Театр Шекспира — Глобус, первое появление и возрождение. Знаменитые театры англии и их история Муниципальное образовательное учреждение

Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира "Глобус". Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.

Драматическое искусство в Великобритании появилось достаточно давно. Свое начало оно берет из уличных представлений, которые проводились на церковные праздники и выполняли роль своеобразных нравоучений. В эпоху Возрождения все направления искусства приобретают более светский характер и отходят от религиозной тематики. Именно в это время появляется революционный на тот момент театр , где ставил пьесы известный сейчас на весь мир В.Шекспир.

Современное развитие театра стремится к предельному реализму во всех своих сферах, переосмысливая даже классические сюжеты. Сейчас театры Англии поражают не только интересными спектаклями, но и оригинальной архитектурой, а также необычными режиссерскими решениями.

Если вы планируете поездку в Лондон, обязательно посетите театр Пикадилли. Он существует более восьми десятилетий и радует ценителей театрального искусства не только современными, но и традиционными классическими постановками.

Одним из самых старых театров Лондона является театр Олдвич, который более столетия собирает вокруг себя всю городскую . На его подмостках когда-то выступали такие именитые актеры, как Джоан Коллинз, Вивьен Ли, Бэзил Рэтбоун и другие.

Поклонникам ярких музыкальных представлений стоит посетить театр Нью-Лондон. Именно мюзиклы принесли достаточно молодому театру в 70-80х годах прошлого столетия настоящую известность в кругу молодежи. До сих пор он радует зрителей постановками на мировом уровне, с яркими сценическими действиями и хорошей музыкой.

Еще один театр Лондона, известный спектаклями в стиле мюзикла и комедийными пьесами — театр Шафтсбери. Не так давно он отпраздновал столетний юбилей — работа театра не прекращалась даже во время Второй мировой. Здание этого театра заслуживает отдельного внимания благодаря необычному старинному оформлению.

Среди современных театров Лондона выделяется театр Пинкок. Он достойно выдерживает конкуренцию со старыми театрами за счет новаторского подхода к классической драматургии. На сцене часто используются элементы современных уличных танцев и даже акробатические номера для усиления эффекта от пьесы.

Своей красотой впечатляет здание Гранд-Оперы в Белфасте. Построенное еще в 19 веке, оно является не только архитектурной достопримечательностью в восточном стиле, но и радует поклонников театра классическим репертуаром и прекрасной акустикой.

Главным центром драматического искусства в Великобритании называют королевский театр Друри-Лейн. Расположен он в Лондоне и сыграл не последнюю роль в процессе становления театра в стране. За время его существования многие именитые актеры успели побывать на его подмостках.

Еще одним архитектурным памятником Великобритании является театр ЕЕ Величества. Театр был создан в начале 18 века, а к концу 19 века перебрался в большое новое здание, где находится до сих пор. Он представляет собой огромную историческую и культурную ценность, а классический репертуар придется по вкусу всем любителям этого вида искусства. Расположен этот театр в Лондоне, на западе Вестминстера.

Городское управление образования администрации г. Полысаево

Информационно-методический центр

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

История театра в Великобритании

Исследовательский проект

Полысаево 200 7

Городское управление образования администрации г. Полысаево

Информационно-методический центр

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

История театра в Великобритании

Дарья Путинцева,

Предлагаемая исследовательская работа содержит описание истории театра в Великобритании. Исследовательский проект характеризует английский театр со средних веков и по настоящее время, его направления и тенденции. В работе прослеживается становление и развитие основных театральных направлений, своеобразие театральной борьбы на разных этапах исторического развития. Специальное внимание уделяется вопросу национальной специфики английского театра.

История театра в Великобритании: исследовательская работа / . – Полысаево: Информационно-методический центр, 2007.

Пояснительная записка

Цель работы: приобщение к иноязычной культуре.

Задачи работы : расширение культуроведческих знаний о Великобритании.

Английский театр – составная часть мировой культуры. Лучшие традиции национального английского искусства обогатили мировой театральный процесс. Творчество английских актёров, режиссёров и драматургов завоевало любовь и признание далеко за пределами Англии.


Творчество актёров, режиссёров, драматургов Великобритании издавна пользовалось в России признанием и любовью.

История театра издавна сопутствует истории человечества. С той первоначальной страницы истории, как человечество помнит себя, оно помнит и театр, ставший вечным его спутником.

Любите ли вы театр, так, как я люблю его? – спрашивал своих современников великий наш соотечественник Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театра.

Любите ли вы театр? С таким же вопросом более 20 веков назад могли бы обратиться к своим зрителям, заполнявшим каменные скамьи огромных амфитеатров под открытым небом Эллады, великие отцы античного театра Эсхил и Софокл, Еврипид и Аристофан.

Вслед за ними, уже в иные века, иные исторические эпохи, с подобным же обращением к своим современникам могли бы обратиться Шекспир и Бен Джонсон в Англии. И все они, спросив людей своего времени: «Любите ли вы театр?» - были бы вправе рассчитывать на утвердительный ответ.

Английский театр, литература, музыка - составная часть мировой культуры. Лучшие традиции английской культуры обогатили мировой культурный процесс, завоевали любовь и признание далеко за пределами Англии.

Творчество английских драматургов издавна пользовалось в России признанием и любовью. В трагедиях Шекспира играли крупнейшие актёры русского театра.

В истории английской культуры выделяются следующие основные периоды: средние века, эпоха Возрождения, XVII век, XVIII век (эпоха Просвещения), XIX век (романтизм, критический реализм), период конца XIX века – начала XX века (1871 – 1917) и XX век, в котором выделяются два периода: 1917 – 1945гг. и 1945 – настоящее время.

Ранее Средневековье ( V XI вв.)

В VI веке до нашей эры Британские острова подвергались нашествиям кельтов. В I веке нашей эры Британия была завоёвана римлянами. Владычество Римской империи продолжалось вплоть до V века, когда на территорию Британии вторглись англо – саксы и юты. Англо – саксонские племена принесли на Британские острова свой язык, культуру, свой быт.

История средневекового театра – это история борьбы идеалистических, религиозных взглядов на жизнь с народным реалистическим мироощущением.

Долгие века в жизни людей феодальной Европы сохранялись традиции языческих обрядовых празднеств, содержащих элементы театрализации: столкновение Зимы и Лета, Майские игры, на которых исполнялись сценки с участием Короля и Королевы мая, и. т. д. По Европе бродили труппы народных потешников – гистрионов . Они умели делать всё: петь, плясать, жонглировать, лицедействовать. Разыгрывая комические сценки, они часто не только забавляли зрителей, но и высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Поэтому церковь запрещала обрядовые игры, преследовала гистрионов, но уничтожить любовь народа к театральным зрелищам была бессильна.

Стремясь сделать церковную службу – литургию более действенной, духовенство само начинает использовать театральные формы. Возникает первый жанр средневекового театра – литургическая драма (IX-XIII вв.). Во время литургии священники разыгрывали истории из Священного писания. Со временем представления литургических драм выносят из храма на паперть и церковный двор.


XI XV века

В XI веке Британские острова были завоёваны норманнами. Это способствовало французскому влиянию на культурную жизнь страны.

В XIII-XIV вв. появляется и новый жанр средневекового театрального представления миракль («чудо»). Сюжеты мираклей заимствуются из легенд о святых и деве Марии.

Вершина средневекового театра мистерия . Она развивается в XIV-XV вв., в эпоху расцвета средневековых городов. Мистерии играют на городских площадях. Представление мистерии было массовым – и по числу участников Аллегория" href="/text/category/allegoriya/" rel="bookmark">аллегорический . Персонажи моралите обычно олицетворяли различные свойства человека, его пороки и добродетели.

Герой моралите – человек вообще. «Каждый человек» - так и называлось английское моралите конца XV века. В этой пьесе Смерть являлась к Каждому человеку и звала его в «далекое путешествие», разрешая взять с собой любого спутника. Человек обращался к Дружбе, Родству, Богатству, но всюду получал отказ. Сила, Красота, Разум, Пять Чувств соглашались сопутствовать человеку, но на краю могилы все они покидали его. Только Добрые Дела прыгали в могилу вместе с ним. Моралите отказывалось от библейских сюжетов, но сохраняло религиозную назидательность.

Фарс – первый жанр средневекового театра, порвавший с религиозной моралью. Фарс, жанр весёлый и сатирический, осмеивал социальные, политические, нравственные понятия феодального общества. В фарсе действуют глупые рыцари, жадные купцы, сластолюбивые монахи. Но истинный герой этого жанра, всех, не очень пристойных, но всегда смешных, фарсовых сюжетов – весёлый плут из простонародья. В фарсе прав тот, кто всех перехитрил.

Опыт фарсовых представлений был широко использован театром последующих эпох. Комедии Шекспира восприняли не только буффонные приемы фарса, но и наполнявший его дух народного свободомыслия.

Эпоха Возрождения

В XV - XVI веках в европейских странах происходит «прогрессивный величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством», - переход от феодального средневековья к новому времени, ознаменованному начальным периодом развития капитализма. Эта переходная эпоха получила название Возрождения, или Ренессанса.

Это была эпоха возникновения новой культуры, порывающей с религиозными догматами, эпоха бурного развития искусства и литературы, возродившая идеалы античности. Перед человеком открываются большие возможности активной творческой деятельности. В эту эпоху происходит становление национальной культуры.

XVI век в Англии был периодом расцвета драматургии. Английский театр отвечал народным интересам и был необычайно популярным в обстановке национального подъёма. К концу XVI века в Лондоне насчитывалось около двадцати театров; среди них особенно знамениты были театр Джеймса Бербеджа и театр Филипа Хенсло. Развитие театральной культуры шло не без трудностей, главной помехой являлись действия пуритан, считавших театр «бесовским» делом.

К драматургам того времени относились Роберт Грин, Томас Кид, Кристофер Марло и др.

Пьесы Бомонта (1584 – 1616) и Флетчера (1579 – 1625) характеризуют уже иную эпоху в истории английского театра. Они стремились аристократизировать театр, внести известную утончённость и благопристойность в сценические представления. Дворянские, монархические идеи становятся в театре Бомонта и Флетчера предметом особого внимания. Со сцены постоянно слышатся призывы к самоотверженному служению королю.

Уильям Шекспир

Своим расцветом театр английского Возрождения обязан, прежде всего, Уильяму Шекспиру. Драматургия Шекспира – итог всего предшествующего развития драмы, вершина театра.

«Трагедия родилась на площади» - писал, имея в виду отдаленные истоки творчества Шекспира – народный театр средневековых мистерий. Традиции театра площадей – широкий охват событий, чередование комедийных и трагических эпизодов, динамику действия – сохранили предшественники Шекспира – драматурги Р. Грин, К. Марло и другие. Они внесли на сцену вольнолюбивые идеи, показывали новых героев – обладателей сильной воли и цельного характера.

В первый, «оптимистический» период своего творчества Шекспир писал комедии, овеянные светлыми, радостными настроениями. Но когда перед проницательным взором поэта открылось «море бедствий», когда неумолимый ход истории всё острее и острее обнажал противоречия феодализма и нарождающегося капитализма, идеальный герой в его произведениях сменился властолюбцем, эгоистом и корыстолюбцем, а порой и преступником.

Впервые этот поворот обнаружился в трагедии «Гамлет». Но герои Шекспира не склонились перед миром зла. Вступая в борьбу и падая жертвами своих всесильных противников, герои трагедий Шекспира даже самой своей гибелью утверждали веру в человека и его светлую судьбу. Именно в этом бессмертие шекспировских трагедий и их современное звучание.

Шекспировский театр «Глобус» был размещен среди других театров – на южном берегу Темзы, за чертой Лондона, так как власти запретили зрелища в

Уильям Шекспир

Театр «Глобус». Внешний вид.

самом городе. Здание венчала небольшая вышка, где во время спектакля развевался флаг.

Действие шло под открытым небом – масса народа стояла перед сценой, богатые горожане располагались на галереях, которые тремя ярусами опоясывали круглые стены театра. Сцена делилась на 3 части: переднюю – просцениум, заднюю, отделенную двумя боковыми колоннами и прикрытую соломенным навесом, и верхнюю – в виде балкона. Сцена была украшена коврами и циновками, а сверху подвешивалось полотнище: черное – в трагедиях и голубое – в комедиях. Место действия обозначалось одной деталью (дерево указывало, что действие происходит в лесу, а трон – что во дворце).

Состав труппы был невелик – всего 8-12 человек. Порой каждому актёру приходилось исполнять до трёх и более ролей в пьесе. Героинь играли миловидные хрупкие юноши. Крупнейшими трагическими актёрами были Эдуард Аллейн, игравший с особым успехом в пьесах К. Марло, и Ричард Бербедж – лучший исполнитель ролей Гамлета, Лира, Отелло и Макбета. В комедийных ролях блистали Ричард Тарлтон и Уильям Кемп.

XVII век

Если в эпоху Возрождения в Англии драматургия и театр переживали пору своего расцвета, театральные нравы в Лондоне в те дни были довольно свободны, царила полная непринужденность и на сцене, и в зрительном зале, и актёры, и зрители не стеснялись выражений, то в XVII веке они подверглись гонениям со стороны пуритан.

В эпоху Возрождения на сцене можно было увидеть фокусника с собачкой, которая изображала «и короля английского, принца уэльского, а как сядет на задик – то и папу римского и короля испанского». Какая – нибудь миссис в комедии могла сообщить со сцены, что можно гадать по мочé, или джентльмен - записывать, где он помочился. «На нашей сцене бывает иногда такая же грязь и вонь, как в «Смитфилде» (пригород Лондона, где проходили ярмарки, а иногда сжигали и еретиков), - говорит Бен Джонсон. «Там все называется своими именами», - писал уже в XVIII веке Вольтер об английской сцене.

О театральных нравах можно сделать заключение из анонимного «Протеста или жалобы актеров против подавления их профессии и изгнания их из нескольких театров»(1643). «Мы даем обещание на будущее время никогда не допускать в наши шестипенсовые ложи распутных женщин, являющихся туда лишь для того, чтобы оттуда их уводили с собой подмастерья и клерки юристов, и никаких других подобного сорта женщин, кроме тех, которые приходят со своими мужьями или близкими родственниками. Отношение к табаку тоже будет изменено: он продаваться не будет…что касается сквернословия и тому подобных низостей, которые могут скандализировать порядочных людей, а дурных людей натолкнуть на распутство, то мы их совершенно изгоним заодно с безнравственными и грубыми авторами – поэтами».

Создание пьес и их исполнение было объявлено греховным занятием; посещение театра решительно осуждалось и считалось делом зловредным и пагубным. С приходом пуритан к власти театральные представления в Англии были запрещены. 2 сентября 1642 года английский парламент закрыл театры и запретил всякие представления, мотивируя это тем, что зрелища «зачастую выражают разнузданную веселость и ветреность», в то время как надо направлять свои мысли на «покаяние, примирение и обращение к богу». Через пять лет парламент подтвердил это постановление, выдержанное теперь уже в более резких выражениях и предписывающее ослушавшихся лиц (актеров) направлять в тюрьму как преступников. Культура испытывала острый кризис. Церковь длительно и настоятельно боролась против театральных зрелищ. «Театры полны, а церкви пустуют», жалуются пуританские священники. В театре «царят вольные жесты, распущенные речи, хохот и насмешки, поцелуи, объятия и нескромные взоры», негодуют церковнослужители. «Там нарушается слово божие и профанируется божественная религия, установленная в нашем государстве», заявляет лорд – мэр.

Театр XVII столетия представлялся пуританской буржуазии Англии театром распущенности и разврата, театром, обслуживающим вкусы аристократов и развращающим простолюдинов.

Были и защитники. Драматург Томас Неш писал в 1592 г., что сюжеты пьес заимствуются из английских хроник, из «могилы забвения» извлекаются великие деяния предков и тем выносится порицание «упадочной и изнеженной современности», что в пьесах «анатомируется ложь, позлащенная внешней святостью».

Особенности культуры определялись событиями буржуазной революции. Обострились классовые противоречия между буржуазией и крупными землевладельцами, правительство буржуазной республики возглавил Оливер Кромвель, затем была реставрирована монархия Стюартов.

Вернувшиеся к власти Стюарты в 1660 году снова открыли театры, и блестящая, но безнравственная комедия эпохи Реставрации как бы подтвердила отрицательную оценку, данную театру сподвижниками Кромвеля.

После государственного переворота у власти оказался Вильгельм III Оранский. Росло народное движение.

Вильгельм III не закрыл театры, но указом от 01.01.01 года строго предупреждал актеров, что «ежели они и впредь будут играть пьесы, содержащие в себе выражения, противные религии и приличию, и допускать на сцене богохульство и безнравственность, то за это они должны будут отвечать головой».

В том же 1698 году был напечатан трактат некоего богослова – пуританина по имени Джереми Колльер под весьма колоритным названием «Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцены». Богослов сурово осудил существовавшую театральную практику. Он писал, что на сцене гнев и злоба. «Кровь и варварство чуть ли не обоготворяются», что «извращается понятие чести, унижаются христианские принципы», что «дьяволы и герои делаются из одного металла», и потребовал коренной перестройки деятельности театров, превращения их своеобразную школу добродетели, благовоспитанности и благопристойности: «Назначение пьес - поощрять добродетель и разоблачать порок, показывать непрочность человеческого величия, внезапные превратности судьбы и пагубные последствия насилия и несправедливости».

Английская буржуазия хотела уже теперь не закрытия театров, как было прежде, а приспособления их к нуждам класса. Хотя «славная революция» 1688 года и осуществила союз буржуазии и нового дворянства, однако вражда ещё сохранялась. Позиции лендлордов были ещё сильны, аристократы хоть и подчинились положению вещей, но отнюдь не примирились окончательно. Нападки на аристократию звучали и на театральных представлениях.

В 1713 году Джозеф Аддисон (1672 – 1719) попытался утвердить на английской сцене классицистическую трагедию.

В это время появился новый жанр – драма, но комедия не хотела уступать своих позиций. Зрители, проливавшие обильные слезы на представлениях «Лондонского купца» и преисполнявшиеся ужасом перед мрачным финалом пьесы, хотели время от времени и смеяться. Эту возможность им предоставили Филдинг, а позднее Оливер Голдсмит и Ричард Бринсли Шеридан.

Голдсмит хотел возродить «веселую комедию» времен Шекспира и Бена Джонсона. В своем трактате «Опыт о театре, или Сравнение весёлой и сентиментальной комедии» (1733) он прямо говорил об этом и написал несколько комедийных пьес без морализаторства, без особой тенденциозности, весело потешаясь над неопытностью молодых людей, легко поддающихся обману. Пьесы полны забавных ошибок, характеры изображены вполне натурально.

Однако наибольший след в истории английской драматургии этого периода оставил Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816). Писал он недолго. Все лучшие его пьесы были созданы в течение пяти лет. Пожар его театра на Друри – Лейн нанес писателю последний удар.

Классицизм в его классической форме не мог найти себе твёрдой почвы в Англии. Тому были две причины: политическое состояние страны и авторитет театра Шекспира.

Что касается Шекспира, то он настолько затмил достижения античной драматургии, что после него всецело полагаться на пример древнегреческих авторов было просто немыслимо. Английские драматурги, творившие для театра, не могли так безоговорочно следовать за Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, как это делали их французские коллеги . Перед ними был пример Шекспира, творившего совсем по другой системе и достигшего невиданных результатов.

В 1644 году был снесен шекспировский театр «Глобус», восстановленный после пожара в 1613 г., в 1649 г. – театры «Фортуна» и «Феникс», в 1655 г. – «Блекфрайарс». Актеры разбрелись по стране, ушли в солдаты, пропали без вести, как сообщает анонимный автор XVII века (Historia histrionica).

В 1643 году актеры составили трогательный анонимный документ: жалобу по поводу подавления их профессии. «Мы обращаемся к тебе, великий Феб, и к вам, девяти сестрам – музам, покровительницам ума и защитницам нас, бедных униженных актеров, - писали они. – Если бы с помощью вашего всемогущего вмешательства мы могли бы вновь быть водворены в наши прежние театры и снова вернуться к своей профессии …» Актеры писали, что комедии и трагедии, которые они исполняли, были «живым воспроизведением поступков людей», что порок в них наказывался, а добродетель вознаграждалась, что «английская речь бывала выражена наиболее правильно и естественно». Феб и девять сестер – муз, покровительниц искусств, не откликнулись. Театру был нанесен непоправимый урон.

Джон Мильтон, крупнейший английский поэт XVII века, не разделял отрицательного отношения пуритан к театральным представлениям. Особенно решительно выступал Мильтон против драматургов и театра эпохи Реставрации, имевших подчеркнуто развлекательный характер. Мильтон считал главной в драматическом искусстве трагедию, классические образцы древнегреческого искусства. Подражая им, он ввел хор, комментирующий происходящее, и установил единство времени: длительность событий в трагедии не превышает 24 часов. Строго выдержаны единство места и действия.

Период Реставрации

Период Реставрации начался в Англии вскоре после смерти Кромвеля.

Запреты, наложенные пуританами на театральные представления и разного рода увеселения, были сняты. Театры были вновь открыты, однако они сильно отличались от английского театра XVI – начала XVII века и своим внешним оформлением, и характером пьес. На сцене использовались богатые декорации и пышные костюмы.

Особым успехом пользовались комедии Уильяма Уичерли (Willian Wycherley, 1640 – 1716) и Уильяма Конгрива (William Congreve, 1670 – 1729).

Английские театры «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден»

Посетим теперь театры Лондона. В 1663 году в Лондоне был построен театр «Друри-Лейн», получивший право на монополию в выборе репертуара. В 1732 году появился другой крупнейший театр – «Ковент-Гарден». В лондонских театрах было мало порядка. Публика, врываясь в зрительный зал, мчалась прямо по скамьям партера вперед, чтобы захватить места поближе к сцене. Время от времени происходили своеобразные «театральные бунты» - зрители, недовольные спектаклем, повышением цен, каким-либо исполнителем, заглушали голоса актёров, швыряли в них фрукты, а иногда врывались на сцену.

В этом буйном Лондоне XVIII века актёры старались выступать чинно и говорить размеренными голосами. Однако английский классицизм не был законченным, цельным – его всё время «подправляла» реалистическая традиция, идущая от Шекспира.

Актёр Томас Беттертон (1635 – 1710) играл роль Гамлета так, как играл её некогда Бербедж, получивший указания от самого Шекспира. Актёр Джеймс Куин (1693 – 1766), который казался англичанам чересчур классицистом, роль Фальстафа сыграл вполне реалистически. В 1741 году Чарлз Маклин (1697 – 1797) реалистично сыграл Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира. В этом же году в роли Ричарда III выступил Дэйвид Гаррик (1717 – 1779), ставший крупнейшим актёром-реалистом XVIII века. Гаррик одинаково хорошо играл комические и трагические роли. Как мимист Гаррик не знал себе равных. Его лицо могло последовательно изобразить все оттенки и переходы чувств. Он умел быть смешным, жалким, величественным, страшным. Гаррик был очень умным актёром, с богато разработанной и точной техникой и в то же время актёром чувства. Однажды, играя короля Лира в трагедии Шекспира, Гаррик так увлёкся, что сорвал с головы парик и швырнул его в сторону.

Гаррик в течение многих лет руководил театром «Друри-Лейн», где собрал замечательную труппу и поставил 25 шекспировских спектаклей. До него никто не работал так добросовестно и упорно над постановками пьес Шекспира. После Гаррика Шекспира научились ценить гораздо больше, чем прежде. Слава этого актёра гремела по всей Европе.

Творчество Гаррика подвело итог развития театра XVIII века – от классицизма к реализму.

XVIII век

Эпоха Просвещения

В XVIII веке началась переходная эпоха, завершившаяся Французской буржуазной революцией. Развивалось освободительное движение, появилась необходимость уничтожения феодализма и замены его капитализмом.

Английская литература" href="/text/category/anglijskaya_literatura/" rel="bookmark">английской литературе в 30 – 40 годы XIX века. Промышленный переворот явился мощным толчком для развития капитализма в стране. На историческую арену вступил пролетариат.

Бурная эпоха вызвала к жизни расцвет демократической культуры, в том числе и театрального творчества.

DIV_ADBLOCK684">

XX век

1945 – настоящее время

После второй мировой войны в связи с образованием мировой социалистической системы и ростом национально – освободительной войны народов неизбежным и закономерным стало крушение Британской империи. Театры представляют бурные, переломные события и общественные сдвиги.

В первые годы после второй мировой войны наиболее популярным писателем в Англии был Джон Бойнтон Пристли. Им написано свыше сорока пьес. Наиболее значительные из них – «Опасный поворот» (Dangerous Corner, 1932), «Время и семья Конвей» («Time and the Conways», 1937).

В пьесах Пристли ощутимо влияние чеховской драматургии. Пристли стремится передать драматизм повседневности, показать жизнь со всеми её полутонами, раскрыть характеры не только главных персонажей, но и второстепенных.

Важную роль в английской культуре сыграли пьесы Джона Осборна (John Osborne, 1929). Пьесы Джона Осборна стимулировали подъём в развитии английской драматургии 60 – х годов.

В 1956 г. В театре «Ройял – Корт» была поставлена пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе» (Look Back in Anger), которая имела шумный успех. Драматург очень точно передал настроения английской молодёжи того времени. На сцену вышел Джимми Портер – молодой «сердитый» герой, как назвала его критика. Этот молодой человек из низов, пробившийся во враждебную ему социальную среду, плохо представлял себе, в чём заключается достойное существование. Он ополчился, не щадя сил, против существующих нравственных ценностей, традиционного уклада общественной жизни, отчасти и против социальных законов. Эти же черты отличают некоторых героев, как современных, так и исторических, в пьесах Джона Ардена, Шейлы Дилени и других.

На классическом драматургическом материале, на лучших образцах реалистической литературы совершенствуется мастерство прогрессивных актёров и режиссёров некоторых стран. Они используют классику для постановки острых современных проблем. Английский актёр Лоренс Оливье в образе Отелло передал гневный протест против зарождающейся буржуазной цивилизации. Гамлет послужил Полу Скофилду для выражения горестных, трудных раздумий молодого послевоенного поколения европейских интеллигентов, ощутивших свою ответственность за преступления, совершенные в мире.

Заслуженным успехом у зрителей пользуются постановки пьес Шекспира английским режиссёром Питером Бруком.

Для театрального искусства последнего времени характерно множество маленьких профессиональных, полупрофессиональных и непрофессиональных трупп, кочующих из одного населённого пункта в другой; активизация деятельности студенческих театров; растущий протест актёров и режиссёров против коммерции в искусстве. Нередко сценические подмостки молодежь использует для острых политических дискуссий. Театр выходит на улицы, где разыгрываются полуимпровизационные представления.

Почти каждое явление театрального творчества в Англии пронизано жестокими внутренними противоречиями, таит в себе столкновение противоположных идейных и эстетических тенденций.

Джон Осборн – сторонник театра, выступающего с критикой социальных порядков в капиталистическом мире, являющегося самым убедительным оружием времени.

Пьесы Джона Осборна определили пути развития английской драматургии 60 – х годов.

Своеобразие драматургии Шона О’ Кейси, выдающегося англо – ирландского драматурга, определяется связью с ирландской фольклорной традицией. Для его пьес характерно причудливое сочетание трагического и

Лоренс Оливье в роли Ричарда III

«Ричард III» У. Шекспир

комического, реального и фантастического, бытового и патетического. В драмах О’ Кейси используются условные приемы экспрессионистского театра.

Движение народных театров, преследующих преимущественно просветительские цели, охватило всю Европу. В Англии возник и приобрёл большую известность театр «Уоркшоп» под руководством Джоан Литлвуд.

Topic: English theatres

Тема: Театры Англии

Посещение театров - это очень популярное занятие среди британцев, поскольку Великобритания имеет долгую драматическую традицию, невероятных драматургов, актеров и режиссеров. Лондон является центром театральной жизни, но и в других местах тоже есть замечательные компании и театры. Существует больше чем 50 театров только в Лондоне, так что вы можете себе представить их число по всей стране. Первый театр Англии появился в 1576 году и назывался “Блэкфрайз”, а несколько лет спустя, в 1599 году знаменитый театр “Глобус” был открыт и считается, что Уильям Шекспир работал там.

Nowadays there is hardly any city without a theatre, but mostly all of them do not have any permanent staff, as the company of actors works together until they draw audience to the theatre. When the performance stops attracting people, theatres look for another company or group of actors. One more peculiarity is the possibility to choose between two kinds of seats. The first ones can be reserved in advance, while are unbookable, so the earlier you come the better seat you get.

В наше время вряд ли есть город без театра, но в основном все они не имеют постоянного персонала, так как компания актеров работает вместе, пока они привлекают зрителей в театр. Когда спектакль перестает привлекать к себе людей, театры ищут другую компанию или группу актеров. Еще одна особенность-это возможность выбрать между двумя видами мест. Первые могут быть зарезервированы заранее, в то время как вторые являются не резервируемыми, поэтому, чем раньше вы придете, тем лучше место вы получите.

Another unique peculiarity of London is Theatreland, a theatre district with approximately forty venues situated near the West End. They usually , and musicals. Most of the theatres date back to Victorian and Edwardian times and nowadays they are private. The most long-running shows are Les Misérables, Cats and The Phantom of the Opera. Annually Theatreland is attended by more than 10 million people and it represents a very high level of the commercial theatres.

Еще одна уникальная особенность театрального Лондона - театральный квартал с примерно сорока площадками, расположенными недалеко от Вест-энда. Они обычно показывают комедии, классику или спектакли и мюзиклы. Большинство театров берут свое начало в викторианской эпохе и эпохе короля Эдуарда, на сегодняшний день они являются частными. Самые долгие шоу - Отверженные, Кошки и Призрак оперы. Театральный район ежегодно посещают более 10 миллионов человек, и он имеет коммерческие театры высокого уровня.

Если говорить о некоммерческих театрах, вы можете увидеть их за пределами театрального квартала. Они являются очень престижными и показывают драматические, классические пьесы и современные произведения ведущих драматургов. Существует три наиболее видных места в Великобритании: Королевский Национальный театр, Королевский Шекспировский театр и Королевский Оперный театр. Все они поражают своим величием и развитием искусства.

The Royal National Theatre was founded in 1963 basing at the Old Vic theatre. In 1976 it moved to a new building, where three stages are located. Each of the stage has its own theatre: Olivier, Lyttelton and Dorfman theatres. They have a varied programme suggesting usually three performances in repertoire. Olivier Theatre for more than 1000 people with the ingenious ‘drum revolve’ and multiple ‘sky hook’. It gives a nice view of the stage from every audience’s seat and allows to facilitate great scenery changes. Lyttelton Theatre is the one with the proscenium-arch design and accommodating about 900 people. Dorfman Theatre is the smallest enhanced dark-walled theatre with the capacity of 400 people. The National Theatre itself is a famous area for backstage tours with a theatrical bookshop, exhibitions, restaurants and bars. It also houses a learning center, numerous dressing rooms, a studio, a development wing etc.

Королевский Национальный театр был основан в 1963 году, основываясь на театре "Олд Вик". В 1976 году он переехал в новое здание, где расположены три театра. Каждая сцена имеет свой собственный театр: Оливье, Литтелтон и Дорфман. Они имеют разнообразную программу, обычно с тремя спектаклями в репертуаре. Оливье является главной открытой сценой театра, вмещающий более 1000 человек, с гениальным ‘барабаном, что вращается’ и ‘небесным крюком’. Это обеспечивает хороший вид на сцену с каждого места и позволяет создать отличные декорации, что резко меняются. Литтелтон является театром с дизайном авансцены в форме арки и вмещающий около 900 человек. Дорфман является самым маленьким театром с темными стенами и вместимостью 400 человек. Национальный театр сам по себе известный за экскурсии за кулисы, театральный книжный магазин, выставки, рестораны и бары. Здесь же находится учебный центр, многочисленные гардеробные комнаты, студия, крыло развития и т. д.

Королевский Шекспировский театр-это театральная компания с годовым показом около двадцати представлений. Он состоит из двух постоянных театров: театр "Свон" и Королевский Шекспировский театр. В ноябре 2011 года последний был открыт после переоборудования и отпраздновал свой 50 день рождения. Он расположен в Стратфорде-на-Эйвоне, родине Шекспира и получил свое название в 1961 году в ознаменование его таланта драматурга и поэта. Он также способствует созданию положительного отношения к работам поэта, организовывает фестивали и расширяет свое влияние во многих других отраслях.

Covent Garden is also a place associated with theatrical performances. There you can find The Royal Opera House. It centers on ballet and opera. Its building experienced disastrous fires and was last reconstructed in 1990s. It has enough seats for more than 2000 people and consists of an amphitheater, balconies and four tiers of boxes. It has got some unique facilities including Paul Hamlyn Hall, a great iron and glass construction hosting some events, the Linbury Studio Theatre, located below ground level, and High House Production Park, a scenery-making place, a training center and a new technical theatre.

Ковент-Гарден-это также место, связанное с театрализованными представлениями. Здесь вы можете найти Королевский оперный театр. Он показывает балет и оперу. Его здание пережило катастрофические пожары, и последний раз было реконструировано в 1990-е годы. Он имеет достаточно места для более, чем 2000 человек и состоит из амфитеатра, балкона и четырех ярусов лож. У него есть несколько уникальных объектов, включая зал Пол Хэмлин, железную и стеклянную конструкцию принимающую некоторые мероприятия, театральную студию Линбери, вторую сцену, расположенную под первым этажом, а также парк Хай Хаус Продакшн, где производят декорации, расположен учебный центр и новый технический театр.

Театры в Великобритании весьма разнообразны и продолжают процветать, так как англичане театральная нация, и многие туристы также не могут пропустить посещение великолепных выступлений. Они появились в Англии благодаря Римлянам. Первые темы были связаны с народными сказками и религией, но все изменилось во время правления Елизаветы I, когда драма процветала. Многие талантливые драматурги были и остаются англичанами. Нельзя не упомянуть Уильяма Шекспира, Кристофера Марлоу, Бернард Шоу, Оскара Уайльд и т. д. Эндрю Ллойд Уэббер-британский плодовитый композитор, чьи мюзиклы доминировали на английских сценах или в американских шоу Бродвея. Итак, теперь очевидно, что театры являются неотъемлемой частью Британской культуры, и они будут продолжать развивать традиции и культурный фон всей страны.

Первый театр в Лондоне, который так и называли — Театр, был открыт в 1577 г. актером Джеймсом Бурбейджем в Шордиче. Через несколько месяцев неподалеку открыли второй театр, названный «Занавес». Вскоре Бурбейдж и его сын Томас, прославившийся более отца, организовали театр «Черные братья» — в честь монашеского доминиканского ордена, так как сцена была устроена в трапезной старого монастыря. Однако все театры постоянно подвергались нападкам со стороны властей Лондона, проклинавших эти заведения как исчадие ада и источник напастей, место безделья и распущенности, сборище порочных людей, возбуждающихся видом мальчиков в женской одежде, — иными словами, место для тех, кто скорее по звуку трубы кинется смотреть пьесу, чем под звон колокола пойдет слушать проповедь.

В Саутворке у актеров было больше воли, чем в городе, где жизнь театров жестко ограничивали правила, установленные властями. К тому же тула можно было легко добраться на лодке или по мосту. Во времена закрытия монастырей часть Саутворка, которая раньше принадлежала монастырю Бермондси и обители Пречистой Девы Марии, перешла в собственность короля. В 1550 г. ее продали городу приблизительно за тысячу фунтов. Непроданными оказались только два участка, остававшиеся вне юрисдикции города. На одном стояла тюрьма , другой называли («Парижский сад»); именно на этих двух участках во времена королевы Елизаветы появились театры, свободные от запретов и цензуры Лондона. В театре «Роза», построенном в 1587 г., впервые поставили пьесы Марло, на здешних подмостках расцвел талант Эдварда Аллейна. Затем появились театры «Лебедь» (в 1596 г.), «Глобус» (в 1599 г.; одна десятая часть его принадлежала Шекспиру) ив 1613 г. — «Надежда».

В эти и другие театры лондонцев заманивали громкие звуки труб и развевающиеся флаги. Деньги с посетителей собирали прямо в театре и клали в особый ящик, который потом запирали в маленьком помещении — кассе (в «кабинете для денежного ящика»). Зрители рассаживались в креслах, расположенных ярусами вокруг сцены, или на скамейках прямо на сцене, и под их громкие возгласы начинался спектакль. Актеры играли свои роли, а зрители прерывали их возмущенными либо одобрительными криками, оскорблениями или похвалами. Так продолжалось до конца акта, после чего сцена заполнялась танцорами, жонглерами и акробатами; по проходам между местами зрителей протискивались разносчики с подносами и корзинами, продавали пирожки, фрукты, травяные снадобья, буклеты; мужчины любезничали с женщинами. Театральные рабочие часто курили, воздух наполнялся табачным дымом, деревянные кресла нередко загорались, и публика мчалась к дверям. сгорел в тот год, когда открылась «Надежда»; пострадал при этом только один человек — у него загорелись штаны, но он быстро потушил их, полив пивом из бутылки.

Вблизи театров находились сады с медведями, арены для травли привязанного быка собаками, площадки для петушиных боев, привлекавшие разнообразную публику — богатых и бедных, знатных и простолюдинов. Насладившись спектаклем «Отелло» или «Эдуард II», на следующий день публика шла смотреть на медведя, которого травили псами в Пэрис-гарден, на бойцовских петухов, которые, выпустив шпоры, покрывали песок арены кровью и перьями, на собак, далеко отлетавших от ударов обезумевших быков (собак ловили в плетеные ловушки, чтобы они не покалечились при падении и могли сражаться и далее), на людей, рубящихся мечами, отсекающих друг другу уши и пальцы под громкое одобрение толпы.


Театры Вест-Энда

Разительно менялся облик улиц Вест-Энда. Многие здания XVIII в. были реконструированы и снаружи, и внутри в соответствии со вкусом эпохи. Так, на Графтон-стрит, (теперь это «Салон Елены Рубинштейн»), миссис Артур Джеймс продемонстрировала свое богатство впечатляющей реконструкцией дома, спроектированного в 1750-х гг. сэром Робертом Тейлором.

Множество зданий, построенных в георгианском, регентском и викторианском стилях, дали приют новым театрам, таким как Театр герцога Йоркского, Новый театр, «Скала», «Палладиум», «Гейети», Театр Ее Высочества, «Лондонский павильон», «Палас», «Аполло», «Уин-дхэмс», «Хипполром», «Стрэнд», «Олдвич», «Глобус», «Квинз» и «Колизей». Все они были выстроены в течение последних десяти лет правления королевы Виктории и девяти лет правления самого Эдуарда.

Сотни старых зданий были снесены, чтобы освободить место под магазины, грандиозные торговые пассажи с роскошными витринами из зеркального стекла и дверями из красного дерева, инкрустированного латунью. В 1901 г. начали подниматься терракотовые стены универсального магазина «Харродз» на Бромптон-роуд. Вслед за ним быстро стали строиться новые магазины на -стрит в утрированном стиле барокко, например «Веаринг и Гил-лоуз» (1906 г.), колоссальные по размерам, как, в частности, величественное здание, которое начал строить в 1909 г. торговец из штата Висконсин Гарри Сэлфридж.

К тому времени, когда закончилось строительство магазина Сэлфриджа, улица Риджент-стрит полностью изменилась; петля Олдвич пересекла лабиринт улиц севернее Стрэнда напротив Сомерсет-Хауса, на ней появились ряды монументальных зданий, а на север к Холборну протянулась улица Кингсвей.