Что давало использование масок актерами античного театра. Маски театральные как символ искусства мельпомены. О трудном искусстве импровизации

Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра - маски. Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого зрелищного заведения.

Древнегреческие музы

За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации - культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви - трагедия и комедия, их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века - маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Многообразие масок

Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И конечно же, их было множество - существовали мужские и женские маски, героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно, с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой, надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и, кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку известны театральные маски. Рисунки, приведенные ниже, показывают самые распространенные изображения дуэта.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Золото высшей пробы

Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль.

Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного. Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской, олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и режиссерского мастерства. В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, а с 2002 года Сбербанк России становится генеральным спонсором ежегодного фестиваля «Золотая маска». Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является Георгий Тараторкин. Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей, проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.

Признание коллег

Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис.

Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких номинациях. У нее высокий знак качества: Михаил Ульянов сказал, что награду вручают профессионалы профессионалам. Ее нельзя получить за деньги или «по знакомству». У нее высокий статус - Национальная театральная премия, учредителем которой является такая серьезная организация, как Союз театральных деятелей. У премии нет денежного эквивалента, главное ее достоинство - признание таланта и достижений коллегами.

Детские маски

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы - все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.

Конференция «Малая Академия»

История театральной маски

Выполнила:

Кузовлева Евангелина Сергеевна

ученица 5 «Г» класса

Руководители:

Бахир Елена Юрьевна

Вальчук Марина Константиновна

Санкт – Петербург

2014 год

    Введение. С. 3.

    Исторические формы театральной маски:

Театральная маска в древней Греции. С. 4.

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте. С. 8.

Традиционная маска в японском театре Но. С. 9.

С. 11.

    Заключение:

Функции театральной маски в процессе исторического развития театра

- «Маска» как разновидность и способ актёрской игры в современном

спектакле. С. 12.

    Список использованной литературы

    Приложения

1. Введение.

Цель работы - исследовать историю появления театральной маски

Задачи исследования - подобрать и проанализировать литературу по истории возникновения театральной маски и ее роли в спектаклях.

Сегодня, когда мы идём в театр, то редко можем увидеть на сцене актёра в маске. В современном понимании она чаще связана с представлением о маскараде или карнавале. Но так было далеко не всегда. Актёр не появлялся без неё на театральных подмостках на протяжении столетий. Она играла огромную роль в спектакле: обогащала исполнительское мастерство актёра и его способность воздействовать на зрителя, позволяла ему добиваться принципиально иного уровня выразительности, преображала театральное действие в таинственный, возвышенный ритуал или привносила в представление условность, символизм, карикатурность.

История театральной маски насчитывает более двух тысяч лет - первые из масок, о которых существуют достоверные сведения, использовали в древнегреческом театре за несколько столетий до нашей эры. Актёры пользовались театральными масками по всему миру, поэтому неудивительно, что существует их великое множество и они могут разительно отличаться друг от друга. Удивляет скорее то, что порой маски, которые появились в самое разное время и в самых разных местах земли, оказываются чем-то похожи.

В этой работе я использовала, в первую очередь, работы по истории театра, в которых представлена реконструкция театрального спектакля Древней Греции, средневековой Италии и Японии, чтобы сравнить основные разновидности театральной маски, её назначение и художественные возможности в театральных спектаклях разных эпох и стран, увидеть - как они выглядели, зачем актёры прибегали к их помощи, какие преимущества могла дать маска и какие трудности создавала? А также понять значение, которое может иметь маска в современном спектакле, чем она может помочь современному актёру и зрителю. Ведь с отказом от использования маски в современном театре осталось в прошлом и богатство её выразительных возможностей и понимание о том, что маска может обогатить спектакль, облагородить, помочь создать на сцене театр условный, поэтический.

В своей работе я хочу рассмотреть основные разновидности театральной маски, чтобы показать, какое важное значение она имела для создания особой атмосферы представления и как может помогать актёру сейчас - донести до зрителя возвышенное содержание, обогатить актёрскую выразительность, его способность к преображению.

Я думаю, что знакомство с историей театральной маски - один из примеров возможного плодотворного сотрудничества с традицией, обращение к богатому опыту которой всегда становится источником свежего взгляда и новых открытый в современной нам жизни. Мы увидим, что история театральной маски - захватывающее и увлекательное путешествие, с множеством удивительных открытий и тайн, которые навсегда останутся неразгаданными.

2. Исторические формы театральной маски.

Театральная маска в древней Греции.

Много интересных, неожиданных фактов, некоторые из которых современному человеку могут показаться курьёзными, связано с маской актёра древнегреческого и древнеримского театра.

Спектакли в древней Греции играли несколько раз в год и это было событие сродни всенародному празднику или Олимпийским играм. «Закрывались в дни представлений суды, прерывалась работа народных собраний и других правительственных учреждений, замирала торговая и промышленная жизнь, и все граждане в особо приподнятом, праздничном настроении дружно шли в театр» .

Между актёрами и драматургами устраивали состязания и выбирали победителей .

Театры древней Греции были огромны - амфитеатры под открытым небом могли вмещать десятки тысяч зрителей, например театр Диониса в Афинах - 17 000, а театр города Мегалополя - 44 000 . Мимику актёра большинству зрителей разглядеть было бы невозможно, поэтому он выступал в маске, которая делала «черты лица» персонажа заметнее. «Маска актёра была из дерева или ещё чаще из полотна» . « Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска » .

Древние авторы указывали, что строение маски кроме этого усиливало звучание звука голоса, что тоже было очень важной задачей для гигантских греческих театров. Для этого специальным образом разрабатывали и конструкцию сцены. « Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра /.../ Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса » .

Маска актёра надевалась на голову актёра как шлем - вместе с причёской, и уже была заранее загримирована. «Судя по описанию древних, маски отличались друг от друга также и различием в цвете лица и волос. К одним были прикреплены навсегда бороды; маски царей были снабжены диадемой. Маски молодых женщин отличались ещё особенно сложными причёсками» .

«Для таких комедий как «Птицы», «Облака» или «Осы», маски хора носили фантастический характер» . «Аристофан заставлял хор своих песен появляться то в виде облаков, то в виде птиц, то лягушек /.../ и у нас есть определённые свидетельства, что хор из «Облаков» вызывал смех зрителей своими безобразными масками с громадными носами» . С другой стороны, «стремились достигать портретного сходства там, где выводились на сцену действительные лица» .

Актёру оставалось надеть за сценой нужную маску и он был готов к выходу на сцену. А перемен масок требовалось много. Дело в том, что в древнегреческом спектакле первоначально участовал один актёр, который вёл «диалог» с хором: драматург сам был единственным актёром своей пьесы, «отвечавшим» своими репликами на песни хора» . Он по очереди представлял разных персонажей, которые говорили, например с народом. Часто он изображал вестника, который рассказывал пространные истории о происшедших вне сцены событиях, вместо того, чтобы позволить зрителю увидеть их своими глазами на сцене, как это привычно для нас.

Причём особенно интересно, что в течение спектакля одного и того же персонажа могли изображать разные актёры. В древнегреческом спектакле актёры не только говорили, но и пели, как в современной опере. Самые трудные и ответственные «арии» и тексты для декламации «вложенные в уста разных действующих лиц, которых из-за этого нельзя было одновременно выводить на сцену» исполнял главный актёр - который обладал лучшими актёрскими данными и мастерством, наиболее сильным и выразительным голосом. Второй и третий актёр, по сути, помогали ему. Иногда, когда на сцене должны были присутствовать несколько персонажей, в маске мог выйти и «статист» - исполнитель из хора, который не произносил текста, а просто присутствовал на сцене как один из действующих лиц-слушателей.

Для главных героев спектакля могло быть заготовлено две или три маски, которые изображали его, например, в радости и горе. Текст пьесы составлялся так, что все перемены в судьбе персонажа происходили за сценой, так, чтобы он мог выйти и поменять маску на нужную.

Сохранились свидетельства о том, что существовали и маски, на которых правая половина лица изображала одну эмоцию, а левая - другую. С помощью этой маски актёр будто бы мог играть, поворачиваясь к зрительному залу в профиль нужной стороной. Однако исследователи древних свидетельств, сохранившихся до наших дней, которые восстанавливали облик древнегреческого спектакля отмечали, что если такие маски и использовали, то, вероятно, редко.

Ещё одна любопытная особенность: в древней Греции и древнем Риме, как и в других странах по всему миру вплоть до эпохи Возрождения, в театральных спектаклях не разрешалось участвовать женщинам . Во всяком случае, в «серьёзных» представлениях: актрисы выступали только в «низких жанрах» - пантомиме, были танцовщицами, акробатками, участницами бродячих трупп. В древности и в средние века на театральных сценах и европейских стран, и стран Востока героинь изображали мужчины. Лучшие актёры умели искусно изображать женский голос и движения. В этих условиях маска женщины была очень и очень кстати. Римский поэт Ювенал писал: «Поверить легко, что не маска актёра, Женщина там говорит» .

Возможно, что в более поздний период существования древнегреческого театра исполнители «маску надевали только в том случае, когда им нужно было придать своему лицу характерные черты, так что она к тому времени стала служить совершенно тем же целям, ради которых и теперь актёры прибегают к сложному гриму», например в ролях стариков .

Театр и спектакль древнего Рима многое позаимстовали у греческого театра, в том числе и маску. Император «Нерон сам выступал в трагедии, приказывая, чтобы маски богов и богинь, каких он представлял, были схожи с его собствнным лицом или с лицом его супруги» .

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте.

Ещё одна из самых ярких страниц истории театральной маски - итальянский театр комедии дель арте (La commedia dell " arte ). И это совершенно иной, особенный взгляд на маску в театральном спектакле. Недаром, в истории театрального искусства театр комедии дель арте называют также театром масок .

Расцвет его пришёлся на XVI - XVII века. Это был первый в Европе профессиональный театр: название так буквально и переводилось - слово «комедия» означало «театр», «арте» - «ремесло», «профессия». Это был театр бродячих актёрских трупп, которые путешествовали по всей Италии и даже соседним странам. Поэтому существовало много похожих персонажей-«масок» с разными именами, которые изображали типичных для того времени жителей Италии - Венецианский купец, учёный, которого называли Доктор, Капитан испанской армии, пара влюблённых, двое похожих на шутов слуг - один из которых обычно - более хитрый и находчивый, а другой - простоватый.

Здесь маской называли образ, характер каждого конкретного персонажа, который выступал в разных спектаклях неизменным. «Маска - это образ актёра, который он принимает раз навсегда /.../ совершенно исключается возможность, чтобы актёр сегодня играл Панталоне, завтра Арлекина или даже Доктора /.../ там нет ролей. Есть роль. Одна роль, которую актёр играет во всех пьесах» .

Считается, что актёры комедии дель арте много импровизировали во время спектакля, что возможно именно в том случае, когда актёр накрепко сживался с одним-единственным своим персонажем и мог с успехом изображать его в различных ситуациях. Каждый актёр мог по-своему изображать своего персонажа, но играл только его одного, причём, порой, годами - в одном облике, с одними и теми же особенностями характера, привычками, индивидуальными чёрточками поведения.

У многих персонажей комедии дель арте маска для лица, сделанная «из картона или клеёнки» была обязательным элементом в костюме. Это старый венецианский купец Панталоне, учёный или философ под общим названием Доктор, хорошо известный всем Арлекин и другие слуги - каждый со своим характером - Бригелла, Ковиелло, Пульчинелла, которых объединяет общее название - дзани. «Маски - обычный атрибут комических персонажей, да и то не всех. Иногда маску заменяет густо набеленное лицо, или огромные очки, или приклееный нос» .

Для других персонажей «маской» стал весь их облик - костюм, речь, манера поведения. Например, пара влюблённых выделялась роскошными, модными костюмами, говорила на правильном литературном языке, демонстрировала утончённые манеры. Но и это был раз навсегда придуманный образ: «каждый актёр и каждая актриса были постоянными типами. В разных спектаклях они выступали со своим постоянным именем» .

Традиционная маска в японском театре Но.

Японский театр Но - древнее театральное искусство с богатой историей и многовековыми традициями. Как и в древнегреческом театре, здесь связаны воедино музыка, танец, пение. «Исполнение этих пьес - на наш взгляд - очень близко по своему характеру к нашей опере, так как актёры на сцене большей частью поют или говорят мелодическим речитативом; с оперой же сближает Но и наличие хора и оркестра. С другой стороны, спектакль Но во многом приближается к нашему балету, так как движения актёров основаны на танце, а местами переходят в самый настоящий танец, являющийся к тому же центральным местом и всей роли, и всего спектакля в целом» . Для эстетики театра Но, так же как и для эстетики древнегреческого спектакля, характерна возвышенная поэзия, а не правдоподобие.

В театре Но в маске выступает только главный персонаж и сопровождающий его актёр, если это роль женщины. Маска помогает актёру создать особый образ: «она придаёт облику актёра загадочную привлекательность, харизматичность, превращает его фигуру как бы в задрапированную прекрасными одеждами скульптуру» .

Маски выполняются из специальной древесины исключительно потомственными мастерами, которые передают своё мастерство из поколения в поколение. Об удивительном мастерстве их исполнения свидетельствует то, что многие маски театра Но выставляются как произведения искусства в музеях и галереях.

Старинная маска актёра театра Но производит удивительный эффект - благодаря тонкому мастерству актёра она словно оживает: «С помощью регулирования освещённости маски путём поворота головы актёру удаётся придать ей эффект оживления: он может наклонить её плоскостью лица вверх и придать выражение радости; наклонить её плоскостью вниз обращая в тень, и предать выражение грусти; быстро двигать головой из стороны в сторону показывая сильные эмоции» .

Неудивительно, что «как и другие вещи в средневековой Японии, маска (наряду с зеркалом, амулетом, мечом) наделялась магическими свойствами; актёр и сейчас продолжает относиться к маске как священному предмету: в актёрской уборной всегда имеется свой алтарь со старинными масками» .

Грим как разновидность театральной маски в японском театре Кабуки.

Грим как замену маски использовали в самые разные времена по всему миру, включая Грецию. «Сами древние рассказывали, что первоначально маску заменяло обмазывание лица винным суслом или покрывание его листьями растений» .

Интересный и хорошо известный вариант такой «маски» мы можем рассмотреть в японском театре Кабуки. Это намного более молодое искусство, чем театр Но - его история «всего» около двухсот лет.

Яркая особенность театра Кабуки - стремление к подлинности на сцене предметов и костюмов, но откровенная условность в работе «слуг сцены» и грима актёра. «Все вещи, точно также как и костюмы - не бутафория, не имитация, а подлинные, и притом высококачественные вещи» . Но «к вещам на сцене Кабуки приставлены особые прислужники, характерный атрибут условного театра: эти условно- «невидимые» люди (они одеты и замаскированы во всё чёрное) выполняют во время действия обязанности сценических слуг, помогают актёрам при игре с вещами, подают им предметы, освобождают их от лишних движений» .

Особый условный грим, также как и всё действие в спектакле Кабуки - освещённая временем традиция. В ней отразилось «стремление сохранять и воспроизводить театральный облик великих актёров», которые «изобрели» тот или иной вариант сочетания цветов и рисунка грима для каждого вида роли, например, благородного рыцаря, крестьянина, храброго героя или несчастного героя. Также в гриме актёров театра Кабуки заметно «влияние сценических масок старого театра Но»

Как было уже упомянуто нами ранее, ключ к пониманию театра «Но» кроется в театральной маске, поскольку актеры этого театра не прибегают к гриму и мимике. Именно в маске, заложено множество функций, отражающих не только философию театра «Но», но и принципы восточной философской доктрины.

«Maska, maskus» с латинского – личина, но есть еще более древнее слово наиболее точно выявляющее суть маски «Sonaze» – сдерживать. Именно эта функция маски активно использовалась в ритуальном действе. Из определения Е.А.Торчинова, подразумевающего под ритуалом совокупность определенных актов, имеющих сакральный смысл и направленных на воспроизведение того или иного глубинного переживания, или его символистическую репрезентацию, можно сделать вывод, что маска является шитом, защищающим от образа, но в тоже время некая тропинка к нему (18, с. 67.).

В театре «Но» 200 масок, которые строго классифицированы. Наиболее яркими группами являются: боги (персонажи буддийского и синтоистского культов), мужчины (придворные аристократы, воины, люди из народа), женщины (придворные дамы, наложницы знатных феодалов, служанки), безумные (люди потрясённые горем), демоны (персонажи фантастического мира). Маски так же различны по возрасту, характеру и облику. Некоторые маски предназначены для определенных пьес, другие могут быть использованы для создания существующих характеров в любой пьесе. На этом основании создатели театра «Но» считали, что на их сцене представлен весь мир (9, с. 21).

Маски вырезаются различной величины, из тщательно отобранного дерева и раскрашиваются специальной краской. Технология изготовления маски настолько сложна, что большинство используемых на данный момент масок, созданы знаменитыми резчиками масок ещё в 14-17 веках. Маски, изготовленные современными мастерами - имитация старых работ. В связи с этим мы можем судить, что каждая из масок театра является самостоятельным произведением искусства.

Стоит отметить, что, несмотря на все разнообразия масок, в театре «Но» маска зачастую не выражает конкретного персонажа, а лишь является лишь его «призраком», историей, обобщением человеческой формы.



Поскольку литературным материалом театра «Но» является народный фольклор древней Японии, маска в театре служит проводником духовного опыта. Маска несет в себе все отличительные особенности не только личности, отличительные черты того времени и создана в это время, можно предположить, что она погружает зрителя в предлагаемые обстоятельства.

В тоже время маска отвлекает внимание от «здешнего», «зрящего», поскольку, по мнению восточных философов, «истина не открыта взору, чем дальше отойдёшь, тем больше увидишь», что напрямую связано с философией дзен буддизма и философией театра «Но». Это так же подтверждает основополагающие принципы ведущих эстетических концепций театра «Но» - мономане и юген.

Актер театра «Но» не всегда исполняет роль в маске. Маску лишь одевает главный актер (сиэтэ) и исполнители женских ролей. Спутники главного действующего лица надевают маску лишь во втором акте после момента «превращения». Если сиэтэ изображает романтический персонаж, актер обычно маски не надевает. Лицо актёра, находясь без неё, абсолютно статично, поскольку игра лицом в театре «Но» считается вульгарностью.

Рассматривая театр «Но», современный исследователь культуры востока - Е. Григорьева утверждает, что маска как «успокоенная эмоция» напоминает суетности страстей. (8, с. 345) Маска - как «громовое молчание». Можно сделать вывод, что маска является ключом вскрытия сущности роли, является её историей и результатом.

Перед тем как прикоснутся к маске, актер настраивается на «магическую пустоту» - полностью очищает себя. Театровед, Григорий Козинцев вспоминает в книге «Пространство трагедии» разговор с Акира Курасава, знатоком театра «Но». «Я начинаю понимать, что «надеть маску» - процесс такой же сложный, как «вжиться в роль». (8, с. 346) Задолго до начала представления артист стоит подле зеркала. Мальчик подаёт ему маску и он, осторожно берет её и молча вглядывается в её черты. Незаметно меняется выражение глаз, облик становится иным. Маска «переходит в человека». После этого он медленно и торжественно надевает маску и поворачивается к зеркалу. Нет уже по отдельности человека и маски, теперь они целое» (8, с.345-346.) Из этого следует, что маска отстроняет актера от внешнего мира, способствует его входу в состояния «не-я».

Актер театра «Но» никогда не дотрагивается до лицевой поверхности маски, прикасаясь к ней лишь в том месте, где находятся веревочки, крепящие маску к лицу актера. После спектакля подобным образом маска изгоняется из актера, а далее помещается в специальный футляр до следующего использования. Фактически в любой театральной школе роль «сжигается», после её воплощения. В противоположном случае роль поработит самого исполнителя.

Надевая маску, актер буквально становится ей, являясь проводником героя, передавая не только его эмоции, нравственный и физический образ, но и дух. В его душе должно быть только одно чувство, которое выражено маской.

Только талантливый актер способен оживить маску, трансформировав её статику в действующее лицо. Возможно, это происходит благодаря игре света, изменения ракурса, движения, но есть и другие примеры, где данные факторы не имели места. Немецкий драматург К. Цукмайер в своих воспоминаниях описывает случай произошедший с актером Верне Краусе, когда ритуальная маска на его глазах заплакала, а актер, находящийся в ней, ощутил невыразимую боль. (4, с. 109 -111)

В маске актер театра «Но» почти не видит зала, но и зал не видит его лица. Эти невидимые связи и образуют единое целое спектакля.

Маски театральные

специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Изготовляются из бумаги, папье-маше и других материалов. В античном театре, где представления происходили в огромных амфитеатрах под открытым небом перед многотысячной толпой, М. т. заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения (так, например, на одном профиле маски изображалось страдание, на другом - радость); для усиления голоса актёра М. т. снабжалась изнутри металлическим резонаторами. В римском театре М. т. применялись главным образом в народных импровизированных сценках - ателланах. В Древней Руси и средневековой Европе маски использовались скоморохами и гистрионами. В 16-18 веках М. т. носили комические персонажи итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте). В 17 веке маски начали выходить из употребления. Иногда М. т. применяется в современном театре (например, «Кавказский меловой круг» Брехта, театр «Берлинер ансамбль», ГДР).

Большое распространение М. т. получила в традиционном театре народов Азии (в Индии - народные представления раслила и рамлила, в Индонезии - театр топенг, в Японии - театр ноо, и другие). В театре 20 века часто заменяется маскообразным гримом (представления катхакали в Индии, кабуки в Японии).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Маски театральные" в других словарях:

    У древних греков и римлян М. служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что М. применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних М. до нас не дошло… …

    Или по старинному личины, хари пользовались и пользуютсявесьма широким распространением у самых различных народов, начиная спервобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точкизрения этнологии и истории культуры, в последние 10 15… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (Театральные награды России) премии, вручаемые в области театрального искусства в Российской Федерации. Виды премий Премия «Золотая Маска». Статус Национальная театральная премия. Учредитель Союз театральных деятелей России.… … Википедия

    Ludi scaenici. Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам. В Афинах представления трагедий и … Реальный словарь классических древностей

    Или по старинному “личины”, “хари” пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Театральные маски - Занятые в трагедиях и комедиях актеры носили Т. м. Они изготавливались чаще всего из холе га, которому придавалась с помощью гипса определ. форма, после чего маски раскрашивались, в них делались прорези для глаз и рта, а сверху… … Словарь античности

    И; мн. род. сок, дат. скам; ж. [франц. masque] 1. Специальная накладка с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п., надеваемая на лицо человека. М. медведя. М. кота. Разрисованная м. М. из папье маше. Надеть маску. // Накладка на… … Энциклопедический словарь

    I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

    МАСКА (от рус. мазать), в славянской мифологии (см. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)) первоначально все, что наносилось на лицо (первоначально маски из растений для ухода за кожей лица или разрисованные маски богов). Позже «маской»… … Энциклопедический словарь

    - (франц. masque) 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Литературно-художественные маски: теория и поэтика , С. Г. Исаев. В современном литературоведении понятие маски вновь включается в энциклопедические словари, и к сегодняшнему дню дано терминологическое определение маски. Системное описание масковой…

Е. Сперанский

Для тех, кто увлекается драматическим искусством, занимается в драмкружках, полезно разобраться в этом вопросе. И может быть, разобравшись в нем, некоторые из вас захотят "взять на вооружение" эти очень интересные приемы актерской игры: игры в маске и без заранее выученного текста. Но дело это нелегкое. И чтобы стало понятней, о чем идет речь, мы начнем с самого простого: с простой черной маски...

ПРОСТАЯ ЧЕРНАЯ МАСКА

Вам, конечно, знаком этот лоскуток черной материи с прорезями для глаз, закрывающий верхнюю половину лица. У него есть одно волшебное свойство: надев его на свое лицо, конкретный человек с именем и фамилией временно... исчезает. Да, он превращается как бы в невидимку, в человека без лица, становится "неизвестной личностью".
Простая черная маска... Участница карнавалов, фестивалей, она связана с праздником, с музыкой, танцами, серпантином. Люди давно уже догадались о ее волшебном свойстве. Надев маску, можно встретиться со своим недругом и выведать у него важную тайну. В маске можно сказать своему другу то, что иной раз не скажешь с открытым лицом. В ней всегда есть что-то таинственное, загадочное. "Молчит – таинственна, заговорит – так мило...", – говорится о ней в "Маскараде" у Лермонтова.
В старом, дореволюционном цирке ЧЕРНАЯ МАСКА, бывало, выходила на арену и укладывала на лопатки одного за другим всех борцов.

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!!!

БОРЕТСЯ ЧЕРНАЯ МАСКА! В СЛУЧАЕ СВОЕГО ПОРАЖЕНИЯ ЧЕРНАЯ МАСКА ОТКРОЕТ ЛИЦО И ОБЪЯВИТ СВОЕ ИМЯ!
Хозяин-то цирка знал, кто скрывается под черной маской. Иногда это был самый никудышный борец, страдающий ожирением сердца и одышкой. И вся борьба была сплошным жульничеством. Но публика валом валила на загадочную Черную маску.
Но не всегда простая черная маска была связана с балами, маскарадами и классической борьбой на арене цирка. Она участвовала и в более опасных затеях: разного рода авантюристы, бандиты, наемные убийцы скрывались под ней. Черная маска участвовала в дворцовых интригах, политических заговорах, совершала дворцовые перевороты, останавливала поезда и грабила банки.
И ее волшебное свойство оборачивалось трагически: лилась кровь, сверкали кинжалы, гремели выстрелы...
Вот видите, что в свое время значил этот лоскуток материи, закрывающий верхнюю половину лица. Но самое-то интересное, что не о нем у нас с вами пойдет разговор. Ведь мы повели разговор о "Театре масок". Так вот, в отличие от простой черной маски существует другого типа маска. Назовем ее ТЕАТРАЛЬНОЙ. И она обладает еще более сильным волшебным свойством, чем простая черная маска...

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА

Чем же отличается театральная маска от простой черной маски?
А вот чем: черная маска ничего не изображает, она только превращает человека в невидимку. А театральная маска всегда изображает что-то, она превращает человека в другое существо.
Человек надел маску надел маску Лисы – и превратился в хитрого зверя из басни дедушки Крылова. Надел маску Буратино – и превратился в сказочный образ деревянного человечка из сказки А. Толстого... И это, конечно, куда более сильное и интересное волшебное свойство, чем способность простой черной маски делать из человека невидимку. И люди уже давно догадались об этом свойстве театральной маски и пользовались им с давних времен.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ В ДРЕВНОСТИ

Вы, конечно, бывали в цирке. Так вот, представьте себе помещение цирка, но только во много раз большее и притом без крыши. И скамейки не деревянные, а высеченные из камня. Это и будет амфитеатр, то есть место, где происходили театральные представления древних греков и римлян. Такие амфитеатры вмещали иногда до 40 тысяч зрителей. А знаменитый римский амфитеатр Колизей, развалины которого вы и сейчас можете увидеть в Риме, был рассчитан на 50 тысяч зрителей. Вот и попробуйте играть в таком театре, где зрители задних рядов не увидят ваше лицо и даже не услышат ваш голос...
Для того чтобы быть лучше видимыми, актеры тех времен вставали на котурны – особого рода подставки – и надевали маски. Это были большие, тяжелые маски, сделанные из дерева, нечто вроде водолазных скафандров. И изображали они разные человеческие чувства: гнев, горе, радость, отчаяние. Такая маска, ярко раскрашенная, была видна на очень далекое расстояние. А чтобы актера было слышно, рот маски делался в виде маленького рупора-резонатора. Знаменитые трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида игрались в ТРАГИЧЕСКИХ масках. Комедии Аристофана и Плавта, не менее знаменитые, игрались в масках КОМИЧЕСКИХ.

Иногда по ходу спектакля актеры меняли маску. В одной сцене актер играл в маске ОТЧАЯНИЯ, а потом уходил и в другой сцене приходил в маске ГНЕВА или в маске ГЛУБОКОГО РАЗДУМЬЯ.
Но нам с вами уже не могут понадобиться такого рода маски, изображающие застывшие человеческие чувства. Не нужны нам и резонаторы и котурны, хотя актеры кукольного театра до сих пор пользуются котурнами, чтобы подравнять свой рост к кукольной ширме. Не нужно нам все это потому, что мы не собираемся возрождать театр Древней Греции и Рима и играть для сорока или пятидесяти тысяч зрителей. Нас интересуют не маски ужаса или громоподобного смеха, а маски-характеры, маски-образы. И поэтому мы будем избегать масок, изображающих слишком резко и ярко какое-нибудь чувство, например улыбающихся и плачущих масок; наоборот, мы будем стараться придать нашим маскам нейтральное выражение, чтобы в них можно было играть разные состояния человеческой души. И тогда зрителям будет казаться, что наши маски то улыбаются, то плачут, то хмурятся, то удивляются, – лишь бы правдивые глаза актера сверкали из-под маски...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ КЛОУНОВ И АКТЕРОВ

Найти свою собственную маску считается большой удачей у цирковых клоунов и актеров. Удачно найденная маска иногда переворачивает всю жизнь актера, делает его мировой знаменитостью, приносит ему славу.
Но найти свою маску – это не так просто, как кажется. Прежде всего надо, чтобы все внутренние и внешние качества актера совпали с тем образом, который изображает маска. А самое трудное – это догадаться о самом образе, сыграть такого человека, такой характер, который напоминал бы многих людей сразу, воплощал бы в себе не один характер, а собрал бы отдельные характерные черты многих, то есть, другими словами, чтобы образ маски был образом собирательным или типическим и притом обязательно современным. Только тогда эта маска найдет отклик у большого количества зрителей, станет близкой, любимой маской, над которой народ будет смеяться или плакать. Но такая удача случается редко, может быть, раз в сто или двести лет.
Так случилось с известным актером Чарли Чаплином. Он нашел свою маску, и она стала переходить из фильма в фильм: черные усики, слегка приподнятые как бы в удивлении брови, на голове – котелок, в руках – тросточка... И огромные, не по росту ботинки. Иногда менялись отдельные подробности костюма: скажем, на голове вместо котелка появлялась соломенная шляпа, – но сама маска оставалась всегда одной и той же. Правда, если уж говорить точно, то это была не маска, а собственное лицо Чаплина с приклеенными усиками. Но ведь живое человеческое лицо тоже может порой делаться маской, если оно становится застывшим или малоподвижным, если на нем играет всегда одна и та же улыбка или гримаса.
Еще один такой пример лица-маски. Знаменитый в свое время киноактер Бастер Китон никогда не улыбался... Что бы он ни переживал, в каких бы смешных положениях ни оказывался, он всегда сохранял серьезный вид, а зрители "ревели" от восторга, помирали со смеху. Его "страшно" серьезное лицо стало его маской. Но вот что интересно: маска Бастера Китона забыта, а маска Чаплина живет до сих пор. И это потому, что Чаплин нашел для своей маски типический образ, близкий каждому зрителю, образ маленького смешного человечка, никогда не унывающего, несмотря на то, что жизнь бьет его на каждом шагу. А Бастер Китон играл просто отдельный характер никогда не улыбающегося человека. Образ Чаплина был шире, типичнее.
Но я все это рассказываю совсем не для того, чтобы вы сейчас же бросились искать свою маску. Нет, пусть уж лучше этим трудным делом занимаются профессиональные актеры! Конечно, то, что случается однажды в сто или двести лет, может случиться и с кем-нибудь из вас. Но пока вы учитесь в школе, а театральным искусством занимаетесь потому, что любите театр, а вовсе не потому, что хотите стать мировыми знаменитостями. Даже мечтать об этом – довольно неумное занятие, потому что слава обычно приходит к тем людям, которые о ней совсем не думают. И наоборот, тот, кто о ней думает, чаще всего становится неудачником. Нет, у нас с вами более скромные намерения. И поэтому мы говорим не о такой маске, для которой нужно еще выдумать характер, образ, мы говорим о маске, которая изображает уже существующий, известный зрителям характер, взятый из жизни или из литературы. Но, кроме масок, мы еще хотели с вами разобраться в том, что такое импровизация... Поэтому нам обязательно нужно познакомиться с итальянским "Театром масок", в котором было и то и другое: и маски и импровизация.

ИТАЛЬЯНСКАЯ "КОМЕДИA ДЕЛЬ АРТЕ", ИЛИ "КОМЕДИЯ МАСОК"

Итальянская "Комедия масок", или, как ее еще называют, "Комедиа дель арте", зародилась в далеком прошлом. Но настоящий ее расцвет произошел в XVII веке. Тогда в труппах комедии дель арте стали появляться знаменитые актеры-любимцы народа, – и спектакли масок вытеснили все другие театральные представления.
Что же это были за маски? Ведь мы уже с вами знаем, что театральная маска всегда изображает кого-то. Вот вам несколько масок комедии дель арте:
1. ПАНТАЛОНЕ – венецианский купец. Жадный, глупый старик, всегда попадает в смешное положение. Его грабят, дурачат, а он по глупости своей идет на любой розыгрыш. Его маска – совиный нос, торчащие усы, небольшая бородка, на поясе – кошелек с деньгами.
2. ДОКТОР – сатира на ученого юриста, судью. Болтун и крючкотвор. В черной полумаске, черной мантии, широкополой шляпе.
3. КАПИТАН – карикатура на военного авантюриста, хвастун и трус. Костюм испанский: короткий плащ, шаровары, шляпа с пером. Говорит с испанским акцентом.
Уже по этим трем маскам можно понять, что собой представляла итальянская комедия дель арте. Это было собрание масок, изображавших различных представителей итальянского общества того времени. Причем все они выставлялись в смешном виде, то есть были сатирическими масками. Простой народ хотел смеяться в театре над теми, кто в жизни причинял ему немало горя: купец богател за его счет, ученый юрист доводил его до тюрьмы, а "капитан" грабил и насильничал. (В те времена Италия была оккупирована испанцами, поэтому "капитан" и носил испанский костюм и говорил с испанским акцентом.) Среди масок комедии дель арте были две маски слуг, или, как их тогда называли, ДЗАННИ: это были комические маски, изображавшие ловкого мастера на все руки, лакея и простоватого деревенского парня. Это были уже настоящие клоуны, потешавшие зрителей в интермедиях. Дзанни назывались по-разному: Бригелла, Арлекин, Буратино, Пульчинелла. Им подыгрывали служанки: Смеральдина, Коломбина.
Эти образы-маски стали известны всему миру. Их имена звучали со сцены театров, про них писали стихи поэты, их рисовали художники. Да ведь и вы знаете некоторых из них. Помните Буратино? И помните, что он видит на сцене кукольного театра? Тех же Пьеро, Коломбину, Арлекина.
Кроме масок, комедия дель арте отличалась еще одним очень интересным свойством: ее актеры не учили ролей, а говорили на спектаклях свои собственные слова, те, которые приходили им в голову в момент действия. Они импровизировали.

ЧТО ТАКОЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Моменты импровизации встречаются в жизни на каждом шагу: речь, произнесенная экспромтом; без подготовки, к месту рассказанная шутка... Даже когда ученик у школьной доски объясняет своими словами выученный урок или решает теорему, – это тоже своего рода импровизация...
Итак, итальянские актеры комедии дель арте импровизировали. У них не было ролей, вернее, текста роли. Авторы писали для них не пьесы, разбитые на диалоги и монологи, а сценарии, где только намечали, что должен делать и говорить актер по ходу спектакля. А уж сам актер должен был произносить слова, которые ему подсказывали его фантазия и воображение.
Некоторые из вас могут обрадоваться. Вот хорошо-то! Значит, не надо учить текст, репетировать, а прямо выходи и шпарь свою роль своими словами?!
Вот и неправда!..

О ТРУДНОМ ИСКУССТВЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Да, это заманчивое, увлекательное, но трудное искусство. Оно требует от актера напряжения всех его способностей, памяти, фантазии, воображения. Оно требует точного знания сценария, то есть того, что ты должен говорить и делать на сцене. "Ex nihil – nihil est" – была такая пословица у древних римлян: "Из ничего ничего не бывает".
Так вот, если вы "без ничего" захотите начать импровизировать, у вас ничего и не получится. Вы можете легко это проверить. Возьмите любой рассказ А. П. Чехова, скажем, "Хамелеон" или "Хирургия", или рассказ какого-нибудь современного автора и попробуйте разыграть его в виде сценки, в лицах, своими словами, то есть импровизируя. И вы увидите, как это трудно. Вы будете стоять, раскрыв рот, и ждать, когда вам подскажут...
А что подсказывать-то? Ведь у вашей роли нет слов, автор не написал отдельных реплик для каждого персонажа, как это делается в пьесах... Значит, нужно добиваться, чтобы слова сами рождались у вас в голове и легко сходили с языка.
Значит, нужно очень хорошо знать тот образ, который вы играете: его характер, походку, манеру разговаривать, что он делает в этой сцене, чего он хочет и в каком состоянии он находится. И потом, нужно хорошо знать вашего партнера, уметь общаться с ним, слушать его и отвечать ему. А когда вы все это будете знать, нужно много раз примериться к вашей сценке, попробовать сыграть ее и так и эдак, то есть, короче говоря, нужно работать, репетировать...
И надо вам сказать, что актеры-импровизаторы итальянской "Комедии масок" работали как звери, готовясь выйти на сцену: они репетировали, изобретали разные трюки, придумывали смешные реплики. Конечно, им облегчало дело то, что они играли в масках, а маски представляли собой известные театральные образы, которые переходили из спектакля в спектакль. И все же они работали ничуть не меньше, чем актеры, играющие текст автора. Но каждый труд в конце концов вознаграждается и приносит радость. И вы, конечно, тоже почувствуете радость, когда однажды на одной из репетиций вдруг поймете, что вы можете легко и смело говорить своими словами от лица своей роли.
Это и будет значить, что вы овладели искусством импровизации.

ЧТО И КАК ИГРАТЬ МАСКАМИ, ИМПРОВИЗИРУЯ!

Ну вот мы познакомились с двумя интересными приемами актерской игры: с театром масок и искусством импровизации. И мы уже знаем, что эти два приема актерской игры однажды соединились в блестящем искусстве комедии дель арте. Теперь нам остается подумать, как "взять на вооружение" это искусство, использовать его, скажем, в драмкружке.
Некоторые могут засомневаться: живое человеческое лицо лучше неподвижной маски, а хороший автор лучше "своих слов", отсебятины импровизаторов. Так стоит ли возрождать эти устаревшие приемы комедии дель арте?
Но, во-первых, они никогда не устаревали. Пока люди не разучились шутить, смеяться, фантазировать, будет жить и импровизация. А во-вторых, говоря о масках и импровизации, мы вовсе не хотим упразднить живое лицо актера и хорошую пьесу хорошего автора. Наоборот, мы хотим, чтобы они, эти разные приемы актерской игры: маски, импровизация и живое человеческое лицо, произносящее текст автора, – все это существовало рядом друг с другом, обогащало друг друга.
Потому что у каждого из этих театральных приемов есть свое дело. В пьесе, написанной автором, есть интересный сюжет, тщательно разработанные психологические характеристики действующих лиц. Конечно, такую пьесу бессмысленно играть приемом масок и импровизации. Но оживить политическую карикатуру, инсценировать басню, ввести в драматический спектакль веселые интермедии, живо и остроумно откликнуться на любое событие сегодняшнего дня – это дело масок-импровизаторов, и никто лучше их не сделает этого. Но как это делать?.. Ведь у нас с вами нет еще авторов, пишущих специальные сценарии для актеров-импровизаторов.
Значит, самим придется придумывать темы и сочинять сценарии для своих выступлений.


Герои басен, в сущности, тоже маски. У каждого зверя свой характер. Вот, например, Медведь и Осел (из "Квартета").

Это может взять на себя один из членов вашего драмкружка, у которого есть к этому способности и желание. Либо можно это делать сообща, коллективно, что, конечно, намного веселее.
Вспомним, что мы говорили о театральной маске. Она всегда изображает уже сложившийся характер, образ, известный и зрителям и самим актерам. В такой маске легче импровизировать, потому что актеру уже известна ее биография, или, если хотите, ее внешность, ее повадки. И, сочиняя сценарии, мы должны об этом помнить. И прежде всего должны отобрать ряд известных и нам и зрителям сценических образов, своих старых знакомых. Они и помогут нам сочинить тот или другой сценарий. Таких старых знакомых мы можем найти довольно легко и в жизни и в литературе. Из сегодняшней новости к нам может явиться образ любителя "холодной войны", став героем политического скетча, ожившей карикатурой. Образы могут прийти к вам из басен Крылова. Ведь каждый басенный образ – лиса, медведь, волк, заяц – скрывает в себе какой-нибудь порок или недостаток человеческого характера. Так и просятся в маски образы ленивого ученика, хулигана или "подхалима". Подумайте и о таком сценарии, где бы действовали всем известные литературные или исторические герои, но играли бы они на близкие вам, актуальные темы.

Рисунки О. Зотова.