Рисунки на тему внутренний мир русской избы. Презентация и конспект урока "внутренний мир русской избы". Мотивация учебной деятельности

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки учеников.
Материалы: иллюстрации с изображениями предметов народного быта, внутреннего мира избы; краски, бумага, кисти.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Сегодня мы поговорим о внутреннем убранстве русской избы.
Сколько интересного и мудрого «впитала» русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

Самое важное место в избе занимала печь. Русская печь – неотъемлемая национальная принадлежность нашего народа. И путь развития она прошла столь же долгий, как и изба.

Древние люди, конечно же, готовили пищу и обогревались возле костров. Но позже, когда появились первые избы, изобрели печь. Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло и была гораздо менее пожароопасной, нежели костер.

Самым первым видом печи стала печь-каменка. Она была невысокой, прямоугольной формы, размером 1 × 1 м. Нижняя часть стенок выкладывалась из крупных плоских камней, для верхней же части использовали мелкие камни.

Строили печи, в основном, из камня или глины. Порой эти два материала совмещали. Печи имели разнообразную форму – они были круглыми или прямоугольными – это зависело лишь от того, в какой местности жили люди и согласно каким традициям обустраивали свое жилище. Для печи, конечно, заготавливали дрова. Происходило это, как правило, зимой. Считалось, что такие дрова меньше гниют и лучше горят в печи.

Перед тем как использовать дрова, их выдерживали год, чтобы они лучше высохли.
Процесс приготовления пищи в печи не менее интересен. Высота устья печи составляла не более 25 см, этого хватало лишь для того, что сунуть туда полено. Горшок с пищей на семью вставить туда было невозможно. А если бы посудину с едой ставили на печь сверху, то температуры не хватило бы для разогрева. Хлеб пекли в иных печах – с более широкими устьями. Но как же тогда решали вопрос с другой пищей? Где она готовилась? В печи делали специальное круглое отверстие диаметром 20 см. Отверстие это во время затапливания печи чем-то прикрывали. Этим «чем-то» и были горшки с пищей. В них пища варилась, словно на плите. Но все же стоит отметить, что печь была лишь вторым по значению местом в доме – после красного, Божьего угла.

Красный угол иначе называли большим, святым или Божьим углом в доме. Располагался он, как правило, по диагонали к печке. Иногда он находился прямо у входа, недалеко от двери. Красный угол служил, в первую очередь, духовным местом в избе, в нем усаживали самых знатных и дорогих сердцу гостей. В нем стояла «красная» лавка. Усиление значения красного угла часто связывают с христианством. В язычестве центром дома была печь. Получается, что красный угол и печь – это христианский и языческий центры, которые находятся в борьбе друг с другом, олицетворяя свет и тьму.

Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу. Вокруг него вдоль стен тянулись лавки, на которых не только сидели, но и спали.

Достаток семьи измерялся количеством сундуков в доме, в которых хранилась вся одежда. В сундуках, конечно же, хранили и приданое для девочки.

Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.

3. Творческое задание

Итак, теперь мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.

Нарисуйте любую часть дома или предмет быта (печь, ткацкий стан, красный угол и т. д.).
Но сначала следует наметить четкие границы пола, стен, потолка, и уж затем приступать к изображению отдельных предметов. В свой рисунок вы можете также включить фигуры людей, изобразив процесс чаепития, или русских девушек, занятых работой над вышивкой.
Смело фантазируйте, используя краски различных цветов. Эта работа поможет вам окунуться в загадочный мир наших предков.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Вместе с этим также читают:

ВНУТРЕННИЙ МИР

РУССКОЙ ИЗБЫ


1 . Из какого материала строили избы на Руси?


1 . Из какого материала строили дома на Руси?



2. Как называлась часть крестьянского дома,

сделанная из обработанных бревен?



3. С какими символическими понятиями

связывали крестьяне разные части дома?



ИЗБА – комната отапливаемая печью

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»



БОЖНИЦА

Главное украшение дома была икона.

Иконы ставились на полочку-божницу.

Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.



ПЕЧЬ-душа дома,

главный оберег семьи,

семейный очаг.

ПЕЧЬ – жилище

домового.



ШЕСТОК – широкая толстая доска, на которой

размещались горшки, чугунки, домашняя утварь





С чего начать рисунок русской избы?

  • Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…
  • Продумать компоновку рисунка.
  • Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.


Последовательность построения перспективного изображения избы

Выполняя практическую работу обращайтесь к тесту на слайде. На первом уроке по этой теме вы должны выполнить линейное построение рисунка избы и начать расположение предметов быта в графике.




Красный угол

стол

скамейка


Не красна изба углами,

а красна пирогами!


Презентация подготовлена по программе Б.М.Неменского к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Внутренний мир русской избы».

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы , кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”)

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” -

Тема урока : «Внутренний мир русской избы»

Класс – 5

Цели урока :

предметные УУД: Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры российских крестьянских жилищ южных и северных областей, находить в них своеобразные черты. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

метапредметные УУД:

познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

регулятивные УУД:

Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Уметь организовать место занятий.

личностные УУД:

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

Понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Тип урока: традиционный

Оборудование и материалы:

Для учителя

Презентация «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

Мультимедийный проектор

Компьютер

Для обучающихся:

Гуашевые краски

Акварельные краски

Кисточки № 2,4,6

Бумага формата А3

Карандаш

Ластик

Баночка для воды

Салфетки

Зрительный ряд: презентация учителя «Внутренний мир русской избы» (слайды с изображением русской печи, «красного угла», «печного угла», домашней утвари).

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Мотивация учебной деятельности (10 мин.)

3.Актуализация знаний (10 мин.)

4.Физкультминутка (3 мин.)

5.Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН. (15 мин.)

6.Итог урока. Рефлексия деятельности и настроения(5 мин.)

7.Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

2. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2 Учитель читает стихотворные строки(звучит тихо лирическая народная мелодия)

Вот изба перед тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Учитель . Ребята, давайте войдем в калитку. Посмотрим внимательно на избу и вспомним, из каких декоративных элементов состоит русская изба.

Дети называют и показывают элементы русской избы на слайде, пользуясь записями в рабочей тетради.

Учитель . Молодцы! Материал прошлого урока вы усвоили хорошо.

Ну а теперь прослушайте внимательно стихотворение и сформулируйте тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Учитель читает стихотоворение на фоне русской народной мелодии.

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Дети самостоятельно формулируют тему, цель, учебную задачу урока, предполагают свои действия.

Учитель. Правильно, сегодня речь пойдет о внутреннем мире русской избы, о предметах, которые находятся внутри жилища русского крестьянина.

3. Актуализация знаний

Учитель. На предыдущем уроке мы узнали, сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство своего дома. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Поднимаемся по крыльцу и заходим в дом. Ребята, во время нашего путешествия не забывайте делать записи новых слов, связанных с темой урока в свою рабочую тетрадь.

Слайд 3. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Слайд 4. Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки.

Слайд 5. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

Слайд 6. В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему веленью»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др. Слайд 7.

Слайд 8. Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата . Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке, где многие эти предметы используют и поныне.

Слайд 9. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Слайд 10. Почетное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом глазами находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Слайд 11. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Слайд 12. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки . На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи ? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Слайд 13. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на замках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали

деревянные настилы – полати, на них спали. Во время посиделок или

свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все

происходящее в избе.

Слайд 15. Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан -

кросно , на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались

круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными

изображениями коней.

Слайд 16. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.

Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь

крестьянки.

Слайд 17. По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.

Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Слайд 18. Во многих северных деревнях, а также в Сибири, на Урале, на

Алтае сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется,

что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и

животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

5. Физкультминутка

Слайд 19, 20

Я на радугу-дугу Руки вверх и в стороны.

Наглядеться не могу. Покачиваем головой

влево, вправо.

Мост от неба до земли Круговое движение правой рукой

Удивительной красы. Круговое движение левой рукой

Буду по мосту шагать, Шаги на месте

В небе тучки разгонять. Движение руками верх, в стороны и вниз.

К солнышку найду дорожки, Шаги на месте.

Поиграю с ним в ладошки. Хлопки в ладоши.

А потом пойду опять Шаги на месте.

Я по радуге гулять .

6. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН

1. Самостоятельная работа. Работа в малых группах над деталями композиции.

Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах

Учитель . Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы. Для этого делимся на 2 группы по 3 человека.

Распределите обязанности в своей группе согласно инструкции, лежащей у вас на столе (Приложение №1).

Инструкция.

1.В каждой группе нужно определить роли:

информатика (подбирает термины, записанные в тетради, для выполнения выбранной работы, подготовка рефлексии итогов урока)

художника (ответственный распределитель ролей по художественно-выразительному оформлению работы)

докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

2. Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

ознакомительный (работа информатика)

творческая работа (работа всех участников)

исследовательская (выбор подходящих терминов, знаков и символов для украшения интерьера)

итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему.

Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. Защиту работы « Русская изба» осуществляет докладчик, комментируя цветовое и техническое решение.

2. Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. Все остальные анализируют работу докладчика, указывая на ошибки и обращая внимание на аккуратность выполнения. Так проходит оценивание. Выставляет оценки сам преподаватель.

6. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Молодцы, ребята! Обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют целостную картину внутреннего мира избы.

Вопросы для информатиков:

из каких предметов быта состоял интерьер жилища?

Как украшен каждый предмет?

Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

(обучающиеся слушают информатика, сравнивают свои записи с информацией, дополняют, исправляют).

Ведь и не могло быть иначе. Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения

С помощью хлопков выразить свое настроение.

Слайд 21Отлично, я все понял, и мне было интересно

Слайд 22Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности

Слайд 23 Мне было неинтересно на уроке, я очень устал

7. Домашнее задание

Подобрать иллюстративный материал предметов народного быта и труда.

  • Урок изобразительного искусства
  • 5 класс
  • I четверть
  • Тема: «Внутренний мир русской избы»
  • Учитель: Зозуля Юлия Андреевна
  • г.о. Краснознаменск
Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.
  • Актуализация опорных знаний
  • - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.
  • - Зачем люди украшали свои жилища.
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом В низенькой светелке с створчатым окном
  • В низенькой светелке с створчатым окном
  • Светится лампадка в сумраке ночном:
  • Слабый огонечек то совсем замрет,
  • То дрожащим светом стены обольет.
  • Новая светелка чисто прибрана:
  • В темноте белеет занавес окна;
  • Пол отструган гладко; ровен потолок;
  • Печка развальная стала в уголок.
  • По стенам – укладки с дедовским добром,
  • Узкая скамейка, крытая ковром,
  • Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
  • И кровать резная с пологом цветным.
  • Л. Мей
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.
  • Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.
  • Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.
  • Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги. Окно-око – связь с большим миром, белым светом Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!» Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой. «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
  • «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
Красный угол был олицетворением зари
  • Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера Примеры выполнения интерьера крестьянской избы. Список использованной литературы:
  • Список использованной литературы:
  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005
  • www.google.ru (Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи.)
  • Спасибо за внимание!