Низкая самооценка подростков. Завышенная самооценка

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» - зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте - учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу - идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной - в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка - следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» - следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки - процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Причем, внешне это не всегда заметно. Как же распознать заниженную самооценку и комплекс неполноценности? В чем их опасность для ребенка?

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности - это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид - может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки - интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека - излишняя и навязчивая забота или гипоопека - отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты - отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере - подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети - они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФСот 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Адрес редакции:, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Адрес учредителя:, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

Контакты: ,

Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Как поднять самооценку подростка

В подростковом возрасте происходит переход из мира детства в мир взрослых. Личность ребенка будто перерождается заново. Рушатся привитые в детстве стереотипы, переоцениваются ценности, подросток ощущает себя частью социума, который не всегда бывает дружелюбным.

Если самооценка меленьких детей зависит от того, как к нему относятся родные, то на оценку личности подростков влияет мнение сверстников и друзей, а также то, как воспринимают его в обществе. Юноши и девушки относятся к себе придирчиво, они остро воспринимают критику и не верят в свои силы. Это является основополагающим фактором формирования заниженной оценки личности.

Низкая самооценка порождает много комплексов. Она является причиной неуверенности в себе, отсутствия самоуважения, напряженности и застенчивости. Все это может оказать негативное влияние на взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы подросток адекватно оценивал себя и верил в свои возможности и силы.

Самооценка любого человека, в том числе и подростка, поднимается за счет собственных успехов и достижений, а также признания окружающих и близких. Помочь ребенку перейти от негативного отношения к себе до позитивного нелегко, но возможно. Хотя в юности главными авторитетами являются ровесники, а не родители, именно родители способны повлиять на повышение самооценки у подростка.

Нельзя недооценивать влияние родителей на самооценку подростка. Восприятие ребенком себя зависит от понимания близкими его достоинств. Когда родители к ребенку добры и внимательны, выражают одобрение и оказывают поддержку, он верит в свою значимость и редко страдает от заниженной самооценки. Переходный возраст может внести коррективы и повлиять на уровень оценки ребенком своей личности. Тогда родители должны приложить максимум усилий и положительно повлиять на формирование самооценки у подростка. Для этого:

  • Избегайте излишней критики. Порой без критики обойтись невозможно, но она всегда должна быть конструктивной и направленной не на личность ребенка, а на то, что возможно исправить, например, на ошибки, поступки или поведение. Никогда не говорите, что вы недовольны подростком, лучше выразите негативное отношение к его поступку. Помните, что дети в этом возрасте излишне чувствительны к любой критике, поэтому старайтесь высказывать недовольство мягко. Можно это делать, сочетая с похвалой, «подслащая горькую пилюлю».
  • Признайте его личность. Не нужно все решать за ребенка. Дайте ему возможность высказывать мнение, совершать поступки, иметь свои интересы. Относитесь к нему как к личности и всеми силами старайтесь его понять.
  • Чаще хвалите. Похвала оказывает большое влияние на самооценку подростка, поэтому не нужно забывать хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения. Вы покажете, что он вам небезразличен и вы им гордитесь. Если он плохо с чем-то справляется, не ругайте подростка, а окажите ему содействие и помощь. Возможно, его таланты раскроются в другой сфере.
  • Не сравнивайте ребенка с другими. Ваш ребенок уникален – вы должны это понимать и ценить. Не нужно его сравнивать с другими, особенно если сравнение не в его пользу. Не забывайте, что все мы разные и некоторые более успешны в одном, а другие – в другом.
  • Помогите ребенку найти себя. Низкая самооценка у подростка возникает из-за проблем в школьном коллективе, когда сверстники его не понимают, не принимают или отторгают и когда у ребенка нет возможности себя реализовать. Стоит предложить ему посещать какой-либо клуб, секцию, кружок или другое место, где он может познакомиться с новыми людьми, с которыми сможет найти общий язык и которые будут разделять его интересы. В окружении единомышленников подростку легче раскрыться и приобрести уверенность в себе. Но только кружок ребенок должен выбрать самостоятельно, основываясь на своих интересах и предпочтениях.
  • Научите ребенка отказывать. Люди, имеющие низкую самооценку, не умеют отказывать. Они уверены, что помогая всем окружающим, становятся для них значимыми. В действительности люди оказываются ведомыми, зависят от других и не имеют своего мнения, их используют и не уважают. В такой ситуации самооценка подростка может упасть еще ниже. Важно научить его говорить «нет».
  • Уважайте ребенка. Не унижайте ребенка и воспринимайте его как равного. Если вы сами не будете его уважать, а тем более, оскорблять, то вряд ли он вырастит уверенной в себе личностью.

Главное, разговаривайте с ребенком, не обделяйте его вниманием, интересуйтесь его делами. Выражайте понимание и поддержку. Подросток должен знать, что он может к вам обратиться с любыми тревогами и проблемами, и при этом не наткнется на град укоров и осуждений. Только так вы сможете заслужить его доверие и сможете оказать ему реальную помощь.

Низкая самооценка подростков

Низкая самооценка подростков.

Взрослея, человек проходит через несколько стадий своего личностного становления: младенчество, детство, отрочество, юность. Каждый из этих периодов уникален и по-своему значим для формирования личности.

Но педагоги и психологи выделяют в качестве главного периода все-таки подростковый, потому что именно в этом возрасте, влет, перед человеком встают задачи личностного роста, решая которые, он зачастую испытывает изрядные трудности.Что это за задачи? Если не касаться процессов биологического взросления, которые сами по себе вызывают много сложностей и требуют особого внимания, то, прежде всего, это осознание себя в группе, в семье, оценка себя как личности. Это осознание по-другому называют самооценкой. Вот какое определение самооценки дает «Психологический словарь»: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков».

Самооценка формируется как в процессе деятельности подростка, так и в процессе межличностного взаимодействия и бывает трех видов:

2. Завышенная, когда подросток себя переоценивает;

3. Низкая, неадекватная самооценка, когда подросток недостаточно себя оценивает.

Низкая самооценка возникает на почве психологической неустойчивости подростка к воздействиям на него различных субъектов межличностного общения. Иными словами, подросток меняет свое мнение о себе в зависимости от ситуации общения, от отношения к нему окружающих. И сильнее всего на самооценку подростка влияют семья и одноклассники.Подросток с низкой самооценкой тревожен, он испытывает страх от широких социальных контактов, при этом проявляет признаки эгоцентризма, ему трудно выходить из непростых ситуаций. Зачастую его поведение характеризуется депрессивным состоянием, но некоторые исследователи отмечают, что подросток в состоянии депрессии имеет низкую самооценку, а другие – что низкая самооценка влечет за собой такие деградирующие последствия для личности, как депрессивное состояние.

Кто же или что может оказывать влияние на самооценку подростка? В восемь лет это:

Принятие в группе,

Поведение в школе.

К подростковому возрасту этих критериев останется только два, поведение и успеваемость, которые будут влиять на оценку подростка в семье, другие же три критерия будут формировать самооценку подростка в значимой для него подростковой среде.Роль семьи в формировании адекватной самооценки трудно переоценить: в семье, настроенной на симметричные отношения, основанные на демократичном стиле воспитания, как правило, подростков с низкой самооценкой нет.В семье же, где ребенку предъявляют завышенные требования в учебе, спорте, проявлении творческих способностей и при этом общение строят в авторитарном стиле, где нередки проявления грубости, придумывание обидных шуток и прозвищ, наличие у подростка низкой самооценки неудивительно.Но подросток зачастую, стремясь уйти от давления семьи, уходит в так называемую референтную группу, где его самооценка может повыситься за счет того, что принято в этой группе. Это может быть курение, употребление спиртных напитков, следование какому-то определенному стилю одежды и поведения (неформальные группы: готы, эмо и т.п.). Подростку важно ощущать принятие группой, чтобы его самооценка повысилась.

1. Постарайтесь понять, что жизнь ребенка принадлежит ему самому, не требуйте от него совершенства во всем, избегайте перфекционизма.

2. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.

3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.

4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.

5. Не бойтесь признаваться детям в своих ошибках, просите прощения, если были не правы, доверяйте своим детям.

Что же делать, если все-таки что-то упущено, и у ребенка явно занижена самооценка, его поведение изменилось, как ему помочь?

Напишите вместе с подростком 5-7 предложений, в которых он в позитивной формулировке расскажет о себе, например: «Я хорошо умею кататься на роликах» или «Я всегда прихожу вовремя». Найдите вместе с ребенком то лучшее, что в нем есть, убедите его в собственной уникальности и нужности. Чаще читайте этот список, добавляйте в него новые пункты, и вы сами не заметите, как его самооценка начнет повышаться, а вместе с ней и его отношение к жизни.

Комментарии

К сожалению не в Москве. В Оренбургской области. Можно с нами тоже по скайпу?

Подростковый возраст – это сложный период и для ребёнка, и для его родителей. Наступает время переоценки ценностей и разрушения некоторых стереотипов. В этот момент очень важно помочь ребёнку правильно оценить свою личность.

Родители должны приложить немало усилий, чтобы переход их ребёнка из детского мира во взрослый прошёл без проблем. О том, как поднять самооценку подростку, расскажет эта статья.

Уверен ли ребёнок в себе – определяющие признаки для родителей

Детство проходит, ребёнок начинает своё знакомство со взрослым миром, где не всегда всё гладко и красиво. В этот период происходит оценка ребёнком своей личности. Влияние на неё оказывают не только родители, но и сверстники, одноклассники и друзья подростка.

Заниженная самооценка у ребёнка-подростка является следствием чрезмерной критики. Он сомневается в значимости собственной личности, не верит в свои силы, стесняется и находится в постоянном напряжении.

Главной трудностью для родителей в это время является распознавание низкой самооценки у подростка. Многие дети тщательно скрывают от взрослых все свои переживания. Конечно, внимательный родитель сможет разузнать, всё ли в порядке с самооценкой у его ребёнка.

Для прояснения ситуации взрослые должны ознакомиться с несколькими признаками, указывающими на низкую оценку личности подростка:

  • подросток плохо контактирует со сверстниками из-за страха быть высмеянным;
  • у ребёнка наблюдаются панические настроения, высокая тревожность;
  • мнение окружающих для подростка имеет огромное значение;
  • подросток не хочет учиться чему-то новому, потому что боится неудачи;
  • у ребёнка с низкой самооценкой появляется предмет для подражания среди сверстников;
  • любой свой успех подросток объясняет случайной удачей;
  • ребёнок категорически не хочет принимать участие в школьных мероприятиях;
  • подросток не желает гулять с друзьями, для него лучше провести свободное время в одиночестве;
  • свои тревоги, переживания, успехи или неудачи ребёнок скрывает от взрослых, не хочет ничего рассказывать родителям.

Если вы наблюдаете у своего ребёнка один-два признака из всех вышеперечисленных, то повода для паники нет. Просто понаблюдайте некоторое время за ним. Помощь подростку необходима в том случае, когда у него имеется три (или больше) признака низкой самооценки.

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Узнай здесь.

Родители должны понимать, что несвоевременная реакция на первые сигналы о низкой самооценке подростка может привести к серьёзным последствиям, когда ребёнку придётся посещать детского психолога.

Чтобы правильно бороться с низкой самооценкой у подростка, необходимо знать причины, спровоцировавшие её появление. Оценка личности ребёнка снижается под воздействием таких факторов:

  • неправильное воспитание, постоянная критика со стороны родителей;
  • низкий авторитет ребёнка в среде друзей и сверстников;
  • плохая успеваемость в школе, негативное отношение учителей;
  • личностные особенности подростка;
  • внешний вид ребёнка, его физиологические факторы (лишний вес, ношение очков, неопрятность).

Как помочь подростку повысить самовосприятие

Итак, если вы заметили у своего чада склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно. Родители должны понимать, что их влияние на оценку личности ребёнка огромно.

Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым.

И наоборот, когда родители постоянно поддерживают подростка, внимательны к нему, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.

В переходном возрасте на оценку личности ребёнка оказывают определённое влияние его друзья и сверстники. Родители должны это учитывать и прилагать все усилия, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.

Чтобы помочь ребёнку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  • ни в коем случае не критиковать внешность ребёнка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем: если у подростка имеется лишний вес, родители должны мотивировать его на совместные занятия спортом, при появлении у ребёнка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей;
  • родители должны уважать своего ребёнка, прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;
  • подростка нужно постоянно хвалить, но только по делу и конструктивно;
  • не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;
  • за внешним видом подростка необходимо тщательно следить: ребёнок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;
  • взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;
  • подросток должен уметь говорить «нет», это поможет ему закрепить своё положение в обществе и повысить самооценку.

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

  1. Аутотренинг. Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей. Для этого можно напечатать хвалебный текст на большом ватмане и повесить его на стену в детской комнате. Подростку необходимо повторять эти слова ежедневно, утром перед зеркалом и вечером перед сном.
  2. Общение во благо. Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть на самом деле. А вот эгоистичных и высокомерных людей в окружении подростка быть не должно.
  3. Реакция на похвалу. Ребёнка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу.
  4. Помощь окружающим. Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребёнок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.
  5. Борьба со страхами. В подростковом возрасте у ребёнка возникает большое количество страхов. В основном он боится показаться нелепым и смешным в глазах окружающих. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребёнку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.

Как поднять самооценку подростку самостоятельно

Девушке

  1. Выбери свой стиль. Не стоит слепо следовать модным веяниям и пополнять свой гардероб вещами, которые тебе совершенно не подходят. У тебя должен быть свой индивидуальный стиль одежды. Он будет уникальным, и обязательно придаст уверенности.
  2. Удели внимание своим интересам. Если девочка-подросток хочет танцевать, то это желание нужно реализовать. Сейчас во многих школах есть специальные танцевальные кружки, где можно освоить новый вид спорта, танцевальные движения, техники живописи.
  3. Следи за личной гигиеной. Чтобы твоя самооценка была на высоком уровне, необходимо регулярно следить за личной гигиеной, заботиться о своём теле. Ежедневно чисти зубы, регулярно мой голову и расчёсывай волосы.
  4. Носи аккуратную и чистую одежду. За вещами, которые ты носишь, нужен регулярный уход. Стирать их нужно по мере загрязнения, удалять пятна, разглаживать мятые участки. Одежда должна подходить тебе по размеру, не стеснять движений.
  5. Занимайся спортом. Регулярные спортивные занятия помогают девочке сформировать фигуру, чувствовать себя энергичной и здоровой. Выбери для себя оптимальный вид спорта (бег, прыжки, приседания, плавание) и занимайся им регулярно.
  6. Сделай свой рацион сбалансированным. Правильное питание поможет тебе чувствовать себя здоровой, улучшит настроение, подарит больше энергии.
  7. Аутотренинг поможет стать увереннее. Каждое утро произноси перед зеркалом волшебные слова «Я красива, я привлекательна, я люблю себя, и меня любят окружающие». Если ты будешь ежедневно напоминать себе об этих реальных вещах, то вскоре сможешь поверить в то, что говоришь и поднимешь свою самооценку.

Как может самооценка женщины влиять на ее успешность? Узнай из статьи.

Парню

  1. Достигай своих целей. Мальчики-подростки мечтают быть лучше и успешнее своих сверстников. Для этого им совсем не нужно уметь драться. Можно ведь достигать успеха, занявшись чем-то стоящим и важным. К примеру, научись совершенствовать своё тело, регулярно занимаясь спортом. Старайся учиться хорошо, получать высокие оценки по предметам. Любое достижение – это твой повод для гордости!
  2. Вырабатывай чувство ответственности. Умение отвечать за свои слова - хорошая черта для любого парня. Чувство ответственности поможет тебе справиться со многими проблемами и трудностями.
  3. Стань волонтёром. Повысить свою самооценку можно, помогая нуждающимся людям. Займись волонтёрской деятельностью, просто помоги старенькому соседу (соседке) или бездомным животным. Такие маленькие благородные поступки помогут тебе почувствовать свою значимость.
  4. Найди себе хороших друзей. Бороться с трудностями гораздо легче, если рядом находятся верные и надёжные друзья. Хорошо, если у них будут такие же интересы, как и у тебя. Не дружи с теми, кто снижает твою самооценку, плохо думает о тебе.
  5. Будь напористым. Чтобы обрести уверенность в себе и увеличить самооценку, тебе нужно научиться следовать своим желаниям и не позволять окружающим собой помыкать. Не бойся выражать своё мнение в присутствии одноклассников и сверстников. У тебя не должно быть чувства вины, когда ты отказываешь кому-то в исполнении какой-то просьбы.
  6. Старайся высыпаться. Дефицит сна в подростковом возрасте может негативно отразиться на твоём здоровье в более зрелые годы. Кроме того, недостаток сна скажется на твоей самооценке. В сутки тебе нужно выделять на сон не меньше 8 часов.
  7. Не стремись к идеальности. Идеал – это условное понятие, которое на самом деле ничего не значит. Пытаясь стать идеальным, ты будешь испытывать больше разочарований, а это уж никак не способствует повышению самооценки.

Подросток, который умеет правильно оценивать свои личностные характеристики, добьётся большего успеха в жизни. Уверенность в себе поможет ему в будущем налаживать отношения с хорошими людьми, избегать дурных компаний и добиваться всех своих целей.

В подростковый период ребёнок должен получать необходимую поддержку от взрослых (родителей и учителей), чтобы успешно перейти из детства во взрослую жизнь.

Видео: Как Повысить Самооценку

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Как повысить самооценку у подростка?

  • особенности характера.

Причины и признаки заниженной самооценки у подростков

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Низкая самооценка у подростка

Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы. На это очень сильно влияет самооценка, которая может быть адекватной (ребенок воспринимает себя таким, какой он есть) и неадекватной (завышенной или заниженной). Это может очень сильно повлиять на его дальнейшую судьбу, поэтому родители должны знать особенности формирования самооценки у подростков, чтобы вовремя скорректировать ее.

В этой статье рассмотрим: что влияет на самооценку у подростков, как понять, что она заниженная, и какая коррекция возможна.

Формирование самооценки подростка

В этом возрасте начинает формироваться уже более устойчивая и осознанная, чем в младшем школьном возрасте. К факторам, влияющим на этот процесс, относят:

  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения в спорте или танцах;
  • особенности характера.

Причины и признаки заниженной самооценки у подростков

Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков является семейное воспитание и стиль общения с родителями. Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.

К признакам чересчур низкой самооценки относят:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Определив низкий уровень самооценки своего ребенка-подростка, родители сразу начинают искать способы, как ее поднять.

Как повысить самооценку подростка?

Чтобы помочь подростку сформировать адекватную самооценку необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом);
  • делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков;
  • регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом;
  • не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми;
  • уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и ни в ком случае не унижайте его достоинство;
  • материально обеспечьте по возможности всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой;
  • следите за внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите подобрать стиль одежды и научите правильно сочетать вещи;
  • помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное – это их определить;
  • научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Зная основные принципы повышения самооценки у подростков, вы сможете вырастить уверенного и успешного в будущем человека.

самооценка детский подростковый личностный

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми - с одной стороны, и учителем - с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально - личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

Способы изменения самооценки

Пути выполнения

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да - то не откладывайте

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Социально-психологический тренинг - это один из видов групповой психологической работы школьного психолога.

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков, без каких - либо психических отклонений. Направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренингов приблизительно такие: 14 - 20 лет. Возраст, в данном случае, определяется тем этапом в формировании Я - концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи этого возраста, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонентов Я - концепции: в первую очередь самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во - первых создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Тренинг можно проводить 1 - 2 раза в неделю, не реже. Но и не чаще, за исключением летнего трудового лагеря, либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится, приблизительно, 2,5 - 3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком и руководителем своих задач.

Примерная программа тренинга

ЗАНЯТИЕ №1

Упражнение 1 . «Я - это я».

Учащиеся повторяют установку: «Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники передают по кругу игрушку и говорят о том, что ценного взяли из занятия.

ЗАНЯТИЕ №2.

Цель: осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственные недостатки и умеющей работать над ними; повышение толерантности по отношению к окружающим.

Материалы : пластилин или тесто, магнитофон, спокойная музыка, корона.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Приветствие».

Участники приветствуют участника, которого выбрали и бросают мячик со словами: “Здравствуй, ….. Мне нравится в тебе, что ты…”, получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

Упражнение 2 . «Образ настроения» (под музыку).

Участникам предлагается выбрать пластилин того цвета, который ему нравится и вылепить из него «Мой мир», или «Мир моей души», «Пластилиновый город» и т.д. Ребенок может сам предложить тему для скульптуры. Затем попросите его придумать и рассказать историю о ней. Пластичность материала позволяет маленькому скульптору многократно изменять свое произведение - например, в процессе фантазирования он может добавить какие-то элементы или убрать, придать им новую форму. Таким образом, поправляется его эмоциональное самочувствие. Тренеру важно в процессе рассказа акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах и предложить ему внести в скульптуру новые изменения, которые сделают ее еще лучше и добрее.

Анализ и обсуждение работы.

Упражнение 3. Тест «Лесенка»

Участникам предлагается нарисовать лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей.

На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя, и объяснить, почему.

Обсуждение: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

Упражнение 4: « Я - это Я!»

Учащиеся повторяют установку:

«Я принадлежу себе и потому могу строить себя. Я могу быть лучше и буду еще лучше. Сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки. Я горжусь собой! Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники берутся за руки, прощаются и желают друг другу успехов.

ЗАНЯТИЕ №3.

Цель: Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.

Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.

Материалы : листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, стирательная резинка, ножницы, распечатанные рекомендации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх».

Ребенку дается лист бумаги с нарисованными на нем квадратиками. Участники должны нарисовать свой страх (страхи) в каждом из квадратиков. Пока ребенок рисует, не комментируйте его работу и не направляйте его. Когда он закончит, попросите рассказать о своей картинке, при этом старайтесь как можно подробнее прояснить все детали и конкретизировать общие слова. После предложите вырезать квадратики с рисунками и спросите: что сам ребенок хочет с ними сделать? Скорее всего, он предложит уничтожить рисунки - например, разорвать их или сжечь. Пусть он осуществит это самостоятельно, вы не должны ему помогать.

Оставшийся трафарет положите на чистый лист бумаги и предложите ребенку заполнить то место, которое освободилось от страхов, чем-нибудь приятным для него. Пусть он сам определит, что это будет - солнце, радость, друзья и т.д. Когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком - как он себя чувствует сейчас, что изменилось в его состоянии?

Упражнение 2. «Мой характер».

Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.

Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х - неизвестное, что пока в себе еще непонятно. Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так:

Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.

Ритуал прощания. Окончание тренинга.

Вот, и закончились наши занятия. Каждый из нас определил все свои слабые и сильные стороны, которых он раньше не замечал. Каждому из вас я раздаю рекомендации, чтобы вы их иногда читали и задумывались об отношении к себе. Желаю вам всем успехов!

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою.

Введение 3

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

Заключение 32

Список используемой литературы 34


ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

Изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;


ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.

Как повысить самооценку у учащихся.

Что такое самооценка?

Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на, что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди, совсем, не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы, ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности.

Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная самооценка. Ниже даны рекомендации, которые помогут педагогам повысить самооценку учащихся.

  1. Учащийся должен учиться, оценивать сам себя.

Выполняя задания на уроке, подросткам предлагается оценить их самим до того, как отдать на проверку педагогу. После того, как работы проверил и оценил педагог, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания, на которых строили самооценку подростки, и показатели, по которым оценивал работы педагог. Привлечение подростков к оценке результатов своей деятельности постепенно приводили к тому, что количество несовпадений уменьшиться. (Это показывает практика психологов, работавших с коррекцией самооценки). Этот эксперимент свидетельствует о том, что включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важную роль как в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, так и в формировании у него критического отношения к получаемому результату, верного представления об уровне своих учебных достижений. Важно не оставлять это несовпадение без обсуждения даже если оно вызывает конфликтные ситуации, споры, необходимо привлечь остальных учащихся к обсуждению, а не ограничиваться соотношением ролей учитель-ученик.

  1. Не нужно сравнивать подростков между собой.

В процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнивание одного ученика с другим. Но в процессе сравнивания достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно сказывается на личном развитии подростков. У тех, кого демонстрируют, как образец возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны - теряется вера в себя. Важно чтобы у подростка развивалось чувство собственного достоинства. Наиболее предпочтительные варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравниваются с неуспехами другого, с тем лишь различием, что составляют равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определённых личностных качеств достигающим в учении других результатов. В этих случаях все оценки, замечания высказываются с целью показать, что отставание или успех в учении зависят от отношения к работе. Либо другой вариант: когда каждого подростка на протяжении года сравнивают только с ним самим, не вынося это на всеобщее обсуждение, и не сопоставляя его результаты с другими. Сравнение учащихся не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует «грамотно» применять как способ воздействия на учебную деятельность, личностное развитие и совершенствования личности подростка.

  1. Неуспевающий в роли «учителя».

Изучение неуспевающих и недисциплинированных подростков показывает, что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. Утрата позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности подростка, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки. Работа с такими подростками должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить подростку оказывать помощь другим. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции подростка, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Здесь можно преследовать две цели:

1.создаются объективные предпосылки для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления чувства собственного достоинства.

2. роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причём так, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приёмы его выполнения.

  1. Типичные ошибки, допускаемые педагогами в общении с учащимися, которые резко отрицательно сказываются на формировании подростковой самооценки:
    • Снижение оценок за дисциплину - оценка должна соответствовать действительным знаниям, а особенности поведения подростков- это прежде всего особенности данного возраста, которые педагог должен учитывать в своей работе.
    • Важно не только какую оценку поставил педагог, но и что он при этом сказал: подросток, прежде всего, должен знать чего от него ждёт учитель? Не захваливать легко успевающих, но поощрять хотя бы малейшее продвижение старательного, трудолюбивого. Помнить что положительная оценка- это ориентация на положительное в учащемся.
    • Педагогический такт! - не снисходительность - а прежде всего требовательность к личности, не унижение - а уважение к личности, не презирать - а уважать личность, взывать к достоинству и открывать перед подростком возможность стать другим, верить в растущего человека и его возможности.
    • Обращение свысока - лучше сотрудничество, помощь и поощрение самостоятельности мышления.
    • Безличность образования - от этого страдают учащиеся с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не воспринимают лицей, следовательно, необходимо больше уделять времени общению с подростками, например, регулярное проведение проблемных классных часов, организация внеурочной деятельности, и т. д. Это дает возможность более тесного общения с учащимися, более доверительного взаимодействия.
    • Ограниченность одним предметом - самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью склонен проявлять любознательность не только к научно-техническим, художественным или другим предметным знаниям, но и к человеку, его психологии и поведению, познанию законов формирования человеческих отношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, воспитывать в них любопытство и жажду знаний.