Произведения современных писателей о войне. Произведения о Великой Отечественной войне. Книги о героях Великой Отечественной войны. «Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин

– В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны. Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь. Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.

В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать мощные фрагменты, которые приближаются к самой сути войны.

Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.

У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.

Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.

«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина

Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть. Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя, – они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.

Действие происходит на оккупированной территории, партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…

Три эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.

«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

– В этом романе дается вполне реалистичное описание войны и в то же время не просто “бытовые зарисовки”. Это слепок с общества и эпохи.

Повести Василя Быкова

– Фронтовик Быков говорит о войне без лишних эмоций. Еще писатель одним из первых показал захватчиков, немцев не как абстрактных монстров, а как – обычных людей, в мирное время владеющими теми же профессиями, что советские солдаты, и это делает ситуацию еще более трагичной.

Произведения Булата Окуджавы

– Книга фронтовика Окуджавы “Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.

Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!

Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…

Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.

Джазисты

С.Рассадину

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.

Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме, шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.

Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?

Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.

Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,

когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ. За упокой.

Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.

Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь – как на ладони,
все пули – в одного.
* * *

Ехал всадник на коне.

Артиллерия орала.
Танк стрелял. Душа сгорала.
Виселица на гумне…
Иллюстрация к войне.

Я, конечно, не помру:
ты мне раны перевяжешь,
слово ласковое скажешь.
Все затянется к утру…
Иллюстрация к добру.

Мир замешан на крови.
Это наш последний берег.
Может, кто и не поверит –
ниточку не оборви…
Иллюстрация к любви.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича – 9 мая. Его наследие – мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:

«Опять весна на белом свете -

Бери шинель, пошли домой!»

P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута

– Если говорить о Великой Отечественной как части Второй мировой войны. Автобиографический роман американского писателя – о бессмысленности, бездушности войны.

«Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942» и «Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945» Артема Драбкина

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.




Владимир Богомолов «В а́вгусте со́рок четвёртого» — роман Владимира Богомолова, опубликованный в 1974 году.Другие названия романа — «Уби́ты при задержа́нии…», «Возьми́ их всех!..», «Моме́нт и́стины», «Чрезвыча́йный ро́зыск: В а́вгусте со́рок четвёртого»
Произведение...
Рецензия...
Рецензия...
Отклики...

Борис Васильев «В списках не значился» — повесть Бориса Васильева 1974 года.
Произведение...
Рецензии читателей...
Сочинение "Рецензия"

Александр Твардовский «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны
Произведение...
Рецензии читателей...

Юрий Бондарев «Горячий снег » — роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Именно то сражение, описанное в романе, решало исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм.
Произведение...
Рецензии читателей...

Константин Симонов «Живые и мёртвые» — роман в трёх книгах («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), написанный советским писателем Константином Симоновым. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. По мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована. В 1967 году вторая часть была экранизирована под названием «Возмездие».
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...


Константин Воробьёв «Крик» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1961 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об участии главного героя в обороне Москвы осенью 1941 года и его попадании в немецкий плен.
Произведение...
Рецензия читателя...

Александр Александрович «Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой погибли в фашистских застенках.
Произведение...
Реферат...

Василь Быков «Обелиск» (белор. Абеліск) — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за «Обелиск» и повесть «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
Произведение...
Рецензия...

Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова, писался в три этапа в 1942—1944, 1949, 1969 годах. Рукопись романа писатель сжёг незадолго до смерти. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Произведение...
Рецензия...

Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» (англ. Berlin. The Downfall 1945) — книга английского историка Энтони Бивора о штурме и взятии Берлина. Вышла в 2002 году; в России выпущена издательством «АСТ» в 2004 году. Была признана бестселлером № 1 в семи странах, не считая Великобритании, и вошла в первую пятерку еще в 9 странах.
Произведение...
Рецензия читателя...

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензии читателей...



Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...

Владимир Дмитриевич «Тайный советник вождя» — роман-исповедь Владимира Успенского в 15-ти частях о личности И. В. Сталина, о его окружении, о стране. Время написания романа: марта 1953 — январь 2000 года. Впервые первая часть романа опубликована в 1988 году в Алма-Атинском журнале «Простор».
Произведение...
Рецензия...

Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом» — роман русского писателя Анатолия Ананьева, написанный в 1963 году и повествующий о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
Произведение...

Юлиан Семёнов «Тре́тья ка́рта» — роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1977 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Произведение...
Рецензия...

Константин Дмитриевич Воробьёв «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Произведение...
Рецензия...

Александр Михайлович «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против фашистов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий. Повесть была написана с 1966 по 1971 г.
Произведение...
Рецензии читателей...

Александр Твардовской «Я убит подо Ржевом» — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев (Первая Ржевско-Сычёвская операция) в августе 1942 г., в один из самых напряжённых моментов Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Произведение...

Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие"- одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далёком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Произведние...



Васильев Борис Львович "Завтра была война" - Вчера эти мальчишки и девчонки сидели за школьными партами. Зубрили. Ссорились и мирились. Переживали первую любовь и непонимание родителей. И мечтали о будущем - чистом и светлом. А завтра... Завтра была война . Мальчишки взяли винтовки и ушли на фронт. И девчонкам пришлось хлебнуть военного лиха. Увидеть то, что не должны видеть девичьи глаза - кровь и смерть. Делать то, что противно женскому естеству, - убивать. И гибнуть самим - в боях за Родину...

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов - но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания - в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»

Время действия - самое начало Великой отечественной войны, место - осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ. У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых, а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"

Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом - путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова. Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере-ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя-щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них - тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"

Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане, куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе - отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов, - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»

На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков, Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков… им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»

В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым, Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб. Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа. Богомолов - сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он - восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»

Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 - 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой. В 69-м он, поехав в командировку с Лондон, обратно в СССР возвращаться отказался. Через 10 лет умер. Полный текст «Бабьего Яра» вышел в 70-м.

Василь Быков. Повести «Мертвым не больно», «Сотников», «Альпийская баллада»

Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость - все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.

Даниил Гранин и Алесь Адамович. «Блокадная книга»

Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве, книгой вышла в "Лениздате" только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина, ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.

«Завтра была война» Борис Васильев (издательство «Эксмо», 2011)«Какой тяжелый год! - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! - Следующим был тысяча девятьсот сорок первый» Пронзительная история о том, как любили, дружили и мечтали ученики 9-Б класса в 1940 году. О том, как важно верить людям и отвечать за свои слова. Как позорно быть трусом и подлецом. О том, что предательство и малодушие может стоить жизни. Чести и взаимовыручке. Прекрасные, живые, современные подростки. Мальчишки, кричавшие «Ура», когда узнали о начале войны… А война была завтра, и мальчики погибли в первые дни. Короткие, без черновиков и вторых шансов, стремительные жизни. Очень нужная книга и одноименный фильм с прекрасным актерским составом, дипломная работа Юрия Кары, снятый в 1987 году.

«А зори здесь тихие» Борис Васильев (издательство «Азбука-классика», 2012)История о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова, написанная в 1969 году фронтовиком Борисом Васильевым, принесла автору известность и стала хрестоматийным произведением. Повесть основана на реальном эпизоде, но главных героинь автор сделал молоденькими девчонками. «Женщинам ведь труднее всего на войне, вспоминал Борис Васильев. - Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» Их имена стали нарицательными. Красавица Женя Комелькова, молодая мама Рита Осянина, наивная и трогательная Лиза Бричкина, детдомовка Галя Четвертак, образованная Соня Гурвич. Двадцатилетние девушки, они могли жить, мечтать, любить, растить детей… Сюжет повести хорошо известен благодаря одноименному фильму, снятому Станиславом Ростоцким в 1972 году, и российско-китайскому сериалу 2005 года. Читать повесть нужно, чтобы ощутить атмосферу времени и прикоснуться к ярким женским характерам и их хрупким судьбам.

«Бабий Яр» Анатолий Кузнецов (издательство «Скрипторий 2003», 2009)В 2009 году в Киеве на пересечении улиц Фрунзе и Петропавловской открыли памятник, посвященный писателю Анатолию Кузнецову. Бронзовая скульптура мальчика, который читает немецкий указ, предписывающий всем евреям Киева явиться 29 сентября 1941 года с документами, деньгами и ценными вещами… В 1941 году Анатолию было 12 лет. Его семья не успела эвакуироваться, и в течение двух лет Кузнецов жил в оккупированном городе. «Бабий Яр» был написан по детским воспоминаниям. Отступление советских войск, первые дни оккупации, взрыв Крещатика и Киево-Печерской Лавры, расстрелы в Бабьем Яру, отчаянные попытки прокормиться, колбаса из человечины, которой спекулировали на рынке, киевское «Динамо», украинские националисты, власовцы - ничто не укрылось от глаз шустрого подростка. Контрастное сочетание детского, почти будничного восприятия и страшных, не поддающихся логике событий. В сокращенном виде роман был опубликован в 1965 году в журнале «Юность», полна версия впервые была издана в Лондоне пять лет спустя. Через 30 лет смерти автора роман был переведен на украинский язык.

«Альпийская баллада» Василь Быков (издательство «Эксмо», 2010)Можно рекомендовать любую повесть писателя-фронтовика Василя Быкова: «Сотников», «Обелиск», «Мертвым не больно», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться» - более 50 произведений народного писателя Беларуси, но особого внимания заслуживает «Альпийская баллада». Из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Среди суровых гор и альпийских лугов, преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка, о трех днях любви, молнией озарившей темноту и страх войны. Из воспоминаний Быкова «Долгая дорога домой»: « Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами - что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины - от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».

«В списках не значился» Борис Васильев (издательство «Азбука», 2010)По мотивам повести был снят фильм «Я - русский солдат». Дань памяти всем неизвестным и безымянным солдатам. Герой повести Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость вечером накануне войны. Утром начинается бой, и Николая не успевают внести в списки. Формально он свободный человек и может покинуть крепость вместе с любимой девушкой. Как свободный человек он принимает решение выполнять свой гражданский долг. Николай Плужников стал последним защитником Брестской крепости. Через девять месяцев, 12 апреля 1942 года у него закончились патроны, и он вышел наверх: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля».

«Брестская крепость» Сергей Смирнов (издательство «Советская Россия», 1990)Благодаря писателю и историку Сергею Смирнову восстановлена память о многих защитниках Брестской крепости. Впервые об обороне Бреста стало известно в 1942 году, из штабного немецкого донесения, захваченного с документами разгромленной части. «Брестская крепость», насколько это возможно, документальная повесть, и она достаточно реалистично описывает менталитет советских людей. Готовность к подвигу, взаимопомощь (не словами, а отдав последний глоток воды), ставить свои интересы ниже интересов коллектива, защищать Родину ценой своей жизни - вот качества советского человека. В «Брестской крепости» Смирнов восстановил биографии людей, которые первыми приняли немецкий удар, оказались отрезанными от всего мира и продолжали героическое сопротивление. Вернул погибшим их честные имена и благодарность потомков.

«Мадонна с пайковым хлебом» Мария Глушко (издательство «Госкомиздат», 1990)Одно из немногих произведений, в котором рассказывается о жизни женщин в войну. Не героических летчиц и медсестер, а тех, кто в тылу работал, голодал, растил детей, отдавал «все для фронта, все для победы», получал похоронки, восстанавливал страну в разруху. Во многом автобиографический и последний (1988) роман крымской писательницы Марии Глушко. Ее героини, морально чистые, мужественные, думающие, всегда пример для подражания. Как и автор, искренний, честный и добрый человек. Героиня «Мадонны» - 19-летняя Нина. Муж уходит на войну, а Нина на последних месяцах беременности отправляется в эвакуацию в Ташкент. Из благополучной обеспеченной семьи - в самую гущу людской беды. Здесь боль и ужас, предательство и спасение, пришедшее от людей, которых она раньше презирала - беспартийных, нищих… Были те, кто крал кусок хлеба у голодных детей, и те, кто отдавали свой паек. «Счастье ничему не учит, учит только страдание» После таких историй понимаешь, как мало мы сделали, чтобы заслужить сытую спокойную жизнь, и как мало ценим то, что имеем.

Список можно продолжать долго. «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Берег», «Выбор», «Горячий снег» Юрия Бондарева, ставшие классическими экранизациями «Щит и меч» Вадима Кожевникова и «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Эпический трехтомник «Война» Ивана Стаднюка, «Битва за Москву. Версия Генерального штаба» под редакцией маршала Шапошникова, или трехтомные «Воспоминания и размышления» маршала Георгия Жукова. Нет числа попыткам понять, что происходит с людьми на войне. Нет полной картины, нет черного и белого. Есть только частные случаи, озаренные редкой надеждой и удивление от того, что такое можно пережить и остаться человеком.