Шварц биография для детей. Евгений шварц биография для детей. Экранизации произведений Евгения Шварца

Евгений Львович Шварц; г. Казань; 09.10.1896 – 15.01. 1958

Книги Евгения Шварца приобрели популярность еще при жизни автора, писал преимущественно произведения для детей. В своих рассказах он разоблачает невежество и глупость, пытается показать, что добро и честность всегда выходят победителями. Многие сказки Шварца, читать которые мы можем сегодня в рамках школьной программы, автор написал по мотивам . Многие произведения, которые написал Шварц (сказки, пьесы, рассказы), были экранизированы в виде мультипликационных и художественных фильмов.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц, биография которого насыщена разными событиями родился в 1896 году в семье врача и акушерки. С самого детства мальчика его семья вынуждена была несколько раз менять место проживания, пока наконец не обстроилась в городе Майкоп Республики Адыгея. Именно здесь прошли детство и юность будущего писателя.

В восемнадцать лет Евгений окончил местное училище и решил поступать на юридический факультет в Москву. Но проучившись там два года, он понял, что не хочет всю жизнь заниматься юриспруденцией. С самого детства Шварц увлекался театральным искусством и литературой, но воплотить мечты об обучении на любимую специальность у Евгения не вышло – в двадцать лет его призвали в армию.

Чуть меньше года он числился рядовым запаса в нынешнем Волгограде. А осенью 1917 года его зачислили юнкером в Московское военное училище. Через год он поступил на службу в Екатеринодар (Краснодар). При штурме города во время Гражданской войны получил травму (тремор в руках), последствия которой ощущал на протяжении многих лет. Из-за полученной контузии Евгений Шварц был демобилизован. Он поступил в Ростовский университет и записался актером в «Театральную мастерскую».

Многие критики положительно отзывались об игре Евгения. Его считали талантливым актером с великим будущем на театральном поприще. В период работы в «Театральной мастерской» Шварц женился на актрисе Гаяне Холодовой. В 1921 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург, где, продолжая работу в местном театре, начинает подрабатывать секретарем у Корнея Чуковского и продавцом в книжном магазине.

Примерно в это время Шварц начинает писать первые фейлетоны и рассказы. В 1923 году ему представляется возможность попробовать себя в роли журналиста в Донецкой области. Тогда произведения Евгения Шварца читать стало возможно в местной газете. Проработав там целое лето, Шварц вернулся в Петербург, где в ближайшее время опубликовал свою первую сказку для детей – «Рассказ старой балалайки».

С 1925 года на постоянной основе писатель начинает сотрудничать с журналами «Ёж» и «Чиж» и продолжает выдавать отдельными книгами некоторые свои рассказы. Большинство своих произведений, которые мы сегодня можем читать, Шварц написал после 1929 года. Именно с этого момента начинается период активной творческой деятельности писателя. Он пишет пьесы («Голый король», «Красная шапочка»), сценарии («Разбудите Леночку», «Доктор Айболит»), стихи, повести, сатирические рассказы.

Пьесы Евгения Шварца ставили Московский и Ленинградский театры юного зрителя, театр «Современник», драмтеатр им. Станиславского. В 1947 году пьеса «Тень» была представлена зрителям Берлинского театра. Многие произведения автора были экранизированы. Последние фильмы, снятые по мотивам рассказов Шварца – фильм «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991) и мультфильм «Новогоднее приключение двух братьев» (2004).

Личная жизнь писателя также была насыщена событиями. После девяти лет брака Евгений и Гаянэ, у которых родилась дочь Наталья, приняли решение о разводе. Позже Шварц знакомится с женой своего товарища Екатериной Зильбер. После нескольких лет тайного романа пара решает пожениться. Евгений и Екатерина прожили вместе более двадцати лет, пока в 1958 писатель не умер от инфаркта на шестьдесят первом году жизни.

Книги Евгения Шварца на сайте Топ книг

Детские книги Евгения Шварца уже многие поколения вызывают самый живой интерес. Поэтому вполне закономерно, что они попали в наш , а так же в . И учитывая стабильность интереса к творчеству писателя мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Евгений Шварц список книг

Брат и сестра

Голый король

Красная шапочка

Кукольный город

Наше гостеприимство

Новые приключения кота в сапогах

Обыкновенное чудо

Одна ночь

Повесть о молодых супругах

Под липами Берлина

Русский советский писатель-драматург Е.Л. Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в Майкопе, где он окончил гимназию. В 1914-1916 годах он учился на юридическом факультете Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром, оставил университет и начал играть в театрах-студиях - в 1917-1921 годах в Ростове-на-Дону, а с 1921 по 1923 год - в Петрограде, в "Театральной мастерской".

В рецензиях критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он расстался со сценой в начале 1920-х годов, сблизился с литературной группой "Серапионовы братья". Так и не став членом "братства", он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих "серапионов". В эти годы Шварц работал литературным секретарем К.И. Чуковского, в 1923-1924 годах - журналистом различных изданий Донецка, в том числе журнала "Забой" и известной за пределами Донбасса газеты "Кочегарка", для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом "Дед Сарай".

В 1924 году Е.Л. Шварц вернулся в Ленинград, сблизился с группой ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Я. Маршака, сотрудничал с журналом "Ленинград", писал детские рассказы и стихи для журналов "Чиж" и "Еж". Лишь в 1925 году появилась первая отдельная книга Шварца - сборник стихов "Рассказ старой балалайки". Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра "Ундервуд" (1928), пьесу "Клад" (1933) о "юных разведчиках народного хозяйства".

Жанр театральной сказки стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л. Шварца. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х. Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров: пьесы "Голый король" (1934, опубл. 1960), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940) имеют богатую сценическую историю. Большое значение для утверждения Е.Л. Шварца-драматурга имело многолетнее творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем Н.П. Акимовым.

В 1934 году Акимов уговорил Шварца попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса "Похождения Гогенштауфена" - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении.

Пьеса "Тень" (1940), написанная по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Е.Л. Шварца к современной теме с "идеологически выдержанных позиций" и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы "Брат и сестра" (о спасении детей со льдины) и "Наше гостеприимство" (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда "Одна ночь" (1942), в которой также не было элементов сказки.

В годы Великой Отечественной войны Е.Л. Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. В 1942 году он был эвакуирован в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой "Дракон" (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль (реж. Н.П. Акимов) был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года. Неизвестно, послужил ли приход фашизма к власти стимулом к созданию Шварцем замечательной трилогии ("Голый король", "Тень", "Дракон") или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: "Медведь", "Веселый волшебник", "Послушный волшебник", "Безумный бородач"… Пока, наконец, не получилось изящно и просто - "Обыкновенное чудо". Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с неизменным успехом.

В послевоенные годы в драматургии Е.Л. Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека - пьесы "Обыкновенное чудо" (1956), "Повесть о молодых супругах" (1958). По его сценариям сняты фильмы "Золушка" (1947), "Первоклассница" (1948), "Дон Кихот" (1957), "Сказка о потерянном времени" (1964) и др. После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его "Автобиография", написанная в 1949 году и изданная в 1982-м в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 году , назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

В последние годы писатель жил в Комарово под Ленинградом. Незадолго до смерти переехал в Ленинград, где и умер 15 января 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище, рядом в 1963 году была похоронена его жена - Е.И. Шварц (1903-1963). Могилу драматурга отыскать непросто, особенно не зная, как выглядит надгробие. В дальнем конце Богословского кладбища, прямо на узенькой Невской дорожке, находятся два одинаковых белых креста - могилы Е.Л. Шварца и его жены.


Драматург, писатель, публицист, сценарист.

Окончил реальное училище в Майкопе.
В 1914-1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
С весны 1917 года на фронте. В 1922-1923 годах - литературный секретарь Корнея Чуковского, с 1925 года - сотрудник "Детгиза".

Автор пьес: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искусница", "Каин XVIII", "Снежная королева"; существуют киноверсия "Дракона" и два фильма по "Обыкновенному чуду".

Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.

Евгений Шварц на протяжении всего своего творчества, в собственных повестях и пьесах, в пьесах-сказках по мотивам произведений Андерсена предлагал людям вникнуть в смысл жизни, увидеть суть и, пока не поздно, уничтожить ростки зла в бессмертных своих душах. Не поучая никого, мягко советовал быть мудрыми и делать "правильные" выводы.
Николай Чуковский (писатель, сын Корнея Чуковского) в статье "Высокое слово писатель" говорил, что "...его (Шварца) пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви". В блокадную зиму 1941-го он говорил писательнице Вере Кетлинской: "У нас с вами есть одно преимущество видеть людей в такой ситуации, когда выворачивается наизнанку вся их суть". Спустя год он напишет в дневнике: "Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха... Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ".
Евгений Львович был известен ещё и своей добротой и состраданием. В 1920-х годах с супругой подбирал беспризорников, и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда был репрессирован Николай Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар "борьбы с формализмом и космополитизмом", из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым (отцом артиста и режиссера Михаила Козакова), драматургом Израилем Меттером (автором сценария фильма "Ко мне, Мухтар!") и актёром Игорем Горбачёвым приносили безработному ученому сумки с продуктами.
Понимая, какая странная для атеистического общества проза получается у него, Шварц признавался в письме к ленинградским режиссёрам Акимову и Ремизовой в апреле 1949-го: "У меня есть довольно опасное свойство желание покоя, свободы, мира и благодати во что бы то ни стало".
Угасая после второго инфаркта, испытывая сильные боли во всем теле, он не прекращал восхищаться красотой и разнообразием Божьего творения: "Обыкновенная вульгарная бабочка-капустница, а ведь здорово было бы найти нужное слово, чтобы описать ее полет".
Пантелеев говорил о нем словами Бунина о Чехове: "До самой смерти росла его душа".
Владимир Сергеев, журнал "Фома" (декабрь 2008).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Родился в Казани в семье Льва Борисовича Шварца, и Марии Федоровны Шелковой. Отец учился на медицинском факультете Казанского университета врач-хирург), мать окончила акушерские курсы

С РОДИТЕЛЯМИ

В конце 1910-х годов Евгений учился на юридическом факультете МГУ, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе

С ДРУЗЬЯМИ ДЕТСТВА

Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в военное училище в Москву.

Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.

После армии поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы.

Некоторое время Шварц работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили.

В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.

Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы.

Герои его сказок учат нас. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Е. ШВАРЦ И ДЕТИ

НАДПИСЬ НА ДОМЕ ГДЕ ЖИЛ ПИСАТЕЛЬ

«Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Презентацию подготовила Демьянова Ольга Григорьевна


Евгений Львович Шварц: основные вехи творчества.
Статья расскажет о жизни знаменитого драматурга, литература, писателя, автора сценариев к любимым советским кинолентам Евгения Львовича Шварца.

Ранние годы

Будущий мастер словесности появился на свет 21 октября 1896 года в семье Льва Борисовича и Марии Федоровны Шварцев, известных в то время медиков. Когда Евгению исполнилось 7 лет, семья постоянно меняла место проживания. Профессия врача заносила Шварцев по самым разным регионам: Краснодар, Дмитров, Рязанская область, Майкоп… Поначалу Евгений Львович задумывался о карьере адвоката, и в 1914 году он поступил в Московского народный университет имени А. Л. Шанявского (юридический факультет) , откуда спустя два года перевелся в Московский университет имени М. Ломоносова. Не доучившись, он был отправлен на воинскую службу, которая проходила в Царицыне и Москве. С начала Гражданской войны воевал на стороне белых сил, участвовал в Первом кубанском проходе, получил сильное ранение, последствия которого (дрожание конечностей) остались на всю оставшуюся жизнь.

Начало творческого пути

С атмосферой театра и литературы Евгений Львович познакомился в 1921 году. В качестве актера второго плана он успех побывать на многих театральных подмостках Петрограда. Считая себя бесперспективным артистом, Шварц устраивается в секретариат у Корнея Чуковского. Тот сразу замечает литературное дарование Евгения Львовича. По совету мастистого писателя Евгений Львович пробует себя в качестве автора детских рассказов, которые сразу принесли славу (например, «Рассказ старой балалайки». Впервые они были опубликованы в альманахе «Воробей» (1924 год)

Дальнейшая карьера

С 1925 года Шварц находится в зените писательского успеха. Он становится постоянным автором всесоюзных журналов «Чиж» и «Еж», его пьесы и сценки активно ставят в столичных театрах юного зрителя. Работу Евгения Львовича высоко оценивал знаменитый кукольник Сергей Образцов. По его сценариям снимают множество кинолент («Доктор Айболит», «Золушка», «Дон Кихот»). Особую популярность приобретает сказка «Обыкновенное чудо». История Волшебника и Медведя приобрела большое признание простых читателей и режиссеров (экранизации: Э. Гарин, 1964 год; М. Захаров, 1978 год.)
В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович переезжает в Киров, где работает над пьесами «Далекий край» и «Одна ночь», посвященными этому тяжелому для страны времени.
Евгения Львовича не стало 15 января 1958 года. Его похоронили на Богословском кладбище Санкт – Петербурга. Но его произведения до сих пор помнят и ценят в самых разных уголках страны.