Биография константин маковский. Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков. Частная жизнь художника

Егорович (1839-1915) - счастливый баловень судьбы - вырос в обстановке, где все дышало искусством. Он любил красоту во всех ее формах и проявлениях и спешил ее запечатлеть на своих полотнах.

Семья Маковских

Большая семья Маковских, состоящая из отца Егора Ивановича, преданно любившего искусство и много сделавшего для создания училища живописи и ваяния в Москве, красавицы-певицы матери Любови Корнилиевны, трех сыновей и двух сестер, жила в большой гостеприимной квартире на набережной Москвы-реки. Из окон был виден Кремль. В ней бывали Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, и позднее К. П. Брюллов, В.А. Тропинин. Все дети выросли, рассматривая коллекцию отца, слушая беседы о живописи, музыке, театре и литературе. Отец благоговейно относился к искусству, считая, что оно прививает человеку гуманность. Он сам занимался с сыновьями, уча их делать копии с его редких гравюр. Но особенно много для детей сделал Тропинин, который внимательно следил за ними. Все они впоследствии стали живописцами, но работали в разных жанрах. Маковский Константин Егорович, начав рисовать с четырех лет, с двенадцати лет начал получать профессиональное образование.

Годы учебы

В 1851 году способный мальчик поступил в Москве в училище живописи. У него были учителями М.И. Скотти и С.К. Зарянко. Но большое влияние на него оказали и Тропинин, и Брюллов, который был тогда в зените славы. Шесть лет в училище пробежали как один миг, и вот Маковский Константин Егорович в 1857 году отправляется для продолжения учебы в Петербург, в Академию Художеств. Его интересовала И на пятом году обучения в 1862 году он получает награду за полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Оно написано как историческое романтическое произведение. Но уже через год, отказавшись писать картину на предложенную Академией тему, Маковский Константин Егорович выходит из АХ. Он получил звание только художника 2 степени. Много позже он станет академиком.

Начало работы

Молодой художник не растерялся. Он уже приобрел известность, написав портрет государя-освободителя для русского посольства в Лондоне за чрезвычайно короткое время, всего за один сеанс. Это внимание к его творчеству августейшей фамилии не заставило ждать заказы от великосветских заказчиков. В 60-е художник много работает над портретами высокопоставленных лиц. Естественно, что растут и его заработки. В результате Маковский Константин Егорович получает славу блестящего портретиста. Его парадные портреты очень красивы, как по колориту, так и композиционно.

Изумительно красиво выписаны легкими мазками ткани и прозрачные, и бархатистые, сверкающие драгоценности на руках, шеях, в ушах, золотые позументы, и сами ордена. Глубиной раскрытия психологии изображаемого персонажа они не отличаются. Но это и не требуется его заказчикам.

Портреты членов императорской фамилии и их окружения

С самой молодости до глубокой старости Маковский останется придворным живописцем. Ему заказывали портреты императоры и императрицы, Великие князья и Великие княжны и их высокопоставленное окружение. Все эти полотна отражают возрастающее техническое мастерство художника. Эстетически они просто радуют глаз. Прекрасны и сами модели, и весь окружающий их антураж.

«Портрет графини Марии Михайловны Волконской» исполнен на фоне глубокого бордового цвета драпировок. Само кресло, на котором сидит графиня, алое, отделанное золотом, и на него небрежно наброшена накидка с горностаевой отделкой. Голову графини с простой гладкой прической украшает темная диадема с драгоценными камнями, которая по стилю совпадает с украшением на шее. Белоснежное платье модели соперничает с нежной белой кожей рук и плеч. Его округлый вырез украшен голубым бантом, перьями и брошью с изумрудами. В руках, украшенных браслетами и кольцами, - полураскрытый веер. Вышивка из ниспадающих к полупрозрачному подолу цветов и листьев завершает убранство платья. Модель исполнена спокойного достоинства.

Семейная жизнь

Некоторое время Маковский пишет картины в стиле реализма. Это период сближения с передвижниками. Маковский Константин Егорович, картины которого сентиментально отражают на полотнах жизнь петербургского простого народа, например, «Вдовушка» или «Швея», ничего общего с не имеют. Но именно в 70-е годы Маковский сближается с музыкальным миром Петербурга и женится в 1866 на актрисе Елене Тимофеевне Бурковой. В их счастливом и хлебосольном доме бывают композиторы, музыканты, певцы и члены «Могучей кучки». Но счастье молодой пары оказалось непродолжительным - супруга заболела чахоткой и умерла в 1873 году. В 1874 году «средь шумного бала» художник Маковский Константин Егорович знакомится с юной девушкой поразительной красоты - Юлией Павловной Летковой.

Она не только прекрасна как ангел, но музыкальна. У нее сопрано, а Константин Егорович не только красив, ухожен, обаятелен, но и обладает красивым баритоном, поет на профессиональной сцене.

Так выглядел перед женитьбой Маковский Константин Егорович. Портрет написан им самим. В общем, венчание состоялось в 1875 году. Разница в возрасте в двадцать лет их не смущала. Но в 1873 - 1876 годах живописец совершает путешествия в Африку, точнее, в Каир. Оттуда художник Маковский Константин Егорович картины и эскизы привозит экзотические. Их колорит по-восточному ярок, созданные образы полны жизненной убедительности.

А сказочную по красоте и живописности, передающую пряный колорит Востока, картину «Перенесение священного ковра в Каире» (1896), приобретет император. Семья Маковских живет то в Париже, встречаясь там с семьей Виардо, то в Петербурге, общаясь с русскими художниками. В их браке, который продлится до 1898 года, родится трое детей. Но влюбчивый художник обратил внимание на очаровательную красавицу Марию Алексеевну Матавтину, на которой женился после развода.

В этом союзе появилось четверо детей. Художник любил рисовать и детские, и Их сохранилось очень много.

Картины на исторические темы

Маковский от отца получил увлечение к собирательству коллекций. Он везде разыскивает и приобретает предметы старинного быта, украшения, одежду, которые потом будет использовать при написании картин. Композиционно они напоминают театральную сцену, поскольку художник был всегда увлечен театром. Такой «постановочной» картиной можно считать «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883).

Это многофигурное полотно поражает декоративностью, изобилием тщательно выписанных дорогих предметов быта (изделий из слоновой кости), заморской посудой и кубками разнообразных причудливых форм, экзотической одеждой и тканями из парчи и рытого бархата. Пир подходит к концу, и вносят коронное блюдо - лебедя. Картина, как и многие другие произведения художника, «уехала» за границу, сначала она находилась в Америке, теперь - в Нидерландах. Также красочны и другие работы художника, последовавшие позже, - «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895), основанная на эпизоде из романа А. Толстого «Князь Серебряный», и многие другие из этого цикла. Эти произведения надо тщательно рассматривать, смакуя детали, подробности во всей их красоте, наслаждаясь их общим золотистым или серебристым колоритом. Экзотический «боярский жанр» изобрел Константин Егорович Маковский. Описание картин мало что дает, только глаза зрителя покажут ему и фактуру тканей, и убранство помещений, и тонкую нежную кожу на лицах девушек, их застенчивость, пышность нарядов. Все это чрезвычайно полюбилось иностранцам, и большинство произведений находится в частных коллекциях за рубежом. Искусство Маковского предвосхищало появление символизма и модерна. Оно также просто ослепляло нереальной красотой.

Женские и детские головки

Эти небольшие картины пользовались неизменной популярностью.

Красивые лица боярышень в кокошниках просто дают возможность прикоснуться к девичьей чистоте и красоте, обрамленной воздушными тканями, многорядными бусами, висячими серьгами. Огромные глаза, в которых хочется утонуть, темные соболиные брови вразлет, алые с приподнятыми углами губки - все вызывает восхищение. Недаром они многократно копировались или издавались на открытках.

Смерть художника

Маковский Константин Егорович, биография которого в целом сложилась счастливо, умер незадолго до революции, в 1915 году. Ему исполнилась семьдесят шесть лет. Он оставил значительное наследство, часть которого вдова продала. Она похоронила художника в Петербурге. Но после революционных событий могила была утеряна.

Друзья-приятели

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно . Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

Биография художника Владимира Егоровича Маковского


Автопортрет

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые - действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского


Посещение бедных
Две матери. Мать приёмная и родная
Опять они ссорятся (Повар и кухарка)
Утренний чай
Любители соловьев
Варка варенья
Оправданная
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
В избе лесника
Приезд учительницы в деревню
Выбор приданого
Перед объяснением
Первый фрак
Чаепитие
Наём прислуги
Литературные чтения
В ожидании аудиенции
В жаркий день
Игра в бабки
На бульваре
Трудное пробуждение
Пастушки
В ресторане
В гостях К венцу (Прощание) В таверне Девушки, освещённые солнцем Без хозяина

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства — ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.

Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца, копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.

В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербурге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической выставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на большую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сокровища грановитой палаты. 1890 г. Селёдочница. 1867 Дервиши в Каире. 1875 г. Египтянка с ребенком. 1875 г.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Чарка меду Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Charon transfers the souls of deads over the Stix river. У околицы
Семейный портрет. 1882 г. Русская красавица Поцелуйный обряд Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 г.
Портрет З.Н. Юсуповой. Портрет детей художника. Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882 г. Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёв. 1863 г.
Портрет Александра II. 1881 г. Под венец Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади Московские балаганы
Крестьянский обед в поле. Жница. 1871 г. Женский портрет
Дети, бегущие от грозы Девушка в костюме Флоры. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Appeal of Minin. Боярышня
Боярышня у окна. Боярыня у окна. Болгарские мученицы.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.

Цветы. 1884 г.
Натурщик. 1858 г.
Селедочница
1874. Портрет мальчика



Маленький антиквар. 1884 г.

Художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок - «передвижники», - оставили яркий след в русской живописи последней трети XIX века. Это очень русское явление в истории искусства, ведь главной его особенностью стала неразрывное взаимовлияние художественной и общественной жизни страны.

Владимир Егорович Маковский вступил в ряды передвижников в 1972 году, через два года после его образования, и был одним из самых деятельных его участников. Картины Маковского пользовались огромным вниманием на протяжении всего периода расцвета этого художественного движения.

Биография

Он был одним из трех сыновей Егора Ивановича Маковского - выдающегося художественного деятеля Москвы, коллекционера, одного из основателей знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оба брата - Константин и Николай, - а также сестра Александра стали художниками, а другая сестра - Мария - певицей. В детстве одним из учителей Владимира был знаменитый Василий Тропинин.

Самые первые картины Маковского, начиная с написанной в 15 лет жанровой сценки «Мальчик, продающий квас» (1861), обнаруживали его большие способности как в наблюдении событий окружающей его жизни, так и в перенесении их на полотно. В 1861 году он поступает в МУЖВЗ - училище, одним из основателей которого был его отец. Он окончил его с присвоенной за картину «Литературное чтение» (1865).

Многие картины Маковского стали этапами в его творческом и профессиональном развитии. За полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (1869) он получил звание «классного художника первой степени», а за «Любителей соловьёв» (1973) был произведен в академики живописи.

Много времени занимала в жизни мастера педагогическая деятельность. 12 лет он преподавал в МУЖВЗ - с 1882 по 1894 год, а следующие 24 года - в петербургской Академии художеств, став в 1895 году ректором Высшего художественного училища при Академии художеств.

Скончался знаменитый художник в феврале 1920 года в Петрограде.

«Игра в бабки» (1870)

Художник рано женился, и в 1869 году у него родился первый сын, ставший впоследствии также художником - Александр Маковский. Владимир Егорович, картины которого уже имели отчетливую жанровую принадлежность, с того времени много внимания уделяет детской теме. Среди таких его полотен выделяется картина, ставшая первой, закупленной знаменитым коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым. Это стало для Маковского символом окончательного признания его в качестве живописца.

Крестьянские дети играют в самую доступную для них игру. В ней используются бабки - маленькие косточки из скелета домашних животных - коровы или свиньи. Это соревнование в меткости: те косточки, в которые попали специальным битком (бабкой, утяжеленной свинцом), становятся добычей игрока.

…Сейчас для них главное - игра, которой они отдаются со всей страстью. Один, сидя, сосредоточенно подсчитывает добычу, другие внимательно ожидают очередного броска. Маковский, картины которого отличает дотошность в бытовых деталях, точен и в психологических нюансах. Все играющие обладают своим темпераментом, своим характером. Общее - мягкий юмор и оптимизм, неистребимый даже нищетой одежды и ветхостью окружающих построек.

Ранние картины Маковского отличает избыточная проработка деталей, иногда мешающая целостному восприятию. В дальнейшем кисть художника обретает большую свободу, а палитра станет более цельной, что позволит избежать некой пестроты, присущей, в частности, рассмотренной нами картине.

«Любители соловьев» (1873)

Это полотно представляло русскую живопись на Всемирной выставке в Вене, где было удостоено большого внимания со стороны зрителей.

За окном раздалась соловьиная трель, и трое мужичков заслушались, прервав своё немудреное застолье. Один, стоя, замер, глядя в окошко, пытаясь высмотреть маленькую пичужку. Второй, явно выпивший больше своих приятелей, взмахами ладони отсчитывает переливы соловьиной песни. Третий, самый солидный, слушает, задумчиво пощипывая бороду. Здесь все полно жизни и звука: свет из окошка, позы и жесты персонажей, пузатый горячий самовар, простой, но «вкусно» написанный натюрморт.

Известен отзыв об этой картине великого Достоевского, высоко оценившего исходящие от картины добро и внимание к простому человеку, имевшие не только русский, но и общечеловеческий масштаб.

«Осужденный» (1879)

Постепенно в сюжетах художника пропадает присущий ранним картинам юмор и ироничное отношение к персонажам. Полотна приобретают драматизм и неоднозначность. Таковы несколько вариантов картины, изображающей разночинцев, ставших на путь революционной борьбы, и отношение к таким деятелям представителей разных слоёв русского народа.

Молодого человека вооруженный конвой выводит из здания суда. На выходе его ожидают родственники, среди которых мать, отец, юная девушка и пожилой человек. Судя по всему, главный герой по происхождению из крестьян или городской бедноты. Его невеста и её отец относятся к более зажиточному классу. Художник не выказывает явной доброжелательности к осужденному, не видно сочувствия к нему и у окружающих. Он принес своим близким одно страдание - мать умоляюще сложила руки, увещевая сына, отец безутешно рыдает.

Да и сам революционер не выглядит непреклонным героем-страдальцем за народ. В его взгляде - потерянность и отсутствие убежденности в своей правоте. Маковский, картины которого - точное отражение царящих в обществе настроений, показывает изменение отношения к методам борьбы с существующим строем, к которым прибегали радикально настроенные партии и движения, подобные «Народной воле».

«Свидание» (1883)

Дети - тема, над которой часто работал Маковский. Владимир Егорович, картины которого сначала - лишь отражение детской непосредственности, любование началом новой жизни, в дальнейшем говорит о разных, часто драматических сторонах детства в тогдашней России.

В бедных семьях было принято отдавать детей «в люди». Ребенок часто становился бесправным слугой или подмастерьем, загруженным непосильной работой. Получая от хозяина лишь жалкое пропитание и неустроенный кров, дети переставали быть обузой для семьи, лишаясь семейного уюта и рано взрослея. Такой путь был особенно обычен и привычен для крестьянских семей, отдававших мальчика в услужение в город.

Именно о такой детской судьбе повествует Маковский. может занять много страниц, хотя на полотне всего два персонажа. Крестьянка прошла долгий путь с небольшим узелком и палкой в руках. Она принесла сыну калач, чтобы порадовать своего ребенка. Женщина с жалостью смотрит на босого мальчишку, одетого в грязный фартук, - очевидно, он работает в какой-то мастерской и получил несколько минут свободного времени на свидание с матерью.

Живописная манера художника тоже изменилась - в ней нет подробных и тщательно выписанных деталей, отвлекающих внимание и дробящих изображение. Сумрачный колорит служит не выражению радости от кратковременного свидания, а отображению тяжелого настроения потерянного детства.

«На бульваре» (1886)

Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.

Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом - тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка - видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.

Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.

Наследие

Владимир Егорович отличался огромным трудолюбием и творческой плодовитостью. Результатом его многолетней работы стала подлинная энциклопедия самых типичных явлений русской действительности на изломе двух веков. Он обращался к темам разного масштаба - от бытовых сцен до массовых политических акций - и воплощал их с подлинным художественным мастерством.

Историки отечественного искусства отмечают, что к концу жизни В. Е. Маковский стал сторонником более консервативных взглядов на развитие живописи, отрицательно относясь к поискам новых тем и выразительных средств. Но масштаб этой фигуры в русском изобразительном искусстве от этого не становится мельче.


Константин Маковский – известный русский художник, написавший множество картин боярской Руси XVII века. Обстановка боярских хором, одежда героев картин, да и сами бояре и боярышни воспроизведены настолько достоверно, что по картинам художника можно изучать отдельные главы истории Руси.

Точность в написании отдельных деталей и мотивов узоров, сотканных руками русских вышивальщиц, или четких орнаментов на резных кубках и чашах удивляет и восхищает зрителей прошедшего и настоящего времени.

Роскошные одежды, расшитые жемчугом, удивительной красоты головные уборы, того времени, красавицы-боярышни, украшенные драгоценными ожерельями, бояре в парчовых кафтанах – во всем чувствуется, с какой любовью к русской национальной красоте и культуре, к богатому наследию наших предков, писались эти картины. Долго можно стоять возле каждой из них – любоваться русским узорочьем и ощущать в себе гордость и в то же время печаль, печаль о том, что многое утеряно, не сохранилось и не сохраняется сегодня. Поэтому такие картины, в которых остались уникальные свидетельства культуры Русской земли, для нас особенно ценны.

Биография художника Константина Маковского


Константин Егорович Маковский (1839 – 1915гг.) родился в семье, где была атмосфера поклонения искусству. В их доме бывали многие известные деятели культуры и искусства. Отец художника, Егор Иванович Маковский, был одним из крупнейших коллекционеров Москвы второй четверти XIX века. Его увлечением были произведения изобразительного искусства, в основном старинная гравюра.

А Константин Егорович, унаследовав увлечённость отца, собирал все шедевры русского старинного мастерства, но это была «красивая старина». Что-то он умело пристраивал в жилых комнатах и мастерских, а потом использовал в своих картинах, а что-то просто выставлял в свой старинный большой шкаф из чёрного дерева, чтобы потом любоваться и восхищаться красотой и умением русских мастеров.

На карнизе камина стояла старинная домашняя утварь: серебряные ковши, кубки, рукомойники, опахала – предметы боярских времён. Старинные боярские , разноцветные сарафаны, унизанные жемчугом поручи, кокошники, расшитые жемчужными кружевами – все это можно увидеть на картинах художника. А кроме вещей, с любовью собранных Константином Егоровичем, в его картинах принимали участие и люди, собиравшиеся вокруг него. Иногда разыгрывали сцены из боярского быта, которые затем переносились на холст. И это вызывало, несомненно, горячий интерес зрителей, ведь они через картины Маковского приобщались к познанию истории Руси и культуре предков.

Дочь художника в своих воспоминаниях рассказывала, как «… ставились роскошные «живые картины» из боярского быта…». Приглашённых на эти вечера иногда было до 150-ти человек, среди которых были и представители старинных родов, потомки тех, кого изображал художник. Они «…ловко и красиво облачались в парчовые и …» с тем, чтобы воспроизвести в них сцену, задуманную художником. Так появились картины – «Свадебный пир», «Выбор невесты» и многие другие картины.

Картины Константина Маковского


На полотнах К.Е. Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника. Смотришь на картину и ощущаешь, будто светится русское узорочье, поблёскивает шёлком и серебром расшитый сарафан русской красавицы. А если обратить внимание, то увидим, что на каждой картине на девушках боярышнях совершенно разные головные уборы. Действительно, у художника коллекция кокошников и головных уборов была наиболее богатым и ценным приобретением.

Коллекционированием предметов русской старины К.Е. Маковский продолжал заниматься всю жизнь. Собирая шедевры русских мастеров, художник приобщался к истории России и, любуясь ими, воодушевлялся новыми идеями. Теперь же его полотна вызывают и в нас не только восхищение богатейшим наследием наших предков, но и стремление узнать более и более о своей родине.

О том, как К.Е Маковский использовал свою коллекцию в работе, рассказывала писательница Е.И. Фортунато, которой посчастливилось быть у него в качестве модели.

К.Е Маковский был не только художником. Общаясь с крупными учеными-историками, он стал сам большим специалистом в области русской старины. К.Е. Маковский стремился сберечь художественное достояние России. Поэтому неслучайно в 1915 он стал членом Общества возрождения художественной Руси, основной задачей которого было сохранение, изучение и пропаганда русской старины.

Горько и печально, что коллекция, собиравшаяся в течение полувека, занимавшая столь важное место в жизни художника, ставшая отражением целой эпохи в русской культуре, всего через полгода после его смерти будет пущена с торгов. В сентябре 1915 года К.Е Маковский был сбит уличной пролёткой на одной из улиц Петрограда. Получив тяжёлую травму головы, художник скончался через два дня. Внезапная смерть разрушила все задуманные планы…

На аукционе было перечислено более 1000 предметов, некоторые из них достались столичным музеям: Русскому музею, Эрмитажу, Музею Училища технического рисования барона Штиглица, московским музеям. Многие предметы были скуплены представителями московских антикварных фирм. Подлинные костюмы, серебряные кубки, ковши, бокалы перешли в руки видных московских коллекционеров.

Но не все восхищались картинами К.Маковского и его манерой работать.

В начале своего творческого пути К. Маковский разделял взгляды художников-передвижников, он писал крестьянских детей («Дети, бегущие от грозы», «Свидание»), но уже в 1880-е годы художник бесповоротно отошёл от них и стал устраивать персональные выставки.

В 1883 году он создал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», за ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895,). Картины пользовались успехом, как в России, так и на международных выставках. За некоторые из них на Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский был удостоен золотой медали.

На его картины цены были всегда высокими. П.М. Третьяков иногда не мог приобрести их. А вот иностранные коллекционеры охотно покупали полотна «боярского» цикла, поэтому большинство работ художника ушло из России.

Благодаря такому успеху К.Е.Маковский стал одним из самых богатых людей. В течение всей жизни его окружала роскошь, какая не снилась ни одному русскому художнику. Маковский с одинаковым блеском выполнял любой заказ на любую тему. Именно последнее вызывало у многих непонимание, и даже осуждение. Одни, видимо, завидовали успеху, другие считали, что в картинах должен присутствовать народ со своей повседневной жизнью. Но такие картины раскупались не столь охотно, и многие считали, что Маковский писал на те темы, которые были востребованы, то есть ради собственного обогащения.

Однако он всегда жил, как ему хотелось и писал то, что хотел. Его видение прекрасного просто совпали с требованиями и запросами тех людей, которые готовы были платить за его картины большие деньги. Его лёгкий успех стал основной причиной отрицательного отношения к нему и его творчеству художников-передвижников. Его обвиняли в том, что он ради материальных благ использовал искусство и свой талант.

К.Е. Маковский начинал свой художественный путь вместе с художниками- передвижниками, выставляя картины на тему жизни народа. Однако со временем его интересы стали иными, и с 1880-х он стал успешным салонным портретистом. О том, что это произошло ради материальных благ, нельзя поверить. Ведь об этом говорят его многочисленные коллекции и многогранный талант. Но нельзя отрицать, что Маковский не искал признания за рубежом. К тому же европейцы интересовались русской историей, поэтому его работы быстро продавались.

В личной жизни Маковский также был счастлив. Его приятная внешность, общительность, всегда открытый и улыбчивый взгляд ясных глаз делали Константина Егоровича всегда желанным гостем. Он был трижды женат. Его первая жена Леночка Буркова, актриса Александринского театра, прожила с ним недолгую жизнь. Обаятельная и нежная девушка внесла в его жизнь много радости и тепла. Но из земной жизни ее рано унесла болезнь.

Беззаботный и жадный к утехам жизни Константин Егорович быстро утешился, увидев на балу необыкновенной красоты девушку – Юленьку Леткову. Девушке шел всего лишь шестнадцатый год, а обворожительному живописцу – тридцать шестой. Вскоре состоялась свадьба. Прожив двадцать лет счастливой семейной жизни, Константин Егорович написал множество картин, в большинстве из которых встречается милый образ его молодой жены. На протяжении долгих лет Юлия Павловна Маковская была его музой и моделью для портретов.

В 1889 году Константин Маковский отправился на Всемирную выставку в Париж, где экспонировал несколько своих картин. Там он увлекся молодой Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919). В 1891 году родился внебрачный сын Константин. Пришлось признаться во всем жене. Юлия Павловна не простила измены. Через несколько лет был оформлен развод. А Константин Егорович продолжал счастливую семейную жизнь с третьей женой, которую также использовал в качестве модели. Своих детей и от второго, и от третьего брака, он также часто изображал на своих полотнах.