Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор. Джузеппе Верди: биография, интересные факты, творчество Верди биография краткое содержание


Биография

Джузеппе Фортунино Франческо Верди - итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе - деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать - Луиджа Уттини - была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни - годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы - Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений - роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi - местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 - 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 - 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata) и «Эрнани» (Ernani), которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром - «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera), «Сила судьбы» (La forza del destino; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый - лидер своей национальной оперной школы, - всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло» (Otello), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti - дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный - Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр - большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я - самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Оперы Джузеппе Верди

Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
Эрнани (Ernani) - 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
Альзира (Alzira) - 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
Аттила (Attila) - 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
Макбет (Macbeth) - 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев)
Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или Евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.

Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге

Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
Отелло (Otello) - 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Другие сочинения

Реквием (Messa da Requiem) - 1874
Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) - 1892

Литература

Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958.
Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986.
Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967.
Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1986.
Тароцци Джузеппе Верди. М., 1984.
Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник… - Будапешт, 1966. В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.

Художественный фильм «Двадцатый век» (реж. Бернардо Бертолуччи) начинается в день смерти Джузеппе Верди, когда рождаются два главных героя.

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. VIVA, VERDI!

Для кого-то имя значит целый мир, а кого-то, возможно, просто тронула одна из его опер, скажем, «Риголетто» , и поэтому возникло желание узнать чуть-чуть больше о человеке, написавшем эту музыку. Жизнь Верди-не музыканта – вознесена до уровня мифов и легенд. Он стал национальной гордостью, символом единства Италии. А как музыкант и композитор Верди стал непревзойденным героем итальянского оперы.

Детство Джузеппе Верди и первые учителя

Жизнь была насыщена историческими событиями, удивительными людьми, трагедией и невероятным успехом. Все это стало почвой для рождения мифов, которые часто трудно отделить от реальных фактов. Достоверно известна дата рождения великого маэстро. 1813 года у Карло Верди и Луиджи Уттини родился сын, который при рождении получил имя Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Семейная чета проживала в Ронколе, провинция Парма, Италия. Джузеппе был четвертым ребенком и родился в неспокойное время, когда Парма содрогалась под натиском армии Наполеона. Из истории известно, что сразу после рождения мальчика, отряды казаков захватили Ронколь. Считается, что мать Верди была вынуждена бежать с новорожденным. Они укрылись в церквушке, а деревня, в которой они жили, была полностью разрушена. Сейчас уже практически невозможно определить, правда это или нет. Вся биография Верди украшена около-трагическими элементами, так что возможно это одно из трагических приукрашений его раннего детства, выпавшего на военное время.

Много лет Верди утверждал, что его родители были безграмотными бедняками. Однако существуют доказательства того, что его отец был землевладельцем и хозяином трактира. Его можно было назвать некультурным, но отнюдь не безграмотным. Мать была пряхой. Еще один факт, который невозможно ни доказать, ни опровергнуть – в течение многих лет в одной из таверн Ронколя висела памятная табличка, гласящая, что именно здесь и родился великий музыкант. По новым сведениям, однако, этот трактир стал домом для родителей Верди, когда Джузеппе было уже 17, и к этому возрасту он уже покинул родительский дом. Среди этих противоречивых сведений относительно самого рождения, места рождения и некоторых фактов его детства, присутствуют такие, которые не подвергаются сомнению – как Верди пришел к музыки. Достоверно известно, что юного приводил в упоение и поэтический восторг церковный орган, а первым учителем стал деревенский органист. Впрочем, мальчик быстро превзошел своего учителя и даже заменял его на церковной службе. Когда мальчику исполнилось семь, заметив интерес сына к музыке, отец купил юному маэстро старый потрепанный спинет, клавишный инструмент, являющийся разновидностью клавесина. Мастер-изготовитель клавесинов по имени Кавалетти отремонтировал инструмент, при это не взяв денег за свою работу. Сделал он это исключительно «чтобы юное дарование могло учиться музыке».

В 1823 году «дарование» Верди привело его в музыкальную школу Фердинандо Провези, которая располагалась недалеко от Буссето. А в 1825 году он уже был помощником дирижера оркестра в Буссето.

«Оставьте мысль о консерватории»

купец Антонио Барецци

Изучив основы композиции и освоив основы дирижерской техники, а также усовершенствовав умение играть на органе, он покинул школу. В это время большую роль в судьбе композитора сыграл купец и председатель местного Филармонического общества Антонио Барецци, в жизни которого музыка занимала большое место. Сам Антонио умел играть на нескольких духовых инструментах. Мечтой Верди было поступить в консерваторию в Милане. Барецци помог ему получить стипендию на учебу в консерватории в размере 600 лир. Кроме этого, Барецци немного пополнил эту сумму из личных средств. К великому сожалению будущего композитора, его не приняли в консерваторию («из-за низкого уровня фортепианной игры»), кроме того, у консерватории были ограничения по возрасту.

Вместо того, чтобы вернуться домой, решил продолжить обучение музыке независимо и в течении трех лет он брал уроки контрапункта у Винчензо Лавиньи, бывшего композитора Ла Скала. И именно в Милане он открыл для себя оперу. Кроме уроков, Лавиньи предоставил Верди возможность посещать музыкальные представления и концерты, а также репетиции. Он с жадностью впитывал каждое представление, на которое только мог попасть. Именно в это время были заложены основы будущего музыкального театра в Италии и за ее пределами.

Однажды на репетицию не пришел ни один из дирижеров театра, тогда к сидящему в зале Верди обратились с просьбой спасти ситуацию: «Быстро направился я к фортепиано и начал репетицию. Очень хорошо помню иронические насмешки, с какими меня встретили… Когда репетиция кончилась, мне со всех сторон делали комплименты… Вследствие этого случая дирижирование гайдновским концертом было доверено мне».

Счастье и трагедия, первый успех и первый провал

Воодушевленный композитор вернулся в Буссето, где получил пост руководителя музыкальной жизни города. Он руководил духовым и симфоническим оркестрами, ездил на концерты с оркестрами и выступал как пианист. Он дает уроки музыки, среди его учеников – дочь его покровителя Барецци, Маргарита. С любви к музыке начались романтические отношения, которые переросли в любовь друг к другу. В мае 1836 состоялась свадьба Джузеппе и Маргариты. Через год у молодой пары рождается сын, а годом позже – дочь. Именно в этот период семейного блаженства, Верди сочиняет огромное количество произведений – марши и танцы, романсы и песни. Но, главное, он начинает работать над своей первой оперой. Существует версия, что первоначально опера получила название «Rochester» , но потом название было заменено на «Oberto» («Оберто» ). Опера была достаточно хорошо принята, чтобы композитор смог получить контракт на еще три оперы. Трагедия ударила по , когда он начал работать над своей второй оперой «Un Giorno de Regno» («Король на час» ). Неожиданно из-за непонятной болезни умер его маленький сын, а следом за ним, так же скоропостижно умерла дочь. А вскоре после трагедии у Маргариты обнаруживают энцефалит, и через несколько месяцев она также скоропостижно скончалась.

По иронии судьбы, «Un Giorno» была задумана как комическая опера, а Верди писал ее после смерти горячо любимых детей и жены. Не удивительно, что опера потерпела сокрушительный провал. Потеряв всю семью за очень короткий период, и добитый окончательно потерпевшей провал оперой, композитор дает обещание закончить свою, едва начавшуюся карьеру. Но импресарио Ла Скала уговаривает его попробовать еще раз. Верди пишет оперу «Nabucco» («Набукко» ), сюжет которой описывает тяжелую участь израильтян под гнетом Вавилонского царя, Навуходоносора. Премьера оперы была ни что иное, как триумф. Итальянцы, живущие под австрийским правление, увидели себя в опере и надежду на свободу. Опера «Набукко» стала отправной точкой славы композитора .

После постановки «Набукко» нелюдимый одинокий Верди вернулся к жизни и стал выходить в свет. Передовая миланская интеллигенция часто собиралась в доме Кларины Маффеи, горячей патриотки Италии. У него завязывается с Клариной дружба, продолжавшаяся долгие годы вплоть до ее смерти. На стихи мужа Кларины, Андреа Маффеи, комозитор написал два романса, а также Андреа был автором либретто оперы «Разбойники» по драме Шиллера.

Скандалы, шедевры и «Вива, Верди!»

Следующее десятилетие после сумасшедшего успеха «Набукко» пишет очень много, борясь с цензурой в искусстве, навязанной австрийцами. Поэма выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси «Джизельда» стала основой для оперы «Ломбардцы в Первом крестовом походе» . Подобно тому, как в «Набукко» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.

Борьба против цензуры стала не единственным скандалом в котором был замешан композитор. В конце 40-х у него начинаются близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), которая была ведущей исполнительницей во всех операх композитора, начиная с «Набукко» . Гражданский брак был невероятным скандалом в то время для многих. Прожив вместе больше 10 лет, и Стреппони наконец-то обвенчались в 1857. Когда Джузеппина решила закончить карьеру певицы, Верди, по примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру композитора. Он был богат, знаменит и счастлив в любви. Достоверно неизвестно, но, возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать музыку. Во времена счастливых романтических отношений с Дзужеппиной Верди создал «Риголетто» – один из самых совершенных своих шедевров. В основу либретто была взята пьеса Гюго «Король забавляется». Либретто оперы переписывалось много раз из-за цензуры, что выводило из себя композитора, он грозился бросить работу над оперой совсем. Все же опера была завершена и имела грандиозный успех. Существует даже мнение, что «Риголетто» лучшая опера из когда-либо написанных. Определенно, «Риголетто» – лучшая опера, написанная . Невыразимо прекрасные мелодии, небесной красоты пассажи, следуют друг за другом бесчисленные арии и ансамбли, комическое и трагическое сливаются вместе, кипят невероятные страсти на этом празднике музыкального гения.

«Риголетто» стала началом новой эры в творчестве Верди. Он создает один шедевр за другим. «Травиата» (либретто по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Сицилийская вечеря» , «Трубадур» , «Бал-маскарад» , «Сила судьбы», «Макбет» (вторая редакция) – только некоторые из них.

К этому моменту копозитор становится настолько известным, что письмо только с именем «Д. Верди» на конверте могло дойти до адресата. Уже только восхитительной музыки Верди было достаточно, чтобы сделать его настоящей звездой столетия, но именно несгибаемая национальная гордость сделала его настоящей иконой для всех итальянцев не только в музыкальном мире, но и в политическом. В конце каждого представления его опер театр содрогался от криков зрителей «Viva, Verdi!» («Да здравствует, Верди!» ) И это было не просто восхищение талантом композитора, и не только пожелания здравствовать. «Вива, Верди!» стало негласным кодом анти-австрийского движения, нарастающего среди итальянцев. На самом деле они скандировали «Viva, V.E.R.D.I», что являлось аббревиатурой «Витторио Эмануэль, король Италии».

Джузеппе Верди и Ричард Вагнер

Одна из последних великих опер , была ему заказана египетским правительством. К открытию Суэцкого канала планировалось построить театр в Каире, и к композитору обратились с предложением написать оперу на египетскую тему. Сначала он отказался, рассчитывая, что другой композитор согласится взяться за эту работу. Но когда узнал, что заказ получит Ричард Вагнер, решил принять заказ.

исполнение «Реквиема»

Удивительно, но Верди и Вагнер всегда недолюбливали друг друга и считались конкурентами. Оба композитора родились в один и тот же год, каждый из них – лидер своей оперной школы своей страны. Они ни разу не встретились за всю жизнь, при этом сохранившиеся комментарии итальянца о великом немце и его музыке критичны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Ричард Вагнер умер, Джезуппе Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Хорошо известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке великого итальянца. Прослушав «Реквием» , обычно красноречивый и щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, Вагнер сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Период молчания» Джузеппе Верди

Смерть другого великого итальянского композитора – Россини – вызвала короткий перерыв в оперном творчестве Верди. Он работал над частью реквиема, посвященного Россини, премьера которого состоялась в мае 1874. После довольно продолжительного «периода молчания», из-под пера композитора выходят еще несколько опер, «Отелло» и его последняя опера «Фальстаф» , премьера которой состоялась в 1893. Выпустив «Фальстафа» на сцены оперных театров, великий вомпозитор уединяется в домике в деревне, где вместе с Джузеппиной они проводят вместе 4 тихих счастливых года. После смерти жены, потрясенный потерей, он так и не смог оправится: «…Мое имя пахнет эпохой мумий. Я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», – признавался он с грустью. Он пережил Дзужеппину на 4 года и умер от обширного паралича 1901 года на 88-м году жизни.

Итальянцы не просто скорбили о смерти великого композитора. Они оплакивали утрату символа, олицетворяющего всю Италию. Две тысячи человек пришли проститься с композитором, не считая 800 человек, исполнивших «Va pensiero» («Размышление» ), хор из оперы «Набукко» .

Был первым композитором, который подбирал сюжет для либретто в соответствии с особенностям своего композиторского дарования. А главной особенностью его дарования была драматическая составляющая, поэтому его привлекали богатые драматизмом сцены, он искал персонажи, в которых кипят страсти. Тесно сотрудничая с либреттистами, композитор удалял из сюжета «ненужные» детали и «лишних» героев. Уже много лет оперы композитора уверенно занимают позиции лучшей двадцатки. Если у кого-то и были опасения, что с течением времени про великого итальянца забудут, сейчас уже нет сомнений, что этого не случится. Написанные им шедевры являются основой любого оперного репертуара через полтора столетия после их написания. Вива, Верди !!

ФАКТЫ

Умел извлекать музыку из любых звуков. Он всегда носил при себе нотную тетрадь, куда записывал все, с чем сталкивался в течение дня. Призывные крики продавца мороженого, выкрики лодочника, приглашающего прокатиться, детский плач, ругань строителей – из всего композитор умел извлечь музыкальную тему. Однажды он написал фугу, вдохновленный темпераментной речью сенатора.

Когда девятнадцатилетний пришел к дирижеру Миланской консерватории, он получил безоговорочный отказ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Это было в 1832, а уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем когда-то отвергнутого ею «бесталанного» музыканта.

«Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал . – Их следует вписывать в партитуру».

В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы «Трубадур» .

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ «ВСЕГДА СВОБОДНА» ИЗ ОПЕРЫ «ТРАВИАТА» (1853)

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ ДОНОСИТСЯ ИЗ ЛИМУЗИНА РИЧАРДА ГИРА В ФИНАЛЕ ФИЛЬМА «КРАСОТКА»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ТЕПЕРЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ВЫДЕЛЫВАТЬ НОТЫ, Я ВЫРАЩИВАЮ КАПУСТУ И БОБЫ».

Классическую музыку середины девятнадцатого века обычно описывают как битву между романтиками и традиционалистами: войско Листа/Вагнера против Брамса. Однако существовал и третий путь, проложенный по другую сторону Альп, - путь Джузеппе Верди.

Верди, не слишком обращая внимание на коллег, создавал красивые оперы с запоминающимися мелодиями. С премьеры оперы Верди зрители выходили, напевая только что услышанную музыку, и уже на следующее утро все уличные певцы и музыканты наяривали эти новые хиты. Ни эпические трагедии Вагнера, ни интеллектуальные симфонии Брамса никогда не достигали такой степени популярности.

Но как композитору это удавалось? В чем секрет? А в том, что Верди оставался верен своим корням. Он родился в деревне и никогда не терял связь со своей родной Пармой. Даже в зените славы Верди каждую осень рвался в свой деревенский дом, чтобы поучаствовать в сборе урожая. Из этого вовсе не следует, что Верди был простоват или что его музыка пониже качеством, чем у его прославленных современников. Верди отлично знал свое дело. Он всего лишь не видел смысла в музыкальных войнах. И каков итог? А таков, что его музыку до сих пор мурлычут себе под нос самые разные люди.

МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ МАЛЬЧИКА ИЗ БУССЕТО, НО НЕЛЬЗЯ ИЗВЛЕЧЬ БУССЕТО ИЗ МАЛЬЧИКА

Несколько поколений семьи Верди обрабатывали землю неподалеку от городка Буссето в северной Италии. Джузеппе Верди, единственный сын Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини, родился 9 - или по другим данным 10 - октября 1813 года. Мальчик был с детства зачарован музыкой, и к его шести годам родители настолько уверовали в талант сына, что в режиме жесткой экономии накопили денег на подержанный спинет. Вскоре Джузеппе стал органистом в Буссето и движущей силой местного Филармонического общества.

К 1833 году в городке созрело мнение, что Джузеппе пора расширить горизонты, и двадцатилетний юноша отправился в Милан поступать в консерваторию. В Миланскую консерваторию принимали студентов не старше семнадцати лет, но ни у кого и в мыслях не было, что возраст станет проблемой, ведь Джузеппе так талантлив. Однако после многочисленных прослушиваний экзаменационная комиссия вынесла взвешенное решение: молодой человек «не поднимется в музыке выше посредственности». Верди был в отчаянии.

В Буссето, куда он вернулся, разгорелась свара из-за должности дирижера городского оркестра. Сторонники Верди прочили его на это место, но местные священники выдвинули свою кандидатуру. Город раскололся на два враждующих лагеря, в тавернах дело доходило до драк. Верди все это скоро надоело, он засобирался в Милан, но его почитатели отказывались сдаваться и заперли Верди в его собственном доме. Стороны примирились лишь после того, как Верди встретился со своим соперником лицом к лицу в фортепианном поединке.

Должность «маэстро музыки» упрочила финансовое положение Верди настолько, что он смог жениться на своей возлюбленной Маргарите Барецци. Спустя год у них родилась дочь, а еще через год - сын. Верди превратился в местную знаменитость, но амбиции влекли его за пределы Буссето. Осенью 1838 года он подал в отставку и вместе с семьей переехал в Милан, где в 1839 году состоялась премьера его первой оперы «Оберто, граф Бонифачо». Триумфом этот дебют не завершился, но и провалом тоже, а критики предсказали молодому композитору блестящее будущее.

ХИТЫ? ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ

В эти годы Верди пережил огромную утрату. Незадолго до отъезда семьи из Буссето умерла дочь композитора, Виржиния; вскоре после премьеры «Оберто» умер его сын Ицилио. Потом, в 1840 году, скончалась Маргарита после непродолжительной болезни. С той поры у композитора все пошло вкривь и вкось. Его вторая опера, «Король на час», с треском провалилась, после премьеры ее больше не ставили. Верди поклялся, что больше ничего сочинять не будет.

Затем оперный импресарио Мирелли дал композитору свежее либретто, основанное на библейском повествовании о вавилонском царе Навуходоносоре, или Набукко, как его называют итальянцы. Верди швырнул либретто в угол и пять месяцев к нему не притрагивался. Но в конце концов взял-таки в руки, полистал… Позднее он вспоминал: «Сегодня - одна строфа, завтра - другая; здесь - одна нота, там - целая фраза, - так мало-помалу возникла вся опера».

«Набукко» поставили в марте 1842 года в миланском театре «Ла Скала». На первом же представлении публика вознесла оперу до небес, уже после первого акта зрители так расшумелись, что Верди испугался: в этих криках ему почудилась не пылкая благодарность, а гневное недовольство.

Наконец-то Верди обрел профессиональную уверенность. Последующие годы он называл «годами на галерах», и действительно Верди трудился, как раб. Ни одна постановка не обходилась без капризных выходок солистов, ссор с дирекцией театра и препирательств с цензорами. Тем не менее Верди выдавал одни шедевр за другим: «Риголетто» в 1851 году, «Трубадур» в январе 1853-го, «Травиата» в марте 1853-го и «Сила судьбы» в 1862 году. Любой итальянец знал его музыку, все венецианские гондольеры и неаполитанские уличные певцы распевали его арии, а премьеры в разных городах обычно заканчивались тем, что местные оркестры исполняли новые полюбившиеся мелодии под окнами гостиницы, где останавливался композитор.

МАЛЕНЬКИЕ, НО ГОРДЫЕ

У Верди завязались отношения с миланской певицей Джузеппиной Стреппони. Джузеппина обладала не только божественным голосом, но и дурной репутацией - незамужняя сопрано четыре раза и не подряд, а с временными промежутками, выходила на сцену явно беременной. (Детей она отдавала в приюты.)

Одно дело якшаться со скандально знаменитой певицей в Милане, и совсем другое - в деревне. В Буссето Верди обзавелся внушительным поместьем, выстроил виллу под названием «Сант-Агата» и каждый год в период сбора урожая и заготовок неукоснительно наведывался в деревню. Но буколическое очарование не мешало Буссето оставаться консервативной провинцией, и жители оскорбились, когда Верди привез в их респектабельный городок любовницу. При первом визите Джузеппины в Буссето зять Верди попрекнул его тем, что он поселил в доме проститутку, а некие неизвестные «доброжелатели» бросали камни в окна виллы.

Верди и Стреппони поженились в 1859 году - неведомо, почему они так долго тянули со свадьбой. Однако Буссето остался непреклонен, поэтому в долгие летние месяцы синьоре Верди в деревне, кроме слуг, не с кем было и словом перемолвиться.

ВИВА ИТАЛИЯ!

Если в маленьком Буссето почти ничего не менялось, то в остальной Италии произошли существенные сдвиги. Когда Верди начинал свою карьеру, итальянский полуостров был поделен на множество мелких государств, а большую часть северной Италии держала под контролем Австрия. Имя Верди ассоциировалось с антиавстрийскими настроениями с 1842 года, а точнее, с премьеры «Набукко»: в хоре евреев «Лети, мысль, на золотых крыльях» - плаче иудейских изгнанников, обращенных в рабство, по утраченной родине - патриоты услышали протест против австрийского правления.

КОГДА ВЕРДИ ПРИВЕЗ В ДЕРЕВНЮ СВОЮ СОЖИТЕЛЬНИЦУ - ОПЕРНУЮ ПЕВИЦУ С СОМНИТЕЛЬНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ, - РАССЕРЖЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ЗАБРОСАЛИ КАМНЯМИ ЕГО ДОМ, ОБОЗВАВ ПЕВИЦУ ПРОСТИТУТКОЙ.

Желание выгнать иностранных властителей и объединить страну обрело мощь, когда во главе национально- освободительных сил встал король Сардинского королевства (Пьемонта) Виктор Эммануил II, выступавший за объединение Италии. С этого момента имена короля и Верди сплелись воедино: невинное на первый взгляд восклицание «Вива Верди!» («Да здравствует Верди!») в устах патриотов звучало замаскированным призывом к борьбе с австрияками (буквенное сочетание ВЕРДИ расшифровывалось как «да здравствует Виктор Эммануил, король Италии»).

Многолетние усилия увенчались успехом - в 1861 году Италия объединилась. Верди сразу же предложили баллотироваться в итальянский парламент; он легко завоевал мандат и отслужил депутатом один срок. До конца жизни Верди чтили как композитора Рисорджименто («Обновления») - движения, принесшего Италии единство и независимость.

КОМПОЗИТОР - ВСЕГДА КОМПОЗИТОР

На шестом десятке Верди сбавил темп, объявив, что выходит на заслуженный отдых. Впрочем, преклонный возраст не помешал ему написать «Аиду» в 1871 году, «Отелло» в 1887-м и «Фальстафа» в 1893-м - то есть в семьдесят девять лет. Его продолжали осыпать почестями. Верди назначили сенатором, король Умберто I вручил ему знаки отличия Большого креста ордена Сан-Маурицио и Лаццаро. (Король даже предлагал ему титул маркиза, но Верди отказался, скромно заметив: «Я - крестьянин».)

Однако ни награды, ни почет не уберегли Джузеппину от треволнений: в середине 1870-х Верди закрутил роман с певицей Терезой Штольц. К 1877 году страсти раскалились добела, и Верди, поставленный перед выбором, предпочел любовнице жену. В 1890-е годы Джузеппина часто хворала и в ноябре 1897 года скончалась.

Вдовец, которому перевалило за восемьдесят, сохранял живость и проворство вплоть до января 1901 года, когда во время пребывания в Милане у него случился инсульт. Известие о болезни Верди мигом распространилось по всей Италии. Управляющий гостиницы, где остановился Верди, выпроводил всех прочих постояльцев, запустил на первый этаж представителей прессы и самолично вывешивал бюллетени о самочувствии композитора на дверях заведения. Полиция перекрыла движение вокруг гостиницы, дабы больной не страдал от шума, а король с королевой ежечасно получали телеграфные сообщения о переменах в состоянии Верди. Композитор умер в 2:50 утра 27 января. В тот день многие магазины в Милане не открылись в знак траура.

Время не повредило наследию Верди, его оперы остаются невероятно популярными - все такими же захватывающими и напевными, как в день премьеры.

НИКТО НЕ СМЕЕТ ОБИЖАТЬ НАШЕГО МАЭСТРО!

Большинство итальянцев с восторгом встречали все, что сочинял Верди, но кое-кому угодить было труднее. Премьера «Аиды» настолько не понравилась одному из зрителей, что он счел тридцать две лиры, потраченные на железнодорожные и театральные билеты, а также обед в ресторане, деньгами, пущенными на ветер, о чем письменно сообщил композитору и потребовал возмещения расходов. Звали отправителя этого письма Просперо Бертани.

Верди отнесся к претензиям Бертани скорее с юмором, чем с негодованием. Он велел своему агенту переслать жалобщику двадцать семь лир, покрывающие расходы на поездку в поезде и посещение театра, но не на обед. «Мог бы и дома поесть», - заметил Верди. Он также попросил агента опубликовать эту переписку в печати. Поклонники, возмущенные нападками на их обожаемого маэстро, завалили синьора Бертани письмами, причем некоторые даже грозили с ним расправиться.

ХВАТИТ УЖЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ!

Однажды приятель Верди приехал к нему в деревню погостить и с удивлением обнаружил на вилле композитора десятки шарманок и механических пианино, на которых обычно играют уличные музыканты. «Когда я появился здесь, - объяснил Верди, - из всех шарманок в округе с утра до ночи неслись мелодии из «Риголетто», «Трубадура» и других моих опер. Это мне так досаждало, что я взял все инструменты в аренду на лето. Пришлось выложить около тысячи франков, но во всяком случае меня оставили в покое».

ТАИНСТВЕННАЯ «КРАСАВИЦА»

Сочиняя арию «Сердце красавицы» для оперы «Риголетто», Верди чувствовал, что создает новый хит, но ему очень не хотелось, чтобы публика услышала эту мелодию до премьеры. Вручая ноты тенору, композитор отвел его в сторонку и сказал: «Пообещайте, что вы не станете исполнять эту арию дома, не станете даже ее насвистывать, - словом, позаботьтесь, чтобы никто ее не услыхал». Разумеется, обещания тенора ему было мало, и перед репетициями Верди обратился ко всем участникам спектакля - оркестрантам, певцам и даже работникам сцены - с просьбой держать арию в секрете. В итоге на премьере «Сердце красавицы» ошеломило публику новизной и мигом завоевало бешеную популярность.

ВСЕ ЗНАЮТ, КТО ТЫ ТАКОЙ

Верди знала вся Италия, и эта великая слава положительно сказывалась на бытовых мелочах - например, была устранена проблема почтового адреса. Когда Верди предложил новому знакомому отправить ему какую-то вещь по почте, тот спросил его адрес. «О, адрес у меня очень простой, - ответил композитор. - Маэстро Верди, Италия».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ 1807-1882 Народный герой Италии, один из руководителей вооружённой борьбы за объединение и национальную независимость страны. Генерал.Джузеппе Гарибальди родился во французском городе Ницце в семье итальянского моряка. В 15 лет под руководством отца он

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

КОГДА ДИРИЖИРОВАЛ ВЕРДИ Репетиции «Отелло» продолжались непрерывно: на вилле в Ривердейле и в Эн-Би-Си. Я уже настолько овладел партией, что пел ее наизусть. Однако в присутствии Тосканини я боялся ошибиться и всегда имел при себе ноты. Видя это, он ворчал сквозь

Из книги Гарибальди Дж. Мемуары автора Гарибальди Джузеппе

ВЕРДИ БЫЛ НЕДОВОЛЕН Я пел партию Форда в «Метрополитен», и маэстро, который однажды слушал трансляцию этой оперы, сказал мне как-то: - Ты, дорогой мой, покажи Гуаррере, как ты пол этот вокализ. У тебя это получалось очень хорошо. Я же помню!Признаюсь, что я тоже столкнулся с

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Джузеппе Гарибальди Мемуары Джузеппе Гарибальди (1807–1882) Фотография

Из книги Короли договорняков автора Перумал Вилсон Радж

Джузеппе Гарибальди и его эпоха Гарибальди! Это имя волновало умы нескольких поколений; с этим именем шли в бой за свободу и национальную независимость народы Европы и Америки; это имя стало на долгие годы знаменем, символом борьбы против всякой тирании. По зову

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

МАДЗИНИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1805 г. – ум. в 1872 г.) Выдающийся итальянский революционер-социалист, лидер движения за объединение Италии. Еще в юности Мадзини стал членом тайного общества карбонариев и очень скоро был посвящен в степень «магистра», а потом – «великого

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1807 г. – ум. в 1882 г.) Национальный герой Италии, создатель единого Итальянского государства, организатор революционной армии. Джузеппе Гарибальди родился в еще французском городе Ницца в семье потомственного итальянского моряка в июле 1807

Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей Васильевич

Глава 8 «Джузеппе Синьори знал игроков, готовых продать матчи» Джузеппе СиньориВ начале ноября 2008-го мой контакт в Ливане сообщил, что их сборная участвует в ЧМ до 19 лет в Саудовской Аравии. Я узнал, что на примете есть несколько ливанских игроков, которые не прочь

Из книги После меня – продолжение… автора Онгор Акин

Джузеппе Ди Стефано Коллега тенор Впервые я услышал Паваротти в Сан-Ремо в 1962 году, всего год спустя после его дебюта. Я сразу же обратил внимание на его совершенно необыкновенный голос. Знаю, что позднее он заменил меня в нескольких спектаклях «Богемы» в Ковент-Гарден, но

Из книги автора

«Массне, Россини, Верди и Гуно…» Массне, Россини, Верди и Гуно, Пуччини, Вагнер, Глинка и Чайковский В его репертуаре и давно Он угождает публике московской. Он не хватает с неба звезд, но ведь Не всем же быть Карузо иль Мазини, Во всяком случае он не медведь, Рожденный в

Из книги автора

Сцены из оперы Верди «Трубадур» «В сердце вечный отзвук»Эта запись сделана в 1977 году в Западном Берлине, Берлинским филармоническим оркестром и хором театра «Дойче Опер» руководит Герберт фон Караян, а вместе с Образцовой - Азученой главные партии поют Леонтин Прайс -

Из книги автора

Опера Верди «Дон Карлос» в «Ла Скала» Фатальная вуаль злосчастной принцессыСпектакль «Дон Карлос» под руководством Клаудио Аббадо в постановке Луки Ронкони, премьера которого открыла юбилейный, двухсотый, сезон великого миланского театра, давно стал легендой. Его

Из книги автора

Реквием Верди в Милане Через тернии к звездамРеквием Верди впервые был исполнен в Милане, в церкви Сан Марко, в 1874 году; он посвящен памяти Алессандро Мандзони, которого Верди чтил не только за гражданские добродетели, но и за его бескомпромиссный поиск «трудной правды

Из книги автора

Джан Верди Исполнительный вице-президент26 января 2006 г., Стамбул, офис Джана ВердиРассказать об Акин-бее очень непросто…Мы познакомились с ним то ли в конце 1995-го, то ли в начале 1996 г. Garanti хотел приобрести Ottoman Bank. Я был в составе команды, которая работала над этим проектом.

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Годы жизни: 1813 - 1901

Творчество Джузеппе Верди - кульминация в развитии итальянской музыки XIX века. Его творческая деятельность, связанная, в первую очередь, с жанром оперы, охватила более полувека: первая опера («Оберто, граф Бонифачо») была написана им в 26-летнем возрасте , предпоследняя («Отелло») - в 74 года, последняя («Фальстаф») - в 80 (!) лет. Всего, с учетом шести новых редакций ранее написанных произведений, он создал 32 оперы, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира.

Жизненный путь Верди совпал с поворотным моментом итальянской истории. Это была героическая эпоха Рисорджименто - эпоха борьбы итальянцев за свободную и неделимую Италию. Верди был активным участником этой героической борьбы, в ее драматизме он черпал свое вдохновение. Не случайно современники так часто называли композитора «музыкальным Гарибальди», «маэстро итальянской революции».

Оперы 40-х годов

Уже в первых операх Верди, созданных им в 40-е годы, нашли воплощение столь актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк», «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. - все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране.

Оперы 40-х годов не лишены недостатков:

  • запутанность либретто;
  • отсутствие ярких, рельефных сольных характеристик;
  • подчиненная роль оркестра;
  • маловыразительность речитативов.

Однако слушатели охотно прощали эти недостатки за искренность, героико-патриотический пафос и созвучность собственным мыслям и чувствам.

Последняя опера 40-х годов - «Луиза Миллер» по драме Шиллера «Коварство и любовь» - открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме - теме социального неравенства , которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма . На смену героическим сюжетам приходит личная драма , обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света».

Оперы 50-х - 60-x годов

Тема социальной несправедливости, идущая от «Луизы Миллер», получила развитие в знаменитой оперной триаде начала 50-х годов - , «Трубадур» , (обе 1853). Все три оперы рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте, нищей цыганке, падшей женщине. Создание этих сочинений говорит о возросшем мастерстве Верди-драматурга. По сравнению с ранними операми композитора здесь сделан огромный шаг вперед:

  • усиливается психологическое начало, связанное с раскрытием ярких, неординарных человеческих характеров;
  • обостряются контрасты, отражающие жизненные противоречия;
  • новаторски трактуются традиционные оперные формы (многие арии, ансамбли превращаются в свободно организованные сцены);
  • в вокальных партиях повышается роль декламации;
  • возрастает роль оркестра.

Позднее, в операх, созданных во второй половине 50-х годов («Сицилийская вечерня» - для Парижской оперы, «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад») и в 60-х годах («Сила судьбы» - по заказу петербургского Мариинского театра и «Дон Карлос» - для «Парижской оперы), Верди вновь возвращается к историко-революционной и патриотической тематике. Однако теперь общественно-политические события неразрывно связаны с личной драмой героев, а пафос борьбы, яркие массовые сцены сочетаются с тонким психологизмам. Лучшее из перечисленных сочинений - опера «Дон Карлос», разоблачающая страшную сущность католической реакции. В ее основе лежит исторический сюжет, заимствованный из одноименной драмы Шиллера. События разворачиваются в Испании времен правления деспотичного короля Филиппа II, предающего собственного сына в руки инквизиции. Сделав одним из главных героев произведения угнетенный фламандский народ, Верди показал героическое сопротивление насилию и тирании. Этот тираноборческий пафос «Дона Карлоса», созвучный политическим событиям в Италии, во многом подготовил «Аиду».

Поздний период творчества (1870-е - 1890-е годы)

Созданная в 1871 году по заказу египетского правительства, открывает поздний период в творчестве Верди . К этому периоду относятся также такие вершинные творения композитора, как музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф» (обе по Шекспиру на либретто Арриго Бойто). В этих трех операх соединились лучшие черты стиля композитора:

  • глубокий психологический анализ человеческих характеров;
  • яркий, захватывающий показ конфликтных столкновений;
  • гуманизм, направленный на обличение зла и несправедливости;
  • эффектная зрелищность, театральность;
  • демократическая доходчивость музыкального языка, опирающегося на традиции итальянской народной песенности.

Т.е. довольно поздно: Верди, выросший в деревне, далеко не сразу попал в среду, где полностью могли раскрыться его способности. Его юность прошла в маленьком провинциальном городке Бусетто; попытка поступить в Миланскую консерваторию окончилась неудачей (хотя время, проведенное в Милане, не прошло даром - Верди частным образом занимался с дирижером миланского театра «Ла Скала» Лавинья).

После триумфа «Аиды» Верди говорил, что считает свою деятельность оперного композитора законченной и, действительно, целых 16 лет не писал опер. Это, во многом, объясняется засильем вагнерианства в музыкальной жизни Италии.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.

В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена.

Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора.

За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д"Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств.

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе).

Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).