Литературные герои патриоты. Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы

В произведении присутствуют примеры истинного и ложного патриотизма. Настоящие патриоты - члены семей Ростовых и Болконских. Они помогают стране не только словом, но и делом: Андрей Болконский отправляется на войну, Николай и Петя Ростовы тоже служат, Наташа Ростова отдает подводы для перевозки раненых. Истинным патриотом можно назвать и Пьера Безухова. Он делает для своей страны все, что может: например, остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в действиях.

Курагины - тоже патриоты, но только на словах. Они говорят о любви к Родине только из-за того, что это модно. На самом деле все представители семьи Курагиных - подлые люди, преследующие только корыстные цели. Они не делают ничего значимого для спасения Отечества, ограничиваясь лишь красивыми речами.

М. Шолохов "Судьба человека"

Патриотизм Андрея Соколова выражается в его поступках. Этот человек готов до последнего защищать свою Родину, не считаясь с обстоятельствами. Он верен своим моральным принципам и воинскому долгу даже в плену у немцев. Истощенный и измученный Андрей Соколов не соглашается пить за победу врага, зная, что сейчас его расстреляют. Он пьет водку и не закусывает, показывая истинную силу духа русского солдата. Этим герой вызывает уважение у неприятеля: Мюллер отпускает его с хлебом и салом в придачу, видя в нем настоящего человека и достойного соперника.

А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Василий Теркин - собирательный образ настоящего русского солдата. Он воюет самоотверженно, решается на кажущиеся безумными поступки. Василий Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доставить необходимую информацию. Никому бы и в голову не пришло, что такое способен сделать обычный человек. Для поднятия силы духа бойцов герой играет на гармони. Василий Теркин соглашается сделать все, что может приблизить победу. Он - настоящий патриот, пример для подражания. Победа стала возможной, благодаря стараниям таких людей.


Содержание

Введение………………………………………………………….…....…2

Глава I. Патриотизм в русской литературе.

1.1. Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»

Б. Полевого………………………………………………………………...4

1.2. Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”..5

1.3. Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова……………….……....8

1.4. Патриотизм в лирике А.С. Пушкина………………………...11

1.5. Патриотизм в произведениях А.А.Блока и С.А. Есенина…......13

Заключение………………………………………………..…………...…18

Список литературы…………………………………………….……...…20

Введение

Тема патриотизма в русской литературе, на мой взгляд, сегодня очень актуальна. Потому что, поэты, писатели, в свое время создавали идеальный образ «настоящего» патриота. Так же сами писатели были патриотами своей страны, во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинают по-другому относиться к России, у молодежи формируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства). Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека.

В русской литературе накоплено достаточно информации о патриотизме, это нам позволяет выделить проблему патриотизма как самостоятельный объект исследования.

Предмет: Патриотизм в творчестве русских писателей.

Цель: Рассмотреть патриотизм в творчестве русских писателей.

1.Изучить патриотизм в творчестве различных русских писателей.

2. Рассмотреть понятие «патриотизм» по различным признакам, принципам и позициям, в произведениях русских писателей.

3. Трактовка понятия «патриотизм» в творчестве русских писателей.

Проблема патриотизма очень остро затрагивается в русской литературе. У многих русских писателей в произведениях отражается любовь родине, а так же трепетное отношение к своему Отечеству.

Тема патриотизма очень ярко проявляется в таком произведении, как «Война и мир» Л.Н.Толстого. В этом произведении патриотизм рассматривается на реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Так же проблему патриотизма можно встретить в таком произведении, как «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Тему патриотизма затрагивают и многие другие русские писатели, например А.С.Пушкин, С.А.Есенин, М.Ю.Лермонтов, А.А. Блок, они патриотизм рассматривают как любовь и верность своему Отечеству.

Творчество русских поэтов, оставивших след в отечественной литературе и в памяти народа, как нельзя лучше проникнуто словами патриотизма и героизма русского народа.

Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»

Б. Полевого.
Главный герой произведения Маресьев – настоящий патриот своей Родины. Он очень хотел летать, поэтому на войне был летчиком. Отважно сражаясь в бою, был сбит. Маресьев после падения самолета выжил. Но оказался один в тайге.

Очнувшись, он понял, что его ноги не двигаются, ему пришлось ползком добираться до своих. Три дня он полз по тайге. Отморозив ноги он все-таки добрался до русской границы. Там его встретили русские пограничники и отправили в госпиталь. В больнице он лишился ног…

Подлечившись, Маресьев хотел снова летать, но врачи не разрешали, ведь у него не было ног.

Когда он вышел из госпиталя, то решил, что будет летать, ни смотря, ни на что. Сделав себе протезы, Маресьев совершил первый вылет. Он оказался довольно таки удачным. Получив опыт полетов с протезом, герой совершил первый боевой вылет, и он тоже оказался удачным.

В этой повести автор хотел показать не только силу воли, любовь к небу и самолетам, но и настоящий патриотизм, исходящий из души. Маресьев по- настоящему любил свою Родину, ведь он так хотел летать – защищать свою страну он вражеских нападений.

Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”

Л.Н. Толстой говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах. В первом томе произведения автор рассказывает о войне с Наполеоном. После того как Австрия отказалась продолжать войну в союзе с Россией и Пруссией, над русскими войсками нависла угроза разгрома. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.
В этом сражении, патриотизм показывается на примере бесстрашного Долохова. Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». В этом поступке, я считаю, не показывается истинный патриотизм, потому что настоящий патриот не будет настолько гордится своим поступком, а так же стремиться стать героем.
Меня не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар сражения Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров было достаточно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, личные интересы.

Русская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».
Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и начали отступать. Казалось, все потеряно. Не в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад - в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Исходя из его поступков, можно сказать, что Тимохин и есть истинный патриот своей родины.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему храбрых людей с огромным чувством патриотизма к своей родине.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой».

Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм.
М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю - за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю. Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» - наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.
Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Для М.Ю. Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю. Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь, слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян.

Стихотворение «родина» явилось одним из лучших образцов патриотической лирики.
Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби», которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном.

Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.
Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,

Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.

В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!

В Царском Селе были воздвигнуты памятники русским победам, и Пушкин воспевает эти памятники, воспевает русскую славу. Стихотворение это поразительно для пятнадцатилетнего мальчика. Содержание стихотворения не могло не поразить Державина.
В истории России были и другие замечательные победы. И Пушкин считает своим долгом напомнить о них. Так, в поэме «Полтава», написанной в 1829 году, возвеличиваются подвиги и мужество петровского воинства. Хотя Пушкин отдает должное и сильным противникам русских - шведам, он дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены высокой идеей, тогда как Петр I и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе. За ними возникает образ России, которую нельзя отдать врагу. А сам поэт полон гордого патриотического чувства.
С победой над шведами связана и поэма «Медный всадник». Вступительная часть содержит как бы гимн городу, построенному Петром. Город здесь - символ возрождения России. Это ясно звучит в таких строках вступления:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...

Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского народа было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», - писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивидуальностью.

Патриотизм в произведениях А.А.Блока и С.А. Есенина.
Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!..

Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым.

В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.

А.А.Блок, я считаю, «настоящий» патриот России, он верил в великое будущее своей родины. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…»

Так же истинной любовью-патриотизмом к России обладал русский писатель С.А.Есенин. Поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. К теме любовь к родине, Есенин оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи.

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа.

И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».

Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Заключение
Изучив патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображал патриотизм индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты это любовь к родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность изображения патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Но всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами свое страны.

Классики художественной литературы такие как: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Толстой и многие другие, оставили в веках память о себе, потому что о чем они говорили, актуально на все времена. Они создавали идеал «настоящего» патриота своего Отечества, а так же говорили о великих подвигах наших соотечественниках. Этим они внесли огромный вклад в нравственное развитие, всех последующих поколений нашей страны. Благодаря этому в людях воспитывается чувство патриотизма и появляется желание любить родину. Без их творчества Невозможно представить русскую литературу. Их вклад в жизнь русского народа огромен и незаменим.

На данный момент мало людей задумывается о любви и уважении к своей Родине, далеко не многие разбираются в её истории и готовы сражаться за её независимость и сохранность.

А всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мы были рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины. Ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям.

Список литературы

Блок А.А. /http://aktlove.ru//.

Есенина С.А. /http://aktlove.ru//.

Лермонтов М.Ю. Сочинения, Москва, изд. «Правда»,1988.

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке» /http://lib.ru/PROZA/POLEWOJ/chelowek.txt//

Пушкин А.С. Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное изд., 1971.

Нужны примеры патриотизма из литературы. Желательно из отечественной

  1. Читай "Сын полка" Там есть.
  2. Конкретный отрывок, или вс произведение?
  3. В. Быков "Сотников"

    В повести "Сотников" В. Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предат родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.

    Л. Н. Толстой. Война и мир

    Одна из центральных проблем романа истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя е совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

    Л. Н. Толстой Севастопольские рассказы

    Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами- чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л. Н. Толстым в Севастопольскох рассказах, когда солдаты на носилках доставили в палатку тело без головы, говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал Проблема патриотизма, недостатки родины, а работал на благо ее процветания.

    Е. Ильина, "Четвертая высота" - женщина уходит на фронт, оставляя своего ребенка матери. считает, что это общее дело, хочет помочь своей стране.

    М. Шолохов - судьба человека. идеально подойдет. Главный герой, Андрей Соколов, уходит на фронт. попадает в плен, выживает в экстремальных ситуациях, сбегает из плена.. .

    А. Т. Твардовский, поэма Василий Теркин

  4. можно Повесть "Сашка"-Кондратьев. В. Л.
    Там в сюжете главный герой-Сашка, храбро гнался за немцем, так как не мог дать уйти ему, так как германия нападала на россию и постоянно избегала е набега.
    А Сашка хотел отомстить за родину.

«Во всем свете у нас только 2 верных союзника, - говорил Александр - третий своим министрам: - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Эти слова русского императора – Миротворца справедливы до сих пор. Иностранные соседи всегда ненавидели и боялись Россию за её огромность. Сейчас, как и во все времена своего существования, наша страна находится в окружении или недоброжелателей или врагов. И усилиями США и ее союзников, кольцо их сжимается всё больше и больше. Войска НАТО во многих местах уже вплотную приблизились к границам России.
В одном из моих стихотворений есть такие слова:

Нас боятся, когда мы в силе,
Только помнить надо всегда,
Нет в Европе друзей у России,
Нет, и не было никогда.

Чуть качнёмся мы – свалят сразу,
Загрызут, как медведя псы,
Ведь на Запад пришла зараза.
И Европа, как хвост лисы.

А лиса закопалась в нору
И, надев шутовской колпак,
У границ наших держит свору
Не голодных, но злых собак.

Да, такая сейчас эпоха...
И не надо потом реветь,
Если станет кому-то плохо,
Если схватит кого медведь.

В условиях международной полуизоляции очень важным фактором выживания для нас является сплоченность всех народов и народностей, проживающих на территории нашего огромного государства, воспитание в каждом гражданине чувства патриотизма и любви к своей Родине.
В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Каждый человек должен быть патриотом своей страны. Но патриотами не рождаются, патриотами становятся. И важнейшую роль в этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение. Особенно важна здесь роль писателей. Писатель – это учитель, «инженер человеческих душ», по выражению И. Сталина.
Любая страна – это, прежде всего, люди её населяющие. Поэтому политическое устройство, уровень жизни, экономическая безопасность любой, большой или маленькой страны зависят только от населения. И в наше трудное, переломное время надо бороться за каждого человека.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Чувство патриотизма, любви к своей Родине всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленения князей, острой ненавистью к врагам при описании разоренной Русской земли.
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”. Нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов.
Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.
19 век – век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен и много-много других писателей и поэтов поднимали тему патриотизма. В год своей гибели М. Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…

Ф. Тютчев. в одном из стихотворений пишет о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Стихи свои он читал немногим, но писал для всех!
Можно сказать, что в его стихах судьба Родины и судьба человека слиты воедино.

Вспомним знаменитые слова Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Высокое патриотическое чувство, небывалый патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. Мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Читатели отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у людей чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

В Советском Союзе система воспитания патриотизма начинала действовать с момента поступления ребёнка в первый класс, когда детей к одному из праздников (день рождения В. Ленина, 7 ноября) торжественно принимали в октябрята, с 4-ого класса – в пионеры. В 14 лет самых лучших учеников принимали в ряды ВЛКСМ. В каждом классе, школе, городе были комсомольские организации. Страшным позором было тогда для комсомольца (как позднее и для коммуниста) исключения из комсомола - "положить билет на стол". Можно было сказать, что на будущем поставлен крест.
Основная роль в воспитании будущего поколения всегда принадлежала писателям, и тема патриотизма в литературе стояла на первом месте. Поэтому, в годы Советской власти, развитие каждого человека с самых юных лет шло в этом направлении. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, - писал замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А.Сухомлинский, - зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.

В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта стало острым оружием в борьбе с ненавистным врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них А. Безыменский, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский, С. Михалков, М. Светлов, К. Симонов и многие - многие другие. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза.
Писатели-фронтовики героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа.
Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.
Уже 24 июня 1941 г. в газете «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны» В. Лебедева-Кумача. После их переложения на музыку композитором А. Александровым, песня «Священная война» стала гимном Великой Отечественной войны.
С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается боевая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотические статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература будила в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, волю к борьбе, патриотизма и любви к Родине в каждом советском человеке.
Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая тема ВОВ в литературе - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставаясь в одиночку среди вражеского множества».
Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Это признание отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы. На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Твардовского, М. Светлова. Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет.

Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Во многих из этих произведений видны черты народного богатырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти.
Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим личным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными они остаются в строю. Боец - коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».
Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

Литература первых послевоенных лет была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении от ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени - противоборство фашизма и антифашизма. Развитие литературы послевоенных лет было вызвано драматизмом, накопленной за военные годы жизненной информации и наиболее значительные произведения проникнуты благородным стремлением рассказать всей стране о заслугах её героев. Примером тому служат такие произведения, как, "От Путивля до Карпат" С.А. Ковпака, "Подпольный обком действует", "Это было под Ровно" Д.Н. Медведева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого. В своих произведениях писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. И здесь присутствовали реальные герои.
Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины - эти темы звучали в произведениях Твардовского поэма "Дом у дороги", в стихотворениях Исаковского "Я убит подо Ржевом", "Враги сожгли родную хату". Стихи, в которых освещены испытания военных времён, можно найти в произведениях К.Я. Ваншенкина, Ю.В. Друниной, М.А. Дудина, М.К. Луконина, С.С. Наровчатова и других советских поэтов и писателей.
Советской литературе на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В поэзии появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием. Оно выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе "Русский лес", автор (Леонов) рассмотрел в глубоком историческом и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время.
Появился ряд произведений художественно-мемуарного типа и среди них такие интересные книги, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры. В 1946 г. напечатана одна из лучших пьес советского репертуара послевоенных лет «За тех, кто в море» Б. Лавренева. В эти же годы началось активное вторжение литературы в послевоенную современность (повесть В. Овечкина «С фронтовым приветом», поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», роман П. Павленко «Счастье» и др.). Все более выделяется в поэзии, прозе и драматургии, как самостоятельная, тема борьбы за мир.
За короткое время вошло в большую литературу много новых писателей. Такие писатели, как В. Ажаев, Б. Полевой, Э. Казакевич, В. Панова, В. Тендряков и многие другие стали известны после войны. В новый, творческий этап вступили писатели старшего поколения. Произведения JI. Леонова, К. Федина, П. Павленко, Ф. Гладкова, М. Пришвина, А. Твардовского, В. Луговского, Н. Погодина и других о прошлом и современности заняли выдающееся место в истории литературы.

Конец 50-х обусловлен появлением нового поколения советских писателей (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов).
Юрий Васильевич Бондарев - русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером»), повестей «Юность командиров» , «Батальоны просят огня» ; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, «Последние залпы», «Родственники» , роман «Горячий снег» (1969) и др.
Романы и повести Бондарева многоплановы и многопроблемны, являются одновременно и военными и психологическими, философскими и политическими. В своих произведениях автор, поднимает ряд социально-философских проблем, связанных с мучительным исканием своего "берега", который определяет нравственную жизнь человека, учит гражданскому мужеству и любви к Родине.

Быков Дмитрий Львович. Русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского.
Если говорить о гражданской позиции Быкова, то он считает, что Россия - особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен». Он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому». Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд - Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» до радикально противоположных позиций в 2010-х годах.
Автор 82 книг.
Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами.

В шестидесятые годы поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из летаргического состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её лучшие представители - А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.
Литература тех лет отражала духовный мир сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.
Большинство «шестидесятников» - выходцы из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убеждёнными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы для большинства «шестидесятников» самоочевидна, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь.
Шестидесятники, как и те солдаты-матросы, сражались за прекрасный новый мир. Только сами они не всегда понимали, что не столько борются за новый мир, сколько постигают его, осмысливают, открывают.
Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения страны. Поэты этого периода, обладали настоящим гражданским мужеством. Они первые начали ломать стереотипы, сложившиеся в советской литературе сталинской эпохи. Особенно выделялась четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер этого направления.
Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликованное в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности.
Во многих своих стихах поэт стремится возродить гражданственность истинную, и, при этом, противопоставляет гражданственность истинную гражданственности казённой. По его словам: гражданственность - это нравственность в действии. Примером этому могут служить следующие крылатые строки:

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность - нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже реагировал на него.

Проза шестидесятых годов тоже претерпела значительные изменения. Появились авторы с новым мировоззрением, со своим, свежим, взглядом на происходящее,
Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои - такие же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают, устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-таки это люди особые. И в трудную минуту эти люди способны на подвиг. Патриотизм в произведениях Шукшина не выставляется наружу, он идёт, как фон всего произведения и действует по формуле «В жизни всегда есть место подвигу».
В это же время, что и Шукшин, творил шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях он больше делал упор на то, что “ быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт – это война, не знающая перемирия, и в этой войне человек всегда должен оставаться человеком.
Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики. Первым и, пожалуй, важнейшим из которых по влиянию на настроения в обществе на рубеже 1950-х/1960-х годов, стал, напечатанный в 1957 году, роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. Словно в подтверждение смелым мечтам фантастов это время было ознаменовано успехами в освоении космоса. Это способствовало повышению уровня общественного оптимизма. Ведь то, что первым в космос полетел русский человек, вызвало в стране такой подъём патриотизма, которого не видели со времени окончания великой войны.
Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы едва ли не самые важные.

После распада СССР с его идеями, идеалами и ценностями, патриотизм стал восприниматься достаточно односторонне, а порой и в ироничном, ругательном смысле. Многие ассоциировали патриотизм с любовью к Родине, выражающейся в любви к природе, родному краю, отчему дому; другие говорили о патриотизме, как любви к «малой» Родине, обычно национальной республике (что способствовало возрастанию сепаратистских настроений и росту социальной напряжённости). Некоторые связывали патриотизм с религиозным аспектом жизни, в том числе, говоря об исторической роли православия в становлении и развитии российской государственности.
Русская литература претерпела в это время существенные изменения. Грязным, мутным потоком на страницы книг и с телеэкранов хлынуло из – за границы восхваление воров и преступников. Не отставали и наши литераторы и кинематографисты. Что стоят только такие перлы, как «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бандитская Москва» и много- много произведений им подобных. Их авторы сделали себе имя на грязном ширпотребе. Алчность, богатство любой ценой – вот основная тема подобных книг. И эти произведения почти тридцать лет считались «новой» литературой.
Одновременно шло планомерное уничтожение структуры русского литературного общества. Усилиями зарубежных «друзей» Союз писателей России, объединяющий лучшие литературные силы страны, распался на «Союз российских писателей» и «Союз писателей России». Повсюду стали образовываться новые писательские союзы. «Союз писателей Сибири», «Союз писателей Урала», Союз писателей Дона» и другие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро в каждом городе появится свой союз писателей. Хочется привести один случай. В г. Армавир приехали два «писателя». Представившись членами «Союза писателей Москвы» они собрали в местном ДК людей, интересующихся литературой. После краткого вступительного слова был задан вопрос: кто хочет стать писателем? Желающих оказалось много.
- Хорошо! Внесите вступительный взнос 6.500 рублей и получайте красную книжечку писателя. Так в России стало на три десятка писателей больше. А вот образец одного из стихотворений новоявленных писателей:

Кому в сей жизни – розы,
Другому - хлеб сухой!
В фате кого-то косы,
Кому-то: муж чужой!

Звание «писатель» обесценилось. Теперь писателями стали футболисты, артисты, политики… Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей. Часто он бывает готов на любой пиар, любой эпатаж, чтобы сделаться знаменитым. Сейчас писатели и Юлия Высоцкая, и Ксюша Собчак, и Алла Пугачёва. А ведь писательство не профессия, а призвание, служение, и часто, даже - долг. Настоящий писатель - это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее. Многие авторы, написавшие два - три стихотворения, называют себя поэтами. Подвергают язвительной критике даже лучшие классические произведения русских писателей.
А ведь называть себя поэтом, и быть поэтом – это разные вещи. Да и нескромно размахивать на всех перекрёстках членским билетом одного из многочисленных союзов и кричать: - я поэт (или писатель).

Неужели руководители, стоящие у вершин власти не понимают, что идёт «размывание» основ русской литературы, литературы, прославившей себя во всём мире. Слово «писатель» теряет своё значение. И неужели нам придётся дожить до того времени, когда человек, только научившийся грамоте, будет гордо называть себя писателем.
Младшее поколение пишет обо всём подряд. Многие начинающие писатели оправдывают в своих произведениях всё: убийство, воровство, взятки, месть, издевательства, коррупцию, проституцию, наркоманию, предательство. В этом убеждаешься, побывав на форумах типа "АЛ". Язык этих авторов ужасен, нелеп, убог, но, сколько претензии в высказывании своего безапелляционного, невежественного мнения!
Последние 30 лет многие люди стали смотреть на жизнь с позиции личной выгоды, хотя были рождены в великой стране, которую наши предки создали и защитили в своё время. Наш долг - быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины. Ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям. Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героическими событиями прошлого: великими сражениями, походами, достижениями в дипломатии, знаменитыми людьми-символами, иногда преданиями и легендами.

Но, несмотря на все старания зарубежных «учителей», литература в нашей стране окончательно не погибла. Сегодня лучшие отечественные авторы продолжают традиции великих писателей, сохраняя живое русское слово и поднимая проблемы, актуальные для нашего времени. К таким настоящим писателям, писателям с большой буквы, относятся Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Михаил Веллер, Борис Акунин и многие другие. Русская душа – загадка, а потому современная русская литература обращена к самым разным темам, которые раскрывают сущность нашего менталитета. Жанровое разнообразие, яркие герои, глубокое содержание – все эти элементы формируют единую концепцию современной русской литературы.
Одним из крупнейших прозаиков нашего времени считается Захар Прилепин. В октябре 2014 года он вошёл в число ста людей года в России, по данным журнала «Русский репортёр». В ноябре занял восьмую строчку в списке самых перспективных политиков России, согласно исследованиям близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований. В апреле 2015 года Захар Прилепин поднялся уже на пятую строчку в аналогичном списке. В том же апреле роман Прилепина «Обитель» занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года. По результатам 2015 года роман «Обитель» самая читаемая книга. Последний акт драмы Серебряного века. Эта книга - широкое полотно с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего - и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа - и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви - и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Мощный текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Другой роман З. Прилепина «Санькя» может стать для поколения своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом «Как закалялась сталь» в новых условиях, с новыми общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Но автор в своих книгах не только учит молодое поколение истинному мужеству и любви к Родине, он подаёт личный пример беззаветного служения Родине.
С 2014 года Захар Прилепин принимал участие в вооружённом конфликте на востоке Украины. С декабря 2015 года он является советником Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.

Ещё одним ярким представителем русской прозы нашего времени можно назвать Скокова Александра Григорьевича. Известный ленинградский - петербургский прозаик (родился в 1944 году), автор книг, повестей, рассказов, публикаций в отечественной и зарубежной периодике, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, Всероссийской премии им. А.К. Толстого. Многие годы занимался темой героической битвы за Ленинград. Встречаясь с бывшими командирами и красноармейцами, краснофлотцами, зенитчиками, бойцами дружин МПВО, врачами, медсестрами госпиталей, водителями знаменитой Дороги жизни, путевыми обходчиками, ладожскими героями-водниками, учителями блокадных школ, литератор воссоздал обширное полотно великого народного подвига. За серию документально-художественных книг о ленинградской блокаде писателю присуждена премия им. маршала Л. А. Говорова.

К числу выдающихся прозаиков нашего времени можно отнести Бориса Акунина (Григо;рий Ша;лвович Чхартишви;ли). Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер » за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт - лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

О поэзии второй половины 20 века и начала третьего тысячелетия надо говорить особо. Много талантливых поэтов работало в это время, и каждый из них оставил яркий след в российской поэзии.
Изучая патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображает его индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты - любовь к Родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность в изображении патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Но всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.
Трудность исследования современной русской поэзии – ещё и в её чисто количественной составляющей: по свидетельствам критиков, с 1990 по 2000 год было выпущено не менее 5 тысяч (!) стихотворных сборников новых авторов. Многие из этих книг – отнюдь не графомания. Но они почти никем не только не осмыслены, но даже и не прочитаны. Тираж каждой из этих книг: 200 -300 экземпляров. Такое происходит потому, что государство отдало издание книг в руки частных предпринимателей. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете.
На поэзии нельзя заработать, поэтому поэты издателям неинтересны и свои произведе-ния авторы часто выкладывают в Интернет для бесплатного скачивания.
Как сказал писатель Николай Кофырин: - Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют! Все свои книги я выбрасываю в интернет бесплатно.

И всё - таки русская поэзия жила, живёт и будет жить вечно. Ростки её пробиваются в любом, даже самом отдалённом посёлке или городе. Везде создаются литобъединения. Они развиваются, крепнут, и порой дают России таких авторов, которым могут позавидовать даже наши столицы. Хочется рассказать о творчестве некоторых из них.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик. Своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо - французской литературы. ... В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.
Все ее творчество: лирика, поэмы, автобиографическая проза, критика, - как и сама ее великая жизнь, - отмечены неподдельным трагизмом. И, тем не менее, даже трагизм её произведений подчёркивает горячую любовь к своей Родине, к её сёлам, перелескам, городам, к её великому
народу.

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

НИКОЛАЙ РУБЦОВ. Глеб Горбовский назвал Николая Рубцова «долгожданным поэтом». Это удивительно точно сказано. Читатели уже устали от громких деклараций шестидесятников, формалистических экспериментов и словесных изысков, и подсознательно ждали именно таких стихов: искренних, естественных, импульсивных. Такие стихи не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе, возникают из неба и земли - как ветер, дождь, первый снег...
Рубцов привнёс в русскую поэзию своё состояние духа, не имевшее ничего общего с бодрячеством и казённым оптимизмом, выросшее и настоянное на военном сиротстве, бездомье, одиночестве, чуткое к чужой боли, отзывчивое на добро. Он и жил так, как писал. Взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни настолько тесна, что по его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь.
Тема Родины широко представлена в творчестве «тихого лирика» Николая Рубцова. Вместе с тем поэт создает цельный и многослойный образ страны. Россия Рубцова - сложное переживание, сотканное из глубокого понимания и чувствования национальной истории, культуры, природы.

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ. Её стихи идут из глубины сердца, они возникали из глубоко духовного восприятия людских судеб. Чуткости, с какой Петровых воспринимала природу, противостояла решительность, с которой поэтесса отвергала несправедливость, жестокость и закрепощённость окружающих её людей. Стихи Петровых о войне показывают, что поэтесса отвергает войну как таковую, скорбит о разлуках и страдает перед лицом насилия. Эти стихи выше любого сугубо национального мышления.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет». При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых - «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).

А.Тарковский говорил о поэзии М. Петровых:

«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».
В стихотворении «Домолчаться до стихов» она как – бы даёт наказ поэтам:

Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.

ЮРИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ КУЗНЕЦОВ. Поэт, переводчик. Его называли "сумеречным ангелом русской поэзии" и "самым трагическим поэтом России". После окончания школы в г. Тихорецке учился в Краснодарском пединституте, затем в Литературном институте имени А.М. Горького.
В 1971-1976 г. работал в издательстве "Современник" редактором. В 1974 г. вступил в Союз писателей СССР. За годы творческой жизни было издано 19 поэтических книг.
С 1987 г. и до конца своих дней Ю.П. Кузнецов вёл поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького. С 1990 г. - член правления Союза писателей РСФСР.
Гражданин, поэт, учитель Ю.П. Кузнецов ушёл из жизни 17 ноября 2003 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

ЗНАМЯ С КУЛИКОВА

Сажусь на коня вороного -
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моём.

Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.

ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ. Широко публикуется с 1985 г. В середине 1980-х годов стихи Вишневского стали песнями на музыку Вячеслава Добрынина, Татьяны Островской, Дмитрия Жарова и других композиторов. Эти песни не стали шлягерами, но вошли в репертуар Александра Абдулова, Николая Караченцова, Ольги Зарубиной Евгения Головина и других исполнителей. В 2016 Вишневский записал песню «Без дублёра» в собственном исполнении, и она вошла в одноименный фильм о поэте.
Широкую известность получили «одностишия» В. Вишневского к своим ироническим стихам.

Был отвергаем, но зато - какими!
- Как горько - потерять товарный вид.
- Тебя сейчас послать или по факсу?
- Мадам, да вам любой уступит место!..
- Ну сделай что-нибудь, хотя бы деньги!..

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ. Окончила Московский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Затем получила диплом переводчика японского языка. Много лет работала в качестве референта–переводчика в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи». С 1983 года начала поэтическую деятельность.
У стихотворений Ларисы Рубальской счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это ее стихи, – просто слышали песни на ее слова в исполнении Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева, Александра Малинина и Аркадия Укупника. Вот одно из её стихотворений:

Переведи часы назад

Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыпет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.

НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ. Один из крупнейших современных поэтов - Николай Зиновьев, пожалуй, является единственным, кто вполне преодолел затянувшуюся, уже на четверть века, информационную блокаду русской литературы. Будучи человеком непубличным, истинным затворником, он, тем не менее, стал самым цитируемым поэтом, если не в литературных статьях, то - в самой нашей устной речи от Сахалина до Калининграда.

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как - будто закрываю веки
Несчастной Родине моей...

Или (его же) "Россия":

Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.

И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.

А знаменитые строчки Н. Зиновьева о поэтах:

А поэты – те же люди,
Только больше в них Христа,
Сколько в душу им не плюйте,
Всё равно она чиста.

Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине.

В.Быков «Сотников»

В повести «Сотников» В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение — наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

Николай Иванович Пирогов — выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами- чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы - не праздно в мире жили!»

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

Академик считает, что Родина - это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни…, то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история… Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».

Б. Екимов «Переезд»

Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины - без всяких лекарей, травой своей…; кормила во всякие годы…, поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».

Искажения понятия «патриотизм»

Б. Васильев «Кольцо А»

Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм - это практическая деятельность на благо страны.