Культура в тоталитарном режиме ссср. Основные особенности культуры тоталитаризма Тоталитарное государство и национальная культура

Новый взгляд ищет и не находит в тоталитарной культуре многих привычных вещей. Но в культуре есть все, все свое и все взаимосвязано. Тоталитарная культура (как и любая другая) всякий раз опорожняет категории, чтобы вложить в них свой, присущий и нужный ей смысл.

Новый этап "культурной революции". В сфере культуры в 20-х годах, большевики, как и прежде, держали в центре внимания старую интеллигенцию. Политические настроения этого слоя российского общества продолжали меняться в благоприятную для властей сторону, чему в немалой степени способствовал переход к НЭПу. Под влиянием отступления правящей партии на экономическом фронте среди интеллигенции все большей популярностью пользовалась примиренческая идеология "сменовеховства" (по названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным и др.). Существо идейно-политической платформы "сменовеховства" - при всем разнообразии оттенков во взглядах ее апологетов - отражало два момента: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России; глубокая и искренняя уверенность в том, что большевистский строй будет "под напором жизненной стихии" изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков. Власти, стремясь вовлечь старую интеллигенцию в активную трудовую деятельность, впервые послевоенные годы поддерживали такие настроения. Специалистам в разных областях знаний (кроме, пожалуй, гуманитарных) обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Особенно это касалось тех, кто так или иначе был связан с укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства.

Едва укрепившись у власти, большевистская партия взяла курс на формирование собственной, социалистической интеллигенции, преданной режиму и верно ему служащей. "Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически,- заявлял в те годы Н. И. Бухарин,- «И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать ее, как на фабрике». В стране открывались новые институты и университеты (в 1927 г. их было уже 148, в дореволюционное время - 95). Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки), которые, по образному выражению наркома просвещения А. В. Луначарского, стали "пожарной лестницей в вузы для рабочих". К 1925 г. выпускники рабфаков, куда по партийным и комсомольским путевкам направлялась рабоче-крестьянская молодежь, составляли половину принятых в вузы студентов. При этом выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских семей доступ к высшему образованию был весьма затруднен.

Коренной реформе подверглась система школьного образования. Школьные программы были пересмотрены и сориентированы на воспитание у учащихся сугубо "классового подхода" к оценке прошлого и настоящего. В частности, систематический курс истории заменило обществоведение, где исторические факты использовались как иллюстрация к марксистским социологическим схемам, доказывающим неотвратимость социалистического переустройства мира.

С 1919 г., когда был принят декрет о ликвидации неграмотности, начинается наступление на это вековое зло. У властей не могло не вызывать беспокойство то обстоятельство, на которое не раз указывал В. И. Ленин,- "неграмотный человек стоит вне политики", т. е. он оказывался мало-восприимчивым к идеологическому воздействию большевистского "агитпропа", постоянно наращивавшего обороты. К концу 20-х гг. в стране выпускалось намного больше газет и журналов, чем в 1917 г., и среди них не было ни одного частного печатного органа. В 1923 г. было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность!" во главе с председателем ВЦИК М. И. Калининым. Его активисты открыли тысячи пунктов, кружков, изб-читален, где обучались взрослые и дети. К концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.).

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличалась много-цветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.).

Завершение "культурной революции". В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х гг. стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Была окончательно сломлена автономия Академии наук СССР, напрямую подчиненной Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству "творческие союзы" интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.)…. Союз писателей (1934 г.). Союз художников (в 1932 г.- на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен "социалистический реализм", требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания "объективной реальности", но и "изображения в ее революционном развитии", служения задачам "идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма".

Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые фильмы ("Путевка в жизнь" режиссера Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А. В. Щусева.

Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

В то же время всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за "враждебными выпадами" против марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма, религиозных идей и т. п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком - для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В августе 1922 г. по инициативе В. И. Ленина из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.).

Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом переработана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в "грозное оружие в борьбе за социализм". В 1938 г. вышел в свет "Краткий курс истории ВКП(б)", ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как "тюрьма народов", то теперь, напротив, всячески подчеркивались его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян - почти 17%. Специалисты советской формации, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три-четыре раза меньше средств по сравнению с дореволюционным временем (за счет снижения срока и качества обучения, преобладания вечерних и заочных форм и т. д.), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. новые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.

Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование, а в городах - обязательное семилетнее. Через два года в школах училось 98% детей в возрасте 8-11 лет. Декретом СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа - с I по IV классы, неполная средняя - с I по VII классы и средняя - с I по Х классы. Постепенно свертывалось неумеренное экспериментирование в области методов обучения (отмена уроков, бригадный способ проверки знаний, увлечение "педологией" с ее абсолютизацией влияния наследственности и общественной среды на судьбу ребенка и др.). С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, правда, в ее марксистско-большевистском толковании, введены стабильные учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка.

Наконец, в 30-е гг. решительным приступом была в основном преодолена неграмотность, остававшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом "Грамотный, обучи неграмотного". В нем участвовало свыше 1200 тыс. врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. Правда, сохранились довольно резкие различия в уровне грамотности между старшими и младшими поколениями. Среди лиц старше 50 лет количество умевших читать и писать составляло только 41%. Невысокими оставались и качественные показатели уровня образованности общества: среднее образование имело 7,8% населения, а высшее - 0,6%.

Однако в этой области советское общество ожидал в близком будущем серьезный сдвиг, ибо СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Война 1941-45 гг. отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х гг., поставила многих людей в условия, когда они должны были критически мыслить, инициативно действовать, брать ответственность на себя. К тому же миллионы советских граждан - участники освободительного похода Красной Армии (до 10 млн.) и репатрианты (5,5 млн.) - впервые лицом к лицу столкнулись с "капиталистической действительностью". Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разительным, что они, по свидетельству современников, испытали "нравственный и психологический удар".

И он не мог не поколебать утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы!

В среде интеллигенции широко распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима, на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах "народной демократии". Тем более что ряд внешнеполитических акций СССР укреплял эти надежды. Так, в 1948 г. ООН во Всеобщей декларации прав человека, подписанной и советским представителем, торжественно провозглашала право каждого человека на свободу творчества и передвижений независимо от государственных границ.

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием ""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. Тоталитарная культура – это массовая культура.

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. Например, октябрьская революция ввела новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму - царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи “непогрешимого вождя” и “образа врага”. Культура носила утилитарный, примитивный характер. Все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя.

Тоталитарная идеология – это «Культ борьбы», которая всегда борется против идеологии инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. Например, лозунги СССР: ""Против отрыва от современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"", ""Долой пьянство!"", и т.п.

Враги - буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие), ученые и в целом наука.

Тоталитарная культура представляет собой специфическую новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

1. Разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной сферы, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Индустриализация. Массовая культура – новая опора для общества.

Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцами» являются самые широкие народные массы, против которых он оборачивается.

2. Контроль за свободой мысли, и подавление инакомыслия.

3. Разделение населения на "наших" и "не наших".

Террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. Демонстрация гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства.

4. Особый тип человека.

Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии.


Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о вождях. Например, “Памятник В. Ульянову - гимназисту” в Ульяновске.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличалась многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.).

Завершение "культурной революции". В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х гг. стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые фильмы ("Путевка в жизнь" режиссера Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А. В. Щусева.

Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Война 1941-45 гг. отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х гг. В среде интеллигенции широко распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима, на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией. В 1948 г. ООН во Всеобщей декларации прав человека, подписанной и советским представителем, торжественно провозглашала право каждого человека на свободу творчества и передвижений независимо от государственных границ.

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует фологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.

В тоталитарном государстве все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и культурные, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

Нам более привычно название соцреализм, но это узконациональное название, утвержденное в свое время Сталиным. Будет более точно говорить о тоталитарной культуре, поскольку этот тип культуры достаточно ярко проявился не только в отечественной культуре, но и в немецкой, итальянской, испанской и др. во время господства в этих странах тоталитарных режимов фашизм, франкизм и др). Но в отношении русской художественной культуры эти названия равноценны.

В отечественной культуре изучение поэтики соцреализма с полным основанием можно начинать с дореволюционной пролетарской поэзии и с текста горьковского романа “Мать”. Художественные тексты соцреалистического типа начинают доминировать в литературном процессе советской России со второй половины 20-х годов. Однако в творчестве В.В. Маяковского граница между футуризмом и соцреализмом пролегает уже через 1919 год.

Эта субпарадигма художественности ХХ века есть своеобразный регресс к более архаичному модусу сознания. Эстетическая теория, практическая поэтика, вся ментальность тоталитарной культуры явилась реакцией авторитарного сознания на ситуацию одиночества и разъединенности, порожденную культурой уединенного сознания (символизм – авангардизм).

Хотя во многих отношениях тоталитарная культура оказалась не только альтернативой авангарду, но и его прямой наследницей.

Соцреалистический текст является текстом дискурса власти , коммуникативного события подчинения и насильственного преодоления уединенности внутренних «я». Это дискурс не диалога, но явной или подразумеваемой команды к равнению, единодушию и единомыслию. В соцреалистическом дискурсе писатель и его аудитория (не дифференцированная на отдельные «я» народная масса ) взаимообусловлены. Возникает коммуникативное событие взаимоподчинения и обоюдного контроля. Здесь автор, по формуле В.В. Маяковского, выступает как «народа водитель и народный слуга» одновременно.

Для человека тоталитарной культуры подлинным творчеством мыслится реальное жизнестроение – переустройство всей жизни по новым социальным образцам. Поэтому творение художественных произведений по сравнению с этим общим делом ощущается как менее ценностное и вторичное. Авторская позиция соцреалиста основана на модели: вечности принадлежат дела, а не слова, и прежде всего сверхдело – «построенный в боях социализм», а не «железки строк». В этой системе ценностей духовная объективность слова, языка, культуры резко уступает значимости общего дела.

Коммуникативная стратегия соцреалистического дискурса, вместе с авангардом утверждая примат жизненной практики относительно «барахла культуры», в то же время не приемлет установки на самовыражение отдельной личности в искусстве. Художественная деятельность мыслится как служение пишущего человека в должности поэта. Писатель оказывается включенным в строгие иерархические отношения: подчинения объекта – субъекту, а субъекта – сверхсубъекту , некому «мы», в котором нет места отдельному «я» (в этом отношении знаменательно название романа Е. Замятина «Мы», в котором как раз изображается тоталитарная культура, но уже изнутри другого – неотрадиционалистского – сознания). В роли неомифологических образов, персонифицирующих надличностную сверхсубъективность выступают: революция, партия, народ, класс и, разумеется, «Россия, Родина, Отчизна».



Еще точнее: поэт служит тоталитаристскому олицетворению общего дела. От этого сверхсубъета (коллективного или персонифицированного в фигуре вождя) писатель получает мотивированное дискурсом власти право на насилие в сфере своей профессиональной деятельности: словами распоряжаются, устанавливают их иерархию, бракуют, изводят. Поэтика насилия над словом настолько глубоко укореняется в художественном сознании соцреализма, что общезначимое олицетворение русской поэтической культуры – А.С. Пушкин – в юбилейных (1937 года) стихах П. Антокольского начинает уподобляться следователю на допросе: «Только б вырвать единственно нужное слово […] Он измлада привык // Мять, ломать и давить» словесную «глину» до тех пор, пока не станет слышна «тайная мысль человека».

Эта культура стремится к созданию некого сверхтекста , который вмещал бы в себя и замещал собой все индивидуальные дискурсы: «Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали // Все весенние песни земли» (В. Лебедев-Кумач). Ограниченный задачами «художественного ремесла», функцией «клеточки коллективного мозга», занятой отражением жизни «в образах коллективного сознания», соцреалист утрачивает самоощущение творца. Отсюда эффект отсутствия автора у соцреалистического текста.

Для авторитарного сознания, согласно общеизвестной сталинской формуле, «незаменимых нет», а потому оно легко отождествляет одну индивидуальность с другой. Подлинная индивидуальность здесь ценностно избыточна. Причастность субъекта не к объективности жизни, а к сверхсубъективности («силы частица») требует от личности дезактуализации , самозабвенного отторжения своей избыточной (для тоталитарной культуры) индивидуальности, редуцирования самости, стертости лица. Самоумаление и самозабвение (вплоть до безымянности) – ведущие мотивы в тоталитарной культуре, связанные с дезактуалицацией личностного начала в человеке. Согласно авторитарной логике, именно самозабвение, а не самореализация служит наиболее эффективным средством приобщения к общему делу: «Каждый из нас, забыв о себе […] Делает лучшее в мире дело” (Э. Багрицкий).

Художественная практика тоталитарной культуры культивирует функционально-ролевой путь самоопределения человека, когда самоопределяться означает переделывать себя, втискиваться в рамки предписаний, запретов и образцов. Аксиоматичны в этом отношении формулы В.В. Маяковского “себя сознаньем вышколи” и “сделать бы жизнь с кого”. Эстетической доминантой художественности тоталитарной культуры становится героика дезактуализации, когда совершается подвиг (вплоть до самоистребления) во имя власти гиперсубъекта, которому безраздельно принадлежит воля самоумалившейся личности.

Тоталитарное мышление созвучно авангардному в том, что так же не знает категории “своего другого”. Но всякий “иной” здесь – либо тавтологически “свой” (такой же, как и любой из “мы”), либо альтернативно “чужой” (враг). Авторитарная идеологема врага составляет неотъемлемую координату этого художественного мира. Верность своему (“нашему”) и убийственность по отношению ко всему чужому (другому) - своего рода магистральный нерв менталитета, именовавшего себя социалистическим реализмомм.

Как отмечает М.Н. Липовецкий, «соцреалистическая эстетическая конструкция, пережив определенную мутацию в годы первой “оттепели” породила “соцреализм с человеческимлицом” (выражение Сергея Довлатова), и в восьмидесятые годы мы находим яркие образцы этого течения в повестях Б. Васильева, романах Вл. Максимова, прозе Д. Гранина и даже в романном цикле главного оппонента социализма и соцреализма – Александра Солженицына». В произведениях такого рода «авторитарность повествования, подчинение личной судьбы героя некой общей исторической необходимости, схематизм, тяготение к панорамным, с одной стороны, и к сентиментально-дидактическим формам – с другой; заданность конфликта и его предрешенность и т.д. […] Если в “классическом” соцреализме господствоваля марксистская, партийно-советская идеология, то здесь […] идеология антимарксистская, антисоветская, антипартийная […] Но идеология, а не художественная философия! Вот почему неизбежно во всех этих и других произведениях возникает процесс разрушения цельности художественного мира, форма “отслаивается” от содержания»*.

Культура России всего двадцатого века – неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Противоречивые и сложные процессы в общественно-политической и экономической сферах, положение СССР на международной арене оказывали существенное воздействие на культурное развитие второй половины XX в. От этих факторов зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения к культурной жизни широких масс населения.

Актуальность темы исследования определяется важность и необходимость понимания развития российской культуры, одним из этапов этого процесса была эпоха тоталитарной эпохи.

Понятие «Тоталитарная культура» тесно связано с понятием «Тоталитаризм» и «тоталитарная идеология», так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

Начнем с понятия «тоталитаризм». Слово «total» означает «целый, общий». Тоталитаризм – это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Характерной чертой режима в СССР является то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

В тоталитарном государстве тоталитарная же культура. СССР – тоталитарное государство, как мы уже поняли из вышесказанного, следовательно, в СССР должна быть тоталитарная культура. Что это такое — тоталитарная культура, чем она отличается от культуры государства правового, мы сейчас выясним. Для этого мы рассмотрим основные аспекты тоталитарной культуры 1 .

    Тоталитарная культура – это массовая культура

    Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это нашло свое отражение в культуре.

    В колхозе все крестьяне собирались на сельский сход, где обсуждались насущные проблемы и объявлялись решения партии по поводу той или иной проблемы. Если в деревне происходил процесс против какого-нибудь кулака, то собирался весь народ: все было показательно, это было целое действо. Огромные массы людей собирались вместе на демонстрации, митинги, несли огромные изображения Ленина, Сталина, слушали пламенные речи выступающих ораторов, говоривших им о том, что они (народ) должны сделать и что они сделают для достижения светлого будущего.

    Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины – чаще всего пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе – героические сюжеты.

    2) В тоталитарной культуре всегда присутствует «культ борьбы».

    Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: «Против отрыва от современности!», «Против романтической путаницы», «За коммунизм!», «Долой пьянство!», и т.п. Эти призывы и наставления встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, на собрании, в общественных местах.

    Следует отметить, что культ борьбы породил милитаризм во всех сферах жизни. В культуре это выразилось в «идеологии бойца». Такими бойцами в СССР были активисты, люди, которые «проповедовали религию» партии. Идеологическая армия в СССР была огромна. Вот пример: Секретарь ЦК Казахстана с гордостью сообщил на очередном Идеологическом совещании, что в уборке урожая 1979 года участвует вместе с колхозниками «большой отряд идеологических работников – свыше 140 тыс. агитаторов и политинформаторов, лекторов и политдокладчиков, культпросветработников, деятелей литературы и искусства». Руководитель идеологического фронта М. Суслов, обращаясь ко всем своим солдатам, говорил о «многомиллионной армии идеологических кадров», которая должна «охватить своим влиянием всю массу и в то же время дойти до каждого человека» 1 .

    Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря, тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило показательно.

    Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря иностранных слов 1956 года: «Генетика – лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах» 1 .

    Или, например, другая цитата из того же источника: «Пацифизм – буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений… Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией» 2 .

    И эти статьи – в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и школьники и студенты.

    Культ личности в СССР.

    Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она находит свое внешнее, телесное воплощение. Карьера Брежнева, повторяющая в главных чертах карьеры его предшественников – Сталина и Хрущева, позволяет сделать вывод о невозможности для государства советского типа обойтись без вождя. Символ Вождя прослеживается во всей культуре СССР. Много примеров не требуется, достаточно вспомнить тот факт, что в предисловии любой книги, даже научной, всегда было упоминание о вожде. Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о вождях. Например, «Памятник В. Ульянову – гимназисту» в Ульяновске.

    4) «Тоталитарный герой»

    Герой выступает строителем новой жизни, преодолевающим препятствия любого рода и побеждающим всех врагов. И не случайно тоталитарные культуры нашли подходящим для себя определение- «героический реализм».

    Мы остановимся лишь на одном аспекте проблемы - характерной для тоталитарного общества железной и стальной символике. Она была связана с большевизмом с самого его зарождения. Троцкий писал, что псевдоним Сталин, происходящий от слова «сталь», Иосиф Джугашвили взял в 1912 году. «В тот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления. Уже в 1907 году будущие большевики назывались «твердыми», а меньшевики - «мягкими». Плеханов, вождь меньшевиков иронически называл большевиков «твердокаменными». Ленин подхватил это определение как похвалу» 1 . В 1907 году Луначарский говорил о «железной цельности» душ новых борцов. Позже он восторженно писал, что в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа в сталь. В знаменитой книге Николая Островского «Как закалялась сталь» (1932-1934) метафора была распространена на воспитание большевистских кадров. В 30-е годы эта метафорика проникла во все области общественной жизни. Заговорили о «железной воле вождя и партии», о «стальном единстве» большевиков, которых не могут напугать горы полярного льда, о летчиках, этих «железных людях. И это лишь немногие из примеров подобного рода.

    Тоталитарное образование

    В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам, которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая «идеологическая работа». Ярким примером такой работы является такой случай:

    Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» побывал на детском празднике в одной из московских школ. Вот как он описывает празднество: «Сначала вбежали девочки в красных юбках с красными лентами в волосах. Каждая девочка держала в руках красный флажок. Затем вошли мальчики в защитного цвета касках с большими красными звездами на них, речитативом распевая песни о революции, о «празднике, овеянном славой» 2 . Другие дети, одетые в голубое и зеленое, держали в руках букеты осенних листьев, сделанных из пластика, они распевают: «Слава нашей великой родине, пусть в будущем будут она могущественной и прекрасной». Затем вся группа запела, учитель аккомпанировал на фортепьяно:

    Наша родина стоит на страже мира,

    Победоносна Красная армия,

    Наша родина могучая,

    Она охраняет мир».

    В моде была замена имен и новые имена для новорожденных: в загсах вывешивались инструктивно-рекомендательные списки с именами. Предлагались – для девочек: Атлантида, Брунгильда, Индустрия, Октябрина, Февралина, Идея, Коммуна, Маина. Для мальчиков – Червонец, Спартак, Текстиль, Стяг, Владилен.

    6) Тоталитарное искусство

    Основой советского искусства стал соцреализм или социалистический реализм. Тридцатые годы были периодом распространения соцреализма и его победы в СССР. Сущность методов соцреализма заключается в правдивом, исторически конкретном изображении действительности. Характерными чертами соцреализма являются: идейность, партийность и народность. Главной темой соцреализма были воспевания труда, героизм, трудовой подвиг, достижения народного хозяйства.

    Тоталитаризм в литературе

    С оформлением в первой половине 30-х годов теории соцреализма возникла формула об «изображении действительности в ее революционном развитии» 1 . Фактически из сферы изображения ушли все конфликты между личностью и государством, властью, конфликты, возникающие вследствие насильственной коллективизации, административных ссылок, репрессии, конфликты в семьях, в коллективе, на войне, изображение голода, нужды и нищеты. Не следовало писать о смерти (за исключением героической), сомнениях, слабостях и т.п. В журналах были напоминания о необходимости «бичевать недостатки», «все, мешающее нашему движению вперед» 2 . Б. Рюриков писал в то время в одной из своих статей: «…и если наше общество, государство разоблачают и сурово карают врагов народа, врагов нашего строя, то такую же кару, такой же суд над представителями старого мира должна творить и советская литература» 1 . Советские писатели создавали произведения о героическом труде советских людей, опирающемся на высокую сознательность, жертвенное самоотречение.

    Тоталитаризм в архитектуре

    Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять все индивидуальное, особенное, как монументальная архитектура. Достаточно лишь посмотреть на советские города: всюду кирпичные или панельные блоки, одинаковые дома. Повсюду в Советском Союзе, проезжая, путешественник видел эти монолиты с окошками, производившие впечатление тюремных бараков. Строительство жилых домов носило утилитарный характер: только чтобы люди выжили, ничего лишнего. В одинаковых домах жили одинаковые люди.

    Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей (бюсты, памятники Ленину, Сталину) или композиции на тему советских трудящихся. Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной «Рабочий и колхозница» на ВДНХ в Москве.

    Тоталитаризм в музыке

    В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии. В основном марши. Кроме того, советские люди пели песни о вожде, о социализме, о социалистических подвигах. Например:

    Ленин всегда живой,

    Ленин всегда с тобой:

    В горе, надежде и радости;

    Ленин в твоей судьбе,

    В каждом счастливом дне,

    Ленин в тебе и во мне…

    Или, например, песня пионеров:

    Взвейтесь кострами синие ночи,

    Мы – пионеры, дети рабочих.

    Близится эра счастливых годов,

    Клич пионеров – всегда будь готов!

    Тоталитаризм в живописи

    Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат. Плакаты были самые разные: призывы, наставления, программы, объявления, но все они носили агитационный идеологический характер. Кроме того, было много листовок, транспарантов и т.п. Например, знаменитый плакат: «Ты записался добровольцем?» или «Трудовой семестр – на отлично!».

    Ведущими живописцами – соцреалистами были:

    Юрий Пименов «Даешь тяжелую индустрию!»

    Александр Дейнека «Оборона Петрограда», «Текстильщики»

    Борис Иогансон «Допрос коммунистов»

    Управление культурой

    Управление культурой осуществлялось по следующей схеме:

    Отдел ЦК КПСС по культуре (Идеологи)

    Министерство культуры


    Департаменты Министерства культуры,

    например, Союз писателей СССР или Союз художников СССР

    На самом верху, в партии решалось, что нужно писать, рисовать, сочинять, а что не нужно. Потом эти решения доходили до ответственных лиц и организаций.

    Вот как представляли советские идеологи цели творческих союзов: «Задачей Союза художников СССР является содействие художникам в создании высокохудожественных произведений, воспитывающих массы в духе коммунистических идей. Союз ведет работу по повышению идейно политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества» 1 .

    2. КУЛЬТУРА СТАЛИНИЗМА

    К концу 40-х годов в целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей.

    Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях.

    Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного искусства.

    Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биология серьезно пострадала от типично отечественного изобретения –«лысенковщины» и была отброшена в своих исследованиях на многие годы назад.

    В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году – по языкознанию, в 1951 году – по политэкономии. В первой дискуссии партию представлял член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами идеологии, А.А. Жданов, в двух других – И.В. Сталин. Их участие исключало возможность свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры. Так, в четвертое издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану» и «К вопросу о национальностях или об «автономизации», которые не отвечали официальным идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского государства.

    Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.
    В 1948 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян. События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады – оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.

    В 1946 – 1948 годах в ряде постановлений ЦК ВКП (б) («О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели») деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели.

    В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям такие известные деятели культуры, как режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.М.Козинцев, композиторы С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Н.Я. Мясковский.

    В борьбу с «формализмом» активно включилась созданная в 1948 году Академия художеств СССР во главе с А. М. Герасимовым. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.

    О положении в литературе на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году М. Шолохов говорил, что бедствием остается серый поток бесцветных произведений, который наводняет последние годы книжный рынок. Расхожими были сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Образ зазнавшегося директора, которого перевоспитывает новый передовой руководитель, выводящий коллектив из трудностей, — таков набор типажей и уровень понимания общественных проблем.

    Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против «безродных космополитов», которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фоне других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели арестованы, в 1949 году убит С.Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения — театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обвиненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных пациентов.

    Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.

    После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.

    В последнее время читающей публике стали широко известны «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

    Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе «Золотая карета» Л.М. Леонова, «Далекие годы» К. Г. Паустовского, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина, «Звезда» Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли «Молодая гвардия» С.А. Герасимова и «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета.

    3. «ОТТЕПЕЛЬ». СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 50-Х ГОДОВ

    Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами –всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

    Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием «Оттепель» и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель», хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

    Само понятие «оттепель» в социокультурном плане имело два смысла 1:

    символический — оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

    реальный — ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

    Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

    В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников – сталинистов.

    Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

    Какова роль советской интеллигенции в обществе?

    Каковы ее взаимоотношения с партией?

  • Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

    Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).
    В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф.Кочетов – журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкавшие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А.Твардовский – журналы «Новый мир», «Юность»). Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А. Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина.

    Большую роль в закреплении идеологии «оттепели» сыграли пьесы В.Розова, книги В.Аксенова и А.Гладилина, стихи Е.Евтушенко и А.Вознесенского, кинофильм М.Хуциева «Застава Ильича». Правду о сталинизме несли труды А.Солженицина, Е.Гинзбург, В.Шаламова и многих других.
    Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов «Современника» и «Таганки». Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма.

    Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

    Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало «оттепельного» самиздата положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

    Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б.Пастернака (М.Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

    Н.Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм «Девять дней одного года».
    В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста» (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

    В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации — самиздата, передач зарубежных радиостанций.

    Заключение

    Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

    XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

    Культура советского периода — сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

    Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

    В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило — это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.
    Культура и цивилизация

    2014-12-10

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль. Основной набор ролей таков: силы зла («враги народа», «шпионы», «саботажники»); герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых); толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива.

В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности. В общественном сознании 30-х гг. вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространились социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда.

Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя. Социалистический реализм - единственный художественный метод.

Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от потребителей искусства. Бюрократическая иерархия таких союзов обладала невысокой степенью самостоятельности, ей предписывалась роль исполнителя воли высшего партийного руководства. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Выступая в качестве «основного творческого метода» советской культуры - социалистический реализм предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Тем самым художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России, члены которой, руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «народности», разъезжали по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в «Правде» статью с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

Однако художественная практика 30-40-х гг. оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и наиболее ярким историческим персонажам: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Петр Первый» А. Толстого. Советская литература в 30-е гг. достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга «Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького, четвертая книга «Тихого Дона» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и т.п. В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы.

В 30-е гг. создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М.Э йзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы.

Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.