Евгения Панфилова Хореограф: Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Лауреат Премии Правительства РФ им...

Театр "Но" - японский театр масок

Мы рассмотрим аналоги функций маски театра «Но», которые на наш взгляд были заимствованы великими деятелями театрального искусства ХХ века. Ставя перед собой задачу понять...

Театр как вид искусства

Театральное искусство -- одновременно и правдиво и условно. Правдиво -- несмотря на свою условность. Как, впрочем, и всякое искусство. Виды искусства отличаются друг от друга и степенью правдивости, и степенью условности...

Театр как объект управления

Законодательство Российской Федерации о театре и театральной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации...

Театры Омска

Театр актера, куклы, маски «Арлекин» - один из старейших кукольных театров России. В начале 90-х годов коллектив попытался создать театр нового типа - универсальный, синтетический, обращенный к зрителю всех возрастов...

Черты неоромантизма и импрессионизма в балетном театре

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия)...

Конференция «Малая Академия»

История театральной маски

Выполнила:

Кузовлева Евангелина Сергеевна

ученица 5 «Г» класса

Руководители:

Бахир Елена Юрьевна

Вальчук Марина Константиновна

Санкт – Петербург

2014 год

    Введение. С. 3.

    Исторические формы театральной маски:

Театральная маска в древней Греции. С. 4.

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте. С. 8.

Традиционная маска в японском театре Но. С. 9.

С. 11.

    Заключение:

Функции театральной маски в процессе исторического развития театра

- «Маска» как разновидность и способ актёрской игры в современном

спектакле. С. 12.

    Список использованной литературы

    Приложения

1. Введение.

Цель работы - исследовать историю появления театральной маски

Задачи исследования - подобрать и проанализировать литературу по истории возникновения театральной маски и ее роли в спектаклях.

Сегодня, когда мы идём в театр, то редко можем увидеть на сцене актёра в маске. В современном понимании она чаще связана с представлением о маскараде или карнавале. Но так было далеко не всегда. Актёр не появлялся без неё на театральных подмостках на протяжении столетий. Она играла огромную роль в спектакле: обогащала исполнительское мастерство актёра и его способность воздействовать на зрителя, позволяла ему добиваться принципиально иного уровня выразительности, преображала театральное действие в таинственный, возвышенный ритуал или привносила в представление условность, символизм, карикатурность.

История театральной маски насчитывает более двух тысяч лет - первые из масок, о которых существуют достоверные сведения, использовали в древнегреческом театре за несколько столетий до нашей эры. Актёры пользовались театральными масками по всему миру, поэтому неудивительно, что существует их великое множество и они могут разительно отличаться друг от друга. Удивляет скорее то, что порой маски, которые появились в самое разное время и в самых разных местах земли, оказываются чем-то похожи.

В этой работе я использовала, в первую очередь, работы по истории театра, в которых представлена реконструкция театрального спектакля Древней Греции, средневековой Италии и Японии, чтобы сравнить основные разновидности театральной маски, её назначение и художественные возможности в театральных спектаклях разных эпох и стран, увидеть - как они выглядели, зачем актёры прибегали к их помощи, какие преимущества могла дать маска и какие трудности создавала? А также понять значение, которое может иметь маска в современном спектакле, чем она может помочь современному актёру и зрителю. Ведь с отказом от использования маски в современном театре осталось в прошлом и богатство её выразительных возможностей и понимание о том, что маска может обогатить спектакль, облагородить, помочь создать на сцене театр условный, поэтический.

В своей работе я хочу рассмотреть основные разновидности театральной маски, чтобы показать, какое важное значение она имела для создания особой атмосферы представления и как может помогать актёру сейчас - донести до зрителя возвышенное содержание, обогатить актёрскую выразительность, его способность к преображению.

Я думаю, что знакомство с историей театральной маски - один из примеров возможного плодотворного сотрудничества с традицией, обращение к богатому опыту которой всегда становится источником свежего взгляда и новых открытый в современной нам жизни. Мы увидим, что история театральной маски - захватывающее и увлекательное путешествие, с множеством удивительных открытий и тайн, которые навсегда останутся неразгаданными.

2. Исторические формы театральной маски.

Театральная маска в древней Греции.

Много интересных, неожиданных фактов, некоторые из которых современному человеку могут показаться курьёзными, связано с маской актёра древнегреческого и древнеримского театра.

Спектакли в древней Греции играли несколько раз в год и это было событие сродни всенародному празднику или Олимпийским играм. «Закрывались в дни представлений суды, прерывалась работа народных собраний и других правительственных учреждений, замирала торговая и промышленная жизнь, и все граждане в особо приподнятом, праздничном настроении дружно шли в театр» .

Между актёрами и драматургами устраивали состязания и выбирали победителей .

Театры древней Греции были огромны - амфитеатры под открытым небом могли вмещать десятки тысяч зрителей, например театр Диониса в Афинах - 17 000, а театр города Мегалополя - 44 000 . Мимику актёра большинству зрителей разглядеть было бы невозможно, поэтому он выступал в маске, которая делала «черты лица» персонажа заметнее. «Маска актёра была из дерева или ещё чаще из полотна» . « Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска » .

Древние авторы указывали, что строение маски кроме этого усиливало звучание звука голоса, что тоже было очень важной задачей для гигантских греческих театров. Для этого специальным образом разрабатывали и конструкцию сцены. « Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра /.../ Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса » .

Маска актёра надевалась на голову актёра как шлем - вместе с причёской, и уже была заранее загримирована. «Судя по описанию древних, маски отличались друг от друга также и различием в цвете лица и волос. К одним были прикреплены навсегда бороды; маски царей были снабжены диадемой. Маски молодых женщин отличались ещё особенно сложными причёсками» .

«Для таких комедий как «Птицы», «Облака» или «Осы», маски хора носили фантастический характер» . «Аристофан заставлял хор своих песен появляться то в виде облаков, то в виде птиц, то лягушек /.../ и у нас есть определённые свидетельства, что хор из «Облаков» вызывал смех зрителей своими безобразными масками с громадными носами» . С другой стороны, «стремились достигать портретного сходства там, где выводились на сцену действительные лица» .

Актёру оставалось надеть за сценой нужную маску и он был готов к выходу на сцену. А перемен масок требовалось много. Дело в том, что в древнегреческом спектакле первоначально участовал один актёр, который вёл «диалог» с хором: драматург сам был единственным актёром своей пьесы, «отвечавшим» своими репликами на песни хора» . Он по очереди представлял разных персонажей, которые говорили, например с народом. Часто он изображал вестника, который рассказывал пространные истории о происшедших вне сцены событиях, вместо того, чтобы позволить зрителю увидеть их своими глазами на сцене, как это привычно для нас.

Причём особенно интересно, что в течение спектакля одного и того же персонажа могли изображать разные актёры. В древнегреческом спектакле актёры не только говорили, но и пели, как в современной опере. Самые трудные и ответственные «арии» и тексты для декламации «вложенные в уста разных действующих лиц, которых из-за этого нельзя было одновременно выводить на сцену» исполнял главный актёр - который обладал лучшими актёрскими данными и мастерством, наиболее сильным и выразительным голосом. Второй и третий актёр, по сути, помогали ему. Иногда, когда на сцене должны были присутствовать несколько персонажей, в маске мог выйти и «статист» - исполнитель из хора, который не произносил текста, а просто присутствовал на сцене как один из действующих лиц-слушателей.

Для главных героев спектакля могло быть заготовлено две или три маски, которые изображали его, например, в радости и горе. Текст пьесы составлялся так, что все перемены в судьбе персонажа происходили за сценой, так, чтобы он мог выйти и поменять маску на нужную.

Сохранились свидетельства о том, что существовали и маски, на которых правая половина лица изображала одну эмоцию, а левая - другую. С помощью этой маски актёр будто бы мог играть, поворачиваясь к зрительному залу в профиль нужной стороной. Однако исследователи древних свидетельств, сохранившихся до наших дней, которые восстанавливали облик древнегреческого спектакля отмечали, что если такие маски и использовали, то, вероятно, редко.

Ещё одна любопытная особенность: в древней Греции и древнем Риме, как и в других странах по всему миру вплоть до эпохи Возрождения, в театральных спектаклях не разрешалось участвовать женщинам . Во всяком случае, в «серьёзных» представлениях: актрисы выступали только в «низких жанрах» - пантомиме, были танцовщицами, акробатками, участницами бродячих трупп. В древности и в средние века на театральных сценах и европейских стран, и стран Востока героинь изображали мужчины. Лучшие актёры умели искусно изображать женский голос и движения. В этих условиях маска женщины была очень и очень кстати. Римский поэт Ювенал писал: «Поверить легко, что не маска актёра, Женщина там говорит» .

Возможно, что в более поздний период существования древнегреческого театра исполнители «маску надевали только в том случае, когда им нужно было придать своему лицу характерные черты, так что она к тому времени стала служить совершенно тем же целям, ради которых и теперь актёры прибегают к сложному гриму», например в ролях стариков .

Театр и спектакль древнего Рима многое позаимстовали у греческого театра, в том числе и маску. Император «Нерон сам выступал в трагедии, приказывая, чтобы маски богов и богинь, каких он представлял, были схожи с его собствнным лицом или с лицом его супруги» .

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте.

Ещё одна из самых ярких страниц истории театральной маски - итальянский театр комедии дель арте (La commedia dell " arte ). И это совершенно иной, особенный взгляд на маску в театральном спектакле. Недаром, в истории театрального искусства театр комедии дель арте называют также театром масок .

Расцвет его пришёлся на XVI - XVII века. Это был первый в Европе профессиональный театр: название так буквально и переводилось - слово «комедия» означало «театр», «арте» - «ремесло», «профессия». Это был театр бродячих актёрских трупп, которые путешествовали по всей Италии и даже соседним странам. Поэтому существовало много похожих персонажей-«масок» с разными именами, которые изображали типичных для того времени жителей Италии - Венецианский купец, учёный, которого называли Доктор, Капитан испанской армии, пара влюблённых, двое похожих на шутов слуг - один из которых обычно - более хитрый и находчивый, а другой - простоватый.

Здесь маской называли образ, характер каждого конкретного персонажа, который выступал в разных спектаклях неизменным. «Маска - это образ актёра, который он принимает раз навсегда /.../ совершенно исключается возможность, чтобы актёр сегодня играл Панталоне, завтра Арлекина или даже Доктора /.../ там нет ролей. Есть роль. Одна роль, которую актёр играет во всех пьесах» .

Считается, что актёры комедии дель арте много импровизировали во время спектакля, что возможно именно в том случае, когда актёр накрепко сживался с одним-единственным своим персонажем и мог с успехом изображать его в различных ситуациях. Каждый актёр мог по-своему изображать своего персонажа, но играл только его одного, причём, порой, годами - в одном облике, с одними и теми же особенностями характера, привычками, индивидуальными чёрточками поведения.

У многих персонажей комедии дель арте маска для лица, сделанная «из картона или клеёнки» была обязательным элементом в костюме. Это старый венецианский купец Панталоне, учёный или философ под общим названием Доктор, хорошо известный всем Арлекин и другие слуги - каждый со своим характером - Бригелла, Ковиелло, Пульчинелла, которых объединяет общее название - дзани. «Маски - обычный атрибут комических персонажей, да и то не всех. Иногда маску заменяет густо набеленное лицо, или огромные очки, или приклееный нос» .

Для других персонажей «маской» стал весь их облик - костюм, речь, манера поведения. Например, пара влюблённых выделялась роскошными, модными костюмами, говорила на правильном литературном языке, демонстрировала утончённые манеры. Но и это был раз навсегда придуманный образ: «каждый актёр и каждая актриса были постоянными типами. В разных спектаклях они выступали со своим постоянным именем» .

Традиционная маска в японском театре Но.

Японский театр Но - древнее театральное искусство с богатой историей и многовековыми традициями. Как и в древнегреческом театре, здесь связаны воедино музыка, танец, пение. «Исполнение этих пьес - на наш взгляд - очень близко по своему характеру к нашей опере, так как актёры на сцене большей частью поют или говорят мелодическим речитативом; с оперой же сближает Но и наличие хора и оркестра. С другой стороны, спектакль Но во многом приближается к нашему балету, так как движения актёров основаны на танце, а местами переходят в самый настоящий танец, являющийся к тому же центральным местом и всей роли, и всего спектакля в целом» . Для эстетики театра Но, так же как и для эстетики древнегреческого спектакля, характерна возвышенная поэзия, а не правдоподобие.

В театре Но в маске выступает только главный персонаж и сопровождающий его актёр, если это роль женщины. Маска помогает актёру создать особый образ: «она придаёт облику актёра загадочную привлекательность, харизматичность, превращает его фигуру как бы в задрапированную прекрасными одеждами скульптуру» .

Маски выполняются из специальной древесины исключительно потомственными мастерами, которые передают своё мастерство из поколения в поколение. Об удивительном мастерстве их исполнения свидетельствует то, что многие маски театра Но выставляются как произведения искусства в музеях и галереях.

Старинная маска актёра театра Но производит удивительный эффект - благодаря тонкому мастерству актёра она словно оживает: «С помощью регулирования освещённости маски путём поворота головы актёру удаётся придать ей эффект оживления: он может наклонить её плоскостью лица вверх и придать выражение радости; наклонить её плоскостью вниз обращая в тень, и предать выражение грусти; быстро двигать головой из стороны в сторону показывая сильные эмоции» .

Неудивительно, что «как и другие вещи в средневековой Японии, маска (наряду с зеркалом, амулетом, мечом) наделялась магическими свойствами; актёр и сейчас продолжает относиться к маске как священному предмету: в актёрской уборной всегда имеется свой алтарь со старинными масками» .

Грим как разновидность театральной маски в японском театре Кабуки.

Грим как замену маски использовали в самые разные времена по всему миру, включая Грецию. «Сами древние рассказывали, что первоначально маску заменяло обмазывание лица винным суслом или покрывание его листьями растений» .

Интересный и хорошо известный вариант такой «маски» мы можем рассмотреть в японском театре Кабуки. Это намного более молодое искусство, чем театр Но - его история «всего» около двухсот лет.

Яркая особенность театра Кабуки - стремление к подлинности на сцене предметов и костюмов, но откровенная условность в работе «слуг сцены» и грима актёра. «Все вещи, точно также как и костюмы - не бутафория, не имитация, а подлинные, и притом высококачественные вещи» . Но «к вещам на сцене Кабуки приставлены особые прислужники, характерный атрибут условного театра: эти условно- «невидимые» люди (они одеты и замаскированы во всё чёрное) выполняют во время действия обязанности сценических слуг, помогают актёрам при игре с вещами, подают им предметы, освобождают их от лишних движений» .

Особый условный грим, также как и всё действие в спектакле Кабуки - освещённая временем традиция. В ней отразилось «стремление сохранять и воспроизводить театральный облик великих актёров», которые «изобрели» тот или иной вариант сочетания цветов и рисунка грима для каждого вида роли, например, благородного рыцаря, крестьянина, храброго героя или несчастного героя. Также в гриме актёров театра Кабуки заметно «влияние сценических масок старого театра Но»

Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра - маски. Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого зрелищного заведения.

Древнегреческие музы

За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации - культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви - трагедия и комедия, их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века - маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Многообразие масок

Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И конечно же, их было множество - существовали мужские и женские маски, героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно, с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой, надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и, кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку известны театральные маски. Рисунки, приведенные ниже, показывают самые распространенные изображения дуэта.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Золото высшей пробы

Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль.

Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного. Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской, олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и режиссерского мастерства. В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, а с 2002 года Сбербанк России становится генеральным спонсором ежегодного фестиваля «Золотая маска». Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является Георгий Тараторкин. Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей, проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.

Признание коллег

Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис.

Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких номинациях. У нее высокий знак качества: Михаил Ульянов сказал, что награду вручают профессионалы профессионалам. Ее нельзя получить за деньги или «по знакомству». У нее высокий статус - Национальная театральная премия, учредителем которой является такая серьезная организация, как Союз театральных деятелей. У премии нет денежного эквивалента, главное ее достоинство - признание таланта и достижений коллегами.

Детские маски

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы - все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.