Евгений Онегин: герои и их характеристики

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

Список персонажей романа «Евгений Онегин» в порядке упоминания, сгруппированные по темам.

Действующие лица

  • Евгений Онегин — один из его возможных прототипов — , названный самим Пушкиным в первой главе. Важное влияние на образ Онегина оказал лорд Байрон и его «байроновские герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или . То же следует сказать и о Татьяне» . В начале романа (1819 г.) ему 24 года .
  • Автор-рассказчик — Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он, отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»).
  • Владимир Ленский — «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведённое Ю. Н. Тыняновым , лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят» .
  • Ольга Ларина — обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, однако лишённый слишком глубокого содержания. Простая, искренняя и веселая девушка, пылко любит Ленского. На год младше Татьяны.
  • мать Татьяны
  • княжна Алина , московская кузина матери
  • Андрюшка, кучер
  • няня Татьяны — Филипьевна
  • служанки, собирающие ягоды
  • Агафон , прохожий
  • гости на именинах:
    • толстый Пустяков с своей супругою дородной
    • Гвоздин, владелец нищих мужиков
    • Скотинины, чета седая, с детьми всех возрастов — аллюзия на персонажей «Недоросля» Фонвизина
    • Уездный франтик Петушков , Иван Петушков
    • Мой брат двоюродный Буянов — персонаж поэмы Василия Львовича Пушкина « ». Будучи произведением дяди поэта, то есть практически «сыном», приходится Александру Сергеевичу «кузеном».
    • Отставной советник Флянов
    • Панфил Харликов с семьёй , в том числе Харликова — невеста перезрелых лет
    • мосье Трике
    • ротный командир
  • Зарецкий
  • француз Гильо (monsieur Guillot) — слуга Онегина
  • горожанка молодая
  • улан
  • Анисья, ключница Онегина и дворовые мальчишки
  • сосед-советчик матери Тани
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной , «важный генерал».

Упомянутые

Вымышленные персонажи

  • Дядя-старик Онегина, покойный
  • Отец Онегина, покойный. Банкрот
  • Madame («мадам») — воспитательница Онегина
  • Monsieur l’Abbé, француз убогой («месье аббат») — воспитатель Онегина
  • мой друг Эльвина
  • управитель дяди
  • ключница дяди
  • Дуня — молоденькая соседка Ленского
  • отец Ленского , покойный
  • Дмитрий Ларин — отец Татьяны, покойный. Бригадир
  • «Грандисон», игрок и гвардии сержант — возлюбленный матери Лариной
  • Акулька («Селина») — видимо, дворовая девка матери Лариной
  • мать Ленского , покойная
  • покойница-свекровь няни
  • Ваня , муж няни
  • сваха
  • отец няни
  • внук няни
  • Annette
  • персонажи сна:
    • медведь, чудовища: в рогах с собачьей мордой, с петушьей головой, ведьма с козьей бородой, остов чопорный и гордый, карла с хвостиком, полужуравль и полукот, рак верхом на пауке, череп на гусиной шее, мельница вприсядку пляшет
  • полковник
  • гусар Пыхтин — сватался к Тане

Реальные лица

  • Talon — известный петербургский ресторатор
  • Каверин — (1794—1855) — член Союза благоденствия, приятель А. С. Пушкина .
  • Озеров — актёр
  • Младая Семёнова — актриса
  • балетный танцор и балетмейстер
  • Истомина — знаменитая балерина
  • Чадаев
  • , кукла чугунная
  • Толстой — Фёдор
  • Зизи — Евпраксия Вульф, барышня из семьи Осиповых, жившая в Тригорском по соседству с Михайловским .
  • Альбан (Альбани) — итальянский художник XVII века, ценился за изящество и тщательную отделку своих картин
  • Вери — парижский ресторатор
  • Лепаж — ружейный мастер.

Литература

Упомянутые писатели

  • , Омир
  • Назон — (Публий Овидий Назон), автор «Искусства любви».
  • Фонвизин, друг свободы
  • переимчивый Княжнин
  • — перевёл «Сида» П. Корнеля, и в этом переводе трагедия была поставлена на петербургской сцене в 1822 г.
  • Корнель
  • колкий Шаховской
  • Руссо
  • важный Гримм
  • Бентам
  • пиит («как описал себя пиит») — Муравьёв, «Богине Невы»
  • Торкват
    • Гордая лира
    • Певец Гюльнары — Байрон. В 1810 г. он переплыл Дарданельский пролив (Геллеспонт), чтобы проверить реальную возможность мифа о Леандре и Геро. Об этом Байрон сообщал в примечаниях к «Абидосской невесте» и ко 2-й песне «Дон-Жуана» .
    • певец Гяура и Жуана — Байрон
  • Кант
  • Ричардсон
  • Богданович
  • Парни
  • Е. А. Баратынский (Боратынкий)
  • Языков
  • «Критик строгий» — , напечатавший в альманахе «Мнемозина» (ч. 2, 1824) статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Кюхельбекер резко нападал на модный жанр унылой элегии, приписывая распространение элегического стиля влиянию Жуковского, и призывал поэтов отказаться от элегий и писать оды .
  • Прадт — популярный в своё время либеральный французский публицист. Он печатал отдельными брошюрами обозрения европейских политических событий .
  • Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег — Вяземский
  • Виргилий
  • Расин
  • Сенека
  • Мартын Задека
  • Дельвиг
  • Левшин
  • Шишков

Упомянутые произведения

  • Людмила и Руслан — поэма Пушкина « »
  • « » — поэма Виргилия
  • «Днепровская русалка» — русская переделка немецкой оперы композитора Кауера на слова Генслера «Дунайская нимфа». К трём частям в переделке Краснопольского, поставленным в Петербурге в 1803—1805 годах, Шаховской присочинил четвёртую часть, с музыкой Давыдова, в 1807 г. Арию «Приди в чертог ко мне златой» поёт русалка Леста князю Видостану .
  • « » — журнал
  • Фрейшиц — опера Вебера «Волшебный стрелок» (Freischütz) (1821).
  • «Корсар» — поэма Байрона
  • Сбогар (Jean Sbogar) — роман Карла Нодьё.
  • Дамских Мод Журнал
  • Мальвина — сентиментальный роман Коттен (1801)
  • Собранье басен площадных
  • Грамматика
  • Петриада — поэма Грузинцева (1812)
  • Мармонтеля третий том — по-видимому, «Нравоописательные повести» .
  • «Философических таблиц». Судя по рукописи, Пушкин имел в виду книгу французского статистика Шарля Дюпена «Производительные и торговые силы Франции» (1827), где даны сравнительные статистические таблицы, показывающие экономику европейских государств, в том числе и России.

Упомянутые герои

  • Фоблас — герой серии романов Луве де Кувре, появившихся в 1787—1790 годах, тип развращённого французского дворянина XVIII века .
  • Федра — из одноимённой трагедии Расина (шла на русской сцене в переводе М. Лобанова с 1823 г.)
  • Моина — из трагедии Озерова «Фингал» (1805)
  • Клеопатра — царица, персонаж неустановленной пьесы
  • Child-Harold, Чильд Гарольд — , персонаж Байрона
  • дева гор, мой идеал — персонаж поэмы Пушкина «Кавказский пленник»
  • пленницы берегов Салгира — персонажи поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
  • Грандисон — герой английского романа С. Ричардсона «История Чарльза Грандисона» (1753); автор наделил Грандисона всеми добродетелями .
  • — герой романа того же автора «История Кларисы Гарлоу» (1748) — тип развращённого соблазнителя .
  • Бедный Йорик
  • Филлида
  • Светлана — персонаж баллады Жуковского
  • Вандикова Мадонна — по неправильному чтению имени , знаменитого фламандского художника.
  • Юлия Вольмар — «Новая Элоиза» Руссо
  • Малек-Адель — герой романа M-me Cottin.
  • Густав де Линар — герой повести баронессы Крюднер.
  • Вертер
  • Кларисса — персонаж романа «Клариса Гарлоу».
  • Юлия
  • Дельфина — персонаж романа «Дельфина» мадам де Сталь
  • Вампир —
  • Мельмот — произведение Матюрина.

Роман «Евгений Онегин» написал классик мировой литературы . Став первым шагом русских писателей в области реализма, стихотворное произведение оказалось уникальным для своего времени. Написание «Евгения Онегина» заняло 8 лет, с 1823 по 1831 годы. Действие охватывает события периода 1819-1925 годов. Целиком творение Пушкина впервые опубликовали в 1833 году.

Критики и исследователи сравнивают «Евгения Онегина» с « » . Главные герои стихотворного произведения достоверно изображают образы, характерные для XIX века, а атмосфера этого периода передана с невероятной точностью.

История создания

Работая над созданием романа, Пушкин планировал представить публике образ героя, актуального для новой России. Персонаж, описываемый автором, легко спровоцировал бы события, необходимые для развития страны, и был способен на серьезные поступки. Роман стал для Пушкина, поклонника идей декабристов, своеобразным толкованием российской действительности в стихотворной форме.


Произведение рождалось в сложные периоды жизни знаменитого поэта: в южной ссылке и после нее, при негласном заточении в Михайловском и во время «Болдинской осени».

Характеристика главного героя тщательно продумана создателем образа. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты , Катенина и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи, а также светской молодежи. Дворянин с подавляющей энергетикой, он становится центральной фигурой романа, от которого зависят судьбы других героев.


Называя Евгения Онегина «добрым приятелем», Пушкин подчеркивает созвучность образа жизни героя описываемой эпохе. Автор наделяет героя дворянским воспитанием, острым умом и быстрым восприятием, которые гармонично сочетаются с его принципами и точкой зрения.

Жизнь Евгения скучна. Он не чувствует принадлежности к свету, куда вхож, допускает язвительные и саркастические замечания и насмешки над его представителями. Онегин являет собой нового героя, которому претят активные действия и больше по душе пассивное наблюдение за происходящим. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век. Поступки персонажа сложно толковать однозначно, а его мысли не всегда справедливы. Цель жизни героя неизвестна: он не озвучивает ее или не располагает ей вовсе.


Евгений относится к числу людей, разрывающихся между доводами ума и сердца. Он не выдерживает испытания благородными чувствами вроде любви и дружбы. Спровоцированная им дуэль логична для светского этикета, но становится игрой понятий и своеобразным экспериментом для заскучавшего героя.

Избалованный молодой человек, способный покорить светскую компанию, избалован женским вниманием и недурен собой. После описания его образа жизни читатель легко воспринимает факт того, что не он влюблен в , а девушка жаждет его взаимности. Человек, которому недоступны сильные искренние чувства, слабый в таких понятиях, как любовь и отношения, Онегин считает себя вправе поучать аудиторию. Но спустя время герой становится заложником своей душевной скупости.

Сюжет и главные герои

Сюжет стихотворного романа о Евгении Онегине известен каждому школьнику. Вступление описывает молодого дворянина, чей богатый дядюшка захворал. Евгений вынужден поехать к родственнику с визитом. Повествование ведется от лица автора, описывающего происходящее и представляющегося знакомым главного героя.

Имея успех среди дам и развлекая себя светскими потехами, Онегин пришел к выводу, что пресыщен тем, что его окружает. Он находится в состоянии тоски и хандры, поэтому поездка к дяде дает старт новому этапу в жизни персонажа. После смерти родственника герой стал обладателем состояния и поселился в деревне. Тоска не проходила, и герой искал способа избавиться от нее.


В деревне Евгений познакомился с и нашел в нем отдушину. Пылкий юноша оказался влюблен в одну из сестер Лариных – . Веселая девушка оказалась полной противоположностью старшей из сестер – Татьяны, заинтересовавшей Евгения. Молодые люди встречаются, и в сердце героини зарождается любовь к Онегину. Татьяна в порыве чувств пишет письмо возлюбленному, но оказывается отвергнута. На именинах Татьяны Онегин ради развлечения ухаживает за Ольгой и получает вызов на дуэль от Ленского. Убив друга в ходе поединка, герой уезжает в Петербург.

Спустя три года в столице происходит встреча Онегина и Татьяны. Девушка вышла замуж за генерала и блещет в свете. Евгений сражен ею. Письмо Онегина к Татьяне изобличает чувства Евгения. Женщина отказывает ему, признавшись, что, несмотря на взаимность, останется верна супругу. Повествование заканчивается прощанием автора с аудиторией.


Главные действующие лица произведения: Евгения Онегин, Владимир Ленский и сестры Ларины – и Ольга.

Евгений Онегин – дворянин, родившийся в Петербурге. Его отец промотал состояние, поэтому наследство от богатого родственника оказалось уместным для героя. Воспитанный гувернерами, Онегин имел хорошее воспитание, присущее молодому человеку его происхождения. Отсутствие моральных устоев привело к тому, что он ведет себя как сноб и не умеет ценить проявления пылких чувств. Евгению благоволят дамы, к его мнению прислушиваются господа. Сущность юноши неизменна, хотя герой меняется на протяжении романа.


Татьяна – ключевой женский образ произведения. Она скромна, спокойна и сдержанна. Манеры девушки подчеркивают ее благородство. Ее главным развлечением оказываются книги. Отчасти их влияние приводит к влюбленности в Онегина. Под напором чувств Татьяна решается на рискованный шаг, считавшийся позором для дамы XIX века: написать письмо избраннику. Получив отказ, ранивший ее гордость, девушка делает вид, что ничего не произошло. Она выходит замуж, зная, что былые чувства не угасли, и находит в себе силы дать отказ воспылавшему любовью Евгению. Для разумной и порядочной Татьяны недопустима мысль об измене и предательстве мужа.

Владимир Ленский – юноша, ставший в деревне близким другом Онегина, по мнению искусствоведов, списан с юного литератора . Богатый дворянин 18 лет от роду влюблен в Ольгу и остается верен ветреной хохотушке не первый год. Образованный красавец не может стерпеть обиды, нанесенной ухаживаниями друга за его дамой сердца. Дружба с Онегиным обрывается дуэлью, которая становится переломным моментом повествования.


Ольга – младшая Ларина, антагонистка Татьяны. Легкомысленная девица чересчур жизнерадостна и любит кокетничать с кавалерами. Не демонстрирующая талантов и предпочтений, девушка не склонна думать о будущем. Она воспринимает Ленского как игрушку и не разделяет его чувств. После смерти Владимира Ольга быстро находит утешение с молодым офицером, за которого выходит замуж.

  • История создания романа «Евгения Онегин» тесно связана авторским достижением – онегинской строфой. Произведение написано особым способом, благодаря чему Пушкин организовал альтернативу прозаическим главам и с легкостью менял тематику повествования. Читатели отмечают переход автора от изложения мыслей к описанию сюжета и обратно. Роман в формате доверительной беседы с аудиторией был переведен на 19 языков.

  • Легендарное произведение не раз вдохновляло творческих людей на создание объектов искусства. В 1878 году
  • В музыкальной области сюжет, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Евгений Онегин», был воспет автором и исполнителем, псевдоним которого Шура Каретный.

Цитаты

Реплики главного героя и второстепенных действующих лиц стихотворного романа давно стали крылатыми фразами. Многие цитаты из произведения XIX века не теряют актуальность и в условиях современности.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть...»

Этими строками можно описать не одно поколение россиян, читавших произведения Пушкина. Подчеркивая степень образованности героя, автор не без сарказма замечает, что, умея выдавать желаемое за действительное, не сложно создать привлекательный образ в свете.

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»

Так пишет поэт, объясняя легкомысленность персонажа, порой свойственную многим серьезным людям. Несовместимые черты нередко сочетаются в характере незаурядных личностей и тех, кто не способен поразить индивидуальностью.

«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...»

Этими словами, посвященными Ленскому и Онегину, Пушкин подчеркивает разительные отличия героев, описывая их в мелодичной манере онегинской строфы.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»

Писатель дал завет последующим поколениям устами Онегина и навсегда передал представителям сильного пола разящее оружие против влюбленных дам.

Неизменные истины вкладывает стихотворец в роман, провозглашая:

«...Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя...»

Ни для кого, включая Евгения, нет личности знаменательнее, чем собственная, что логично вне зависимости от эпохи и круга общения.

Евгений Онегин как персонаж

Роман в стихах «Евгений Онегин» считается одним из важнейших произведений, значительно повлиявших на русскую литературу . Знаменитая поэтесса Анна Ахматова называла роман «Онегина воздушная громада». Но кто он такой, Евгений Онегин?

Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...

Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»

Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя запершись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...

Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!