Литературная гостиная по лирике афанасия фета "целый мир от красоты". «Целый мир от красоты…» А. Фет

«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная школа»

Библиотекарь Дурных Варвара Михайловна

Литературная гостиная по лирике Афанасия Афанасьевича Фета «Целый мир от красоты»

Цели:

    Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А. Фета.

    Развивать и совершенствовать навыки чтения.

    Прививать интерес к лирическим произведениям

    Прививать любовь к родному краю, природе.

    Развивать творческие способности учеников.

Оформление:

    Выставка книг "Его стихов пленительная прелесть”.

    Презентация «Целый мир от красоты»

    Грамзаписи песен.

Чтец:

Слайд №2

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

Ведущий (звучит мелодия)

Целый мир от красоты… И именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее, красивее, передает им чувства любви и сострадания ко всем живым существам. Поэтому нельзя не любить стихов А.А Фета, написавшего про обожженные морозом георгины, про пушистую вербу, про ландыш серебристый, про одинокий дуб…

Ученик.

Слайд №3-4

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Ведущая. Это стихотворение, с которого началась громкая слава Фета, которое навсегда стало для многих русских читателей символом всей фетовской поэзии.

“Чистый воздух поэзии” – это особая атмосфера, в которую мы предлагаем dам погрузиться.

Эпиграф: «Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию».

(Слайд№ 6: портрет А.А. Фета (1820 – 1892 гг.))

Ведущий. Сегодняшняя встреча в "Литературной гостиной” посвящена лирическому поэту Афанасию Афанасьевичу Фету (Шеншину). Орловский край известен в русской литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест, духовное богатство, трудолюбие и одарённость простого человека.
Ведущий: В семи километрах от г. Мценска Орловской губернии в помещичьей усадьбе Новоселки в семье Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлоты Фет 23 ноября 1820 г. родился Афанасий Афанасьевич Фет (Шиншин). (Слайд №7: Новосельская усадьба)

Новосельская усадьба состояла из двух деревянных флигелей, хозяйственных построек, обширного сада (фото). Афанасий Фет провел здесь свои детские и юношеские годы. Они прошли в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи.

Ведущая: Мальчиком Фет любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом. Он с упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом Новосельской усадьбы. Много лет спустя А. Фет с легкой грустью написал:

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследие!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда мое дышало детство. (Слайд № 8: Добрый, старый сад)

Ведущий: Ребенком поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Просковья, а когда подрос, попал под опеку первого “Учителя” русской грамоты – домашнего повара Афанасия.

С самих ранних лет он был “Жаден до стихов”, везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма “Кавказский пленник”. “О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта”, – вспоминал Фет. (Слайд №9: Поэма “Кавказский пленник”)

Ведущая: Образование Фет получил сначала в немецком пансионе в городе Верро (Эстония). В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену, через три года он поступил в Московский университет. Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. Афанасий Фет сам стал писать стихи. Он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь нашел у юного поэта “Несомненное дарование”, и в 1840 г. вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.

(Слайд «10-11-12: Стихотворение “Вечер”)

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыхании ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Ведущая: (слайд №13)

Выход стихотворений А. Фета стал ярким событием отечественной словесности нового десятилетия. В 1843 году вышло его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом!” “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – таково было впечатление от этого стихотворения Василия Боткина.

(Слайд №14: “Я пришел к тебе с приветом”)

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня веселым веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
(1843 г. )

Ведущая: В 1853 году Фет становится постоянным сотрудником журнала “Современник”, где печатаются его стихи.

(Слайд №15-16: “Уснуло озеро…”)

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, –
Пуская живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…

(Слайд №17: Поэзия Фета – загадка)

Ведущий: Поэзия Фета – загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью. Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма. (Слайд №18: Хутор Степановка, музыка “Уноси мое сердце…”)

Ведущий: А. Фет прожил долгую и непростую жизнь. Судьба не раз наносила ему удары. О некоторых событиях их жизни Фета мы сейчас Вам расскажем.

Слайд №19 (Под музыку движутся пары, останавливаясь перед зрителями, сообщают факты из жизни А.Фета, “замаскированные под светские сплетни”)
(Сцена: пара первая.)

Она: Ах, что-то сегодня Фет мрачен. Это так на него не похоже. И хозяйке бала ничего в альбом не написала сегодня.
Он: Как? Вы разве не слышали скандальной новости о смерти Марии Лазич, дочери отставного генерала, которая была влюблена в Фета? У них был роман, когда он служил в Херсонской губернии.
Она: О смерти? Но она так молода… была… Бедняжка, что могло случится? Ах, не томите, расскажите все скорее. (Слайд №20: Лирика А.А.Фета)

Он: Ее платье вспыхнуло от неосторожно брошенной непотушенной спички. Охваченная пламенем, Мария воскликнула: “Ради Бога, спасите письма!” – письма Фета к ней. Затем бросилась по ступеням в сади упала, вся обгоревшая. Через 4 дня она скончалась. Последние слова ее были: “Он не виноват – а я”.
Она: Какая ужасная смерть! А что же их счастью помешало? Ведь поговаривали, что он тоже в нее влюблен.
Он: Как что? Отсутствие денег. Да, он полюбил бедную девушку Марию Лазич, но вынужден был отказаться от брака с ней по материальным соображениям. Что он мог предложить Марии? Он вынужден служить в армии, чтобы офицерский чин дал ему право на потомственное дворянство.

Ведущая: Отголоски этого трагического события слышатся в лирике Фета. Памяти своей возлюбленной он посвящает цикл стихов “Ты отстрадала, я еще страдаю”; “Светил нам день, будя огонь в крови”, “Я говорил при расставаньи”. (Музыка “Я говорил при расставаньи…”)

(Слайд № 21-22: пара вторая)

Дама с веером: Вчера читала новые стихи Фета. А говорили, что, служа в армии, Фет совсем перестал их сочинять.

Т.А. Кузьминская: Так и было в первые годы его службы, там в Херсонской губернии. А когда он стал служить в гвардии, стал часто бывать в Петербурге. Сошелся с Некрасовым, Тургеневым, Толстым…

Дама с веером (перебивая ): Львом Николаевичем? Вашим племянником? Так Вы знакомы с Фетом!

Т.А. Кузьминская: Да. Однажды я даже пела для него. Фет гостил у наших знакомых. Они устраивали вечер. Меня попросили спеть. Мне было страшно начать пение при таком обществе. Меня смущала мысль, что Фет меня будет критиковать, ведь он слышал так много настоящего хорошего пения.

Окна в сад были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие терли мешались с самим голосом. Я чувствовала, как понемногу мой голос крепнет, делается звучнее… (Звучит романс Глинке “Я помню чудное мгновение”) Слайд №23

Когда я замолчала, Фет подошел ко мне и сказал: “Когда Вы поете, слова летят на крыльях. Прошу Вас, повторите романс”.
А на другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет, подошел к столику и положил листок со стихотворением со словами: “В память вчерашнего Эдемского вечера!”.

Дама с веером: Ах, позвольте угадать! Это было стихотворение “Сияла ночь, лунной был полон сад…” (Музыка “Сияла ночь…”) Слайд №24

Ведущая: К концу 70-х годов А. Фет переезжает в имение Воробьевка Курской области. Основными его занятиями становится снова поэзия и переводы. Афанасий Фет пишет много стихов, в основном только о природе и любви. В 1883 году, когда Фету было уже 63 года, он издает сборник стихотворений “Вечерние огни”. (Слайд №25)

Ведущий: Любовь и природа – любимые темы А. Фета. (Слайд № 26) Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идет дождь или падает снег, все полно жизни:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Ведущая: Для Фета природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

(Музыка “Тихо вечер догорает…”) Слайд №27

Ведущий: поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(Слайд №28: стихотворение “Печальная береза”)

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущая: По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. В жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов.

(Слайд №29: Любовная лирика)

Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузьминской, ее сестре Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

Веровать в прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Неслучайно многие стихи Фета стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. (Музыка “Я тебе ничего не скажу”) Слайд №30

Ведущий: (Слайд № 31-33)

21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умер в Москве. Похоронен в селе Клейменове Орловского уезда, родовом имении Шеншийных.

Ведущая: Облаком волнистым
Пыль встает в дали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет на лихом коне,
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир поэзии А. Фета. Его стихи несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина, тому обязательно придется по сердцу фетовская поэзия. (Слайд №34: Целый мир от красоты…)

Ведущая: Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день или век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечество.

Приглашаю всех прикоснуться к творчеству великого поэта «Его пленительная прелесть» через его произведения». (выставка книг)

Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Цели:

1.Обучающая: анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая: воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая: развитие образного мышления.

Образовательная область: литература

Тип урока: закрепление изученного

Форма урока: нестандартная (урок-концерт по лирике А.А.Фета)

Виды организации деятельности учащихся: работа в микрогруппах – анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 5 учащимся – выразительное чтение наизусть стихотворений.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Цели урока:

1. Обучающая: анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая: воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая: развитие образного мышления.

Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация;

Эпиграф: …не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет…

Ход урока:

1. Организационный момент:

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Ответить на вопросы:

1. Как понимает А.А.Фет назначение поэзии?
2. Каков образный строй фетовской лирики?
3. Какой вы представляете себе музу А.А.Фета? Чем она отличается от музы Пушкина?
4. Что имел в виду Л. Н. Толстой, говоря о том, что поэт обладает «поэтической дерзостью»?

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Вступительное слово учителя:

Целый мир от красоты –

От велика и до мала…

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Пусть не вечен человек,

То, что вечно – человечно.

Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил» . Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно.

Мы прослушаем один из наиболее известных романсов на стихи Фета «На заре ты её не буди…»

4. Усвоение новых знаний.

Знакомство с понятием импрессионизм в поэзии:

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) – направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Демонстрируются репродукции с картин художников-импрессионистов)

«Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не складывается в цельную картину, а фиксируется обрывками». (Работа с эпиграфом)

5. Проверка понимания учащимися нового материала.

Чтение 1-й ученицей наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843г.)

Проверка работы 1-й группы:

Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

Особую экспрессию придают повторы (Анафора – рассказать, другие повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

Используя приём олицетворения, Фет одушевляет природу. Она у него живёт: «лес проснулся, встрепенулся, полон жажды», «солнце встало, затрепетало». Пробуждение природы радостно, оно пробуждает и в человеке светлые чувства.

В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета. В нём три образа: природа , любовь и песня тесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

Именно в музыкальной лирике сделаны Фетом художественные открытия, в ней заключена новаторская сущность его лиризма. Она проявилась наиболее ярко в 1840-1850-е годы. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» написано в 1850 году и напечатано в №2 журнала «Москвитянин». Оно стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета.

Чтение стихотворения 2-й ученицей наизусть:

Проверка работы 2-й группы:

Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

В чём параллелизм стихотворения? (Мир природы и мир человека)

Какие особенности стихотворения вы заметили: морфологические (нет глаголов), синтаксические (только назывные предложения)?

Определите стихотворный размер произведения.

Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (Заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- Этот же мир красоты присутствует в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…», написанном значительно позже, в 1877 году. Оно посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой, жены Льва Николаевича Толстого.

Чтение стихотворения наизусть 3-й ученицей:

Проверка работы 3-й группы:

В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? (Поэт не рисует портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений. Он лишь фиксирует то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения юной девушки. Возможно, ему вспоминается другая девушка, много лет назад оставленная им. Но любовь к ней, не угасшая до сих пор, возрождается вновь, вызываемая музыкой, пением, лунным сиянием, юностью исполнительницы.)

Как это выражается в лексике и звучании I-II строф? (Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Это комбинации гласных и согласных, аллитерация. У каждой строфы своя звукопись. Звуки «с» и «л» в первой строфе усиливают воздействие символов «луна» - любовное свидание, «сияние» - чувство любви.)

Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется? (Лирическое повествование идёт с нарастанием: нарастает чувство. В первой строфе создаётся атмосфера свидания. Здесь поэт использует образ лунной ночи, превращая его в символ любовного свидания.)

Изменилось ли настроение в III-IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»? (Вся душа поэта исходит, растворяется в музыке – и одновременно в душе поющей героини, предстающей перед ним живым воплощением любви «Что ты одна – любовь, что нет любви иной». Глагол "верить" гораздо шире по смыслу, чем "веровать". Он означает 1)быть убеждённым в чём-либо, 2) принимать что-либо за истину, 3) доверять кому-либо, 4) верить в Бога, веровать. "Веровать" охватывает только последнее из этих значений. Используя именно этот глагол, поэт одухотворяет образ возлюбленной. Огромному временному перерыву, пролегшему между первым незабываемым вечером и новой встречей, Фет не придает почти никакого значения, уделяя ему вскользь всего одну строку «И много лет прошло, томительных и скучных…». В его сознании оба вечера сливаются воедино, преодолевая все законы земной жизни. В те часы, когда звучит сладостный голос, поэт обретает смысл бытия, а время для него наяву переходит в вечность.)

II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется? («Томительная и скучная» жизнь здесь контрастирует с тем упоительным вечером любовного свидания. Это противопоставление усиливает впечатление о свидании, где лирический герой чувствует, что она «одна – вся жизнь» и «вся любовь». Волшебные звуки исцелили сердечные муки, герой возвращается к состоянию любви-страдания, но страдания, возрождающего душу. Возникает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».)

Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы? (Последние четыре строки стиха - это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это - слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.)

Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы - смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? (Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком - и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. Одним из ключевых образов является рояль. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…" За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно.)

Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

6. Этап закрепление. Как и другие поэты, Фет охотно воспевал в своих произведениях женскую красоту . В разные годы он создаёт целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Толстой, Татьяне Кузминской, Елизавете Хомутовой, Наталье Сологуб и многим другим женщинам. Но главной его музой была и до конца жизни продолжала оставаться Мария Лазич , его первая любовь, когда- то оставленная им и трагически погибшая. Ей посвящены многие стихотворения поэта – лучшие образцы его творчества: «Старые письма»(1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»(1878), « Alter ego »(1879).

Чтение наизусть 4-й ученицей стихотворения «Нет, я не изменил…»

Гамма чувств, которая заключена в каждом из этих стихотворений, рождает всё новые и новые музыкальные образы. Порой они рождаются прямо на наших глазах. Прослушайте музыкальную импровизацию на стихотворение« Alter ego » , посвящённое Марии Лазич.

(Стихотворение исполняется 5-й ученицей под гитару – собственная музыкальная импровизация)

7. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Импрессионизм поэзии А.А.Фета».

Афанасий Афанасьевич Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором - о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия - в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения - это фиксация мимолетного ощущения, причем, сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасьевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу - «ищешь» и «отыскать».