Современное понимание феномена культура здоровья. А Вы готовы защитить и укрепить свое здоровье? Подключайтесь —


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.Сократ
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»Артур Шопенгауэр
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Группы здоровья учащихся
1
2
3
4
5
1-4 кл.
17
149
58
1
4
5-9 кл.
29
146
44
2
3
10-11 кл.
5
17
25
-
1
Всего
51 10%
312 62%
127 26%
3 0,5%
8 1,5%
Заболевания учащихся
Недостаток массы тела
Анемия
Ожирение
Органы пищеваре-ния
1-4 кл.
0
0
6
18
5-9 кл.
4
2
15
83
10-11 кл.
2
1
1
8
Всего
6
3
22
109 (22%)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья») Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
3).ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
2).СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Элементы, определяющие культуру здоровья:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»Сократ
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.
1.Для учащихся
2.Для учителей и сотрудников школы
3.Для родителей
Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс
Информационно-консультативная работа
Профилактические мероприятия
Информационно-консультативная работа
Участие в создании внутришкольной среды
Профилактика и оздоровление: Регулярное прохождение диспансеризации. Использование материально-технической базы. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс: Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции. Рациональное расписание.
Для учащихся
Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка).
Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:
Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).
Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособнос-ти, использование ТСО, средств наглядности.
Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учёт особенностей данной возрастной группы учащихся; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизиологических особенностей (информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.Добивайся доверия учащихся и береги его.Умей беречь здоровье учащихся и своё.Твоё личное здоровье -пример для учащихся.Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.Не жалуйся родителям учащихся.
Охват питанием
1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 59%5-9 кл. – 50%10-11 кл. – 8%
Закаливающие, здоровьеукрепляющие мероприятия
Спортивные мероприятия
Уроки физкультуры в спортзале
Комплекс упражнений для глаз
Поливитамини-зация
Кислород-ныйкоктейль
Оптимальный температурный режим в помещениях
Прогулкина свежем воздухе
Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе
Регулярные проветривания
Ежедневные гигиенические процедуры
Мероприятия по укреплению здоровья
Кислородный коктейль
Санаторий «Лесная сказка»
Комплекс мероприятий для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе
Прогулки на свежем воздухе(ГПД, лагерь)
Динамические перемены
Занятия спортивных и оздоровительных секций
Проведение Дней здоровья и других физкультурных праздников
Физкультурные паузы во время уроков
Дополнительные часы физкультуры
Мероприятия по увеличениюдвигательной активности.
.
Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть напрвлен:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; - развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); - воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; - формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; - воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; - формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; - развитие умений оказать первую медицинскую помощь; - формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Профилактические мероприятия: Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия
Психотерапевтическая программа: Психологические тренинги Индивидуальные консультацииРазвитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями
Для учителей и сотрудников школы
Информационно-консультативная работа: Тематические семинары и педагогические советы Курсы повышения квалификации
Информационно-консультативная работа: Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Для родителей
Здоровьесберегающее пространство в школе включает:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);внеклассную физкультурно–оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;отслеживание экологического состояния территории школы;организацию питания детей;выполнение СанПиНов;работу с родителями;контроль за перегрузками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.М. Монтень

Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья - это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.

Существуют стратегии управления индивидуальным здоровьем. Их две. Первая - активная, профилактическая. Её цель - беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; её реализация требует знаний и умений, каждодневных усилий, личной ответственности. Эта стратегия опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности, что в понятии культура здоровья. Вторая стратегия - борьба с болезнями. Эта стратегия - пассивная, здесь от человека требуется знать, уметь, действовать; бороться будут врачи.

В начале нового тысячелетия многие научные исследования ориентируются на познании человека во всём богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человекознанием, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности, естественные науки - физические аспекты. С позиции экологии, которая интегрирует гуманитарные и естественно - научные знания, цели изучения человека ориентированны на адекватное саморазвитие - адаптацию к изменяющимся условиям среды.

Приспособляемость биологических видов к среде обитания осуществляется исключительно за счет генетических механизмов. Уникальность человека как биопсихосоциального вида состоит в том, что приспосабливается к среде главным образом за счет так называемых культурных механизмов. В культурной адаптации определяющее значение приобретает такой феномен культуры, как экологическое сознание.

Применительно к собственной личности экологическое сознание проявляется в умении целесообразно управлять поведением. В целом, приспособление проявляется в том или ином качестве здоровья.

Сегодня качество здоровья населения падает. Объективным фактором ухудшения здоровья населения выступает одно из проявлений кризиса личности - утрата ценностного отношения к здоровью.

Управление здоровьем - реальная и позитивная альтернатива в сложившейся ситуации. Известный американский математик, основатель кибернетики Норберт Винер отметил, что мы изменили своё окружение так, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности Физиолога и валеолога, а одна врачебная ставка приходится на 1200 обучающихся, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в несколько лет. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом- психологом. Для общей оценки психоэмоционального здоровья предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. С некоторыми из них вы можете познакомиться в моей работе. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могутзаменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

«САМООЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ»

18 ученикам 8 М класса в возрасте 13-14 лет предлагалось в течение недели заполнять таблицу, в которой надо было отмечать свои показатели состояния здоровья, особенности психосоциальных условий жизни и режима дня. По результатам заполненной таблицы каждый ученик смог оценить свои личные показатели в этих рамках, увидеть недостатки в режиме дня. Систематически выполнили данную работу 12 учеников 7 девочек и 5 мальчиков, их результаты были обобщены.

В результате анализа средних показателей за неделю можно сделать следующие выводы:

Самочувствие - средняя оценка 4,3 (из 7),

Настроение – средняя оценка 3,1 (из 7),

Аппетит – средняя оценка 5,0 (из 7),

Сон – средняя оценка 3,5 (из 7),

Отсутствие болезненных ощущений 4,1 (из 7).

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами учеников являются: сон - поверхностный, не дающий ощущений отдыха, приподнятое настроение как редкое явление, в большинстве случаев только нормальное или подавленное.

Анализ блока особенностей психосоциальных условий жизни позволил сделать следующие выводы:

Отсутствие ссор с друзьями указали 5 человек – 40%, 1-2 раза поссорились за неделю – 3 человека (20%), ссорились больше 3 раз – 4 человека (40%),

Как благоприятный психологический климат в семье расценили все 12 человек - 100%,

Особенности эмоционального состояния получили среднюю оценку 3,9 баллов (из 7), большинство учеников указывает на присутствие отрицательных эмоций в жизни к концу рабочей недели. Многие испытывали тревожность, чувство неудовлетворения.

Анализ особенностей режима дня гимназистов показал, что:

Сон продолжительностью более 8 часов имеют 6 человек, это составляет ровно половину из опрошенных, и 6 человек спят менее 8 часов в сутки,

Гуляют на свежем воздухе 7 человек (51%) и практически не гуляют 5 человек (49%),

Утреннюю зарядку систематически выполняют 3 человека (20%), нерегулярно 5 человек (40%), не выполняют совсем 4 человека (40%),

Смотрят телевизор более 2 часов в день 6 человек _ 50%,

Занимаются спортом регулярно 2 человека – 16%, остальные занимаются время от времени.

Таким образом, главным фактором ухудшения здоровья гимназистов становится не соответствие режима дня гигиеническим требованиям. Можно нарисовать среднестатистический портрет гимназиста. Это ребенок, который мало спит, обладает повышенной раздражительностью, часто ссорится с друзьями, много времени проводит у телевизора, мало гуляет и практически не занимается спортом.

Но не все так плохо, вот, к примеру, выдержка из самоанализа Мальцевой Насти: «Подсчитав результаты и увидев получившуюся сумму баллов, я была приятно удивлена. В тесте по состоянию организма я получила в среднем +5 баллов. Хотя я вижу недочеты: например, я не делаю зарядку по утрам (несмотря на уговоры дедушки), зато я увидела, что аппетит у меня отличный! А в разделе психосоциальных условий жизни я получила +3 балла. Мне было приятно знать, что за прошедшую неделю я не конфликтовала с друзьями и родителями. Значит условия у меня очень даже благоприятные. По режиму дня я получила +2 балла, это значит, мой режим в некоторой степени соответствует гигиеническим требованиям».

« КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».

Ученикам предлагалось пройти тест на определение своего темперамента. До теста учитель рассказал, что такое темперамент, какие виды его бывают, что характерно для каждого вида и что чистые виды темперамента встречаются только у маленьких детей, а взрослые имеют смесь нескольких темпераментов. Потом учитель зачитывал свойства темпераментов, а ученики выбирали наиболее подходящий вариант из этих 4 высказываний. Результаты заносились в таблицу с четырьмя колонками: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Подходящее человеку выражение выставлялось плюсиком в колонке, к которой относился вариант. Было дано по 10 на каждый вид темперамента. Результаты высчитывались в процентах.

Таблица № 1. Типы темпераментов школьников 8 класса (результаты в процентах).

сангвиник холерик меланхолик флегматик

Зачем нужно изучать особенности своей психики? Думаю, что это риторический вопрос. Конечно же, для того, чтобы найти свой стиль деятельности, сферу наиболее удачного приложения своих сил, сориентироваться в выборе будущей профессии. Главное удачно выстраивать свое поведение, для того чтобы сохранить свое психическое здоровье и уберечь окружающих от травм. Научиться понимать других людей, как, например, почему Кирилл очень долго готовиться приступить к работе, а Андрей бесконечно вертится на уроках. Оказывается, очень просто – Кирилл в большей степени обладает качествами флегматика, а Андрей ярко выраженный холерик.

ГЛАВА 3: «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ».

В этой работе ученикам предлагалось оценить факторы, влияющие прямо или косвенно на их здоровье. В исследовании участвовала вся параллель девятых классов. Самооценка ими проводилась по средством выполнения теста, представленного ниже:

ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Тест- анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест - анкеты для мальчиков, из тест - анкеты для девочек исключается вопрос 6.

На вопросы № 1- 10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11- 15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1. Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривлённой спиной.

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

3. У меня есть привычка сутулится.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое- как».

8. Нередко я читаю при плохом освещении лёжа

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?

В) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

В) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

А) безразличие

Б) заинтересованность

В) усталость, утомление

Г) сосредоточенность

Д) волнение, беспокойство

Е) что-то другое

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твоё здоровье?

А) заботятся о моем здоровье

Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания

В) подают хороший пример

Г) подают плохой пример

Д) учат, как беречь здоровье

Е) им безразлично моё здоровье

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твоё здоровье?

А) не оказывает заметного влияния

Б) влияет плохо

В) влияет хорошо

Г) затрудняюсь ответить

Обработка результатов:

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 – за «а», «в», «г»; по 14- за «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов:

Благополучные результаты - не более 6 баллов. «Зона риска»- более 12 баллов.

Все полученные результаты были обработаны и сведены в единую таблицу.

Таблица № 2. ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ

ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Баллы 1 2 3

Доля в 33. 8 66. 2 0

Вывод: 33,8 % школьников показали благополучные результаты, 66,2 % близки к норме, 0% входят в зону риска.

ГЛАВА 4: «САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

Цель микроисследования на эту тему заключалась в том, чтобы ученики смогли определить уровень своей тревожности и, если он повышен или понижен, принять меры для введения его в норму. Эта работа проводилась с учениками параллели девятых классов по следующей методике:

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КОНДАША.

Предназначена для учащихся 7-ого и более старших классов.

Инструкции учащемуся:

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

0- ситуация не волнует;

1- ситуация волнует незначительно;

2- ситуация достаточно волнует; ситуация очень сильно волнует.

Ситуации:

1. Ответ у доски

2. Разговор с директором (завучем) школы

3. Учитель решает, кого спросить

4. Тебя критикуют и в чем- то упрекают взрослые.

5. Выполнение контрольной работы

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Непонимание объяснений учителя.

11. Неожиданный вопрос учителя.

12. Не получается домашнее задание.

13. Принятие важного, ответственного решения.

14. Тебя критикую товарищи, одноклассники.

Оценка результата:

До 20 баллов- низкий уровень тревожности;

20-30 баллов- средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.

Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.

После того как школьники узнали свой уровень тревожности и получили необходимые рекомендации, результаты были обобщены и сведены в представленную таблицу:

Таблица № 3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Баллы до 20 20- 30 более 30

9А 52. 9%- 9 47. 1%- 8 0%- 0

9Б 28. 6%- 10 71. 4%- 4 0%- 0

9В 55. 6%- 10 44. 4%- 8 0%- 0

9М 20%- 4 175%- 5 5%- 1

Итого: 33 чел. 35 чел. 1 чел.

Доля в 47. 7 50. 7 1. 5

Вывод:47. 7% входят в группу с низким уровнем тревожности;

50. 7% - средний уровень;

1. 5% - высокий уровень.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ представленных моими одноклассниками работ показал, что выполнение исследований, ориентированных на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работ школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в обсуждении их результатов, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В процессе деятельности происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Я сделала такие выводы во время обработки результатов всех исследовательских работ, которые преследовали цель научить учеников смотреть на окружающую среду и на себя, на своё здоровье и на свой образ жизни со стороны. И эти цели отчасти были достигнуты. Заполняя таблицу «Самооценка психосоциальных условий жизни» ребята увидели свои проблемы в режиме дня, здоровье. Выполняя шуточный тест на определение биологического возраста, они задумались о состоянии своего физического здоровья, определяя темперамент, они узнали свои недостатки и способы борьбы с ними, что помогло им увидеть себя со стороны. Изучая воду и рацион питания, школьники увидели воочию проблемы окружающей среды и питания. Познавая культуру использования лекарственных средств, ученики научились многому, что пригодится в жизни, даже если они не станут врачами.

Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т. е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья - это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты и т. д. сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.

- 28.92 Кб

Что такое культура здоровья?

Определение культуры здоровья, уровня здоровья

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

Как формируется культура здоровья

Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Социальные и культурные;

Педагогические факторы;

Медико-физиологические факторы.

Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).

Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.

Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.

Определение понятия оздоровления

Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. Причиной этому может служить, например, в Западных странах - возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. В России острота проблемы выражается в прогрессирующем уменьшении численности населения, в основном за счет снижения рождаемости. Однако большой вклад вносит и смертность трудоспособного населения, вследствие снижения резервных возможностей социально-психологических и физиологических механизмов адаптации. В такой ситуации становится очевидной необходимость изменения подхода к здравоохранению, смены паталогоцентрической модели здравоохранения (в центре внимания которой находится больной) на здоровьецентрическую модель (в центре внимания - здоровый). Таким образом, необходимо выбирать тактику, направленную не только на лечение болезней, но и, в большей степени, на их профилактику, то есть - оздоровление.

Под оздоровлением в этом случае понимается повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека для предупреждения заболеваний и улучшения качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности, или имеющих функциональные (преморбидные) расстройства здоровья (Разумов А.Н., 1996).

Именно на таком фундаменте возникла концепция «Сохранения здоровья здоровых» в ее основе лежит не просто пофилактика болезней, сколько охрана и восстановление здоровья человека, особенно здорового. Возникновение этой концепции обусловило даже развитие новой отрасли здравоохранения – восстановительной медицины.

В настоящее время под восстановительной медициной понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни на этапах ремиссии (Разумов А.Н., Ромашин О.В., 2002).

Таким образом, приоритет отдается сохранению и восстановлению здоровья здоровых или практически здоровых людей и реабилитации больных и инвалидов, то есть оздоровлению человека. В восстановительной медицине используются как современные методики оздоровления, так и традиционные, которые применялись человечеством на протяжении тысячелетий.

Отличия оздоровления от лечения

Важно подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на предотвращение заболеваний, тогда как современная медицина все еще ориентирована на терапевтическую тактику.

Лечение (терапия) – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление уже утерянного здоровья. Если лечение (исцеление) есть «восстановление утраченной целостности», то оздоровление следует рассматривать как систематическое обеспечение этой целостности. Человек нуждается в лечении, в случае, когда произошел «срыв адаптации». Оздоровительные же методики направлены на увеличение адаптационных резервов организма и, тем самым, отменяют необходимость в лечебных мероприятиях, либо снижают вероятность потребности в них.

Историческая эволюция оздоровления

Период становления. Понятие об оздоровлении не является статическим, напротив, оно постоянно изменяется и развивается. На заре человеческого развития понятия об оздоровлении, как таковом, не было. Это объясняется тем, что человек жил в тесной взаимосвязи с природой и подвергался ее воздействию. На человека воздействовали факторы окружающей среды, что постоянно поддерживало адаптационные механизмы. Кроме того, первобытный человек из поколения в поколение вырабатывал способы, формирующие и поддерживающие адаптационные механизмы. Эти способы не являлись специальными мероприятиями, а были неотъемлемой частью образа жизни. Они были закреплены на уровне родовых обычаев, религиозных обрядов и ритуалов. Например, уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. Важно отметить, что в таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. В этот период понятия здоровья и болезни также не выделялись. Но наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Например, эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием; у древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.

Античность. В эпоху античности уже оформилось понятие здоровья, которое означало внутреннюю согласованность, гармонию всех элементов человеческой природы. Оздоровление также не являлось отдельной системой. Человек, заботящийся о своем здоровье (физическом, психическом, духовном, а также социальном) должен был вести умеренный образ жизни, быть уравновешенным и постоянно самосовершенствоваться. Ответственность за сохранение здоровья возлагалась на самого человека. С целью оздоровления применялись очистительные ритуалы как телесные, так и духовные (катартика), философия и «работа над собой». Культура здоровья закладывалась также на этапе образования, которое было построено на принципах гармонии, например сочетание гимнастики и музыки.

В восточных философских системах под оздоровлением в большей мере понимаются различные духовные практики, где системы физических упражнений были лишь начальным этапом работы с сознанием. На оздоровление, опять-таки, не выделялось как система, оно не было целью воинских, ни духовных школ. Оздоровительный эффект мог достигаться автоматически, когда человек ступал на путь занятий йогой, у-шу, дзен и т.д.

Оздоровление в современном обществе. Необходимость в выделении оздоровления как системы возникла, на наш взгляд, тогда, когда цивилизация пошла по пути отрыва человека от природы. Мощь человека, вооружившегося современной техникой, противопоставившего себя природе, обернулась против него самого. Техногенная революция привела к тому, что образ жизни современного человека радикально изменился, по сравнению с его предками. Однако, генетическая информация (геном) человека не подвержен столь быстрым изменениям, как окружающая среда. Организм человека оказывается неприспособленным к современному образу и темпам жизни, отсюда берут истоки «эпидемии современности»: метаболический синдром, ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, СД II типа. Именно поэтому современный человек нуждается в специальных оздоровительных мероприятиях, или применении систем оздоровления. Оздоровительные системы, таким образом, должны воздействовать на все компоненты здоровья человека:

душевное состояние;

физическое состояние;

социальное здоровье (опосредованно через душевное и физическое здоровье).

Оздоровление как образ жизни

Таким образом, становится очевидным, что оздоровление современного человека возможно только благодаря изменению его образа жизни. Нельзя, конечно отрицать огромное влияние на состояние здоровья людей таких внешних факторов, как окружающая среда, культурная среда, состояние службы здравоохранения и т.д. Но ведущая роль среди множества этих факторов принадлежит все же образу жизни, совокупное влияние которого на здоровье достигает в среднем 50% (Данные официального сайта WHO).

Описание работы

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Ю. В. Хмелевский

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

Где же хранится этот опыт и откуда его можно взять? К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем. По сообщению нашего министра здравоохранения современная медицина отводит проблемам здоровья всего 10%, т.е. человек брошен на произвол судьбы. И, не удивительно, что, не смотря на постоянно строящиеся новые больницы, диагностические комплексы, оснащенные самой современной аппаратурой, постоянно пополняющиеся поколения новых, мощных лекарственных средств, продолжительность жизни человека с каждым годом все сокращается и болезней не становится меньше, а появляются совершенно новые о которых человечество раньше и не слышало. Уже сейчас в нашей стране рождается всего 4% здоровых детей, а здоровье остальных уже подорвано. Занятия современными видами спорта так же не могу обеспечить полноценного здоровья. Профессиональные и олимпийские виды спорта практически калечат человека, делая из него инвалидов уже в зрелом возрасте.

И так, мы опять вернулись к нашему вопросу, где и каким образом молодому человеку овладеть этой недостающей, но очень важной составной частью общей культуры. А ответ находится рядом. Мировая традиционная медицина давно накопила эти знания и, несмотря ни на что, бережно хранит их, передовая следующим поколениям в виде устных или письменных источников.

Сейчас, на прилавках книжных магазинов, можно встретить литературу относящуюся к здоровью. Как правило. вся эта литература связана с использованием знаний традиционных медицин Китая, Тибета, Индии, Японии и других стран для оздоровления российского человека. И, безусловно, у себя на родине этот опыт работает очень эффективно, но он совершенно не адаптирован к нашей стране, нашим людям, нашему образу жизни. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только незначительный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя). Самостоятельное овладения этими упражнениями может привести к многочисленным ошибкам при их выполнении и кроме вреда ничего не даст вашему здоровью. То же самое относится и к биологически активным точкам (китайским точкам). Широко и эффективно применяемые в азиатских странах как элемент целостной оздоровительной системы, у нас до сих пор они вызывают настороженность или недоверие врачей. Хотя на востоке это только маленький элемент культуры здоровья со своим образом жизни, питанием, физическими упражнениями и философией.

Какой же выход? Мы предлагаем для сохранения и укрепления здоровья использовать обобщенный опыт мировой традиционной медицины адаптированный к нашим условиям. Для этого рекомендуем познакомиться с книгой “Здоровьеведение” . Тезисно перечислим основные элементы технологии здоровья, описанной в этой книге.

Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

Начинать надо со знания самого себя. Определите свой темперамент, так как с ним будут связаны все дальнейшие советы и рекомендации по сохранению и укреплению вашего здоровья. Для этого в книге даются несколько методик.

Определение культуры здоровья, уровня здоровья
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.
Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.
Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.
Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимоподчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.
Как формируется культура здоровья
Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующиефакторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Социальные и культурные;
Педагогические факторы;
Медико-физиологические факторы.
Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).

Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.
Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.

Определение понятия оздоровления
Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. Причиной этому может служить, например, в Западных странах - возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. В России острота проблемы выражается в прогрессирующем уменьшении численности населения, в основном за счет снижения рождаемости. Однако большой вклад вносит и смертность трудоспособного населения, вследствие снижения резервных возможностей социально-психологических и физиологических механизмов адаптации. В такой ситуации становится очевидной необходимость изменения подхода к здравоохранению, смены паталогоцентрической модели здравоохранения (в центре внимания которой находится больной) на здоровьецентрическую модель (в центре внимания - здоровый). Таким образом, необходимо выбирать тактику, направленную не только на лечение болезней, но и, в большей степени, на их профилактику, то есть - оздоровление.

Под оздоровлением в этом случае понимается повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека для предупреждения заболеваний и улучшения качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности, или имеющих функциональные (преморбидные) расстройства здоровья (Разумов А.Н., 1996).
Именно на таком фундаменте возникла концепция «Сохранения здоровья здоровых» в ее основе лежит не просто пофилактика болезней, сколько охрана и восстановление здоровья человека, особенно здорового. Возникновение этой концепции обусловило даже развитие новой отрасли здравоохранения - восстановительной медицины.

В настоящее время под восстановительной медициной понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни на этапах ремиссии (Разумов А.Н., Ромашин О.В., 2002).
Таким образом, приоритет отдается сохранению и восстановлению здоровья здоровых или практически здоровых людей и реабилитации больных и инвалидов, то есть оздоровлению человека. В восстановительной медицине используются как современные методики оздоровления, так и традиционные, которые применялись человечеством на протяжении тысячелетий.

Отличия оздоровления от лечения
Важно подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на предотвращение заболеваний, тогда как современная медицина все еще ориентирована на терапевтическую тактику.
Лечение (терапия) - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление уже утерянного здоровья. Если лечение (исцеление) есть «восстановление утраченной целостности», то оздоровление следует рассматривать как систематическое обеспечение этой целостности. Человек нуждается в лечении, в случае, когда произошел «срыв адаптации». Оздоровительные же методики направлены на увеличение адаптационных резервов организма и, тем самым, отменяют необходимость в лечебных мероприятиях, либо снижают вероятность потребности в них.

Историческая эволюция оздоровления

Период становления. Понятие об оздоровлении не является статическим, напротив, оно постоянно изменяется и развивается. На заре человеческого развития понятия об оздоровлении, как таковом, не было. Это объясняется тем, что человек жил в тесной взаимосвязи с природой и подвергался ее воздействию. На человека воздействовали факторы окружающей среды, что постоянно поддерживало адаптационные механизмы. Кроме того, первобытный человек из поколения в поколение вырабатывал способы, формирующие и поддерживающие адаптационные механизмы. Эти способы не являлись специальными мероприятиями, а были неотъемлемой частью образа жизни. Они были закреплены на уровне родовых обычаев, религиозных обрядов и ритуалов. Например, уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. Важно отметить, что в таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. В этот период понятия здоровья и болезни также не выделялись. Но наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Например, эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием; у древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.

Античность. В эпоху античности уже оформилось понятие здоровья, которое означало внутреннюю согласованность, гармонию всех элементов человеческой природы. Оздоровление также не являлось отдельной системой. Человек, заботящийся о своем здоровье (физическом, психическом, духовном, а также социальном) должен был вести умеренных образ жизни, быть уравновешенным и постоянно самосовершенствоваться. Ответственность за сохранение здоровья возлагалась на самого человека. С целью оздоровления применялись очистительные ритуалы как телесные, так и духовные (катартика), философия и «работа над собой». Культура здоровья закладывалась также на этапе образования, которое было построено на принципах гармонии, например сочетание гимнастики и музыки.

В восточных философских системах под оздоровлением в большей мере понимаются различные духовные практики, где системы физических упражнений были лишь начальным этапом работы с сознанием. На оздоровление, опять таки, не выделялось как система, оно не было целью воинских, ни духовных школ. Оздоровительный эффект мог достигаться автоматически, когда человек ступал на путь занятий йогой, у-шу, дзен и т.д.

Оздоровление в современном обществе. Необходимость в выделении оздоровления как системы возникла, на наш взгляд, тогда, когда цивилизация пошла по пути отрыва человека от природы. Мощь человека, вооружившегося современной техникой, противопоставившего себя природе, обернулась против него самого. Техногенная революция привела к тому, что образ жизни современного человека радикально изменился, по сравнению с его предками. Однако, генетическая информация (геном) человека не подвержен столь быстрым изменениям, как окружающая среда. Организм человека оказывается неприспособленным к современному образу и темпам жизни, отсюда берут истоки «эпидемии современности»: метаболический синдром, ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, СД II типа. Именно поэтому современный человек нуждается в специальных оздоровительных мероприятиях, или применении систем оздоровления. Оздоровительные системы, таким образом, должны воздействовать на все компоненты здоровья человека:

Душевное состояние;
физическое состояние;
социальное здоровье (опосредованно через душевное и физическое здоровье).
Оздоровление как образ жизни
Таким образом, становится очевидным, что оздоровление современного человека возможно только благодаря изменению его образа жизни. Нельзя, конечно отрицать огромное влияние на состояние здоровья людей таких внешних факторов, как окружающая среда, культурная среда, состояние службы здравоохранения и т.д. Но ведущая роль среди множества этих факторов принадлежит все же образу жизни, совокупное влияние которого на здоровье достигает в среднем 50 проц. (Данные официального сайта WHO).

Целью здорового образа жизни, по мнению ВОЗ, является уменьшение риска развития серьезных заболеваний или преждевременной смерти. Хотя понятие здоровья не сводится только к предотвращению болезней, и другими его компонентами являются психическое и социальное благополучие, но физическое здоровье помогает наслаждаться в большей мере и большими аспектами жизни.

Основными факторами образа жизни, влияющими на здоровье человека, являются:

Физическая активность,
питание,
также вредные привычки,
стресс.
1) Физическая активность. По данным ВОЗ (Active living. WHO, 1997), физическая активность способствует физическому, психическому и социальному здоровью и улучшает качество жизни людей всех возрастов. Физическую активность следует рассматривать как непременный элемент профилактики хронических болезней, а также основу здорового образа жизни. Так, по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни, у физически активных людей (Vuori I.M., 1995):

На 50 проц. ниже риск умереть от ИБС и инсульта;
на 30 проц. ниже риск гипертензии, на 30-50 проц. - перелома бедра;
на 40-50 проц. ниже риск развития рака ободочной кишки, на 20-60 проц. - СД II типа;
на 50 проц. ниже вероятность стать тучными;
на 25-50 проц. ниже угроза развития функциональных ограничений в более поздний период жизни;
на 50 проц. медленнее уменьшение аэробной емкости (которое происходит с возрастом), благодаря чему выигрывается 20 лет самостоятельной жизни.
2) Питание. В «Докладе о состоянии здравоохранения в мире 2000» Всемирной Организации Здравоохранения приведены данные о вкладе питания в развитие заболеваний. Так, на долю плохого питания приходится 4,6 проц. от общего числа потерянных лет здоровой жизни (DALYs). В 2000 году было потеряно 136 млн. лет здоровой жизни, при этом важнейшие пищевые факторы явились причиной потери более 56 млн. лет здоровой жизни, а в потере еще 52 млн. лет определенную роль играли другие факторы, связанные с питанием. Полученные данные объясняются тем, что пищевые факторы лежат в основе факторов риска развития гипертонии, увеличения содержание холестерина в крови, избыточной масса тела, ожирения. В настоящее время уже доказана связь пищевых факторов, а особенно наизкого потребления фруктов и овощей, с развитием сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

3) Вредные привычки. По данным «Доклада о состоянии здравоохранения в Европе» (2002) важными факторами образа жизни, влияющими на здоровье являются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и курение табака). Сообщается, что общее количество смертей, связанных с потреблением табачных изделий, составляет порядка 1,2 млн. (14 проц. от всех смертей). По данным Европейского региона, на потребление спиртных напитков приходится 9 проц. от суммарного бремени болезней, что обуславливает, наряду с другими факторами риска, развитие цирроза печени, гипертонии, болезней сердца, инсульта, панкреатита и злокачественных новообразований глотки, гортани, пищевода, желудка, печени и прямой кишки (Jha Р. & Chaloupka F.J., 2000).

За счет прекращения курения, пересмотра рациона питания и увеличения уровня физической активности можно предупредить, например, не менее 75 проц. ИБС (Stamler J., et al., 1999; Magnus P. & Beaglehole R., 2001).

4) Стресс. Проведенные недавно исследования показывают, что стресс связан с большей склонностью к ИБС (Bjorntorp P., 2001). Следовательно, в понятие здоровый образ жизни должны включаться методы ограничения (ослабления, элиминации) стресса, то есть психотерапевтические системы оздоровления.

Подведем итоги сказанному:

Оздоровительные методики направлены на поддержание состояния здоровья человека, что обеспечивается за счет увеличение функциональных резервов организма.
Любая оздоровительная система является интегративной, так как воздействует на все компоненты здоровья человека: духовный, физический и, опосредованно, на социальное здоровье.
Культура здоровья также комплексное понятие, которое включает знания о факторах, благоприятствующих здоровью, и грамотное применение в жизни принципов оздоровления. Культура здоровья формируется под влиянием культурных, социальных, экономических факторов, но наиболее важное влияние оказывает система образования.
Сохранить и продлить здоровую жизнь возможно только благодаря здоровому образу жизни, который подразумевает рациональные физическую активность и питание, контроль над стрессом, исключени е вредных привычек, а также применение оздоровиткльных методик. При этом выжны систематичность оздоровительных мероприятий, а также мотивация для соблюдения требований здорового образа жизни.