Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Еще народу русскому пределы не поставлены Фактическая точность в фоновом материале

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Ты проснешься ль, Исполненный сил? Н.А.Некрасов.

Картинка 3 из презентации «Некрасов о народе» к урокам литературы на тему «Некрасов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов о народе.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2528 КБ.

Скачать презентацию

Некрасов

«Некрасов тест» - Это… Гриша Добросклонов Яким Нагой Ермил Гирин Матрена Тимофеевна. 2. Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» автор считает счастливым? К.Ф. Рылееву А.С. Пушкину А.А. Блоку Н.А. Некрасову. Хватит спать! Тест к литературной игре «Я лиру посвятил народу своему…» по творчеству Н.А. Некрасова для учащихся 10-х классов.

«Уроки по Некрасову» - Я лиру посвятил народу своему. Не всегда даже у Некрасова была квартира. Бурлаки на Волге. Почему Некрасова считаем поэтом – гражданином и поэтом народным? 1847-1866г. Подведение итогов урока VII. Проблемный вопрос урока: И.Е.Репин. Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский IV.

«Железная дорога Некрасов» - Покоряйся нам, земля! Стихотворец, музыкальный критик. Зачем туда, где блещет солнце, Переносить тяжелый паровоз? Репродукция с картины Г.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». . Пейзаж Антитеза Сон Эпиграф Символ. С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – современники, поэты 19 века.

«Творчество Некрасова урок» - И. Смирнов. Н. Некрасов. 2. 8. 3. «Пророк»,1826г. Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). «Пророк»,1841г. 1. Урок-КВН по творчеству Н. А. Некрасова.

«Стихотворения Некрасова» - Николай Алексеевич Некрасов. А. В. Дружинин. А. Н. Островский. И.Е.Репин. Поэтическое кредо Некрасова. Стихотворения на тему «Поэты и поэзия». Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. И. А. Гончаров. Сестра твоя родная!» 1848. 1845 – 1846 г.г. Выходит альманах «Физиология Петербурга», в котором стихи Н. А. Некрасова.

«Некрасов 10 класс» - Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Выполнили ученики 10 класса СОШ№2 Волков И. и Грушко Е. руководитель Емельянова О. Б. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны… Тупик, в который приходят чувства.

Всего в теме 30 презентаций

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2015-2016

Яндекс.Директ

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям.

1. Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

« О времена, о нравы! » (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

" Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

« Времена не выбирают, в них живут и умирают » (А.С.Кушнер)

« В наши подлые времена человеку совесть нужна » (Н.Коржавин)

2. Дом:

Дом – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – прекрасная мечта о счастье

Дом – жилище, местообитание семьи

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом – разлад с собой и миром.

Дом – совесть для человека

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

« Родительский дом- начало начал »

3. Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип « русского скитальца » в литературе

« Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4. Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »

« От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

« Моя любимая книга »

« Роль книги в моей жизни »

« Кто для Вас идеальный герой литературы? »

« Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »

« Можно ли обойтись без книг? »

« Можно ли испытать радость, читая книгу? »

« Какие вопросы задает человеку литература? »

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

« Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». (С.Д.Довлтов)

« Поэт в России - больше, чем поэт »

« Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »(Ф.Абрамов)

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » (Ф.Бэкон)

Юбилейные даты « Года литературы в России »:

« Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом (А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »

« А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,

« Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) » и т.д.

Любовь- высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному:

любовь к мужчине или женщине

любовь к родителям или ребенку

любовь к Родине

любовь к делу, которое ты выбрал.

Смотреть материалы для подготовки

Любовь к женщине или мужчине…

Неисчерпаемость этой темы очевидна. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя!. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литерат урным материалом для осмысления феномена любви.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети»,И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», А.И.Куприн "Гранатовый браслет", М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... В указанных книгах говорится о любви несчастливой, а вот о счастливой любви можно взять примеры в произведениях: Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", О.Генри "Дары волхвов", А.И.Куприн "Куст сирени".

Любовь к Родине в ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляе

т свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-кре постническую, официальную Россию.

Н.А.Некрасов

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

С.А.Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

А.А.Блок

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

А.А.Ахматова

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы«туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигранто

в Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

Любовь к МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.

Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»

Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:

Великое чувство, его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем

С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.

Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотво

рением к матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".

Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

И.А.Бунин Стихотворение "Матери".

В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"

В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.

Любовь к своей профессии

Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Любовь к своему делу… Это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание либо испытать нечто подобное, либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

В каких книгах российских классиков можно найти примеры для раскрытия этой темы?

Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П.Платонов "В прекрасном и яростном мире", Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь», В.М.Санин "72 градуса ниже нуля", Д.А.Гранин "Иду на грозу", "Зубр", В.Г.Распутин "Уроки французского", В.Д.Дудинцев "Белые одежды".

Составитель: И.А.Суязова

ФИПИ : Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Алгоритм написания итогового сочинения

Бондаренко Н.А.,

учитель литературы МАОУ «ЛНИП»

городского округа Королёв

Московской области


Алгоритм написания сочинения

2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме

3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос

1) Выберите тему

5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему

4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

6) Напишите черновой вариант работы

8) Напишите окончательный вариант работы

9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку


Композиция сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений).

Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении.

Тезис 1

Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки).

Должно быть не менее

Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений).

Микровывод (обобщение)

3-х тезисов !

Структура сочинения

Тезис 2

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)


Вступление + заключение = не более ¼ сочинения.

Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме

(проблемам), поставленной во вступлении

В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении

Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы

(во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Пример

Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ социально-экономических нравственных, политических и/или культурных особенностей того времени

(Направление «Путь».

Достоинства

История России, российской нации полна тревог и испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Борьба с татаро-монгольским игом и покорение Сибири, тяжелые времена Смуты и грандиозные преобразования петровского времени, разруха после волны революций и дерзкий взлет авангардного искусства, тяготы послевоенных лет и энтузиазм строителей Байкало-Амурской магистрали… Всякий раз, когда казалось, что жизнь и сознание русского человека загнано в тупик, покорено и раздавлено, прорастали свежие побеги надежды на то, что лучшее впереди, появлялись новые силы и крепилась вера – вера в Бога, вера в страну, вера в человеческие возможности. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы наш народ в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Именно вопрос об «отсутствии пределов» сейчас, как и в иные времена, продолжает волновать каждого, кто считает своей Родиной великую Россию.

Тема: (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Универсаль-ность.

- Широкий охват времени и пространства.

- Необходим широкий кругозор.

- Возможен значительный объем.

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Пример

(Направление «Путь».

Достоинства

Едва ли не всякий русский человек уверен в том, что для нашего народа не существует непреодолимых границ и нестерпимых трудностей. Что рождает подобную уверенность в силе и твердости духа русской нации? Непростой исторический путь, постоянный поиск истины, приход к равновесию через заблуждения и утраты, примеры настоящего мужества и истинной святости – все это помогает утвердить в сознании мысль о безграничном, бесконечном пути, по которому развивается Россия и русский народ. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? На этот вопрос уверенно отвечает отечественная литература.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Самый «выгодный» вариант вступления.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Абстракт-ность рассуждения.

- Рассуждение начинается уже во вступлении.

Варианты вступления

Виды вступлений

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Особенности

Пример

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

Нет в отечественной литературе человека более преданного простому русскому человеку, чем Николай Алексеевич Некрасов. Никакие жизненные трудности, лишения и невзгоды, соблазны столичной жизни не заставили этого замечательного поэта изменить главной теме своей жизни – теме судьбы русского народа. Исследуя русскую душу, анализируя русскую историю, изучая русский быт, Некрасов все более утверждался в мысли о твердости и несокрушимости целой нации, частью которой являемся все мы. Почему в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Переход к анализу уже во вступлении.

- Предполагает знание биогра-фии писателя/ поэта.

- Предполагает хорошее знание текста художе-ственного произведения.

- В основной части предпола-гается обраще-ние к творчест-ву именно того писателя/поэта, который упомянут во вступлении.


Варианты вступления

Виды вступлений

ЦИТАТНОЕ

Особенности

Пример

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли

(Направление «Путь».

Достоинства

«Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Прямая связь с темой.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).


Варианты вступления

Виды вступлений

ЛИЧНОСТНОЕ

Особенности

Пример

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения

(Направление «Путь».

Достоинства

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Простота изложения.

- Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.

- Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.


Варианты заключения

Виды вступлений

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Особенности

Пример

Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально

(Направление «Путь».

Достоинства

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Самая типичная и логичная концовка сочинения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Иногда звучит чрезмерно патетично.


Варианты заключения

Виды вступлений

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Особенности

Пример

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность

(Направление «Путь».

Достоинства

К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Тесная связь со вступлением.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.


Варианты заключения

Виды вступлений

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Особенности

Пример

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Простота и краткость изложения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.


Варианты заключения

Виды вступлений

ЦИТАТА

Особенности

Высказывание, достаточно полно выражающее мысль

Пример

Достоинства

(Направление «Путь».

Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»!

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!).

(Н.А.Некрасов)).

-Предполагается точность цитирования.

- Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

4. Качество письменной речи

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5.
  • Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.

В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

  • Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  • Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.


Критерий

Условия выставления баллов

1. Соответствие теме

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения ;

сочинение написано без привлечения литературного материала,

и/или допущены 2-4 фактические ошибки , связанные со знанием литературного материала.

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

3. Композиция

Кол-во баллов

и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

(max 20)

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

и/или мысль повторяется и не развивается .


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

4. Качество письменной речи (качество сочинения)

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Кол-во баллов

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

(max 20)

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

6. Речевые нормы

Кол-во баллов

Допущено не более 2 речевых ошибок.

(max 20)

Допущены 3-4 речевые ошибки.

7. Орфографические нормы

Допущены 5 и более речевых ошибок.

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

8. Пунктуационные нормы

Кол-во баллов

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

(max 20)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).


Отметка по десятибалльной системе оценивания

Первичный балл


ПРИМЕРЫ работы над сочинением (работа с черновиком)

На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением:

составление плана, представленного схематично, для пяти тем

(по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).


Направление «Время»

Тема: «Общество и эпоха»

Как связаны общество и эпоха? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 4

Тезис 2

Тезис 1

От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества

Определенная эпоха есть шаг в развитии общества

Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе

Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями

Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн

  • Л. Толстой. «Война и мир» (Наполеон);
  • А. Пушкин. «Медный всадник» (Петр I).

Л. Толстой. «Война и мир»;

  • М. Ломоносов;
  • модернисты (поэты, художники и др.).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон);

А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий);

Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков).

ВЫВОД (заключение):

общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития


Направление «Дом»

Тема: «Дом: разлад с собой и миром»

Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 1

Тезис 3

Тезис 2

Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности

В доме нет радости, если

В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест

Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие

там пусто и одиноко

Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы).

И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»).

И. Бунин. «Антоновские яблоки».

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин);

А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых).

М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.).

ВЫВОД (заключение):

Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.


Направление «Путь»

Тема: «Путь к себе»

Почему так труден путь к себе? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека

Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других

Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня)

Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

ВЫВОД (заключение):

Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.


Направление «Любовь»

Тема: «Лики любви»

Насколько любовь многолика? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 3

Тезис 1

Тезис 2

Любовь – это освобождение духа из плена материального мира

Любовь – это испытание

Любовь – это обновление через страдание и разочарование

Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение

ума и сердца

И. Гончаров. «Обломов».

Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»).

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня).

Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»).

Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо).

Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров).

ВЫВОД (заключение):

Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.


Направление «Год литературы в России»

Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?»

Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Тезис 4

Залогом преображения является очищение души

Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений

Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений

Н. Гоголь. «Мертвые души».

Л. Толстой. «Война и мир».

М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль».

И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

Е. Замятин. «Мы».

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений,

то есть проповедь через исповедь.


Домашнее задание :

напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.

Эксперты, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 г., разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства. Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри.

В 1999-2008 гг. российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже со следующего года рост замедлится до 2-2,5 % в год (прогноз Минэкономразвития на 2011 г. — 4,2 %, на 2012 г. — 3,5 %), обещают правительственные эксперты.

Если правительство попытается разогнать экономику до роста на 6-7 % в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16 % ВВП и болезненный кризис, предрекают эксперты.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Комментарий Игоря Залюбовского

Эксперты по поручению правительства в промежуточном докладе по стратегии развития России до 2020 г.: «Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри» и т. д. и т. п.

Подобные документы вызывают неизбывную скуку. И не только потому, что пишутся в основном для конъюнктуры. И не потому, что авторы, по сути, ни за что из написанного не отвечают: что там будет с нами к 2020 г. — Бог весть, и кто тогда вспомнит сегодняшние доклады… Складывается впечатление, что авторы примерно так и рассуждают, и возникает своеобразный (замечу, крайне высокооплачиваемый) «клуб по интересам» — некие рассуждения на заданную тему, обрастающие мнениями различных экспертов, и катится это по наезженной колее всякого рода прогнозов, которые интересны разве что участвующим в них.

Что это я так резко, скажет читатель, разве прогнозы не нужны? Или никому не интересны?

Как специалист по компьютерной прогностике, отвечу: конечно, нужны и интересны. Но мы с вами живем в XXI веке, и сегодня прогнозирование — это не просто набор мнений тех или иных экспертов, а довольно строгие компьютерные и статистические процедуры, основанные на различных нелинейных алгоритмах с привлечением мощных компьютеров. Но главное, для такого прогноза должен присутствовать ясный и прозрачный объект, в данном случае — российская экономика и ее развитие. И вот с этим возникает самая большая проблема, в смысле нужно анализировать то, что вроде как бы и есть, но одновременно как бы и не совсем.

Для простоты понимания давайте вспомним наше недавнее прошлое. Во времена СССР в ЦРУ были уникальные специалисты, которые могли по тому, где кто стоял из членов Политбюро на трибуне или как была изогнута бровь у Леонида Ильича при посещении совхоза им. Ленина, прогнозировать назначения и увольнения в советских верхах. Иногда американцам удавались удивительно точные предвидения, правда, развала СССР Америка не ожидала. Но речь о другом: подобные прогнозы делались не от хорошей жизни, а от безысходности, поскольку реальная информация из-за железного занавеса практически отсутствовала.

Сейчас, конечно, все по-иному, и информации в избытке, но ее достоверность, как бы помягче выразиться, «вызывает вопросы».

Вот были у нас, к примеру, доблестные служители на букву М, а теперь они же стали на букву П. И вроде много информации в СМИ, как все улучшается в результате этого — прямо на глазах. И очень хочется верить. Так и представляется: едешь по трассе, тебя останавливает вежливый служитель порядка и говорит: «Мы теперь не на букву М, а на букву П. Так что денег нам никаких не нужно, а я Вас остановил просто пожелать счастливого пути». Только глаз (вот противный орган!) видит иную картину.

И вдруг попалась информация: африканское племя Бабонго переименовывало засушливый месяц, чтобы новому названию Бог ниспослал дожди.

Или вот национальные проекты. Может кто-то (кроме «экспертов по поручению») утверждать, положа руку на сердце, что видит, как они работают. Не анализировать нечто малопонятное в цифрах, а выйти на улицу, оглянуться и самому убедиться, что идет, например, масштабное строительство дорог. Как в Китае: проект, подобный нашему, есть, и масштабное дорожное строительство видно повсюду. И у нас проект вроде присутствует, и написано, что вот же он — на глазах, но невольно хочется спросить: «На чьих глазах?»

Еще немного истории. В 80-х годах руководство СССР задумало создать прогностическую суперсистему для народного хозяйства и превзойти в этом саму RAND Corporation. По задумке эта система должна была базироваться на двух основаниях — анализе экономики и анализе рабочей силы (т. е. персонала, говоря сегодняшним языком). Для работы над этим проектом были привлечены лучшие умы, в частности экономическую часть возглавлял Павел Бунич.

В итоге система была построена только наполовину — в части анализа персонала из нее вышли ныне широкоизвестные экспертные комплексы НПО «Эталон». А экономическую часть Бунич делать отказался и пояснял это впоследствии на таком примере: «Если курс рубля определяется экономическими причинами — его можно постараться спрогнозировать. Но если курс исчисляется по звонку со Старой площади — корректный прогноз нереален, поскольку слишком многое зависит от политического манипулирования».

Увы, этот пример выдающегося экономиста академика Павла Бунича и в сегодняшних российских реалиях не потерял актуальности.

P. S. Пояснение из «Википедии». Старая площадь в разговорной речи — синоним высшего руководства: в советский период в доме № 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает Администрация Президента РФ.

С уважением к читателям, Игорь Залюбовский

Бездомного, безродного
Немало попадается
Народу на Руси,
Не жнут, не сеют - кормятся
Из той же общей житницы,
Что кормит мышку малую
И воинство несметное:
Оседлого крестьянина
Горбом ее зовут.
Пускай народу ведомо,
Что целые селения
На попрошайство осенью,
Как на доходный промысел,
Идут: в народной совести
Уставилось решение,
Что больше тут злосчастия,
Чем лжи,- им подают.
Пускай нередки случаи,
Что странница окажется
Воровкой; что у баб
За просфоры афонские,
За "слезки богородицы"
Паломник пряжу выманит,
А после бабы сведают,
Что дальше Тройцы-Сергия
Он сам-то не бывал.
Был старец, чудным пением
Пленял сердца народные;
С согласья матерей,
В селе Крутые Заводи
Божественному пению
Стал девок обучать;
Всю зиму девки красные
С ним в риге запиралися,
Оттуда пенье слышалось,
А чаще смех и визг.
Однако чем же кончилось?
Он петь-то их не выучил,
А перепортил всех.
Есть мастера великие
Подлаживаться к барыням:
Сначала через баб
Доступится до девичьей,
А там и до помещицы.
Бренчит ключами, по двору
Похаживает барином,
Плюет в лицо крестьянину,
Старушку богомольную
Согнул в бараний рог!
Но видит в тех же странниках
И лицевую сторону
Народ. Кем церкви строятся?
Кто кружки монастырские
Наполнил через край?
Иной добра не делает,
И зла за ним не видится,
Иного не поймешь.
Знаком народу Фомушка:
Вериги двупудовые
По телу опоясаны
Зимой и летом бос,
Бормочет непонятное,
А жить - живет по-божески:
Доска да камень в головы,
А пища - хлеб один.
Чуден ему и памятен
Старообряд Кропильников,
Старик, вся жизнь которого
То воля, то острог.
Пришел в село Усолово:
Корит мирян безбожием,
Зовет в леса дремучие
Спасаться. Становой
Случился тут, всё выслушал:
"К допросу сомустителя!"
Он тоже и ему:
"Ты враг Христов, антихристов
Посланник!" Сотский, староста
Мигали старику:
"Эй, покорись!" Не слушает!
Везли его в острог,
А он корил начальника
И, на телеге стоючи,
Усоловцам кричал:

"Горе вам, горе, пропащие головы!
Были оборваны,- будете голы вы,
Били вас палками, розгами, кнутьями,
Будете биты железными прутьями!.."

Усоловцы крестилися,
Начальник бил глашатая:
"Попомнишь ты, анафема,
Судью ерусалимского!"
У парня, у подводчика,
С испугу вожжи выпали
И волос дыбом стал!
И, как на грех, воинская
Команда утром грянула:
В Устой, село недальное,
Солдатики пришли.
Допросы! усмирение!
Тревога! по сопутности
Досталось и усоловцам:
Пророчество строптивого
Чуть в точку не сбылось.

Вовек не позабудется
Народом Ефросиньюшка,
Посадская вдова:
Как божия посланница
Старушка появляется
В холерные года;
Хоронит, лечит, возится
С больными. Чуть не молятся
Крестьянки на нее...

Стучись же, гость неведомый!
Кто б ни был ты, уверенно
В калитку деревенскую
Стучись! Не подозрителен
Крестьянин коренной,
В нем мысль не зарождается,
Как у людей достаточных,
При виде незнакомого,
Убогого и робкого:
Не стибрил бы чего?
А бабы - те радехоньки.
Зимой перед лучиною
Сидит семья, работает,
А странничек гласит.
Уж в баньке он попарился,
Ушицы ложкой собственной,
С рукой благословляющей,
Досыта похлебал.
По жилам ходит чарочка,
Рекою льется речь.
В избе всё словно замерло:
Старик, чинивший лапотки,
К ногам их уронил;
Челнок давно не чикает,
Заслушалась работница
У ткацкого станка;
Застыл уж на уколотом
Мизинце у Евгеньюшки,
Хозяйской старшей дочери,
Высокий бугорок,
А девка и не слышала,
Как укололась до крови;
Шитье к ногам спустилося,
Сидит - зрачки расширены,
Руками развела...
Ребята, свесив головы
С полатей, не шелохнутся:
Как тюленята сонные
На льдинах за Архангельском,
Лежат на животе.
Лиц не видать, завешены
Спустившимися прядями
Волос - не нужно сказывать,
Что желтые они.
Постой! уж скоро странничек
Доскажет быль афонскую,
Как турка взбунтовавшихся
Монахов в море гнал,
Как шли покорно иноки
И погибали сотнями...
Услышишь шепот ужаса,
Увидишь ряд испуганных,
Слезами полных глаз!
Пришла минута страшная -
И у самой хозяюшки
Веретено пузатое
Скатилося с колен.
Кот Васька насторожился -
И прыг к веретену!
В другую пору то-то бы
Досталось Ваське шустрому,
А тут и не заметили,
Как он проворной лапкою
Веретено потрогивал,
Как прыгал на него
И как оно каталося,
Пока не размоталася
Напряденная нить!

Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет, что ни работою,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Когда изменят пахарю
Поля старозапашные,
Клочки в лесных окраинах
Он пробует пахать.
Работы тут достаточно,
Зато полоски новые
Дают без удобрения
Обильный урожай.
Такая почва добрая -
Душа народа русского...
О сеятель! приди!..

Иона (он же Ляпушкин)
Сторонушку вахлацкую
Издавна навещал.
Не только не гнушалися
Крестьяне божьим странником,
А спорили о том,
Кто первый приютит его,
Пока их спорам Ляпушкин
Конца не положил:
"Эй! бабы!" выносите-ка
Иконы!" Бабы вынесли;
Пред каждою иконою
Иона падал ниц:
"Не спорьте! дело божие,
Котора взглянет ласковей,
За тою и пойду!"
И часто за беднейшею
Иконой шел Ионушка
В беднейшую избу.
И к той избе особое
Почтенье: бабы бегают
С узлами, сковородками
В ту избу. Чашей полною,
По милости Ионушки,
Становится она.

Негромко и неторопко
Повел рассказ Ионушка
"О двух великих грешниках",
Усердно покрестясь.