Тестовые задания закрытого типа. Разработка тестовых заданий по различным разделам образовательной области «технология

Закрытые (с предписанными ответами, когда нужно выбрать из предложенных вариантов):

задания альтернативных ответов (ответ «да» или «нет»);

задания множественного выбора (выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка);

задания на восстановление соответствия (установить соответствие элементов двух списков);

задания на установление правильной последовательности (расположить элементы списка в определенной последовательности).

Открытые (со свободными ответами, когда необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение):

задания свободного изложения (самостоятельно формулируется ответ, ограничения в задании не накладываются);

задания-дополнения (сформулировать ответ с учётом предусмотренных в задании ограничении, н-р, дополнить предложение).

Неоднозначность ответов затрудняет стандартизацию (традиционный метод проверки облекается в тестовую форму!)

Обучающие тесты (тренировочные, тесты-упражнения) (могут использоваться на любом этапе урока) :

Входной (в начале изучения темы);

Промежуточный (проверка правильности понимания определений, правил, алгоритмов);

Итоговый (заключительный контроль, после решения типовых задач на применение полученных знаний, вопросы для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для воспроизведения).

Составление теста

Важно выделить главные вопросы, не увлекаясь второстепенными.

Оформление правильного ответа. Интерпретация ответов, правила оценивания.

Правильное утверждение не д. полностью повторять определение учебника. Неверные ответы могут быть созвучны приведенным в учебнике определениям.

Частота выбора одного и того же номера в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер выбирается в случайном порядке.

Выбор способа оформления заданий обусловлен программой тестирования (компьютерного) и психологическими особенностями учащихся, содержанием дисциплины.

1. Все инструкции к тестам одного типа даются одними и теми же словами. Задание должно инструктировать (поэтому часто императивная форма).

2. В формулировке задания не должно быть двусмысленности или неясности:

а) убрать лишние слова (является, становится, считается и под.);

б) предложения простые (упрощать осложненные синт. конструкции);

в) предложения положительные, без отрицательных частиц;

г) предпочтительны утвердительные формулировки (они не не порождают полные или неполные ответы, разные по форме, содержанию и структуре. Смысл утверждения улавливается лучше, чем смысл вопроса, в утверждении нет лишних знаков и лишних слов.0.

3. Задания открытого типа требует однозначного и чёткого ответа, не допускает двоякого толкования. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным. Рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».

4. В заданиях на соответствие слева обычно элементы данного множества, справа – подлежащие выбору. Число элементов 2-ого множества должно превышать число данных. Избыточные д.б. правдоподобны. Инструкция стандартная: «Установите соответствие».

В статье рассмотрены способы конструирования тестовых заданий закрытого типы. Приведены требования к построению содержательной части и описаны методы оценивания результатов проведенного тестирования.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Педагогический тест представляет собой систему дидактических заданий специфической формы, позволяющей оценить уровень обученности учащихся: совокупность их представлений об объекте познания, знания, умения и навыки в той или ионной области содержания.

Отнеся педагогическое тестирование к инновационным методам оценивания, выделим следующие его преимущества:

  1. Более высокая объективность контроля.
  2. Оценка знаний становится более дифференцированной (больше градаций оценки, возможность переводить полученную оценку в любую шкалу оценивания).
  3. Более высокая эффективность (можно проводить контроль одновременно на больших группах учащихся).
  4. Обработка результатов проводится быстрее (особенно в случае компьютерного тестирования).

На основе исследований Федерального института педагогических измерений (США) и ряда отечественных тестологов выделим основные этапы конструирования педагогических тестов:

  1. Этап целепологания (определяем вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов).
  2. Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала, определение типов и количество используемых знаний, установка требований времени проверки, определение системы оценивания, выработка условий проведения).
  3. Этап составления теста.
    1. Разработка и апробация тестовых заданий (в репрезентативных группах).
    2. Определение и расчет показателей качества созданных заданий (валидность, надежность),.
    3. Анализ результатов проведенной апробации.
  4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
    1. Стандартизация теста (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий).
    2. Подготовительные работы по техническому оснащению.
    3. Отслеживание проведения теста.
    4. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Подготовка итогового отчета.

Тестовые задания бывают нескольких типов. Самый популярный из них – тип тестовых заданий закрытого типа, они получили широкое распространение в основном из-за легкости автоматизации. Задания закрытого типа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Основной недостаток таких заданий – возможность угадывания.

Выделим основные правила составления тестовых заданий:

  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражает содержание обучения.
  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все» и «никогда».
  5. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше».
  6. Избегайте вводных фраз и предложений имеющих мало связи с основной мыслью.
  7. Неправильные ответы должны быть разумными, не должно быть явных неточностей.
  8. Реже используйте отрицание в основной части. Избегайте двойных отрицаний («Почему нельзя не делать?»).
  9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  10. Из текста заданий необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания.
  11. Из числа тестовых заданий закрытого типа исключайте задания требующие громоздких вычислений.
  12. Используемая терминология не должна выходить за рамки учебного курса.
  13. Текст заданий и варианты ответов должны быть записаны разными шрифтами, для быстрого их отличения друг от друга при выполнении.
  14. В начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению.

Дистрактором в тестовых заданиях закрытого типа назовем вариант неверного ответа. Слово «дистрактор» произошло от английского слова «distract», которое переводится как «отвлекать». Таким образом, дистракторы – это неправильные ответы, которые отвлекают и сбивают с толка испытуемого.

Выделим требования к дистракторам:

  1. В основной части задания должно быть больше ключевых слов, в ответах не более трех наиболее ключевых слов.
  2. Ответы к одному заданию должны приблизительно одной длины.
  3. Все дистракторы к каждому заданию должны быть равнопривлекательными.
  4. Дистракторы не должны быть неполными правильными ответами, превращающимися в правильные при определенных условиях.
  5. Не должно быть неработающих дистракторов (их обязательно должны выбирать).
  6. Частота выбора дистракторов должна быть примерно одинакова.
  7. Из ответов необходимо исключить повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  8. В ответах не рекомендуется использовать слова: «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все вышеперечисленные». В отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
  9. Из числа дистракторов исключают ответы вытекающие один из другого.
  10. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания.
  11. Желательно не использовать в ответах следующие слова: «да/нет», «верно/неверно». Рекомендуется создавать более содержательные ответы.
  12. Если номер ответа совпадает с его числовым значением, то они обязательно пишутся в одной строке (1. 1 Бит, 2. 2 Бит, 3. 8 Бит, 4. 4 Бит). Если дистракторы это слова, то их желательно расположить в алфавитном порядке.

Заметим, что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке. Плохо знающие материал учащиеся пытаются найти правильный ответ путем угадывания по «формальным» признакам: самый длинный ответ, самый умный ответ, хорошо обоснованный ответ).

Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Фасетный тест представляет собой большой массив элементов – фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.

Приведем небольшие примеры фасетного теста:

  1. В одном килобайте {мегабайте, гигабайте} содержится байт:
  2. Дата начала Советско-финской войны {Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны}

Таким образом, для снижения вероятности угадывания мы можем порекомендовать:

  1. Увеличение количества дистракторов в задание до 4-х.
  2. Использование фасетов заданий.
  3. Жесткое временное ограничение на выполнение задание.
  4. Использовать формулы для коррекции баллов с учетов возможности угадывания.

Оценивать результаты проведенного тестирования можно по-разному.

Алгоритмы оценки выполнение тестового задания:

  • Дихотомическая оценка выполнения задания. Термин «дихотомически оцениваемые тестовые задания» означает, что ответ экзаменующегося находится только в одной из двух возможных категорий, правильный (за него выставляют 1 балл), или неправильный (0 баллов).
  • Политомическая оценка выполнения задания. Термин «политомически оцениваемые тестовые задания» означает, что за разные ответы на задание проставляют несколько различных чисел

Рассмотрим несколько методов оценивания заданий закрытой формы.

  1. Традиционный метод. Данный метод подсчета баллов заключается в следующем: суммируются все баллов по каждому заданию.
    1. Оценка с весовым коэффициентом. При условии выбора испытуемым только правильных ответов начисляется полный балл, в противном случае начисляется ноль баллов. Недостаток данного способа заключается в снижении дифференцирующей способности задания, т.к. испытуемые с «частичным набором знаний» и испытуемые с «полным отсутствием знаний» практически не различимы.
    2. Метод частичного балла. Суть данного метода заключается в следующем: частично баллы начисляются в случае выбора даже не полного ответа, но в случае выбора в сочетании с правильными ответами некого дистрактора – баллы обнуляются полностью или частично уменьшаются.
  2. Коррекция баллов с учетом возможного угадывания. По данному методу производятся вычисления по следующей формуле: Zi=Xi-Wi/(k-1), где Zi - скорректированный тестовый балл i-го испытуемого, Xi – тестовый бал i-го испытуемого без коррекции, Wi - число ошибочных ответов у i-го испытуемого, k – количество ответов в заданиях (должна быть постоянная величина). Например: В тесте было 30 заданий, на каждое давалось по 4 ответа. Испытуемый на 20 заданий ответил правильно, 10 заданий выполнено с ошибками. Вычисляем балл по форме оценки с весовым коэффициентом, но с учетом коррекции по угадыванию: Zi=20-10/(4-1)=16,7.
  3. Метод коррекции «Правильный + пропуск». Формула, основанная на модели случайного угадывания, которая корректирует " эффект угадывания ", имеет вид: Zi=Xi+Hi/k, где Xi –- скорректированный индивидуальный балл i-го испытуемого, Xi - число правильных ответов i-го испытуемого, Нi - число пропущенных заданий у i-го испытуемого, k - число вариантов ответов в каждом задании (все задания должны иметь k вариантов). Предположим, что студент А и студент Б сдают некоторый тест. Тест состоит из 150 заданий закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Студент А правильно ответил на 90 заданий, а оставшиеся 60 заданий он пропустил (так как не был уверен в выборе ответа). Студент Б также правильно ответил на 90 заданий, однако на остальные 60 заданий он ответил путем простого угадывания. Так как студент Б имеет шанс в 25% угадать правильный ответ, то он может набрать 15 дополнительных баллов только путем угадывания. При традиционном подсчете баллов студент А наберет 90 баллов, в то время как студенту Б будет начислено 105 баллов. Таким образом, индивидуальные баллы у этих двух студентов имеют значительную разницу, которая не отражает однако уровень их подготовки, а является лишь функцией склонности к угадыванию правильного ответа. Эта разница должна учитываться, так как тестирование проводится, как правило, однократно, а его результаты существенно влияют на аттестацию. Если же мы применим к подсчету баллов метод коррекции «Правильный+пропуск», то мы получим одинаковое количество баллов у данных студентов (105). Таким образом данный способ позволить правильно дифференцировать студентов по их уровню знаний.

Резюмирую все вышесказанное, отметим, что задания закрытого типа в педагогических тестах широко распространены. Основная причина такого широкого распространения это лёгкость как компьютерной автоматизации, так и ручного анализа. Для данного типа заданий выработаны методы конструирования содержания и весь необходимый инструментарий правильного оценивания испытуемых с учетом всех возможных погрешностей, в том числе фактора угадывания.

Список литературы

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Векслер В.А. Обучение взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования. Отчет о НИР (ГОУВПО «ДВГСГА»)

Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания.

Формирование мнения учащихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.

Увеличение числа учащихся, охваченных контролем. 1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест.

Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений учащихся.

Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача учащегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:

1. Впиши букву правильного ответа. Учащиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа. Такая форма теста удобна при проверке. Например:

а) знания, b) умения, с) отношения, d) навыки?

Учащийся читает вопрос и выбирает правильный ответ. Обозначение правильного ответа ставится перед номером вопроса. Например:

Что является психическим материалом обучения:

dl а) знания, Ь) умения, с) отношения, d) навыки?

Можно отмечать правильный ответ, обведя букву правильного ответа.

2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты несогласен с утверждением.

Пример: Биосфера это...

часть геологической оболочки Земли - да нет

часть биологической оболочки Земли - да нет

часть гидросферы Земли - да нет

часть оболочки Земли, населенная организмами - да нет

часть оболочки Земли, где невозможна жизнь - да нет

Правильный ответ: да, нет, нет, да, нет. Оценка: если все правильно, балл за ответ; если только один правильный ответ, то 0,5 балла.

3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.

Столбец 1 Столбец 2

A. Обломов 1. Пушкин А. С.

B. Руслан и Людмила 2. Гончаров И. А.

C. Мастер и Маргарита 3. Лесков Н. С.

D. Очарованный странник 4. Булгаков М. А.

Правильный ответ: Ответ

А 2 В 1 С 4 D 3

Если все ответы правильные, то оценка единица. Вес каждого ответа 0,25 балла. Если два правильных ответа то учащийся получает 0,56, за три правильных 0,756. Можно предлагать пять вопросов. Тогда вес каждого ответа будет 0,2 балла. Может быть и большее количество вопросов. Возможен и другой подход к оцениванию ответов. Если какой-то ответ неправильный, то выставляется ноль баллов. Если все ответы правильные, то выставляется один балл. Такой подход используется в тех случаях, если необходимо проверить взаимосвязи изучаемых явлений.



4. Найди лишний элемент и обведи кружком.

D. артерии

E. капилляр Правильный ответ:(с)

5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

1 А - старость

2 В - рождение

3 С - юность

4 D - детство

5 Е - зрелость

6 F - отрочество

Правильный ответ:

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа. Например, может быть предложено пять вопросов. Если все ответы правильные, то пять баллов. Если четыре правильных ответа, то четыре балла и т. д.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

3.37. Тест творческий

Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

1. Впиши пропущенное слово. Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск слова может быть в конце предложения.

Пример: Наука, занимающаяся изучением души человека называется... . (Учащийся должен вписать слово «психология».)

Слово может быть пропущено в середине предложения.

Пример: Наука... занимается изучением души человека.

В вопросе может быть пропущено несколько слов.

Пример: Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна.... (Нужно вписать: «квадрату гипотенузы».)

Если предполагается компьютерная обработка, то слова нужно вписывать в строго указанном месте.

2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.

Пример. Психологией называет... . Ожидаемый ответ: наука, изучающая душу. Этот тип вопросов сложнее предыдущих.

3. Ответь на вопрос: «Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у учителя проверить умения анализа, синтеза, обобщения учеников.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов учащийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу.

Предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий.

1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время выполнения теста).

2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.

3. Педагог предъявляет вопрос: устно, письменно на доске, через кодоскоп, диапроектор, путем предъявления определенных объектов.

4. Ученики уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.

5. Ученики отвечают письменно.

6. После ответа ученики ставят степень уверенности. Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т. д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

7. Предъявляются эталоны ответов - устно преподавателем, по желанию кем-то из учеников. Эталон может предъявляться и письменно. Ученики сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.

Эталоны желательно предъявлять после ответа учащихся на последний вопрос. Это позволит учителю проследить всеми ли учащимися проставлена степень уверенности после последней буквы последнего слова. Если ответа нет, то напротив номера вопроса должен быть прочерк. Это делается с той целью, чтобы избежать списывания учащихся. Если после ответа не будет степени уверенности или прочерка, то после предъявления эталона учащиеся могут дописать ответ, если он у них был неправильный. 8. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то сумму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три. 9. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех учащихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок и сумма фиксируется на доске. Затем просят поднять руки учащихся, у которых в сумме получилась четверка. На доске фиксируется их количество. Таким же образом можно поступить и с тройкой.

Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел свое место в классе.

При округлении баллов желательно исходить из следующего правила: 4,5 балла округляется в сторону увеличения, то есть пяти баллов. От 3,5 до 4,4 округляется до 4 баллов. От 2,5 до 3,4 округляется до 3 баллов.

Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность учащимся быстро узнать свои результаты. Учащимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения учащихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

унификация учебных планов и программ для одноименных дисциплин, которые преподаются в разных учебных заведениях. Это выдвигает требования объективизации процесса оценивания знаний студентов, что невозможно без использования методов тестирования знаний, которые являются основой теории педагогических измерений. Массовое внедрение тестирования знаний в учебный процесс сформировало понимание необходимости создания и применения компьютерных систем тестирования знаний. Это обусловлено с одной стороны снижением трудоемкости при проведении тестирований по сравнению с традиционными методами бланкового тестирования, а с другой стороны повышением надежности и объективности результатов тестирования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно для каждого учащегося установить уровень: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тестирование используется на следующих этапах учебного процесса:
  1. Входное тестирование в начале изучения дисциплины для определения исходного уровня и выдачи рекомендаций по траектории изучения материала.
  2. Самотестирование учащихся по ходу изучения ими отдельных глав теоретического материала.
  3. Тестирование перед началом выполнения лабораторных и практических работ с целью проверки наличия необходимых начальных теоретических знаний.
  4. Тестирование знаний по итогам изучения главы (раздела) теоретического материала, результатам выполнения лабораторной работы.
  5. Тестирование по итогам изучения дисциплины с целью получения оценки полученных знаний либо выдачи допуска на прохождение промежуточной аттестации в иной форме.

В общем случае тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной системы проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств, знаний или навыков личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Тесты включают в себя вопросы, отражающие содержание дисциплины или ее части, которые выносятся на контроль . При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

  • в вопросе должна быть ясно выражена только одна мысль;
  • мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана лаконично, но содержательно;
  • вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;
  • вопрос по сложности должен быть доступен студенту, а по содержанию – соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;
  • при формулировании вопросов и ответов следует исключать подсказки к правильным ответам;
  • задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.

Для получения максимальной эффективности от тестирования знаний в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать два вида тестов:

  • тест для самоконтроля (для каждого раздела или темы),
  • итоговый тест (для всей дисциплины в целом).

Вопросы для самоконтроля предполагают возможность просмотреть теоретический материал и проработать ошибки, допущенные при ответах на данные вопросы. Они предназначены для получения обучающимся адекватной оценки своих знаний. Для каждого раздела рекомендуется 10-15 вопросов.

Итоговый тест используется для проверки знаний обучающегося по завершении изучения всей дисциплины (аналог экзамена). Число тестовых вопросов для одного тестируемого должно составлять не менее 30 и зависит от сложности тестовых заданий.

Работа с тестовой системой начинается с подготовки базы вопросов. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, он призван выявлять лишь один определенный аспект. Критериями отбора содержания тестового материала служат:

  • значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным и ключевым, без которых знания становятся неполными;
  • научная достоверность. Суть тестовых заданий заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа. Все спорные точки зрения, вполне допустимые в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания;
  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип базируется на естественной необходимости подготовки специалистов и проверки их знаний на современном материале;
  • репрезентативность. Следует обращать внимание не только на включение значимых элементов, но и на полноту охвата пройденного материала;
  • возрастающая трудность учебного материала. Знание последующих элементов курса зависит от знания предыдущих учебных элементов, то есть дисциплину можно изучать только с самого начала и без пробелов;
  • вариативность содержания. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста;
  • системность содержания. Это означает, что подбор содержания и количества тестовых заданий должен отражать все разделы теоретических материалов соответственно трудоемкости по рабочей программе;
  • комплектность и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы;
  • взаимосвязь содержания и формы. Содержание теста должно быть выражено в наилучшей, с точки зрения наглядности и обучающего потенциала, форме.

Существует множество видов (форматов) тестовых заданий, однако на практике используется от четырех до шести основных видов, которые делятся на два основных типа: закрытого и открытого (рис. 2.6). Вопросы закрытого типа предлагают выбрать ответ (один или несколько) из многих предложенных. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательнымии. Задания открытой формы не предлагают вариантов ответа, а требуют ввода символов в пустое поле какого- то утверждения, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. В открытому типу относятся вопросы, предполагающие развернутый ответ на естественном языке. Данный вид вопросов является единственным, не допускающим возможность проверки ответа компьютером, а требует проверки и оценки ответа преподавателем.


Рис. 2.6.

Рассмотрим основные виды тестовых заданий.

1. Выбор единственного ответа. Это простейшим вид тестовых заданий закрытого типа и представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать один верный. Разновидностью данного вида заданий являются вопросы с активной областью (с "горячими точками"), в которых выбор ответа с помощью кнопок заменен выбором места на графическом изображении.

  • данный вид заданий интуитивно понятен обучающимся,
  • ввод ответа требует минимального времени,
  • процедура обработки ответа предельно проста.

Недостатки простой выборки:

  • возможность запоминания неверных ответов.

2. Множественный выбор. Второй из наиболее распространенных типов вопросов.

Представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать несколько верных. Кнопки выбора в нем заменены на окошки метки и обеспечивают возможность выбора произвольной комбинации ответов (от одного ответа до всех возможных вариантов).

Преимущества данного вида вопросов:

  • этот тип заданий информативен,
  • дает возможность учесть частично правильные ответы.

Недостатки множественной выбора:

  • существенная вероятность угадывания правильного ответа,
  • возможность запоминания неверных ответов,
  • отсутствие общепризнанной процедуры обработки ответа.

3. Установление соответствия. Представляет собой два списка в виде двух колонок и обучающийся должен сопоставить данные из разных колонок друг другу.

Классификация тестовых заданий

По структуре и способу ответа тестовые задания будем подразделять на тестовые задания закрытого типа, т.е. задания с предписанными ответами, и открытого типа, т.е. задания со свободными ответами.

Представим классификацию тестовых заданий следующим образом:

1. Тестовые задания открытого типа:

а) задания-дополнения;

б) задания свободного изложения;

2. Тестовые задания закрытого типа:

а) задания альтернативных ответов;

б) задания с множественным выбором;

в) задания на установление соответствия;

г) задания на восстановление последовательности;

д) задания на классификацию.

Аванесов В.С. предлагает следующую классификацию тестовых заданий .

Схема 1. Формы тестовых заданий

Виды заданий с выбором правильного ответа

Варианты заданий с выбором правильного ответа

Ее отличительными особенностями являются:

1. задания открытой формы не классифицируются.

2. классифицируются задания по количеству правильных ответов и по количеству вариантов ответов.

Голландский институт оценки образования (CITO) дает такую классификацию в трех схемах .

Все вопросы, которые предлагают выбор из нескольких ответов, называются вопросами множественного выбора.

В этой классификации задания множественного выбора и задания закрытого типа в нашем предложении совпадают.

CITO, используя широкое понимание тестирования приводит еще две формы заданий -- устные и задания на технику исполнения. К сожалению, в нашей стране опыт использования устных тестовых заданий отсутствует. Опыта в этом вопросе нет. Задания на технику исполнения, несомненно, представляют значительный интерес: «В технических тестовых работах экзамен предполагает просмотр и оценивание навыка, такого как говорение или технологический процесс, например: выполнение небольшого эксперимента или изготовление изделия.

Тестовые задания закрытого типа

Тестовые задания закрытого типа выражают суждения в законченной форме и предусматривают различные варианты на поставленный вопрос или задание. Испытуемому предлагается набор вариантов, из которого он выбирает один или несколько правильных (или неправильных) ответов. Иногда варианты неверных ответов называют дистракторами (в американской тестовой литературе неправильный, но правдоподобный ответ называется словом дистрактор, от английского глагола to distract - отвлекать).

1. Задания альтернативных ответов. К каждому заданию альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них - «да - нет», «правильно - неправильно» и пр.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и нежелательно для использования. О том же говорят и рекомендации СIТО: «Вопросы альтернативных ответов предлагают только одну альтернативу, которую тестируемый либо принимает как правильную, либо отвергает». Таким образом, у испытуемых есть возможность на 50 % отгадать правильный ответ на один вопрос. Поэтому эти задания целесообразно применять сериями к одному элементу знаний.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Приведем пример, когда элементы знания адекватны этой форме задания.

Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением -- обведи кружком «да», а если не согласен -- обведи «нет»).

Вопрос: Гидролизом называется процесс, при котором:

Варианты ответа:

1) соль разлагается с помощью электрического тока да / нет

2) соль окисляется да / нет

3) изменяется окраска индикатора да / нет

4) соль кристаллизуется да / нет

5) соль взаимодействует с водой да / нет.

Наиболее эффективно использование заданий этого вида при проверке знания больших определений, понимания сложных процессов, умения читать графики функций, интерпретировать диаграммы, таблицы, т. е. таких элементов знаний, которые могут быть структурированы или разбиты на меньшие части.

2. Задания с множественным выбором. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Задания с выбором ответа (ответов) в тестовой практике распространены достаточно широко, это объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний, а также возможностью количественного оценивания качества задания, что в свою очередь является оценкой его «различительной» силы (differenting power, discriminating power) - способности задания дифференцировать учащихся различной академической подготовленности.

Инструкция для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам. Или иным образом указать на то, что правильных вариантов несколько.

Закрытые задания с двумя-тремя-четырьмя вариантами ответов и выбором одного верного обычно используют для проверки ориентированности обучаемых по дисциплине, самопроверки знаний, экспресс-оценки подготовленности абитуриентов, слушателей курсов и т.п.

Закрытые задания с выбором нескольких верных ответов более трудные, чем с одним верным ответом. Отличаются они и меньшей вероятностью угадывания верных ответов. Могут использоваться в дисциплинарных и квалификационных тестах. Предполагается, что обучаемый должен указать все верные ответы задания .

3. Задания на установление соответствия. В заданиях на установление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) - между элементами двух списков (множеств).

Распространенной формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д.

Задания на установление соответствия позволяют проверить главным образом ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знания о взаимосвязи и об отношениях между элементами, свойствами, законами, формулами, датами и т. п. двух «списков» (столбцов).

К достоинствам заданий на установление соответствия относятся:

Компактность расположения заданий в тесте;

Возможность быстрой оценки знаний, умений, навыков, как предметных, так и интеллектуальных;

Активизация деятельности учащихся с помощью ассоциаций в изучаемой дисциплине.

Педагогический смысл применения таких заданий заключается в стремлении активизировать собственную учебную деятельность учащихся посредством усиления ассоциаций изучаемых элементов и осмысления результатов контроля и самоконтроля. У испытуемых появляется важное для процесса самостоятельного учения знание о том, чего они не знают.

Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару испытуемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения.

4. Задание на восстановление последовательности. Такие задания позволяют проверить алгоритмические знания, умения и навыки, необходимые для установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов. Они подходят для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это может быть порядок технологических операций, для гуманитарных дисциплин - восстановление временных последовательностей событий, для точных наук - алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен.

Роль алгоритмов правильной и эффективной деятельности важна на всех этапах обучения, они особенно необходимы на заключительных этапах профессиональной подготовки. Цель введения таких заданий в учебный процесс - проверка сформированности алгоритмического мышления.

Необходимо отметить и характерную для этой формы заданий низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: установите правильную последовательность; расположите в правильной последовательности.

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке задания:

1) восстанавливаемый алгоритм должен быть корректен с точки зрения цели и содержания, а также однороден по трактовке, т. е. предполагается наличие единственного алгоритма, соответствующего правильному ответу;

2) ключевое слово в названии и слова, описывающие элементы, лучше писать в именительном падеже, поскольку окончания слов могут подсказать правильный ответ.

5. Задания на классификацию. В основе классификации объектов лежит умение сравнивать, т. е. находить черты сходства и различий. Сравнивать объекты можно лишь по определенному общему свойству (признаку, параметру), которое является основанием классификации.

Если это свойство не указано, то вопрос о сравнении не может быть решен. Значит, для сравнения объектов необходимо сначала выявить их общие свойства, а лишь затем установить, по какому они различны, на сколько или во сколько раз.

Конструкция задания: перечень пронумерованных объектов (слов, формул, рисунков и т.д.) и таблица, которую необходимо заполнить. Если таблица содержит перечень оснований классификации, то задания являются закрытыми, в противном случае - открытыми.

Инструкция: классифицируйте, заполнив таблицу.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении классификации:

1. основанием для классификации следует брать существенные свойства (признаки) объектов;

2. при классификации по какому-либо основанию каждый объект должен попасть в результате классификации только в один класс.

Преимущества заданий закрытого типа:

Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;

Неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы;

Задания легко обрабатываются, тестирование быстро проводится;

Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;

Эти задания позволяют охватить большие области знания;

Возможна машинная обработка ответов;