Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин. Cочинение «Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин Описание быта в евгении онегине

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его “энциклопедией русской жизни”.

В своем стихотворном романе - в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, - поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедичность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой...

Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:


Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

Особенно полно представлен театр того времени - его репертуар, артисты, известные драматурги:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил...

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не.случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец;

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” - это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.

Сей легкой жизнию, друзья!
Напомнил хоть единый звук…
Для призраков закрыл я вежды;;
Чтоб обо мне, как верный друг,
Ее ничтожность разумею,
И наши внуки в добрый час

«Евгений Онегин» богат бытовыми зарисовками. Изображение быта считалось делом третьестепенным и во времена классицизма, и в эпоху господства романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов. При этом в пушкинском изображении быт связан с судьбами людей, с течением жизни в самых различных ее областях, с культурными веяниями, политическими идеями эпохи («Путешествие Онегина», «Десятая глава»). Однако бытовизм у Пушкина не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

При обрисовке типов современного ему общества особенно большое внимание уделяет Пушкин таким факторам общественного и индивидуального развития, как воспитание, просвещение. Он подробно повествует, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал важнейшее значение воспитанию человека, просвещению, идей, характеристике нравов. Вместе с тем в «Евгении Онегине» нет и тени отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XV в. Пушкин точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических и даже экономических деталей. Маркс воспользовался одно! из них, заметив: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар – деньги. Но что деньги – товар, это русские поняли уже давно…»
Другие им вослед идут…
Мне было б грустно мир оставить.
Увы! На жизненных браздах
По тайной воле провиденья,
По отдаленные надежды
И к гробу прадедов теснит.
Восходят, зреют и падут;
Живу, нишу не для похвал;
Мгновенной жатвой поколенья,
Покамест упивайтесь ею,

Пушкин стремится к объективности изображения действительности. Жизнь персонажей романа течет по своей присущей и объективной закономерности в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами. Вместе с тем в лиризме, пронизывающем весь роман, отражена горячая заинтересованность поэта в том, что происходит в жизни, что совершается с его героями. Лирически отступления – это раздумья поэта о жизни, его нравственные размышления. В знаменитых строфах второй песни «Евгения Онегина», которыми восхищался Белинский Пушкин пишет:
Из мира вытеснят и нас!

По поводу этих стихов один из исследователей справедливо замечает: «Представление о собственной смерти неразрывно связывается с объективным представлением бесконечного процесса всеобщей жизни. Человек не умирает: «добрый час», «по тайной воле провиденья», внуки просто вытесняют его, и жизнь продолжается, не прерываясь [Ш на минуту. Вместо того чтобы сосредоточиться на моменте своего личного уничтожения, сознание поэта забегает вперед и созерцает вечную жизнь сменяющихся поколений; вместо отчаяния и страха в нем загорается принять участие в этой жизни после его смерти, оставить после себя такой «памятник», который вечно бы говорил людям о нем и его делах».
Растет, волнуется, кипит
И мало к ней привязан я;
Печальный жребий свой прославить,
Вез неприметного следа
Так наше ветреное племя
Придет, придет и наше время,
Тревожат сердце иногда:
Но я бы, кажется, желал

Интерьер в изображении образов главных героев в романе

«Евгений Онегин»

Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком-либо конкретном пространстве. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развертываются.

Описание окружающего героев пространства является одновременно и детально точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.

Интерье́р (фр. intérieur - внутренний) - архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:

Строительная оболочка - пол, стены, потолок;

Предметное наполнение (оборудование, мебель);

Функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

Интерьер - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

В этом отношении роман Пушкина не является описательным - автор почти нигде не дает детальных картин места действия. В романе нет описания внутреннего убранства обычного помещичьего дома в деревне или интерьера петербургского аристократического особняка на набережной Невы, он делает лишь скупые указания, акцентируя внимание читателя на отдельных деталях.

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет - был устойчивым и выдерживался как в планировке петербургского дома так и в деревенском помещичьем доме, в котором сосредоточена и происходит часть действия романа. Вот в главе 2 автор описывает деревенское жилище Онегина. Читателю передается ощущение силы патриархальной традиции, прочности и надежности бытия, создается атмосфера спокойствия и умиротворения, предполагающая глубокое и серьезное отношение к последующим событиям.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах…

Но здесь же, в нескольких строках, представлено отношение ко всему этому «торжеству старины» самого героя романа. При этом автор не раскрывает мнение Онегина, а акцентирует внимание читателя на внутреннем состоянии главного героя, которое и определяет отношение Евгения к окружающей его обстановке.

…Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

И далее уже никакой торжественности, а следует прозаическое перечисление вполне заурядных бытовых деталей интерьера, которое, собственно, и завершает формирование у читателя целостного представления о деревенском доме Онегина.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года…

Нельзя не обратить внимание, как с помощью интерьера А. Пушкин мастерски создает изумительно точную и пронзительную атмосферу домашней обстановки, простой деревенской жизни, того мира, который меняет представление человека о времени, несет в себе память о прежней жизни. Особенно обращает на себя внимание такая деталь интерьера, как «календарь осьмого года», которая превращается в символ истории и традиции, знаменует собой ушедшее время, подчеркивает вечность бытия.

Но с помощью интерьера поэт не только рисует законченные, исторически точные картины. С помощью интерьера автор дает возможность в динамике развития процесса проследить важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. В качестве примера можно представить сопоставление двух фрагментов, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе.

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов…

Но проходит определенный отрезок времени, происходят события, меняющие судьбы героев романа. Мы смотрим на мир глазами главной героини. Татьяна впервые попадает в пустой дом Онегина и видит, какие вещи его окружали, какие книги он читал, как сквозь мелочи быта проявились его привычки и характер. Все это помогает ей по-настоящему глубоко постичь натуру Онегина, понять его как личность, найти то самое «слово», которое отражало бы его противоречивый внутренний мир.

Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Она глядит: забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал,

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик (…)

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом*.

* - Чугунная статуэтка Наполеона.

Татьяна долго в келье модной

Как очарована стоит…

Косметический салон исчезает, теперь Онегин живет почти в «келье», хотя некоторые светские увлечения им все же не забыты, но он уже больше похож на отшельника, нежели на «мод воспитанника примерного» и «забав и роскоши дитя». Отсутствие роскоши, простота обстановки, «груда книг», немыслимая в его кабинете прежде, портреты романтических кумиров - все это говорит об изменении жизненных ценностей Онегина, об эволюции его внутреннего мира, является свидетельством его духовного роста.

Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа героя романа как художественного единства Пушкин передает посредством описания детали. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт интерьера дворянского жилища онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. Создавая интерьер жилища героя романа, автор проникает в глубины души человека, представляя жилище как овеществленную «модель» его внутреннего «я».

Заключение

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства.

Известное определение Белинского, назвавшего «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. В романе перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.

Но одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу. Описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание сути происходящих в романе событий, заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа.

Зачастую именно быт и интерьер воплощают в себе сущность такого аспекта поэтики литературного произведения, как художественная деталь, становясь важнейшей чертой образа героя романа.

Сочетание точных и органически связанных между собой описаний «мелочей» быта и деталей интерьера помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека, позволяет судить о внутренней культуре общества того времени.

Список литературы и источников.

    Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т.5. 3-е изд. М., Наука, 1964.

    Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953-1959.

    Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. М., 1964.

    Лотман Ю.М. "Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий" - Ленинград: Просвещение, 1980 - с.415

    Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999.

    Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.

    Онегинская энциклопедия: В 2 т./Под общ. ред. Н.И. Михайловой. М., Русский путь, 1999.

    Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.

    Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1976.

Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево.
Пифагор

Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.
Отечественная война 1812 года показала, что русский народ – великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ победитель, народ герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу на фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.
В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая – преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.
Другая же – молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.
Но наша задача – описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором «не вспыхнет мысли в целые сутки» и «везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы». Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.

Мы все учились понемногу
Чему нибудь и как нибудь.

Так, воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

Исправить нравы устаревшей нации

так же трудно, как сделать белым

черное дерево.

Пифагор

Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.

Отечественная война 1812 года показала, что русский народ - великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ-победитель, народ-герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу па фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.

В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая -преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.

Другая же - молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.

Но наша задача - описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором «не вспыхнет мысли в целые сутки» и «везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы». Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так, воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Нa самом же доле образования в обществе не требуется новее, а для того чтобы блеснуть воспитанием, необходимо всего лишь знать французский и уметь «кланяться непринужденно» и танцевать, а также «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре».

В среде столичных дворян нет дружбы и любви, они полностью поглощены собой. Дворяне по своей природе космополиты, люди без родины, они увлекаются всем иностранным, говорят «на смеси французского с нижегородским», не зная до конца родного языка, для них нет понятия Родины и патриотизма.

Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегину так быстро наскучило это общество, почему он отвернулся от всех его прелестей, поняв его суть.

Но и поместное дворянство не обрадовало героя. Если споличное дворянство с его пороками было сливками всего русского общества, то о провинциальных помещиках, живших в изоляции от всего мира, невозможно было сказать даже пары добрых слов.

Жизнь этих людей была настолько скучна, однообразна и лишена смысла, что Онегину даже не хотелось с ними видеться. Характерный пример провинциального помещика дядя Онегина, сорок лет давивший мух и бранившийся с ключницей. Сорок лет «растительного» образа жизни этого человека обеспечивал труд крепостных крестьян.

Другой помещик - Дмитрий Ларин, жизнь которого «катится спокойно». Все управление поместьем взяла на себя ого бойкая жена, а Ларину остается только ежедневно дожидаться вечера, когда к ним собираются друзья, чтобы «и потужить, и позлословить, // И посмеяться кой о чем».

Пушкин очень хорошо характеризует провинциальных помещиков, давая им меткие фамилии: Петушков, Буянов, Скотинины, Пустяков. Они говорят об этих людях так много, что продолжения характеристики не требуется.