Производство сыра в домашних условиях: детальный план бизнеса. Какой сыр производить. Формирование ассортимента и ценовой политики

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Суть проекта заключается в открытии мини-сыроварни на территории города Самара. Сыроварня будет включать мини-сыроваренный цех и небольшой фирменный магазин при производстве. Сыр будет производиться ремесленным способом по старинным французским и итальянским рецептам, а также авторским рецептам. За счет уникальности формата, отсутствия конкурентов в данном сегменте, низких затрат на открытие, проект имеет высокие шансы на дальнейшее развитие.

Произведенные интегральные показатели позволяют говорить о высокой эффективности проекта (приведены в Табл. 1). Большой потенциал имеет и регион развития: Самара - средоточие платежеспособной аудитории региона, густонаселенный город с более 1 миллионом жителей.

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности

Ставка дисконтирования (r-год), %

Ставка дисконтирования (r-мес), %

Срок окупаемости (PP), мес.

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), %

Внутренняя норма прибыли (IRR), %

Индекс доходности (PI)

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Рассматриваемый в данном бизнес-плане проект предполагает создание производства элитных мягких и полутвердых сыров и их розничную реализацию через фирменный магазин и мелким оптом. Мини-цех и собственная точка продаж при нем будет располагаться на одной из центральных улиц города (улица Куйбышева) в арендованном помещении.

Самара - крупный город в Российской Федерации, в Среднем Поволжье. региональный центр Самарской области. Самара является крупным экономическим, транспортным, научно-образовательным и культурным центром с населением более 1,17 млн человек (по данным на начало 2016 года). В городе развиты такие отрасли промышленности, как машиностроение, нефтепереработка и пищевая промышленность. Все эти факты говорят о высоком уровне благосостояния жителей города.

7 августа 2014 года в России введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной молочной продукции, в том числе и сыров, из стран Европейского Союза, а также Норвегии, США, Канады и Австралии. До запрета, по оценкам Федеральной Таможенной Службы, на долю импортных сыров приходилось 50% рынка (2013 год). На страны, попавшие под санкции, пришлось до 70% импорта, из-за чего начался активный процесс импортозамещения. По данным Alto Consulting Group, в 2015 году в России было произведено более 581 тонны сыров и сырных продуктов, что на 17,6% выше объемов предыдущего года.

Положительная динамика наблюдается и в 2016 году. Так, в январе-апреле было произведено более 184 тонн сыров, что почти на 3% больше показателя за аналогичный период предыдущего года. При этом доля импортной продукции только за 2015 год упала на 51%, а ключевые позиции среди импортеров заняла Белоруссия (78,3% всех поставок). Тем не менее, несмотря на начавшийся процесс импортозамещения, отечественные производители и оставшиеся поставщики не смогли полностью заменить не только рядовые твердые сыры, но и так называемые благородные элитные сыры из Европы. Данный сегмент остается очень перспективным для отечественного бизнеса. Кроме того, наблюдается тенденция к общему ухудшению качества сыра и его фальсификации растительным жиром, что фактически не является сыром, а значит качественный сыр непременно найдет своего покупателя.


Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка и дефицит сырных продуктов, прогнозы по развитию данного направления можно охарактеризовать как сдержанно оптимистичные.

Производство сыра будет происходить ремесленным способом по традициям европейских семейных сыроварен, благодаря чему удастся избежать издержек на дорогостоящие линии, которые используются на крупных предприятиях. Небольшие объемы производства (до 16 тонн в год) будут компенсироваться уникальностью продукта. На мини-сыроварне будут изготавливаться мягкие и полутвердые сыры на основе коровьего и козьего молока по традиционным французским и итальянским рецептам. Достойной альтернативы им на данный момент в продуктовых сетях города практически не представлено. Также большое внимание будет уделяться собственной уникальной рецептуре с добавлением различных необычных приправ.

Сбыт предлагается осуществлять через фирменный магазин при сыроварном цехе, а также посредством реализации мелким оптом в рестораны города. Внутри магазина будут установлены столики, чтобы покупатели могли насладиться сыром прямо на месте и при желании подобрать к нему хорошее вино.

Преимущество проекта заключается в небольшом уровне стартовых вложений. Основных вложений потребует закупка оборудования и монтаж, а также ремонт помещения. Инвестиции в проект составят всего 840 тыс. рублей. Проект будет реализован за собственные средства инвестора.

Таблица 2. Инвестиционные затраты проекта

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

Ремонт помещения цеха и магазина

Оборудование

Комплект производственного оборудования

Торговое оборудование

Нематериальные активы

Разработка рецептуры

Обучение работников

Прочие расходы

Оборотные средства

Оборотные средства

Товарное наполнение магазина

Итого:

840 000

Собственные средства:

840 000

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ

Продуктом компании будет являться элитный мягкий и полутвердый сыр от 1 до 3 месяцев выдержки. Благодаря нахождению производства и места реализации в одном здании, продукт будет доступен людям со средним уровнем доходов. Себестоимость производства позволит установить более демократичные наценки, чем в торговых сетях и ресторанах, имеющих в своем меню сыры подобного типа. В таблице 3 приведена товарная номенклатура.

Таблица 3. Номенклатура товаров и переменные издержки

ТОВАР

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Сыры из коровьего молока

Камамбер 100г.

Качотта оригинальная 100г.

Качотта с розмарином

Валансе 100г.

Кротин 100г.

Рикотта 100г.

Сыры из козьего молока

Кротин 100г.

Качотта 100г.

Итого:

Как видно из номенклатуры, выделяются два основных вида товаров: сыры на основе козьего и коровьего молока. Учитывая уникальность предложения на производимые продукты устанавливается довольно высокая наценка, которая не зависит от предложения конкурентов. На ценообразование влияют такие факторы как узнаваемость вида сыра, его вкусовые качества, себестоимость производства, платежеспособность местного населения, расположение сыроварни в центре города.

В качестве сырья используется коровье и козье молоко, поставщиками которого являются два фермерских хозяйства, расположенных за пределами городской черты. На одной из ферм содержат коз, на другой коров. Оба хозяйства находятся в экологически чистых сельских районах, примыкающих к городу. Таким образом удается добиться низкой себестоимости производства сыров и минимизации затрат на транспортировку. Все сыры упаковываются в фирменную упаковку: в картонную бумагу, пластиковые контейнеры и подарочные пакеты с логотипом сыроварни.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Реализация продукции будет происходить в розницу через собственный фирменный магазин, а также мелким оптом в несколько ресторанов города, включающих в свое меню элитные сыры. Конечными потребителями являются мужчины и женщины от 18 до 65 лет, преимущественно среднего возраста 30-45 лет, с уровнем дохода «средний» и «выше среднего».

Учитывая небольшой объем производства, обязанности торгового представителя выполняет индивидуальный предприниматель. Он занимается изучением рынка, проводит переговоры с потенциальными клиентами, заключает договоры поставки и прочее. Им же проводится работа по обучению сотрудников фирменного магазина, которые являют собой лицо всей компании. В их обязанности войдет не только непосредственно продажа, но и общение с клиентом.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Российский потребитель не имеет привычки относится к сыру как постоянному компоненту своего рациона, не знаком с традициями ремесленного сыроварения и зачастую имеет весьма туманные представления о козьем сыре. Учитывая это, продавец будет выступать в роли консультанта, рассказывающего о различиях в видах сыра, его совместимости с различными продуктами и напитками. Помимо этого для гостей сыроварни будут проводиться бесплатные дегустации сыра. При желании посетитель сможет разместиться и продегустировать сыр за столиком, заказав к нему бокал вина. В концепцию компании войдет благожелательное отношение к каждому клиенту, поддержание атмосферы гостеприимства и семейного уюта. В городе уже имеется опыт частного сыроварения, однако серьезной конкуренции в данном направлении пока не наблюдается.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Мини-цех по производству сыра будет располагаться в центре города Самары, на улице Куйбышева, в арендованном помещении. Под цех будет задействована площадь в размере 22 кв. метра, под фирменный магазин, санузел и подсобное помещение - 24 кв. метра. В помещении имеется холодное и горячее водоснабжение, канализация, вентиляция и отопление, таким образом сыроварня отвечает типичным требованиям к помещениям по производству пищевых продуктов.

Поскольку выбран формат ремесленной сыроварни, наподобие итальянских семейных сыроварен, дорогостоящее оборудование в производстве сыра не используется. Для варки необходим пастеризатор и пресс-стол, а также специальные емкости, формы для сыра и холодильные камеры для хранения и созревания. Технология производства включает процессы подготовки молока для свертывания с помощью добавления специальных веществ, нагрева, процессов формирования и вызревания сыра, а затем его упаковки и реализации.

Учитывая производительность в 50-60 кг сыра в день, в месяц при 22 днях работы можно варить до 1320 кг сыра. Поскольку с 10-ти литров молока получается около 1 кг сыра, объем ежедневных поставок составит 500-600 литров. Перед началом производства владельцу бизнеса будет необходимо произвести обучение сотрудников всем необходимым процессам и рецептурам.

Если предположить, что сыроварня будет работать не на полную производственную мощность, а лишь при 30% загрузке (взята за основу расчетов бизнес-плана), то ежемесячный доход от продажи составит 760 тыс. рублей. Чистая прибыль при этом составит около 164 тыс. рублей. При таких показателях сыроварня способна выйти на окупаемость уже на 5 месяц работы.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В качестве организационно-правовой формы бизнеса выбрано ИП. Управленческие функции возложены на предпринимателя. В его обязанности, помимо руководства, войдет участие в процессе сыроварения, а также сотрудничество с поставщиками и оптовыми клиентами. Для работы в цехе сыроварни дополнительно понадобятся два человека. Фирменный магазин потребует найма еще 3 сотрудников. Также потребуется собственный бухгалтер. Таким образом в штат сыроварни войдут 7 человек (штатное расписание представлено в Табл. 5). Для доставки сырья из ферм также потребуются услуги наемного водителя-экспедитора.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Производственный

Рабочий сыроварни

Торговый

Продавец-консультант

Итого:

150 000

Социальные отчисления:

45 000

Итого с отчислениями:

195 000

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовые расчеты данного бизнес-плана рассчитаны на трехлетний период деятельности сыроварни. В нем отражаются инвестиционные затраты, переменные и постоянные издержки, а также налоговые обязательства.

В структуру инвестиций входят ремонт помещения для размещения производства и торговой лавки (200 тыс. руб.), закупка необходимого оборудования (350 тыс. руб.), а также нематериальные активы (90 тыс. руб.).

В постоянные затраты сыроварни войдет арендная плата, затраты на рекламу, коммунальные платежи, коммерческие и управленческие расходы, затраты на транспортировку и ГСМ. Амортизационные издержки рассчитаны линейным способом на срок 15 лет. Структура постоянных затрат предприятия представлена в Табл. 6. Подробный финансовый план представлен в Приложении 1 данного бизнес-плана.

Таблица 6. Постоянные затраты предприятия

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Показатели, представленные в Табл. 1, позволяют утверждать об эффективности проекта. Срок окупаемости проекта составляет 5 месяцев, дисконтированный срок окупаемости равен ему. Показатель NPV (Чистая приведенная стоимость) составляет 4 047 311, что значительно превышает уровень стартовых инвестиций. Индекс доходности превышает 1, а внутренняя норма доходности (IRR) превышает ставку дисконтирования, что также говорит об инвестиционной привлекательности проекта.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

В основные риски проекта можно включить:

1. Создание рецептуры сыров: необходим длительный этап подготовки до начала производства, выбор наиболее удачных вариантов и ингредиентов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

2. Влияние сезонного фактора на качество продукта. Качество сыра напрямую зависит от молока, биохимический состав которого постоянно меняется, поскольку животные употребляют в пищу различные травы в разные сезоны. Для этого нужно тщательно подходить к выбору поставщиков, внимательно следящих за рационом своих животных.

3. Не выполнение планов продаж. Необходима активная работа по поиску новых каналов сбыта, налаживанию обратной связи с конечным потребителем, выяснение его предпочтений и пожеланий, грамотное взаимодействие продавцов-консультантов с клиентами.

В число преимуществ проекта можно отнести выгодное месторасположение, позволяющее расчитывать на постоянный поток клиентов, отсутствие конкурентов на рынке, что позволяет устанавливать высокие наценки, а также ликвидность материальных активов, которые могут является гарантией скорого возврата вложенных средств.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План производства и основные финансовые показатели в трехлетней перспективе




838 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 115654 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Развитие производства сыра в России обусловлено отсутствием конкуренции товаров из ЕС и США. Оно повлекло за собой увеличение инвестиционных вливаний в частные сыроваренные предприятия. В связи с этими двумя факторами сыроделие в России становится прибыльным делом.

[ Скрыть ]

Предоставляемый товар

Сыроварня производит от одного до нескольких десятков вида сыра. Это зависит от масштабов производства. Начинать малый бизнес лучше с одного вида.

Сыры бывают:

  • твердых сортов;
  • полутвердых сортов;
  • мягких сортов;
  • рассольный сыр;
  • творожный сыр.

Ассортимент твердых и полутвердых сыров:

  • сыр «Голландский»;
  • сыр «Российский»;
  • сыр «Швейцарский»;
  • сыр «Латвийский»;
  • сыр «Пикантный»;
  • сыр «Эдам»;
  • сыр «Гауда»;
  • сыр «Маасдам»;
  • сыр «Тильзитэр»;
  • сыр «Чеддер»;
  • сыр «Красный Чеддер».

Ассортимент мягких сыров:

  • сыр «Славянский»;
  • сыр «Любительский».

Ассортимент творожных сыров:

  • сыр творожный Profi Cheese;
  • сыр творожный «Сливочный»;
  • крем творожный с заменителем молочного жира.

Ассортимент рассольных сыров:

  • сулугуни;
  • имеретинский;
  • адыгейский;
  • брынза.

Виды и актуальность

Мини-сыроварни делятся на типы в зависимости от объемов производимой продукции. Соответственно, от этого зависит и внешний вид сыроварни. Это может быть модульная мини-сыроварня или целый завод.

Типы сыроварен в зависимости от продукции:

  • сыроварня на 20 кг в смену;
  • сыроварня на 50 кг в смену;
  • сыроварня на 300 кг в смену;
  • сыроварня на 1 000 кг в смену;
  • сыроварня на 1 500 кг в смену;
  • сыроварня более чем на 1 500 кг в смену.

Эксперты прогнозируют прирост рынка российских сыров на 20% в 2019 году. Это объясняется тем, что спрос на сыры растет, опережая рост ассортимента. При этом рекомендуется вкладывать силы в экстенсивное развитие этого бизнеса. А именно - увеличивать количество производимых видов сыра, вместо того чтобы наращивать объем одного вида.

Период с 2019 по 2020 г. будет благоприятным для участников рынка и даст им шанс на ускоренное увеличения прибыли за счёт повышения эффективности управления бизнесом.

Технология производства

Технология производства сыра состоит из нескольких этапов и требует высокой точности их исполнения. Процесс превращения молока в сыр происходит под действием ферментов и микрофлоры. В течение всего процесса в камерах хранения ингредиентов и готовой продукции поддерживается низкая температура Это позволяет обеспечить качественное созревание сыра.

Независимо от класса сыра и объемов перерабатываемого молока, производство сыра состоит из нескольких основных этапов:

  1. Приемка и подготовка молока к свертыванию.
  2. Выработка сырного зерна.
  3. Формование.
  4. Прессование или самопрессование.
  5. Посолка.
  6. Созревание и хранение.

Инструкция по изготовлению сыра твердых сортов

Прежде чем стать сыром, молоко проходит несколько этапов. Соблюдение технологий производства позволяет делать сыры высокого качества.

Этапы производства твердого сыра:

  1. Подготовка молока.
  2. Получение гомогенной массы.
  3. Посолка.
  4. Созревание сыра.

Подготовка молока

Подготовка молока — важный технологический процесс. От него зависит качество готовой продукции.

Этапы подготовки молока:

  1. Перед началом производства в лаборатории сыроварни анализируется качество молока.
  2. После оценки качества молоко проверяют на отсутствие патогенных микроорганизмов.
  3. Молоко охлаждается до 4 °C.
  4. Затем молоко пастеризуют. Это позволяет сохранить его вкусовые и полезные свойства. Также это на 20% увеличивает свертываемость молока.
  5. Перед внесением закваски и ферментов молоко охлаждают до 38 °C и немного отстаивают. Это улучшает работу ферментов. Для этого используют охлаждающее оборудование.

При этом молоко используется только высшего или первого сорта.

Свойства молока высшего сорта:

  • однородное, без осадка;
  • кислотность 16–18;
  • плотность не менее 1027 кг/м3;
  • бактериальная обсемененность до 300 тыс./см3;
  • содержание соматических клеток не более 300 тыс./см3.

Свойства молока первого сорта:

  • однородное, без осадка;
  • цвет от белого до слабо кремового;
  • вкус, свойственный для молока, без посторонних запахов и привкуса;
  • кислотность 16–18;
  • плотность не менее 1 027 кг/м3;
  • степень чистоты по эталону не ниже 1;
  • бактериальная обсемененность от 300 до 500 тыс./см3;
  • содержание соматических клеток не более 1 000 тыс./см3.

Оценка качества происходит по нескольким параметрам:

  • цвет;
  • вкус;
  • запах;
  • массовая доля жира;
  • массовая доля белка.

Пастеризация происходит при следующих условиях:

  • температура 4–65 °C;
  • время: 45 минут.

Выход сыра составляет 10% от изначальной массы использованного молока.

Виды популярных твердых сыров из коровьего молока:

  • Аседа;
  • Бофор;
  • Витязь;
  • Гауда;
  • Голландский;
  • Канталь;
  • Костромской;
  • Ламбер;
  • Латвийский;
  • Маасдам.

Получение гомогенной массы

Гомогенная масса - это соединения сырья и получение сгустка - прообраза будущего сыра. Из разрезанного сгустка получают сырные зерна, размером 5 мм.

В качестве сырья используется:

  • натуральное коровье молоко;
  • бактериальные закваски (например, пропионовокислые бактерии) или сычужные элементы;
  • молочнокислые бактерии.

Сычужный элемент - это фермент, вырабатывающийся у жвачных животных. Наравне с ним производители используют его искусственно полученный аналог.

Сырная масса проходит несколько стадий обработки:

  1. Сначала происходит процеживание.
  2. После этого масса нагревается.
  3. В конце сырная масса тщательно размешивается.
  4. После этого сырная масса режется и выкладывается на стол.
  5. Затем сыр помещают в специальные формы и прессуют. Так получают традиционную округлую форму сырной головки.

Способы формирования сыра:

  • с помощью формовочных аппаратов из пласта сырной массы;
  • с помощью специального оборудования и насыпи из сырного зерна.

Прессуют сыр для того, чтобы удалить остатки сыворотки и уплотнить его консистенцию. Это также делается различными способами:

  • самопрессование с помощью ручного пресса;
  • внешним воздействием с помощью машинного пресса.

Посолка

Посолка имеет большое значение для вкусовых и технологических качеств сыра. Необходимый вкус каждого вида сыра достигается с помощью посолки и срока созревания. В мире существует 500 видов и 2 тыс. сортов сыра.

Посолка происходит в три этапа:

  1. Сырные головки держат в рассоле в специальных бассейнах от 30 до 50 часов. Температура при этом от 8 до 12 °C. Режим посолки контролируется с помощью датчиков и непосредственно персоналом сыроварни.
  2. После посолки сыр высушивают.
  3. Затем отправляют на созревание.

Созревание сыра

После посолки сыр помещают в сырохранилище. Это такое помещение, в котором поддерживаются определенные условия, необходимые для созревания сыра.

Условия в сырохранилище:

  • температура воздуха 10–14 °C;
  • влажность воздуха 80–90%;
  • время созревания сыра от 30 дней.

Зависимость срока созревания от вида сыра:

  • мягкий сыр - до 10 суток;
  • твердый - до нескольких месяцев.

Периодически головки сыра вынимают. Это делают для того, чтобы просушить и промыть сыр, предотвращая появление грибка.

После созревания сыра эксперты оценивают его качество по следующим показателям:

  • вкус;
  • однородность;
  • плотность;
  • цвет;
  • масса.

Фотогалерея

Этапы сыроварения на фото.

Этап 1. Пастеризация молока Этап 2. Получение сырной массы Этап 3. Соление сыра Этап 4. Созревание сыра

Описание и анализ рынка

Сегодня в стране всего 150 больших заводов по производству сыров. Но не во всех регионах сыроварение развито одинаково.

Наилучшим образом развито сыроварение:

  • на Алтае;
  • в Воронежской области;
  • в Московской области.

Специалисты полагают, что российской нише производства сыра придется ближайшие пару лет расширяться для удовлетворения спроса всего населения. Связано это с политикой импортозамещения. Предполагается что спрос на домашние сыры высокого качества будет расти с каждым годом на 5–7%.

Емкость рынка в городах России.

Производство сыра выгодно с точки зрения невысокой конкуренции и спроса на широкий ассортимент продукции.

Средние затраты на покупку сыра в России.

Целевая аудитория

Сыр - продукт массового потребления. Его употребляют люди всех возрастов и социальных групп.

Результаты проведенного опроса.

Каналы сбыта

Рынки сбыта - это то, с чего стоит начать планирование сыроварни. При маленьком объеме выпускаемой продукции может хватить одного канала.

Основные каналы рынка сбыта для частной сыроварни:

  • собственный магазин при сыроварне;
  • продовольственные рынки;
  • оптовые склады;
  • розничные торговые сети;
  • контракты с заведениями общественного питания.

Чем больше каналов будет задействовано, тем проще будет реализовывать продукцию.

Конкурентные преимущества

Согласно статистике, последние пять лет российский покупатель все больше внимания обращает на состав продукта. Предпочтение отдается вкусным и экологически безопасным сырам.

Преимущества предоставляемого товара перед конкурентами:

  • натуральность продукта (основа из 100% творога);
  • стабильность консистенции (сохраняет форму благодаря минимальному выделению сыворотки);
  • универсальность (ассортимент подходит для всех типов блюд);
  • термоустойчивость (не теряет вкус в горячих и холодных блюдах);
  • удобная фасовка (продажа в виде круга и нарезки);
  • герметичность упаковки (обеспечивает сохранность при хранении и транспортировке).

Рекламная кампания

  • первая направлена на привлечение оптовых покупателей;
  • вторая - на повышение узнаваемости продукта среди населения.

Оба направления нужны, чтобы бизнес был рентабельным.

  • баннеров и билбордов;
  • упоминаний по радио;
  • рассылок каталогов продукции в супермаркеты и предприятия общественного питания;
  • видеороликов на телевидении;
  • рекламы на поисковых сайтах;
  • продвижения в социальных сетях, таких как Вконтакте, Одноклассники и Instagram;
  • проведения конкурсов.

Пошаговая инструкция открытия

Пошаговое планирование открытия производства сыра включает в себя:

  1. Подготовку документов.
  2. Выбор масштаба производственного цеха.
  3. Покупку оборудования и инвентаря.
  4. Закупку сырья.
  5. Рекламу продукции.
  6. Открытие сыроварни.

Документы

При выборе типа регистрации нужно учитывать рынки сбыта. Если планируется заключать контракты с розничными сетями и предприятиями общественного питания, лучше регистрировать ООО. Если предприниматель будет реализовывать свою продукцию в магазине при сыроварне или на рынке, достаточно будет ИП.

Для оформления ИП понадобится:

  • паспорт гражданина РФ;
  • заявление о регистрации;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

Для оформления ООО понадобится:

  • ксерокопия паспорта каждого из учредителей сыроварни, а также директора и главного бухгалтера (если они есть);
  • решение о создании ООО, если в организации один учредитель;
  • протокол общего собрания, если учредителей несколько;
  • устав общества в двух экземплярах;
  • договор об основании общества (если несколько учредителей);
  • заявление о регистрации общества, заверяется у нотариуса, если учредителей несколько;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей;
  • заявление об отчете по УСН, если вы выбрана эта форма.

Для реализации товара потребуется собрать пакет документов:

  • сертификаты на сырье от поставщиков молока и заквасок;
  • сертификаты от Роспотребнадзора.

Помещение

Открыть мини-сыроварню можно в помещении площадью 30 м2. Из них 15 м2 уйдет на установку оборудования, а остальное - под склад для готовой продукции и сырья.

Требования к помещению определяются стандартами для пищевого производства:

  • отделка поверхностей: плитка или нетоксичная краска;
  • обязательно наличие естественного освещения;
  • наличие аварийного освещения;
  • центральное отопление: водяное, паровое или воздушное;
  • водоснабжение для сотрудников и уборки помещения;
  • прокладывание кабелей на определенной высоте, в зависимости от помещения;
  • защита кабелей от механических воздействий;
  • защита кабелей от температурных повреждений;
  • наличие рубильника;
  • наличие огнетушителей;
  • наличие пожарных щитов;
  • установленные планы эвакуации;
  • буферная зона между промышленной зоной и зоной для посетителей.

Оборудование и инвентарь

Оборудование выгоднее всего купить у российского поставщика. Выбирать лучше решения под ключ, в которых уже проработан полный цикл сыроварения.

Что включает в себя модульная сыроварня:

  • оборудование для охлаждения и пастеризации сырья;
  • оборудование для формирования сырного сгустка;
  • ванная для формирования головок сыра;
  • камера созревания;
  • устройство для расфасовки.

Модульная сыроварня, подходящая для мини-сыроварни, обладает следующими характеристиками:

  • 100 литров за 1 цикл;
  • длительность цикла 3,5 часа;
  • выход сыра — 10 кг;
  • за смену — 20 кг сыра;
  • холодильная камера на 20 м3.

В услуги поставщика входит:

  • услуги по монтажу;
  • настройка;
  • обучение персонала.

Работа модульной сыроварни представлена на видео канала «Дмитрий Дмитриев ООО Генераторы ледяной воды».

Персонал

Частные мини-сыроварни выдают примерно 20 кг сыра в день. Для обслуживания оборудования на таком производстве достаточно одного сотрудника. Это может быть даже сам предприниматель, т. к. никакого специального образования и навыков для этого не требуется.

Бухгалтерия передается на аутсорсинг. Если предприниматель работает как ИП с одним работником в штате, стоимость обслуживания бухгалтерии незначительно мала. Но при этом помогает избежать ошибок и проблем с расчетами.

Всем остальным занимается сам предприниматель, чтобы сократить расходы и повысить рентабельность бизнеса.

Функции предпринимателя:

  • анализ рынка поставщиков;
  • закупка сырья;
  • маркетинг и продвижение;
  • доставка товара;
  • обратная связь с покупателями;
  • ведение сайта фирмы;
  • прием заказов.

Финансовый план

Бизнес-план сыроварни включает в себя финансовый план проекта. Это в первую очередь расчёт первоначальных вложений и соотношения ежемесячных затрат и доходов. Исходя из этих показателей рассчитывается срок окупаемости.

Сколько стоит открыть сыроварню

Стоимость открытия сыроварни относительно невелика. Общая сумма варьируется в зависимости от того, сколько стоит оборудование. Стоимость оборудования зависит от предполагаемых объемов выпускаемой продукции и производителя.

Регулярные затраты

К регулярным затратам относится закупка сырья и зарплата сотрудникам. Регулярные затраты рассчитываются ежемесячно и анализируются с целью корректировки.

Доходы

Для того чтобы увеличить целевую аудиторию и занять нишу на рынке можно установить цены чуть ниже, чем у конкурентов. Средняя цена на 1 кг твердого сыра в России 450–500 рублей.

Статья доходов в месяц Сумма, руб
Продажа твёрдых сыров (400 кг) 160 000
Итого 160 000

Календарный план

Соблюдение сроков календарного плана позволит открыть своё дело в кратчайшие сроки. Самым продолжительным этапом станет подготовка документов и ремонтные работы.

Этап 1 мес. 2 мес. 3 мес. 4 мес. 5 мес. 6 мес.
Анализ рынка + +
Подготовка бизнес-плана +
Оформление пакета документов + +
Получение дополнительных разрешений + +
Строительство/аренда помещения + +
Ремонтные работы +
Закупка и комплектация инвентарем + +
Подготовка рекламной кампании +
Подбор персонала +
Открытие +

Риски и окупаемость

Рентабельность сыроварни определяется качеством продукции и каналами сбыта. Чем лучше проработаны каналы сбыта, тем больше сыра удастся продать. Но это работает, только если сыр хорошего качества и в технологии изготовления не было ошибок.

Для сыроварни риски могут быть нескольких видов:

  • проблемы со сбытом;
  • хранение товара;
  • надежность поставщика сырья.

Эти риски устраняемы.

В первую очередь перед запуском производства необходимо:

  • провести анализ рынка;
  • оценить альтернативы среди поставщиков;
  • оценить спрос на сыр, который планируется производить в регионе;
  • оценить наличие конкуренции.

Нельзя экономить на помещении для дозревания и хранения сыра. Температурный режим и влажность очень важны для этого продукта. При выборе машин для транспортировки нужно отдавать предпочтение грузовикам, оснащенным рефрижератором.

При выборе поставщика молока нужно отдавать приоритет качеству, даже если цена на подходящее молоко будет выше, чем на аналоги. От качества молока зависит качество продукции и репутация сыроварни.

Самоокупаемость сыроварни достигается примерно через 10 месяцев.

Фото с сайтов turystycni-marky_com_ua.jpg, superski.ru, lady.ru

Дорогие читатели, сегодня мы представляем вам не совсем обычную статью. Это рассказ, недавно пришедший к нам на почту. О чем он? Если говорить кратко, то о том, как человек оставил хорошую должность ради сыра, и что в итоге у него из этого получилось.

Здравствуйте! Разрешите представиться — Андрей. Мне чуть за 30, еще недавно я работал коммерческим директором одной крупной торговой компании в Москве, ни в чем себе не отказывал и жил припеваючи. Но пришел такой момент, когда меня все достало. Тут еще кризис нагрянул...

В общем, я устал. Появилось желание бросить работу, дом, машину и рвануть на полгода куда-нибудь на Бали или Гоа, или еще куда, где море и тепло, никакой работы и головной боли. Благо, финансы мне позволяли это сделать, да и друзья, несколько месяцев назад осевшие в теплых краях, зазывали к себе. И я уже почти решился, даже собрался машину продавать.

Но тут внутри что-то екнуло. «Эй, очнись! Зачем тебе это? Потусишь полгода на песчаных пляжах, а потом? Назад в Москву, в стеклянный офис и снова за работу, от которой сейчас бежишь?». А ведь верно! Полгода счастья и беззаботности, а потом... Нет я этого не хочу. Но что делать? «Андрей, включи мозг, — шепчет мне внутренний советник. — Почему бы тебе не пустить средства в дело. В свое дело». Вот здесь меня и осенило — надо открывать бизнес, работать на себя и в свое удовольствие, тогда я буду счастлив.

Но я оказался перед сложным выбором. Один знакомый, узнав о моих планах, тут же предложил стать совладельцем нового ночного клуба, другой податься в рестораторы, третий агитировал инвестировать в новомодный интернет-проект и так далее. Одним словом, предложений поступало хоть отбавляй, но я чувствовал, что все это не мое.

И вот однажды, когда я покупал свой любимый итальянский сыр , пришло озарение. Я буду заниматься сырным бизнесом ! Все, решено. Причем не просто продавать сделанный кем-то другим сыр , я буду сам производить этот продукт, обожаемый с детства.

С этого момента и началась моя бизнес-история. Первым делом я прикупил немного земли, примыкавшей к приобретенному год назад земельному участку с домом в деревне неподалеку от Москвы. Следующим шагом стал подбор оборудования для моей мини-сыроварни и поиск технолога.

Здесь выбор оказался довольно непростым. Но, пообщавшись на соответствующих форумах в интернете, а также посетив несколько фермерских хозяйств с сыроварнями в Италии, посмотрев оборудование выпускаемое большими и маленькими фирмами (Пьетробьязи, Марикан, Сфоджи) - спасибо друзьям, организовавшим экскурсии - я остановился на оборудовании небольшой итальянской компании Сфоджи. За полвека своего существования она научилась выпускать универсальное и недорогое оборудование для переработки молока . Особенно - сыроварни , на которых можно изготавливать твердые и мягкие сыры, творог, пастеризовать молоко. Меня оборудование этой фирмы подкупило идеальным сочетанием ручного труда и автоматизации , современными технологиями.

Еще для меня важно, чтобы стоимость техники не была заоблачной, при этом оборудование должно быть надежным, долговечным, хорошо себя зарекомендовавшим. Немаловажен и такой фактор, как постпродажное обслуживание техники поставщиком (в качестве последнего я выбрал компанию «Импульс Групп»). Проанализировав все, я и остановился, на мой взгляд, на лучшем варианте. Хотя не исключено, что кому-то мой выбор покажется странным, но, как говориться, на вкус и цвет товарищей нет.

Итак, продолжу. На все про все у меня ушло чуть больше пятидесяти тысяч евро. А это значительная часть имеющихся у меня накоплений. В тот момент я еще работал на прежнем месте, так что особого стеснения в деньгах не ощущал, но свою хотел запустить побыстрее, дабы как можно скорее уволиться и погрузиться с головой в любимое дело.

И вот этот день настал. Оборудование установлено и готово к работе, технолог и пара человек обслуживающего персонала наняты, договоренность о ежесуточных поставках 1800 литров молока с соседним фермерским хозяйством достигнута. Одним словом — все готово к работе. Соответственно, я ушел из компании, где трудился много лет, сел в машину и рванул в деревню, запускать производство.

Теперь же я немного расскажу о том, как работает моя мини-сыроварня и о волшебном процессе превращения обычного молока в чудесный сыр. Но всех секретов раскрывать не буду, уж не обессудьте.

Первым делом все полученное молоко мы делим на две части. 600 литров сразу отправляются в сыроварку, а 1200 идут в специальную емкость, где охлаждаются до плюс четырех градусов Цельсия. Молоко, попавшее в сыроварку, сперва пастеризуется при температуре 65-72 градуса, а затем охлаждается до 38 градусов.

В охладившееся молоко мы добавляем фермент и сычуг, все тщательно перемешивая. Вскоре молоко сворачивается, превращаясь в сырную массу. Она разбивается на кусочки. Если мы собираемся делать из массы мягкий сыр быстрого созревания , то куски должны быть крупными, примерно как грецкий орех. Если же речь идет об обычном сыре, условного типа «российский», то здесь кусочки необходимы более мелкие, по размеру близкие к фундуку.

Затем разбитая масса распределяется автоматом по формам, расставленым на специальном подогреваемом поддоне. При этом сыворотка, в которой плавает сырная масса, стекает в специальную емкость.

Здесь наступает первая пауза в производственном процессе. Ведь будущий сыр в формах должен уплотниться. Это можно сделать с помощью специального пресса, а можно в многофункциональной ванне, куда сырная масса стекает из сыроварни, заполняя формы. Когда все формы заполнены, крышка ванны закрывается, включается подогрев. За счет высокой влажности и температуры происходит самоопресовка кругов сыра, которые через пару часов можно помещать в солевой раствор для просолки.

Помните сыворотку, которая стекала при формовке сырной массы? Так вот, ее я не выливаю в канализацию, а пускаю в дело, дополнительно зарабатывая на этом, казалось бы, отходе. Спросите как? Все просто, мы делаем из нее диетический творог. Для этого сыворотка вновь перекачивается в сыроварку, смешивается с двумя литрами молока и небольшим количеством яблочного уксуса. Все это нагревается до 92 градусов, и, вуаля, получаем свежайший и вкуснейший творог.

И вот здесь мини-сыроварня приносит мне первые денежки. Это, как вы наверное уже догадались, продажа творога. Что интересно, потребителей этого побочного продукта мне долго искать не пришлось. Во-первых, большими партиями его покупает кондитерский цех в соседнем городке. Во-вторых, экологически чистый и натуральный творог, который хранится буквально пару дней, я поставляю в московский магазин эко-продуктов, где он идет на ура. И одно только это приносит неплохой доход.

Но вернемся к сыру. В зависимости от того, какой сыр мы хотим получить, заготовки либо на несколько часов или сутки погружаются в ванну с рассолом, либо посыпаются со всех сторон крупной солью. После просоленный сыр отправляем в холодильную камеру, где он хранится при температуре от плюс 4 до 12 градусов.

Типичная итальянская семейная фермерская сыроварня
100-120 коров в стойловом содержании за которыми ухаживает один наемный работник (кормит, чистит, доит). Муж с женой с женой с утра до обеда занимаются переработкой молока. Процесс варки происходит на автоматизированной сыроварне на 600 литров и длится от 2 до 4 часов. В день делают 2-4 варки сыров, творога, пастеризации молока - все на одном комплекте оборудования. Жена после обеда занимается домом, муж - вымачивает сыры в солевом растворе, упаковывает кусочки сыров или маленькие круги сыра в вакуумную упаковку для продажи, разливает пастеризованное молоко в ПЭТ- бутылки.При ферме есть маленький магазин, где за прилавком стоит дочь. В постоянном ассортименте 15-20 сортов сыра, творог, молоко в бутылках. Излишки молока продаются оптовикам.

Пожалуй, здесь начинается самое важное. В зависимости от типа сыра , головки раскладываются на стеллажи, где будут храниться от 2-4 недель до нескольких месяцев. Они требуют ежедневного осмотра, переворачивания и при необходимости - дополнительного просаливания поверхности. В настоящее время основная часть моего сыра зреет примерно за месяц. Но часть продукции я оставляю куда на более долгий срок. Ведь это мои будущие шедевры — сыры, вызревавшие не менее года!

Спрос на такой продукт в премиум-сегменте достаточно высокий, однако доминируют здесь иностранные производители. Потеснить их я пока не рассчитываю, но завоевать сердца истинных поклонников сыра своими новинками намерен, ну а по цене я смогу существенно выиграть у иностранцев, и это при вполне сопоставимом качестве. Да и сам я не прочь полакомиться подобным продуктом. Ведь, собственно говоря, отчасти ради этого я и затеял все это предприятие.

В принципе, на этом заканчивается мой рассказ о производстве сыра. Настало время подвести кое какие итоги. Итак, в день мы производим до трех различных видов сыра. Плюс к этому выпускаем творог, который ежедневно расходится буквально «с колес».

По поводу реализации творога было сказано выше. Сыр же я продаю через три канала. Во-первых, это поставки в те же эко-магазины, включая онлайновые, что и диетический творог, где экологичный сыр из частной сыроварни разбирают очень хорошо. Во-вторых, при сыроварне есть небольшой магазин, где продается, в основном недорогой сыр для местных жителей. В-третьих, недавно заключил договоры поставки с несколькими ресторанами.

Как видно, бизнес вполне удался. Хотя, если честно, о предприятии моложе года так говорить все-таки не стоит. Но, по крайней мере, я получаю от своей работы такое моральное удовлетворение (да и финансовое тоже), о котором раньше и мечтать не мог, да и в отпуск пока совсем не хочется. Зато есть огромное желание развивать свое дело дальше, и планов здесь громадье.

Например, решил освоить новое направление. Я очень люблю салат с моцареллой, базиликом, помидорами и бальзамическим уксусом. Но как обидно покупать для него иностранный сыр, а не тот, что приготовлен на моей сыроварне. Так что в скором времени парк оборудования у меня расширится за счет соответствующего станка для производства этого нежного продукта.

Кроме того, в мыслях есть расширение до масштабов типичной итальянской семейной сыроварни . Правда, для этого мне предстоит как минимум стать владельцем стада из сотни коров и жениться. Последнее, надеюсь, произойдет в ближайшем будущем. Ну и, наконец, я мечтаю открыть «сырный бутик», а может и несколько, по примеру тех, что видел в Швейцарии. Но это уже совсем другая история.

Доходным видом бизнеса в России является производство сыра. Этот полезный продукт всегда будет пользоваться гарантированным спросом, так как он является важной частью здорового рациона каждого человека. Сырный бизнес может стать перспективным, востребованным делом. Особенно актуально это стало в условиях санкций, когда правительством России был ограничен ввоз этой продукции из-за рубежа.

Многие предприниматели начинают этот бизнес, уже имея необходимые знания и определенный опыт. Им известны многие нюансы и особенности этого производственного процесса. Другие же начинают свое дело по производству сыра с нуля.

Создание бизнес-плана

Первым шагом в открытии своего дела всегда должно быть составление обстоятельного бизнес-плана. Он устанавливает главные направления всех ваших дальнейших действий с целью развития производства. Этот документ дает возможность определить размер первоначальных финансовых вложений, сформулировать правильный ассортимент, грамотно продумать ценовую политику, спланировать объемы произведенного товара и возможности его реализации, спрогнозировать потребительский спрос, определить проблемы, которые могут возникнуть.

В ходе разработки бизнес-плана следует определить стратегические приоритеты в ценообразовании, а также продумать поиски ниши на рынке сбыта. Для этого нужно провести изучение покупательского спроса на этот продукт на рынке во всех его сегментах. Вначале реализацию сыра можно осуществлять в регионе, где расположено предприятие по его производству. Позже, когда будут увеличены объемы, можно расширить рынок сбыта.

Оформление разрешительных документов

Нужно учитывать, что для открытия производства сыра как бизнеса необходимо оформление многочисленных разрешительных документов, в том числе получение сертификатов различного рода.

Прежде всего, нужно получить главный документ, дающий право на ведение предпринимательской деятельностирегистрационное свидетельство. Все разрешительные документы вы будете получать в соответствующих органах.

Ассортимент продукции

Вам нужно решить главный вопрос: будет ли ваша компания выпускать новые сорта сырной продукции либо известные, пользующиеся спросом. Ваш выбор определит стратегию развития бизнеса.

Учитывая технологический процесс изготовления, натуральные сыры классифицируются на кисломолочные и сычужные продукты. Изготовление первых происходит путем сквашивания молока с использованием закваски. При изготовлении сыров второго типа молоко свертывается сычужным ферментом.

Какие сорта сыра традиционно представлены в российских торговых сетях?

  • Твердые сычужные: голландский, российский, Пармезан, Эдам.
  • Мягкие кисломолочные сыры либо сычужные.
  • Рассольные, которые содержат очень много поваренной соли: брынза, адыгейский, сулгуни.
  • Полутвердые сычужные продукты: рокфор.

Сырный бизнес и стартовый капитал

Для организации бизнеса по производству сыра нужны немалые денежные средства. Поэтому для начала, с целью накопления стартового капитала, можно выбрать различные доступные формы бизнеса в этой сфере:

  • производить, поставлять и выполнять первичную обработку молока и масла;
  • осуществлять плавление сыров;
  • производить наполнители и вкусовые добавки для сырной продукции;
  • обеспечивать подготовку сырья и глубокую обработку молока;
  • хранить и выдерживать сыры в холодильных и климатических установках;
  • создавать специализированную упаковку для различных сортов сыра;
  • реализовывать оптовую поставку в сети розничных продаж.

Определение ценовой политики

Чтобы определить приемлемый для потребителей ценовой диапазон на свой товар, вам нужно изучить цены конкурентов. И лишь после этого можно устанавливать окончательные цифры. Это очень важно, так как ошибка в этом деле повлечет значительные убытки, которые сведут к нулю все ваши усилию по открытию сырного бизнеса.

Приготовление сыра в домашних условиях

Этот низкокалорийный продукт может быть приготовлен в домашних условиях, но хранится он недолго. Для его приготовления нужно нагреть 5 л молока до 26 °C. Добавив 200 г закваски, далее его нужно накрыть и сутки выдержать в теплом месте. Свернувшийся пласт нарежьте на сантиметровые кубики и положите в емкость, которую нужно нагревать, постоянно помешивая, на водяной бане до 40°C.

Доведите массу до состояния, нужного вам (мягкое либо твердое). Затем продукт промывается теплой водой в дуршлаге, застеленном тканью. Переложите готовый сыр в другую емкость, добавив по вкусу сливки и соль. Охладите.

Этот рецепт приготовления вкусного домашнего сыра подходит для угощения семьи, гостей. Производство 0,5 кг такого сыра дома обойдется вам в 300 руб. Но этот способ не годится для организации сырного бизнеса, так как здесь необходимо непрерывное технологичное конвейерное производство.

Технология изготовления сырного продукта

Этот процесс происходит под воздействием микрофлоры и ферментов. Например, российские сыры твердых сортов производят из высококачественного творога. Его отделяют от сыворотки, отжимают и выдерживают около одного месяца под прессом. Готовый продукт будет более плотным, если используется тяжелый груз. Чтобы сыр был качественным, он должен созревать при низкой температуре. Твердый сыр более востребован среди потребителей, чем мягкие сорта сыра.

Наиболее качественные виды сыра производятся из цельного молока. Для изготовления мягкого продукта используется такая же технология, но стадия его прессования либо исключается, либо длится меньше – не более недели. Мягкий сыр содержит много жидкости.

Этапы производства сырного продукта

  1. Сначала молоко готовится к свертыванию. После взвешивания и выполнения анализов на качество его очищают, охлаждают, пастеризуют и сепарируют.
  2. Затем в специальных котлах и ваннах вырабатывается сырное зерно. Молоко нагревают, добавляют закваску, фермент, хлористый кальций и вымешивают сырное зерно.
  3. Для созревания его до 14 часов выдерживают при нужной температуре и добавляют ферменты, чтобы оно свернулось примерно в течение часа.
  4. Готовый белковый сгусток дополнительно обрабатывают, чтобы он стал упругим и прочным. Из него в процессе нагревания удаляется лишняя влага. Готовое сырное зерно приобретает необходимую плотность.
  5. Далее при пониженной температуре из готовой массы в сыроварных емкостях формуют сыры, которые имеют характерный рисунок в виде пустых круглых глазков. Готовому продукту придают нужные размеры и форму цилиндра, шара, квадрата, прямоугольника и т.д.
  6. Затем этот продукт подвергается прессованию, после которого он приобретает идеально гладкую, ровную поверхность без пор.
  7. После этого сформованный сыр подвергается посолке в специальных контейнерах, бассейнах, наполненных насыщенным раствором поваренной соли. Мягкие сыры находятся там совсем недолго, твердые – несколько суток.
  8. Просоленный сырный продукт просушивается на специальных стеллажах и отправляется дозревать в особые камеры, где его постоянно переворачивают, а поверхность покрывается защитным покрытием из парафина либо полимерной пленкой.

Оборудование и сырье для производства сыра

Должно быть закуплено все необходимое оборудование для каждой стадии производства сырного продукта: холодильники, ванны, контейнеры и т.д. Необходимо оборудовать производственные помещения для поэтапного создания продуктов, которые соответствуют требованиям нормативных документов.

Так как в качестве исходного сырья используют натуральное молоко, сыродел должен заключить детальные договоры на его поставку с фермерами, молочными хозяйствами. В этих документах указываются все необходимые требования к качеству молока, объемы поставок, порядок оплаты и способ доставки.

Расчет рентабельности

Доходный бизнес разумно открывать в тех регионах России, где вы будете иметь возможность выгодно и постоянно закупать сырьё.

Одну из расходных статей составит выплата заработной платы работникам.

Для приобретения завода по производству сыра вместе с оборудованием и сырьем необходимы вложения порядка 30 млн. руб., которые вы сможете окупить в течение примерно четырех лет. Не каждый имеет возможность найти такие средства.

Поэтому хорошим вариантом может стать приобретение мини-цеха по производству сыра, цена которого – около 100 тыс. руб. Это предприятие, имеющее небольшие площади до 15 м², способно производить в день около 20 кг сыра в сутки из 200 л молока. С учетом сырья и электроэнергии первоначальные расходы составят примерно 130 тыс. руб. Рентабельность такого мини-цеха будет составлять до 25%.

В условиях санкций актуальным становится не только производство продуктов из собственного сырья, но и фермерство. Читайте далее в нашей о том, насколько выгодно гусеводство.

Позже можно приобрести более крупный мини-цех ценой в диапазоне от 190 тыс. до 770 тыс. руб. с производительностью до 200 кг в сутки, рентабельность которого – порядка 32%.

Организация сырного бизнеса – сложное, хлопотное дело. Здесь не обойтись без поставщиков сырья, специалистов и работников. Необходимо строгое соблюдение технологии производства. Следует поддерживать производственные помещения и оборудование в надлежащем состоянии. Нужны немалые средства в качестве стартового капитала.

Однако, если тщательно соблюдать все необходимые условия, добросовестный производитель сырной продукции не только будет иметь хороший доход, но и великолепную репутацию среди потребителей этого полезного и вкусного продукта питания.

Многие начинающие предприниматели заинтересованы вопросом открытия собственной сыроварни.

Прежде чем решить, стоит ли заниматься данным видом бизнеса, стоит узнать, что для этого потребуется, и какая выгода будет получена. Подробная информация также поможет тем, кто уже приступил к организации производства и желает сделать его прибыльным.

Анализ рынка и конкурентов

Анализ рынка является важным шагом при планировании любой деятельности, помогая определить круг потенциальных покупателей. Необходимо выполнить исследование потребительских предпочтений в районе организации бизнеса. Выполнение анализа цен позволит установить наиболее оптимальную ценовую политику.

Согласно статистике, лидерами на рынке являются твердые сыры. Однако стоит учитывать, что процесс их производства требует значительных временных затрат на созревание.

Минимум времени требуется для изготовления сливочных и чайных сыров, которые пользуются небольшим спросом.

При открытии сыроварни премиум-сегмента стоит учитывать, что прибыль будет получена не скоро, так как на производство элитных сортов уходит более одного года. По этой причине таким изготовлением занимаются компании, которые на протяжении длительного времени работают в данной сфере и хорошо себя зарекомендовали.

С ведущими производителями достаточно сложно конкурировать. По этой причине следует продумать бизнес-план до мелочей и определить важные конкурентные преимущества.

Производственный план

Выбор оборудования и помещения зависит от ассортимента, который будет выпускаться . Дабы определиться, стоит внимательно ознакомиться с рецептурами, а также технологическими инструкциями по изготовлению. От этого будет зависеть производственная схема. В процессе выбора стоит обратить внимание, чтобы оборудование имело возможности, отвечающие требованиям по производству.

Сыроварня должна автоматизировать такие процессы, как подготовка молока к свертыванию, изготовление зерен сыра, а также их последующая формовка и прессование.

Для созревания и хранения продукта потребуется поддержка в помещении определенного температурного режима и уровня влажности. Чтобы облегчить процесс, стоит установить помимо основной техники холодильные камеры.

От выбора оборудования будет зависеть, насколько качественным будет предлагаемый клиентам продукт. Это окажет существенное влияние на спрос. Качественные товары в данном сегменте рынка смогут поддерживать свою конкурентоспособность. При покупке техники стоит заключить договор с поставщиком на ее обслуживание после продажи, что обеспечит быстрое устранение поломок, которые могут возникнуть в неподходящий момент.

Финансовый план

Точный финансовый расчет можно составить только после того, как будет определено, какое здание нужно соорудить, какое купить оборудование и т. д. Однако предпринимателю желательно ознакомиться с примерными данными, чтобы знать, какая сумма может потребоваться, и когда окупится бизнес.

Перед открытием стоит предусмотреть следующие расходы на помещения и оборудование:

  • Строительство мини-сыроварни: от 2 млн. рублей.
  • Строительство склада: от 1,5 млн. рублей.
  • Покупка оборудования: от 1 млн. рублей.

В результате придется потратить минимум 4,5 млн. рублей для обеспечения производства . Стоит учитывать, что помещения можно арендовать, вложив намного меньше средств.

Дополнительными затратами будут:

  • Создание отопительной системы: 10 тыс. рублей.
  • Обеспечение электричеством: 15 тыс. рублей.
  • Заработная плата персоналу (технолог и 2 помощника): 160 тыс. рублей.
  • Дополнительные расходы: 100 тыс. рублей.
  • Для производства сыра потребуется 10 литров молока на 1 кг продукта.

В итоге предпринимателю придется вложить около 5.5 млн. рублей . Ежемесячно можно получать прибыль от 200 тысяч . В результате окупаемость наступит в течение 1-2 лет . Однако стоит учитывать, что продажи будут начаты не сразу, так как на дозревание сыра потребуется много времени.

Интересная информация о данной сфере деятельности представлена на следующем видео:

Организационный план

При правильной организации бизнес станет рентабельным за короткие сроки. Для этого следует придерживаться такой последовательности действий:

  1. Составление бизнес-плана . С его помощью можно определить цель создания и важные моменты осуществления деятельности. Это позволит неплохо сэкономить при покупке оборудования и сырья.
  2. Оформление предприятия . Предпринимателю потребуется получить разрешительную документацию в налоговых органах. В обязательном порядке понадобится получение лицензии на производство продукта питания.
  3. Выбор места для производства . Необходимо предусмотреть удобное расположение цеха, чтобы не возникали проблемы с транспортировкой и доставкой.
  4. Строительство помещений или аренда . Предпринимателю стоит просчитать, какой из вариантов в итоге будет для него более выгодным.
  5. Закупка оборудования . Для этого стоит выбирать надежных поставщиков и внимательно изучать технические характеристики. Оборудование должно отвечать всем требования производства.
  6. Закупка молока и запуск производственного процесса .

Важным этапом также является подбор персонала и его обучение. Для работы с оборудованием необходимо привлечение технолога с большим опытом работы. Его заработная плата составит около 100 тыс. рублей, однако эта сумма будет окупаться, так как продукция получит высокое качество.

Также необходимо привлечь двух помощников технолога, зарплата которых должна составлять около 30 тыс. рублей. Более трех человек потребуется, если предприниматель решит расширить производство.

Маркетинговый план

Стоит уделить максимум внимания вопросам сбыта товаров. Продукция не должна долго ожидать покупателя, поэтому может потребоваться нанять менеджера. Он должен быть следить за транспортировкой товара, работать с постоянными покупателями и искать новых.

Потенциальными каналами сбыта могут стать:

  • продуктовые магазины;
  • молочные магазины;
  • торговые сети;
  • рестораны и кафе.

Эти заведения есть в практически каждом небольшом населенном пункте. Для транспортировки потребуется иметь подходящий по габаритам и грузоподъемности автомобиль, который дополнительно снабжен рефрижератором. При его приобретении или аренде стоит обращать внимание на качество, мощность и производительность холодильного оборудования.

Анализ рисков

Открытие сыроварни при правильной организации имеет минимальные риски. Существенным минусом является большой срок окупаемости. Однако после запуска продаж предприниматель начнет получать стабильный доход.

Насколько рискованным будет этот бизнес, зависит от того, насколько правильным будет производство и хранение сыра. Для этого необходимо соблюдать рецептуру и условия приготовления. При неправильном проведении всех действий продукция попросту будет испорчена.

Проблем с земельным участком и зданием возникнуть не должно, за исключением тех случаев, когда они находятся в зоне стихийных бедствий, что маловероятно. В итоге, бизнес окупится не позднее двух лет и будет приносить владельцу хорошую прибыль.