Лев Додин: «Мы боимся сказать, что король-то голый. Лев додин - биография, информация, личная жизнь Отрывок, характеризующий Додин, Лев Абрамович

Лев Абра́мович До́дин (род. 14 мая , Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр , Народный артист Российской Федерации () , лауреат Государственной премии СССР () и Государственных премий РФ ( , , ).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград . С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина . Сразу после школы, в 1961 году, поступил в на курс Б. В. Зона . Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова , Виктор Костецкий , Леонид Мозговой , Сергей Надпорожский , Наталья Тенякова , Владимир Тыкке . Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона .

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа , воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром . С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором .

Семья

Постановки

Ленинградский ТЮЗ
  • - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского . Художник З. Аршакуни
  • - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц , В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
Малый драматический театр Другие театры Постановки за рубежом
  • 1986 - «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся!») А. Н. Островского. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия.
  • 1995 - «Электра» Р. Штрауса . Дирижёр К. Аббадо . Художник Д. Л. Боров­ский . - Зальцбургский Пасхальный фестиваль.
  • 1996 - «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо. Художник Д. Л. Боров­ский . - Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май.
  • 1998 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича . Дирижёр С. Бычков. Художник Д. Л. Боров­ский . - Театр Коммунале, Фло­рентийский музыкальный май.
  • 1998 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дирижёр С.Бычков. Худож­ник Д. Л. Боров­ский . - Нидерландская опера (Стопера), Амстердам. «Любовь под вязами».

Признание

Книги

  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. «Три сестры». Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2011. 408 с. ISBN 978-5-903368-59-4
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. Чехов. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2010. ISBN 978-5-903368-45-7
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2009. 432 стр., 48 ИЛЛ. ISBN 978-5-903368-28-0
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Диалоги с миром. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. 546 с. ISBN 978-5-903368-19-8
  • Додин Л. А. Репетиции пьесы без названия. СПб.: Балтийские сезоны, 2004 . 480 с. ISBN 5-902675-01-4
  • Lev Dodin Journey Without End. Reflections and Memoirs. Platonov Observed: Rehearsal Notes / Foreword by Peter Brook. London: Tantalus Books, 2005.

Напишите отзыв о статье "Додин, Лев Абрамович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Додин, Лев Абрамович

Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Расходившееся звездой по Москве всачивание французов в день 2 го сентября достигло квартала, в котором жил теперь Пьер, только к вечеру.
Пьер находился после двух последних, уединенно и необычайно проведенных дней в состоянии, близком к сумасшествию. Всем существом его овладела одна неотвязная мысль. Он сам не знал, как и когда, но мысль эта овладела им теперь так, что он ничего не помнил из прошедшего, ничего не понимал из настоящего; и все, что он видел и слышал, происходило перед ним как во сне.
Пьер ушел из своего дома только для того, чтобы избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его, и которую он, в тогдашнем состоянии, но в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, – а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противоположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича. Когда он, в мертвой тишине кабинета, сел, облокотившись на руки, над запыленным письменным столом покойника, в его воображении спокойно и значительно, одно за другим, стали представляться воспоминания последних дней, в особенности Бородинского сражения и того неопределимого для него ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они. Когда Герасим разбудил его от его задумчивости, Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие в предполагаемой – как он знал – народной защите Москвы. И с этой целью он тотчас же попросил Герасима достать ему кафтан и пистолет и объявил ему свое намерение, скрывая свое имя, остаться в доме Иосифа Алексеевича. Потом, в продолжение первого уединенно и праздно проведенного дня (Пьер несколько раз пытался и не мог остановить своего внимания на масонских рукописях), ему несколько раз смутно представлялось и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта; но мысль эта о том, что ему, l"Russe Besuhof, предназначено положить предел власти зверя, приходила ему еще только как одно из мечтаний, которые беспричинно и бесследно пробегают в воображении.
Когда, купив кафтан (с целью только участвовать в народной защите Москвы), Пьер встретил Ростовых и Наташа сказала ему: «Вы остаетесь? Ах, как это хорошо!» – в голове его мелькнула мысль, что действительно хорошо бы было, даже ежели бы и взяли Москву, ему остаться в ней и исполнить то, что ему предопределено.

Лев Абрамович Додин. Родился 14 мая 1944 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. Советский и российский театральный режиссер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Народный артист Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и России (1992, 2002, 2015).

Брат - Давид Додин, доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН.

Племянница - Дина Додина, заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы.

Из семьи коренных петербуржцев. В Сталинске, где он родился, его семья находилась в эвакуации.

После окончания войны в 1945 году семья вернулась в Ленинград, где он и вырос.

С ранних лет Лев был увлечен театром. Его одноклассником был , с которым они вместе посещали Театр Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина.

После окончания школы в 1961 году Додин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Поначалу учился в актерской группе, где его однокурсниками были Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский и другие будущие звезды отечественного театра и кино. Однако заканчивал ЛГИТМиК в 1966 году на режиссерском отделении в мастерской Зона.

В том же 1966 году Лев Додин дебютировал как режиссёр с телеспектаклем «Первая любовь» по повести И.С. Тургенева.

Работал в Ленинградском ТЮЗе, поставил спектакли: «Наш цирк»; «Наш, только наш...»; «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»); «Открытый урок» - все в сочинении Зиновия Корогодского; «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова.

С 1967 года начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, профессор, заведовал кафедрой режиссуры в СПГАТИ. Лев Додин разработал свой собственный метод обучения театральных режиссеров. Он говорил: "Хотелось бы суметь передать тем, кто пришел учиться режиссуре, ряд технологических умений и непреложных законов. Литературная композиция, пространственная композиция, музыкальная композиция, закон контрапункта - обычно режиссеров этому не учат. Я ввел эти предметы на своем курсе. Мейерхольд когда-то обещал, что напишет учебник по режиссуре, который будет очень короткий и весь будет основан на теории музыки. Это правильно, потому что настоящий театр - это всегда музыкальное произведение, независимо от того, звучит в нем музыка или нет... Театр - это рукотворное ремесло. И, как в других ремеслах, опыт тут передается из поколения в поколение, от мастера к ученику".

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

Постановки Льва Додина в Малом драматическом театре:

«Разбойник» К. Чапека;
«Татуированная роза» Т. Уильямса;
«Назначение» А. Володина;
«Живи и помни» по повести В. Распутина;
«Дом» по роману Ф. Абрамова;
«Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье;
«Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины»;
«Повелитель мух» по роману У. Голдинга;
«В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина;
«Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова;
«Старик» по роману Ю. Трифонова;
«Возвращённые страницы» (литературный вечер);
«Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат»;
«Бесы» по Ф. М. Достоевскому;
«Разбитый кувшин» Г. фон Клейста;
«Любовь под вязами» Ю. О’Нила;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
«Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы;
«Пьеса без названия» А. П. Чехова;
«Чевенгур» по А. П. Платонову;
«Молли Суини» Б. Фрила;
«Чайка» А. П. Чехова;
«Московский хор» Л. Петрушевской;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова;
«Король Лир» У. Шекспира;
«Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману;
«Варшавская мелодия» Л. Зорина;
«Долгое путешествие в ночь»;
«Бесплодные усилия любви» У. Шекспира;
«Повелитель мух» У. Голдинга;
«Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса;
«Три сестры» А. П. Чехова;
«Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера;
«Враг народа» Г. Ибсена;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова.

После гастролей в Англии в 1988 году Малый драматический театр (за спектакль «Звезды на утреннем небе») награжден премией Лоуренса Оливье.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Спектакли Льва Додина игрались почти в тридцати странах мира, в том числе в США, Австралии, Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Финляндии, Чехии, Испании, Швеции, Бразилии, Израиле, Греции, Дании, Ирландии, Финляндии, Польше, Румынии, Норвегии, Португалии, Канаде, Голландии, Австрии, Югославии, Новой Зеландии, Бельгии, Венгрии.

Осенью 1999 года в Италии прошел фестиваль спектаклей Додина.

Спектакль «Гаудеамус» удостоен премии «UBU» в Италии, грамоты Лоуренса Оливье в Англии, премии за лучший спектакль на иностранном языке во Франции.

Ставил спектакли за рубежом: «Электра» Р. Штрауса (Зальцбургский Пасхальный фестиваль и Театр Коммунале в рамках Флорентийского музыкального мая); «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май): «Пиковая дама» П.И. Чайковского (Нидерландская опера (Стопера), Амстердам).

Автор ряда книг, в которых он рассказывает о секретах театрального искусства и режиссерского мастерства - «Репетиции пьесы без названия», «Диалоги с миром», «Погружение в миры». В книгах режиссер делится тайнами работы над спектаклями, взаимодействия с актерами, описывает репетиционный процесс.

О своем творческом кредо Додин говорил: "Постоянное стремление к совершенству при осознании, что оно недостижимо. И постоянный живой отклик на то, что происходит в жизни, и на то, что происходит с тобой. Познание жизни не умственное, не на уровне теории, а через личностный опыт и воображение".

"Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения", - отмечал Лев Додин.

Личная жизнь Льва Додина:

Дважды был женат. Детей нет.

Первая жена - , советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России. Они были однокурсниками в ЛГИТМиКе. Брак быстро распался в виду того, что у Натальи Теняковой начались отношения с . Как рассказывала Тенякова, влюбившись в Юрского, она честно сказала об этом Додину: "Когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно призналась Леве: «Прости, но я влюбилась». Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?» Я ответила: «В Сергея Юрского»".

Вторая жена - , советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России.

Фильмография Льва Додина:

1974 - Вороне где-то Бог... (документальный) - преподаватель (нет в титрах)
1990 - Лев Додин. Его братья и сестры (документальный)
2006 - Зиновий Корогодский. Возвращение (документальный)
2007 - Культурный слой. Хочинский и Шуранова (документальный)
2009 - Синее море...белый пароход...Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Петербург. Современники. Лев Додин (документальный)
2009 - Ленинградские истории. Дело Корогодского (документальный)
2010 - Жизнь на сцене своей судьбы (документальный)
2012 - Актёрская рулетка. Юрий Каморный (документальный)

Режиссерские работы Льва Додина:

1965 - Корабли в Лиссе (фильм-спектакль)
1966 - Первая любовь (фильм-спектакль)
1982 - Дом (фильм-спектакль)
1983 - Ах, эти звёзды... (фильм-спектакль)
1987 - Кроткая (фильм-спектакль)
1989 - Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)
2008 - Бесы (фильм-спектакль)
2009 - Чевенгур (фильм-спектакль)
2009 - Пьеса без названия (фильм-спектакль)
2009 - Московский хор (фильм-спектакль)

Сценарии Льва Додина:

2008 - Бесы (фильм-спектакль)
2016 - Жизнь и судьба (Life and Fate) (фильм-спектакль)

Библиография Льва Додина:

2004 - Репетиции пьесы без названия
2005 - Journey Without End. Reflections and Memoirs. Platonov Observed: Rehearsal Notes
2009 - Путешествие без конца. Погружение в миры
2009 - Путешествие без конца. Диалоги с миром
2010 - Путешествие без конца. Погружение в миры. Чехов
2011 - Путешествие без конца. Погружение в миры. «Три сестры»
2016 - Погружение в миры. «Вишневый сад»

Награды и звания Льва Додина:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986);
- Народный артист Российской Федерации (26 октября 1993) - за большие заслуги в области театрального искусства;
- Государственная премия СССР (1986) - за спектакли «Дом» и «Братья и сёстры» по произведениям Ф. А. Абрамова в Малом драматическом театре;
- Государственная премия Российской Федерации (1992) - за спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» в Малом драматическом театре, г. Санкт-Петербург;
- Государственная премия Российской Федерации (2002) - за спектакль Академического Малого драматического театра - Театра Европы «Московский хор»;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 марта 2009) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (9 мая 2004) - за большой вклад в развитие театрального искусства;
- Орден Почёта (3 февраля 2015) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати и многолетнюю плодотворную деятельность;
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года;
- Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1994) - за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур;
- Командор ордена Звезды Италии (Италия, 12 декабря 2016);
- Европейская театральная премия (2000);
- Премия имени Георгия Товстоногова (2002);
- Почётный доктор СПбГУП (2006);
- Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2007);
- Почётный член Российской академии художеств;
- Почётный Президент Союза театров Европы (2012);
- Театральная премия «Золотой софит» (2013);
- Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2014) за создание спектакля «Коварство и любовь» по трагедии Ф. Шиллера;
- Государственная премия Российской Федерации за 2015 год в области литературы и искусства (2016)

Жидовский телеящик. Сборник статей и заметок. Составители Анатолий Глазунов (Блокадник) и др.

Режиссер Лев Абрамович Додин - жидовин

Додин - театральный режиссер - театральный зомбарь. Но можно и желательно немного рассказать о нём также в этом сборнике. Он ведь ещё ставил телеспектакли. И выступал публично против русского национализма, он утверждает, что русский национализм - это «раковая опухоль» в теле России, и даже утверждал, что «И в нашей стране был Холокост». Под Холокостом он понимает только «уничтожение бедных евреев»…

Додин Лев Абрамович родился в 1944 в Сталинске (ныне Новокузнецк). Семья бежала от немцев из Ленинграда в Юго-Западную Сибирь. Его отец Абрам работал в геологической экспедиции. «Мой отец был очень крупным ученым, геологом», так писал Додин. Мать была детским врачом. Когда блокада Ленинграда была прорвана и немцы отброшены от города, семья Додиных вернулась, естественно, в Ленинград.
По национальности - жидовин. Льва Абрамовича русского не бывает. Его имя в Российской Еврейской Энциклопедии. Его фамилия на некоторых жидовских сайтах выделена синим цветом («Знай наших!»). О нём с почтением и много пишут на жидовских сайтах. Например, на сайте
jewish.ru.

С детских лет занимался в Ленинградском Театре Юношеского Творчества под руководством жидовина Матвея Дубровина. После школы поступил в Ленинградский театральный институт театра, музыки и кинематографии в класс режиссера и педагога жидовина Бориса Вульфовича Зона.
В 1966 окончил институт. Дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести Тургенева. Работал в разных театрах. В 1974 начал сотрудничество с Малым драматическим театром. С 1983 жидовин Додин — художественный руководитель этого театра, с 2002 жидовин Додин еще и директор этого театра. Полный хозяин этого театра. Театр чаще теперь называют - «театром Додина».

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы — третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин теперь член Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 Додин избран почётным Президентом Союза Театров Европы.
Новая власть его ценит. Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002). Он получил ордена: «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Он - Почетный академик Академии художеств России. Почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор.

В 2000 Додину, пока единственному из режиссеров России, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру». Он получил еще много западных премий.

В 1967 жидовин Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа. О нем пишут: «Он воспитал не одно поколение актёров и режиссёров». То-то даже среди русских артистов совсем не видно русскости и много ожидовленных.

Семья.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой. Потом женился на народной артистке России Татьяне Шестаковой, а Наталья Тенякова стала супругой Сергея Юрского. Сообщали в новостях, что ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, жена Льва Додина в Париже в 2012 конце декабря прошлого года выбросилась из окна второго этажа. Она выжила, отделавшись переломами рук и ног. Брат — Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин. Племянница — заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра — Театра Европы - Дина Додина.

*****
Додин: Русский национализм - раковая опухоль

Он типичный жидовин. Он гневно против национализма, но не даёт научного или более-менее внятного ответа на вопрос: что такое национализм. Он предпочитает говорить «национализм», но подразумевает, прежде всего, «русский национализм». Для него русский национализм - это антисемитизм.

А ведь русский национализм - это осознавать свою принадлежность к своему - русскому - народу. Воспринимать себя частью своего - русского - народа. Любить русский народ. Служить интересам своего - русского - народа. Работать на его выживание и развитие… А для Додина русский национализм - это «раковая опухоль». Её надо облучать, воздействовать химией и вырезать. Он только стесняется ясно сказать, что русских националистов надо гнать с работы, травить, судить и отправлять в трудовые лагеря.
И он делает вид или не видит, что такое жидовский национализм и шовинизм, делает вид, что не видит или не видит, что такое жидовский фашизм.

И конечно, Лев Абрамович любит распространяться о гонениях на жидов. Он хочет поглубже вогнать эту тему в сознание русского народа и парализовать русских. Он поставил спектакль «Жизнь и судьба» по роману жидовского писателя Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" . Этот роман КПСС не допустила издать в 1960. Работники КГБ изъяли машинописные копии. Но рукописный экземпляр сохранился у друзей Гроссмана, и через двадцать лет, в 1980-м, роман издали на Западе. А в 1988 издали и в России. По толщине он - как роман Льва Толстого «Война и мир». И многие жиды называли и называют этот роман - «Война и мир 20-го века», «главный роман советской эпохи»... Но общее с романом Льва Толстого только в толщине романа. Чтобы прочитать этот роман требуется очень большая воля. Там, естественно, очень много про страдания «бедных евреев» от Гитлера и Сталина. Жиды пишут, что этот роман - о «раковой опухоли цивилизации» - об антисемитизме. Но ни Гитлер, ни Сталин не были антисемитами. Они нормально относились к семитам-арабам. У них было лишь отрицательное отношение к экспансии жидовского народа. Надо всё же правильно, не по-жидовски, не по-додински употреблять термины. Можно (с большой натяжкой) употреблять термины - «юдофобия» и «жидофобия».

«В финале в пьесе Додина под музыку еврейского духового концерта, раздевшись донага, голые евреи, мужчины и женщины, в основном молодые, по приказу лагерных капо, шагают в печи Освенцима». Помог Додину поставить этот спектакль фонд жидовского миллиардера Михаила Прохорова. Каким образом этот жид заработал свои миллиарды во время развала СССР, во время страшных бедствий русского народа, конечно, Додина Льва Абрамовича не интересует. Он об этом ставить спектакль не собирается.

Лев Додин: «В России всегда не хотели знать свою историю или перевирали ее из страха обнаружить что-то плохое. В Германии, например, не проходит года, чтобы не вышли серьезные исследования на тему гитлеровского времени, постоянно выходят фильмы, спектакли. Хотя там этот период был короче, а наша система существовала почти век. Может, поэтому мы и не хотим с ней разбираться, что мы все — дети этой системы? В этом, по-моему, и есть самое страшное ее воздействие, знак того, что она жива. Пока мы не поймем, что за это несут ответственность не только Сталин и партия, но и все, кто позволял существовать такой власти, мы продолжаем находиться в прошлом».

По Додину, знать историю России - это знать, прежде всего, насилие Сталина над жидами. А знать историю экспансии жидовского народа в России, знать о бедах, которые принесли жиды России и русскому народу Додин не советует. Насилия жидов над русским народом, по Додину, не было.

В 2013 Лев Абрамович в Малом драматическом театре - Театре Европы организовал фестиваль «Мы и Они = Мы», который задумывался и состоялся как социальная, гражданская акция прежде всего. Конечно, прежде всего против «антисемитизма». О русском насилии. В течение трех дней были представлены восемь эскизов по текстам авторов из Польши, Финляндии, Казахстана, Бельгии, Венгрии, России, затрагивающих проблему национализма как рода нетерпимости. Каждый зритель покупал единый билет на все акции фестиваля, включая и финальное обсуждение увиденного - и в общей сложности за уик-энд провёл в театре 20 часов. Зал был аншлаговым, это естественно, противников возрождения русского народа, разного рода зомби в России множество. На фестиваль были приглашены журналисты и авторы текстов из шести стран.
http://calendar.fontanka.ru/articles/1139/

Фестиваль был насыщен русофобией. Например, в эскизе «Женщина и война» по воспоминаниям венгерского психолога Алан Польц русские солдаты-освободители насиловали - по сорок человек кряду - местных женщин. В «Очищении» молодого финского автора Софьи Оксанен предъявлялись последствия насильственной советизации Эстонии (акты прямого насилия, не только над женщинами, но и над ребенком)… Не обошлось без слов о гонениях на жидов. Об унижении и дискриминации русских - ни одного слова. На финальном обсуждении Лев Абрамович Додин ещё раз сравнил национализм в обществе с раковыми клетками в человеческом организме: «Великое заблуждение - считать, что национализм может спокойно, интеллигентно существовать в обществе. Это все равно, что говорить, что раковые клетки присутствуют в организме в цивилизованном количестве. Наши фестивальные истории - о поздних, уже неизлечимых, стадиях рака».

Понятно, что о жидовской раковой опухоли в России и Западной Европе - ни слова.

В кулуарах за чашкой чая говорили с возмущением победах французского «Национального фронта»… О российском законе, который запретил пропаганду педерастии среди подростков в России…

То есть это был махрово мракобесный фестиваль против возрождения России и русского народа и против освобождения народов всей Европы от либерастов, жидов и педерастов.

Додин; «Все больше людей настаивают на возвращении пятого пункта, в правительстве в том числе». По мнению Додина, это ужасно.

Да, все больше русских людей (и не только русских) пока еще не требуют, но хотят, чтобы в паспортах и анкетах была восстановлена графа о национальности, упраздненная жидами и жидовствующими при Ельцине, во время Второго Большого Прыжка жидов во Власть после 1991. Мнение угнетенного русского народа власть тогда не спрашивала. Но понемногу все больше русских осознают, что есть важная историческая задача, программа минимум русского народа - заставить власть принять Закон о национальном равноправии. В частности - Закон о восстановлении пункта о национальности в паспорте и анкетах, о национальных пропорциях в органах Власти, в СМИ, особенно в Телеящике, в Системе Образования… Надо покончить с жидовской цензурой. Надо покончить с дискриминацией русских в Телеящике. Надо, чтобы доля каждого народа в Телеящике соответствовала доли этого народа в составе населения России. Это значит, не меньше 80% для русских и 0,16 % для жидов… Это значит, например, что на 500 телеведущих, если по справедливости, если в интересах безопасности России, должен быть только один жидовин. На 500 режиссеров - только один жидовин... Надо покончить с зомбированием русского народа жидами… Жиды не должны иметь привилегий в России… Не должно быть дискриминации русского народа в России… Русские не должны жить под жидами… Надо покончить с замаскированным, хитрым жидовским шовинизмом и фашизмом…

Я про это повторяю в этом сборнике, но повторение здесь - мать учения…

Великий режиссер Лев Абрамович Додин в 1993 году был удостоен почетного звания Народный артист России и трех Госпремий нашей страны (1992, 2002, 2015), а еще ранее, в 1986 он стал лауреатом Государственной премии СССР. Всего имеет 16 государственных наград. Личная жизнь Льва Додина тесно связана с его творчеством. Женился талантливый постановщик дважды, и обе его супруги — актрисы.

Личная жизнь Льва Додина, его жены и дети

Прославленный Петербуржец родился 14 мая 1944, в г. Сталинск, в настоящее время г. Новокузнецк. С 1983 года он является худруком МДТ, а с 2002 года и по сей день — его директором. Кроме того, Лев Абрамович преподает в государственном институте сценических искусств Российской Федерации, где воспитал плеяду признанных артистов и режиссеров-постановщиков, к которым сам относится с сердечной теплотой и гордится ими, как мастерами театрального искусства.

Брат режиссера-постановщика 58 театральных представлений, шесть из которых, зарубежные (Нидерландская опера, Национальный театр, г. Хельсинки и др.) — доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН Давид Додин. А его дочь, заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра — Театра Европы Дина Додина, которая работает в МДТ вместе со своим дядей и под его общим руководством.

Лев Додин сегодня является почетным членом жюри театральных и литературных премий и дает мастер-классы у себя на родине и в других странах. Художественный руководитель Петербургского Малого драматического театра является также лауреатом многих престижных, как российских, так и иностранных премий, обладателем наград «Золотая маска» и «Золотой софит». Первая его жена — актриса Наталья Тенякова (род. 1944 г.).

Первая жена Льва Додина

Для Натальи Ленинград — родной и самый любимый город, в котором она родилась, окончила школу и, как и сам известнейший режиссер-постановщик, поступила в Государственный институт театра, музыки и кино. Наташа и ее будущий супруг познакомились еще в ее студенческие годы, когда девушка учились в ЛГИТМиКе, где с 1967 года он успешно преподает. После получения диплома, Наталья Максимовна была принята в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, где и берет начало ее творческая биография. Ее мужем стал Лев Додин.

Однако биография двух людей, подчиненных великой силе творчества, в конце шестидесятых резко изменилась. Работая над телеспектаклем, Наталья повстречалась с ее «интеллектуальным кумиром» Сергеем Юрским, в которого она сразу же влюбилась... В результате их рабочие отношения переросли в нечто большее, невзирая на то, что она была замужем за Львом Додиным, а Юрский состоял уже несколько лет в браке с несравненной Зинаидой Шарко. В 1970 году Наталья Тенякова вышла замуж во второй раз.

Биография талантливой актрисы — жены Льва Додина

Татьяна Борисовна Шестакова (род. 23 октября 1948, г. Ленинград) встретила свою судьбу еще будучи студенткой на факультете актерского мастерства в институте сценических искусств, где преподавал ее будущий муж. После получения диплома, в 1972 году, ее пригласили на первую роль в комедийное кино «Соленый пес», где выпускнице посчастливилось сыграть главную героиню этого фильма. С 1984 года она начала работать в МДТ, где трудится и до сих пор, периодически снимаясь в короткометражных, а также в драматических и мультипликационных фильмах.

Свою личную жизнь и отношения супруги не афишируют. Доподлинно известно, что своих детей у Льва Абрамовича и Татьяны Борисовны нет. Племянница Додина, Дина, которая пошла по стопам своего известнейшего дяди, практически, заменив им дочь, сейчас работает заместителем художественного руководителя в МДТ. Фото и видео материалы о замечательной творческой чете можно посмотреть на личном сайте Льва Додина.

Жену Льва Додина, неповторимую в своем артистизме, зрители полюбили по таким фильмам, как «Царевич Проша»; «Гори, гори ясно...»; «Соленый пес»; «Человек, которому везло»; «Подсудимый»; «Ненаглядный мой»; «Иди и смотри»; «Где-то гремит война» и другим. Всего Татьяна Борисовна сыграла более шестидесяти персонажей в театре и кино, и сегодня с успехом продолжает свою работу. Ее труд отмечен такими наградами, как «Заслуженная артистка России» и «Народная артистка Российской Федерации».

Она также является Лауреатом: Государственной премии России; премии «Триумф»; высшей театральной премии города Санкт-Петербург «Золотой софит», полученной в номинации «Лучшая женская роль». Народная и Заслуженная артистка России Татьяна Шестакова прожила вместе со своим мужем полевка. За это время в семейной биографии супругов было немало знаковых событий, но любовь и теплые нежные чувства они сохранили на всю жизнь.

Имя Льва Додина широко известно заядлым театралам не только в России, но и далеко за ее пределами. Выдающийся педагог, талантливый режиссер-постановщик, успешный театральный деятель - все эти титулы принадлежат одному человеку.

С чего же начинал свою карьеру Лев Абрамович Додин? Чем режиссер известен широкой аудитории? Как сложилась его личная жизнь? Об этом и многом другом будем говорить в представленном материале.

Ранние годы

Лев Додин появился на свет 14 мая 1944 года в городе Новокузнецке (ранее Сталинск). В этом месте семья будущего режиссера оказалась в ходе операции по эвакуации населения Ленинграда в период Второй Мировой войны. Затем, в 1945 году, супружеская чета Додиных вернулась вместе с детьми в родной город.

Маленький Лев с раннего детства состоял в актерской труппе Ленинградского театра юношеского творчества. Здесь мальчик постигал сценическое мастерство под покровительством талантливого педагога, постановщика и просто авторитетной личности в театральных кругах - Матвея Григорьевича Дубровина. Положительное влияние учителя позволило парню раскрыть в себе творческие таланты, а также склонило к решению связать свою жизнь с театральной деятельностью.

По окончании школы Лев Додин подал документы на поступление в Государственный институт театра Санкт-Петербурга, куда был успешно зачислен. Примечательно, что обучение в вузе парень завершил на год позже однокурсников. Поскольку решил остаться в институте, чтобы набраться опыта, постигая режиссерское мастерство в творческой мастерской «Зона», что функционировала при учреждении.

Режиссерский дебют

Когда дебютировал в качестве театрального режиссера Лев Додин? Спектакли начинающего постановщика стартовали в 1966 году. Дебютной пьесой, созданной Додиным, стала работа под названием «Первая любовь», по мотивам произведения И. Тургенева. В последующем постановщик стал одним из ведущих режиссеров Театра юного зрителя в Ленинграде. Здесь особым успехом пользовалась его пьеса «Свои люди - сочтемся» по А. Островскому.

Малый драматический театр в жизни режиссера

В 1975 году Лев Додин был утвержден на должность главного постановщика Малого драматического театра. Первой успешной работой режиссера на новом поприще стала пьеса «Разбойник», по К. Чапеку. Позже оживленный интерес у театральной аудитории вызывали постановки «Живи и помни», а также «Татуированная роза».

Театр Льва Додина получил бурное развитие после запуска пьесы «Дом» по культовому роману Ф. Абрамова. С этого времени и по сегодняшний день режиссер остается неизменным руководителем Малого драматического театра. Основную часть репертуара учреждения стали занимать произведения классиков отечественной драматургии. Особое внимание Додин уделял постановкам по мотивам творений А. Чехова. Это, прежде всего, пьесы «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».

Работа преподавателем

В 1969 году Лев Додин решил заняться преподавательской деятельностью. В это время известный режиссер получил должность в Академии театрального искусства. Театральный постановщик возглавил кафедру режиссуры. Здесь стали на практике применяться его новаторские методы обучения молодых артистов и режиссеров. Во многом благодаря успешной работе Додина, из академии вышло немало успешных личностей в сфере сценической деятельности.

Секрет успеха Льва Додина

Как отмечают артисты, которые сотрудничали с известным режиссером, он обладает уникальной притягательной энергией, уделяет особое внимание слову. Постановщик знает, что сказать публике и собственным актерам. Поэтому диалоги в его пьесах наполнены глубочайшим смыслом.

Лев Додин всегда старался создать за кулисами доброжелательную атмосферу, сплотить коллектив таким образом, чтобы все, кто причастен к работе над пьесой, превратились в настоящую семью. Именно на таких принципах строится его работа в театре.

За плечами Додина немало творческих экспериментов. Новаторские идеи постановщика далеко не всегда приходились по душе широкой аудитории. Однако это никогда не останавливало режиссера в поиске оригинальных решений для развития отечественного творчества.

Знаменитые постановки режиссера

На сегодняшний день Лев Додин является автором порядка шести десятков драматических и оперных пьес, которые пользовались успехом не только на отечественных просторах, но и вызывали неподдельный интерес зрительской аудитории на крупнейших мировых сценах. Среди наиболее успешных работ режиссера следует отметить следующие постановки:

  • «Наш цирк» (1968).
  • «Сказки Чуковского» (1970).
  • «Разбойник» (1974).
  • «Дом» (1980).
  • «Братья и сестры» (1985).
  • «Повелитель мух» (1986).
  • «Гаудеамус» (1990).
  • «Бесы» (1991).
  • «Вишневый сад» (1994).
  • «Пьеса без названия» (1997).
  • «Чайка» (2001).
  • «Дядя Ваня» (2003).
  • «Король Лир» (2006).
  • «Варшавская мелодия» (2007).
  • «Бесплодные усилия любви» (2008).
  • «Три сестры» (2010).
  • «Враг народа» (2014).

Награды и достижения

Постановки под руководством Льва Додина ставились на крупнейших сценах мира. Пьесы режиссера увидели зрители в Соединенных Штатах, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Японии, Израиле, Греции, прочих развитых странах.

Спектакль знаменитого постановщика под названием «Гаудеамус» удостоился престижнейшей награды UBU на фестивале театрального творчества в Италии, а также почетной грамоты Лоуренса Оливье во время показов в Британии. Кроме того, пьеса заслужила премию в категории «Лучший иностранный спектакль» во Франции.

В настоящее время Лев Додин имеет звание почетного доктора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Прославленный режиссер является членом Российской академии художеств. Театр Европы Льва Додина, который стал успешным проектом постановщика на западе, позволил ему заслужить славу одного из самых известных отечественных театральных деятелей.

Среди прочих титулов режиссера, стоит отметить следующие звания:

  • Заслуженный деятель искусств Советского Союза.
  • Народный артист РФ.
  • Обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Обладатель Европейской театральной премии.
  • Президент Союза театров Европы.

Личная жизнь

Режиссер Додин предпочитает воздерживаться от общения с журналистами, поменьше выносить на обсуждение широкой аудитории личные проблемы. О жизни театрального постановщика вне сцены известно лишь то, что Лев Абрамович в свое время состоял в браке с актрисой Натальей Теняковой. После нескольких лет совместной жизни пара рассталась. В настоящее время Лев Додин женат на актрисе кино и театра, обладательнице звания народная артистка Российской Федерации Татьяне Шестаковой.

В заключение

Театр Льва Додина (Санкт-Петербург) процветает по сегодняшний день. Пьесы, поставленные успешным режиссером, пользуются интересом широчайшей аудитории на протяжении многочисленных лет. Темы, которые затрагивал Додин в своих постановках, по-прежнему не теряют своей актуальности.

В настоящее время Лев Абрамович продолжает заниматься преподавательской деятельностью. Режиссер регулярно организовывает всевозможные мастер-классы в известных театральных учреждениях Европы и Соединенных Штатов. Прославленный постановщик является неизменным членом жюри таких престижных театральных конкурсов, как «Золотой софит» и «Северная Пальмира».