Кладбищенские истории или тайны могил. Легенды о месте тайного захоронения царицы тамары

В жизни каждого из нас происходит всякое. Бывают и загадочные случаи, объяснить которые с общепринятых позиций просто невозможно. Особняком стоят кладбищенские истории, ведь они напрямую связаны с потусторонним миром, в котором мы все со временем окажемся. Тайны могил — так можно охарактеризовать те потрясающие явления, свидетелями которых время от времени становятся отдельные очевидцы, приходя на кладбище. Но давайте рассмотрим конкретные случаи и убедимся, что они заслуживают пристального внимания и изучения.

Первая история

Поздней осенью 1932 года господин Артур Хэзмэн приехал в свой родной город Инвернесс, что на севере Шотландии. Здесь прошло его детство, были похоронены близкие родственники. Собственно, чтобы почтить память усопших, вышеупомянутый господин и приехал из Лондона. Поэтому немного отдохнув после поездки, Хэзмэн направился на кладбище. Он посетил могилу отца, матери, постоял возле памятника недавно усопшей тётушки, а затем направился к могиле дяди Роджера.

Та находилась в западной части кладбища, а рядом высилось надгробье с высеченным на нём ангелом. Вскоре Артур заметил примечательный памятник, но когда подошёл к нему, то не увидел рядом могилы дяди. На том месте, где раньше покоились его останки, находился абсолютно ровный клочок земли с жухлой осенней травой.

Пришедший растеряно огляделся. Он решил, что ошибся местом. Но это было просто невозможно. Кладбище Хэзмэн посещал регулярно раз в 5 лет. В прошедшие разы могила дяди располагалась именно на этом месте, но сейчас её почему-то не было.

Мужчина направился к кладбищенскому сторожу и объяснил ему ситуацию. Тот достал схему кладбища и разложил её на столе. На ней могила Роджера находилась на том месте, где всего 10 минут назад был Артур. То есть приезжий не ошибся и пришёл именно туда, куда надо. Сторож окончательно развеял все сомнения. Он сказал, что пару лет назад видел и памятник с ангелом, и надгробье рядом с ним. Но когда мужчины пришли на место, то опять упёрлись взглядами в абсолютно ровный участок земли.

На следующий день сторож всё-таки нашёл пропавшую могилу. Но она оказалась в 300 метрах от её прежнего места. Однако надгробие было в полном порядке, и на нём отчётливо проступали даты рождения и смерти сэра Роджера. Объяснить этот феномен работник кладбища никак не смог. С общежитейской же точки зрения подобное перемещение не имело никакого смысла.

Артур позвонил своей тётушке в Лондон. Она также регулярно навещала усопших, и прекрасно знала расположение всех могил. Та приехал через пару дней и убедилась сама, что могильное надгробие кто-то перенёс. Всё это выглядело кощунственно, и леди подняла скандал. Местные власти оказались в полной растерянности и изъявили готовность вернуть плиту на место.

Однако тётушка решила добраться до бренных останков и проверить, целы ли они. Может быть, могильные воры раскопали могилу и надругались над телом Роджера. Пришли землекопы и вырыли глубокую яму, но никаких следов с останками обнаружено не было. Родственников усопшего это повергло в шок. Служащие кладбища также пребывали в полной растерянности.

Артур Хэзмэн предложил раскопать и то место, где было обнаружено надгробье. Он предположил, что какие-то шутники перенесли бренные останки в новое место. Землекопы без всякого энтузиазма начали копать. Однако на 2-х метровой глубине они наткнулись на полусгнивший гроб. С него сняли крышку, и все увидели скелет с остатками истлевшей одежды. Тётушка сказала племяннику, что у покойного на среднем пальце правой руки должен находиться массивный золотой перстень. Мужчина спустился в могилу и действительно обнаружил данное украшение на руке покойного.

После этого все сомнения в подлинности трупа сэра Роджера отпали, но само загадочное происшествие попало в кладбищенские истории, а тайны могил предстали перед людьми во всей своей мистической красе. Каким образом гроб вместе с надгробьем оказались в другом месте? При этом не было никаких следов перезахоронения. Доски гроба, можно сказать, вросли в землю. Создавалось впечатление, что никто до этого не занимался в этом месте землеройными работами.

Об этой истории много писали шотландские газеты. Расследованием странного случая занималась полиция. Но ни одной версии не было выдвинуто. Никто не видел злоумышленников, да и существовали ли они в действительности. Гроб и надгробье вернули на место, и странный случай со временем забылся.

Вторая история

Странное происшествие, которое можно обозначить как тайны могил, случилось в 1763 году на юге Германии возле города Равенсбурга. Его свидетелями стали несколько пастухов, перегонявших стадо коров. На берегу реки они обнаружили могилу с большой надгробной плитой. На ней была надпись: "Здесь покоятся останки почтенной Кристины Бауэр".

Пастухи каждый день гоняли стадо мимо этого места. Но никакой могилы не было. Берег всегда был чист. Всё пространство занимала только трава, а в отдалении росли кусты. Поэтому обнаружившие необычную находку люди рассказали всё священнику. Тот явился к могиле и был несказанно удивлён. Священник прекрасно знал эту могилу и похороненную в ней женщину. Проверили кладбище, и на том месте, где раньше покоилась Кристина Бауэр, увидели абсолютно ровный и пустой участок земли.

Были произведены раскопки возле реки и на кладбище. Гроб с останками, вопреки всякому смыслу, обнаружили на берегу. Но могилу решили не возвращать на старое место. Священник рассудил, что видимо так было угодно высшим силам. Дух почившей женщины переместил останки бренного тела в то место, которое видимо было более удобно для него. Эта могила долгие годы наводила страх на местных жителей. В годы Первой мировой войны она была уничтожена.

Третья история

Кладбищенские истории находят своё проявление и в наши дни. В 1993 году таинственное происшествие случилось на территории фермы Фоли-крик в штате Канзас (США). Вышедший рано утром из дома фермер Джон Барни увидел прямо посреди двора могильное надгробье. Перепуганный земледелец тут же вызвал полицию.

Появившуюся непонятным образом могилу тщательно обследовали. Видимо ей было очень много лет, так как надпись на камне практически стёрлась. Дом фермера находился в 5 километрах от ближайшего жилья, ворота во двор всегда запирались на замок. На ночь хозяин дома спускал собак. Так что глупая шутка исключалась полностью.

Могилу разрыли и обнаружили сгнивший гроб с человеческими останками. Всё это так вросло в землю, что создавалось впечатление, будто могила переместилась во двор фермера вместе с несколькими кубометрами земли. Пришлось задействовать экскаватор, чтобы освободить двор от нежелательного погребения.

Останки перевезли за несколько километров и захоронили недалеко от кладбища, располагавшегося в пригороде ближайшего города. Никто так и не смог установить, кому принадлежала могила, и где раньше она находилась. Это таинственное происшествие осветили многие средства массовой информации Америки. Но большинство жителей сочло его газетной уткой.

Заключение

То, что вводит представителей цивилизации в состояние ступора, вовсе не представляет собой что-то необычное у некоторых племён Африки. Их кладбищенские истории неразрывно связаны с перемещением могил. У племён существует обычай обливать свежую могилу древесным соком и произносить заклинания. Делается это для того, чтобы могила не покинула своего места. Точно так же ведут себя жители Гаити. А у некоторых народов Океании принято в одной могиле хоронить сразу 2-х мертвецов. Если душа одного из них захочет поменять место, то вторая душа этому воспротивится.

Тайны могил, их способность перемещаться в пространстве, вызывают у людей неподдельный интерес. Однако разгадать этот поразительный феномен пока не удаётся. К тому же официальная наука относится к таким фактам очень скептически. Поэтому серьёзных исследований в этой области не ведётся.

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:

Нынче эта история стала бы предметом журнальных расследований, а в годы моей служебной деятельности подобные случаи тщательно засекречивались.

Содержимое статьиПоказать

Странное дело.

Дали мне расследовать странную цепь исчезновений. 3 месяца в городе пропадали люди и росло число висяков, а это уж совсем плохо. Все пропажи, как под копирку. Обращаются родственники за розыском, а концов нет. В числе пропавших было двое грузчиков из разных магазинов, учительница истории, снабженец с велозавода и ещё человек пять. Люди, друг с другом никак не связанные. Пока я изучал списки пропавших, меня дёрнули к полковнику, а там уже паника. Пропал сын второго секретаря горкома. Ситуация истерическая. Мне в помощники присовокупили двух лейтенантов и велели ускорить розыск.

Пошли мы обходить родню пропавших. Два дня ушло на опросы, а результатов никаких. Двое грузчиков оказались между собой знакомы. Оба регулярно меняли работу, а зачастую попадали в поле зрения органов, как тунеядцы, ходили под странными кликухами Петвал и Евгонт. Выдавали себя за поэтов Серебряного века. Ещё была информация, что они собирались в каком-то заброшенном доме, где пьянствовали и читали стихи. Что за дом, узнать пока не удалось.

Городские слухи.

За завтраком жена поинтересовалась, чего это я такой хмурый и задумчивый. Пришлось обрисовать ситуацию, а в ответ она понесла какую-то дичь:

— Так вам дела не раскрыть. Вместо того, чтобы ходить по знакомым, лучше бы прислушались, что люди в народе говорят.

Я уточнил:

— И чего же говорят?

— А говорят, что есть на кладбище старуха, которая заманивает к разрытой могиле, а потом люди исчезают. По -моему, это имеет отношение к твоему расследованию.

Я хмыкнул:

— Три оперативника расследуют висяк, а бабы у подъезда его раскрыли.

Сарказм сарказмом, а всё же когда нет зацепок, ухватишься за любую версию. Отправил я лейтенантов на ревизию заброшенных домов, а сам потопал на кладбище. В домике с надписью «Сторож» были двое: мужик с бабой. Я предъявил удостоверение, мужик успел представится начальником.

— Да какой ты начальник? — закричала на него женщина.- Посмотрите на него, товарищ милиционер. Как его земля носит?

Кстати о земле, — встрял я. — У вас есть разрытая могила, на которую какая-то старуха экскурсии водит?..

Оба выпучились на меня. Первой отмерла женщина:

— При должности, а занимаетесь ерундой!

Я потребовал журнал учёта захоронений. Ругаясь меж собой, они выдали мне журнал, в котором были записи с датами, фамилиями и номерами участков.

Разрытая могила.

В теперешние времена повальной компьютеризации не представить того легкомысленного отношения к документам. А в 1978 году отношения к бумагам в народе ещё не устоялось. Пролистал на три месяца назад, когда начались пропажи, взял на вскидку дюжину захоронений и попросил у ругающихся:

— Проведите меня к этим могилам.

— Чего к ним водить? Не в музее поди! — ответили мне. — Идите по номерам. План кладбища на стене.

Я сверился с планом и пошёл. Все 12 могил были на краю кладбища. Одна из них, которая значилась за какой-то Стахеевой, оказалась разрыта. Я обрадовался возможности взгреть нерадивых работников кладбища. Составил акт, взял подписки о не выезде и запугал их ответственностью за головотяпство, чтобы знали впредь как себя вести. Заодно выяснил, что у гражданки Стахеевой родни нет и похоронена она за казённый счёт. Месяца три назад о ней спрашивали двое алкашей.

Вернувшись в участок я узнал, что мои лейтенанты нашли адрес заброшенного дома, в котором находился труп Стахеевой. Выехали мы туда и на втором этаже обнаружили тела пропавших. Зрелище жуткое! В полу выломано несколько досок, никакой мебели, а вдоль стен сидят трупы! И никаких других улик, кроме истлевшей книги, от которой частично сохранилась обложка, а листы рассыпались трухой. Кого подозревать?…

Помогли старые архивы.

Недаром жена у меня — библиотекарь! В городском архиве ей удалось нарыть исторические справки. Оказывается, промышленник Стахеев слыл чернокнижником. Кроме двухэтажного деревянного дома, он владел фабрикой и землями. В его аресте, расстреле и реквизиции принимали участие те, чьи фамилии в основном большинстве совпали с фамилиями обнаруженных в той комнате тел. Родословные из архива вскрыли то, что объединяло пропавших. Оба грузчика оказались внуками председателя комбеда Петнова, хотя и через разных жён. Училка- историчка была дочерью комиссара Пестковского, который руководил расстрелом. Снабженец с велозавода был сыном уполномоченного Рейтера, который изымал имущество купца. И такие же сведения по всем, чьи тела были найдены в том страшном доме.

— Мстит за отца, — сказала жена.

Но я не верил во всякую загробную муть, к тому же многое оставалось неясным. Где труп старухи? Почему могила разрыта? И где сын секретаря?

Вновь я пришёл к разрытой могиле. Стоя перед ней, как перед бездной, я спросил чуть ли не вслух:

— Чего ты хочешь? Может денег?

Нащупал в кармане железный рубль с профилем Ленина, бросил его в могилу. Рубль тогда ого сколько стоил! Но я про то не подумал, был словно в полусне. Вдруг … рядом оказалась неизвестная старуха.

— Ты чего сделал? — гневно воскликнула она. — Ты кого мне в могилу бросил? Ноги моей здесь больше не будет!

И пошла она прочь, а я смотрел, как зачарованный, на развевающийся по ветру кусок её истлевшего платка. В отделении меня встретил счастливый начальник и сказал:

— Нашёлся сын секретаря! Он гад на море уехал, а отца забыл предупредить! Закрывай дело!

В эпоху победившего материализма не принято было говорить о потустороннем. Я и закрыл дело, хотя после встречи со старухой уже представлял полную картину действий.

Месть старухи.

Петвал с Евгонтом услышали шум на втором этаже заброшенного дома. Поднялись, а там старуха вскрывает пол. Алкоголики напугали её до смерти. Потом сообщили в милицию о трупе, где и была установлена её личность. Родни у дочери промышленника Стахеева не оказалось и она была похоронена за госсчёт. Грузчики подумали, что бабка искала отцовский клад в заброшенном доме. Вскрыли доски, а нашли лишь истлевшую книгу. Полагая, что старуха отыскала драгоценности и была с ними захоронена, поэты разрыли могилу. Тут Стахеева восстала из государственного гроба и погрузила их в то же состояние морока, в каком и я сам был у могилы, когда бросил рубль. Пробужденная к загробному мщению, Стахеева начала преступную деятельность. Начиная с грузчиков и кончая остальными, она погружала жертв в сомнамбулическое состояние, приводила в заброшенный дом, где и умерщвляла. Так действовало проклятие из истлевшей книги, а разрытая могила служила точкой сбора потомков всех причастных к событиям революционной поры. Лишь профиль Ленина на монете помог мне прекратить цепь нелепых смертей и открыть тайну разрытой могилы.

(мистическая история из жизни)

Юрий Шатура. 57 лет.


В 1524 году московский князь Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству основал на западе Москвы, в Лужниках, прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее - в Литву, Новодевичий женский монастырь. Он стал одним из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей.

Из истории монастыря
В 1922 году монастырь закрыли, вместо него появился Музей раскрепощения женщин, а потом - Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В настоящее время памятник старины вновь стал действующим. На его территории покоятся поэт Алексей Плещеев, создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, ученый Сергей Соловьев и его сын - философ Владимир Соловьев, историк граф Уваров, командующий Юго-Западным фронтом с 1916 года генерал Брусилов, отец Александра Герцена, директор Департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий - Александр Тургенев, сыгравший не последнюю роль в судьбе Пушкина… А три года назад одной из последних здесь была похоронена первая настоятельница монастыря матушка Серафима.


Памятник скульптору Меркурову самый «задумчивый» на кладбище.

К началу XX века территория монастырского некрополя была полностью заполнена, и в 1889 году ее впервые расширили - за южной стеной монастыря появилось кладбище, официально открытое в 1904 году, а после Октябрьской революции названное в народе «Новодевичье». Кладбище курировал Хамовнический райсовет, и оно постепенно превратилось в место погребения рядовых москвичей. Но уже спустя 10 лет по решению ВЦИК привилегией покоиться здесь пользовались лишь «лица с общественным положением» - актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Кладбище вновь стало элитарным, и быть похороненным на нем каждый считал за честь. В 30-е годы, в период яростного уничтожения монастырских некрополей, на Новодевичье кладбище перенесли останки и памятники ряда выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников. В середине 50-х кладбище расширили еще дальше к югу - образовалась Новая территория, а после очередного расширения в конце 70-х - и Новейшая. Теперь площадь кладбища составляет более 7,5 га, на которых нашли свой последний приют тела 26 000 погребенных. Могилы большинства из них украшают надгробия, имеющие высокую художественную ценность, - работы скульпторов Шадра, Андреева, Коненкова, Мухиной, Меркурова, Аникушина, Вучетича, Кербеля.

Старая территория
У жителей близлежащих домов очень популярна мистическая история о женщине, которая отпросилась с работы, чтобы навестить могилу близкого родственника на Новодевичьем кладбище. Пока она покупала цветы и ехала через всю Москву, сгустились сумерки. Она, показав документ, пошла на могилу… и заблудилась. Ей навстречу попался гражданин. Она спросила у него дорогу. Он объяснил, но путано. Она попросила его проводить ее к могиле: «Уже темновато, а я покойников боюсь». Он любезно повел ее по дорожкам и тупикам и вдруг, через плечо, спросил: «А вы не сможете мне объяснить, почему люди нас боятся?»
Профессиональный экскурсовод Александр Яковлев.
- Люди сочиняют эти истории от неведения, - рассказывает профессиональный кладбищенский экскурсовод (!) Александр Яковлев. - Раньше под кладбища выделялось особое место, которое обязательно освящалось, огораживалось, а в заборе делалась калитка для живых людей (ворота издавна предназначались только для выноса покойников). А выдающиеся деятели СССР, будучи атеистами, похоронены не внутри территории Новодевичьего монастыря, а рядом, на не освященном церковью участке. Однако и мистики у нас хватает…

Самый мистический погост - могила Гоголя.
Как известно, частые продолжительные обмороки вызывали у Гоголя в его болезненном сознании страх быть принятым за умершего и оказаться заживо погребенным. Как христианин, искренне верующий в бессмертие души, Гоголь не боялся умереть. Может быть, поэтому он отказывался следовать советам врачей, не принимал лекарства, изнурял себя ограничениями в пище… Консилиум врачей, поставив диагноз «менингит», решил лечить Гоголя насильно. Но в ночь с 20 на 21 февраля (по старому стилю) 1852 года писатель скончался. Последними его словами были «Как сладко умирать!..» Он просил похоронить его только при наличии явных признаков разложения, появления которых никто, разумеется, дожидаться не стал. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931 году, в связи с решением властей ликвидировать этот некрополь, останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Сохранилось описание вскрытия могилы и гроба Гоголя. Все присутствовавшие были поражены: Гоголь лежал в гробу… на боку! При этом голова писателя отсутствовала, а обшивка гроба изнутри была расцарапана… Естественно, что по Москве сразу поползли слухи о том, что Гоголь был захоронен в состоянии летаргического сна, а проснувшись, пытался освободиться и переворачивался в гробу. Что же касается отсутствующего черепа, то тут всё было ещё более странно. Предполагали, что череп писателя был похищен из гробницы по заказу какого-то коллекционера. Назывались даже имена, но эти обвинения ничем не подтверждались. Потом пошёл слух, что череп писателя каким-то образом оказался в Италии. Согласно поверью, этот череп везли из России на поезде. А в пути весь железнодорожный состав… бесследно исчез, буквально растворился в воздухе. И якобы даже в наше время призрак этого поезда один раз в год появляется на перегоне между Харьковом и Полтавой. Некоторые люди до сих пор уверены, что это была месть потревоженных писателем «потусторонних сил», может быть, его знаменитого Вия. А вот что об этом писал И.С. Тургенев: «С тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Это страшная смерть - историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжелая, грозная тайна…, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает…»
Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и, если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.

Летом «Новодевичье» особо посещаемо.
Однако мистика действительно имеет отношение к останкам великого писателя, и одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки знаменитых россиян вместе с гранитными саркофагами (в том числе Хомякова и Языкова) из некрополя Свято-Даниловского монастыря, где был образован приемник для несовершеннолетних правонарушителей, на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба Н. В. Гоголя выяснилось, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует! «Могилу Гоголя вскрывали почти целый день, - вспоминал в своем труде «Перенесение праха Гоголя» участник перезахоронения писатель Владимир Лидин (ныне он покоится с Гоголем по соседству). - Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. К вечеру был обнаружен боковой придел склепа, через который в основной склеп в свое время был вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались сумерки, когда могила была наконец вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами, ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось. Правда, при начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку… А останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки на высоких каблуках, приблизительно 4 - 5 сантиметров, это дает основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. На следующее утро останки были перевезены на простой телеге, под дождем на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле…».
Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп драматурга был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя ныне действующего театрального музея, купца Алексея Александровича Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация его могилы, и Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. Однако официального подтверждения эта версия так и не получила, как, впрочем, и слухи о том, что писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, взяли на память по «сувениру»: Владимир Лидин - кусок сюртука (в качестве закладки для домашнего томика «Мертвых душ»), Всеволод Иванов - обломок ребра писателя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища, комсомолец Аракчеев якобы присвоил себе башмаки, снятые с трупа.

Памятник А. П. Чехову точно соответствует росту писателя.
Похороненный напротив Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза 2 (15) июля 1904 года в немецком курортном городе Баден-Вейлере. В Москву тело перевезли в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц, спустя несколько дней и похоронили рядом с могилой его отца Павла Георгиевича. Позднее здесь же похоронили жену писателя - актрису МХАТа, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Точно соответствующий, по мнению реставраторов, росту писателя памятник (работа архитектора Брыловского) венчают 3 копья (одни исследователи считают, что это символ «Трех сестер», другие отождествляют копья с тремя столпами жизни - Вера, Надежда, Любовь, присущими Чехову). У подножия памятника сохранилась скандинавская метка - древнее графическое изображение христианского креста…
Скульптор Вера Мухина (она же автор «Рабочего и колхозницы»), а также ее супруг хирург Замков тоже похоронены на Старой территории кладбища. На памятнике Замкова - надпись: «Я отдал людям все». Когда умерла Мухина, ученица Веры Ильиничны - Зелинская написала на ее памятнике:»…И я тоже».

Мхатовская аллея.
Чуть дальше - знаменитая «мхатовская аллея». Здесь покоятся старейшины театрального искусства, многие из которых уже давно забыты. За одними могилами следят творческие союзы, за другими - оставшиеся в живых родственники. По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 г., могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых не имеется? Могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Меж тем у кинематографистов хватает средств на проведение многочисленных форумов, в то время как разовая стоимость уборки могилы стоит всего 100 руб., а полное восстановление - 1400. Именно над такими заброшенными могилами добровольно взял шефство актер театра «Современник» Авангард Леонтьев. Почти каждую неделю он приходит навестить ставшие ему родными погосты. На многих из них благодаря этому человеку уже появились скромные гранитные плиты, три из которых (в том числе на могиле одного из создателей МХАТа - непрофессионального актера Александра Артема) финансово поддержал Олег Табаков.

Могила Юрия Никулина круглый год утопает в цветах.
На похоронах Юрия Никулина было очень много артистов, людей, которые лично знали его, а огромную толпу почитателей его таланта отсекла охрана еще при входе на кладбище. В композиции памятника запечатлена и любимица Никулина - первая собака породы ризеншнауцер, которую артист привез в СССР из-за рубежа. После каждого дня рождения артиста 19 декабря могила буквально утопает в цветах! Любят сюда захаживать и иностранцы, а вот к «соседу» Борису Брунову часто приходит жена и близкая родня…


- Разговаривать об умерших родственниках здесь не принято. Если, конечно, сами гости не разговорятся, - рассказывает экскурсовод Александр Яковлев. - Тут как-то ко мне женщина подошла и спрашивает: «А вы папу моего помните?» Я ей: «Нет, простите…» Оказалось, что я физически не мог его помнить - это один из 26 бакинских комиссаров, погибших в годы гражданской войны…

Вандалы на «аллее Аллилуевых»
ПО иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, маршал артиллерии Яковлев, академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, Юдин, артисты Русланова, Дикий, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой.

Аллея Аллилуевых. Когда-то здесь плакал сам Сталин.
Каждый, кто впервые посещает Новодевичье кладбище, непременно приходит на могилу жены Сталина - Надежды Аллилуевой. Над последнем приютом этой женщины, унесшей с собой в могилу тайну рокового выстрела, возвышается памятник с не менее трагичной судьбой. Бюст Аллилуевой скульптор Шадр сделал из итальянского белого мрамора, сильно подверженного воздействиям непогоды. Чтобы сохранить подлинник, его приобрела для своей коллекции Третьяковская галерея, а для надгробия заказали копию скульптору Цигалю. В середине 70-х какой-то вандал «уронил» памятник, отбил у статуи кусочек носа, а с постамента исчезли две чугунные розы… Памятник реставрировали и поместили в пластиковый куб, как шутят местные жители, «пуленепробиваемый» (После этого, единственного на Новодевичьем, акта вандализма вход на кладбище перестал быть свободным. Теперь сюда приходят лишь те, кто имеет на руках удостоверение о родственном захоронении. Для всех прочих предусмотрены ежедневные экскурсии за дополнительную мзду - 100 рублей. - Прим. авт.).
Говорят, после похорон Надежды Аллилуевой на ее могилу по ночам часто приезжал «поплакать» и сам Сталин. Сподвижники вождя, боясь огласки этой его «слабости», а также вероятных покушений на жизнь отца народов, даже выгнали из собственной мастерской, располагавшейся в колокольне Новодевичьего монастыря, известного художника Владимира Татлина, автора модели «Летатлин». Лишь в 1953 году художник возвратился на старую половину кладбища - уже навсегда…

Одна из самых посещаемых могил - Никиты Хрущева.
Не зарастает тропа и к могиле Хрущева. Памятник со временем покрылся патиной - специальной пленкой. Скульптор Эрнст Неизвестный при помощи черно-белого цвета и ломаных линий хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры покойного. Сейчас могилу навещают дочь Никиты Сергеевича Рада и внук-тезка.
Не менее посещаема могила Василия Шукшина. Памятник скульпторы Елагина и Жутовский выполнили в виде куба (вечности) и проходящей сквозь него стрелы без наконечника - символ оборвавшейся жизни. Сначала тело хотели захоронить на родине писателя в Сибири, мать требовала останки сына перевезти в село Сростки, Моссовет выделил место на Введенском кладбище, но еще целая плеяда известных людей - Михалков, Шолохов, Кобзон, Фурцева, Косыгин настаивали на Новодевичьем… И наконец свой вердикт в пользу Новодевичьего вынес Леонид Брежнев, находящийся в тот момент в ГДР: «Я очень люблю «Калину красную» и «Печки-лавочки». Похоронить Шукшина следует на Новодевичьем».
Еще одна достопримечательность кладбища - единственный уцелевший склеп - могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.

Памятник клоуну Дурову. Самый крупный на кладбище.
Рядом покоятся знаменитый дрессировщик Дуров и его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская, которая до своей кончины была художественным руководителем «уголку зверей». Клоуна Дурова скульптор Шадр изобразил в расцвете сил вместе с его напарницей обезьянкой Нюшей. Это один из самых крупных памятников (1940).

Памятник Леониду Когану в виде крипичного ключа.
Напротив - могила выдающегося скрипача, единственного советского музыканта, кто удостоился великой чести играть на скрипке Паганини, Леонида Когана с памятником в виде скрипичного ключа работы Юрия Орехова. Могилу часто навещает сын.

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов.

Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. Корреспонденты вместе с польскими историками решили проверить на прочность эту гипотезу.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия).

Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет.

Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.




В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах.

Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.

Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого.

Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству.

В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы.

Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах.

Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат.

Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами.

Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.




Метки: