Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых. Методы арт терапии

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, . Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

"Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете".
Ф. м. Достоевский.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

Термин арт - терапия образован от английских слов art - "Искусство, Мастерство" и Therapy - "лечение, терапия" и дословно понимается как терапия искусством. Его ввел британский художник и врач Адриан хилл. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает пациентам быстрее выздоравливать, отвлекает их от страданий и переживаний, помогает успешнее сопротивляться болезни.

В нашей стране арт - терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт - терапия начинает развиваться сама.

Арт - терапия - это исцеление посредством любого художественного творчества (рисунок, живопись, лепка, музыка, танец и др. Она незаменима в тех ситуациях, где вербальный способ коммуникаций невозможен и нежелателен. Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Существуют различные направления арт - терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.

Самые распространенные виды арт - терапии:
- Музыкотерапия.
- Куклотерапия.
- Библиотерапия.
- Мандалотерапия.
- Сказкотерапия.
- Видеотерапия.
- Изотерапия.
- Драматерапия.
- Маскотерапия.
- Игротерапия.
- Песочная терапия.
- Цветотерапия.
- Танцевальная терапия.
- Фототерапия.

Разберем некоторые подробнее:

Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на человека. Благодаря многим научным исследованиям стало известно, что прослушивание музыки определенного типа может поднять настроение, замедлить сердцебиение, уменьшить головные боли и даже снизить кровяное давление. Сегодня музыкотерапия активно применяется для расслабления, снятия неуверенности и тревоги. Благодаря этой науке можно легко и приятно избавиться от недугов.

Библиотерапия. Это направление арт - терапии основано на исцеляющем воздействии слова (т. е. самовыражение через творческое сочинение. Художественное сочинение дает возможность красиво рассказать о чем угодно и "не про Себя". А использовать для работы можно любые техники: стихи, саги, сказки, страшилки, письма и др.

Мандалотерапия (мандала переводится с санскрита как "Круг", "центр". Мандала - глубокий архитипический символ, который существовал во всех культурах. Например, витражи христианских соборов чаще всего представляют собой мандалы, т. е. рисунки в круге. Мандала может использоваться как средство помощи при неврозах, в сложных жизненных ситуациях, при агрессивности, при проблеме самооценки, при любых кризисных состояниях. Работа с мандалой - это способ личностного роста, развитие креативности, внутренней свободы, внутреннего спокойствия и равновесия.

Сказкотерапия. Сказки - это про всех и всегда. Метафорический язык сказок доступен и понятен каждому, позволяет описать словами то, что словами не описывается. Сказка всегда повествует о глубинных категориях: красота, правда и ложь, добро и зло, любовь, свобода и др. Сказка дает указание на имеющиеся ресурсные области, которые не видны сразу.

Изотерапия (работа с рисунком. Выражая себя через рисунок, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Показания к применению арт - терапии:
- Неврозы, - депрессия, - комплексы неполноценности, - страхи и фобии, - замкнутость, - стресс, - внутренние блоки и зажимы, - внутриличностные конфликты, - эмоциональная нестабильность, - повышенная тревожность, - различные психические травмы, - психосоматические расстройства.

Но вместе с тем, арт - терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт - терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем, совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.

Основной акцент в арт - терапевтическом процессе делается на свободном выражении участниками своих чувств и мыслей. Искусство здесь - не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть человеку в свой внутренний мир. Арт - терапия предоставляет нам прекрасную возможность выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.

Арт - терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт - терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Также арт - терапия помогает человеку укрепить память, развить внимание и мышление, формирует творческое отношение к жизни.

Главное преимущество арт - терапии - действенность и совершенная безопасность. Цель арт - терапии - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее. Psychology психология арттерапия.

Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Сегодня я пригласила в гости профессионального психолога Анну Кутявину, чтобы познакомиться с арт-терапией ближе, узнать о ее целях и направлениях, кому она подходит и в каких дозировках.

Арт-терапия – что это такое и для чего нужно?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Если вы наберете в поиске «арт-терапия», сразу же всплывет огромное количество ссылок на статьи, курсы, подборки упражнений, видео- и аудиороликов. В этом всем так легко потеряться. И вот уже кажется, что арт-терапия – это что-то очень сложное, чему учат годами в институтах и университетах. Или, наоборот, у вас может сложиться впечатление, что все это легко, и называть себя арт-терапевтом может даже ребенок. Покалякал по листу – и привет, дело сделано.

Смею вас разочаровать – ни тот, ни другой подход неверен. Да, чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки, познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Только, пожалуйста, не думайте, что любое творчество само по себе уже является терапией. Это не всегда так. Вспомните хотя бы известных художников и музыкантов, которые создавали свои шедевры под влиянием каких-то дурманящих веществ. Творчество ли это? Да! Но терапия ли? Однозначно, нет.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Чем же ценна арт-терапия?

Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии. С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование. И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

Клиенты арт-терапевтов

С кем же чаще всего приходится работать арт-терапевтам? Возможно, это прозвучит слишком громко, но фактически со всеми! Кроме отъявленных скептиков и нытиков, а также тех, кто только интересуется новинками, но не готов меняться. Со всеми же остальными – и с взрослыми, и с детьми – арт-терапия способна дать хорошие плоды. В частности, помочь ищущему и открытому человеку пересмотреть свои взгляды на жизнь, выйти на новый уровень осознания, выбрать для себя более подходящие методы поведения. А также раскрыть в себе творческий потенциал.

В работе с детишками чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия (терапия рисованием, изобразительным искусством). Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, инструкторы в развивающих центрах, логопеды, коррекционные педагоги.

Арт-терапия чудесно работает с детками с особенностями развития, с инвалидностью. Лично мне выпало работать с незрячими детишками, с малышами с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития. И результаты очень приятно удивляли и удивляют. Ведь все так просто – сказка, песок, краски, глина. Все то, что так любят детишки! А оказывается, что это еще и чудесная развивающая, коррекционная, психотерапевтическая среда. Стоит лишь направить творчество в нужное русло, отграничить его от «просто творчества», и внимательно отследить процесс и его результаты.

Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:

— Восстановление контакта с собой и с окружающими людьми, налаживание отношений, понимание их особенностей;

— Обретение равновесие между своими целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других людей, с правилами «игры», с другой стороны;

— Коррекция поведения, замена неконструктивной манеры поведения на более подходящую;

— Расслабление, ощущение себя, своих чувств и ресурсов;

— Раскрытие творческого потока, единство с собой, своим внутренним я.

Задачи арт-терапии

Выше мы проговорили основную цель и предназначение арт-терапии. Теперь же предлагаю рассмотреть конкретные задачи, с которыми она справляется, причем, весьма успешно. К ним относятся:

— Диагностика . С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция . С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие . Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

Удовлетворение эстетических потребностей . В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

Психотерапия . И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;

Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач: возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т.д.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что непременно стоит попробовать творить в рамках арт-терапии. Ведь это путь к своей душе, честной и настоящей. И дорога очень интересная, захватывающая, насыщенная яркими образами. Она ценна уже сама по себе, как процесс. Но и результаты бывают очень и очень впечатляющими.

Фактически все, рано или поздно столкнувшиеся с арт-терапией, начинают смотреть на мир глазами творца. Художника, поэта, скульптора, человека, который сам создает свою жизнь и изменяет мир вокруг себя. Такие люди непременно находят свое призвание, предназначение, жизненную миссию, и следуют ей. Становясь лучше с каждым днем.

Я от всей души желаю вам тоже обрести своего творца, познакомиться с собственным потенциалом и огромными возможностями, построить искренние взаимоотношения с миром и близкими людьми. А в первую очередь – с самим собой.

Счастья вам и процветания!

Анна Кутявина

В , о том, что мы можем сделать и как повлиять на себя и свою жизнь.

Позже мы рассмотрим большинство видов арт-терапии подробнее. А пока приглашаю просмотреть видео о том, как избавиться от депрессии при помощи арт-терапии.

Пусть творчество радует, а вдохновение дарит крылья!

С любовью,

Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.