Значение слова гипербола. Что такое гипербола и с чем ее едят

Каждый человек хоть раз сталкивался с понятием гиперболы в литературе. Но не каждый знает, что обозначает этот термин.

Гипербола — это стилистический прием, который применяется в литературе

  • для преувеличения какого-либо действия,
  • для создания усиления производимого впечатления на читателей.

Данным стилистическим приемом пользуются многие современные писатели и авторы.

В чем разница гиперболы и других литературных приемов?

Гипербола имеет сходство и с другими стилистическими приемами, такими как

  • метафора,
  • гротеск,
  • сравнение.

Тем не менее у этих языковых средств имеются отличия. Так, например, гротеск является одним из видов

  • художественной образности,
  • контраста реальности и фантастики,
  • уродства и красоты,

что помогает создать комичный образ.

Для сравнения предметов или явлений используются приемы:

  • метафора,
  • сравнение.

Гипербола в литературе тоже является средством для сравнения, но в более преувеличенном формате. Например:

  • уши как у слона,
  • ноги как у жирафа,
  • шея как у страуса,
  • миллион раз ему объясняли и т. д.

У гиперболы в литературе имеется и противоположный прием, который тоже сравнивает явления, но в уменьшительную сторону. Он называется литот. Пример:

  • рукой подать,
  • мальчик с пальчик.

Причина возникновения гиперболы

Сложно представить, что потребность в чрезмерном преувеличении зародилась еще в древние времена. Суждения людей современного общества разительно отличаются от мировоззрения древних людей, которые имели совсем фантастические представления о мире. В те далекие времена люди не могли иметь четкого понятия, что такое вымысел и реальность. Древнейшие люди наделяли волшебной силой те явления, которые не подавались объяснению. Они испытывали страх перед такими явлениями. Вследствие чего стали проявляться

  • благодарность,
  • удивление,
  • преклонение,
  • преувеличение.

Использование гиперболы в современной и классической литературе

Без использования литературных приемов произведение будет пресным, скучным и неинтересным. Поэтому все авторы в своих работах применяют их. Основой использования гиперболы в литературе является взаимодействие экспансивных и закономерно вытекающих значений одних и тех же словосочетаний.

  1. эту новость уже рассказали миллион раз (идет преувеличение количества);
  2. они поругались в пух и прах (затронуто качество);
  3. он бросил ее одну, и мира для нее не стало (задействованы эмоции).

«Гиперболу очень легко спутать с похожими приемами, такими как метафора и сравнение. Их задача тоже состоит в сравнении предметов и явлений. Но нужно всегда помнить, что если в сравнении идет какое-либо преувеличение, то это гипербола».

Если сказать, что уши у него как у слона, то видно, что это сравнение. Но если проанализировать, то можно понять, что это преувеличение, что такое сравнение было использовано в переносном смысле, так как человеческие уши не могут быть такими большими. Следовательно, данное сравнение является гиперболой.

Такой прием используется для

  • придания выразительности предложения,
  • значимости,
  • чтобы заострить на нем внимание читателя.

В русской литературе охотно применяли данный прием русские классики

  • А.С. Грибоедов,
  • А.Н. Островский,
  • Н.В. Гоголь,
  • Л.Н. Толстой.

Также гиперболами пестрят былины. В поэзии гипербола чаще всего применяется в совокупности с другими приемами.

«Современные реалии без употребления гиперболы будут абсолютно бессмысленны. Поэтому их использование можно встретить практически во всех речевых коммуникациях. Если вспомнить телевизионные рекламы, то большинство из них использует гиперболический приём».

Видео: Японская реклама

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гипербола

гипербола в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гипербола

ж. математ. кривая линия, которая бы обозначилась на поверхности сахарной головы (конуса), если ее рассечь с боку, отвесно вдоль.

Ритор. преувеличенье, всякое выражение впадающее в какую-либо крайность, напр. у меня нет ни копейки; он взором объемлет все. Гиперболический, принадлежащий к гиперболе, к ней относящийся. Гиперболоид математ. геометрическое тело, образуемое вращением гиперболы. Гиперстен м. черный камень с бронзовым отливом; павлит.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гипербола

гиперболы, ж. (греч. hyperbole).

    Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.

    Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.

    Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-н. (книжн.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гипербола

Ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение.

гипербола

Ы, ж. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.

прил. гиперболический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гипербола

    1. Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления.

      разг. Любое чрезмерное преувеличение.

  1. ж. Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гипербола

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота.

Гипербола (математика)

2a,$ причём ∣F F ∣ > 2a  > 0.

Наряду с эллипсом и параболой, гипербола является коническим сечением и квадрикой. Гипербола может быть определена как коническое сечение с эксцентриситетом, бо́льшим единицы.

Гипербола

Гипербола :

  • Гипербола - плоская кривая второго порядка.
  • Гипербола - троп, преувеличение.

Гипербола (риторика)

Гипе́рбола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительность выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гиперjj часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. д. . Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов - Маяковский

Примеры употребления слова гипербола в литературе.

В таком случае, твои слова должно рассматривать как гиперболу , Автолик, - заявил Данай, - ибо эти два прекрасных маленьких создания вряд ли выскочили в полном вооружении из твоего лба, подобно Афине из головы Зевса.

И так как было совершенно ясно, что кара падет на одного из этих троих, Алкивиад с Никием сговорились и, объединив силы своих сторонников, обратили остракизм против самого Гипербола .

Кое-кто, правда, утверждает, будто Алкивиад договорился не с Никием, а с Феаком и Феаково содружество привлек на свою сторону, чтобы изгнать Гипербола , который отнюдь не ждал такой беды: ведь люди порочные и ничтожные никогда не подпадали этому наказанию, как совершенно справедливо заметил и комик Платон, говоря о Гиперболе: Хоть поделом он принял наказание, С его клеймом никак не совместить его: Суд черепков не для таких был выдуман.

Гипербола , градация, оксюморон, перифраз, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, но прежде всего - сравнение и метафора стали здесь объектом исследования.

Наряду с гиперболой и карикатурой Доманович часто обращается к приему контраста.

Еще и сейчас титулы их государей такие же фантастические гиперболы и преувеличения, как те титулы, которыми сыздавна религиозная лесть пыталась прославить богов.

Это оказалась система координат, в левом верхнем углу которой весьма аккуратно изображена была гипербола , прилегающая к горизонтальной и вертикальной осям.

Начиная с шестнадцатого века наша с вами гипербола начинает вдруг резко подниматься вверх.

Все это означает, что наша гипербола пересекла свою симметрическую ось, и по вертикальной ветви резко уходит вверх.

Это, конечно, преувеличение, гипербола -- то есть, инструмент, который, естественно, больше подходит разрушителю-цивилизатору, чем культурному консерватору, каким был Тургенев.

Это означало, что ему придется почти в буквальном смысле выныривать из-за солнца по строгому курсу в виде гиперболы или параболы, проходящему в непосредственной близости от солнца, и прикрываться его блеском и шумом вспышек.

Значит, нам не страшны ни гиперболы , ни параболы, никакие другие незамкнутые кривые?

В данном случае нас интересует тот факт, что на вертикальной оси гиперболы безусловно существует точка, в которой количество людей, единовременно находящихся на Земле, совпадет с количеством, жившем на ней за всю мировую историю.

Сроки на вертикальной ветви нашей гиперболы сжимаются настолько, что ошибка в разы будет означать ошибку всего лишь в одно-другое десятилетие.

И удачные гиперболы - метафоры, например, о избитом лице можно сказать: его можно принять за корзину тутовых ягод, так под глазами сине.

Гипербола в математике – это кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе – это фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается нечасто, гораздо чаще можно встретить её собратьев: параболу и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола – это точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы) представляет собой постоянную величину.

Такую величину обозначают через , а расстояние между фокусами – через .

В составе гиперболы две совершенно одинаковые части. Это её характерная черта. Также у неё присутствуют прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые называются асимптотами.

Точно так же, как эллипс, гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин «гипербола» люди знали ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский, живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Типы гипербол

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, напрямую связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека является кривой, которая изогонально сопряжена прямой Эйлера, а гипербола Киперта – это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе представляет собой стилистическую фигуру, которая является образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет или действие. В художественных произведениях гипербола используется для усиления художественного впечатления.

Поскольку гипербола – это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гиперболу используют в русской народной поэзии. Так, песня “Дуня-тонкопряха” полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались “потоньше полена, потолще колена”. Потом она эти нитки “в огород вдевала, колом притыкала”.

Нередко гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гипербола использовалась и древнерусскими авторами, имена которых до нас не дошли. Например, в “Слове о полку Игореве” читаем:

«Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», «Редкая птица долетит до середины Днепра», шаровары у казаков «шириною с Чёрное море».

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении «6 монахинь» можно прочитать следующее:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура – литота, обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Вместе со статьёй «Что такое гипербола?» читают:

Литературные тропы - это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме - литоте.

В википедии говорится, что гипербола - это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе - это художественное преувеличение . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: “то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора“:

  • Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков - «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий - «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Литота и её значение

Антоним гиперболы - литота, художественное преуменьшение . В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» . Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Высказывания, оформленные как гипербола, в русском языке основаны на оценке, о чём свидетельствует данное ниже определение. На вопрос «Что такое гипербола в русском языке»?

Гипербола - что это такое? Определение, значение, перевод

1) Гипербола в литературе это художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении масштабов явления с целью придания фразе большей выразительности и эмоционального накала. Гипербола похожа на параболу, но отличается от неё формальным определением.

Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств… Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической.

Например: Мы не виделись сто лет,- «сто лет» в данном случае является гиперболой (преувеличением количества), поскольку придает речи эмоциональность и употребляется, конечно же, в переносном смысле. Гиперболу часто путают со сравнением и метафорой, потому как они тоже, часто, сравнивают два предмета. Главное отличие: гипербола – это всегда преувеличение. Например: Его ноги были огромны, как баржа. Пример выглядит как сравнение, но, вспомнив, сколько весит баржа, Вы увидите преувеличение и соответственно – гиперболу в данном случае.

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола – всегда преувеличение. Помните, гипербола в литературе – это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально.

В последнее время гипербола /литота активно используется в языке рекламы. Общепризнано, что гипербола – это преувеличение. 6. Иначе говоря, они не соответствуют дефинициям гиперболы. Одно из следствий – признать, что гипербола нехарактерна для разговорной речи, что она живет только в сфере литературно-художественного творчества.

В каких случаях в Библии употребляются гиперболы?

Достаточно часто гиперболы встречаются в Священном Писании в связи с поэтическим стилем повествования. Вместе с тем, в Библии встречаются и такие фрагменты, содержание которых хотя и напоминают гиперболу, однако лишь при поверхностном осмыслении.

Лексические гиперболы

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов - Маяковский. Гипербола (риторика) - У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола.

Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения.

Язык, как явление, часто использует одни и те же слова для обозначения различных понятий. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.

Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Гипербола может быть определена как коническое сечение с эксцентриситетом, большим единицы. Гиперболы Под этим названием известен в аналитической геометрии ряд кривых линий. 1) Г. второго порядка, или так называемая Аполлониева гипербола. Гиперболы в Библии ГИПЕ́РБОЛЫ (греч. ὑπερβολή - преувеличение) В БИБЛИИ, художеств.

Наиболее часто гиперболы можно встретить в былинах. В результате образуются гиперболические сравнения, метафоры, олицетворения. Чтобы подчеркнуть выражаемую мысль и усилить эффект от сказанного в литературе применяют гиперболу. Гиперболой принято называть умышленное преувеличение в литературном произведении для усиления эффекта восприятия.

Чтобы речь была более яркой и выразительной, люди используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие.