Бельгия - Художники Бельгии!!! (бельгийские художники). Бельгийская живопись XVII столетия Какой из этих художников бельгийский

Ян ван Эйк - ключевая фигура Северного Возрождения, его основоположник.

Ван Эйк считался изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Однако благодаря ему масло получило всеобщее признание.

В течение 16 лет художник был придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго, господина и вассала также связывала крепкая дружба, герцог принимал живое участие в судьбе художника, а ван Эйк стал посредником в женитьбе господина.

Ян ван Эйк был настоящей «личностью эпохи Возрождения»: хорошо знал геометрию, имел определенные познания в химии, увлекался алхимией, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Oscar De Vos, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Francis Maere, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Рене Магритт (1898, Лессин 1967, Брюссель)

Большой шутник и каверзник Рене Магритт однажды сказал: «Смотрите, я рисую трубку, но это не трубка». Используя абсурдное сочетание обычных предметов, художник наполняет свои картины метафорами и скрытыми смыслами, которые заставляют задуматься об обманчивости видимого, таинственности обыденного.

Однако Магритт всегда был в стороне от остальных сюрреалистов, а скорее причислял себя к магическим реалистам, в частности из-за того, что как ни удивительно, не признавал роли психоанализа.

Мать художника покончила с собой, спрыгнув с моста, когда ему было 13 лет, некоторые исследователи считают, что «фирменный» образ загадочного мужчины в пальто и котелке родился под впечатлением этого трагического события.

Где посмотреть:

В 2009 году Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе выделили коллекцию художника в отдельный музей, посвященный его творчеству.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Поль Дельво (1897, Анте - 1994, Вёрне, Западная Фландрия)

Дельво был одним из наиболее успешных художников-сюрреалистов, несмотря на то, что никогда официально не состоял в этом движении.

В печально-таинственном мире Дельво женщина всегда занимает центральное место. Особое глубокое молчание окружает женщин на картинах, они словно находятся в ожидании мужчин, которые пробудят их.

Классический сюжет в изображении Дельво — женская фигура на фоне городского или сельского пейзажа, данного в перспективе, окружённая загадочными элементами.

Писатель и поэт Андре Бретон даже как-то заметил, что художник делает «наш мир Царством Женщины — повелительницы сердец».

Дельво учился на архитектора в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, но потом перешёл в класс живописи. Однако архитектура всегда принимает активное участие в его картинах.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke , Галерея Lancz, Галерея Guy Pieters

Вим Дельвуа (род. 1965)

Остросовременное, нередко провокационное и ироничное творчество Вима Дельвуа демонстрирует обычные предметы в новом для них контексте. Художник соединяет современные и классические сюжеты в тончайшие ссылки и параллели.

К числу самых известных произведений художника относятся «Клоака» (2009-2010) - машина, пародирующая действие пищеварительной системы человека, и «Арт-ферма» около Пекина, на которой Дельвуа создает тату-картины на спинах свиней.

Наибольшую популярность получила его серия псевдоготических скульптур, в которой ажурная резьба сочетается с современными сюжетами.Одна из таких («Cement Truck») стоит возле брюссельского театра KVS.

Где посмотреть:

В Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя, M HKA (Антверпен), в январе в Maison Particuliere Вим Дельвуа станет приглашенным художником на коллективной выставке «Табу». Также скульптура «Бетономешалка» установлена напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille.

Большинство его работ постоянно колесят по миру, экспонируясь на самых лучших арт-площадках.

Где купить:

Ян Фабр (род.1958, Антверпен)

Всесторонне одаренный Ян Фабр известен своими провокационными перформансами, он также писатель, философ, скульптор, фотограф и видеоартист и считается одним из самых радикальных современных хореографов.

Художник - внук неутомимого исследователя бабочек, букашек и паучков

Жана-Анри Фабра. Возможно поэтому мир насекомых является одной из ключевых тем его творчества, наравне с человеческим телом и войной.

В 2002 Фабр по заказу королевы Бельгии Паолы оформил потолок Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе (кстати, впервые после Огюста Родена) миллионами крылышек жуков. Композиция носит название Heaven of Delight (2002).

Однако за переливающейся поверхностью художник напоминает королевской семье о страшном позоре — огромных человеческих жертвах среди местного населения Конго во время колонизации короля Леопольда II ради добычи алмазов и золото.

По словам художника, консервативному бельгийскому обществу это, мягко говоря, не понравилось: «Простого обывателя зачастую раздражает мысль о том, что Королевский Дворец оформлен художником, который открыто призывает не голосовать за правых».

Где посмотреть:

Кроме Королевского дворца, работы Яна Фабра можно увидеть в Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя , где установлена среди прочих его инсталляция «Синий взгляд», Музее Актуального Искусства Гента (S.M.A.K .), M HKA (Антверпен), Belfius Art Collection (Брюссель), Музей Икселя (Брюссель), а также на кураторских временных выставках в Maison Particuliere , Villa Empain , Vanhaerents Art Collection и др.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Guy Pieters

культура

Бельгийские художники

Пик расцвета живописи в Бельгии приходится на период бургундского правления в 15 веке. В эпоху Ренессанса художники писали портреты со сложными деталями. Это были жизненные и неидеализированные картины, в которых художники старались добиться максимального реализма и ясности. Такой стиль в живописи объясняется влиянием новой голландской школы.

Для бельгийской живописи 20 столетие стало вторым золотым веком. Но художники уже отступили от принципов реализма в живописи и обратились к сюрреализму. Одним из таких художников стал Рене Магритт.

Бельгийская живопись имеет старинные традиции, которыми бельгийцы по праву гордятся. В Антверпене расположен дом-музей Рубенса, а в Брюсселе - Королевский музей изобразительных искусств. Они стали проявлением глубокого уважения бельгийцев к своим художникам и старинным традициям в живописи.

Фламандские примитивисты

Еще в конце средних веков в Европе обратили внимание на живопись во Фландрии и Брюсселе. Ян Ван Эйк (около 1400-1441 гг.) совершил переворот во фламандском искусстве. Он стал первым, кто для изготовления стойких красок начал использовать масло, а смешивать краски - на холсте или дереве. Эти нововведения позволили сохранять картины дольше. В эпоху Ренессанса начала распространяться панельная живопись.

Ян Ван Эйк стал основоположником школы фламандского примитивизма, изображая на полотнах жизнь в ярких красках, в движении. В Гентском соборе находится алтарь-полиптих «Поклонение Агнцу», созданный знаменитым художником и его братом.

Фламандский примитивизм в живописи отличается особо реалистичными портретами, ясностью освещения и тщательным изображением одежд и текстур тканей. Одним из лучших художников, творивших в этом направлении, был Рогирде ла Пастюр (Рогир Ван дер Вейден) (около 1400-1464 гг.). Одной из знаменитых картин Рогирде ла Пастюра является «Снятие с креста». Художник объединил силу религиозных чувств и реализм. Картины Рогирде ла Пастюра вдохновляли многих бельгийских художников, наследовавших новую технику.

Возможности новой техники расширил Дирк Баутс (1415-1475 гг.).

Последним фламандским примитивистом считается Ханс Мемлинг (около 1433-1494 гг.), на картинах которого изображен Брюгге 15 века. Первые картины, изображавшие индустриальные европейские города, написал Иоахим Патинир (около 1475-1524 гг.).

Династия Брейгелей

На бельгийское искусство в начале 16 века большое влияние оказывала Италия. Художник Ян Госсарт (около 1478-1533 гг.) учился в Риме. Для написания картин для правящей династии герцогов Брабантских он выбирал мифологические сюжеты.

В 16-17 вв. самое большое влияние на фламандское искусство оказало семейство Брейгелей. Одним из лучших художников фламандской школы был Питер Брейгель Старший (около 1525-1569 гг.). Он приехал в Брюссель в 1563 году. Наиболее известными его произведениями являются полотна с изображениями комичных фигур крестьян. Они дают возможность окунуться в мир средних веков. Одной из знаменитых картин Питера Брейгеля Младшего (1564-1638 гг.), писавшего полотна на религиозные темы, является «Перепись в Вифлееме» (1610 гг.). Ян Брейгель Старший (1568-1625 гг.), которого еще называют Брейгель «Бархатный», писал сложные натюрморты, изображавшие цветы на фоне бархатных драпировок. Ян Брейгель Младший (1601-1678 гг.) писал великолепные пейзажи, и был придворным художником.

Художники Антверпена

Центр бельгийской живописи в 17 веке переместился из Брюсселя в Антверпен - центр Фландрии. В большой степени на это повлияло то, что один из первых всемирно известных фламандских художников Питер Пауль Рубенс (1577-1640 гг.) проживал в Антверпене. Рубенс писал великолепные пейзажи, картины с мифологическим сюжетом и был придворным художником. Но наиболее известны его полотна, изображающие пышнотелых женщин. Популярность Рубенса была так велика, что фламандские ткачи создали большую коллекцию гобеленов с изображением его великолепных картин.

Ученик Рубенса придворный портретист Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.) стал вторым художником из Антверпена, получившим мировую известность.

В Антверпене поселился Ян Брейгель Старший, а его зять Давид Тенирс II (1610-1690 гг.) учредил в 1665 году Академию художеств в Антверпене.

Европейское влияние

В 18 веке еще оставалось влияние Рубенса на искусство, поэтому в развитии фламандского искусства не произошло существенных изменений.

С начала 19 века начало ощущаться сильное воздействие прочих европейских школ на искусство Бельгии. В фламандскую живопись Франсуа Жозеф Навез (1787-1869 гг.) добавил неоклассицизм. Константен Менье (1831-1905 гг.) отдал предпочтение реализму. Гийом Вогельс (1836-1896 гг.) писал в стиле импрессионизма. Сторонником романтического направления в живописи был брюссельский художник Антуан Вирц (1806-1865 гг.).

Тревожащие, искаженные и размытые картины Антуана Вирца, такие как работа «Поспешная жестокость», выполненная около 1830 года, являются началом проявления в искусстве сюрреализма. Фернанд Кнопф (1858-1921 гг.), известный пугающими портретами с изображением сомнительных женщин, считается ранним представителем школы бельгийского символизма. На его творчество повлиял Густав Климт, немецкий романтик.

Джеймс Энсор (1860-1949 гг.) стал еще одним художником, творчество которого двигалось от реализма к сюрреализму. На его полотнах нередко изображены таинственные и жуткие скелеты. Общество художников «LesVingt» (LesXX) в 1884-1894 гг. организовало в Брюсселе выставку работ известных зарубежных авангардистов, тем самым оживив культурную жизнь в городе.

Сюрреализм

С начала 20 века в бельгийском искусстве ощущается влияние Сезанна. В этот период в Бельгии появились фовисты, изображающие залитые солнцем яркие пейзажи. Ярким представителем фовизма стал скульптор и художник Рик Ваутерс (1882-1916 гг.).

В середине двадцатых годов 20 столетия в Брюсселе появился сюрреализм. Рене Магритт (1898-1967 гг.) стал ярким представителем этого направления в искусстве. Сюрреализм начал развиваться еще в 16 веке. В таком стиле написаны фантасмагорические картины Питера Брейгеля Старшего и Босха. В полотнах Магритта нет ориентиров, он определил свой сюрреалистический стиль, как «возвращение от знакомого к чуждому».

Поль Дельво (1897-1989 гг.) был более эпатажным и эмоциональным художником, на его полотнах изображены причудливые, элегантные интерьеры с туманными фигурами.

Движение КоБрА в 1948 году агитировало абстракционизм. На смену абстракционизму пришло концептуальное искусство, во главе которого стоял Марсель Брудтаерс (1924-1976 гг.) - мастер инсталляций. Брудтаерс изображал привычные предметы, такие как наполненная мидиями кастрюлька.

Гобелены и кружева

Бельгийские гобелены и кружева уже на протяжении шестисот лет считаются роскошью. В 12 веке во Фландрии начали вручную изготавливать гобелены, позже их начали делать в Брюсселе, Турне, Ауденарде и Мехелене.

С начала 16 века в Бельгии начало развиваться искусство изготовления кружев. Кружева плелись во всех провинциях, но более всех ценились кружева из Брюсселя и Брюгге. Нередко наиболее искусным кружевницам покровительствовали аристократы. Для знати прекрасные гобелены и изысканные кружева считались признаком их положения. В 15-18 вв. кружева и гобелены были главным товаром на экспорт. И сегодня Бельгия считается родиной самых лучших гобеленов и кружев.

Фламандские города Турне и Аррас (сегодня находится на территории Франции) к началу 13 века стали знаменитыми европейскими ткацкими центрами. Развивалось ремесло и торговля. Техника позволяла делать более тонкие и дорогие работы, в шерсть стали добавлять нити настоящего серебра и золота, что увеличивало стоимость изделий еще больше.

Переворот в изготовлении гобеленов сделал Бернард Ван Орли (1492-1542 гг.), объединивший в рисунках фламандский реализм и итальянский идеализм. Позже фламандских мастеров переманили в Европу, и к концу 18 столетия вся слава фландрских гобеленов перешла к парижской фабрике.

Бельгия круглый год

Бельгийский климат является типичным для севера Европы. Именно по этой причине проведение праздников может осуществлять как на улице, так и в домашних условиях. Погодные условия отлично позволяют выступать столичным артистам, как на стадионах, так и в старинных зданиях. Жители Бельгии умеют использовать смену времен года. Например, в летнее время года происходит открытие цветочного фестиваля в столице. Гранд-Плас каждый второй август покрыт миллионами цветов. Открытие сезона танцев, кино и театра происходит в январе. Здесь своего зрителя ждут премьеры от «автомобильных кинотеатров» до старых аббатств.

В Брюсселе можно круглогодично наблюдать прохождение различных фестивалей. Здесь можно увидеть роскошные, полные жизни исторические процессии. Их устраивают каждый год еще со средневековых времен. Тут демонстрируются новейшие экспериментальные искусства Европы.

Праздники

  • Новый год - 1 января
  • Пасха - плавающая дата
  • Чистый понедельник - плавающая дата
  • День труда - 1 мая
  • Вознесение - плавающая дата
  • Троицын день - плавающая дата
  • Духов понедельник - плавающая дата
  • Национальный день Бельгии - 21 июля
  • Успение - 15 августа
  • День всех святых - 1 ноября
  • Перемирие - 11 ноября
  • Рождество - 25 декабря
Весна

Когда весенние дни в Бельгии удлиняются, происходит оживление культурной жизни. Сюда начинают приезжать туристы. Проведение музыкальных фестивалей происходит прямо на улице. Когда зацветают городские парки, для посетителей открывают тропические теплицы Лайкена, которые известны всему миру. К знаменательному празднику Пасхи бельгийские шоколадницы заняты приготовлением всевозможных сладостей.

  • Международный кинофестиваль фэнтези (3-я и 4-я неделя). Любителей чудес и странностей ждут новые фильмы в кинотеатрах по всей столице.
  • Арс Музыка (середина марта - середина апреля). Данный праздник является одним из лучших европейских фестивалей. На него приезжают знаменитые исполнители. Зачастую проведение концертов происходит в Музее старых мастеров. На этом фестивале присутствуют все музыкальные знатоки.
  • Евроантика (последняя неделя). Стадион Эйзеля полон посетителей и продавцов, которые хотят приобрести, либо продать антикварные вещи.
  • Пасха (Пасхальное воскресенье). Существует такое поверье, что перед праздником Пасхи церковные колокола улетают в Рим. Возвращаясь, они в полях и лесах специально для деток оставляют пасхальные яйца. Таким образом, каждый год более 1000 раскрашенных яиц взрослые прячут в Королевском парке, а детишки всего города собираются для их поиска.

Апрель

  • Весеннее барокко на Саблон (3-я неделя). На знаменитой площади Гранд-Саблон собираются молодые бельгийские таланты. Они исполняют музыку XVII века.
  • Королевские оранжереи в Лайкене (12 дней, даты варьируются). Когда начинают цвести кактусы, а также всевозможные экзотические растения, специально для публики открываются личные оранжереи бельгийской королевской семьи. Помещения выполнены из стекла и отделаны железом. Здесь от непогоды хранится большое количество всевозможных редких растений.
  • Фестиваль во Фландрии (середина апреля - октябрь) Данный фестиваль представляет собой музыкальный пир, в котором смешиваются всевозможные стили и направления. Здесь происходит выступление более 120 знаменитых оркестров и хоров.
  • «Экранные сцены». (3-я неделя - конец). Специально для зрителей ежедневно представляют новые европейские фильмы.
  • Празднование дня Европы (7-9 мая). В связи с тем, что Брюссель является европейской столицей, то на празднике это лишний раз подчеркивается. Например, даже Манекен-Пис переодет в синий костюм, который украшен желтыми звездочками.
  • Кюнстин-Фестиваль искусств (9-31 мая). В этом фестивале участвуют молодые актеры театров и танцоры.
  • Конкурс королевы Елизаветы (май - середина июня). На этом музыкальном конкурсе собираются поклонники классики. Этот конкурс проходит уже более сорока лет. На нем выступают молодые пианисты, скрипачи и певцы. Известные дирижеры и солисты выбирают среди них наиболее достойных исполнителей.
  • 20-километровый забег в Брюсселе (последнее воскресенье). Проведение пробежек в столице, в которых принимают активное участие более 20 000 любителей, а также профессиональных бегунов.
  • Джаз-ралли (последний выходной). Маленькие джазовые ансамбли выступают в бистро и кафе.
Лето

В июле в Омменганге открывается сезон придворного великолепия. Это достаточно старый обычай. Огромная процессия движется по Гранд-Плас и прилегающим улицам. В это замечательное время года можно услышать музыку различных направлений. Исполнители могут играть музыку в различных местах, например, на огромном стадионе «Король Бодуэн» в Эйзеле или в маленьких кафе-барах. В день празднования дня независимости все бельгийцы приходят на ярмарку Миди. Она проходит на площади, на которой устанавливаются лотки и сооружаются дорожки.

  • Брюссельский летний фестиваль (начало июня - сентябрь). Проведение концертных программ происходит в известных старинных зданиях.
  • Фестиваль в Валлонии (июнь - октябрь). Проведение серии гала-концертов в Брюсселе и Фландрии позволяет представить зрителю наиболее одаренных молодых бельгийских солистов и оркестрантов.
  • Фестиваль кафе «Кулёр» (последняя неделя). На протяжении трех дней проходит очень модная программа на перестроенном складе «Тур-э-Такси». Зрителя ожидают африканские барабанщики, сальса, этническая музыка и кислотный джаз.
  • Праздник музыки (последний выходной). Две недели подряд проходят бенефисы и концерты в городских залах и музеях, которые посвящены мировой музыке.
Июль
  • Оммеганг (1-й выходной июля). Со всего мира приезжают туристы, которые желают посмотреть на это действие. Этот фестиваль проходит в Брюсселе еще с 1549 года. Данная процессия (или, как ее называют, «обход») огибает Гранд-Плас, все улицы, которые к нему прилегают, и движется по кругу. Здесь принимают участие более 2000 участников. Благодаря костюмам они превращаются в городских жителей эпохи Возрождения. Парад проходит мимо высокопоставленных бельгийских чиновников. Билеты необходимо заказывать заранее.
  • Джаз-фолк фестиваль «Броселла» (2-й выходной). Фестиваль проходит в парке Оссегхем (Osseghem). На него съезжаются все знаменитые музыканты из Европы.
  • Летний фестиваль в Брюсселе (июль - август). В это время года музыканты играют классические произведения в Нижнем и Верхнем городе.
  • Ярмарка Миди (середина июля - сер. августа). Проведение ярмарки на знаменитой брюссельской станции Гардю-Миди. Данное мероприятие проходит целый месяц. Оно очень нравится детям. Эта ярмарка считается самой большой в Европе.
  • День Бельгии (21 июля). Проведение военного парада в честь дня независимости, который празднуется с 1831 года, после чего запускается фейерверк в Брюссельском парке.
  • Дни открытых дверей в Королевском дворце (последняя неделя июля - 2-я неделя сентября). Для посетителей открываются двери Королевского дворца. Данное мероприятие проводится шесть недель подряд.
Август
  • Майское дерево (Мейбоом) (9 августа). Это празднество возникло еще в 1213 году. Участники этого действия переодеваются в огромные костюмы - куклы. Шествие проходит по Нижнему городу. Оно останавливается на Гранд-Плас, затем там ставят «майское дерево».
  • Цветочный ковер (середина августа, раз в 2 года). Данный праздник проходит через год. Здесь отдается дань цветоводству в Брюсселе. Весь Гранд-Плас покрывают свежими цветами. Общая площадь такого ковра составляет, примерно, 2000 м².

Осень

Осенью развлекательные мероприятия бельгийцев перемещаются под крышу - в кафе или культурные центры, где можно послушать современную музыку. В течение «дней наследия» публика имеет возможность насладиться архитектурой, посещая частные дома, закрытые для посетителей в другое время, и осматривая находящиеся там коллекции.

Сентябрь

  • День рождения Манекен-Пис (последний выходной).
  • Знаменитую скульптуру писающего мальчика переодевают в очередной костюмчик, подаренный каким-либо высокопоставленным зарубежным гостем.
  • Фестиваль «Счастливый город» (первый выходной).
  • В это время проводится около 60 концертов в трёх десятках лучших брюссельских кафе.
  • «Ботанические ночи» (последняя неделя).
  • Во французском культурном центре «Ле Ботаник», расположенном в бывших оранжереях Ботанического сада, проводится серия концертов, которая доставит удовольствие всем ценителям джазовой музыки.
  • Дни наследия (2-е или 3 выходной).
  • На несколько дней многие охраняемые здания и частные дома, а также закрытые коллекции произведений искусства открывают двери для посетителей.
Октябрь
  • Джазовый фестиваль «Ауди» (середина октября - середина ноября).
  • По всей стране раздаются звуки джаза, разбавляя осеннюю скуку. Играют местные исполнители, но во Дворце изящных искусств в Брюсселе частенько выступают и некоторые звезды европейской величины.
Зима

Зимой в Бельгии обычно идут дожди и снегопады, поэтому практически все мероприятия в этот период переносятся под крышу. В картинных галереях проводятся выставки мирового значения, а на кинофестивале в Брюсселе можно увидеть работы как известных мастеров, так и молодых талантов. Перед рождественскими праздниками Нижний город расцвечивается яркой иллюминацией, а в Рождество столы бельгийцев украшают традиционные блюда.

  • «Ноктюрн Саблона» (последний выходной). Все торговые точки и музеи площади Гранд-Саблон не закрываются до позднего вечера. По всей ярмарке разъезжают повозки с запряженными лошадками, развозя покупателей, а на главной площади все желающие могут отведать настоящий глинтвейн.
Декабрь
  • День Св. Николая (6 декабря).
  • По поверью, в этот день в город приезжает покровитель Рождества Санта-Клаус, а все бельгийские дети получают конфеты, шоколад и другие подарки.
  • Рождество (24-25 декабря).
  • Как и в других католических странах, Рождество в Бельгии празднуют вечером 24 декабря. Бельгийцы обмениваются подарками, а на следующий день едут навестить родителей. Всевозможные рождественские атрибуты украшают улицы столицы вплоть до 6 января.
Январь
  • День короля (6 января).
  • В этот день готовят специальные миндальные «королевские лепешки», и все желающие ищут спрятанную там горошину. Нашедшего её объявляют королём на всю праздничную ночь.
  • Брюссельский кинофестиваль (середина - конец января).
  • Премьерный показ новых фильмов с участием европейских кинозвёзд.
Февраль
  • Ярмарка антиквариата (2-я и 3-я неделя).
  • Во Дворце изящных искусств собираются продавцы антиквариата со всех концов света.
  • Международный фестиваль комиксов (2-я и 3-я неделя).
  • Авторы и художники комиксов съезжаются в город, оказавший сильное влияние на искусство рисования комиксов, чтобы поделиться опытом и продемонстрировать новые работы.
Кто стоит у руля бельгийского арт-рынка? Ян Фабр, Люк Тюйманс и Франсис Алюс

В 2011 году на европейском арт-рынке со скромной долей 1,11 % Бельгия заняла только шестое место, пропустив вперед не только Великобританию, Францию и Германию, но и Швецию с Италией. Впрочем, невысокое положение бельгийского арт-рынка отнюдь не отражает того успеха, которого добились на международном уровне бельгийские художники. Четыре бельгийца вошли в Тор-30 современных европейских авторов в 2011 году, а это значит, что Бельгия стала третьей наиболее широко представленной страной в этом рейтинге после Великобритании и Германии.

Тор-10 аукционных результатов современных бельгийских художников в 2011 году

Работа

Результат, долларов

Аукцион

Люк Тюйманс

Deal - No deal (2011)

Люк Тюйманс

Пасха (2006)

Вим Дельво

Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C (2004)

Люк Тюйманс

Берег (2011)

Человек, измеряющий облака (1998)

Франсис Алюс

Вечный жид (2011)

Человек, дающий огонь (2002)

The Battle in the Hour Blue (1989)

Франсис Алюс

Без названия (Мужчина / женщина с туфлей на голове) (1995)

Антропология планеты (2008)

В 2011 году среди бельгийских художников Люк Тюйманс (Luc Tuymans) был не только самым продаваемым, но и самым щедрым. По сути, два из трех его лучших результатов за год были достигнуты на благотворительных аукционах. Его работа «Deal - No deal» («Везет - не везет») была предложена покупателям 22 сентября на нью-йоркских торгах Christie"s «Художники для Гаити» (выручка пошла на помощь пострадавшим от землетрясения 2010 года). Картину Тюйманса купили за 956 500 долларов, значительно дороже эстимейта 600–800 тысяч долларов. Работа «Deal - No deal» была создана Тюймансом в Брюгге. Автор рассказывает, что его вдохновил одинокий мужчина, игравший на автомате в углу ночного бара после полуночи. На масштабном (200 х 130) полотне Тюйманса игрок пребывает в смятении и растерянности.

ЛЮК ТЮЙМАНС Deal - No deal. 2011
Источник: christies.com
ЛЮК ТЮЙМАНС Берег. 2011
Источник: arcadja.com

Несколько недель спустя Такаси Мураками организовал благотворительный аукцион в пользу жертв землетрясения в Японии, на котором работа Тюйманса «Берег» (2011) была продана за 260 тысяч долларов. В этой картине маслом художник переработал свою более раннюю шелкографию «Берег» 2005 года, основанную на фотографии Polaroid с ночным прибоем. В новом варианте набегающая на берег волна и ночное небо приобрели оттенки серого и белого. В этой работе автор выразил свое личное отношение к трагедии страны, пострадавшей от землетрясения и цунами.

Еще одна работа Тюйманса - «Пасха» (2006) - в мае была продана на нью-йоркских торгах Sotheby"s за 800 тысяч долларов. Картина относится к серии работ Тюйманса, исследующих влияние ордена иезуитов на различные системы принятия решений (политическую, религиозную и проч.). С этими рекордными результатами цены на Тюйманса почти что вернулись к пиковому уровню 2005 года, когда в Тейт Модерн проходила его ретроспектива. А совсем недавно в Брюсселе завершилось путешествие передвижной выставки Тюйманса, посетившей до этого Чикаго, Коламбус, Даллас и Сан-Франциско.


ВИМ ДЕЛЬВО
Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C. 2004
Источник: m.sothebys.com

ВИМ ДЕЛЬВО Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C (фрагмент) . 2004
Источник: m.sothebys.com

Бельгийский художник Вим Дельво (Wim Delvoye) занимает третью строчку рейтинга со своими «Моделями грузовика и экскаватора Caterpillar 5C» (2004), проданными на лондонских торгах Sotheby"s 13 октября за 297,7 тысячи долларов. Выполненные в знаковом для художника стиле маленький грузовичок и экскаватор стали самой дорогой работой Дельво, проданной на открытых торгах. Вырезанные из стали при помощи лазера ажурные готические узоры напоминают о фламандских корнях художника. Дельво долго считали «плохим мальчиком» бельгийского современного искусства - именно он попробовал набивать татуировки свиньям и изобрел аппарат по производству экскрементов «Клоака». За последний год помимо скандальной известности к художнику пришел и коммерческий успех: три его произведения были проданы дороже 150 тысяч долларов - столько же, сколько за предыдущие четыре года.

Яна Фабра (Jan Fabre) так же, как и Дельво, нельзя причислить к ангелам, но репутация провокатора не помешала ему занять четыре строчки в рейтинге самых преуспевающих бельгийских авторов. Его лучший результат 2011 года стоит на пятом месте в общенациональном зачете. Вторичный рынок работ Фабра наконец начал соответствовать тому уровню международного признания, которого добился художник в последнее время (Ян Фабр, например, был приглашенным художником бельгийского павильона на Венецианской биеннале). Бронзовая статуя «Человек, измеряющий облака» (1998) на торгах Christie"s 15 октября достигла цены молотка 252,4 тысячи долларов - лучшей для художника в 2011 году. Всего Фабр изготовил 8 слепков этой скульптуры; один из них в 2009 году ушел с молотка примерно за 230 тысяч долларов; а еще один уже в этом году, 16 февраля, был продан за 267 тысяч, чем обновил прошлогодний персональный рекорд художника и подтвердил рост цен на рынке его работ. В текущем рейтинге есть еще парочка скульптур Яна Фабра: «Человек, дающий огонь» (233,6 тысячи долларов, Christie"s, Лондон) и «Антропология планеты» (197,9 тысячи долларов, Sotheby"s, Амстердам). Интересно, что одна из самых дорогих работ Фабра в 2011 - «The Battle in the Hour Blue» (221,6 тысячи долларов, Christie"s, Лондон) - рисунок, в то время как все предыдущие результаты графических работ Фабра не превышали 28 тысяч долларов. Работа представляет собой трех жуков-оленей, закрепленных в центре листа бумаги, сплошь закрашенного шариковой ручкой. Это самая старая работа рейтинга - Фабр создал ее еще в 1989.

С ноября 2004 по май 2008-го 12 работ Франсиса Алюса (Francis Alys) ушли с молотка дороже 150 тысяч долларов. С июня 2008 по май 2011 лишь одна его работа достигла результата свыше 80 тысяч долларов. На рынок произведений Алюса кризис повлиял кардинальным образом: в период 2008–2010 цены на его работы упали на 37 процентов. В 2011 в Тейт Модерн прошла одна из самых исчерпывающих выставок бельгийца - «История обмана». Сейчас спрос на работы Алюса снова вырос: в 2011 году без покупателей остался только 21 процент его работ, в то время как в 2009-м этот показатель равнялся 40 процентам. Поэтому не удивительно, что две из них попали в текущий рейтинг. Начинавший как архитектор, Франсис Алюс в своих работах исследует взаимодействие человека и пространства при помощи разнообразнейших техник - от живописи до перформанса. На уже упомянутом благотворительном аукционе «Художники для Гаити» большая работа Алюса маслом «Le juif errant» («Вечный жид») и несколько подготовительных рисунков к ней ушли за 248 тысяч долларов. Картина отражает тему миграции с точки зрения мифологии. Другой превосходный результат принесла работа «Без названия» («Мужчина/женщина с туфлей на голове»): при довольно смелом эстимейте 100–150 тысяч долларов (если учитывать последнюю продажу этой работы в 2004 за 70 тысяч долларов) работа была продана вдвое дороже - за 200 тысяч долларов.

Пока что свои лучшие аукционные результаты бельгийские художники зарабатывают не у себя дома. Тем не менее Бельгия ответственна за четверть от всех проданных лотов этих четырех авторов, которая соответствует 11 процентам от суммарной выручки за их работы на аукционах.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

О бельгийских художниках читайте также:
Ян Фабр - художник и энтомолог ;
Третья Московская биеннале современного искусства. Люк Тюйманс ;
Top-10 Newsweek. Франсис Алюс: искусство как комментарий к экзистенции .



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Н. Степанлн (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура)

Уже в последнее десятилетие 19 в. в искусстве Бельгии появляются первые признаки отхода от демократических, народных основ, сформировавших творчество крупнейшего бельгийского художника Константена Менье. Жизненная сила и величие образов Менье оказались недоступны его младшим современникам. В дальнейшем судьбы искусства Бельгии складываются во многом противоречиво и драматически.

Реалистическое направление, возникшее в бельгийской живописи 19 в.. развивается такими мастерами, как Леон Фредерик (1856-1940), Эжен Лармане (1864-1940) и другие. Простые люди, их будни - вот тема произведений этих мастеров, однако в ее трактовке они отходят от героической монументальности, активности и цельности, так свойственных скульптуре и живописным полотнам К. Менье. Люди на полотнах Л. Фредерика предстают в гораздо более обыденном, бытовом плане. Мистические тенденции сочетаются в бельгийском искусстве с элементами натурализма, фотографической точности в передаче пейзажа, типажа, с особой унылостью, подводящей зрителя к мысли об извечности трагической безысходности миропорядка. Даже такое значительное по своей теме произведение, как «Вечер стачки» Э. Ларманса (1894), не говоря уже о картине «Смерть» (1904; обе - Брюссель, Музей современного искусства), отличается настроением отчаяния и бесцельности действия.

Наиболее характерно для развития бельгийского искусства творчество Джеймса Энсора (1860-1949). От жанровых реалистических полотен Энсор постепенно приходит к символизму. Фантастические, жутковатые образы этого художника, его тяга к аллегориям, изображению масок и скелетов, к вызывающе-яркому, почти крикливому колориту несомненно были своеобразным протестом против мещанской ограниченности и пошлости буржуазного мира. Однако сатира Энсора лишена конкретного социального содержания, она кажется сатирой на род человеческий, и в этих свойствах его искусства нельзя не увидеть зародыш дальнейших формалистических отклонений в искусстве Бельгии.

Дж. Энсор занимает особое место и в графике Бельгии. Его оригинальные, полные нервной энергии офорты очень экспрессивны, в них передается атмосфера внутреннего волнения и тревоги. Особенно драматичны пейзажи «Вид Мариакерке» (1887) и «Собор» (1886; оба в кабинете гравюр Королевской библиотеки в Брюсселе), построенный на остром и парадоксальном контрасте величественного творения человека и копошащейся, как встревоженный муравейник, толпы у подножия готического храма. Сочетание сатиры с фантазией - национальная традиция бельгийского искусства, восходящая к И. Босху,- находит здесь новое и острое преломление.

Литературный символизм, связанный с именем Мориса Метерлинка, появление в архитекторе и прикладном искусстве Бельгии новых стилистических явлении, связанных с направлением модерн (архитектор А. ван де Вельде и другие), сыграли в изобразительном искусстве Бельгии немалую роль. Под их воздействием в 1898- 1899 гг. образовалась «1-я латемская группа» (названная по месту, где поселились художники,- деревне Латем-Сен-Мартен близ Гента). Во главе этой группы стоял скульптор Ж. Минне, в нее входили Г. ван де Вустейне, В. де Саделер и другие. В основу их творчества была положена идея о приоритете «высшего» духовного мира над реальностью. Преодолевая импрессионистические веяния, эти мастера старались отойти «от поверхности явлений», «выразить духовную красоту вещей». «Латемцы» обращались к национальным изобразительным традициям, к голландским примитивам 14-16 вв., но в своем творчестве, наиболее полно выразившем идеи символизма и затем развивавшемся под знаком все более усиливавшегося экспрессионизма, они были, по существу, весьма далеки от тех традиций, на которые они ссылались. II в строгих, красивых пейзажах Валериуса де Саделера (1867-1914) и в пронизанных мистикой работах младшего члена группы - Густава ван де Вустейне (1881-1947) - нет места для образа человека.

Довольно сильное развитие получает в начале века и пуантелизм, ярким представителем которого в Бельгии становится Тео ван Рейсельберге (1862-1926).

В начале 20-х гг. была создана «2-я латемская группа», работавшая под влиянием экспрессионизма, хотя сам экспрессионизм в Бельгии, связанный с трагическими событиями первой мировой войны, принимает особую окраску. Главой Этого направления был Констан Пермеке (1886-1952). В больших, широко написанных полотнах этого мастера привычные для бельгийского искусства сюжеты - земля, море, образы крестьян - окрашиваются в тона трагизма и глубокого душевного смятения. Сквозь всю нарочитость деформации, подчеркнутость духовной ограниченности и грубости крестьянских образов Пермеке пробивается его симпатия и сочувствие к людям, которые позволяли художнику создать эмоционально впечатляющие образы. Мрачноватый, глухой колорит, невнятность действия, неподвижность человеческих характеров передают настроение скорбных предчувствий и безысходности («Обрученные», 1923; Брюссель, Музей современного искусства).

Гюстав де Смет (1877-1943), Жан Брюссельманс (1884-1953) по-своему перерабатывали принципы экспрессионизма, первый - упрощая формы, придавая большое значение композиционной стройности своих картин, второй - повышая, доводя до пронзительной силы цветовой строй своих пейзажей. Интерес к цвету как носителю эмоционального воздействия в живописи связывал Брюссельманса с группой «Брабантских фовистов», к которой примыкали Р. Ваутсрс, Э. Тайтгат, Ф. Кокс. Особую ценность представляет искусство Рика Ваутерса (1882-1916). Увлечение ярко» декоративностью цветовых сочетаний не заслоняет для этого художника психологических качеств его моделей; в противоположность французским фовистам Ваутерс ищет пластику, объемность вещей - таковы его «Урок» (1912; Брюссель, Музей изящных искусств), окрашенный драматизмом поздний «Автопортрет с черной повязкой» (1915; Антверпен, собрание Л. ван Богарт), «Неле в красном» (1915; частное собрание).

Начиная с 30-х гг. в Бельгии развивается сюрреализм, два представителя которого приобретают широкую известность - это Р. Магритт (р. 1898) и П. Дельво (р. 1897). Для этих мастеров характерны соединение чисто салонной красивости с больной фантазией в самих сочетаниях отдельных частей композиции, навязчивые идеи эротического плана и пр. Одновременно с ними работали художники-«интимисты»-Альбер ван Дейк (1902-1951), Жак Мас (р. 1905), ограничившие свое творчество рамками узкоинтимного пейзажа и жанровой живописи. С «интимистами» были связаны вначале живописцы Л. ван Линт (р. 1909), Р. Слаббинк (р. 1914), перешедшие в послевоенные и особенно в 50-е гг. к абстрактной живописи, которая получила в Бельгии широкое распространение и признание.

Немногие из мастеров бельгийской живописи остаются в 20 в. на реалистических позициях. Наиболее значительный из них - Исидор Опсомер (р. 1878), автор острых, жизненно выразительных и глубоких по психологической обрисовке портретов («Портрет К. Гюисманса», 1927; Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Опсомер создал и ряд натюрмортов, очень живописных, свежих и ярких по цвету.

Социальные темы, темы борьбы бельгийского народа за свои права звучат в работах Пьера Полюса (р. 1881) и Курта Пейзера (1887-1962), и особенно молодого прогрессивного художника Роже Сомвиля (р. 1923), работающего также в области монументальной живописи, витража и коврового искусства. Крупные тематические росписи на темы борьбы бельгийского народа создаются Э. Дюбренфо, Л. Дельтуром, Р. Сомвилем, эти художники работают в тесном контакте с архитекторами.

Для современной бельгийской графической школы характерна смелая постановка новых тем и новых стилистических проблем. Кроме уже названного Д. Энсора крупнейшим офортистом Бельгии был Жюль де Брейкер (1870-1945). Его листы посвящены жизни городских трущоб, социальным контрастам современного капиталистического мира. Пронизывающий взгляд Брейкера видит трагикомические стороны жизни, и, несмотря на аналитический характер его работ, они овеяны глубоким состраданием к людям. В этом смысле многие из листов Брейкера («Смерть парит над Фландрией», 1916) связаны с народными традициями бельгийского искусства.

Наиболее яркий представитель современной графики Бельгии - Франс Мазе-рель (р. 1889), работавший также в области монументальной и станковой живописи. Творческая деятельность Мазереля неразрывно связана с интересами передовых кругов не только бельгийской, но французской и немецкой интеллигенции. Начиная с первой мировой войны, когда Мазерель выступил с серией резких антимилитаристических газетных рисунков, он утверждает себя как мастер, целиком посвятивший свое творчество борьбе человечества за высокие гуманистические идеалы. В этот период Мазерель был тесно связан с передовыми журналистами и художниками, дружен с Роменом Ролланом; тогда же началась его деятельность в качестве иллюстратора, были созданы первые ксилографические серии («Крестный путь человека», 1918; «Мой часослов», 1919, и др.)- В этих сериях, как в немой хронике, проходят жизненный путь современного человека, его борьба, рост его сознания, его радости и горе. Резкость контрастов, краткость и выразительность изобразительных средств нередко приближают гравюры Мазереля к плакату.

Наряду с крупнейшими мастерами современной европейской культуры Ф. Мазерель стремится к органическому развитию традиций демократической культуры 19 в., традиций реализма и гуманизма, высокого действенного человеколюбия. Вместе с тем, решая в искусстве коренные общественные проблемы нашего времени, Мазерель постоянно стремился и к расширению средств реалистического искусства, созданию нового реалистического изобразительного языка, созвучного современному мировосприятию.

Язык гравюр Мазереля характеризуется краткостью, содержательностью, насыщенной глубокими ассоциациями метафоричностью. Листы Мазереля обладают подтекстом, при всей экспрессивной броскости они разворачивают свое содержание постепенно. Глубина авторского замысла таится не только в каждом листе, но и в соотношении листов каждой тематической серии, в их очередности, в их сюжетном и эмоциональном различии и идейно-художественном единстве. Язык контраста, свойственный гравюре, в руках Мазереля становится гибким оружием социальной характеристики, служит передаче тончайших лирических переживаний и прямому агитационному призыву.

Великолепна серия гравюр, посвященная современному городу («Город», 1925). Экспрессивность рисунка и всей композиции никогда не переходит в чрезмерную деформацию, язык Мазереля понятен. Даже прибегая к символике («Сирена», 1932), художник не отходит от изобразительной конкретности, он сознательно стремится к ясности, к возможности говорить с людьми своим искусством. Ноты оптимизма особенно сильно звучат в последних работах Мазереля, его сериях «От черного к белому» (1939), «Юность» (1948), в живописных работах художника. Разоблачая пороки современного буржуазного общества, Мазерель никогда не теряет ясного социального критерия, он верит в прогрессивные силы, верит в конечную победу и величие человека. Глубоко народное творчество Мазереля проникнуто идеей борьбы за мир, Мазерель - пример художника-борца, служащего своим искусством высоким идеалам справедливости. «Я недостаточно эстет, чтобы быть только художником»,- говорил Мазерель.

Несколько особняком в бельгийской графике стоит Л. Спиллиарт (1881-1946), почти не испытавший влияния экспрессионизма, мастер лирических, сдержанных по цвету акварелей («Порыв ветра», 1904; «Белые одежды», 1912).

Наиболее значительная фигура в скульптуре Бельгии 20 в.- Жорж Минне (1866-1941). Ученик Родена, Минне мало связан с творческими принципами своего учителя, гораздо большее влияние на формирование его индивидуальности оказала дружба с Метерлинком. Исходя из отвлеченных, общих идей Минне придает несколько абстрактную духовность своим работам. Это мастер тонкой и точной передачи жеста; постоянное стремление к выражению понятий, а не конкретных проявлений человеческих чувств приводит скульптора к некоторой надуманности образов, искажению пластической формы. Таковы его «Мать, оплакивающая своего ребенка» (1886, бронза; Брюссель, Музей современного искусства), «Юноша на коленях» (1898, мрамор; Эссен, Фолькванг-музей). В 1908-1912 гг. Минне обращается к современности, его портреты бельгийских рабочих основаны на тщательном наблюдении натуры и продолжают традиции скульптуры 19 в. В конце жизни, в рисунках на религиозные сюжеты, символические и мистические черты, свойственные творчеству Минне, проявляются вновь.

В целом современная бельгийская скульптура развивается под знаком натуралистических и формалистических исканий, исключение составляет творчество Ш. Лепле (р. 1903), создающего эмоциональные, красивые портретные бюсты и скульптурные композиции, и О. Есперса (р. 1887) - мастера, сознательно подражающего негритянским примитивам.

Большое развитие получает в Бельгии традиционное для этой страны медальерное искусство. С пластикой связана и современная бельгийская декоративная керамика (мастерская в Дуре), декоративная скульптура (мастер П. Кай; р. 1912), расписные декоративные сосуды со свойственным современному прикладному искусству стремлением к декоративной яркости, естественности форм и декора, органической связи с современным архитектурным интерьером.

В конце 19-начале 20 в. в Бельгии происходит быстрый рост промышленных и торговых городов на базе интенсивной разработки природных ресурсов страны (железная руда и каменный уголь) и хищническом эксплуатации обширных африканских колоний. Стихийное размещение промышленности, частная собственность на землю и характерная для Бельгии административная самостоятельность пригородов (коммун) препятствовали нормальному развитию и росту крупных городов, реконструктивные работы в которых в основном ограничивались благоустройством центра и развитием городского транспорта. Обострение жилищного кризиса вызвало различные формы жилищного строительства «дешевых» жилых домов для рабочих: акционерные, кооперативные и благотворительные общества.

В этот период в городах Бельгии развернулось широкое строительство новых типов промышленных, деловых и общественных зданий, отражающих как развитие Экономики, так и появление нового заказчика, в частности и такого, как организованный в профсоюзы рабочий класс,- строительство на кооперативных началах так называемых народных домов (например, в Брюсселе по проекту архитектора В. Орта в 1896-1899 гг.), где в одном здании объединялись торговые, культурно-просветительные и конторские помещения.

В начале 1890-х гг. Бельгия становится одним из основных (в европейской архитектуре) центров борьбы с канонами классицизма и эклектикой (в том числе с так называемым национальным романтизмом). У истоков зарождения нового «стиля» - европейского модерна стояли бельгийские архитекторы А. ван де Вельде, В. Орта, П. Анкар, для творчества которых в этот период характерны отказ от стилевого эклектизма архитектуры 19 в. и настойчивые попытки найти современный стиль на основе использования возможностей новых материалов, конструкций и учета новых функциональных требований, предъявляемых к зданиям.

Анри ван де Вельде (1863-1957) был одним из крупнейших представителей и идеологов европейского модерна. Он выступал против канонов классики и «фасадничества», боролся за объемную композицию, за новый подход к созданию интерьера и бытовой вещи. В то же время он был против внедрения в сами процессы строительства зданий и изготовления бытовых вещей индустриальных методов серийного производства, защищал кустарные методы производства изделий быта и выступал за индивидуальность каждого проекта.

Второй крупнейший сторонник модерна Виктор Орта (1861-1947) был тем архитектором, который не только впервые на практике применил творческие принципы модерна (особняк на ул. Тюрен в Брюсселе, 1892-1893), но и во многом определил направление поисков архитектурного декора этого «стиля». На рубеже 1880-1890-х гг. он несколько лет занимался интенсивными лабораторными формально-эстетическими поисками нового декора и первый применил упругую извивающуюся линию «удара бичом» (линия Орта), ставшую затем одним из характерных признаков всего декоративного искусства модерна и получившую самое широкое распространение почти во всех европейских странах конца 1890- начала 1900-х годов.

На развитие творческих направлений бельгийской архитектуры 20-30-х гг. не могло не оказать влияния то обстоятельство, что до войны Бельгия была одним из основных центров развития модерна, а такие крупные архитекторы, как ван де Вельде и Орта, продолжали интенсивно работать и в послевоенные годы, причем хотя они и отошли от ортодоксального модерна, но были весьма далеки в своем творчестве от радикального новаторства. Правда, ван де Вельде пытался в этот период развивать рационалистические стороны модерна. Однако он фактически переживал в своем творчестве этап, в целом уже пройденный рационалистическими направлениями европейской архитектуры в предвоенные годы. Орта же под влиянием американской архитектуры (он был в США в 1916-1919 гг.) пытался распространить в бельгийской архитектуре неоклассицизм с использованием упрощенного, лишенного декоративных элементов ордера (Дворец изящных искусств в Брюсселе, 1922-1928).

Рационалистическое направление в архитектуре Бельгии 20-30-х гг. было связано прежде всего с творчеством молодых архитекторов, основным полем деятельности которых являлось так называемое «социальное» строительство дешевых жилищ, проводившееся муниципалитетами и кооперативами с использованием государственных ссуд. Это строительство ввиду крайней ограниченности отпускаемых на него средств требовало от архитекторов применения в их проектах новых Эффективных строительных материалов и конструкций, создания рациональной планировки квартир. Строительство дешевых домов было фактически той творческой лабораторией, где архитекторы, в условиях жесткой экономии стремясь создать для трудящихся относительно благоустроенное жилище, пытались использовать принципы типизации и достижения прикладных наук (например, требование инсоляции, то есть освещения прямыми солнечными лучами), внедряли в массовое жилье современное санитарно-техническос оборудование, центральное отопление, Электричество, мусоропроводы и встроенную мебель, а также стремились связать архитектурный образ здания с его новой функционально-конструктивной основой.

Одним из первых современных жилых комплексов не только в Бельгии, но и в Европе был построенный по проекту Виктора Буржуа (1897-1962) под Брюсселем в 1922-1925 гг. поселок Сите Модерн (современный город). Здесь были применены новые для тех лет приемы планировки: в кварталах предусмотрены специальные озелененные места для отдыха, устроены площадки для детей, дома поставлены с учетом наиболее выгодной ориентации. Причем Буржуа был так последователен в проведении принципа наиболее выгодной ориентации квартир, что ряд домов, которые нельзя было поставить в направлении север - юг по соображениям общей композиции планировки поселка (например, для создания замкнутого пространства центральной площади), он запроектировал с уступами (пилообразными в плане). Квартиры в домах поселка были запроектированы со сквозным проветриванием и с обязательным освещением всех помещений дневным светом. Во внешнем облике домов нашли отражение такие характерные для железобетона черты, как плоская кровля, угловые и лежачие окна, легкие козырьки над входами.

рис.стр. 166

рис.стр. 166

Большой интерес с точки зрения развития рационалистических направлений в послевоенной бельгийской архитектуре представляет школьное строительство, где поиски функционального решения плана и объемно-пространственной композиции здания с учетом новых требований учебного процесса велись так же, как и в строительстве дешевых жилищ, в условиях строжайшей экономии средств.

Новые веяния в области архитектуры хотя и с трудом, но все же пробивали себе дорогу и в строительстве уникальных общественных зданий. Своеобразной ареной борьбы рационалистических направлений с неоклассицизмом и эклектикой стала Международная выставка 1935 г. в Брюсселе, традиционный внешний облик многих павильонов которой скрывал их современную конструктивную основу. Таков, например, построенный по проекту архитектора Жана ван Пека Большой дворец Столетия. Смелая конструкция перекрытия его огромного зала (железобетонные арки параболического очертания) никак не выявлена во внешнем облике здания, фасад которого представляет собой ступенчатую композицию, стилизованную в духе неоклассицизма. Однако уже и на этой выставке в ряде павильонов (правда, не главных) новые материалы и конструкции (стекло, железобетон) были смело использованы в создании облика современного здания.

Разрушения, вызванные второй мировой войной, потребовали больших восстановительных работ. Причем, в отличие от восстановительного строительства после первой мировой войны, когда преобладало стремление многое восстановить в прежнем виде, в новых условиях восстановление сочеталось с реконструктивными работами, особенно в старых районах городов, где запутанная планировка и узкие улицы вызывали транспортные затруднения. Широковещательные градостроительные планы, в большом количестве создававшиеся в послевоенной Бельгии, свелись в конечном счете к конкретным мероприятиям по развязке транспортного движения в центральном районе Брюсселя, приуроченным к организации в Брюсселе Международной выставки 1958г. В целях разгрузки транспортной сети центральной части города от транзитных перевозок пассажиров между двумя тупиковыми железнодорожными вокзалами Брюсселя было осуществлено сквозное соединение их путей тоннелем с устройством в центре города подземной станции.

Значительный интерес представляет жилищное строительство в послевоенной Бельгии. Здесь можно отметить преодоление традиций застройки городов односемейными домами с «вертикальными» квартирами, отдельные помещения которых расположены в нескольких этажах, и решительный переход на строительство современных типов многоквартирных домов (секционных, галлерейных, башенных), объединенных в жилые комплексы, включающие и ряд общественных зданий (в основном коммунально-бытовых и торговых). Такие жилые комплексы располагаются обычно на незастроенных участках: комплексы Киль в Антверпене (архитекторы Р. Брам, Р. Мас и В. Марманс, 1950-1955), на площади Маневров в Льеже (проект архитекторов группы EGAU, 1956) и другие. Жилые комплексы застраиваются, как правило, домами нескольких типов, причем для увеличения площади незастроенной территории многие дома ставятся на опоры часто V-образной формы, что придает композиции новых бельгийских жилых комплексов пространственность, известную формальную остроту и своеобразие.

рис.стр. 168

рис.стр. 168

В плотно застроенных старых районах городов, где вдоль улиц сплошными рядами стоят дома различных эпох с узкими многоэтажными фасадами, новые дома приходится встраивать в этот «слоеный пирог». Причем бельгийские архитекторы не стремятся в этих случаях подделаться к внешнему облику соседних домов, а смело вводят в ряд домов различных эпох современное здание из бетона и стекла, что придает особый колорит всей застройке. Эти новые постройки являются, как правило, доходными домами, при проектировании которых архитекторам приходится проявлять поистине виртуозное мастерство и изобретательность, так как узкий участок дает возможность устраивать оконные проемы лишь на торнах дома (в сторону улицы и во двор).

Начиная со второй половины 50-х гг. в бельгийской архитектуре усилилось влияние американской разновидности функционализма - школы Мис ван дер РОЭ. В первую очередь это относится к строительству конторских зданий, одним из которых является построенное в 1958 г. по проекту архитектора Гуго ван Кёйка здание Социального обеспечения в Брюсселе. Удачно расположенное на одной из высоких точек города, это здание представляет собой плоскую высокую стеклянную призму с прямоугольным основанием, как бы вырастающую из более широкого стилобата. Здание замыкает перспективу одной из главных магистралей города и является композиционным центром сложного, но выразительного ансамбля, включающего окружающую разновременную застройку и расположенный перед зданием живописно распланированный тенистый сквер, в котором на открытом воздухе размещены многочисленные скульптуры Мснье. Эти реалистические скульптуры остро контрастируют с современным обликом здания, урбанистический характер которого еще больше подчеркивается потоком автомашин, стремительно несущихся по современной магистрали, которая вблизи здания уходит в тоннель.

Одним из наиболее известных и несомненно одним из лучших произведений бельгийской архитектуры послевоенного периода является здание нового брюссельского аэровокзала, построенное в связи с выставкой 1958 г. по проекту архитектора М. Брюнфо. В планировке и объемно-пространственной композиции этого здания удачно решены как чисто утилитарные, так и художественные задачи. Наибольшее впечатление производит интерьер главного операционного зала. Зал перекрыт консольными алюминиевыми фермами длиной 50 м, опирающимися на ^-образные опоры. Одна из продольных стен зала превращена в огромный стеклянный экран, обращенный в сторону летнего поля.

рис.стр. 169

рис.стр. 169

Значительным событием в архитектурной жизни Бельгии была Международная брюссельская выставка 1958 г. Бельгийские архитекторы принимали непосредственное участие в создании многих павильонов выставки и других зданий, строительство которых было связано с ее открытием. Среди этих построек можно отметить такие своеобразные сооружения, как «Атомиум» (инженер А. Ватеркейн, архитекторы А. и Ж. Полак), который можно отнести к разряду символических монументов; павильон «Железобетонная стрела»- с консолью выносом 80 м (инженер А. Падюар, архитектор Ж. ван Дорселар), продемонстрировавший конструктивные возможности железобетона, а также построенный в центре Брюсселя Павильон информационного центра, перекрытие которого представляет собой опирающуюся на две железобетонные опоры седловидную оболочку в виде гиперболического параболоида, выполненную из деревянной трехслойной клееной плиты (архитекторы Л. Ж. Боше, Ж. П. Блондель и О. Ф. Филиппон, инженер Р. Сарже).

Ян ван Эйк - ключевая фигура Северного Возрождения, его основоположник.

Ван Эйк считался изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Однако благодаря ему масло получило всеобщее признание.

В течение 16 лет художник был придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго, господина и вассала также связывала крепкая дружба, герцог принимал живое участие в судьбе художника, а ван Эйк стал посредником в женитьбе господина.

Ян ван Эйк был настоящей «личностью эпохи Возрождения»: хорошо знал геометрию, имел определенные познания в химии, увлекался алхимией, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Oscar De Vos, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Francis Maere, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Рене Магритт (1898, Лессин 1967, Брюссель)

Большой шутник и каверзник Рене Магритт однажды сказал: «Смотрите, я рисую трубку, но это не трубка». Используя абсурдное сочетание обычных предметов, художник наполняет свои картины метафорами и скрытыми смыслами, которые заставляют задуматься об обманчивости видимого, таинственности обыденного.

Однако Магритт всегда был в стороне от остальных сюрреалистов, а скорее причислял себя к магическим реалистам, в частности из-за того, что как ни удивительно, не признавал роли психоанализа.

Мать художника покончила с собой, спрыгнув с моста, когда ему было 13 лет, некоторые исследователи считают, что «фирменный» образ загадочного мужчины в пальто и котелке родился под впечатлением этого трагического события.

Где посмотреть:

В 2009 году Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе выделили коллекцию художника в отдельный музей, посвященный его творчеству.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Поль Дельво (1897, Анте - 1994, Вёрне, Западная Фландрия)

Дельво был одним из наиболее успешных художников-сюрреалистов, несмотря на то, что никогда официально не состоял в этом движении.

В печально-таинственном мире Дельво женщина всегда занимает центральное место. Особое глубокое молчание окружает женщин на картинах, они словно находятся в ожидании мужчин, которые пробудят их.

Классический сюжет в изображении Дельво — женская фигура на фоне городского или сельского пейзажа, данного в перспективе, окружённая загадочными элементами.

Писатель и поэт Андре Бретон даже как-то заметил, что художник делает «наш мир Царством Женщины — повелительницы сердец».

Дельво учился на архитектора в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, но потом перешёл в класс живописи. Однако архитектура всегда принимает активное участие в его картинах.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke , Галерея Lancz, Галерея Guy Pieters

Вим Дельвуа (род. 1965)

Остросовременное, нередко провокационное и ироничное творчество Вима Дельвуа демонстрирует обычные предметы в новом для них контексте. Художник соединяет современные и классические сюжеты в тончайшие ссылки и параллели.

К числу самых известных произведений художника относятся «Клоака» (2009-2010) - машина, пародирующая действие пищеварительной системы человека, и «Арт-ферма» около Пекина, на которой Дельвуа создает тату-картины на спинах свиней.

Наибольшую популярность получила его серия псевдоготических скульптур, в которой ажурная резьба сочетается с современными сюжетами.Одна из таких («Cement Truck») стоит возле брюссельского театра KVS.

Где посмотреть:

В Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя, M HKA (Антверпен), в январе в Maison Particuliere Вим Дельвуа станет приглашенным художником на коллективной выставке «Табу». Также скульптура «Бетономешалка» установлена напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille.

Большинство его работ постоянно колесят по миру, экспонируясь на самых лучших арт-площадках.

Где купить:

Ян Фабр (род.1958, Антверпен)

Всесторонне одаренный Ян Фабр известен своими провокационными перформансами, он также писатель, философ, скульптор, фотограф и видеоартист и считается одним из самых радикальных современных хореографов.

Художник - внук неутомимого исследователя бабочек, букашек и паучков

Жана-Анри Фабра. Возможно поэтому мир насекомых является одной из ключевых тем его творчества, наравне с человеческим телом и войной.

В 2002 Фабр по заказу королевы Бельгии Паолы оформил потолок Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе (кстати, впервые после Огюста Родена) миллионами крылышек жуков. Композиция носит название Heaven of Delight (2002).

Однако за переливающейся поверхностью художник напоминает королевской семье о страшном позоре — огромных человеческих жертвах среди местного населения Конго во время колонизации короля Леопольда II ради добычи алмазов и золото.

По словам художника, консервативному бельгийскому обществу это, мягко говоря, не понравилось: «Простого обывателя зачастую раздражает мысль о том, что Королевский Дворец оформлен художником, который открыто призывает не голосовать за правых».

Где посмотреть:

Кроме Королевского дворца, работы Яна Фабра можно увидеть в Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя , где установлена среди прочих его инсталляция «Синий взгляд», Музее Актуального Искусства Гента (S.M.A.K .), M HKA (Антверпен), Belfius Art Collection (Брюссель), Музей Икселя (Брюссель), а также на кураторских временных выставках в Maison Particuliere , Villa Empain , Vanhaerents Art Collection и др.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Guy Pieters