Содержание конституции 1936 года

Конституция СССР 1936 г., получившая в свое время название "сталинской", "конституции победившего социализма", была принята VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. и на второй день была опубликована. С принятием этой Конституции получило юридическое закрепление положение XVII съезда ВКП(б) о том, что социализм в СССР в основном построен. Конституция содержала 13 глав и представляла собой юридическую модель социалистического государства. От прошлых конституций она отличалась всеобъемлющим характером. В ней были представлены основные положения общественного строя, правового статуса граждан, избирательной системы и др. И по форме, и по содержанию новая Конституция представляла собой документ, отвечающий в целом требованиям демократического общества.

Конституция закрепляла в качестве политической основы СССР Советы депутатов трудящихся, а в качестве экономической основы - социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства. ВКП(б) объявлялась руководящим ядром всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных (ст. 126).

Существенно изменялась избирательная система. Выборы в советы всех ступеней, которые проводились в соответствии с утвержденным Положением, становились прямыми, всеобщими, а голосование тайным . Активным избирательным правом пользовались все дееспособные граждане, достигшие 18 лет без какой-либо дискриминации, включая и социальное происхождение. Отсутствие оппозиционных партий обеспечивало "нерушимое единство блока коммунистов и беспартийных". Выборы были голосованием без выбора, их превращали во всенародный праздник с народными гуляньями. При подборе кандидатов соблюдалась строгая партийная разнарядка: но профессиональному, возрастному, половому, образовательному и другим признакам.

В Конституции закреплялись две формы собственности: общественная и личная. Общественная собственность имела две разновидности: государственная (общенародная) и кооперативно-колхозная. Это была экономическая опора советской власти.

Конституция закрепила основные положения, касающиеся суда и прокуратуры. Статья 102 гласила: "Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по решению Верховного Совета СССР, народными судами". Конституция определяла статус Верховного Суда как высшей судебной инстанции страны. Все суды избирались сроком на пять лет, кроме народного суда, который избирался на три года. В Конституции закреплялись принципы судопроизводства: независимости суда, открытости, принцип национального языка, права обвиняемого на защиту. Согласно ст. 113 высший надзор за точное исполнение законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагался на Прокурора СССР. Прокуратура имела строгую вертикаль подчиненности.

Хотя правовой статус личности по иерархии глав в Конституции стоит на десятом месте , спектр предоставляемых прав достаточно широк. Особое внимание обращено на социально-экономический блок: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, на образование, охрану здоровья, личную собственность, личную неприкосновенность.

В общественно-политическом плане гражданам СССР дозволялись свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации. Гарантировались личная неприкосновенность, охрана личной собственности, тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на защиту в суде. Конституция закрепляла свободу совести, однако, ограничивала ее только отношением к религии и свободой атеистической пропаганды.

Наряду с правами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти трудовую дисциплину, честно исполнять общественный долг, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Все, кто покушался па социалистическую собственность, объявлялись врагами народа . Безусловной обязанностью каждого гражданина были служба в Красной Армии и защита Отечества.

Как ни парадоксально, но провозглашение всех названных прав и свобод только подчеркнуло всю фальшь советской системы. Именно в этот период набирал обороты политический террор, который не прекращался с момента прихода большевиков к власти.

  • Поскольку в бюллетень для голосования вносился единственный претендент, заранее утвержденный в партийных инстанциях, а подсчет осуществлялся под строгим партийным контролем, то результат голосования мог быть предопределен заранее.
  • Для сравнения, в Конституции РФ 1993 г. правам и свободам человека посвящена вторая глава, которая логически продолжает первую, характеризующую общественный строй, и вместе с ней и гл. 9 составляет блок "неприкасаемых глав", т.е. не подлежащих изменению по решению Федерального Собрания.
  • Термин "враг народа" впервые возник во Франции в период якобинской диктатуры.

В июне 1936 году Пленум ЦК Коммунистической партии и затем Президиум ЦИК СССР одобрили проект новой Конституции, представленный Конституционной комиссией, после чего он был опубликован для всенародного обсуждения.

Всенародное обсуждение длилось пять с половиной месяцев. Собрания трудящихся превращались в смотр замечательного пути, пройденного народами СССР за годы Советской власти. Тяжелую, беспросветную жизнь при господстве помещиков и капиталистов рабочие, крестьяне сравнивали со своей настоящей, свободной и радостной жизнью.

Мастер московского завода «Красный пролетарий», принадлежавшего до революции капиталисту Бромлею, П. Н. Латышев говорил: «Угнетай,не давай дышать рабочему-таков был волчий закон капитализма. Как же теперь мне, человеку, проработавшему 32 года на Бромлея и остальные годы - на себя, не радоваться нашей Конституции, в которой написано все, чего мы уже достигли! Заводы - наши, все богатства - наши, все - наше».

В этих обсуждениях активно участвовали и бывшие иностранные подданные, принявшие советское гражданство. Негр Роберт Робинсон заявил: «Я, как представитель угнетенной части человечества, могу в полной мере, лучше, чем кто-либо, оценить величие и настоящее значение проекта новой Советской Конституции.

В ней находят выражение мечты и стремления порабощенного человечества. Я побывал в Соединенных Штатах Америки, Аргентине, Венесуэле, Кубе, Франции, Англии, Германии и Польше. В 1930 г. я приехал в СССР. И я заявляю, что только в Советском Союзе я смог свободно вздохнуть. Я нашел страну настоящего равенства и свободы».

Горячо одобряя проект новой Конституции, трудящиеся вносили многочисленные поправки, дополнения, редакционные изменения. Всего было сделано около 2 млн. предложений. Они были внимательно изучены Конституционной комиссией, и часть из них нашла отражение в подготовленном ею окончательном тексте Конституции.

25 ноября 1936 года в Москве открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР, и 5 декабря, после всестороннего обсуждения проекта Конституции на пленарных заседаниях и в редакционной комиссии, он утвердил новую Конституцию СССР. В ознаменование этого исторического события съезд объявил 5 декабря Днем Конституции, днем всенародного праздника.

Новая Конституция законодательно закрепила всемирно-исторической важности факт победы социализма в СССР. В ней было записано, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, а политическую основу - Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Государственное устройство СССР как союзного государства основано на добровольном объединении одиннадцати равноправных советских республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской, Белорусской, Туркменской, Узбекской, Таджикской, Азербайджанской, Грузинской, Армянской, Казахской, Киргизской Советских Социалистических Республик.

Высшим органом государственной власти Советского Союза Конституция провозгласила Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР, осуществляющий законодательную власть, избирает Президиум Верховного Совета и Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров.

Конституция зафиксировала основные права граждан СССР: право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение по старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях деятельности.

Непреложным законом является равноправие граждан СССР в хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни независимо от их национальности и расы. Конституция гарантирует гражданам СССР свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, право объединения в общественные организации - профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи и т. д.

Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.

Граждане СССР обязаны исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять социалистическую собственность. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Конституция 1936 года определила новую избирательную систему в СССР, введя всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также закрепила демократическую систему органов государственной власти и управления.

Новая Конституция СССР получила восторженную оценку со стороны трудящихся всего мира. «Никогда ни одна конституция, ни какой-либо другой официальный документ какого-либо государства,- писал известный итальянский общественный деятель Джузеппе ди Витторио,- не имели и ничтожной доли той популярности, которой пользуется Конституция СССР».

Как принималась Сталинская Конституция 1936 года

Ныне даже злобные враги Советской власти не отрицают стремительного экономического развития Советской страны в предвоенные годы. Правда, клеветники стараются очернить трудовой подвиг советских людей, умалчивая про всенародный энтузиазм строителей первых сталинских пятилеток и уверяя, будто советское хозяйство создавалось лишь с помощью грубого насилия. Однако отрицать наличие существующих и сейчас заводов, фабрик, целых отраслей производства, крупных городов, созданных в годы сталинских пятилеток, невозможно.

Но антисоветчики и слышать не хотят, когда приводятся свидетельства о демократическом характере советской политической системы. Извратив понятие «демократия», которое буквально означает «народовластие», апологеты капитализма уверяют, будто буржуазный строй, закрепляющий всевластие эксплуататорского меньшинства, - это и есть вершина демократии. Поскольку же победа капитализма в России покончила с подлинным народовластием, и никаких следов былой демократии не осталось, клеветникам легче доказывать, особенно поколению, рождённому после 1991 года, будто СССР был царством произвола и террора.


Особую ненависть у клеветников, управляющих массовым сознанием современной России, вызывают свидетельства о роли Сталина в осуществлении демократических политических преобразований. Они истерично заявляют, что Сталин и демократия - это несовместимые понятия. Возможно, по этой причине, приведя бесспорные архивные документы о политических реформах 30-х годов, проводившихся по инициативе И.В. Сталина, историк Юрий Жуков назвал свою книгу «Иной Сталин». Представление о Сталине как борце за демократизацию советского общества противоречит внедрённым в массовое сознание представлениям. Ведь в соответствии с ними советский строй, созданный на основе марксистско-ленинского учения, - это воплощение тирании.

Между тем борьба Сталина за демократические политические реформы естественно и логично вытекала из его марксистско-ленинских представлений о развитии демократии по мере строительства социализма, а также о соответствии политических институтов общества характеру его экономических отношений. В середине 30-х годов Сталин поставил вопрос о необходимости демократических изменений в конституционном устройстве страны, которые бы отразили совершившиеся грандиозные перемены в экономике и социальной жизни советского общества.

Как создавалась Конституция 1936 года

Нынешние власти и буржуазные средства массовой информации стараются не вспоминать о Сталинской Конституции. Если же о ней упоминают, то изображают её как «дымовую завесу», призванную скрыть заранее готовившиеся массовые репрессии. Так, в своей книге о Сталине Эдвард Радзинский написал: «Перед самым Новым годом Сталин устроил для народа праздник: дал ему конституцию, написанную бедным Бухариным». В этой короткой фразе содержится несколько фактических ошибок. Во-первых, Конституция была принята не «перед самым Новым годом», а 5 декабря 1936 года . Во-вторых, новую Конституцию не «дали» сверху, её принятию предшествовали многомесячные всенародные обсуждения проекта Конституции. В-третьих, Бухарин не был автором Конституции, а лишь возглавлял одну из подкомиссий по её подготовке.

Миф о Бухарине как создателе Советской Конституции постоянно повторяется ныне на всех телеканалах. «Создателем Конституции» именовал Бухарина ведущий канала «Совершенно секретно» Станислав Кучер. Даже во время одной из популярных передач «Умники и умницы» её участникам внушали, что Конституция 1936 года была написана Бухариным.

На самом деле Конституция не была плодом усилий одного человека. Разработку отдельных разделов Основного Закона СССР осуществляли 12 подкомиссий, а их предложения обобщала редакционная комиссия, состоявшая из 12 председателей подкомиссий. В то же время факты свидетельствуют, что инициатива пересмотра Конституции 1924 года, а затем и создания новой Конституции исходила от И.В. Сталина. На заседании Политбюро 10 мая 1934 года по предложению Сталина было принято решение о внесении изменений в Конституцию страны. Сталин возглавил всю редакционную комиссию, а также подкомиссию по общим вопросам.

В беседе с автором этой статьи бывший Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов рассказал, как в 1962 году, выполняя поручение тогдашнего руководства страны, он несколько месяцев изучал архивные материалы, касавшиеся работы Сталина над проектом Конституции. Подробная записка по этому вопросу на несколько сотен страниц была написана Лукьяновым и представлена им в Президиум ЦК.

Из материалов, с которыми он ознакомился, следовало, что в ходе своей работы члены редакционной комиссии приносили Сталину различные варианты «чернового» наброска проекта Конституции. После этого Сталин вновь и вновь правил её статьи.

А.И. Лукьянов подчёркивал: «Иосиф Виссарионович очень хорошо понимал, что суть социалистической демократии - обеспечение реальных прав человека в обществе. И, когда возглавлявший правовую подкомиссию Н.И. Бухарин предложил предпослать тексту Конституции «Декларацию прав и обязанностей граждан СССР», Сталин не согласился с этим и настоял, чтобы права советского гражданина были закреплены непосредственно в статьях Конституции. Причём не просто провозглашены, но и самым подробным образом гарантированы. Так впервые в мировой практике в Основном Законе страны появились права на труд, отдых, бесплатные образование и здравоохранение, социальное обеспечение в старости и на случай болезни».

А.И. Лукьянов вспоминал: «Поражало, как дотошно работал Сталин над формулировками каждой статьи Конституции. Он многократно их перерабатывал, прежде чем вынести окончательный текст на обсуждение. Так, 126-ю статью, в которой идёт речь о праве граждан на объединение, Сталин писал сам и несколько раз переписывал и уточнял». Всего он лично написал одиннадцать наиболее существенных статей Основного Закона СССР.

По словам Лукьянова, Сталин, стараясь развить демократические основы советского строя, внимательно присматривался к историческому опыту мирового парламентаризма. В архивах сохранилась запись его выступления: «Съездов не будет... Президиум - толкователь законов. Законодатель - сессия (парламент)... Исполком не годится, съездов уже нет. Совет депутатов трудящихся. Две палаты. Верховное законодательное собрание». По согласованию с И.В. Сталиным В.М. Молотов в своём докладе на VII съезде (февраль 1935 г.) говорил о постепенном движении «к своего рода советским парламентам в республиках и к общесоюзному парламенту».

В то же время, подчёркивал Лукьянов, следует иметь в виду, что Сталин не механически копировал образцы парламентской практики, а учитывал накопленный за два десятилетия опыт Советов. Сталин собственноручно включил в текст Конституции статьи 2 и 3 о том, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, и о том, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов, не знающих разделения властей и имеющих право рассматривать любые вопросы общегосударственного и местного значения.

Другим важным принципом являлось основанное на массовом представительстве (более двух миллионов депутатов) верховенство Советов над всеми подотчётными государственными органами и право Советов решать непосредственно либо через подчинённые им органы все вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

К марту 1936 года работа над текстом была в основном завершена. В апреле был выработан «черновой набросок» Конституции СССР. Он в свою очередь был переработан в «Предварительный проект Конституции СССР», который 15 мая 1936 года был принят конституционной комиссией. Затем проект был одобрен июньским (1936 г.) пленумом ЦК ВКП(б), а 11 июня - Президиумом ЦИК СССР, который распорядился опубликовать его.

Проект Конституции СССР был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов СССР тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. О размахе всенародного обсуждения проекта свидетельствуют следующие данные: он был обсуждён на 450 тысячах собраний и 160 тысячах пленумов Советов и их исполкомов, заседаний секций и депутатских групп; в этих собраниях и заседаниях приняли участие свыше 50 миллионов человек (55% взрослого населения страны); в ходе обсуждения было внесено около двух миллионов поправок, дополнений и предложений к проекту. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что обсуждение проекта не носило формального характера.

История разработки и принятия Сталинской Конституции резко отличается от того, как сочинялась и принималась ныне действующая Конституция РФ 1993 года. С её наспех написанным текстом не были ознакомлены миллионы граждан страны. Существуют большие сомнения в том, что проект Конституции 1993 года на самом деле получил одобрение большинства избирателей в ходе референдума. А если это так, то Конституция РФ не является законным документом.

Почему была необходима новая Конституция?

Проект Конституции СССР, который всесторонне и дотошно обсуждался в течение нескольких месяцев 1936 года, отражал глубокие изменения, совершившиеся в Советской стране за неполные 20 лет после Октябрьской революции, особенно за последние годы ускоренного экономического развития СССР. Сравнивая состояние Советской страны в 1924 году, когда была принята первая Конституция СССР, с положением страны в конце 1936 года, Сталин в своём докладе о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов СССР подробно рассказал о радикальных количественных изменениях во всех сферах экономики и качественной перемене - вытеснении из них частника. Он делал вывод: «Таким образом, полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом».

Так же подробно Сталин рассказал и о глубоких качественных переменах в классовой и социальной структуре советского общества. Сталин говорил: «Класс помещиков, как известно, был уже ликвидирован в результате победоносного окончания Гражданской войны... Не стало класса капиталистов в области промышленности. Не стало класса кулаков в области сельского хозяйства. Не стало купцов и спекулянтов в области товарооборота. Все эксплуататорские классы оказались, таким образом, ликвидированными».

По словам Сталина, коренные изменения произошли и в сохранившихся классах и социальных прослойках советского общества. «Взять, например, рабочий класс СССР, - говорил Сталин. - Его часто называют по старой памяти пролетариатом. Но что такое пролетариат?.. Пролетариат - это класс, эксплуатируемый капиталистами... Можно ли... назвать наш рабочий класс СССР пролетариатом? Ясно, что нельзя... Пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма».

После завершения коллективизации и развёртывания механизации сельского хозяйства изменилось и крестьянство страны. Сталин говорил: «Советское крестьянство в своём подавляющем большинстве есть колхозное крестьянство, то есть оно базирует свою работу и своё достояние не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике».

Быстрый рост образования и науки сопровождался качественными переменами в интеллигенции страны. Сталин подчёркивал: «Изменился, во-первых, состав интеллигенции. Выходцы из дворянства и буржуазии составляют небольшой процент нашей советской интеллигенции. 80-90 процентов советской интеллигенции - это выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоёв трудящихся. Изменился, наконец, и самый характер деятельности интеллигенции».

Эти глубокие перемены в советском обществе требовали политических перемен. Поэтому новая Конституция предусматривала впервые в советской истории проведение прямых, равных, тайных и всеобщих выборов.

С 1918 года выборы в Советской стране были открытыми. Избирателей собирали на участки, где в ходе собраний проводилось голосование за кандидатуры членов местных Советов поднятием руки. Таким же способом на заседаниях Советов избирались депутаты каждого вышестоящего Совета.

Выборы были неравными, так как один депутат от сельского избирательного округа представлял в пять раз больше избирателей, чем депутат от городского округа. Неравенство возможностей для выражения мнений усугублялось существовавшей до 1936 года многоступенчатостью выборов.

Помимо этого, несколько миллионов людей были лишены права голоса на том основании, что они в прошлом эксплуатировали наёмный труд, служили в белых армиях, состояли в антисоветских партиях, были священниками или ещё каким-то образом отличались от большинства советских людей.

В своём докладе 25 ноября 1936 года Сталин осудил тех, кто настаивал на том, чтобы по-прежнему «лишить избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае, ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только право избирать, но не быть избранными». Отвергая эту позицию, Сталин ссылался на те перемены, которые произошли с этими группами людей. Не отказываясь от тезиса об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, Сталин в то же время исходил из того, что в обновлённом советском обществе степень влияния враждебных сил на сознание советских людей не может быть существенной.

Он заявлял: «Во-первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны Советской власти. Во-вторых, если народ кое-где и изберёт враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо, и мы вполне заслужили тот позор, если же наша агитационная работа будет идти по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы. Значит, надо работать, а не хныкать, надо работать, а не дожидаться того, что всё будет предоставлено в готовом виде в порядке административных распоряжений... Волков бояться - в лес не ходить». Так Сталин провозгласил поворот в политической жизни от запретов к снятию социальных и политических ограничений.

Кроме того, Сталин исходил из того, что избиратели будут выбирать наиболее достойного депутата из нескольких кандидатов. В своей беседе с председателем американского газетного объединения «Скриппс-Говард ньюспейперс» Роем Говардом 1 марта 1936 года Сталин говорил: «У нас немало учреждений, которые работают плохо. Бывает, что тот или иной местный орган власти не умеет удовлетворить те или иные из многосторонних и всё возрастающих потребностей трудящихся города и деревни. Построил ли ты или не построил хорошую школу? Улучшил ли ты жилищные условия? Не бюрократ ли ты? Помог ли ты сделать наш труд более эффективным, нашу жизнь более культурной? Таковы будут критерии, с которыми миллионы избирателей будут подходить к кандидатам, отбрасывая негодных, вычёркивая их из списков, выдвигая лучших и выставляя их кандидатуры. Да, избирательная борьба будет оживлённой, она будет протекать вокруг множества острейших вопросов практических, имеющих первостепенное значение для народа. Наша новая избирательная система подтянет все учреждения и организации, заставит их улучшить свою работу. Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти».

Несмотря на сопротивление многих партийных работников, Сталин добился в августе 1937 года, за несколько месяцев до выборов в Верховный Совет СССР, принятия на заседании Политбюро образца избирательного бюллетеня, который был предназначен для проведения выборов из нескольких кандидатов.

Хотя в дальнейшем Сталину не удалось добиться проведения выборов с несколькими кандидатами, образец избирательного бюллетеня не изменился до конца Советской власти. Поэтому, когда в 1989 году проходили выборы с несколькими кандидатами, форму избирательного бюллетеня, утверждённого Сталиным и другими членами Политбюро в 1937 году, не пришлось менять.

Борьба Сталина с противниками новой Конституции

Принятие Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов Конституции СССР было встречено с энтузиазмом подавляющим большинством советских людей.

Однако немало деятелей из руководящих кадров партии сопротивлялись принятию новой Конституции. Игнорируя изменения в советском обществе, они вступали в конфликт с велением истории, противопоставляя ему свои корыстные интересы под предлогом борьбы за сохранение «классовых устоев» советского общества. Хотя 10 мая 1934 года на заседании Политбюро секретарю ЦИК СССР А.С. Енукидзе было поручено подготовить предложения о новом порядке выборов, он упорно тормозил разработку этого постановления (о противодействии Енукидзе сталинской конституционной реформе подробно рассказано в книге Юрия Жукова «Иной Сталин».) На первых порах Енукидзе старался затянуть вопрос о конституционных переменах. С трудом согласившись на «прямые» и «равные» выборы, Енукидзе так и не включил положение о «тайных» выборах в проект предложения, представленный лишь в начале 1935 года.

Позже стало известно, что Енукидзе, нарком внутренних дел СССР Г.Г. Ягода, а также группа военачальников стали готовить заговор. Их первоначальная цель состояла в дестабилизации обстановки в стране, развязывании репрессий, что сделало бы невозможным осуществление демократических конституционных преобразований. Одновременно велась подготовка и к государственному перевороту.

Хотя планы заговорщиков были сорваны благодаря отстранению от власти Енукидзе, а затем и Ягоды, сопротивление Конституции СССР и новому порядку выборов не прекратилось. Некоторые партийные деятели старались использовать партийную чистку и кампанию против «замаскировавшегося классового врага», которая развернулась после убийства С.М. Кирова, для нагнетания подозрительности в обществе и расправы с возможными конкурентами.

Эти настроения проявились даже после принятия Сталинской Конституции в ходе февральско-мартовского (1937 года) Пленума ЦК ВКП(б). В своих выступлениях члены ЦК С.В. Косиор, Р.И. Эйхе, П.П. Постышев, Б.П. Шеболдаев, И.М. Варейкис, К.Я. Бауман, Я.Б. Гамарник, А.И. Егоров, Г.Н. Каминский, П.П. Любченко, В.И. Межлаук, Б.П. Позерн, Я.Э. Рудзутак, М.Л. Рухимович, М.М. Хатаевич, В.Я. Чубарь, И.Э. Якир и другие требовали проведения широкомасштабных репрессий против тайных троцкистов и их пособников.

Вопиющим образом извращая исторические факты в своём докладе на закрытом заседании ХХ съезда КПСС, Н.С.Хрущёв уверял, будто «доклад Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК в 1937 году «О недостатках партийной работы и методах ликвидации троцкистских и других двурушников» содержал попытку теоретического обоснования политики массового террора под предлогом, что, поскольку мы идём навстречу социализму, классовая борьба должна обостряться». Хрущёв умолчал, что этот тезис был выдвинут Сталиным не в 1937-м, а в 1928 году. Кроме того, он исказил смысл и содержание выступлений Сталина на пленуме.

Начав 3 марта 1937 года свой доклад на этом Пленуме с осуждения «политической беспечности», Сталин, казалось бы, поддержал господствовавшие настроения среди членов ЦК. Он привёл исторические факты о шпионаже и диверсионной деятельности во времена наполеоновских войн, которые были неизвестны многим членам партии. Сталин осудил членов партии и за непонимание эволюции троцкизма за «последние 7-8 лет», указав, что современный троцкизм «есть не политическое течение в рабочем классе, а беспринципная и безыдейная банда вредителей, диверсантов, разведчиков и шпионов, убийц, банда заклятых врагов рабочего класса, действующих по найму у разведывательных органов иностранных государств».

Однако в своём заключительном слове 5 марта Сталин призвал к сдержанности в использовании ярлыка «троцкист» в идейно-политической борьбе. Он обращал внимание на необходимость учитывать изменения во взглядах тех или иных бывших троцкистов. Сталин заявил: «В речах некоторых товарищей скользила мысль... давай теперь направо и налево бить всякого, кто когда-либо шёл по одной улице с каким-либо троцкистом или когда-либо в одной общественной столовой где-то по соседству с троцкистом обедал... Это не выйдет, это не годится. Среди бывших троцкистов у нас имеются замечательные люди, вы это знаете, хорошие работники, которые случайно попали к троцкистам, потом порвали с ними и работают, как настоящие большевики, каким завидовать можно. Одним из таких был товарищ Дзержинский. (Голос с места: «Кто?») Товарищ Дзержинский, вы его знали. Поэтому, громя троцкистские гнёзда, вы должны оглядываться, видеть кругом, дорогие товарищи, и бить с разбором, не придираясь к людям, не придираясь к отдельным товарищам, которые когда-то, повторяю, случайно по одной улице с троцкистом проходили».

Сталин также напоминал о том, что уже дискуссия 1927 года показала численную слабость троцкистов. Сталин высказал предположение, что тогда «около 12 тысяч членов партии» в той или иной мере поддерживали троцкизм: «Вот вам вся сила господ троцкистов. Добавьте к этому то обстоятельство, что многие из этого числа разочаровались в троцкизме и отошли от него, и вы получите представление о ничтожности троцкизма».

Кроме того, Сталин обвинил не названных им поимённо партийных руководителей в том, что до сих пор у троцкистов сохранились резервы в партии. Напоминая о чистке в рядах партии, проведённой в 1935-1936 годах, он говорил: «То, что мы за это время понаисключали десятки, сотни тысяч людей, то, что мы проявили много бесчеловечности, бюрократического бездушия в отношении судеб отдельных членов партии, то, что за последние два года чистка была и потом обмен партбилетов - 300 тысяч исключили. Так что с 1922 года у нас исключённых насчитывается полтора миллиона. То, что на некоторых заводах, например, если взять Коломенский завод... Сколько там тысяч рабочих? (Голос с места: «Тысяч тридцать».) Членов партии сейчас имеется 1400 человек, а бывших членов и выбывших с этого завода и исключённых - две тысячи, на одном заводе. Как видите, такое соотношение сил: 1400 членов партии - и две тысячи бывших членов на заводе. Вот все эти безобразия, которые вы допустили, - всё это вода на мельницу наших врагов... Всё это создаёт обстановку для врагов - и для правых, и для троцкистов, и для зиновьевцев, и для кого угодно. Вот с этой бездушной политикой, товарищи, надо покончить». (Следует заметить, что парторганизация Коломенского завода находилась под руководством МК ВКП(б), возглавлявшегося Н.С. Хрущёвым, и эта «бездушная политика» проводилась с ведома будущего борца против «культа личности» и репрессий 1930-х годов.)

В своих выступлениях на пленуме Сталин остановился на «теневых сторонах хозяйственных успехов», указав на «настроения беспечности и самодовольства, атмосферу парадных торжеств и взаимных приветствий, убивающих чувство меры и притупляющих политическое чутьё». Сталин обратил внимание на то, что «успехи», которые являются поводом для самодовольства, не всегда являются таковыми. Он указывал: «Доказано, что все наши хозяйственные планы являются заниженными, ибо не учитывают огромных резервов и возможностей, таящихся в недрах нашего народного хозяйства... Факты говорят, что целый ряд наркоматов, выполнивших и даже перевыполнивших годовые хозяйственные планы, систематически не выполняют планы по некоторым очень важным отраслям народного хозяйства».

В своём заключительном слове Сталин расширил перечень пороков «партийных товарищей», на которые он указал, помимо зазнайства, политической слепоты, беспечности и благодушия. Он заявлял о том, что при подборе кадров нередко игнорируются принципы преданности партии и пригодности человека для исполнения работы. Вместо этого, говорил Сталин, «люди иногда подбираются не по политическому и деловому принципу, а с точки зрения личного знакомства, личной преданности, приятельских отношений, вообще по признакам обывательского характера, по признакам, которым не должно быть места в нашей практике».

Сталин требовал: «Надо восстановить активы партийные и активы беспартийные при наркоматах, при предприятиях - то, что раньше называлось производственным совещанием... И другое средство - восстановление демократического централизма в нашей внутрипартийной жизни. Это тоже проверка, товарищи. Восстановление на основе устава выборности партийных органов. Тайные выборы, право отвода кандидатов без исключения и право критики. Вот вам второе средство проверки снизу». Сталин подчёркивал, что установление тайных выборов в партии отвечает духу новой Конституции СССР. Он говорил: «Организуемые нами выборы в верховные органы власти будут большой проверкой для многих из наших работников».

Сталин подчёркивал: «Ленин учил нас не только учить массы, но и учиться у масс». Он призывал «чутко прислушиваться к голосу масс, к голосу рядовых членов партии, к голосу так называемых маленьких людей, к голосу народа».

Сталин предупреждал: «Стоит большевикам оторваться от масс и потерять связь с ними, стоит им покрыться бюрократической ржавчиной, чтобы они лишились всякой силы и превратились в пустышку». То обстоятельство, что «партийные товарищи» не прислушивались «к голосу масс», наводило Сталина на тревожные размышления. Об этом свидетельствовало его обращение к древнегреческому мифу об Антее. Сталин напомнил, что у этого героя «было всё-таки своё слабое место - это опасность быть каким-либо образом оторванным от земли». Поскольку в мифе о подвигах Геракла последний побеждал Антея, сравнение Сталина звучало зловещим пророчеством. Сталин так завершил свой пересказ мифа: «Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства».

В своём докладе 3 марта Сталин выдвинул программу всеобщей политической переподготовки на многомесячных курсах всех партийных руководителей снизу доверху - от секретарей первичных организаций до членов Политбюро и секретарей ЦК.

Объясняя, «как надо подготовить и переподготовить в духе ленинизма наши кадры», Сталин объявлял, что «прежде всего надо суметь, товарищи, напрячься и подготовить каждому из нас себе двух замов». Эти замы должны были пройти утверждение вышестоящих инстанций. Предполагалось, что назначение замов необходимо для того, чтобы они исполняли обязанности нынешних руководителей во время их учёбы, а затем их также следовало направить на те же учебные курсы. Сталин не скрывал, что видел в этих замах возможную смену нынешним руководителям. Он заявлял о необходимости влить в командные кадры «свежие силы, ждущие своего выдвижения, и расширить таким образом состав руководящих кадров... Людей способных, людей талантливых у нас десятки тысяч. Надо только их знать и вовремя выдвигать, чтобы они не перестаивали на старом месте и не начинали гнить. Ищите да обрящете».

Заявляя о возможности выдвижения новых людей на управленческие должности, противопоставляя мудрость «маленьких людей» зазнавшимся начальникам, Сталин давал понять о своём крайнем неудовлетворении кадровым составом во всех звеньях управления. Фактически Сталин объявлял вакантными все руководящие должности в партии и объявлял широкий конкурс на эти должности, предлагая минимум до трёх кандидатов на каждую вакансию. Все участники этого конкурса должны были пройти обширную программу политической учёбы, а победители конкурса должны были отвечать тем требованиям, которые будут им предъявлены как высшим руководством, так и партийными массами.

Можно предположить, что подобный же конкурс предстояло выдержать и руководителям ведомств - силовых и хозяйственных - на разных уровнях. Сталин напоминал, что проверка руководителей массами отвечала духу вновь принятой Конституции, и заявлял: «Народ проверяет руководителей страны во время выборов в органы власти Советского Союза путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования».

Совершенно очевидно, что, вопреки стремлению ряда партийных руководителей к развязыванию репрессий с тем, чтобы сорвать проведение выборов по новому порядку и сохранить свои высокие посты, Сталин выдвигал программу широкой демократизации внутри партии в духе только что принятой Конституции, отразившей углубление социалистической революции в стране.

В то же время Сталин считал, что механическая замена одних руководителей другими, даже более образованными, недостаточна. Сталин подчёркивал первостепенную важность идейно-теоретической подготовки партийных руководителей. Признавая трудность освоения марксистско-ленинского учения, Сталин сказал: «Нельзя требовать от каждого члена партии, чтобы он усвоил марксизм». Но далее он заметил: «Я не знаю, многие ли члены ЦК усвоили марксизм. Многие ли секретари обкомов, крайкомов усвоили марксизм?» (Эти слова остались лишь в не выправленном стенографическом варианте заключительной речи Сталина, но исключены из опубликованного текста в «Правде»). Наверняка его, как и раньше, крайне беспокоило поверхностное знакомство партийных руководителей с марксизмом.

Сталин надеялся, что всеобщее переобучение партийных кадров поможет вооружить их в идейно-теоретическом отношении. Он подчёркивал: «Если бы мы сумели наши партийные кадры снизу доверху подготовить идеологически, закалить их политически таким образом, чтобы они свободно могли ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьёзных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач».

Такая программа всеобщего переобучения правящих кадров страны не имела прецедентов в мировой истории. Программа свидетельствовала о том, что социалистическое общество могло успешно развиваться лишь на основе постоянного совершенствования. Одним из проявлений этого было постоянное повышение образовательного уровня всех советских людей, особенно партийных руководителей. Эта программа отвечала принципам марксистско-ленинского учения о диалектическом развитии и научной организации социалистического общества.

Сформированное к середине 30-х годов новое общество требовало своего конституционного закрепления. (Была создана качественно новая экономика -- планово-распределительная; сформированы новые методы управления -- административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества -- рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция). "Класс эксплуататоров" был уничтожен, но роль государства в общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую на тот исторический момент конституцию государства, в которой были бы закреплены основные демократические ценности.

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции было сформировано 12 подкомиссий. В работе над проектом Конституции принимали участие такие деятели компартии, как Н.Бухарин, К.Радек, М.Литвинов и другие. Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

5 декабря 1936г на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов новая Конституция была принята единогласно. Структурно она состояла из тринадцати глав, которые содержали 146 статей. По провозглашенным свободам она являлась самой демократической Конституцией в мире. Ее характерные черты -- простота четкость, ясность, продуманность, логичность расположения глав и статей. Вне сомнения это было высшее достижение советской юриспруденции 30-х годов.

Основные черты Конституции 1936 г.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. и содержала ряд глав, которых ранее не было:

Об общественном устройстве;

О суде и прокуратуре;

Об основных правах и обязанностях граждан;

Об избирательной системе.

Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Произошло значительное расширение перечня прав и свобод. В политические права включался стандартный набор мировых демократических свобод. Большое значение Конституция придавала социально-экономическим и социально-культурным правам личности (именно личности, а не гражданина). Следует отметить, что гарантии политических и личных прав были только продекларированы без реальной привязки к действительности, в то же время социально-культурные и социально-экономические права были реальными, и их реализация обеспечивалась государством по мере возможностей (право на труд, на отдых, на получение образования, социальное обеспечение по старости и т.д.).

Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему.

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер.

Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика: в тот период из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

Верховный Совет являлся своего рода парламентом страны. Его формирование происходило на основе общемировых стандартов избирательного права

После Верховного Совета СССР, вторым высшим органом государственной власти был Президиум Верховного Совета СССР. К его ведению относились вопросы, входящие в компетенцию президентов: роспуск представительных органов государства, учреждение орденов и медалей и награждение ими, установление воинских званий, вручение верительных грамот.

В то же время Президиум Верховного Совета СССР в отличие от Президиума ЦИК СССР не имел права заниматься законодательной деятельностью, принимать законы СССР. Он мог только толковать законы и принимать Указы.

Таким образом, Конституция 1936 г. в определенной степени закрепила и разделение властей: законодательная власть была сосредоточена в Верховном Совете, исполнительная -- в СНК, высшая судебная власть -- в Верховном Суде СССР.

Итоги по главе

Конституция СССР 1936 года провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию СССР 1936 года, в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире.

В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Появление новых глав (например, о суде и прокуратуре) способствовало дальнейшему развитию правовой системы государства. Значительно расширились права и свободы граждан, и многие права личности, зафиксированные в Конституции СССР 1936г., позднее вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 г. Однако эта Конституция была во многом декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Сталинская конституция - конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 году. На момент принятия этот документ считался самой демократичной конституцией в мире. Те права и свободы, провозглашенные в главенствующем для страны документе, не были озвучены ни где. Другое дело, что большинство свобод в СССР были реализованы на бумаге, а по факту сразу после принятия этого документа начались репрессии. В любом случае конституция 1936 года закрепила факт существования СССР и заложила фундамент для дальнейшего развития страны.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав, из которых:

  • 1 - регламентировала общие положения.
  • 2-8 - регламентировали государственное устройство, а также механизм работы органов власти: от высших до местных.
  • 9 - деятельность судебной системы и, контролирующей ее, прокуратуры.
  • 10 - гражданские права и свободы граждан.
  • 11 - основы избирательной системы.
  • 12 - государственная символика.
  • 13 - правила изменения конституции.

Сталинская конституция фиксировала факт победы социализма, но с одной оговоркой, применяемой в документе, - конституция в основном победившего социализма.

Форма государственности

СССР провозглашался страной, состоявшей из Союзных республик. Все республики сохраняли широкие полномочия по суверенитету за исключением только органов управления.Все органы управления прописывались в конституции СССР, а союзные республики обязаны были это исполнять. В остальном ограничений не было: каждая республика могла добровольно покинуть состав Советского Союза, доработать конституцию под местные нужды, содержать собственную армию, вести прямые переговоры с другими странами в обход Москвы, обмениваться послами и так далее. Конституция гарантировала, что границы отдельных республик не могут быть изменены, кроме как с согласия самой республики.

В 1936 году союзными республиками в составе СССР были:

  • Россия
  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Грузия
  • Азербайджан
  • Латвия
  • Литва
  • Эстония
  • Молдавия
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • туркменистан
  • Армения
  • Узбекистан

Итого, 15 республиканских государств.

Управление государством

Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация - с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.

Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:

  1. Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
  2. Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.

Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.

Судебная система

Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:

  • Народный.
  • Окружной.
  • Краевой.
  • Верховный.

Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы .

Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.


Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды - прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратур входл контроль за соблюдейнием законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документам своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом - до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами . Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

  1. На отдых. Это выражалось в законодательном закреплении 8-мичасового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством.
  2. На работу (труд). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю.
  3. На образование. Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года - в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Избирательные права

Все органы власти в СССР были выборными. Выборы проводились всесословными, прямыми и тайными. система выборов идентична той, которую мы имеем сегодня. Уникальным было то, что в Советском Союзе каждый человек стал обладать равными правами голоса (1 избиратель - 1 голос), и к выборам допускались все граждане СССР, после 18-ти лет. Никаких дополнительных ограничений не было. Для сравнения - в Швейцарии женщинам разрешили голосовать в 1959 году, в США в 1920 году, в германии в 1949 году, в Испании в в 1977 году. В России это случилось сразу после Революции 1917 года, а конституция только закрепила эти права.


На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Государственная символика

Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.

Герб СССР установилась: изображается Земля с нанесенными на ней серпом и молотом. Земля оформляется пшеничными колосьями в лучах солнца. Над ними располагается красная звезда. Надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь» наносилась на всех «союзных» языках.