О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек - О мысленных разговорах (внутренних диалогах), как виде построения страстных помыслов. Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей

А давайте разберём в этой статье, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Известно, что феномен навязчивости является появляющимся в сознании представлением, мыслью либо каким-либо явлением, не связанным в данное мгновение с содержимым рассудка. Больные воспринимают данный феномен как эмоционально неприятный.

Навязчивые мысли «господствуют» в уме, вызывают пафосный драматизм, дезадаптируют человека в окружающей его среде. Они существуют помимо желания и воли индивидуума. Вообще, конечно, еще наличествуют и определённые воспоминания, помыслы, сомнения, представления, и действия.

Именуют обсессиями, навязчивые страхи - фобиями, а навязчивые действия - компульсиями.

Фобия

Как избавиться от и страхов и фобий? Многие задают этот вопрос. Сперва выясним, что такое фобический синдром. Данное явление весьма распространённое, а с греческого переводится как «страх».

Существует масса фобических настроений: мизофобия (страх марания), клаустрофобия (боязнь закрытых мест), нозофобия (страх недуга), эрейтрофобия (страх багровости), агорафобия (опасение открытых зон) и другие. Это приведены прототипы противоестественных, не имеющих отношения к реальной угрозе тревог.

Существуют паники от трусости, малодушия. К сожалению, трусость можно и привить. Если, к примеру, малышу каждые десять минут повторять следующие указания: «не залезай», «не подходи», «не трогай» и так далее.

Конечно же, очень интересно знать, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Психологи классифицируют родительские страхи, которые «мигрируют» от отца с матерью к детям. К примеру, это боязнь высоты, собак, мышей, тараканов и тому подобное. Список этот можно продолжать бесконечно. Интересно, что данные устойчивые страхи очень часто обнаруживаются у малышей.

Ситуативный страх

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, знают психологи. Они различают страх ситуативный, возникающий в момент опасности, угрозы, и индивидуальный, появление которого связывают с особенностями страха. Например, те, у кого появилась мизофобия (страх заражения, загрязнения), характеризуют его как весьма тяжкое страдание. Эти люди говорят, что у них появилась настолько сильная мания чистоты, что она не поддаётся никакому контролю.

Они утверждают, что на улицах избегают каких-либо контактов с людьми, нечистых районов. Им думается, что везде грязно и везде можно запачкаться. Они уверяют, что, придя домой после прогулки, начинают стирать всю одежду, моются под душем 3-4 часа. Они говорят, что у них появилась внутренняя грубая истерика, что всё их окружение состоит из компьютера и едва ли не стерильной постели.

Демоническое влияние

Так как избавиться от страхов и навязчивых мыслей? Сперва нужно выяснить первопричину. Весьма часто назойливости являются результатом демонических действий. рассказывает: «Духи злобы с большими ухищрениями ведут битву против людей. Они приносят душе помыслы и мечтания, которые представляются так, что как бы родились внутри неё, а не от злого чуждого ей духа, активного и пытающегося укрыться».

О, нам очень интересно выяснить, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь? Архипастырь Варнава (Беляев) написал: «Ошибка наших современников состоит в том, что они думают, что страдают лишь «от помыслов», а в действительности ещё и от сатаны. Когда человек пытается победить мысль мыслью, он видит, что противными мыслями являются не обычные помыслы, а идеи «назойливые», строптивые. Перед ними люди бессильны, ведь эти мысли не связаны никакой логикой, являются чуждыми для человека, ненавистными и посторонними. Если же разум человеческий не признаёт Церкви, святых Таинств, благодати и жемчужины праведности, то чем он защитится? Конечно же, ничем. Когда сердце свободно от совершенной кротости, появляются бесы и делают с телом и умом человеческим что пожелают (МФ. 12, 43-45)».

Данное изречение владыки Варнавы в точности подтверждается клинически. Неврозы назойливых состояний врачуются намного труднее всех иных невротических форм. Очень часто ни одна терапия не может с ними совладать, и они изнуряют своих хозяев ужаснейшими мучениями. В случае неизменных назойливостей люди стойко лишаются трудоспособности и превращаются в инвалидов. Опыт показывает, что настоящее исцеление может наступить лишь по благодати Божией.

Наиболее уязвимая форма

Тем, кто не знает, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие советует поступать так. Православные врачи именуют невроз навязчивых состояний самым дьявольски уязвимым видом невротических нарушений. Ведь как можно, к примеру, расценить стойкое желание мыть руки перед едой несколько десятков раз либо пересчитывать у встречающихся прохожих пуговицы на пальто? При этом больные испытывают страшные мучения от своих состояний, но ничего не могут поделать с собой.

Кстати, сам термин «обессия» означает навязчивые состояния и переводится как бесноватость. Епископ Варнава (Беляев) написал следующее: "Мудрецы Земли сей, отрицающие бесовское бытие, не могут объяснить действие и происхождение навязчивых идей. Но христианин, который столкнулся с тёмными силами непосредственно и начал вести с ними беспрестанную борьбу, иногда даже видимую, может им предоставить явные доказательства бытия бесов".

Внезапно возникшие помыслы, как ураган, налетают на уберегающегося и не дают ему отдохнуть ни минуты. Но представим, что мы общаемся с искусным монахом. Он оснащается прочной и сильной И начинается и идёт война, которой конца не видно.

Человек ясно осознаёт, где его личные мысли, а где чужие, в него всеваемые. Но весь эффект следует далее. Помыслы неприятеля часто внушают, что если смертный не покорится им, то они не отвяжутся. Он не уступает и продолжает молить Всевышнего о поддержке. И в то мгновение, когда мужу кажется, что война никогда не завершится, когда он прекращает верить, что существует состояние, когда миряне спокойны и живут без мысленных мучений, в данный момент помыслы моментально исчезают, внезапно. Это значит, что пожаловала благодать и бесы отступили. В человеческую душу проливаются свет, тишина, мир, чистота, ясность (ср. Мк. 4, 37-40)».

Эволюция

Согласитесь, многим интересно знать, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь продолжаем выяснять далее. Священники сравнивают развитие навязчивости с эволюцией греховных влечений. Этапы почти такие же. Пролог похож на появление в сознании навязчивого помысла. И затем следует весьма важный момент. Индивидуум его либо отсекает, либо затевает с ним сочетание (рассматривает его).

Затем следует этап сосложения. Когда появившаяся идея кажется достойной более полного изучения и собеседования с ней. Следующим этапом является пленение. В этом случае человек управляет развившимся в разуме помыслом, а помысел управляет им. И, наконец, навязчивая идея. Уже порядочно сформированная и зафиксированная сознанием. Очень плохо, когда индивидуум начинает доверять этой идее, а ведь она появилась от демона. Несчастный мученик стремится рационально победить данную «умственную жвачку». И множество раз просматривает в уме этот «назойливый» сюжет.

Вроде бы решение близко, ещё немного… Однако мысль снова и снова пленяет разум. Индивидуум не может сообразить, что для навязчивости решения не существует. Это не трудноразрешимая проблема, а бесовские козни, с которыми нельзя беседовать и которым нельзя верить.

Правила борьбы

Тем, кому интересно, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие рекомендует делать так. Если появились навязчивые идеи, с ними не нужно «собеседовать». Они потому и именуются навязчивыми, что логически их осмыслить невозможно. Вернее, их можно понять, но в дальнейшем эти же идеи снова всплывают в сознании. И этот процесс бесконечен.

Природу таких состояний именуют демонической. Поэтому следует молиться Господу о прощении и не сослагаться с подобными помыслами. Фактически лишь по Божией благодати и при личном усердии навязчивости (бесы) уходят.

Священники предлагают выполнять следующие правила, воюя с навязчивыми состояниями:

  • Не сослагаться с навязчивыми мыслями.
  • Не верить содержанию навязчивости.
  • Призывать Благодать Божию (Таинства Церкви, молитва).

А сейчас рассмотрим более подробно, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Допустим, поверил человек назойливой идее, которая произошла от лукавого. Далее возникает внутренний конфликт, появляется печаль. Личность деморализуется, её охватывает паралич. «Какой же я паршивец, - говорит человек себе - я недостоин причащаться и мне нет места в Церкви». А враг веселится.

С такими мыслями нельзя сослагаться. Некоторые стараются доказать что-то бесу и в своём сознании выстраивают различные аргументы. Они начинают думать, что решили свою задачу. Но лишь мысленный спор завершился, всё начинается сначала, будто бы человек и не выдвигал никаких аргументов. Таким образом победить врага не удастся.

В данном случае без господа и Его помощи, благодати не справиться.

Следствие недуга

Многие спрашивают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов медикаментозно. Известно, что навязчивые мысли существуют и у К примеру, при заболевании шизофренией. В этом случае навязчивости являются следствием недуга. И их необходимо лечить медикаментами. Конечно же, нужно здесь применять и препараты, и молитву. Если заболевший не в силах творить молитву, его близкие должны на себя взять молельную работу.

Страх смерти

Весьма интересен вопрос, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти. Есть люди, которые испытывают явный после перенесённого инфаркта. Врачи их могут излечить. С Божией помощью такие люди поправляются, сердце их крепнет, но их разум не отпускает этот мучительный страх. Говорят, что он усиливается и в трамваях, и в троллейбусах, и в любых замкнутых зонах.

Верующие пациенты считают, что без попущения либо соизволения Господа с ними что-либо не может произойти. Врачи рекомендуют таким людям снять с себя непосильную ношу и прекратить бояться. Они убеждают пациентов, что те «могут умереть», если так будет угодно Всевышнему. Как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти знают многие верующие. Когда страх появляется, они внутренне говорят себе: «Моя жизнь в Божиих руках. Всевышний! Буди воля Твоя!», и страхи исчезают, растворяются, как в стакане горячего чая сахар, и больше не появляются.

Невротические страхи

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей о болезни, может рассказать лишь сведущий человек. Фактически невротические страхи не вызваны никакими реальными угрозами либо угрозы надуманы и сомнительны. Православный доктор В. К. Невярович свидетельствует: «Назойливые идеи часто возникают с вопроса: «А вдруг?» Затем они укореняются в сознании, автоматизируются и, постоянно повторяясь, создают существенные трудности в жизни. Чем сильнее человек воюет, пытаясь их прогнать, тем более они подчиняют его себе.

Кроме всего прочего, в таких состояниях психическая защита (цензура) отличается внушительной слабостью, появляющейся благодаря греховному разрушению души людей и их природных качеств. Всем известно, что у алкоголиков имеется повышенная внушаемость. Значительно истощают духовную крепость блудные прегрешения. Отражается также недостаток внутренней работы по духовному трезвению, самоконтролю и сознательному руководству своими помыслами.

Самое мощное оружие

А как избавиться от навязчивых мыслей и страхов самостоятельно? Самым страшным оружием против назойливых идей является молитва. Знаменитый доктор, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии за работу по трансплантации органов и кровеносных сосудов и сосудистому шву Алексис Каррель рассказывал: «Молитва является самой сильной формой энергии, которая излучается человеком. Она такая же реальная сила, как и земное притяжение. Я следил за пациентами, которым никакое терапевтическое лечение не помогало. Им посчастливилось излечиться от болезней и меланхолии лишь благодаря умиротворяющему влиянию молитвы. Когда человек молится, он связывает себя с безграничной жизненной силой, которая движет всей Вселенной. Мы молимся, чтобы перешло к нам хоть немного этой силы. Обращаясь к Господу в искренней молитве, мы врачуем и совершенствуем и душу, и плоть. Недопустимо, чтобы хоть одна секунда молитвы не принесла позитивного итога любому человеку».

Этот доктор доступно объясняет, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов за близких и иных фобий. Он говорит, что Господь крепче дьявола, и наша мольба к Нему о помощи прогоняет бесов. Убедиться в этом может любой. Для этого вовсе не обязательно быть отшельником.

Таинства Церкви

Таинства Церкви являются колоссальной помощью, даром от Всевышнего для избавления от страхов. Прежде всего это, конечно, исповедь. Собственно на исповеди человек сокрушённо кается в грехах, отстирывает от себя приставшие нечистоты, в том числе и назойливые идеи.

Немногие знают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов во время беременности. Лишь Господь может помочь в такой ситуации. Возьмём то же самое уныние, обиду на человека, ропот - всё это грехи, отравляющие нам душу.

Исповедуясь, мы совершаем для нашей души два очень благотворных дела. Во-первых, мы становимся ответственными за своё сегодняшнее состояние и говорим и себе, и Всевышнему, что попытаемся изменить положение дел.

Во-вторых, мы именуем лихо - лихом, а лихие духи более всего не любят обличения - они предпочитают исподтишка действовать. В ответ на наши дела, Господь во время чтения духовником молебна прощает нам наши грехи и прогоняет бесов, которые нам докучают.

Ещё одним сильнейшим средством в противоборстве за нашу душу считается причастие. Причащаясь Крови и тела Христова, мы приобретаем благотворную силу для борьбы со злом в себе. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Эта Кровь далеко отшвыривает от нас бесов и привлекает к нам Ангелов. Если бесы видят Владычнюю Кровь, они оттуда убегают, а Ангелы туда слетаются. Эта Кровь, пролитая на Кресте, омыла всю Вселенную. Она спасает души наши. Ею душа омывается».

Искушения эти проявляются различно. По словам священномученика Диадоха , «бесы отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь удостоверялись в том, что они гнездятся в них, дабы ум, верно зная это, не вооружился против них непрестанною памятию о Боге» . Большею частию, принимая, по слову апостола, вид ангела света – «и не дивно: сам бо сатана преобразуется во ангела света» (), – темные силы влияют на человека через его мозг, стремясь внушить ему, что то или иное видение посылается от Бога. На самом же деле это оказывается лишь вражеским действием.

Но опаснее всего в данном случае, по словам преподобного Нила, следующее: так как человека «не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит в молитве, то ему никак не думается, чтобы тут было какое-либо вражеское действие, – и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона, который, крайнюю употребляя хитрость, чрез мозг, как мы сказали, изменяет сопряженный с умом свет и его самого образует (ему самому дает образ или то и другое заставляет воображать)» .

13.2. Искушение от бесов через ощущение «света»

Но искушения на молитве не всегда бывают лишь через мысли. Иногда с людьми совершенными происходят искушения другого порядка, как, например, явление света, стука и т. п. Обыкновенно, по свидетельству подвижников, первым признаком прелести (диавольского прельщения), ощущаемым физически, является «свет, подобный чувственному огню» , «видимый телесными очами» , «огневые образования» , «свет ночью» и т. п.

За световыми явлениями следуют явления демонов в разных формах и видах. Людям, достигшим известной духовной высоты, они являются в виде ангелов или даже Самого Христа с целью ввести их в заблуждение и заставить думать молящегося, что он удостоился созерцания небесных видений и этим вовлечь его в гордость, которая есть начало падения.

13.3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа

Если эти явления не производят желаемого действия, т. е. если человек по смирению не принимает видение за божественное, то тогда искушения видоизменяются. Демоны, по словам святого Антония Великого , когда не возмогут обольстить сердце подвижника, то опять нападают, но иным образом, именно: «устраивают разные привидения, чтобы устрашить его, для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы – жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов» , производя «шум, топот, вопли и ругательства» .

13.4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения

При подобных искушениях, по указаниям святых подвижников, следует сохранять полное спокойствие духа и не поддаваться страху, так как злые духи могут лишь только угрожать, но другого ничего более сделать не могут. «Таких привидений не должно бояться, – говорит святой Антоний Великий , – потому что они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста» . Хотя они и дерзки, и крайне бесстыдны, но бояться их не должно, «хотя бы они казались наступающими на нас, хотя бы угрожали , потому что они немощны и ничего более сделать не могут, как только угрожать» .

13.5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов

Не бояться демонов и их искушений научает также и святой Симеон Благоговейный : «Когда молишься, страх ли нападет на тебя, или стук подымется, или свет воссияет, или другое что случится, не смущайся и не робей; но пребудь в молитве гораздо долее обыкновенного. Такое смятение, страхование и ужасание бывает от демонов, чтобы, растерявшись и расслабевши, оставил бы молитву, а когда такие тревожности и оставление молитвы по малодушию обратятся у тебя в навык, – чтобы совсем тебя взять в свои руки и помыкать тобою» .

Подобно этому говорил и преподобный Нил Синайский : «Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов стремящийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» () и тому подобное» .

13.6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого

Но подобного рода явления (как, например, свет) не всегда бывают от лукавого. Святой Симеон Благоговейный говорит, что иногда бывает, что иной некий воссияет свет, во время совершения тобою молитвы своей, «которого изобразить в слове я не в силах, от которого душа преисполняется радости, возрождается вожделение лучшего и начинают тещи слезы со умилением; то ведай, что это есть Божеское присещение (посещение – «Игум.В.») и наступление» .

Так как человеку, особенно еще не опытному в этом деле, трудно определить, от Бога или же от лукавого получает он видения, то святые подвижники советуют и таком случае обращаться всегда за советом к старцу-руководителю, которого должен иметь всякий желающий идти путем духовного совершенствования. Подробнее о старчестве будет сказано ниже. Теперь же приведем слова святого Каллиста Тиликуды, относящиеся к этому. «Если иногда ум увидит свет без всякого искания его, пусть не принимает его и не отвергает, пусть об этом спросит старца. Если же не найдет такого, то лучше не принимать, но по смирении предать дело Богу, почитая себя недостойным такого видения» .

Вообще же, как общее правило, следует иметь в виду указания святых отцов на то, чтобы не увлекаться видениями и не почитать себя достойным их, даже если бы то было явление Самого Христа или ангела. «Когда, делая свое дело, – говорит святой Григорий Синаит , – увидишь свет или огонь вне или внутри, или лик какой – Христа, например, – или ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда» .

Иногда внутреннее чувство подсказывает человеку, что то или иное видение не от Бога, но от лукавого. «Все приходящее в душу, – говорят отцы, – чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага» . «Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением и утверждающая сердце несомненным удостоверением» .

Но все же человеку, особенно на первых шагах прохождения им духовного подвига, очень трудно самому браться за разрешение вопроса: от кого получает он то или другое видение? Святой Григорий Синаит , говоря о признаках прелести, свидетельствует, что «она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима» . Поэтому, как уже было сказано, молящийся не ошибется, если в данном случае будет идти путем смирения, почитая себя недостойным видений и откровений.

13.8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов

Следует отметить, что не всегда какие-либо образы или явления привходят в сознание молящегося со стороны. Часто он сам бывает причиной их возникновения. Это бывает в тех случаях, когда молящийся начинает представлять себе чувственно в своем воображении духовные явления или лица. Против же этого особенно горячо восстают подвижники, как против серьезного препятствия молитве. «Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, – говорит преподобный Нил Синайский , – и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой-либо образ... (или чтобы в уме твоем печатлелся какой-либо образ), но невещественно приступи к Невещественному, – и сойдешься с Ним» .

Об этом же говорят и святые Каллист и Игнатий, ссылаясь на следующее высказывание святителя Василия Великого : «Как не в рукотворенных храмах живет Господь, так и не в воображениях каких и мысленных построениях (фантазии), – кои представляются (вниманию), и как стеною окружают испортившуюся душу, так что она силы не имеет чисто взирать на истину, но все еще держится зерцала и гаданий» . «Сии ведая, – добавляют от себя святые иноки, – и ты каждый час, с Божией помощью, понуждай себя безмечтанно, без воображений и образов, молиться чисто всем умом, всею душою и всем сердцем» .

13.9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии

Кроме описанного вида прелести, происходящего от личных мечтаний молящегося, есть еще другой род прелести, берущий начало также в самом человеке. По словам святого Григория Синаита , «второй образ прелести... начало свое имеет в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя свое естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего и делает помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став как бесноватый... Бес непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица» .

Жизненной иллюстрацией к приведенным словам могут служить некоторые из русских сектантов, впадающие в экстазы указанного характера на своих радениях. Описание этого можно найти в исследовании Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском сектантстве», а также в его брошюре «Психология сектантского экстаза» (1908) (речь, произнесенная перед защитой его диссертации).

В тех случаях, когда человек, уже стяжавший дар молитвы, подвергается искушениям во время ее, то ему разрешается в противовес этому, вставая, простирать руки в помощь против искушений. Но и в данном случае должна быть умеренность и осторожность, и святые отцы предупреждают от увлечений. Пусть в таком случае, – поучает святой Григорий Синаит , – «прелести ради не долго сие творит, и опять садится, чтобы враг не обольстил ума его, показав какой-либо призрак. Ибо иметь ум, даже безопасный от падения и горе, и долу, и в сердце, и всюду, безопасным от вреда свойственно одним чистым и совершенным» .

Подобно этому и святой старец Симеон Благоговейный учит, что если бы молящемуся пришлось бы сподобиться Божественного посещения, проявившегося, например, в благодатном свете и вызвавшем умиление и слезы, то для того, чтобы не впасть в гордость, следует перевести мысль свою на какой-либо другой предмет и этим смирить себя. «Если слишком долго будет держаться такое состояние, – говорил святой Симеон, – то, чтобы по причине обилия слез не показаться тебе пред собою чем-либо более, нежели каков ты на деле, обрати ум свой на что-либо телесное и тем смири себя» .

Все приведенные и подобные им предупреждения об избежании прельщения или, как говорят святые подвижники, прелести на молитве, имеют свое глубокое основание и крайнюю необходимость. Предупреждения эти вызываются теми печальными и крайне опасными последствиями для человека, которые влечет за собой прелесть. Идущий без всякой осмотрительности и руководства по этому пути подвергается различным опасностям, начиная с тщеславия и кончая сумасшествием.

13.11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати

Для человека, стоящего далеко от «науки из наук и искусства из искусств» , могут показаться странными и непонятными настоящие строки. Но, если дать себе труд глубоко вникнуть в психологические основы молитвенного подвига, то тогда все будет понятным. Повторим, что все рассуждения авторов «Добротолюбия» суть плод их собственного опыта, т. е. того, что было пережито ими самими и чему они были свидетелями, наблюдая окружающих их людей как мирских, так и монашествующих.

13.12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений

Теперь следует сказать о мерах борьбы с указанными искушениями. Главным средством, по учению святых отцов, в данном случае является молитва. «Во время таких искушений, – говорит преподобный Нил Синайский , – употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву» . Насколько сильна верующего и какое производит действие на демонов, видно из сравнения святого Илии Екдика, который говорит, что «грозящий палкою на собак раздражает их против себя, а демонов раздражает тот, кто нудит (принуждает – «Игум.В.») себя чисто молиться» .

Но, пред тем как приступить к такой молитве, полезно и необходимо бывает сказать несколько слов против духа злобы, искушающего молящегося. Святой Евагрий учит: «Во время искушений не прежде приступай к молитве, как сказавши несколько гневных слов против искусителя. Ибо когда душа окачествована (исполнена – «Игум.В.») скверными помыслами, тогда молитве ее нельзя быть чистою. Но если ты скажешь что-либо с гневом против них, то этим приведешь в смятение противников своих и истребишь их внушения» .

Какие именно слова следует произносить в таких случаях, указывает преподобный Никита Стифат . Говоря о хульных помыслах – одном из видов искушений, – он поясняет, что «дух хулы, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и странные хуления на Бога вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать слово Христово, говоря к нему: «Отойди от Меня, сатана» (), всякого зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою». Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет – Божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу» .

Так как искушения лукавого, приводящие в состояние прелести, не всегда бывают в грубой и заметной форме, то святыми подвижниками дается ряд указаний, как различать явления прелести и благодати, которые с внешней стороны иногда могут походить одно на другое, особенно в глазах неопытного в этом деле человека.

Преподобный Максим Кавсокаливит, сравнивая благодать и прелесть, высказывается в том смысле, что отличительным признаком благодати является особое состояние мира душевного с умилением и сокрушением о грехах. Человек исполняется кротостию и смирением, и душа его объята бывает радостию духовною. «Когда входит в человека благодать Святого Духа, – говорит он, – то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память и грехи его, будущий Суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвергает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями недомыслимой силы Божией... Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким и обильно источает плоды Духа Святого – «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение» () и прочее, и душа его восприемлет неизреченное веселие» .

Наоборот же, когда человек подпал под влияние искусителя и находится в состоянии прелести, то ощущения его уже будут иные, противоположные указанным. Появляется сначала тонкое тщеславие, переходящее затем в гордость. Смирение и мир душевный у такового отсутствуют. «Когда злой дух прелести, – говорит преподобный Максим , – приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый... и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большею частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, когда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец, выходит из ума и приходит в совершенную пагубу» .

Итак, человек, находящийся в состоянии прелести, прежде всего лишен душевного покоя и истинного умиления – этих верных признаков благодатного состояния духа. Кроме того, в нем отсутствуют три основных добродетели: смирение, любовь и милосердие, «без коих никто не узрит Господа» .

Чистою молитвою, без прелести, по словам святого Григория Синаита , будет та, во время которой «ум видится безвидным и ни себя, ни другого чего не представляющим даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нем светом. Ибо тогда ум делается отрешенным от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаваясь» .

Как говорит святой Исихий, это происходит вследствие того, что «всякий помысл воспроизводит в уме образ какого-либо чувственного предмета, ибо ассирианин (враг), будучи сам умною силою, не иначе может прельщать, как пользуясь чем-либо привычным для нас чувственным... И так как всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному), то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим). Ибо светлость оная проявляется в чистом уже уме, под условием оскудения его от всяких помышлений» .

Поэтому же и в житии преподобного Варсануфия, составленном Никодимом Агиоритом , где сообщается о том восхищении к Богу, которого преподобный удостаивался на молитве, подчеркивается, что возносился он к Богу «не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, полагая восхождения к Богу в сердце своем» .

В соответствии с этим на всем протяжении «Добротолюбия» нигде не говорится о развитии мысленной, мозговой, энергии, так как это не только не нужно, но крайне вредно и даже опасно для молящегося, ибо приводит к гордости и падению. Весь центр тяжести полагается в развитии чувств сердца, потому что в духовной молитве, чистой от всяких представлений и воображений, интеллектуальная сторона не играет роли.

13.13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы

Авва Евагрий Понтийский учил - Сокровенные помыслы человека ведомы только Богу. Бесам помыслы человека не доступны. "Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги наши узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во внешних признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце наше."

"Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные. …злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас лъстивным» (Псал. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет".

Св. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена: «Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне заключая о них по чувственным признакам, т.е. из наших расположений, или слов и занятий, к которыми видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души» (Собеседование 7, гл.15).

В древнем Патерике так же сказано - Авва Матой сказал: сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти; и смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонной, ту и влагает.

Они не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, помышлений наших сердец не видят, они открыты только Богу, - но из наших слов, действий, взглядов бесы усматривают наше внутреннее устроение и о том, склоняемся ли мы к добродетели или греху, судят лишь по нашему поведению. Ангелам и некоторым святым Бог открывает наши помыслы.

Святой авва Исидор Пелусиот говорил - "Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".

Ну и наконец Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов: "Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления".

Как часто бесы стараются рассорить людей, ввести в бесовское смущение, заставить делать гадости друг другу. Причём мы люди даже не понимаем этого. Еще Гёте говорил, что "...обыватель не видит дьявола даже тогда, когда тот держит его за глотку". Спасибо тем, кто рассказал мне о своих мыслях искренне, дав возможность понять некоторые столь очевидные, но сложные вещи и рассказать о них вам.

Если мужчина и женщина любят друг друга, живут вместе и стараются сделать счастливыми всех членов своей семьи, бесы незамедлительно начинают гадить им, вводя в смущение и взаимное недоверие. Причём происходит это явно, но понять можно только зная, что многие мысли к нам приходят от тёмных сил. А иногда не только мысли, но и эмоции, которые мы можем отметать, если готовы бороться с врагом, бороться с дьяволом и его приспешниками, не давая одурачить себя.

Один святой подвижник говорит о том, что нужно жить, настроив себя на Евангельские истины, то есть, нужно жить по Евангелию. Это утверждение становится понятным при прочтении Евангелия, так как даёт нам правильный путь в жизни, объясняет как вести себя в той или иной ситуации.

Однажды я с мужем пошла для получения новых прав, десятилетний срок действия которых истёк. Права должна была заменить я, ну а Роман пошёл вместе со мной за компанию. Мы заняли очередь и стали ждать того, кто займёт за нами. Ждать пришлось недолго, и вот женщина, примерно сорока - сорока пяти лет, подошла вместе с её мужем и спросила, кто последний. Её муж посмотрел на меня и очень сильно смутился. Раньше в юности я бы подумала, что понравилась ему, но теперь, реально оценивая ситуацию, ясно понимала, что дело вовсе не в симпатии, далеко не в симпатии, а в мыслях, которые наверняка накинули ему бесы. Его жена не была ни в чём хуже меня, а для родного мужа должна была быть намного лучше, но противная какая-то мысль пробежала в его голове, и мужчина смутился. Судя по его смущению, это было уже не в первый раз, плюс, и его жена тут же словно поняла его мысли. Он стал вести себя, как провинившийся влюблённый. Она стиснула зубы и старалась быть терпимой к его объятиям и шёпоту на ушко, что явно делала через силу. Это было ужасно! Мужчина любил свою жену, хотел сделать счастливой, а мерзкие бесы насылали ему мысли, которые его смущали и заставляли думать женщину, что он «западает» на каждую юбку. Это мнение о муже наверняка заставляло её грустить, а может, и совершить какие-нибудь неблаговидные поступки, оправдание которым опять таки подкинут бесы.

Как важно понимать, что мысли часто всеиваются нам врагом рода человеческого, и вместо смущения просто отбросить подобные мысли и произнести слова молитвы: «Предложение твоё вражье на главу твою, Божья Матерь помоги мне!»

Почему я с уверенностью утверждаю, что мысли бывают накинуты от бесов?
Ответить на этот вопрос несложно. Я не только читала об этом в православных книгах, но и испытывала сама, причём настолько очевидно, что перепутать навеваемые мысли со своими было невозможно.

Попробую рассказать об этом.

Однажды вместе с мужем мы были в гостях у товарища мужа. Мы много разговаривали на темы, которые были интересны всем присутствующим, пили вино, и в конце расставались, почувствовав дружеское расположение друг к другу. Перед походом в гости я с мужем ссорилась, и вот по дороге уже из гостей домой на меня вдруг посыпались мысли, которые не только удивили, но и заставили съёжиться.
Мужчина был интересен мне как собеседник, но ни в коем случае ни как представитель противоположного пола. В мыслях же он стал для меня потенциальным любовником ни с того, ни с сего.

Например, мысль: «К нему можно ездить на выходные. Дети справятся и без меня один день. В пятницу приезжать, в субботу вечером уезжать».

От первой мысли меня передёрнуло. Она была не только нелепой, но и неприятной. Товарищ мужа был для меня совершенно посторонним человеком, не вызывающим никаких подобных эмоций, не говоря уже о нежелании вести распутный образ жизни.
Потом следующая мысль о том, что с этим, посторонним человеком ходить гулять по лесу, взявшись за руки. Далее более криминальные предположения. Причём, эти мысли были мне неприятны и неожиданны настолько, что внешнее их происхождение не оставляло сомнений.

Святые Отцы говорят о том, что бесы не умеют читать наши мысли, но следят за внешними проявлениями всех движений души. Смотрят на наше поведение, улыбки, взгляды. Если человек лицемерит, они могут накинуть мысли и эмоции, превращающие лицемерие в подобие правды и путающие лицемера. В общем, то, о чём я слышала и читала, но плохо себе представляла, в тот вечер испытала явно.

Так как в то время мы много говорили с мужем о происках бесов, столкнувшись с уходом за бесноватой, то я вслух стала высказывать те прилоги, которые приходили мне в голову. Муж сначала обиделся, но потом горячо заметил:
-А что я тебе говорил! А ты утверждала, что не может быть не своих мыслей!

Я действительно это утверждала. Когда он поделился своими «криминальными» мыслями, которые приходили ему в голову, я обиженно говорила, что подобные вещи он думает сам, а теперь вот тебе и раз...

Дело в том, что плохие мысли могут быть посланы бесами или приходить в голову из-за нашей собственной греховности. Но когда эти мысли заставляют поёжиться и ничего общего не имеют с вашим внутренним устройством, то разумеется они пришли из вне и не являются продуктом вашего мозга. Иногда накинутые мысли вовсе не кажутся нелепыми, так как подпадают под ваше настроение или поведение, но если эти мысли приходят от тёмных сил, они всё равно будут иметь некую эмоциональную подоплёку, не вызывающую спокойствия или умиротворения, а заставляющую вас ощутить нечто неприятно острое.

Очень важно уметь справляться с этими мыслями и не идти на поводу, когда после прилога начинается рассматривание мысли и появляется её одобрение и даже услаждение грешными помыслами. Ведь за помыслами может прийти рассуждение о воплощении мыслей в действие, а бесам только этого и нужно. Они безмерно ненавидят человека за то, что в отличии от них человек может спастись. Борьба за душу идёт постоянно, и очень многие проигрывают бесам в этой борьбе.

Один раз на проповеди в церкви священник говорил о том, что мы здесь находимся на войне. Эта война беспощадна и непрерывна, и не замечают её лишь те, кто уже идёт по пути гибели, ведь дьявол делает всё, чтобы человек не задумывался и шёл к погибели с полной уверенностью своего благополучия.

Но как только человек начинает делать добрые дела и устраивать свою жизнь, чтобы спасаться, у него начинаются проблемы и иногда очень серьёзные. Но что важнее? Борьба с проблемами и спасение, или благополучие и гибель? Народ давно увидел эту закономерность и придумал пословицу: «Не делай добра, не будет зла». Но добро делать нужно, а со злом бороться. Каждый христианин должен стать воином Христовым, а иначе не спастись. И бороться прежде всего со злом в себе, помня, что мелких грехов не бывает.

С мелких грехов начинается привыкание ко греху, которое всё больше и больше путает человека в понимании отличия добра от зла. А при утрате понимания этого отличия человек начинает привыкать к самооправданию, которое помогает оправдывать бесовские козни, ещё больше маскируя грех, представляя его безобидным деянием, а грех тем временем может разрастись и натворить много бед.

С большим удивлением смотрела передачу о преступности в советские времена, где рассказывалось о молодых людях, планирующих вооружённое нападение на инкассаторов, привозящих зарплату работникам большой трикотажной фабрики. В мешках было около пятисот тысяч советских рублей, которые хотели заполучить два придурка, убив несколько людей.

Придурков поймали, не дав сделать ни одного выстрела. Следователи удивлялись, зачем молодым людям столько денег. Где и на что они собирались их тратить, ведь тогда не были в доступе любые покупки. Ну, дом купить, машину, ну, две машины, два дома. На это не потратить и пятидесяти тысяч. Зачем именно пятьсот? Почему именно вооружённое ограбление фабрики?

Преступники не могли дать вразумительный ответ, и ясно почему. Бесы, нашёптывающие им грандиозные планы, придумывали причины, по которым такая огромная сумма в те времена могла пригодиться. Наверняка навевались эмоции гордыни, ощущения себя выше остальных, мыслей об исключительности и вседозволенности. Когда начинаешь слушать бесовские подстрекательства, начинаешь идти за ними, можно очень далеко зайти... Так и в этом случае. Один из грабителей был студентом и характеризовался весьма не глупым человеком, а вот подумать о применении денег, полученных через убийство, не смог...

Этих двух молодых людей расстреляли.

Тяжёлый конец для людей, только начавших жизнь. Такой итог замышляемых деяний ими видно не рассматривался, хотя он должен был быть очевидным при определённых обстоятельствах.

Вот так бесы и губят людей. К кому-то подступают с мелкими грехами, кого-то сразу толкают на серьёзные преступления. И мы должны бороться с бесовскими происками, ведь на кону очень ценная ставка - наша душа!

Примерно 2 года назад, измученный болезненными последствиями от греха противоестественного блуда, я случайно узнал об услугах бабки, которая якобы умеет смотреть на воду и снимать порчу, и обратился к ней. Когда я пришел туда, она нашептала какие-то молитвы над чашкой с водой, затем поставила мне чашку на голову и прочитала определенную последовательность заговоров и молитв и дала мне выпить. При этом я почувствовал какую-то странную теплоту, и меня как - будто заволокло каким-то белесым туманом. Пребывая в этой странной ауре, я все видел как будто сквозь какой-то мутный белесый туман. После чего бабка дала мне указания выполнить определенные процедуры, и, возвратившись оттуда, я продолжал пребывать в этой туманной ауре. На исповеди я говорил священникам о посещении бабки, и они предупреждали меня, что это грех, и что бес вернется и приведет с собой 7 других, однако я игнорировал их предупреждения и продолжал визиты к бабке. К тому же я дерзнул вознести своевольную молитву о возвращении просветленного состояния сознания, которое я до этого достигал, и т.д. в том же духе, и повторил эту просьбу перед церковью несколько раз. При этом я как-будто почувствовал в себе какую-то возросшую молитвенную силу. Но через несколько дней, когда я сидел в одиночестве, я почувствовал как будто какой-то поток странной сладости, входящий в меня в области груди, и при этом я ощутил прямо перед собой чье-то присутствие, хотя никого и не видел. Я встал и поклонился перед этой незримо стоящей фигурой, при этом я ощутил его призрачные ноги на полу, от которых растекались какие-то призрачные потоки энергии и втекали мне в голову. Когда я попробовал молиться, при каждом слове мне в душу втекала какая-то сладость, от которой даже расхотелось говорить, но сладость эта была какая-то фальшивая. При этом мой ум отвлекся от дел, которые я делал, и я стал неспособен делать обычные дела. Еще через некоторое время мне в голову откуда-то извне начали приходить сведения о людях, которых я раньше знал, сведения о событиях, которые со мной раньше происходили, до того мне неизвестные, причем ум мой все более погружался в состояние какой-то отчужденности от реального мира, и я даже начал чувствовать побуждение выйти из дома. Я уже почти пришел в убеждение, что я был посещен чудесным посещением и мне были даны духовны дары, однако перед самым отходом ко сну я вспомнил то, что я знал о состоянии прелести и понял, что нахожусь в состоянии прелести. Поэтому на следующее утро я в страхе пошел в церковь, позвал священника и начал рассказывать ему о случившемся. Он, не дослушав, принес исповедь, начал говорить за меня, и как только перекрестил меня, с меня как-будто спала эта пелена, и я все увидел в другом свете, отличном от обычного сознания, и ощутил довлеющую надо мной Божественную силу, которая все возрастала и причиняла мне что-то вроде довлеющего жжения, короче говоря, я, по-видимому, пришел в состояние, свободное от прелести и впал в руки Бога Живаго. После чего подошел священник, поднял меня на ноги, благословил меня причаститься и сказал, что в Введнской церкви есть отчитка отца Александра, и мне необходимо туда поехать. После чего меня привезли домой, и я постепенно спускался обратно из этого состояния благодати, в котором мне очень тяжело было пребывать, и одновременно я ощущал присутствие бесовских сил рядом со мной. После чего последовал еще целый ряд бесовских наваждений, и, наверное, только стараниями Ангела-хранителя я не стал окончательно бесноватым. Однако бесы завладели моим разумом, и под их влиянием я находился в состоянии психического расстройства целую неделю, пока, наконец не был отвезен на отчитку отца Александра. После чего моя психика пришла в нормальное состояние, и бесы, по-видимому, отошли от меня, но они еще некоторое время подделывали устрашения во сне. Однако примерно через год после первого визита к бабке мне постепенно начали лезть в голову всякие черные мысли и фантазии, в которые активно включился мой ум, короче говоря, я пришел в какое-то болезненное состояние сознания, при котором мои душа и ум были болезненно напряжены и скованы изнутри, и органы чувств пришли в состояние болезненного напряжения. Тогда мне снова пришлось ездить на отчитки, чтобы изгнать беса. От этого мне стало легче, однако я продолжал чувствовать какую-то болезненную разлаженность в работе ума, психики и органов чувств. Еще через несколько месяцев опять возникли неприятные ощущения, которые выражались в том, что я то чувствовал свое тело подвешенным в воздухе, как тряпку, то чувствовал в своей голове полный разлад и бессонницу, и никак не мог собрать свое сознание воедино и т.д. Только после того, как я опять съездил на отчитку, мне стало лучше, однако я боюсь, что через некоторое время нападения бесов опять начнутся в самый неподходящий момент. К тому же в случайном разговоре с товарищами по учебе зашел разговор о бабке, и кончилось тем, что я дал телефон бабки одной из них, что, наверно, еще более усугубляет мою вину. Чтобы загладить мою вину, я подал и ее на молебен. Когда я на отчитке сообщил отцу Александру о моем визите к бабке и последствиях, он сказал, что я преступил Закон Божий, и что мне надо писать генеральную исповедь с 7-летнего возраста и с меня надо снимать проклятие. Когда я сказал, что я на исповеди уже многократно каялся в этом грехе, он спросил, читали ли надо мной молитву на снятие проклятия? Я ответил, что нет, тогда он повторил, что мне надо писать генеральную исповедь и должным образом каяться, а насчет снятия проклятия я так и не понял. Поэтому я написал сюда, чтобы выяснить в основном такие вопросы: Навлек ли я на себя посещением бабки проклятие или что-то вроде этого, и если да, то, что из себя это проклятие представляет? Если это проклятие является актом призвания на меня бесовских сил, в результате чего они получили определенный доступ ко мне, то насколько оно распространяется по времени, какие последствия имеет и что необходимо для его снятия? Достаточно ли того, что я исповедал этот грех, причастился и был на молебне изгнания бесов, или требуется еще что-то – молитва на снятие проклятия или еще что-то в этом роде? В какой мере вообще возможно избавление от всех этих последствий? Являются ли все описанные выше болезненные симптомы следствием того, что бес подходит ко мне на определенное расстояние и распространяет на меня какие-то свои волны или еще что-то? Еще больше меня беспокоит вопрос о том, что, возможно, коль скоро я один раз вступил в контакт с бабкой – проводницей дьявольской силы в этом мире, то последствия этого не исчерпываются только тем, что определенное количество бесов подошли ко мне на определенное расстояние и делают какие-то наваждения и болезни. Если сатана – князь мира сего, и сведения, которые я почерпнул о нем, указывают на то, что он – воздушный князь, миродержец, что он везде стоит и т.д., то это наводит меня на предположение, что посещением бабки я нарушил установленную Крещением отчужденность и защищенность моей души и всей моей структуры от сатаны и что моя душа теперь вступила в контакт не только с отдельными бесами, но и с сатаной, который, видимо, является не только личностью, но и неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания, коль скоро он – миродержец и т.д. И что защитная оболочка, которая до этого отделяла меня от миродержительной и вездесущей силы сатаны и делала мою душу чуждой ему, теперь, в результате визита к бабке, была разрушена, и я теперь нахожусь в своем духовном бытии не только в контакте с Богом, но и с сатаной, который получил теперь к моей душе прямой доступ для своих разрушительных воздействий. Кажется, это Богородица делает защитную оболочку вокруг человека, и мои опасения о том, что она была разрушена частично или полностью основываются на том, что, как я описывал выше, в мою душу втекали потоки сатанинской энергии, производящие в ней ощущение фальшивой сладости. Больше всего я боюсь, что потоки сатанинской энергии втекают в мои глаза и голову, и что защитная оболочка была снята с моих глаз. Эти опасения основываются, на том, что я получал некоторые галлюцинации при просмотре телевизора и т.д. Надеюсь, что эти мои предположения неверны, но оставлять это на самотек нельзя, и, если вы компетентны в этих вопросах, пожалуйста, подтвердите или опровергните их. И.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Дорогой И.! Защитная оболочка, о которой Вы пишете, представляет собой ничто иное, как наше физическое тело в определенном его состоянии. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настаящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Человек имеет свободу воли и часто, к сожалению, ею злоупотребляет. Сознательное обращение к злым духам лишает наше тело способности быть естественной защитой. Демоны находят доступ к душе и приводят ее к болезненному состоянию. Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. Живый в помощи Вышняго. В крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1). Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия.

Дорогой И.! Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской и других. Решительно отстранитесь от всего вредного: телевизора, чтения неполезных книг и проч. Иначе исцеление Вашей духовно ослабленной души задержится.

«Галлюцинации», о которых Вы пишете, - явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх. Бояться их не нужно. Духовно они - ничто. Их мнимая сила появляется только тогда, когда мы бессильны и придаем им значение. «Защитная оболочка» у Вас есть, ибо церковные таинства врачуют не только душу, но и тело. Через них человек возрождается. Диавол не является «неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания». Он назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества.

С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима - Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника - Закона Божия - не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (святитель Игнатий Брянчанинов).