Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей. Тесты для определения уровня физического развития воспитанников доу

Тестирование физических качеств

Рис. 2.22. Замкнутая диаграмма

ет располагать равномерно внутри круга: 360°/6 = 60°, т.е. углы между радиусами равны 60°.

Каждый радиус представляет собой координационную ось со­ответствующего измерения. Оси можно именовать: быстрота, сила, ловкость и т.п. или 1, 2, 3 и т.д. Можно не указывать наименова­ние оси и оценивать измерения по масштабным единицам. Каж­дая ось (радиус) снабжается подходящим масштабом, так чтобы в целом графическое изображение было наглядным. Затем на каж­дой оси откладываются исходные данные. Так, для примера 2.54 на рис. 2.22 приведены 6 радиусов-осей для 6 измерений.

Отмеченные точки соединяются между собой отрезками пря­мых: для мальчиков отрезки проведены сплошной линией, для девочек - пунктирной. Последнее измерение соединяется с пер­вым так, чтобы диаграмма имела замкнутый вид. Такие диаграммы лучше других позволяют сравнить многопараметрические данные.

Например, на рис. 2.22 видно, что девочки значительно гибче мальчиков, но уступают им в других физических качествах.

Секторная диаграмма используется в тех случаях, когда необ­ходимо представить нечто целое, состоящее из отдельных частей. Целое в данном случае составляет 100 %, а отдельные его части - соответствующее число процентов.

Изображают круг, который служит координационным полем и составляет 100 %. Он может соответствовать либо общему углу,

125 равному 360°, либо длине окружности, определяющейся через ра­диус круга г:

L = 2пг,

где L - длина окружности; г - радиус круга.

Пример 2.55. В табл. 2.88 представлен учебный материал по физической культуре для юношей XI класса средней школы на I четверть. Постройте секторную диаграмму.

«Тестирование физических качеств учащихся основной школы»

Виноградова Юлия Валерьевна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы

Саратовской области»

Оглавление

Введение

Глава 1. Представления о теории тестов физической подготовленности

1.1

1.2

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

Глава 3. Методы и процедуры измерения двигательных способностей

3.1. Методика проведения тестирования физических качеств

3.2. Общие указания по методике тестирования

3.3. Сравнительный анализ учащихся 7а и 7б классов

Выводы

Список литературы

Введение

Актуальность. Проблема тестирования физической подготовленности человека – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия здесь накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; обусловленность результатов тестирования разными факторами; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей; программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 11 до 15 лет, принятые в Российской Федерации, в других странах СНГ и во многих зарубежных странах.

Тестирование двигательных качеств школьников является одним из наиболее важных и основных методов педагогического контроля.

Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно:

    сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах;

    проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

    осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

    выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

    наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

    научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

    стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

    знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время;

    стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

В данной работе мы будем опираться на те тесты, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательной школы» подготовленные В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном.

Цель исследования: обосновать методику тестирования физических качеств учащихся основной школы.

Гипотеза исследования: использование тестирования является точным, информативным методом определения развития физических качеств.

Объект исследования: тестирование как метод педагогического контроля.

Предмет исследования: тестирование качеств учащихся.

Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

1.1 Краткие исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей

Измерениями двигательных достижений человека люди интересуются с давних пор. Первые сведения об измерении расстояния, на которое совершали прыжки в длину, относятся к 664 г. до н. э. На XXIX Олимпийских играх древности в Олимпии Хионис из Спарты прыгнул на расстояние в 52 стопы, что равно примерно 16,66 м. Ясно, что здесь идет речь о неоднократном прыжке.

Известно, что один из родоначальников физического воспитания - Гутс-Мутс (J . Ch . F . Guts - Muts , 1759-1839) измерял моторные достижения своих учеников и осуществлял точные записи их результатов. А за улучшение достижений награждал их «премиями» - дубовыми венками (G . Sorm , 1977). В тридцатые годы XIX в. Эйселен (Е. Eiselen ), сотрудник известного немецкого педагога Яна (F . L . Yahn ), на основании выполненных измерений составил таблицу для определения достижений в прыжках. Как видно, она содержит три градации (табл. 1).

Таблица 1. - Результаты в прыжках (в см) мужчин (источник: К. Mekota , P . Blahus , 1983)

Заметим, что уже в середине XIX в. в Германии при определении длины или высоты прыжка рекомендовали учитывать параметры тела.

Точные измерения спортивных достижений, в том числе рекордных, ведутся с середины XIX в., а регулярно - с 1896 г., с Олимпийских игр современности.

Достаточно давно люди пытаются измерить и силовые способности. Первая любопытная информация по этому поводу относится к 1741 г., когда, используя простые приборы, удалось измерить силу борца Томаса Тофама. Он поднял вес, масса которого превышала 830 кг (G . Sorm , 1977). Силовые возможности учеников измеряли уже Гутс-Мутс и Ян, используя для этого простые силомеры. А вот первый динамометр, прародитель современного динамометра, сконструировал Райнигер во Франции в 1807 г. В практике физического воспитания учащихся гимназии в Париже его применил Ф. Аморос (F . Amoros ) в 1821 г. В XIX в. для измерения силы использовали также поднимание туловища в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание тяжестей.

Предвестниками современных батарей тестов для определения физической подготовленности являются спортивно-гимнастические многоборья. В качестве первого выделяют античное пятиборье, введенное в практику на XVIII Олимпийских играх древности в 708 г. до н. э. В его состав входило метание диска, копья, прыжок, бег и борьба. Десятиборье, которое мы знаем, впервые было включено в программу соревнований на III Олимпийских играх (Сент-Луис, США, 1904), а современное пятиборье - на V Олимпийских играх (Стокгольм, Швеция, 1912). Состав упражнений в этих конкуренциях гетерогенен; спортсмену нужно проявить подготовленность в разных дисциплинах. Итак, он должен быть разносторонне физически подготовлен.

Вероятно, с учетом этой идеи примерно в эти же сроки (начало XX в.) для детей, молодежи и взрослых ввели в практику комплексы упражнений, всесторонне определяющие физическую подготовленность человека. Впервые такие комплексные испытания были введены в Швеции (1906), затем в Германии (1913) и еще позднее - в Австрии и СССР (России) - комплекс «Готов к труду и обороне» (1931).

XIX - начале XX в. В частности, Д. Саржент (D . A . Sargent ) ввел в практику Гарвардского университета «силовой тест», который, кроме динамометрии и спирометрии, включал в себя отжимание рук в упоре, поднимание и опускание туловища. Уже с 1890 г. этот тест стал использоваться в 15 университетах США. Француз Г.Хеберт (G . Hebert ) создал тест, публикация о котором появилась в 1911 г. В его состав входит 12 двигательных заданий: бег на разные дистанции, прыжок с места и с разбега, бросок, многократное поднимание 40-килограммового снаряда (веса), плавание и ныряние.

Кратко остановимся еще на источниках информации, в которых рассматриваются результаты научных исследований врачей и психологов. Исследования врачей вплоть до конца XIX в. были ориентированы чаще всего на изменение внешних морфологических данных, а также на идентификацию асимметрии. Используемая в этих целях антропометрия шла в ногу с применением динамометрии. Так, бельгийский врач А. Кветелет (A . Quetelet ), проведя обширные исследования, в 1838 г. опубликовал работу, согласно которой средние результаты становой силы (позвоночника) 25-летних женщин и мужчин равны соответственно 53 и 82 кг. В 1884 г. итальянец А. Моссо (A . Mosso ) исследовал мышечную выносливость. Для этого он применил эргограф, который позволил ему наблюдать развитие утомления при многократном сгибании пальца.

Современная эргометрия берет свое начало с 1707 г. Тогда уже был создан прибор, позволявший измерить пульс в минуту. Прототип сегодняшнего эргометра сконструировал Хирн (G . A . Him ) в 1858 г. Циклоэргометры и беговые дорожки были созданы позднее, в 1889-1913 гг.

В конце XIX - начале XX в. начинаются систематические исследования психологов. Изучается время реакции, разрабатываются тесты для определения координации движений и ритма. Понятие «время реакции» ввел в науку австрийский физиолог С. Экс-нер (S . Ехпег) в 1873 г. Ученики основателя экспериментальной психологии В. Вундта (W . Wundt ) в созданной в 1879 г. лаборатории в Лейпциге провели обширные измерения времени простой и сложной реакций. Первые испытания координации движений включали в себя теппинг и разные виды прицеливания. Одной из первых попыток изучения прицеливания является тест X . Френкеля (Н. S . Frenkel ), предложенный им в 1900 г. Суть его состояла в том, чтобы удерживать указательный палец во всякого рода отверстиях, кольцах и т. п. Это прототип современных тестов «на статический и динамический тремор».

Пытаясь определить музыкальный талант, в 1915 г. Сишор (С. Е. Seashore ) исследовал способность к ритму.

Теория тестирования ведет свой отсчет, однако, с конца XIX - начала XX в. Именно тогда были заложены основы математической статистики, без которой современная теория тестов обойтись не может. На этом пути несомненные заслуги принадлежат генетику и антропологу Ф. Гальтону (F . Galton ), математикам Пирсону (Pearson ) и У. Йоле ( U . Youle ), математику-психологу Спирмену (С. Spearman ). Именно эти ученые создали новую ветвь биологии - биометрию, в основе которой измерения и статистические методы, такие, как корреляция, регрессия и др. Созданный Пирсоном (1901) и Спирменом (1904) сложный математико-статический метод - факторный анализ - позволил английскому ученому Барту (С. Burt ) применить его в 1925 г. к анализу результатов моторных тестов учащихся лондонских школ. В результате были идентифицированы такие физические способности, как сила, быстрота, ловкость и выносливость. Выделился также фактор, названный «общая физическая подготовленность». Несколько позднее вышла в свет одна из наиболее известных работ американского ученого Мак Клоя (С.Н. McCloy , 1934)- «Измерение общих двигательных способностей». К началу 40-х гг. ученые приходят к выводу о сложной структуре двигательных способностей человека. Используя разные моторные тесты в сочетании с применением параллельно разрабатываемых математических моделей (одно- и многофакторный анализ), в теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости.

Двигательные тесты в бывшем СССР были использованы для разработки контрольных нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (1931). Известен тест двигательных способностей (главным образом координации движений), который для детей и молодежи предложил Н. И. Озерецкий (1923). Работы по измерению двигательных способностей детей, молодежи примерно в эти же сроки появились в Германии, Польше, Чехословакии и других странах.

Значительные успехи в развитии теории тестирования физической подготовленности человека приходятся на конец 50-х и 60-е гг. XX в. Основоположником этой теории, вероятнее всего, является американец Мак Клой, выпустивший в соавторстве с М. Юнгом (М. D . Young ) в 1954 г. монографию «Тесты и измерение в здравоохранении и физическом воспитании», на которую впоследствии опирались многие авторы подобных работ.

Большое теоретическое значение имела и до сих пор имеет книга «Структура и измерение физических способностей» известного американского исследователя Е.А. Флейшмана (1964). В книге не только отражены теоретические и методологические вопросы проблемы тестирования данных способностей, но и изложены конкретные результаты, варианты подходов, исследования надежности, информативности (валидности) тестов, а также представлен важный фактический материал по факторной структуре двигательных тестов различных двигательных способностей.

Большое значение для теории тестирования физических способностей имеют книги В.М. Зациорского «Физические качества спортсмена» (1966) и «Кибернетика, математика, спорт» (1969).

Краткие исторические сведения по тестированию физической подготовленности в бывшем СССР можно найти в публикациях Е.Я. Бондаревского, В. В. Кудрявцева, Ю.И. Сбруева, В.Г. Панаева, Б.Г. Фадеева, П.А. Виноградова и др.

Условно можно выделить три этапа тестирования в СССР (России):

1-й этап - 1920-1940 гг.- период массовых обследований с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности, появление на этой основе нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».

2-й этап - 1946-1960 гг.- изучение двигательной подготовленности в зависимости от морфофункциональных особенностей с целью создания предпосылок для научно-теоретического обоснования их взаимосвязи.

3-й этап - с 1961 г. по настоящее время - период комплексных исследований физического состояния населения в зависимости от климатогеографических особенностей регионов страны.

Исследования, выполненные в этот период, показывают, что показатели физического развития и двигательной подготовленности людей, проживающих в различных регионах страны, обусловлены влиянием биологических, климатогеографических, социально-экономических и других как постоянных, так и переменных факторов. По разработанной единой комплексной программе, состоящей из четырех разделов (физическая подготовленность, физическое развитие, функциональное состояние основных систем организма, социологическая информация), в 1981 г. было проведено комплексное обследование физического состояния населения разного возраста и пола различных регионов СССР.

Несколько позже наши специалисты отметили, что уже более 100 лет изучается уровень физического развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое число работ в этом направлении, провести глубокий и всесторонний анализ полученных данных не представляется возможным, так как исследования проводились с различными контингентами, в разные сезонные периоды, с использованием различных методик, программ тестирования и математико-статистической обработки полученной информации.

В этой связи основной упор был сделан на разработку методологии и организации унифицированной системы сбора данных с учетом метрологических и методических требований и создание банка данных на ЭВМ.

В середине 80-х гг. прошлого века было проведено массовое всесоюзное обследование около 200000 человек от 6 до 60 лет, которое подтвердило выводы предыдущего исследования.

С самого начала возникновения научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:

    какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретной двигательной (физической) способности и уровня физической подготовленности детей, подростков и взрослых;

    сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физическом состоянии человека?

Единых представлений в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются.

1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов

Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».

Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае - двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).

Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

    должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);

    следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;

    необходимо определить надежность и информативность тестов;

    результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места - это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов - тестирование; длина прыжка - результат теста.

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям (табл. 2).

Как следует из таблицы, различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).

Таблица 2. - Формы тестов и возможности их применения (по Д.Д. Блюме, 1987)

С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.

С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности, например прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Тестовый профиль состоит из отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или разные проявления одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность сравнивать индивидуальные и групповые результаты.

Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал (см. главу 2). Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея, или гомогенный профиль, находит применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (должны коррелировать).

В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста (табл. 3).

Т аблица 3. - Последовательно решаемые задания прыжкового теста

Высота,

см

Прыжковая сила

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук

Высота,

см

Прыжковая сила и способность к соединению (связи)

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук и подскоком

Высота,

см

Способность к соединению (связи) и прыжковая сила

10 прыжков со взмахом рук на расстояние, равное 2/3 от максимальной высоты прыжка, как в задаче 2

Сумма отклонений от заданной отметки

Способность к дифференцированию силовых параметров движений

Разность между результатами за решение одной задачи и двух задач

см

Способность к соединению (связи)

(по Д.Д. Блюме, 1987)

В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков. В самом общем виде выделяют кондиционные тесты, координационные тесты и тесты для оценки двигательных умений и навыков (техники движений). Такая систематизация является, однако, еще слишком общей. Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

В этой связи различают:

1) кондиционные тесты:

    для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости;

    для оценки выносливости;

    для оценки скоростных способностей;

    для оценки гибкости - активной и пассивной;

2) координационные тесты:

    для оценки координационных способностей, относящихся к отдельным самостоятельным группам двигательных действий, которые измеряют специальные координационные способности;

    для оценки специфических координационных способностей - способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи),

вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц.

Понятие «тесты для оценки двигательных навыков» в настоящей работе не рассматриваются. Примеры тестов приведены в Приложении 2.

Таким образом, каждая классификация - это своеобразные ориентиры для выбора (или создания) того типа тестов, которые в большей мере соответствуют задачам тестирования.

1.3 Критерии добротности двигательных тестов

Понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению тогда, когда тест удовлетворяет соответствующим требованиям.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (достоверными).

Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателей прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет свое ранговое место.

Надежность теста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчета коэффициента надежности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надежности теста.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее чем через неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже.

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м).

Отношение к эквивалентным (гомогенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надежность оценок или выводов исследования, то целесообразно использовать два и больше эквивалентных теста. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, следует применять только один из эквивалентных тестов. Такая батарея, как отмечалось, является гетерогенной, так как входящие в нее тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов является бег на 30 м, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег на 1000 м.

Надежность тестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения или расщеплением. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том случае, если количество попыток, образующих тестовый результат, не меньше 6.

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

    время тестирования, место, погодные условия;

    единое материальное и аппаратурное обеспечение;

    психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

    подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Это так называемая объективность проведения теста. Говорят еще об интерпретационной объективности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разными экспериментаторами.

В целом, как отмечают специалисты, надежность тестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования (см. выше), увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

Фиксированных значений показателей надежности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0,95-0,99 - отличная надежность; 0,90-0,94 - хорошая; 0,80-0,89 - приемлемая; 0,70-0,79 - плохая; 0,60- 0,69 - для индивидуальных оценок сомнительная, тест пригоден только для характеристики группы испытуемых.

Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В иностранной (и отечественной) литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity - обоснованность, действительность, законность). Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения?

Различают несколько видов валидности: логическую (содержательную), эмпирическую (на основании опытных данных) и предсказательную (2)

Важными дополнительными критериями тестов, являются нормирование, сопоставляемость и экономичность.

Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики.

Сопоставляемость теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по одной или нескольким формам параллельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тестов повышают достоверность выводов.

Суть экономичности как критерия добротности теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.

Заключение

Предшественники современных двигательных тестов возникли в конце XIX - начале XX в. С 1920 года в нашей стране проводились массовые обследования с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности. На этой основе этих данных были разработаны нормативы комплекса «Готов к труду и обороне».

В теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости. Для их оценки разработан целый ряд различных тестовых батарей.

Среди способов оценки физического состояния человека метод тестов является главным. Различают единичный и комплексный тесты. Также в связи со систематизацией физических (двигательных) способностей тесты классифицируют на кондиционные и координационные.

Все тесты должны отвечать специальным требованиям. К основным критериям относятся: надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). К дополнительным критериям относятся: нормирование, сопоставляемость и экономичность.

Поэтому при выборе определенных тестов необходимо соблюдать все эти требования. Для повышения объективности тестов следует придерживаться более строгой стандартизацией тестирования, увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования:

1. Изучить сведения о теории тестирования по данным литературных источников;

2. Проанализировать методику тестирования физических качеств;

3. Сравнить показатели двигательной подготовленности учащихся 7а и 7б классов.

2.2 Методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

Осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных задач на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, спортивной метрологии. Было проанализировано 20 литературных источников.

2. Словесное воздействие.

Проводился инструктаж о последовательности выполнения двигательных тестов и мотивационная беседа для настроя на достижение лучшего результата.

3. Тестирование физических качеств.

    бег 30 метров (с высокого старта),

    челночный бег 3 х 10 метров,

    прыжки в длину с места,

    6-минутный бег (м),

    наклон вперёд из положения сидя (см),

    подтягивания на перекладине (девочки на низкой).

4. Методы математической статистики.

Использовались для проведения расчетов, которые использовались при сравнительном анализе учащихся 7а и 7б классов.

2.3 Организация исследования

На первом этапе, в апреле 2009 года, производился анализ научно-методической литературы:

    изучение содержания программ по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ;

    нормирование физической нагрузки в зависимости от возраста и пола занимающихся;

    изучение сведений о состоянии здоровья школьников;

    выявление школьников, занимающихся в спортивных секциях.

На втором этапе, в начале мая 2009 года, проводилось педагогическое тестирование, в котором использовалась стандартная батарея тестов, представленная в программе по физической культуре для школьников 7-8 классов общеобразовательных школ.

Нормативным показателем являлся уровень оценки физической подготовки для детей этого возраста по программе физического воспитания (Приложение 1). Критерием физической подготовленности были нормативы по физическому воспитанию для учащихся 7-8 классов.

Тестирование проводилось в средней общеобразовательной школе №1 г. Щелково в условиях спортивного зала и школьного стадиона. Использовалась методика оценки силы, скоростных качеств, ловкости, Использовалась методика оценки силы, скоростных качеств, ловкости, выносливости, гибкости. В исследовании принимали участие школьники 7а и 7б классов в количестве 40 человек. Из них 10 мальчиков, 10 девочек из 7а и 10 мальчиков, 10 девочек из 7б.

На третьем этапе, в конце мая 2009 года, обрабатывались результаты тестирования при помощи метода математической статистики.

В соответствии с целью и задачами педагогического исследования получены данные, характеризующие уровень развития

Основных двигательных качеств учащихся 7а и 7б классов.

Глава 3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

3.1 Методика проведения тестирования физических качеств

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ученик встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, из положения сидя на полу у детей школьного возраста.

Методика: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

3.2 Общие ук азания по методике тестирования

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования :

    прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;

    гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;

    беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать :

    индивидуальные возможности ребёнка;

    особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения, большая часть детей среднего школьного возраста постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети остаются пассивными и инертными. Поэтому перед проведением тестов необходимо обеспечить должный уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они смогли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.

3.3 Сравнительный анализ учащихся 7а и 7б классов

Показатели конечного уровня физической подготовленности у девочек.

Результаты сравнения:

У девочек 7а класса в беге на 30 м, челночном 6- минутном беге и подтягивании на низкой перекладине результаты лучше, чем у девочек 7б класса и соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

В прыжках в длину и наклоне вперед из положения сидя лучших результатов достигли девочки 7б класса. Но по уровню развития физической подготовленности оба класса показали средний уровень.

В общем, девочки 7а класса по всем показателям соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

Девочки 7б класса только в беге на 30 м показали низкий уровень физической подготовленности, по остальным показателям также соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

Показатели конечного уровня физической подготовленности у мальчиков

Результаты сравнения:

Мальчики 7а класса в беге на 30 м, челночном беге и прыжках в длину с места показали лучший результат, чем мальчики 7б класса.

В 6-минутном беге и подтягивании на высокой перекладине мальчики 7б класса показали лучший результат, чем мальчики 7а класса.

В общем, мальчики 7а класса показали высокий уровень физической подготовленности в беге на 30 м, а по остальным показателям имеют средний уровень.

У мальчиков 7б класса высокий уровень физической подготовленности в 6-минутном беге, а в наклоне вперед из положения сидя - низкий. По остальным показателям они имеют средний уровень физической подготовленности.

Выводы

    Анализ и обобщение литературных источников показал, что тестирование физических возможностей является одним из наиболее важных методов педагогического контроля и помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности.

    Данная методика тестирования физических качеств является наиболее распространенной, позволяет вполне точно определить уровень развития основных физических качеств. Все тесты отвечают специальным требованиям и являются надежными и информативными.

    Проанализировав сведения об учащихся 7а и 7б классов, можно сделать вывод, что показатели уровня физической подготовки у учащихся 7б класса ниже. Это связано с тем, что по сравнению с 7а классом, в данном классе меньшее количество учеников посещает спортивные секции во внеурочное время, а также в этом классе присутствует большее количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в специальную и подготовительную медицинские группы.

Список литературы

    Б.А. Ашмарин, «Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников» Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов // Физическая культура в школе. – 1980 - №9. – С. 13-17; №10. – С. 11-16.

    Годик М.А. Спортивная метрология: учеб. Для ин-тов физ. Культ. / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

    Т.А.Тарасова, «Контроль физического состояния детей школьного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.

    Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1979, 1984г

    Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. М.,Фис, 1976 г.т1.).

    В.И.Лях, «Тестовый контроль. 5-9 класс» -М.: Просвещение, 2007-137с.

    В.И.Лях, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»-М.: Просвещение 2004-2007.-127 с.

    В.И.Лях, «Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя» - М.: АСТ, 1998.-272с.

    Б.А. Ашмарин, «О тестах и тестировании», Физическая культура в школе. – 1985 - №3. – С. 60-62

    В.Л. Карпман, «Тестирование в спортивной медицине» -М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

    П. Благуш, «К теории тестирования двигательных способностей» -М.: Физкультура и спорт, 1982.

    М.А. Годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова «О методике тестирования физического состояния детей», Теория и практика физической культуры.-1973.-№6.

    Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б.В. Сермеева. -М: Педагогика, 1973.

    Физическое воспитание учащихся 5-7 кл.: пособие для учителя/ под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. –М.: Просвещение, 1997. -192с.

    Г.И. Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры» -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

    Б.Н. Минаев, «Основы методики физического воспитания школьников»: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.

    В.И. Кузнецова, « Развитие двигательных качеств школьника», -М.: Просвещение, 1967

    А.Д. Николаев, «О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности». Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с.2-10.

    В.М. Зациорский, «Физические качества спортсмена», -М.: Фис.1970.

Приложение 1. - Уровень физической подготовленности учащихся 7 классов.

М

Д

6,0

6,2

5,8-5,4

6,4-6,0

4,9

5,0

2

Координационные

Челночный бег 3*10 м, с

М

Д

9,3

10,0

9,0-8,6

9,6-9,1

8,3

8,8

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

М

Д

145

135

165-180

155-175

200

190

4

Выносливость

6-минутный бег, м

М

Д

950

750

1100-1200

900-1050

1250

1150

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

М

Д

2

5

6-8

9-11

10

16

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики);

на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

М

Д

1

4

4-6

11-15

7

20


Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

1. Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30, 60 или 100 метров. Выбирается одна из дистанций.

Тестирование проводится в спортивном зале (если позволяют его размеры) либо на спортивной площадке. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7-минутной разминки. Регистрируется время пробегания заданного отрезка в секундах с десятыми долями. Для регистрации результата понадобится секундомер. При тестировании на улице необходимо соблюдать гигиенические нормы, а также учитывать погодные условия. Не рекомендуется проводить забеги во время дождя и сразу после него: а также при температуре воздуха свыше 30° С и ниже 0°С. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения - это также важно для результата.

2. Челночный бег 3 х 10 м. Тест проводится в спортивном зале или аналогичном помещении. На расстоянии 10м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, но не способные причинить травму при столкновении с ними. Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде учителя, студент трижды пробежал рас­стояние от одного предмета до другого, огибая его и бегая по траектории в форме цифры 8. Для оценки ловкости координационных способностей рассчитывается разница между тестом бег на 30 м и челночным бегом, результат в котором всегда более низкий (то есть время бега больше). Чем меньше разница, тем выше координационные способности.

Обычно челночный бег занимает примерно в 2 раза больше времени, чем гладкий бег на ту же дистанцию 30 метров. Измеряется время бега в секундах с десятыми долями (сотые доли секунды округляются до ближайшего целого значения).

3. Бег на лыжах свободным стилем (оценка выносливости) на дистанцию 1000 метров или шестиминутный бег на лыжах свободным стилем:

Бег в течении 6 минут – это один из тестов, предложен­ных известным американским врачом К.Купером для оценки аэробных возможностей человека и его выносливости. Его можно проводить как в спортивном зале, так и на стадионе. При этом следует учитывать, что результаты на стадионе бывают обычно более высокими, так что лучше всегда делать одинаково. После разминки по команде «СТАРТ» начинается забег, который длится ровно б минут (360 секунд), а регист­рируется то расстояние, которое каждый пробе­жал за это время. Преодоленная дистанция измеряется в метрах.

Для теста в беге на дистанцию 1000 м результатом являет­ся время преодоления дистанции в секундах, например, если результат составил 4 мин 40 с, в анкету вписывается 280 се­кунд (т.е. 4 х 60с + 40с = 280с).

5. Подтягивания на перекладине. Тест обычно выполняет­ся в спортивном зале.

Следите, чтобы подтягивание было полным, то есть в начале каждого цикла руки были полностью распрямлены, а в конце, чтобы подбородок возвышался над перекладиной хо­тя бы на 1-2 сантиметра. В противном случае этот тест ничего не даст. Тест выполняется в максимально возможном темпе.

Для девушек тест заменяется на сгибание-разгибание туловища на гимнастической скамейке (или на низкой перекладине).

5. Прыжок в длину с места. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать мягкие маты. Прыжок производится после разминки из положения «стоя обеими ногами на линии старта». Дальность прыжка измеряется с по­мощью сантиметровой ленты от линии старта до точки призем­ления, за которую принимается наиболее близкая к линии стар­та точка соприкосновения любой части тела с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка).

Длина прыжка измеряется в сантиметрах.

6. Гибкость оценивается при максимальном наклоне впе­ред (в см) сидя (стоя) с выпрямленными в коленях ногами на полу (ступеньке) с нулевой отметкой на уровне стоп. Касание пальцами отметки дальше (ниже) нулевой точки с сохранени­ем позы не менее 2 с дает положительный результат, ближе (выше) со знаком «-». В зачет идет лучшая из трех попыток.

7. Быстрота реакции измеряется с помощью теста «падающей линейки». Между разведенными на 2-3 см большим и указательным пальцами испытуемого вертикально помещается деревянная линейка так, чтобы отметка «О» была на уровне этих пальцев. Линейку без предупреждения отпускают, она падает вниз, а испытуемый должен ее поймать. Фиксируется длина ли­нейки в месте ее захвата пальцами. Чем больше эта длина - тем ниже скорость реакции. В зачет идет лучшая из трех попыток.

Протокол

результатов и оценки уровня физической подготовленности

Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.

В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы, наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.

1) Подтягивания.

Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.

Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.

Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания.

2) Отжимания на параллельных брусьях.

При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течение 40 мин.

Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет 1 балл, неправильное - 0,5 балла.

3) Отжимание от пола. Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см; отжимания от пола

с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).

4) Поднимание туловища из положения лежа.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.

5) Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.

Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

6) Висы на согнутых и полусогнутых руках.

Упражнение используется для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках (угол между предплечьем и плечевой костью 90°). Определяется время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения или изменения исходного положения (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук).

7) Тест для оценки силы разгибателей коленного и тазобедренного суставов.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной вплотную к стене и начинает опускаться вдоль нее до тех пор, пока углы в коленном и тазобедренном суставах не составят 90°. Оценивается время удержания данной позы.

  • 8) Подъем штанги, гири, других тяжестей максимального веса для испытуемого, а так же веса 50-95% от максимального.
  • 9) Подъем переворотом на высокой перекладине.

Процедура тестирования. Испытуемый после подтягивания делает подъем переворотом и переходит в упор. Затем снова опускается в вис. Определяется число повторений

10) Лазание по канату.

Процедура тестирования. В первом варианте испытуемый с помощью одних рук (ноги опущены) стремится как можно быстрее подняться на высоту 4 или 5 м. Во втором варианте он пытается сделать то же, но удерживая прямой угол между ногами и туловищем (для учащихся с высоким уровнем силы). В третьем - это же контрольное упражнение испытуемый выполняет с помощью ног (для учащихся с низким уровнем силовой подготовленности).

Для измерения скоростно-силовых способностей используют следующие тесты:

  • а) прыжок вверх с места с взмахом и без взмаха рук. Тест проводится с помощью прибора конструкции В.М. Абалкова. Определяется высота подскока;
  • б) прыжок в длину с места с двух ног;
  • в) тройной (четверной) прыжок с ноги на ногу, вариант - только на правой и только на левой ноге;
  • г) метание малого мяча (другого снаряда) с места на дальность ведущей и не ведущей рукой. Определяется длина полета снаряда. По разности длины метания отдельно правой и левой рукой определяется двигательная асимметрия испытуемого. Чем она меньше, тем более симметричен ученик в данном упражнении;
  • д) метание (толчок) набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.

Процедура тестирования. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда.

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя. Испытуемый стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремиться толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Из трех попыток учитывается лучший результат.

То же, что и предыдущее контрольное испытание, но испытуемый удерживает набивной мяч одной рукой у плеча, вторая поддерживает его. Осуществляется толкание набивного мяча одной рукой на дальность полета.

Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый удерживает мяч двумя прямыми руками внизу. По команде он выполняет метание двумя руками снизу (руки движутся вперед-вверх), возможно одновременное приподнимание на носки.

Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя спиной к направлению метания. Испытуемый, удерживая мяч внизу двумя руками, стремится толкнуть мяч через голову как можно дальше.

е) Удар на дальность (пас, передача) футбольного мяча. Определяется расстояние от линии удара по мячу до точки, в которой мяч впервые касается пола.

Помимо отдельных тестов по оценке уровня развития силовых качеств, в средних школах разных стран часто применяются батареи тестов. Результат выполнения батареи тестов дает более полную информацию об уровне развития силовых качеств, поскольку по результатам выполнения отдельных тестов можно судить об уровне развития силы только отдельных групп мышц. Примером таких батарей тестов может служить тест Роджера , включающий измерение силы мышц кисти, спины, рук и определение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). По результатам выполнения специальных упражнений рассчитывают показатель силы мышц верхнего плечевого пояса (СВПП) по следующей формуле:

СВПП=число подтягиваний+число отжиманий *10 (вес/10+рост - 60).

Затем рассчитывают индекс силы (ИС) по формуле:

ИС = СВПП + сила кисти правой руки + сила кисти левой руки + сила

мышц спины + сила мышц ног + ЖЕЛ.

Полученный результат сравнивают с соответствующими нормативами.

Другой пример батареи тестов по оценке уровня развития силы - так называемый тест минимальной силы Крауса-Вебера . Он состоит из 6 упражнений:

  • - для определения силы мышц брюшного пресса и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение сед из положения лежа на спине руки за головой. В том случае, если учащийся не может приподняться, он получает 0 очков; если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 очков; при правильном самостоятельном выполнении - 10 очков.
  • - для определения силы мышц брюшного пресса используется упражнение сед из положения, лежа на спине с согнутыми коленями. Подсчет очков производится так же, как и при выполнении первого упражнения.
  • - для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц брюшного пресса применяется упражнение поднимание ног в положении лежа на спине. Тестируемый должен поднять прямые ноги на высоту 10 дюймов над полом и как можно дольше удерживать их в этом положении. За каждую секунду присуждается одно очко. Максимальное число присужденных очков - 10.
  • - для определения силы мышц верхнего плечевого пояса используется упражнение поднимание туловища из положения лежа на животе. Тестируемый ложится на живот на специальную подушку, руки за голову. Партнер фиксирует его ноги, после чего он приподнимает туловище и удерживает его в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в предыдущем упражнении.
  • - исходное положение упражнения поднимание ног в положении лежа на животе - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть туловища испытуемого, после чего тот приподнимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в упражнении 3.
  • - упражнение наклоны туловища из положения стоя выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен, наклоняясь и не сгибая ноги в коленях, коснуться кончиками пальцев рук пола. В этом случае упражнение считается выполненным. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.