Чацкий победитель или побежденный цитаты. Грибоедов а. с. Зарождение декабристского движения

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек - Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома - «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий - это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» - восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками - вот поступок победителя.

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» — одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

«Горе от ума» - одно из величайших драматургических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана спустя несколько лет после завершения Отечественной войны и незадолго до Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков относительно этого творения: «Кто такой Чацкий - побежденный или победитель?»

Отцы и дети

Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе происходил существенный подъем, который был вызван прежде всего очевидным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и передовых стремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются прочие персонажи. Автор изобразил в комедии борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в общественной ситуации, которая сложилась в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

Зарождение декабристского движения

Французские просветители оказали огромное влияние на мировоззрение молодых дворян, многие из которых становились участниками тайных обществ. Нередко дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако особенно рьяно настроенными молодыми людьми было сформировано оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались самые активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики - казнены.

Революционные идеи

Каким образом эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение «Горе от ума» было задумано автором за пять лет до восстания. В комедии идет речь о молодом образованном человеке, беззаветно любящем девушку, критически относящемся к московскому обществу и, главное, не понятом окружающими. Дело в том, что Чацкий - представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых так много было противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественные порядки, царившие в России, отчего в некоторой степени пострадал.

Единственным представителем молодого поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Чацкому противопоставил автор так называемое Ему противостоит не просто мировоззрение одного-двух персонажей, но целый жизненный уклад, совокупность предрассудков и привычек.

Грибоедов и его современники

Как написать работу по теме «Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение по вызвавшему в свое время массу споров в московском обществе, доставляет немало проблем современным учащимся. Прежде всего, нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была некоторое время запрещена. Затем жители столицы увидели ее в сокращенном цензурой виде. В оригинале же комедия произвела на театральных зрителей неизгладимое впечатление. В пьесе были впервые затронуты чрезвычайно острые вопросы. К тому же героя, подобного Чацкому, в русской драматургии ранее не было.

Революционные идеи героя

Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что в комедии были затронуты важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение относительно истинной службы Отечеству. И все это он сделал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вложил свои мысли, с его помощью высказал передовые взгляды на закостенелость общества. Единственный героем, который осознает необходимость коренных социальных изменений, является Чацкий. Побежденный или победитель он в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не так важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие действующие лица. Такова судьба каждого человека, высказывающего свежие идеи. Особенно если эти идеи расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии проще принять Чацкого за безумца, нежели прислушаться к его словам. И в глазах этого социума он всегда будет побежденным.

Фамусовское общество

В доме Фамусова царят ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что на них строится практически все. Фамусов читает лекции своей дочери о чистоте нравов и ставит свой монашеский образ жизни ей в пример, несмотря на то, что за пять минут до этого заигрывал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного человека, в то время как в его душе есть место лишь для честолюбивых помыслов. Дочь Фамусова способна видеть вранье, но не желает этого делать, поскольку жить в привычной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется Победитель или побежденный этот герой в мире лжи и лицемерия? Чацкий воодушевлен передовыми идеями. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько въелось в уклад жизни Фамусова и его приближенных, что любой спор об истине и чести может привести лишь к поражению.

Софья и Молчалин

В основе произведения лежит любовная история. Когда Чацкий узнает о том, что Софья предпочла его недалекому, однако чрезвычайно целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с этим раскрывается и характер главного героя. На вопрос о том, кто же Чацкий - победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. У зрителей формируется мнение о герое по ходу действия пьесы. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качества, но неспособной полюбить Чацкого, поскольку он оказывается слишком чужим в ее окружении.

Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но обманщиком секретарь Фамусова в начале пьесы предстает лишь в глазах главного героя. Софья не видит лжи в силу своего воспитания, французских романов, которые она читает запоем, и нежелания воспринимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя не самое большое значение имеют его отношения к Софье. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину проясняется ответ на главный вопрос, который ставит перед собой автор сочинения по комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или побежденный? Ответ таков: в извечном споре о лжи и истине способен одержать победу лишь этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детских лет. И пусть фамусовское общество не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться лживыми рассуждениями, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба героев неизвестна зрителю. Но о том, что лживый мир будет разрушен рано или поздно, можно лишь догадаться.

Вон из Москвы!

Чацкого волнуют общественные проблемы. Он осознает ужас крепостничества, при котором уничтожается всякая искренняя мысль. В таком обществе комфортно себя чувствует Молчалин. Чацкому места в нем нет, и он уезжает.

И если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, ответ на вопрос: «Кем является в комедии Чацкий? Победитель или побежденный?» кратко можно дать таким образом: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий уехал, оставив в недоумении и раздражении Фамусовых. Настоящий же победитель должен был остаться и оказать более существенное противостояние реакционному обществу. Хотя, быть может, столкновение во взглядах, изображенное Грибоедовым, стало первым толчком к серьезной революционной деятельности, и прообразом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения? Но вопрос о том, был ли декабристом герой Грибоедова, является темой другой статьи.

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской литературы.
Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек
– Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич
Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова,
Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и
«века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается
Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а
Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой
Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между
Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» - восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат
Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Урок по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Класс: 9

Учитель : Черепова Ольга Андреевна

Оборудование: ручки, текст комедии, презентация, раздаточный материал, схема «рыбий скелет» на ватмане для каждой группы и общий на доске.

Тема: Чацкий: победитель или побежденный? (Урок-исследование по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) Слайд №1

Цели урока:

Образовательная : сформировать личное мнение учащихся о главном герое комедии А. Грибоедова «Горе от ума» А.А.Чацком путём исследования с опорой на текст и высказывания известных писателей и литературных критиков.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательная: прививать навыки демократического стиля общения, формировать умение воздействовать в коллективе

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом окружающим.

А.С.Грибоедов

«Горе от ума» …до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент – 2 мин

Эмоциональный настрой на работу.

Тема нашего урока «Чацкий: победитель или побежденный?

- Как вы объясните её?

ЭПИГРАФ №1- СЛОВА а.Грибоедова. Слайд №2

Чацкий вступает в противоборство с фамусовским обществом – это основной конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество не просто разные, их взгляды противопоставлены.

2. Целеполагание.

Как вы определите цель нашего урока? (Проанализировать поведение Чацкого, обращаясь к тексту комедии и высказываниям писателей и критиков о герое).

- А вы можете сейчас сказать, победитель или побеждённый Чацкий?

- Как мы можем достичь её?

2. Актуализация знаний .

Обратите внимание на 2-й эпиграф. Слайд №2

Оценивая комедию А. Грибоедова как «неразгаданное…и величайшее творение», А.Блок имел в виду прежде всего её главного героя – Чацкого. Прошло уже около двухсот лет с момента её создания, а споры по поводу героев этого произведения не умолкают и по сей день.

Самые жаркие споры ведутся по образу Чацкого. Я предлагаю вам прочитать высказывания писателей и критиков и определить, о победе или поражении героя говорят они .

Что значит победить? Что такое победа? Слайд №4

Победить – 1. Кого-что. Одержать победу над чем-нибудь, кем-нибудь.

2. Перен. Преодолеть, превозмочь, побороть.

Победа – успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.

4.Исследование по теме с использованием стратегии «Фишбоун»

(работа в группах)

Мы проведём исследование с помощью приёма «Фишбоун» - «рыбий скелет»

Напоминаю о правилах работы. СЛАЙД №5

Записываем проблему в «голове рыбы».

Беседа по вопросам:

Начнём исследование с оценки эмоционального состояния Чацкого. Соответствует ли оно настроению победителя? Записываем - НАСТРОЕНИЕ

Каково эмоциональное состояние Чацкого в 1 действии? (д.1, явл.7) У вас есть помощник - ЛЕКСИКА для оценки эмоц. состояния.

Каково в 3-м действии? (Д.3, явл.22)

- … в четвертом? (д. 4, явл. 3, явл. 14)

Как и почему меняется настроение?

ЗАПИСЫВАЕМ –радость, возбуждение меняется на страдание, оскорбление, горе.

Чем вызвана такая смена эмоций? – Любовной драмой.

Записываем – ЛЮБОВЬ.

Как развивается любовная интрига в пьесе?

Каким предстает Чацкий в своем чувстве к Софье? (Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»)

- Как от действия к действию меняется интонация реплик Чацкого, посвященных этому чувству? (Д.2,явл.8, Д.3. явл.1)

Как происходит прозрение героя? (Д.4 явл10, 13).

Что его огорчает: знание того, что он отвергнут, или того, из-за кого он отвергнут? (Д.4 явл. 14).

Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.

ЗАПИШИТЕ (мечта о взаимной любви, о сватовстве сменяется разочарованием, подозрительностью, горьким прозрением)

О каком конфликте мы сейчас вели речь? А какой конфликт ещё изображён А.Грибоедовым? Давайте посмотрим, как ведет себя Чацкий в столкновении с фамусовским обществом.

Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..», явл 4«А судьи кто?...»

Д.3 явл 3,5,6,8, 22

Д.4 явл 14

Служит ли Чацкий? ЗАПИСЫВАЕМ - СЛУЖБА (КАРЬЕРА). Почему? ЗАПИШИТЕ ВЫВОД

(не служит, т.к. хочет служить на благо отечества, «делу, а не лицам»)

Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы? ЗАПИШЕМ – ОТНОШЕНИЕ К ФАМУСОВСКОМУ ОБЩЕСТВУ – ВЫВОД

К кому обращены монологи Чацкого?

Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? - - Чем объясняется эта эволюция?

ЗАПИШИТЕ ВЫВОД (отрицает законы «века минувшего», непримирим к ним, противопоставляет им передовые идеи «века нынешнего»)

Как фамусовское общество реагирует на открытое противостояние ему?Как вы оцените такой метод борьбы с противником? А Чацкий как борется? ЗАПИШЕМ - МЕТОДЫ БОРЬБЫ и ВЫВОД.

Какая самая слабая сторона в образе Чацкого? – ОДИНОЧЕСТВО – ЗАПИШЕМ. Прокомментируйте эту причину.

Что изменяется в доме Фамусова с приездом Чацкого?

А сам Чацкий изменился? Почему он говорит: «Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена»? Что он имеет в виду?

Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?

ЗАПИШЕМ - ВЗГЛЯДЫ - комментарий

ИТАК, мы исследовали, по-моему, все аспекты проблемы. Или у вас есть ещё предложения?

Тогда пора делать вывод и записать его в «хвосте рыбы». А потом от каждой группы ученик представит результат совместной работы и общую точку зрения.

5. Подведение итогов исследования.

-Сломили ли неудачи Чацкого? Чацкий – победитель или побеждённый?

Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе.

«Мильон терзаний» - это не пустая фраза. Свой «мильон терзаний» получает главный герой пьесы Грибоедова. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности. СЛАЙД №6

«Мильон терзаний» - так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Критик очень точно сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь сокрушительный удар качеством силы свежей Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.». Интересно, что критик глубоко и чутко усвоил общечеловеческое содержание образа: это воин, выступающий на рубеже старого и нового.

Чацкий одерживает нравственную победу: представители фамусовского общества его боятся, а он их нет.

Чацкому снова остается в утешение только дорога.

С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на этот вопрос:

С одной стороны, Чацкий – побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим;

Победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комнате ).

И хотя на сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета – так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоевдова в грядущей победе Чацкого ) .

Слово учителя . В комедии – открытый финал. Смысл его заключается в том, что

Грибоедов сознательно не дает однозначного ответа на вопрос – победитель Чацкий или побежденный. Он разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в уста героя то, что мог бы сказать человек декабристского толка.

Но он видит и слабость позиции своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний. Все это своеобразное воплощение авторского взгляда на мир, события, в нем происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.

6. Домашнее задание. Написать развёрнутый ответ на вопрос урока.Слайд№

7. Рефлексия . Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

- Поставленную цель достигли?

- Помог ли вам в этом приём «фишбоун»?

- Изменилось ли у вас мнение о Чацком после исследования?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? В группе?

Оценки

Я благодарю вас за сотрудничество. Мне было интересно с вами общаться.