Рынок совершенной конкуренции. Конкуренция: сущность, виды и формы конкурентной борьбы

Экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всем мире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформирования экономики России объективно потребовал по-новому отнестись к достижениям современной экономической теории, вызвал необходимость изучения новых подходов к изучению сущности и функций рынка.

Сегодня российской экономической теории необходимо создать новую методологию изучения сущности и функций рынка с учетом российских экономических реалий. Особое значение в этой связи приобретают вопросы изучения конкуренции и ее роли в рыночной экономике. Эта проблема имеет важное теоретическое и практическое значение, ставит перед теорией новые задачи, решение которых позволит повысить научную обоснованность мер по оздоровлению экономики, ее социальной ориентации, сближению товарного и денежного оборотов, сдерживанию инфляционных процессов и сокращению бюджетного дефицита. В современных условиях только таким образом можно добиться выживания экономики России в жесткой конкурентной борьбе. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.

Проблематика, сходная с темой данной работы, были отражены в трудах (статьи, монографии) таких авторов, как Агапова И. И, Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Максимова В.Ф и д р. (см. приведенный в конце работы список использованной литературы).

Целью данной работы является изучение совершенной конкуренции и максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить характерные черты совершенной конкуренции

2. Провести анализ поведения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

1. Сущность и функции конкуренции

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер считал, что конкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики .

Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции :

1) регулирующая;

2) аллокационная;

3) инновационная;

4) адаптационная;

5) распределительная;

6) контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

2. Характерные черты совершенной конкуренции

конкуренция совершенный краткосрочный предпринимательство

Все виды и формы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям: к совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

· огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

· абсолютная прозрачность рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

· невозможность любого отдельно взятого субъекта оказывать влияние на решения других;

· полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т.е. свобода вхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;

· абсолютная однородность реализуемых товаров и услуг;

· отсутствие субъективного контроля над ценами со стороны производителя.

Следует иметь в виду, что совершенная конкуренция представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования её не существовало и не существует. (С известной долей допущения к такой модели можно отнести лишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции.)

Однако эта научная абстракция важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции, о чём пойдет речь в следующей теме.

Из характеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые для дальнейшего анализа предположения:

· так как цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, лишь изменяя объём продаж;

· линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.

3. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырёх типичных ситуациях.

Рис. 1 Первая ситуация

Цена (Р1) установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные переменные издержки (min AVC). Такая фирма называется предельной, т.е. она находится на пределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки. Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать. Минимальный убыток равен средним постоянным издержкам (заштрихованный прямоугольник). Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производство. Убытки в том и в другом случае равны. В краткосрочном периоде фирма, скорее всего, примет решение производить, надеясь на изменение рыночной ситуации.


Рис. 2. Вторая ситуация

Цена установилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных средних переменных издержек производства (Р2 < min AVC). Такая фирма называется запредельной. Она имеет убытки (заштрихованный прямоугольник), но объёма производства, при котором их можно минимизировать, не существует. Фирме выгоднее прекратить производственную деятельность, чем производить при данной цене.

Рис. 3 Третья ситуация

Цена установилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки (Рз = min AC). При такой цене фирма работает на принципе самоокупаемости, её экономическая прибыль равна нулю при объёме производства Q3. Если фирма решит производить любой другой объём продукции, она понесёт убытки .

Такая фирма называется допредельной с нулевой прибылью.


Рис. 4 Четвертая ситуация

Цена установилась на таком уровне, что превышает минимальное значение средних издержек

(Р4 > min AC). Фирма получает чистую прибыль (заштрихованный прямоугольник), максимум которой достигается при объёме Q4. Это допредельная фирма с чистой прибылью .

Применение правила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Сама же цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупного предложения. При их равенстве устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.


В качестве общего вывода по результатам работы мы можем сказать что в рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительно разрушительном характере.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.



Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

Рыночную структуру совершенной конкуренцииопределяют 6 основных характеристик:

1) Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).

2) Множество покупателей.

3) Однотипная (стандартизированная) продукция.

4) Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

5) Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.

6) Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

График спросана продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.

Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).

Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде

Существует два подхода к максимизации прибыли.

Первый основан на сравнении средних и предельных величин (рис. 2.2.3.). В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка -- точка оптимального выпуска.

1) Если Q > Q*, то МС > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска.

2) Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста производства.

3) В точке, МС - MR = Р или МС - Р.

Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант, когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.

До F1 и после F2 ТС > TR -- производство убыточно и нецелесообразно.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. - М.: ЮНИТИ, 2000

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма.

Рынок чистой монополии

Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.

Монополия -- исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть-- это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистаямонополия -- это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия -- это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Барьеры для входа в отрасль-- это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные,создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Источники монопольной власти:

2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).

3) Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).

4) Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

Виды монополий:

1) Закрытая монополияносит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).

2) Открытая монополияносит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

3) Естественная монополияносит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

Общественные издержки монопольной власти-- это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки - затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти-- L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршманаопределяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н -- показатель концентрации, Рп -- процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.

Ценовая дискриминация-- разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени(совершенная ценовая дискриминация) -- наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени(по объему продаж) -- назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени(сегментированная ценовая дискриминация) -- назначение разных цен для разных групппокупателей.

Кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) -- MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса (см. рис. 2.3.1). Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR -- максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.

Формы конкуренции

Активная конкуренция – форма конкурентной борьбы, при которой применяются целенаправленные действия с одной задачей –­ победить конкурента. Эта форма конкуренции обычно носит «шумный» характер: публикуется множество «заказных» материалов в прессе и т.п. Для давления на соперников обязательно привлекаются бизнес-партнеры инициатора активных действий.

Пассивная конкуренция предполагает сосредоточение усилий на внимательном, профессиональном изучении положения конкурента на рынке, в отрасли и регионе. Для этого привлекаются консультанты и эксперты не только своих, но и сторонних аналитических структур, дабы обеспечить максимальную объективность.

Целенаправленная конкуренция – форма, предполагающая проведение предварительной работы перед непосредственным включением в конкурентную борьбу, определение стратегии и тактического плана мероприятий против соперника, вариантов допустимого маневрирования, а также активное использование разнообразных аналитических материалов.

Хаотическая конкуренция случается, когда соперник не подготовлен к борьбе. Его действия носят сумбурный характер, отличаются бессистемностью и несогласованно­стью.

Временная конкуренция проявляется от случая к случаю, обычно под влиянием сезонных особенностей спроса или погодных условий.

Постоянная – непрекращающаяся конкуренция. Однако интенсивность соперничества может меняться. При та­кой форме конкуренции различают фазу активности, фазу ожидания, фазу покоя, фазу столкновения и другие.

Реальная конкуренция – форма, которая вызвана действительными событиями и действиями, происходящими на рынке.

Мнимая – конкуренция, при которой происходит имитация каких-либо действий без применения реальных, практических шагов в направлении потенциальных конкурентов. Часто мнимая конкуренция используется как фальстарт в целях спугнуть, вынудить к действиям потенциального соперника, спровоцировать его на начальные действия, позволяющие оценить его реальные возможности.

Конкуренция в рамках закона – форма конкуренции, осуществляемая без нарушения действующего законодательства: уголовного, административного, финансового, гражданского и иного.

Тотальная конкуренция, напротив, предполагает использование всех доступных средств, включая методы, выходящие за рамки закона: шпионаж, разнообразные махинации и иные уголовно наказуемые деяния.

Монопрофильная (одновидовая) конкуренция проявляется только по одному виду услуг или товаров.

Полипро­фильная, соответственно, ­- по нескольким товарам или услугам, по нескольким направлениям деятельности.

Внутриотраслевая (внутригрупповая) конкуренция ­– форма, которая проявляется преимущественно в рамках одной отрасли, либо между участниками одной группы, союза, объединения или ассоциации. Она наиболееприсуща тем отраслям экономики, которые расположены ближе к потребителю.

Межотраслевая (межгрупповая) – форма конкуренции, проявляющаяся между отраслями экономики, хозяйственными субъектами как представителями разных отраслей.

Региональная конкуренция ­– соперничество в рамках одного региона; межрегиональная – в рамках нескольких.

Методы конкуренции

Традиционно выделяют две условные группы методов конкуренции - ценовые и неценовые (рис. 1.1).

Рис.1.1. Методы конкурентного соперничества.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены происходит или за счет снижения издержек производства, или уменьшения прибыли без изменения ассортимента и качества производимой продукции, или за счет ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация - это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.

Неценовая конкуренция предполагает:
предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы;

Изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации);

Создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей;

Постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки);

Совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, установка, доставка), послепродажного сервисного обслуживания (гарантийный ремонт, в частности).

Функции конкуренции

В рыночной системе конкуренция выполняет разнообразные функции.

Стимулирующая функция. В основе данной функции – принцип сопоставления целей и результатов экономической деятельности. Это стремление людей к достижению ими максимально возможного дохода при наименьших затратах, издержках производства. На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем организации наиболее эффективного выпуска и реализации продукции.

Регулирующая функция. В основе данной функции – достижение равновесия на рынке в процессе соперничества, колебаний спроса и предложения, установление равновесных цен и получение прибыли. Конкуренция – это стихийный механизм саморегулирования рынка и товаров, его составляющих.

Инновационная функция. В основе данной функции – преимущество в конкурентной борьбе тех предприятий, которые первыми осваивают новые технологии производства и выпускают изделия с принципиально новыми качественными характеристиками.

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и до­машних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конку­ренция, тем справедливее цена.

Виды конкуренции

Таблица 1.1

Классификация основных видов конкуренции

Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. В данном случае потребитель получает дифференцированную продукцию хорошего качества и по более низким ценам. Недобросовестная конкуренция включает: реализацию товара ниже себестоимости; распространение ложной информации; коммерческий шпионаж; нарушение качества продукции и условий поставок; незаконное использование торговой марки и др.

Индивидуальная конкуренция – вид конкуренции, когда один участник стремиться занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг. Местная конкуренция ведется среди товаровладельцев какой-то территории. Отраслевая – конкуренция, при которой в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода.

Межотраслевая конкуренция – соперничество представителе разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях получения большего дохода. Национальная конкуренция – состязание отечественных товаровладельцев внутри страны. Глобальная конкуренция – борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

В современной экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

Таблица 1.2

Краткая характеристика основных рыночных структур

Основные характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистичес-кая конкуренция Олигополия Монополия
Количество субъектов рынка Продавцов Очень много Много Несколько Один
Покупателей Очень много Много Много Очень много
Размеры фирмы Мелкие Небольшие Крупные Крупнейшие
Характер продукции Однородная Дифференцирован-ная (разнородная) Одно- или разнородная Уникальная
Вход-выход на рынок Свободный Относительно легкий Существуют барьеры Заблокирован-ный
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые затруднения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Заменяемость товаров Полная Высокая степень Высокая степень Нет
Взаимозаменяемость субъектов рынка Нет Незначительная Значительная Нет
Контроль над ценами Ценополуча-тель Небольшой Значительный Установление цен
Самостоятельность политики Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов невозможно Стратегичес-кое поведение Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться
Эластичность спроса на продукцию отрасли Наибольшая Средняя Небольшая Наименьшая
Получение фирмой экономической прибыли В долгосрочном периоде экономической прибыли нет Фирма может постоянно получать экономическую прибыль

Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует Рисунок 1.2.

Рис. 1.2. Модели рынков.

Как видно из Рис. 1.2., возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция, как рынок свободной конкуренции, представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

1) существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

2) доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

3) вступление новых фирм в отрасль не встречает ка­ких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

4) нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Совершенная конкуренция - скорее, идеальная модель рынка, нежели реальная рыночная структура. Но существует ряд отраслевых рынков, которые в большей степени имеют именно эту структуру. Например рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется непосредственно соотношением спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная структура, при которой достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию. Она является самой распространенной в настоящее время моделью рынка.

Основные черты монополистической конкуренции:

· фирмы обладают незначительной долей рынка и поэтому имеют

ограниченное влияние на цены;

· дифференциация продукта, которая используется как средство

конкуренции между фирмами;

· практическое отсутствие сговора между фирмами с целью снижения объемов производства и повышения цен;

· определенная изолированность производителей.

Данный вид конкуренции характерен, прежде всего, для рынка потребительских товаров и услуг. Примером монополистической конкуренции являются: рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, книжных изданий, медицинских товаров, безалкогольных напитков и др. К этой структуре можно отнести также рынок услуг - парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, станции автомобильного обслуживания и многое другое.

Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Олигополистическая структура рынка является одной из самых распространенных в мировой практике. В качестве примера олигополии можно назвать: автомобилестроение, металлургию, химию, электронику, производство бытовых приборов и др.

Основные черты олигополии:

· незначительное количество крупных фирм;

· тип продукта - дифференцированный или стандартизированный;

· наличие существенных препятствий для вступления в отрасль;

· ограниченность доступа к рыночной информации.

В зависимости от типа выпускаемой продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической промышленности и др. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это автомобили, покрышки и камеры, бытовая техника и др.

Монополия

Монополия - ситуация, при которой один субъект хозяйствования занимает доминирующее положение и контролирует рынок определенной продукции. Основная цель монополии состоит в получении максимальной прибыли посредством контроля над ценой и объемом производства на рынке.

Основными типами монополий являются: естественная, искусственная, случайная, временная. Естественная монополия - обусловлена ее уникальным положением на рынке; способна удовлетворить весь рыночный спрос на определенные товары с более низкими издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких фирм. Искусственная монополия - возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Случайная монополия - результат ограниченного по времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цену. Временная монополия - порождена результатом НТП, на основе монопольного владения фирмой патентом, до тех пор пока данная технология не получит общего распространения.

Монополии образуются, как правило, путем объединения нескольких предприятий или организаций (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные организационные формы монополий

Организационные формы Содержание
Картели Монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта
Синдикаты Монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции
Тресты Монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции
Концерны Многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обусловливает многофункциональность выпускаемой продукции
Конгломераты Объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы
Консорциум Временное соглашение между промышленными предприятиями и банками с целью осуществления крупных проектов (проведение крупных финансовых проектов, совместных научных исследований и др.)

Чистая монополия - это когда один субъект хозяйствования является единственным производителем продукта, у которого нет конкурентов.

Таблица 1.4

Основные характерные черты монополии

ВЫВОДЫ

Таким образом, понятие конкуренции многозначно. Оно не охватывается каким-либо универсальным определением.

Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, так как оно порождается следующими объективными условиями:

Наличием множества равноправных рыночных субъектов;

Полной экономической обособленностью каждого из них;

Зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

Противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Конкуренция – двигатель экономического прогресса.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях, среди которых:

· нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;

· дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Существуют следующие формы конкуренции: активная, пассивная, целенаправленная, хаотическая, временная, постоянная, реальная, мнимая, конкуренция в рамках закона, тотальная, монопрофильная, полипрофильная, внутриотраслевая, межотраслевая, региональная, межрегиональная.

Среди методов конкуренции выделяют ценовые и неценовые.

В экономической науке есть множество классификаций видов конкуренции по различным признакам.

Экономисты выделяют 4 основные рыночные структуры (модели конкурентной борьбы): совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

Наиболее распространенные среди них – монополистическая конкуренция и олигополия.

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» типы рыночных структур. В реальной действительности таких рынков практически нет, но они представляют интерес как эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.


Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой, совершенной и несовершенной. Рассмотрим последние четыре вида конкуренции более подробно.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы, либо за счет ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене определяются не столько различиями в качестве продукта или издержками его производства, сколько возможностью монополии произвольно устанавливать цены. Например, авиакомпания снижает стоимость авиабилетов при их покупке туда и обратно; кинотеатр делает скидки на билеты детям, пенсионерам или на утренние сеансы; институт снижает оплату обучения нуждающимся студентам и т. п.
Ценовая дискриминация возможна при наличии трех условияй:
продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар или услугу.
Ценовая конкуренция часто применяется при оказании услуг (врача, адвоката) или при транспортировке скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой и т. п.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Повышение качества продукта может быть достигнуто:
а) либо путем дифференциации самого продукта;
б) либо путем дифференциации продукта методами сбыта;
в) либо путем конкуренции новых торговых марок.
Дифференциация самого продукта означает разнообразие однородных изделий посредством изменения их дизайна и улучшения качественных характеристик. Эти меры направлены на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия «лучше» изделий конкурентов.
Дифференциация продукта методами сбыта включает в себя: рекламирование в средствах массовой информации, пробные продажи, стимулирование сбыта через агентов по продаже товаров и создание торговых точек.
Конкуренция новых торговых марок учитывает, что в условиях технологического прогресса существующие изделия фирм начинают быстро устаревать. Чтобы остаться конкурентоспособной, фирма вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: свободной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;
обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;
покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;
существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Увеличение или уменьшение количества продукции, выпускаемой отдельной фирмой, не оказывает ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на цены. Более того, ни один продавец не сможет поднять цену выше установившейся рыночной цены, не потеряв своих клиентов.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Исторически и логически вслед за анализом рынка совершенной конкуренции следует обратиться к исследованию рынка несовершенной конкуренции. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. Совершенная конкуренция превращается в несовершенную, когда на рынке появляется монополист.
Поэтому рассмотрение несовершенной конкуренции полезно предварить анализом процесса образования монополий.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т. е. монополий.
Монополия (греч. монос – один, полео – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:
Картель – соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной, т. е. монополистической (рынок несовершенной конкуренции).
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Таким условием становится прежде всего появляющаяся на несовершенном рынке дифференциация продукта.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал прежде всего с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. олигос – немногий, «полео» – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:
а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;
б) отсутствуют товары-заменители, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста;
в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен.
В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.
Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы несовершенной конкуренции исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.
Различия между рыночными структурами представлены в табл. 8.1.
В реальной действительности не существует только совершенной или несовершенной конкуренции. Как отметил П. Самуэльсон, «реальный мир… выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями» (Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 499).
Особое внимание следует обратить на естественные монополии.
Естественная монополия – это такая ситуация, при которой экономия от масштаба (например, сеть железных дорог или энергетическое хозяйство страны) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться.

Что такое методы конкурентной борьбы? Общие представления о данном вопросе есть даже у людей, которые далеки от предпринимательской деятельности и экономических наук. В данной статье речь пойдёт о том, какие бывают методы конкурентной борьбы на рынке, обсудим её различные виды и формы. Подобная информация может быть полезна как широкой аудитории, так и начинающим предпринимателям или студентам-экономистам.

Ведь мы сталкиваемся с проявлениями конкурентной борьбы фирм ежедневно, будь то небольшие предприятия или крупные известные компании, иностранные или отечественные организации. Все они конкурируют между собой, и проявляется это совершенно по-разному.

Что такое конкуренция?

На данную тему есть множество громоздких научных работ, различных исследований, статей, а также литературы. Кроме того, существует очень много определений понятию "конкуренция", их дают разные экономисты и ученые, но при этом все они несут в себе схожий смысл. Методы конкурентной борьбы - зачастую самый главный вопрос, затрагиваемый в рамках данной темы.

Итак, большинство определений конкуренции сводится к тому, что предприятия стремятся занимать лидирующую позицию на своём рынке, тем самым охватывая больше потребителей, что, в свою очередь, принесёт дополнительную прибыль. Исходя из этого, можно сделать вывод, что борьба за клиента - есть конкуренция. Методы конкурентной борьбы включают в себя большое количество способов повысить свою позицию на рынке. Например, это могут быть ценовые методы конкурентной борьбы или смешанные формы, основанные на различных приемах и ухищрениях. Вариантов и комбинаций может быть масса, а их эффективность определяется умением адаптироваться к рыночной ситуации.

Виды, методы конкурентной борьбы

В зависимости от рынков и их масштабов существует множество форм для развития конкуренции. Затрагивая виды конкурентной борьбы, как правило, подразумевают а в условиях современной экономики есть масса примеров её проявлений. Для этого достаточно беглого взгляда на различные рынки и отрасли.

Что касается методов конкурентной борьбы, они делятся на ценовые и неценовые. И те и другие используются и совершенствуются в бизнесе, при этом принимая новые формы, видоизменяясь и адаптируясь под новые реалии. Далее будут освещены методы конкурентной борьбы на рынке.

Ценовые

Их реализация наиболее проста с точки зрения мероприятий, которые должна проводить организация. Ценовые методы конкурентной борьбы включают в себя, как правило, снижение стоимости товара. Результатом подобных действий может стать повышение внимания потребителя к продукции, рост продаж и спроса на товар. Однако следует помнить, что у всего есть свой ресурс и граница, при пересечении которой происходит обратный эффект.

Самый главный недостаток ценового метода в том, что, во-первых, фирма должна закладывать бюджет, изначально планируя снижать цены, либо себестоимость производства должна быть колоссально низкой, чтобы бизнес был прибыльным. Поэтому данные методы хороши до тех пор, пока бизнес остается прибыльным.

Вторым недостатком будет такой фактор, как привязанность цены к потребительским свойствам товара. Вполне возможно продавать продукцию практически за бесценок, по сравнению с конкурентами, однако никто не отменял тот факт, что если качество товара настолько неудовлетворительно, то он может вообще не пользоваться каким-либо спросом. Получается, что для использования ценовых методов товар или услуга фирма должны соответствовать хотя бы минимальным требованиям качества, а сбыт должен приносит доход.

Неценовые

Говоря о данных способах повышения конкурентоспособности, очень часто подразумевают широкий спектр различных действий. К примеру, это могут быть и маркетинговые мероприятия, и улучшение потребительских свойств товара, также сюда входит повышение качества, сервиса, гарантийное обслуживание и так далее.

В условиях современной экономики неценовые методы конкурентной борьбы намного результативнее. Дело в том, что простое снижение цен потребители воспринимают зачастую как признак низкого качества товара, а некоторые виды продуктов, например мобильные телефоны, - как показатель статуса, поэтому снижение стоимости в данном случае способно отпугнуть потенциальных пользователей. Далее будут описаны конкретные методы конкурентной борьбы, которые относятся к неценовым.

Узнаваемость бренда

Самый действенный способ повышения конкурентоспособности - это создание такой продукции, которую будет узнавать потребитель. Не стоит даже приводить названия, достаточно лишь просто описать отрасль, и примеры сами придут в голову, ведь таких товаров немало - есть автомобили с мировым именем, есть продукция пищевой промышленности (газированные напитки, различные снеки), одежда, обувь, канцелярские товары и, конечно же, смартфоны. Вероятно, большинство читателей подумали об одних и тех же брендах, автомобильных концернах и группах компаний, ведь их товары на слуху.

Подобные методы конкурентной борьбы позволяют не только сохранять свою позицию на рынке, но и сдерживают новые фирмы. Вполне возможно, потребитель никогда не узнает о том, что новая компания делает более качественную продукцию, банально из-за отсутствия доверия к ней.

Качество

Если до этого речь шла об узнаваемости бренда, то теперь следует перейти к тому аспекту, без которого она может стать провалом бизнеса. Не имея качественной продукции, невозможно добиться признания. Узнаваемость может работать в обе стороны, и если товар имеет плохие потребительские свойства, то его не просто не купят, а ещё и сообщат об этом другим потенциальным клиентам.

Качество - это не только формальности и соответствие всем нормам и метрологическим стандартам, а ещё и удовлетворенность потребительских ожиданий. Если свойств продукции или услуги недостаточно для того, чтобы клиент остался доволен, значит, их нужно модернизировать.

Сервис и обслуживание

Методы конкурентной борьбы фирмы могут включать в себя упор на техническое сопровождение товара. Особенно это относится к высокотехнологичной продукции, например компьютерам, смартфонам, автомобилям, а также некоторым услугам, например связи.

Поддержка товара может выражаться в различных проявлениях в зависимости от отрасли. Например, это могут быть горячие линии, пункты ремонта, станции технического обслуживания и даже персонал, который исправит проблему с продукцией на дому.

Престиж

Как было указано выше, узнаваемость бренда - это отличное Престиж вытекает из этого же, ведь большинство предпочитает пользоваться продукцией с богатой историей, будь это те же самые автомобили или газированные напитки. Статусность вещи очень важна для некоторой категории клиентов, а грамотные маркетинговые меропрития и позиционирование на рынке помогут сделать продукт таковым.

Реклама

Методы конкурентной борьбы включают в себя множество мощных инструментов. Реклама - один из них. В современном мире существует большой простор для маркетинговой деятельности. Благодаря развитию технологий реклама далеко продвинулась вперед. Теперь это не просто колонки в газетах или билборды, а также телевидение и радио. Широкий простор для того, чтобы показать свой продукт, даёт сеть Интернет и социальные сети. Большое количество интернет-ресурсов помогут не только сообщить о себе, но и привлекут больше дополнительной аудитории, которая, возможно, ищёт именно ваше предложение.

Продление срока службы товара

Очень часто потребители жалуются на то, что относительно новая продукция быстро приходит в негодность. Как правило, речь идёт о бытовой технике, электронике, а иногда об одежде. Отличным конкурентным преимуществом будет либо улучшение качества производимой продукции, либо более длинный у товара. Хорошее отношение к клиенту - это залог того, что он вернётся покупать вашу продукцию вновь.

Виды конкуренции

Возвращаясь к этой теме, следует снова отметить существование как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

В первом случае подразумевается свободный рынок, где фирмы могут спокойно совершать входы и выходы со своей продукцией. Кроме того, в случае со предприятия не могут значительно повлиять на стоимость товара в своем сегменте, что рождает широту выбора для покупателя.

Существует ещё одна группа признаков свободной конкуренции, она включает в себя такие факторы, как свободный обмен информацией, исключительно честное поведение предприятий в отношении ценовой политики, кроме того, сюда можно включить высокую мобильность организаций в контексте того, что фирмы могут свободно менять свою деятельность.

Подразумевает под собой отсутствие или искажение вышеуказанных условий, а также появление различных сговоров, усиление давления и контроля некоторых отраслей, появление монополистов (единственных в своей отрасли фирм).

Один из самых распространённых на сегодняшний день видов несовершенной конкуренции - олигополия. В данном случае подразумевается ограниченное количество разных производителей и продавцов, которые доминируют в своих отраслях. Эта ситуация встречается, например, среди производителей автомобилей, некоторых продуктов питания, косметики. Пороги входов на данные рынки достаточно высоки для новых фирм.

Что даёт конкуренция

Методы конкурентной борьбы, ввиду своих особенностей, несут большую пользу обществу. Если конкуренция развита - потребители получают либо лучший товар, либо продукцию по более низкой цене, по сравнению с предложением других участников рынка.

Это происходит из-за бесконечной борьбы участников рынка за лидирующие позиции, что даёт огромный плюс для развития общества и экономики как на самых малых уровнях, так и в международном масштабе. Важно помнить, что главная цель бизнеса - получение и максимизация прибыли, однако большое количество участников битвы за клиентов требуют преимуществ по сравнению с другими фирмами. Организации должны создавать такие продукты и предоставлять такие услуги, которые заинтересуют потенциальных покупателей. Основные методы конкурентной борьбы в процессе реализации сами по себе накладывают своеобразные ограничения на бизнес, не позволяя предоставлять товары ненадлежащего качества, и регулируют цену.

Итоги

Современный рынок не может существовать без конкуренции. Да, она принимает различные формы, и методы конкурентной борьбы - в зависимости от отраслей и сфер - тоже разные. Они постоянно совершенствуются, а организации вынуждены подстраиваться под динамику происходящего во внешней среде.

В зависимости от экономических, технических, социальных и политических факторов некоторые отрасли выбирают совершенную конкуренцию, в то время как другие двигаются в сторону монополистической или даже олигополии. Задача предприятий - вовремя осознать изменения и подстроиться под них.

Это закономерные процессы, действиями фирм порождается конкуренция. Методы конкурентной борьбы в этом случае - лишь следствие изменений окружающей среды, а также веяние времени.