Техники работы с фантазией в игровой терапии. Медитация «Розовый куст Методика розовый куст интерпретация для мужчин

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Какой ваш внутренний ребенок? (визуализация)

Визуализация своего внутреннего ребенка поможет нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы и спокойствия. Проявление нашего внутреннего ребенка – это буря эмоций, вызванная нечаянно кем-то брошенным в наш адрес замечанием, событие, от которого начинает болеть сердце, тоска, которая вдруг появилась ниоткуда. Это когда мы плачем над сентиментальным фильмом или становимся шаловливым, как ребенок, когда рассматриваем фотографии нашего детства. Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими людьми. В тихом месте, чтобы вам никто не мешал, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то. Постарайтесь установить с ним контакт, чтобы узнать, как о нем заботиться. Например, мысленно спросите его, отчего у него так часто бывает стресс? Что его обычно пугает в жизни, чего он боится, что злит, отчего плачет? Поищите, что могло бы сделать эти эмоции менее интенсивными и частыми, найдите то, что вызывает негатив. Подумайте, как свести на нет действие факторов, которые способствуют такому состоянию. Например, попробуйте глубоко подышать, чтобы ослабить стресс и т. п. Поддержите себя, доставьте себе удовольствие позаботиться о себе, как родители заботятся о своих детях. Всегда помните, наш внутренний ребенок – это наша душа, общайтесь с ним как можно чаще. Вы его можете видеть разным. Ему может быть в один период вашей жизни 5 лет, а через некоторое время 8–10. Испытывая свои самые разнообразные эмоциональные состояния, он может быть как грустным, задумчивым, так и радостным, как и вы в настоящее время. Посмотрите внимательно на рисунки женщины Марии (рис. 1–2 на цветной вклейке). Они наглядно показывают, что дела обстоят именно таким образом.

Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.


Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года


Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан1
Алан Дж. Ландшафт детской души. – М.: Пэр СЭ, 2006. – 272 с.

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).


Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.


Наталья, 19 лет . Находится в постоянном конфликте с матерью и с некоторыми из своих подруг. Парня, с которым бы встречалась, нет уже более года. Печаль и тоска в глазах, одета неопрятно. Рисунок куста роз нарисовать согласилась неохотно и то с условием, что сделает это у себя дома. Посмотрите внимательно, какой получился рисунок. На нем хорошо отражен весь внутренний настрой девушки. Надо ли его комментировать, когда и так все понятно.


Рис. 8. «Розовый куст». Рисунок Николая, 69 лет


Рис. 9. «Розовый куст». Рисунок Натальи, 19 лет

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера человека и его наклонности. По автопортрету вы многое можете узнать о себе, даже то, чего раньше в себе не замечали.

Выполнение теста

Для выполнения теста нарисуйте свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Затем раскрасьте рисунок по своему выбору: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью или пастельными мелками. Внимательно посмотрите на свой рисунок, когда его закончите: какого размера вы нарисовали себе глаза, уши, нос и т. п. Почему портрет получился именно таким? Нравится ли он вам? Теперь можете сами ответить на многие вопросы, прочитав интерпретацию к рисунку.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу2
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.
)

♦ Голова

Голова большая – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Голова маленькая – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

♦ Глаза

Глаза большие – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза маленькие или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

♦ Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

♦ Рот

Отсутствие рта – переживания, депрессия, вялость в общении.

Выделенный рот – возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

♦ Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.


Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

♦ Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Анализ рисунков

Настя, 17 лет . Поступала в институт – не поступила, поэтому находится уже несколько месяцев в эмоционально-напряженном состоянии. Плохо спит. Замкнулась в себе, не может разобраться, что с ней происходит. Свой автопортрет рисовала с равнодушным видом. Я видела, как на рисунке рот у нее явно не получался, и она его несколько раз стирала, а потом и вовсе сказала мне, что больше его рисовать не будет. Отдала рисунок в незаконченном виде, хотя и раскрасила его. Глядя на рисунок, можно сказать следующее: не получилось нарисовать рот, и он в итоге отсутствует, а отсутствие рта – это всегда внутреннее напряжение, признак замкнутости, зажатости, вялости. Вообще, отсутствие любой части тела на рисунке должно всегда настораживать, так как это указывает на очень сильные внутренние переживания, которые могут привести к нервному срыву. Сильно зачерненные зрачки глаз говорят о страхе, а большие выпученные глаза о гиперчувствительности по отношению к чужому мнению. Девушке явно не нравился ее рисунок.

Изменить состояние Насти можно было. Я посоветовала ей нарисовать новый автопортрет, а именно: нарисовать себя такой, какой она хотела бы себя видеть.

Рис. 10. «Автопортрет». Рисунок Насти, 17 лет (см. иллюстрации).


Александр, 51 год . Нарисовал себя, находясь в прекрасном настроении, будучи убежденным в том, что совсем не умеет рисовать. Пытался и меня убедить в этом же. Внимательно посмотрите на его рисунок. Александр не смотрел на свою фотографию или в зеркало, а нарисовал себя только по памяти и своему визуальному представлению, причем сделал это за 3 минуты, на одном порыве. Я нашла, что автопортрет полностью отражает все его черты характера, а также его самого как внешне, так и внутренне. Вывод: мы рисуем себя очень похожими, независимо от того, умеем ли мы рисовать или только так думаем, и рисунок автопортрета Александра только лишний раз подтверждает истину – все мы умеем рисовать, но, повзрослев, забыли об этом.

Коррекция внутреннего состояния

Если у вас получился автопортрет, не удовлетворяющий вас, постарайтесь нарисовать новый, представляя, каким (какой) вы бы хотели себя видеть.


Рис. 11. «Автопортрет». Рисунок Александра, 51 год

Тест «Метафорический автопортрет»

Тест рассчитан на психологическое исследование себя и поиск собственных ресурсов и состоит из четырех рисунков, которые отражают четыре базовых потребности человека.

Выполнение теста

Для выполнения теста вам понадобятся карандаши, краски, четыре листа бумаги формата А5, на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1-й рисунок . Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2-й рисунок . Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3-й рисунок . Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4-й рисунок . Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, на них следует посмотреть как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хотите ли что-то изменить?

Интерпретация рисунков

♦ 1-й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой-то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

♦ 2-й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются , например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким-то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются, – это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

♦ 3-й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения , например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы – большой радиус поражения, но и большое право.

♦ 4-й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите , например бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Коррекция внутреннего состояния

Следует нарисовать новый рисунок, уже по-другому, что-либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Анализ рисунков

Галина, 55 лет . Недавно ушла на пенсию, но уже нашла новую работу. Замужем уже много лет. Четыре рисунка, которые нарисовала Галина, отражают то, что она находится в хорошем душевном состоянии и востребована в жизни.





Рис. 12–15. «Метафорический портрет». Рисунки Галины, 55 лет

Тест «Фрактальный рисунок»

Слово «фрактал» происходит от латинского слова «fractus», что означает «из частей». Авторы теста Полуяхтова Т. З., Комов А.3
Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.

Основа метода – принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. Глядя на фрактальный рисунок, можно диагностировать внутреннее состояние человека, его нарисовавшего. В таком рисунке даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для автора рисунка характерно. Многочисленные исследования показывают, что человеческий мозг сохраняет подробную информацию о личности, привычках и целях, которые он устанавливает для себя и желает в дальнейшем реализовать. Во время выполнения этого теста можно получить доступ к знаниям и информации, скрытых в самых глубоких слоях нашего подсознания. Фрактальный рисунок позволяет дать визуальное выражение этой информации, а также раскрывает возможности для ее интерпретации и осознаний. Особенностью данного теста является то, что рисунок создается с закрытыми глазами, а это в свою очередь позволяет на время отключить оценочные суждения разума и проявить полную свободу самовыражения. В дальнейшем, овладев методом фрактального рисунка, вы сможете самостоятельно с ним работать, изменяя свое состояние и свою жизнь к лучшему.

Выполнение теста

Для выполнения вам понадобится лист бумаги формата А4, шариковая ручка, цветные карандаши (не менее 24 цветов).

Расслабьтесь, закройте глаза и в течение одной минуты шариковой ручкой рисуйте на листе бумаги одну непрерывную линию. Начинать ее рисовать следует с правого угла и закончить там же, при этом линия может много раз пересекаться. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите, что у вас получилось. Вы увидите рисунок, состоящий из многочисленных, разных размеров ячеек, которые надо будет раскрасить. Цвета карандашей следует выбирать с закрытыми глазами.


Рис. 16. «Фрактальный рисунок», выполненный с закрытыми глазами одной непрерывной линией


Интерпретация рисунка

♦ Размер и конфигурация рисунка

Маленький, с овальным периметром, рисунок , который занимает не более 1/3 площади листа, чаще всего указывает на уравновешенный характер.

Большой рисунок, с выходящими за пределы листа линиями , который занимает более 2/3 площади листа, указывает на нестабильное, эмоциональное состояние. В некоторых случаях неумение концентрироваться и ослабленное внимание.

Прямоугольная форма периметра рисунка обычно говорит о прямолинейном, зачастую сложном характере.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру указывает на нестабильность характера, но в то же время яркую и неординарную личность.

♦ Линии

Четко прочерченная линия – показатель уверенного и твердого характера, целеустремленности, аккуратности, обязательности.

Линия с неодинаковым нажимом говорит о том, что человек эмоционален, имеет творческие способности, фантазию, иногда проявляет неуверенность в себе и своих действиях.

Слабо прочерченные линии чаще всего указывают на болезненное состояние, неуверенность в себе и комплексы.

Угловато прочерченные, резкие линии – стрессовое состояние и эмоциональное напряжение.

Плавные линии с мягкими переходами говорят о гармоничном, уравновешенном состоянии.

Кругообразный повтор линий в рисунке указывает на склонность к навязчивым состояниям и неврозам.

Ячейки. Конфигурация и размеры

Большое количество крупных ячеек указывает на доброго и открытого человека.

Большое количество средних ячеек говорит об аккуратности, педантизме, наличии аналитических способностей. Некоторой склонности к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек обычно является показателем некоторой закомплексованности, неуверенности в себе, стремлением к детализации, аккуратности, старательности.

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка в равных пропорциях говорит об уверенности в себе и целеустремленности.

Плавные, округленной формы ячейки указывают на склонность к творчеству, рассудительность и спокойный характер.

Большое количество ячеек геометрической формы – показатель скептицизма в оценках и склонности к анализу.

Угловатые, неровные ячейки – эмоциональная неуравновешенность, стресс, раздражение.

Введение
- С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был французских трубадуров, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
Обычно Высшее символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.
Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего.
Порядок выполнения
1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).
8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Методика "Розовый куст" в работе с педагогами.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже
8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.
9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.
В заключении могу сказать, что педагогам понравилось данное упражнение, было много интересного и необычного.

Систематизированное описание общеизвестной техники

Мария Лекарева-Бозененкова

Методика используется для исследования способа контакта, в ходе работы участвуют два человека – психолог и клиент, члены семьи или участники группы, разбившиеся на пары. Инструкция для работы звучит следующим образом:

«Вас два человека, и у вас есть один лист бумаги – это пространство для общения. Каждый может делать на нем то, что считает нужным. Нет никакого эталона, которого вы должны достичь, совершенно не обязательно, чтобы у вас получился общий или совместный рисунок. Рисунки могут быть как конкретными, так и совершенно абстрактными – хоть точки, хоть кружочки. Вы не должны ни о чем договариваться вначале или переговариваться в процессе рисования. Все, что происходит, вы можете отразить на бумаге. Желательно, чтобы вы были максимально внимательны к себе и к происходящему – что в действиях партнера на бумаге вызывает ваши чувства – радость, удивление, обиду, недоумение, гнев? Как вы отвечаете? Что появляется на следующем шаге?»

На рисунок отводится 3-5 минут. Затем партнеры могут обсудить друг с другом то, что они чувствовали, что пытались донести друг до друга – и насколько им это удалось. Ведущий может перевести эти беседы в индивидуальную работу, задавая вопросы о том, насколько происходившее в контакте с партнером на бумаге похоже на способ контакта данного человека в его реальной жизни.

Однако, помимо ответов участников, существует еще одна, статистическая возможность анализа. Все рисунки могут быть разбиты на 4 группы, в соответствии со способами организации или нарушения контакта.

1. Сохранение нейтральной полосы (избегание контакта).

Оба участника нарисовали что-то свое в своем углу или на своей половине листа бумаги. Обычно листок не разграничивается специально – однако между двумя рисунками находится полоса белой бумаги, не нарушенная ни одним из участников. Чаще всего объяснения авторов рисунка при этом способе контакта бывают связаны со страхом вступить в контакт или с нежеланием никого пускать на свою территорию. Очень распространенным является случай, когда у обоих участников существуют представления о том, что другой партнер не хочет нарушений в своем рисунке или проникновения на свою территорию (удивление обоих участников по поводу того, что каждый партнер ждал инициативы или приглашения от другого, может оказаться взаимным).

2. Дорисовывание элементов чужого рисунка (проверка контакта).

Оба участника рисуют преимущественно на своей территории, однако появляются более или менее робкие попытки дорисовать элемент или раскрасить маленький фрагмент чужого рисунка. Начальная стадия контакта, с постепенным снижением тревоги по поводу неожиданной реакции или недовольства партнера.

3. Совместный рисунок (взаимный контакт), получение удовольствия от возможности взаимодействия или взаимопонимания. На бумаге может возникнуть как совместный тематический рисунок, так и множество отдельных, но взаимосвязанных партнерских рисунков.

4. Захват территории (нарушение контакта). Реже встречающийся тип организации контакта, – когда один из партнеров, (еще реже – оба), начинает рисовать на всем листе бумаге, поверх рисунков партнера, перечеркивая или используя их в качестве деталей своего рисунка и совершенно не обращая внимания на реакцию партнера. Доминирующий, переходящий в агрессивный стиль общения, сопровождаемый обычно множеством конфликтов в реальной жизни.

Применение этой техники очень результативно как в группе, где оно иллюстрирует способ установления или прерывания контакта с незнакомыми или малознакомыми людьми, так и в устоявшихся отношениях – супружеских, детско-родительских, деловых. Однако для психотерапевтического использования необходимо задавать очень подробные вопросы о мыслях и чувствах каждого из участников, особенно в случае, когда результат на бумаге внешне выглядит как «совместный рисунок», так как на самом деле для одного из участников рисунок может отражать какую-либо форму нарушения контакта, но это прояснится только при словесных комментариях.

“Розовый Куст”

(Из опыта работы детского психолога с образами
на примере направленной визуализации)

Елена Климова

Я отношусь к фантазиям ребёнка серьёзно, считая их выражением его чувств.

В. Окландер “Окна в мир ребёнка”

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов. Молодые ростки у них почти одинаковые.

Антуан Сент Экзюпери “Маленький принц”

Такая же и статья получилась – без чёткого разделения на подтемы, с соскальзываниями и частыми возвращениями к уже сказанному, вперемешку с цитированием классиков и не всегда обоснованным приведением примеров – что закономерно. Причём, основное содержание статьи – в несокращённом для публикации виде – состоит из детских рисунков и рассказов – это главное, а здесь и сейчас я выставляю на обозрение лишь свои соображения и чувства по поводу этого главного.

Около десяти лет назад, начиная работать как детский психолог-практик, я с большим удовольствием, хотя и вслепую, без какой бы то ни было специальной подготовки, “расширяла русло” работы с фантазией, развитием воображения, движением под музыку, различными “волшебными превращениями”. На этом пути я часто сталкивалась со спонтанно “выдаваемыми” детьми образами Растущего: или вырастающего из жёлудя дерева, или растущего из семечка цветка или травинки, или бутона, подставляющего солнышку свои щёчки, или распускающейся-потягивающейся розы…

Дети, будь то трёхлетки или шестилетние, с удовольствием и готовностью откликались как на мои предложения “превратиться” или “побыть листочком, цветочком, деревом в лесу или на поляне и т.д.”, так и с радостью и без устали предлагали свои образы: “А давайте поиграем, как будто мы…” В том, как дети “жили и работали” в образах чего-либо растущего – вырастающего из маленького зёрнышка или семечка, распускающегося, сгибающегося под ветром или греющегося на солнышке, разворачивающего свои бутоны и ветви, или, наоборот, осыпающего свои листья – я всегда воочию наблюдала непосредственно разворачивающуюся передо мной реализацию живой детской потребности выражать себя, стремление “вырастать в мир” и в то же время “вырастать внутрь себя” – общаться с собой, со своими чувствами и переживаниями.

Уже с самыми младшими, трёхлетними детьми, мы занимались своеобразной психофизической гимнастикой – сжатием и расправлением, потягиваниями и расслаблением как целого тела, так и отдельных его частей – своеобразным массажем “чувства тела”.

Например, напрягая кулачки или прижимая руки крепко-накрепко к груди и наклонясь вперёд, дети изображали состояние незрелой почки, которая хотя и жёсткая на ощупь, но, как сказала одна маленькая девочка, почувствовав и осознав своё тело через этот образ, “всё равно тёплая внутри”. Затем, медленно или быстро – у каждого свой способ расти, – но всё равно постепенно расправляя лепестки-листики, рисуемые кистями рук, головой или же всем телом, через детские тела давало о себе знать чудо роста.

Вырастая на полянке грибами, цветами, волшебными растениями, каждый ребёнок был не таким, как все, особенным, прислушивался к себе и мог потом, если хотел, рассказать, какой он: по цвету, размерам, каково его имя. Мы останавливались на полянке у каждого “растения”, всматривались в детали, особенности каждого: какие у него жесты, какой запах, каков у него голос. Конечно же, “растения” наши могли разговаривать, ведь детям близка и понятна эта сказочность, умение видеть незаметное, общаться с деревьями и животными.

Потом уже я узнала от Л.Кроля о приёме “детализации восприятия” – психического движения от общего к деталям, от абстрактного к конкретному, от фигуры к фону – используемом гипнотерапевтами для наведения транса, и от В Окландер о том, что дети (особенно с низкой самооценкой) “нуждаются во многих формах активности, включая приобретение опыта анализа сходства между ними и другими объектами… За счёт осознания значимости различий они могут начать по-другому оценивать себя, а также видеть других в новом свете, лучше сближаться с ним”.

“Почувствуйте, какие у вас корни, как по ним движется вода и питание для ваших листьев, какой у вас стебель (ствол), листья. Как вы растёте? Как вы относитесь к солнечному свету и теплу? Может быть, поворачиваетесь к солнечному свету? Может быть, отворачиваетесь от него? Что делает с вами ветер? Вы прогибаетесь на ветру? Подставляете тёплому ветру свои листья? Качаетесь как на качелях? и т.д.”, – чуть направляла я, поддерживая “поток”, идущий от детей, всегда оставляя право выбора, “куда и как расти”, за ребёнком.

Темы цветущего луга, леса, реки, дождя и солнца, а также путешествия в гору или пещеру, постоянно звучали в нашей работе. Я “плавала” в них вместе с детьми с большим удовольствием, всё дальше уплывая от “спускаемых сверху” нелюбимых мною диагностической работы и подготовки к школе. Для меня настоящей “подготовкой к школе” и было развитие у детей способности к игре воображения, улучшающей и их адаптационные возможности, и процесс обучения…

Затем, всё больше осваивая и тем самым укрепляя (углубляя или расширяя?) берега моего рабочего русла, я открыла для себя новую, терапевтическую, грань в своей работе. Ведь процесс фантазирования – то, как ребёнок размышляет и действует в своём фантазийном, придуманном, мире, отражает его поведение и мышление в реальном, “всамделишном” мире. И мы можем проникнуть во внутренний мир ребёнка через его фантазии, через них ребёнок раскрывает нам то, что не скажет прямым текстом: чего он избегает, что в нём таится, чего он ждёт от окружения. И можно в этой связи создавать условия, способствующие фантазированию, и использовать фантазию как терапевтическое средство.

Через некоторое время мне захотелось “подпитаться” чужим, наработанным в этом направлении, опытом, тем более что я всё больше увлекалась, обучаясь гештальт-терапии и психодраме. Не так много мне удалось прочитать, так как хорошо читаю я – увы! – только на русском. Но то, что удалось найти, меня поддержало и обрадовало. Как я обрадовалась изобретённым мною в сотрудничестве с “моими” детьми “велосипедам и другим средствам передвижения”, обнаружив их совершенные исходные варианты в начавших, наконец, издаваться книгах известных психологов и психотерапевтов.

Первым делом, конечно, у В. Окландер. Заинтересовавшись – оказывается, существующей! – методикой “Розового куста”, я стала находить её описание у других авторов. Нашла различные модификации у В. Стюарда, Д. Аллана, Х.Лёйнера.

Вильям Стюард в книге “Работа с образами и символами в психологическом консультировании” замечательно говорит о том, что “работа с воображением… помогает превратить негативное в позитивное”, что “то, что клиенты говорят, прибегая к образам и символам, часто ближе к эмоциональной истине, чем сказанное через Эго… Одна из чарующих характерный особенностей путешествия по образам состоит в том, что клиент является всеми действующими лицами во внутреннем театре – автором пьесы, режиссёром, продюсером и исполнителями… Важно помнить, что клиент создаёт в своём воображении то, что в каком-то отношении для него значимо”.

Стюард выделяет в терапевтической работе, использующей направленное воображение, три уровня, в каждом из которых по шесть “основных” тем, которые он называет “проводниками, приспосабливающимися к ситуации и клиенту”. В первом уровне я нашла и интересующую меня тему “Розового куста”.

Вот что В. Стюард пишет об этой теме: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Но В. Стюард описывает свою работу лишь с взрослыми клиентами, не упоминая ничего о детях.

А вот “самая детская” из всех психотерапевтов Вайолет Оклендер в “Окнах в мир ребёнка” отвела целый раздел в главе “Рисунок и фантазия” методике “Куст роз”. Меня мало интересовали проективные тесты как диагностические методики, намного интереснее для меня было их использование в терапевтических целях. Я всегда прежде всего видела в них материал, высвобождающий, стимулирующий выражение того, что у человека внутри. И я “с первого взгляда” влюбилась в Вайолет Окландер, работающую с материалами тестов точно так же, как с “рассказами, рисунками, песочницей или сновидениями”.

“Я часто использую фантазию с кустом роз, – пишет В. Оклендер (и я пользуюсь в своей работе именно словами её “инструкции”, она нравится мне больше всего, хотя Аллан предлагает свою, на мой взгляд, менее живую), – я прошу детей закрыть глаза, войти в своё пространство и вообразить себя кустом роз. Когда я работаю с такого рода фантазиями, я даю множество подсказок и предлагаю возможные варианты. Дети с выраженными психологическими защитами, часто находящиеся в состоянии напряжения, нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Они выбирают те предложения, которые больше им подходят, или осознают, что могут подумать и о других вариантах. Поэтому я говорю:

“Какой ты куст роз?

Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий?

На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они не обязательно должны быть розами.)

Какого цвета твои цветы? Много ли их у тебя или только несколько штук?

Полностью ли распустились твои цветы или у тебя только бутоны?

Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки?

Как выглядят твои корни?.. Или, может быть, у тебя их нет?

Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они?

Есть ли у тебя шипы?

Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Среди океана?

Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде, или растёшь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт?

Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя?

Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве?

Есть ли там деревья? Животные? Птицы?

Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди?

Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте?

На что это похоже – быть кустом роз?

Как ты поддерживаешь своё существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой?

Какая погода сейчас: благоприятная или нет?”

Потом я прошу детей открыть глаза и, когда они будут готовы, нарисовать их кусты роз. Как правило, я добавляю: “Не беспокойтесь о том, хорошо ли вы нарисуете: главное, чтобы вы сумели объяснить мне то, что нарисовали”. Затем, когда ребёнок описывает мне свой рисунок, я записываю описание. Я прошу его описывать куст роз в настоящем времени, как будто он сейчас и есть этот куст. Иногда по ходу описания я задаю дополнительные вопросы. После окончания описания я читаю каждое утверждение и спрашиваю у ребёнка, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни…”

Затем уже у Джона Аллана в книге “Ландшафт детской души” я нашла дополнительные материалы к использованию “Розового куста” и более подробное описание методики. В его описании всё звучало более сурово и академично, по сравнению с “летящей походкой” В. Окландер, но я благодарна ему за чисто практический подход и ясность и подробность изложения.

Аллан, в связи со специально проведённой работой по использованию “стратегии визуализации розового куста для определения возможного жестокого обращения с ребёнком”, отмечает, что благополучные дети проецируют уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать своё окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них, неблагополучные дети использовали слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также в высшей степени агрессивное, враждебное окружение.

Меня порадовало и поддержало то, что я, как и Аллан, “давала” детям “Розовый куст” после предварительной релаксации. А иногда получалось так, что сам процесс воображения-представления себя в роли куста роз на наших занятиях был упражнением на релаксацию, подготавливающий детей для дальнейшей работы, часто напрямую и не связанной с “Кустом”.

Характеристики – метки, помогающие мне при наблюдении не только за детским рисунком, но и за движением ребёнка в целом, я нашла в той же работе Аллана. Вот они:


  • Свобода, гибкость движений и линий, приятная пропорциональность или их механистичность, скованность, неровность.

  • Полнота и подробность рисунка или его скудность.

  • Ощущение пространства, распахнутости в рисунке или ощущение “скрупулёзной мелочности и тесноты”.

  • Ощущение целого, в котором все предметы занимают своё место, дающего уверенность в том, что ребёнок способен устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать, или небрежность и разобщённость деталей рисунка, “выбивающие почву” из-под ощущения единства.
В “заключительных замечаниях” Джон Аллан подчёркивает, что “розовый куст символизирует эмоциональную сущность ребёнка” и что методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе.

В таком направлении психотерапевтического воздействия, как символдрама, или “эмоционально-обусловленное переживание образов”, характерной особенностью является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и в то же время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом. Основатель символдрамы немецкий психотерапевт Х. Лёйнер среди основных мотивов символдрамы для детей и подростков предлагает и мотив “цветка”. “Цветок, – пишет он, – следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Следует попросить ребёнка попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или жёлтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку. Важно предложить ребёнку проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растёт ли он в земле, стоит ли в вазе или предстаёт в срезанной форме, зависшим на каком-то неопределённом фоне. Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, как ребёнок себя чувствует в образе и в каком возрасте себя ощущает”.

И В. Окландер, и Д. Аллан описывают применение методики “Розовый куст” с детьми школьного и старшего школьного возраста.

Я использовала эту методику, “аранжировав” её гештальт-терапевтическими и психодраматическими элементами, в групповой и индивидуальной работе с дошкольниками от трёх до шести-семи лет. Очень важным моментом в работе с такими маленькими детьми, которые искренно и целиком включаются (в полном смысле этого слова) в предлагаемую им психологом работу-игру, является, на мой взгляд, опора на целостный подход, под которым я имею в виду связь визуализаций и движения, воображения и телесных ощущений, а также опора на так называемые синестезические ощущения: взаимосвязь и взаимоподдержку слуховых, зрительных, кинестетических, тактильных, вкусовых ощущений.

Часто, когда я предлагала детям представить себя в виде кустов роз, они не сидели, не были неподвижны, а, наоборот, двигались – каждый в “своём пространстве” и своём ритме – под музыку, которая или была воображаемой и “своей” у каждого ребёнка, или “заданной” мною. Они по желанию прикрывали глаза или оставляли их открытыми.

Дети к моменту предложения им “Куста” уже были знакомы с понятием “своё пространство”. Так, трехлетки, когда я предлагала найти каждому “своё пространство”, с удовольствием и сосредоточенно расходились-разбегались-расползались в разные стороны, кому куда нравится: в угол или в середину комнаты, всё же держа в поле зрения тех, кто рядом с ними, кто им наиболее приятен. Затем начинали кружиться с распростёртыми в стороны ручками, как бы отмечая в пространстве “своё” место, где и тебе хорошо, и ты никому не мешаешь и не толкаешь. Только находясь в “своём пространстве”, маленькие дети легче и свободнее принимали игру, предлагаемую взрослым, расслаблялись, “превращались”. Чаще всего на этом же месте, удобном и выбранном ими самими, они и рисовали.

Если работа проводилась с группой детей, я по ходу дела, подсаживалась (или “подлёживалась”) к ребёнку, готовому рассказать о своём рисунке, и беседовала с ним. Часто после этого со мной к следующему ребёнку подсаживались и другие, уже “выслушанные” дети, заинтересованные рассказами или изображениями соседей. В конце занятия, которое могло включать в себя не только работу с “кустом”, дети изъявляли желание что-то в своём рисунке подрисовать или исправить.

Иногда так случалось, что высказанное-нарисованное непосредственно воплощалось психодраматическими средствами и выливалось в психодраматическую виньетку. То есть само проведение визуализации и рисования своей фантазии на тему “розового куста” являлось своеобразным разогревом в психодраматической терминологии. Затем уже, в стадии разработки, ребёнок, ставший на некоторое время протагонистом, “оживлял” свой рисунок с помощью других детей и использования окружающего пространства и подручных средств: кусков ткани, картона и т.п.

Дети-протагонисты вдыхали аромат своей розы, чувствовали “на ощупь и изнутри” свои цветы и стебли, разговаривали и менялись ролями с персонажами, ухаживающими за ними или угрожающими им, выращивали шипы, а если надо – ликвидировали их, укрепляли свои корни, подвязывали свой стебель, воздвигали или разрушали защитные стены вокруг себя-куста, чувствовали поддержку стеблей растущих рядом растений, чувствовали на себе – как это: заснуть-осыпаться осенью, а весной опять проснуться… В конце, во время шеринга, дети делились своими переживаниями и чувствами, затронутыми и проявленными во время “главной сцены” драмы.

Таким образом, дети учились с интересом и положительно относиться к своему собственному внутреннему миру и внутреннему миру других, так как через выражение своих чувств и отражение своих чувств в окружающих они начинали познавать и принимать эти чувства.

“В процессе терапии у терапевта есть возможность вернуть ребёнку ощущение своего Я, избавить его от обыденного представления о себе, которое возникает как следствие утраты этого ощущения… есть шанс дать ребёнку почувствовать свои собственные потенциальные возможности, почувствовать себя как дома в окружающем мире”.

Эти слова В. Окландер я полноправно могу назвать и своими тоже, я прочувствовала их правильность и полноту, в частности, выращивая свой собственный “Куст Роз” и общаясь с “Розовыми Кустами” в возрасте от трёх до шести лет.

Я замкнусь в себе самой – и баста. Мне нет дела до мира. – И Улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней.

Как печально! – сказал Розовый куст. – А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня всё прорывается наружу, прорывается розами…

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

В связи с рамками статьи, ограничивающими меня в возможности показать настоящие работы детей, я с большим трудом (все интересные!) выбрала только несколько примеров-иллюстраций, сопроводив их комментариями… К сожалению, специфика работы в рамках образовательного учреждения не всегда давала мне возможность продолжить собственно терапевтическую часть процесса. Курсивом я выделила важные, на мой взгляд, ключевые, слова или выражения в высказываниях детей по поводу их рисунков, которые каким-либо образом использовались или могли бы быть использованы в дальнейшей работе.

Сама по себе интересная и нужная работа по вдумчивому и “научному” анализу содержания и исполнения детских рисунков потребовала бы “письменной работы” совсем другого порядка, я не ставлю сейчас себе такой задачи и показываю лишь “сырой материал”, от которого каждый психолог-практик мог бы отталкиваться по-своему.

Разделяя взгляды гештальт-терапевтов, я делала (или делала бы, если бы представилась возможность или необходимость продолжать работу) шаги, благоприятствующие самовыражению ребёнка, проявлению его чувств. Я просила (или могла бы попросить) ребёнка побыть той или иной частью рисунка, определённой линией или цветом, помогая ему решать задачу восстановления контактов с его ощущениями, телом, чувствами, мыслями. Предлагала (или могла бы предложить) поговорить от имени частей картинки – соприкасающимися или отстоящими далеко друг от друга – провести диалог между ними. Фигурой для нас были (были бы) важные вещи, выдвигаемые на первый план самим ребёнком или “на мой взгляд”. Более старшим детям я задавала осторожные вопросы, помогающие “отнести к себе” то, что он говорит от имени изображённого куста роз. Всегда важным и неотделимым от “результата” для меня является сам процесс рисования: в какой позе, с каким выражением лица, молча или с комментариями, быстро или медленно и т. д.

Часто проекция представляет собой единственный путь, посредством которого ребёнок проявляет себя…

В.Окландер

Олю – настоящую Дюймовочку, очень маленькую и тоненькую даже для своих трёх с небольшим лет – привели на занятия её родители – немолодые и “странные” не только по манере одеваться, но и по манере общаться, вернее сказать, – не общаться. Потихонечку, от встречи к встрече, из отдельных слов, которыми удостаивала меня мама Оли, я узнала, что кормит она дочь до сих пор только кефиром и белым хлебом, изредка даёт фрукты: “Ведь выросла же! А то приготовишь, время и продукты потратишь, а она есть не будет”; гуляет с ней очень мало: “Полезнее читать книжки, а у песочницы только обижают”. Девочка, кроме родителей и иногда приходящей бабушки, ни с кем не общается. Мама, всё же осознавая “неправильность” сложившейся ситуации, собрала все свои силы и привела дочь “заниматься с другими”: “А то будет такая же, как мы с мужем, лучше не надо”.

Несколько занятий Олечка, съёжившись, сидела на стуле в уголке, никогда не вставала с него и с живым ужасом в глазах смотрела на приближающихся к ней детей. Часто приходилось брать её на руки и так проводить занятия, благо, веса в ней было, как в пёрышке. Потихоньку разговорилась, но только со мной, стала вставать и переступать около стула, потом брать игрушки из рук других детей. Речь у Оли оказалась очень богатая и эмоциональная, правда, с книжным лексиконом.

После занятий с “Розовым кустом” и ему подобных девочка заметно раскрепостилась, стала улыбаться, отвечать на вопросы детей, больше двигаться. Вот её рассказ.

“Я – красненький куст роз. А это тряпочка внизу такая.

Это – буквы такие, как меня зовут.

А это – солнышко такое. Это – точечки такие, чтобы я красивой была.

Это я так себя нарядила.

Это – игрушечка такая, чтобы играть.

А это – внизу – букашки, как будто сейчас лето.

Это ласточки, как будто летом прилетают. Они дружат с кустиком.

Я говорю им вот что: “Здравствуйте!”

А рядом такой ребёнок, я ему тоже говорю: “Здравствуй!”

Все хотят, чтобы им говорили “здравствуйте!”

(У тебя есть шипы?) Есть. (Покажи, где они!) Нету. (Ты бы хотела иметь шипы?) Да! – рисует. –

Мне нужны шипы, чтобы получше вести себя!”

Виолетта , четырёх лет отроду – “капризная дочка богатых родителей”– “новых русских” из провинции, недавно поселившихся в Москве, и покупающих ей всё, что бы она ни захотела, – несмотря на свой малый возраст, была как будто пресыщена жизнью, вяло и без интереса воспринимала всё, что мы делали на занятиях, её трудно было чем-либо увлечь, растормошить. И эта девочка, перевоплощаясь в “куст роз” вдруг выдаёт такую гештальтистскую фразу: “Я – всё вместе, а не что-то отдельное”, – и открывает новую грань “понимания роли шипов”:

“Шипы мне нужны, чтобы я была красивая”. Ура!

“Это роза и тюльпан. Я – всё вместе, а не что-то отдельное.

Шипы мне нужны, чтобы я была красивая. Надо мною – облака! Мне под ними хорошо.

Я им говорю: “Облака! Закрывайте солнце!” Меня облака защищают от солнца.

За мной никто не ухаживает”.

Рита – из тех детей, по лицу которых трудно угадать их возраст. Мне кажется, она и два года назад была такой же: с серьёзной шепеляво-сбивчивой речью и с суровыми чертами лица, которые, впрочем, не мешали ей на наших занятиях улыбаться и хохотать иногда. Мама – немолодая сильная женщина, сильно переживающая, если вдруг её Рита чем-то выделяется из группы детей. Рита, несмотря на свою внешнюю активную и даже покровительственную позицию по отношению к другим детям, часто чувствует себя очень одинокой и беззащитной. Из её рисунка и описания можно сделать предположение о том, каким она воспринимает окружающий мир. Я надеюсь, что после наших занятий, когда девочка имела возможность открытого выражения своих чувств, когда её чувства выслушивала и принимала не только я, но и дети, её восприятие мира изменилось – он стал более дружелюбным по отношению к ней, и зима закончится, и цветочки её, наконец, распустятся.

Я – куст роз, на меня напали – залезли червяки. И на всех моих братиков – они вокруг меня.

На всех моих братиках – цветочки, а на мне – шипы.

У меня стебель такой добрый, но на него тоже залезли червяки.

Я чувствую, как они меня как-то кусают по всему телу. А это – их Хозяин.

Под землёй, вот здесь, когда я начинала только рисовать, сначала была Мама куста роз.

Потом её закрыли воротами, хотели её…Такого дыма напустили, чтобы она не убежала.

Она хотела убежать в лес к другим людям, но не удалось ей!

Мама говорит: “ Я чувствую зло-ос-сть, как будто варят злой суп!”

Потому что я не люблю злых вещей и злых супов!

Я злюсь на этого хозяина, говорю ему: “Перестань!” У Хозяина червяки идут из волос.

Я – куст роз – говорю: “ Не надо! Сейчас солнышко выйдет,

и все твои червяки вернутся обратно к тебе!”

Цветочков на мне нет, потому что они потом будут расти, когда будет лето.

А сейчас пока – зима…”

Рисунок четырёхлетней Юли исполнен тонюсенькими карандашными линиями, совсем без нажима. Если бы я ставила задачу серьёзной интерпретации и глубокого психологического анализа детских рисунков, можно было бы сказать: “Вот так ребёнок контактирует с миром!”, а можно: “ Вот так девочка начинает пробовать продвигаться вперёд, осторожно, маленькими шажочками, чуть касаясь земли!”, – но я такую задачу сейчас перед собой не ставлю. Смотрю на рисунок и вижу, что только “земля” выделена жирнее.

“Я живу в лесу. А вокруг меня – ничего! Темный лес…

Веточки у меня синие. Шипов нет – не нужны, и листочки тоже не нужны.

Я расту в земле, там – корни. Макушка у меня такая разноцветная, потому что мне так нравится!

У меня сильный стебелёк. Ухаживает за мной мама”.

“Если ребёнок доверяет мне, он позволяет себе приоткрыться, стать чуть более уязвимым. И я обязана подойти к нему нежно, легко, мягко. Всякий раз, когда мы достигаем с ребёнком такой ситуации, когда он говорит: “стоп, я должен остановиться здесь, это для меня слишком много…”, мы прогрессируем. Каждый раз, когда проявляется сопротивление, мы понимаем, что сталкиваемся не с жёсткой границей, а с ситуацией, за которой начинается новый рост”.

В.Окландер

Замкнутый, немногословный, настороженный пятилетний Дима , всегда с недоверием и опаской “процеживая через себя” всё то, чем мы занимались, на этот раз своей готовностью “работать” глубоко тронул меня. Я, когда он подошёл со своим листочком и начал говорить, настолько остро почувствовала его доверие, хрупкость и свою ответственность перед ним, что всегда вспоминаю “телом” этот момент, когда речь заходит об ответственности терапевта.

“(Тихим-тихим шепотом). Это то, что у меня внутри… (Рисунок представляет собой чёрный круг с маленьким “зелёным” посередине).

Не знаю что, но то, что у меня внутри. Вокруг везде – чернота и темнота.

Зелёненькое – это живое какое-то. Это как-то двигается.

(Побудь им) Я – Живое…(Как тебе живётся среди черноты?) Хорошо.

Я медленно двигаюсь, очень… Я не могу быстро, у меня нет ног.

Вокруг меня тёмное, чёрное – Неживое…

(Что ты говоришь этой темноте?)…Что мне трудно там передвигаться.

Темнота ничто не отвечает… Это всё…”

Разноцветные звёздочки (вокруг чёрного шара) Дима по собственному желанию нарисовал на следующем занятии, рисовал он увлечённо, со спокойным ровным дыханием: “Если у меня будет время, я всё вокруг заполню звёздами!”

А вы пробовали когда-нибудь задаться вопросом: зачем вы цветёте? И как это происходит? Почему так, а не иначе?

Нет! – сказал Розовый куст. – Я просто цвёл от радости и не мог иначе. Солнце такое тёплое, воздух так освежающ, я пил чистую росу и обильный дождь. Я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха. Я был счастлив всегда новым, большим счастьем и поэтому всегда должен был цвести. Такова моя жизнь, я не мог иначе.

Г.Х.Андерсен “ Улитка и розы”

Интересно, что трёхлетние и четырёхлетние дети, описывая себя в роли куста роз, редко упоминают о “рядом растущих”. “Другой” упоминается ими лишь только в роли Ухаживающего (Мама, Бабочка, Гномик, Дяденька, Тётя, Уточка) или Угрожающего (Хозяин червяков, поедающих Розу). Наряду с этим, смотря на рисунки этих маленьких детей, часто можно увидеть и почувствовать “слияние” с окружающим.

Почти все дети этого возраста ощущают себя не раскрывшимся зрелым цветком, а находящимся в состоянии роста и созревания – бутоном или с нераспустившимися ещё листочками: “У меня нет листиков, только веточки”, “На мне нет пока цветочков, только бутончики”.

Часто даваемые детьми описания состояния куста очень осязаемые, “телесные”, яркие: “чтобы с меня кору не сдирали!”, “Я чувствую, что мне интересно и вкусно пахнет!”, “мой ствол может разбиться”, “ кусают они меня, мне плохо”, “могут мой стебелёк оранжевый перекусить”, “я чувствую, как они меня как-то кусают по всему телу”, “если шипы уколют мои бутоны, то бутоны развеются”, “я чувствую тепло”.

Будучи в роли куста роз, почти все дети, независимо от возраста, упоминают солнце, небо, воду. Часто их выражения очень поэтичны…Дети с удовольствием используют образы своих ресурсных состояний: один чувствует запах свежести или зелени, другой буквально видит все свои листочки, третий ощущает всем телом свою крепость или гибкость, другой – слышит шуршание листвы, лопание бутона или щебет птиц в небе над собой.

“Пребывание в образе розового куста” является дополнительным упражнением в гибком использовании ресурсных состояний, держании ресурсов рядом, чтобы уметь вытаскивать их, обращаться к ним тогда, когда “тебе не по себе”.

Описания пятилетних детей дают яркое подтверждение зарождающейся в них и набирающей силу “социальной направленности”, желания и необходимости быть с другими, такими же, как они, по возрасту: “я – третий слева тут сижу”, “вот мой брат и все другие друзья рядом подрастают”, “это я – в серединке, а рядом мои подружки… мне с подружками очень хорошо!”, “я просто так рас-пус-ка-юсь. Это моё приветствие (другим рядом растущим цветам)”, “Мальчик приносит новые цветы и сажает их рядом со мной. Мне от этого веселее”, “Рядом растёт мой брат”, “мне хорошо, потому что со мной мои братья и сёстры”.

Трёхлеточки в своих рассказах совсем не упоминают о корнях, четырёхлетки – больше: “Я расту в земле, там – корни”, “Это корни мои большие внизу”. А у пятилетних детей корням уже уделяется достаточно внимания. От рисунка к рисунку, от описания к описанию можно заметить растущую “усваиваемость”, постепенное присвоение-переваривание метафоры “мои корни”: “Корни мои чистые, сильные, красивые”, “Корни есть у меня. Они иногда мягкие, иногда – твёрдые, потому, что я большой”.

“Крепкие корни в земле” – это и стабильность, и уверенность, и зрелость. Связь с чем-то глубоким, прошлым. “Корни в земле”, по выражению Л. Кроля, это как бы корни во времени, олицетворяющие опору на эпизоды своего прошлого. У пятилетних детей есть много, что вспомнить… И много, о чём хочется никогда не вспоминать…

Прошло лето, прошла осень, розовый куст пускал бутоны и расцветал розами, пока не выпал снег. Стало сыро и холодно; розовый куст пригнулся к земле… Опять наступила весна, появились розы!..

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Присутствующее почти в каждом рисунке-рассказе пятилетних и более старших детей упоминание и “прочувствование” темы смены времён года, возможности изменения своего состояния, физического облика и настроения – для меня показатель расширения объёма собственных ощущений растущего ребёнка, использования возможности ощущения себя разным, “увеличения количества жизненных граней” (по Л. Кролю).

По многочисленным описаниям ощущения – “как это – меняться самому, когда изменяются времена года” – можно судить о нарастающей в этом возрасте “экзистенциальности” восприятия себя в окружающем мире. Весна – это начало, пробуждение. Лето – яркое цветение, созревание. Осень – увядание, подготовка к зиме. Зима – сон, замирание, накопление сил для следующей весны…Годовой цикл, смена четырёх времён года является для ребёнка одной из наиболее понятных, базовых метафор процесса развития. Уже такие маленькие дети способны “наложить” “сезонную метафору” на жизнь человека в целом: младенчество, детство, юность, взрослость. Часто после таких “образных” занятий мы разговаривали о таких серьёзных вещах, как возраст и смерть.

Куст выпускал бутоны и расцветал розами, каждый раз свежими, каждый раз новыми.

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Ребёнок не должен бояться своего разнообразия, того, что в нём могут сменяться десятки разных состояний и ролей, а, наоборот, как в упражнении “Розовый куст” и ему подобных, ребёнку нужно помогать описывать себя, находить для своего разнообразия слова и образы. Ребёнку, часто туда-сюда ходящему через дверь, отделяющую мир реальный от мира фантазии, можно помочь в понимании себя, перемещающегося из одного состояния в другое, умении оставаться наедине с самим собой.

Детям, как можно видеть на примерах, присуще это ощущение себя сложным и разнообразным. Им нужно только помогать: наполнять-подпитывать это ощущение себя, иссушивающееся под влиянием жёсткого взрослого мира, заставляя детей обращаться к своим различным состояниям, путешествовать по своим состояниям.

“Я – всё вместе, а не что-то отдельное”, “я – кустик роз в салюте”, “я – это все пять разноцветных солнышек-ромашек”, “я – цветы у меня все разные: ромашка, роза, это тоже роза.. А это – клубника на мне растёт…”, “макушка у меня такая разноцветная, потому что мне так нравится!”, “цветы летом распускаются зелёные, а внутри – разные-разные цвета: красный, голубой, желтый, – все яркие-яркие!”, “весной я распускаюсь – буду зеленоватый. Потом, летом буду очень красивым цветком, а осенью буду бледно-зелёным”, “я меняю цвет, меняюсь. Когда зима – я просто ухожу в землю. Весной я становлюсь чуть ярче. Летом я весь в перьях ярких, а уже осенью становлюсь таким бледным”.

Не это ли иллюстрация из детских голосов к словам Л. Кроля про взрослых: “Ощущение переживаний разными частями своего существа, возможность понимать, что ты – это и то, и другое, и третье, и четвёртое, составляют продуктивную полифонию, человеческую целостность”.

Шли годы… Улитка стала прахом от праха,

и розовый куст стал прахом от праха, истлела

в книге и роза воспоминаний…

Но в саду цвели новые розовые кусты, в саду

росли новые улитки. Они заползали в свои домики

и плевались – им не было дела до мира…

Не начать ли эту историю с начала?..

Г.Х.Андерсен “Улитка и розы”

Литература


              1. Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб-Мн., 1997.

              2. Андерсен Г. Х. Сказки и истории. – Л.: Худ. лит-ра, 1969.

              3. Кроль Л. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1999.

              4. Обухов Я. Символодрама. – М.: Эйдос, 1997.

              5. Окландер В. Окна в мир ребёнка. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1997.

              6. Стюард В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.

Оказывается, многие цветы с древних лет являются символами Высшего духовного «Я».
В разных культурах это самые красивые цветы: лотос (Индия), золотой цветок (Китай) , роза (страны Европы, Персия).

Зачастую образ Высшего «Я» связывают с распустившимся цветком и используется в духовных практиках .

Сам поступательный процесс от бутона до распустившегося цветка символически означает развитие, трансформацию, выход на более высокий уровень, эволюцию.

Визуализация, поэтапное представление этой метаморфозы - превращения бутона в прекрасную розу, помогает запустить процесс изменений и прогресса через стимуляцию высших сфер нашего сознания.
Это открывает наш духовный центр и каналы, которые высвобождают внутреннюю жизненную силу.

Техника выполнения медитации «Розовый куст» .

1. Примите удобную позу. Лучше сидя. Глаза закройте, добейтесь полного расслабления, глубоко вдохните и выдохните несколько раз.

2. Создайте в своем воображении розовый куст, усеянный большим количеством роз и нераскрывшихся бутонов. Зафиксируйте свое внимание на одном из бутонов. Он еще закрыт зелеными лепестками, но на его верхушке уже появился светло-розовый кончик. Сосредоточьтесь на этом образе, центр вашего внимания в нем.

3. Наблюдайте, как зеленые лепестки чашечки медленно и плавно начинают открываться. Они постепенно отходят друг от друга и заворачиваются книзу, открывая нашему взору нежные розовые лепестки, которые еще не открываются, но бутон уже трепещет от силы и энергии заключенной в нем. Мы видим всю его красоту и хрупкость.

4. Постепенно начинают раскрываться розовые лепестки бутона. Они плавно и медленно разворачиваются и превращаются в распустившуюся розу. Ощутите аромат распустившегося цветка, вдохните и наполните им все клеточки своего тела.

5. Теперь представьте, что на этот нежный розовый цветок упал луч восходящего солнца. Он согревает его своим теплом и светом. Сфокусируйте свое воображение этом образе - на розе, освещенной солнцем.


6. Посмотрите в середину розы, и вы заметите, как там появляется лик мудрого существа, которое излучает понимание и любовь к вам.

7. Доверьтесь ему, расскажите, что вас сейчас волнует, какие задачи вы решаете, какие трудности нужно преодолеть, какой выбор сделать. Воспользуйтесь этим моментом, что бы понять что-то важное и новое для себя. (Тут можно сделать перерыв для того, чтобы записать эту мудрость, прочувствовать, пропустить через себя, вникнуть и раскрыть ее еще больше.)

8. Теперь воссоединитесь с розой. Вы – розовый цветок. Осознайте это. Осознайте, что эта роза и духовное существо всегда внутри вас. Вы в любой момент своей жизни имеете доступ к ним, можете воспользоваться их вселенской мудростью, знанием, энергией. Эта сила, которая создает жизнь, которая создала этот прекрасный цветок, позволит вам развить вашу истинную сущность и все, что с ней связано.

Данная помогает понять и следовать своим истинным ценностям. Успехов!

Для вас видео "Как распускается роза".

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.