Популярные хенд мейд направления для продажи. Что такое хендмейд и как на нём заработать

Истории успеха бизнес-леди

«Мне 28 лет, я развелась с мужем и оказалась в коммуналке»

18 мин

18 мин

Текст Ольга Селянина, Евгения Случайная

Фото Мария Бичан

Анна Назарова

Детство

В детстве мне довелось быть новенькой в школах 14 раз - это на меня и повлияло. Я много читала, обладала забавной фамилией, но, оказавшись в деревенских школах, все равно не понимала, как себя вести. Первые лет пять бегала огородами от своих одноклассников, которые пытались меня поколотить или обозвать. Со временем я поняла, что виноваты не они, и начала вести себя по-другому. И вот в 9 классе, оказавшись в очередной раз в новой школе, я дала отпор заводиле класса! После этого я поняла, что при желании можно договориться с любым человеком. Это понимание и развило во мне коммуникацию, смелость и решительность.

6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте

»

Путь в бизнес

Я никогда не думала, что у меня будет бизнес. Представьте: мне 28 лет, я развелась с мужем, все бросила и переехала в Петербург. Вместо мира финансового благополучия я оказалась в коммуналке и, кроме своего будущего (нынешнего) мужа, не знала никого. Было тяжело.

Долгое время я сидела дома и работала на фрилансе - занималась копирайтингом с давними заказчиками. Было тяжело вписаться в Петербург в таком возрасте. Я не могла найти работу даже в качестве наемного сотрудника. Но меня мучило и другое - в свои 33 года я периодически получала финансовую помощь от мамы. Проблема была в том, что за свои услуги я называла смешные суммы, которых мне не хватало на жизнь. Я и представить не могла, что в 33 года у меня будет зарплата, например, 70 тысяч рублей. Думала: боже, это что же нужно делать, чтобы получать такие деньжищи?

Потом я познакомилась с тусовкой творческих людей, где все в будущем были великими писателями, фотографами, дизайнерами одежды, но никто ничего не мог реализовать. То есть когда ты постоянно рассказываешь про свои крутые творческие проекты, но это ничем не заканчивается. В какой-то момент и я стала такой же.

Чтоб вы понимали - я придумала букеты из овощей 1 апреля 2014 года, а начала их собирать в октябре 2014 года! 6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте. 6 месяцев сплошной болтовни и бездействия.


Идея

1 апреля я шла на день рождения к подруге, которая была творческой натурой. Долго ломала голову, думая, какой бы необычный первоапрельский букет ей подарить. На выходе из метро увидела тетушку, продающую пучки свежего редиса. Это же готовый букет, подумала я! Схватила редиску, побежала в ближайший цветочный и попросила продавца помочь мне собрать букет. Кое-как мы произвели что-то наподобие букета, и я была в таком восторге от этой идеи! Шла по улице с такой улыбкой, что люди смотрели не на букет, а на меня. А увидев букет, начинали спрашивать: а что это, а где вы это взяли, а можно ли это сфотографировать, а можно ли купить? Тогда я и поняла: тема-то прикольная!

Запуск проекта

К тому моменту у меня был проект - однодневный ресторан «Кура & Греча», который наделал много шума, участвуя в «Ресторанных днях» в Петербурге. Про нас снимали сюжеты для ТВ и писали СМИ. Правда, проект не приносил мне денег. Он был некоммерческий. Мероприятие, которое проводится раз в три месяца, когда все назначают минимальный ценник за свою еду и играют в рестораторов.

Так вот, после большого интервью для крупного медиа, мне написал парень с краундфандинговой платформы Boomstarter : «Анна, а давайте соберем денег на вашу "Куру & Гречу"». На что я ответила: «Этому проекту деньги не нужны. Но давайте попробуем собрать деньги на запуск другого моего проекта».

Так я поставила себя в суперусловия: с одной стороны Boomstarter ждет уже какой-то информации от меня, с другой - я договорилась с фотографом, чтобы он сделал мне фотографии тех букетов, которые будут выставлены на Boomstarter. Когда ты ставишь себя в безвыходное положение, наобещав всем и вся, то у тебя нет иного выхода, кроме как начать.


Интервью. Предприниматель Анна Назарова и журналист Womenbz Ольга Селянина

Деньги с Boomstarter

На этой площадке мы собрали 90 000 рублей на покупку холодильников и аренду мастерской, но в итоге нам затянули с выплатами. Мы получили деньги намного позже, чем это планировалось. И это был тот самый год, когда грянул кризис и все исходники (овощи) подорожали. Чтобы не поднимать цену на букеты, я потратила эти деньги как раз на покупку рабочего материала. Со временем мы научились заменять дорогие овощи и фрукты более бюджетными. Но тогда эти деньги сильно выручили.

Ценообразование

Многие предприниматели боятся называть цену на свой продукт, долго зависают над вопросом, а какой вообще должна быть цена. Кажется, люди подумают, что дорого. Возникает психологический дискомфорт. На самом деле этот вопрос решается очень просто. Нужно все просчитать.

Мой приятель, финансовый аналитик, познакомил меня с понятиями «бизнес-модель», «закупочная стоимость», рассказал, что нужно закладывать в цену: зарплату флористов, аренду мастерской, расходы на маркетинг, зарплату закупщика, себестоимость самих продуктов и т. д. Когда у тебя есть экономическое обоснование конечной цены, внутренних вопросов и сложностей с этим не возникает.

Иногда мне пишут в комментариях: «Такая цена за редиску? Народ совсем с ума сошел!». На что я отвечаю: «Картины, нарисованные одной и той же краской, могут стоить 10 рублей, а могут - миллион. Редис - это наша краска». И я сама в это верю, потому что из одних и тех же продуктов можно собрать разные букеты. Тут дело в таланте и опыте. И тут я понимаю - такого опыта, как у меня и моих флористов, нет ни у кого в мире. Потому что мы уже три года делаем эту красоту каждый день.



Букет из линейки «Очень Хорошо»

Развитие

После Варламова посыпались заказы на букеты из Москвы, и мы каждые три дня отправляли «Сапсаном» коробки готовых букетов. Объемы росли, и я поняла, что этот город сама не потяну. Мне каждый день писало человек по 15 из Москвы с предложением делать вместе бизнес. Тогда я стала выбирать, кому доверить свое дело.

Москва - огромный город, и там нужен серьезный подход, так как объемы намечаются большие. О потенциальном кандидате мне нужно было знать главное - есть ли бизнес-опыт, хочет ли человек что-то делать своими руками и как он видит организацию процесса. Так я нашла Светлану - директора нашего отделения в Москве. Я съездила в столицу, познакомилась со Светой, обучила флористов, мы сняли помещение под мастерскую, и в июне 2015 года она начала свою работу.

Сразу после Москвы я открыла отделение в Красноярске и мастерскую в Петербурге. Франшизы я решила не продавать, потому что не уверена в качестве того, что будут производить под нашей маркой. Всем, кто обращается с вопросами о франшизе, я предлагаю для начала научиться собирать букеты, а там уже думать - самим открывать или брать у меня бизнес-консультацию.

Как все устроено

В каждом городе (Москва, Питер, Красноярск) есть руководитель. Флористов я обучала лично, плюс у нас происходят регулярные планерки. Но есть решения, которые принимаю только я, например, набор новых сотрудников.

В Питере я делегировала все, что могла. Сама занимаюсь ведением соцсетей, обсуждением проектов, отсматриваю букеты и хотя бы один букет в день собираю сама. Контролирую каждый букет - отсматриваю его фотографии с трех ракурсов, вношу свои изменения. Так я просматриваю до 70 букетов в день.


Конкуренты

К последователям я относилась по-разному. В начале была в ярости, мне было обидно, и я не понимала, почему они такие наглые! Теперь их стало так много, что я расслабилась. Нужно понимать - появилась мода, течение.

Тем более нам говорят, что наши букеты самые красивые. Те, кто видел наш букет и букет подражателя, всегда закажут у нас, а у подражателей заказывают те, кто о нас не знает. Значит, это наш косяк, и надо сделать все, чтобы как можно больше людей узнало о нас.

Обучение

В феврале прошлого года у меня появился первый фотоурок с пошаговыми действиями. На идею обучения меня натолкнули запросы о франшизе. Я подумала, что людей, которые хотят купить наши букеты в разных городах, много, но у меня нет возможности открыть везде мастерские. И я решила научить их делать букеты самостоятельно.

Сейчас три варианта обучения.

  • Фотоурок. Если человек хочет собрать красивый букет, но совсем не понимает, как это делать.
  • Доступ к обучающему аккаунту. Если человек понял, что его затягивает и он хочет развиваться, он покупает доступ к специальному аккаунту. Там я собрала видеоэнциклопедию с техниками крепежей, которые придумала сама.
  • Доступ к закрытому Instagram-аккаунту. Там мы говорим только об эстетике - что с чем лучше сочетать, что как лучше собрать. Развиваем визуальное мышление и обсуждаем работы участников.

Поскольку по образованию я искусствовед-преподаватель, то понимаю, как донести до человека информацию, чтобы он все понял.

Вдохновение

У меня есть два главных источника вдохновения.

Первый - это овощи. В путешествиях я всегда собираю букеты, потому что мне интересны те ингредиенты, которых у нас нет. После таких экспериментов уже по-другому смотришь на то, что используешь в работе постоянно.

Личная жизнь

Если ты изначально не готов к бизнесу - это большой стресс и без проблем не обойдется. Но потом, когда ты уже набил руку и научился делегировать, - все успокаивается и появляется время на личные дела. Поэтому главное - пережить начальный период. Чтобы было чуточку проще, советую почитать Найта Фила «Продавец обуви» и «Стартап без бюджета» Майка Микаловица.

А родные меня поддерживают, за что я им очень благодарна!


  1. Если вам пришла в голову идея - не откладывайте ее в долгий ящик, ищите средства на реализацию проекта! Иначе вас могут опередить.
  2. Не тратьте бизнес-энергию на последователей. Они будут всегда и в любом бизнесе, но главное - знать их слабые стороны.
  3. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Не бойтесь делиться своими секретами, лайфхаками, изобретениями - это тоже своего рода товар, который хорошо продается. Надо только уметь грамотно подать. Если у вас можно чему-то научиться - вы уже не просто продавец.
  4. Знайте цену своему труду и ни в коем случае не занижайте ее.

Благодарим за проведенное интервью Ольгу Селянину, за фотосъемку - Марию Бичан.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о том, как заработать на hand made.

  • Сколько можно заработать : от 5 — 6 тысяч рублей в месяц.
  • Минимальные требования : уметь что-то делать своими руками.
  • Стоит ли этим заниматься : да .

Общая информация о заработке на товарах ручной работы

Почти у каждого из нас есть свое хобби, которым мы . И у некоторых оно связано с созданием каких-нибудь интересных вещей, которые хотелось бы продавать и на этом зарабатывать. Использовать хобби как заработок — не такая уж и далекая мечта, как кажется многим.

Товары ручной работы сейчас ценятся гораздо выше чем те, что сделаны машинами. Клиентам хочется знать, что в какую-то вещь создатель вложил душу. Плюс — это дополнительная возможность сделать уникальную вещь, которая будет только у вас. Вот почему так популярен hand made.

В этой статье мы будем разбираться, кто может заработать на хенд мейде, и можно ли получать заказы в интернете.

Кто может начать заниматься заработком на hand made

Начать зарабатывать на hand made может практически любой человек, хобби которого связано с созданием чего-то интересного. При этом интерес может лежать в самых разных сферах: вы пишете картины, лепите фигурки из глины, пишете классные поздравительные тексты и много чего еще.

На всем этом можно действительно начать зарабатывать. Для этого вам потребуется делать все качественно и найти клиентов. И если с первым все решается довольно просто — нужно много практики и усердия, то со вторым несколько сложнее. Но сейчас даже в социальных сетях можно продвигать небольшой бизнес, не говоря уже о .

Если вы творческий человек и думаете, как превратить хобби в заработок, этот вариант бизнеса точно для вас.

Сколько можно заработать на товарах ручной работы

Все зависит от товара, трудозатрат и расходных материалов. Самый простой — мыловарение — приносит на начальных этапах около 6 — 8 тысяч рублей в месяц. Более сложный бизнес вроде портретов или украшений на заказ — от 10 — 15 тысяч рублей.

Оплата будет складываться из того, сколько у вас клиентов и сколько времени вы готовы уделять бизнесу. Есть много историй, когда люди зарабатывали на тематических глиняных фигурках от 30 тысяч рублей в месяц, тратя на это 3 — 4 часа в день. И это далеко не предел, ведь как уже говорилось выше, хенд мейд ценится гораздо выше, чем машинные товары.

Какие товары пользуются наибольшим спросом

Для анализа возьмем самый большой сайт в рунете для продажи товаров ручной работы — Ярмарку мастеров. Самым большим спросом пользуются товары из категории «украшения». Это серьги, броши, браслеты, кольца и т. д. Материалы разные, от обычной стали до золота.

Вторым по спросу идут товары в категории «Украшения для дома и интерьера». Это мебель, игрушки для дома, вазы, скатерти и многое другое.

Далее идет одежда ручной работы. Здесь ничего конкретного сказать не могу, потому что там просто огромное количества вариантов. От вязаных шарфов до кофт и курток. Потом по популярности идут игрушки, куклы и картины.

А также очень хорошо распродаются товары перед праздниками. Украшения для дома и подарки ручной работы можно продать довольно быстро, но проблема в том, что таких праздников у нас не слишком много, поэтому стабильным доход не сделаешь.

Предложений на сайте действительно много, но не все пользуется . Можно использовать сайт как дополнительную площадку для продажи или в качестве анализа перспективности тех или иных товаров, но как единственный способ продажи — не стоит.

Где искать клиентов

Первый и основной способ привлечения клиентов в домашнем бизнесе — сарафанное радио. Ваши знакомые и друзья будут рассказывать о том, чем вы занимаетесь, к вам пойдут первые клиенты, которые сделают то же самое и вы начнете получать новых клиентов. Это простой способ с минимальным вашим участием. Единственный недостаток — вначале, пока у вас нет клиентов, некому о вас рассказывать.

Следующий способ — социальные сети. Вы можете , пригласить туда друзей, публиковать работы и ролики их создания. Просите друзей делать репосты, приглашать знакомых и тогда вы легко сможете выйти в ТОП поисковой выдачи небольшого города. Это самый простой способ, как творческий человек может найти клиентов и .

— тоже эффективный способ продвижения, но для домашнего бизнеса не очень подходит. Вы не сможете тратить большие деньги на рекламную кампанию. Единственный способ — найти посредника, который будет заниматься этим за процент. Так вы потеряете 20 — 30% прибыли, но не будете обременены поиском клиентов. Однако, есть один минус: существует реальный шанс получить слишком большой объем клиентов, с которым вы не справитесь.

Еще один способ привлечения клиентов — сотрудничество с магазинами. Это подходит для тех, кто создает небольшие украшения, фигурки, открытки и другие уникальные и интересные товары, которые круто смотрятся на полках. Договориться всегда довольно просто. Вы приходите, предлагаете какой-то интересный товар за процент от продаж, и если переговоры пройдут успешно, вы получите дополнительный источник продаж. Не бойтесь предлагать свои идеи, это выгодная сделка для обеих сторон.

Некоторые магазины мыла ручной работы также предоставляют свои полки для продажи товара ручной работы. Вы платите просто за аренду места.

Еще один очень действенный способ привлечения клиентов — обучающие видео, мастер-классы и записи вашей работы. Наверное, вы не раз видели видео, где в ускоренном режиме человек рисует портрет, создает фигурку или делает что-то «потрясное». Такие видео говорят сами за себя. Это очень эффективный метод рекламы, который работает, если вы действительно делаете что-то очень хорошо.

Последний способ привлечения клиентов — доски объявлений. Вы просто публикуете свое предложение, к примеру, на Авито, периодически его обновляете и отвечаете на звонки клиентов. Такой способ поиска клиентов нельзя назвать очень эффективным, но он приносит реальных покупателей, если товар действительно того стоит.

Истории людей, ведущих домашний бизнес

Сначала расскажу вам историю своей знакомой. Она делала товары ручной работы. Сначала это были простенькие украшения к Новому Году, затем это было мыло. За месяц перед Новым Годом она просто создала рабочую страницу ВК и в Инстаграме. Попросила всех знакомых зарепостить записи и все — никаких дополнительных трат на продвижение, рекламу и т. д.

В итоге перед праздниками она заработала около 10 000 рублей. Сначала я думал — повезло, да и украшения были забавными. Но когда она после праздников зарабатывала те же 10 000 рублей на мыле за 3 — 4 часа работы, я перестал так думать.

После этого я поверил в слова «БМовцев». Как идет бизнес у парней: идея — расчеты — продумывание идеи — реализация — ошибка — заново. А у девушек все происходит не так. У них это работает: идея — magic — результат.

Конечно, это просто шутка. Но в ней тоже есть своя доля правды. А теперь давайте перейдем к историям людей, которые тоже зарабатывают на товарах ручной работы:

Отзыв №1

Отзыв №2

Как видите, многие люди задались вопросом, как заработать своим творчеством и преуспели в этом. Сможете и вы.

Заключение

Домашний бизнес — отличный вариант для тех, кому надоела своя работа, и хочется зарабатывать на чем-то, к чему лежит душа. Используйте свои хобби для заработка и буквально через несколько лет вы уже с содроганием будете вспоминать, как работали на стабильной должности и тихо ненавидели своего начальника.

Если вы собираетесь начать свой маленький бизнес по производству хенд мейда, создав свой «магазинчик» на Шароваре и других специализированных торговых ресурсах, не лишним будет провести предварительный анализ рынка и предпочтений потребительской аудитории.

Прежде всего, давайте уточним один момент – те авторские работы, которые «делают кассу» в стационарных магазинах, на ярмарках или этнофестивалях, в интернете будут пользоваться совершенно не тем же успехом. Продажи в реальном мире и в виртуальном принципиально отличаются.

Для того чтобы вы могли сделать конкретные выводы и определить товары наиболее востребованные среди покупателей, прочно запутавшихся во всемирной паутине, воспользуемся данными крупнейшего интернет-аукциона eBay.

ТОП-10

1. КАРТИНЫ. Не секрет, что шедевры современного искусства далеко ушли от образцов классической живописи. Самым высоким спросом пользуются сегодня абстрактные и урбанистические работы. Пейзажи и портреты существенно уступают по популярности геометрическим фигурам, ярким и размытым пятнам, картинам, лишенным на первый взгляд, всякого здравого смысла. Тем не менее, именно такими произведениями искусства принято сегодня украшать как интерьеры частных домов, так и стены в офисах всего мира. Делайте выводы, господа – у вас больше шансов продать полотно, на которое вы выплеснули несколько ведер краски разных оттенков, чем очаровательный акварельный пейзаж.

2. ВЯЗАНЫЕ ВЕЩИ.

Однозначно лидируют в «вязаной» категории следующие вязаные вещи: свитера и жилеты, шапочки, снуды, носки и варежки, сумки, пледы и покрывала. Фантазия мастеров не знает границ – спицы, крючок, собственные руки - в качестве инструментов может использоваться что угодно. А уж изобилие пряжи с самыми разными фактурами и эффектами дает возможность реализовать задачи любого уровня сложности.

3. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ РУЧНОЙ РАБОТЫ. Список вариантов огромен, и мы даже не станем пытаться их перечислить, поскольку с огромным разрывом по популярности вырываются вперед изделия из натуральных экологически чистых материалов. У этого тренда конкурентов пока не имеется. Итак, на вершине рейтинга у нас деревянные игрушки, мягкие куклы и животные, а также елочные украшения.

4. ЖЕНСКИЕ СУМКИ, которые мы уже упомянули во второй позиции рейтинга, займут отдельную нишу. Имейте в виду – речь идет совсем не про подделки и имитации брендовых товаров. Современных модниц интересует прежде всего эксклюзив. Уникальность с большой, огромной буквы «У». Хотите быстро и выгодно продать хенд мейд? Работайте с оригинальными материалами - холстом, кожей и так далее, не пренебрегая самым неожиданным декором.

4. ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРА ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА. «Когда б вы знали, из какого сора…» эти строки невольно приходят на ум, когда мы рассматриваем уникальные дизайнерские работы на фото. Такое чувство, что главная задача сегодня - сделать интерьер не то что красивым, стильным или гармоничным, а просто – уникальным. И этого вполне достаточно. Так что прежде чем выбрасывать какой-нибудь старый хлам на помойку, внимательно посмотрите на него, может быть вас посетит вдохновение и из останков доисторического велосипеда вы создадите весьма ценный предмет декора.

5. ВАЗЫ, ГОРШКИ, СТОЛОВЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Гончарный промысел просто обязан процветать – спрос на сувениры, всевозможные баночки для круп, специй и прочие емкости, которыми можно украсить кухню и столовую, достаточно велик, чтобы ваши эксклюзивные работы не «запылились» на виртуальных витринах.

6. КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КУКЛЫ И СОЛДАТИКИ для настольных военных игр. Так сказать – игрушки для взрослых девочек и мальчиков. Ребенок остается навсегда жить в каждом из нас, так что вы не прогадаете, если сделаете ставку на изготовление и продажу игрушек. Хотя, например, чисто этнические куклы продаются куда хуже, имейте в виду.

7. БИЖУТЕРИЯ. Украшения – это поистине неисчерпаемый источник для вдохновения и притока денежного ручейка в ваш кошелек. Ассортимент бижутерии необъятен, а спрос неизменно высок. Найдите свою нишу и горя знать не будете.

9. ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОДЕЖДА. Ваши эксклюзивные работы с именными ярлыками могут иметь самые высокие, почти невероятно высокие цены, которые вполне могут соперничать с изделиями от дизайнеров с мировыми именами. Вот только такая одежда должна быть действительно самобытной, оригинальной, неповторимой, запоминающейся, впечатляющей, узнаваемой, непременно высококачественной, выполненной с непревзойденным мастерством и так далее. Вы уверены, что сможете соответствовать всем этим эпитетам? Тогда вперед, к станку!

10. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, в частности гитары. Мастера из Латинской Америки, Австралии и Испании вполне могут составить себе небольшое состояние, торгуя гитарами собственного производства. Если вы открыли в себе дар Антонио Страдивари, и добиваетесь от музыкальных инструментов своей работы чистейшего звучания, будьте уверены – о вас заговорят в самом ближайшем времени, и прибыли долго ждать не придется.

Ну а где – спросите вы меня – где наши родные, бесконечно дорогие нашему сердцу Вышиванки?! Почему их нет в рейтинге, хотя они должны были занять свое законное первое место?

Не переживайте, и не пугайтесь также, если вы достигли вершин мастерства в изготовлении других изделий, не попавший в рейтинг eBay. Ориентируясь на мировой топ-10, не забывайте о национальных традициях, формирующих предпочтения покупателей в нашей стране. В конце концов, вы ведь продаете не просто товары, не просто материальные вещи, а нечто гораздо большее – частицу вашей души и индивидуальности, некую составляющую счастья, домашнего уюта, теплоты и любви. Так что каждый настоящий Мастер всегда встретит своих благодарных покупателей.

Успеха вам во всех ваших начинаниях!

Люди с древности что-то мастерят. Сначала это была необходимость, потому что нужно было во что-то одеваться, из чего-то есть. Впоследствии ремёсла стали способом кормить себя и свою семью.

Одним из направлений ремесленничества являются народные художественные промыслы, где вещи, сделанные руками искусных мастеров, имеют не столько практическую, сколько эстетическую и культурную ценность. От народного прикладного творчества и берёт начало деятельность, именуемая хендмейдом.

Англицизм handmade настолько прочно вошёл в наш лексикон, что и без перевода ясно значение этого слова:

Хендмейд - это вещи ручной работы, а также процесс по их созданию.

Но является ли плотник или слесарь хендмейд-мастером? Это же ручной труд. Считается, что указанный процесс обязательно должен быть творческим, а вещи - уникальными.

Если плотник делает десять табуретов в день по одному лекалу, вряд ли это можно назвать хендмейдом. А вот если он вручную выпиливает табурет с единственными в своём роде резными ножками, вложив в это частицу души, то да, он хендмейд-мастер.

Ещё с детства я очень любила рисовать, вязать и делать разные поделки. Помню восторженные глаза родителей, когда на свет появлялось очередное изделие, придуманное и сделанное мною. Обычно каждая вещь была сделана не по шаблону, а совершенно новым способом. Мне нравилось экспериментировать и находить нестандартные решения изготовления обычных вещей. С возрастом это увлечение не пропало, а переросло в небольшой бизнес: с 2010 года я занимаюсь квиллингом.

Лариса Засадная

В индустриальном ХХ веке спрос на вещи ручной работы почти отсутствовал. Зачем что-то мастерить, если можно купить в магазине? Интерес к рукоделию временно возродился лишь во времена тотального советского дефицита. Женщины массово шили, вязали и вышивали, чтобы хоть как-то одеться и украсить жилища.

В нашей культуре рукоделие слыло сугубо женским делом, предназначенным для того, чтобы коротать вечера после работы. Всерьёз увлечение макраме или бисером не воспринималось. В отличие от западной культуры, где вещи ручной работы ценятся априори, а создающие их люди считаются творцами.

Именно с Запада пришла мода на хендмейд в XXI веке. Устав от однотипных промышленных предметов, люди всё чаще приобретают вещи ручной работы.

Хендмейд - это способ заявить о своей индивидуальности и показать своё эстетическое видение мира.

Благодаря интернету рукодельницы больше не являются скучающими домохозяйками, а превращаются в настоящих бизнес-леди, неплохо разбирающихся в продажах и маркетинге.

Плюсы и минусы хендмейда

Как любая деятельность, хендмейд имеет свои положительные и отрицательные стороны. Начнём с ложки дегтя.

Главный минус - довольно дорогие расходные материалы и инструменты. На первых порах хендмейд требует немалых вложений, а людям порой трудно объяснить, почему какая-то «безделушка из двух ленточек» стоит так дорого.

Люди порой смотрят на красивую изящную вещь и думают: «Пфф, да я такую сам слеплю!». При этом они забывают, что простота, как правило, является результатом тяжёлого труда. Ручная работа отнимает очень много времени (иногда по ночам не спишь, лишь бы успеть в срок), которое ты мог бы, к примеру, провести с семьёй.

Оксана Верхова

Однако плюсов у хендмейда всё-таки больше, к тому же они гораздо весомее.

  • Хендмейд способствует реализации творческого начала личности. Такая работа вряд ли когда-либо надоест и превратится в рутину.
  • Декоративно-прикладное искусство способствует развитию мышления и мелкой моторики. Ручной труд воспитывает в человеке терпение и аккуратность.
  • Хендмейд-мастера, как правило, фрилансеры, следовательно, могут работать из любой точки мира в удобном для себя режиме.
  • Хендмейд предполагает непрерывное самосовершенствование. Заказчиков нужно регулярно удивлять новыми идеями.
  • Постоянное общение с клиентами и коллегами способствует развитию коммуникативных навыков, а отзывы на работы позволяют объективно оценивать себя и придают уверенности в собственных силах.

Но, пожалуй, главное преимущество хендмейда заключается в том, что он приносит неплохой доход. Главное - наработать портфолио и получить первые заказы.

С моей точки зрения, такой вид деятельности имеет больше положительных сторон, нежели отрицательных. Хендмейд помогает расслабиться, проявить фантазию. У вас всегда хорошее настроение, вы получаете удовольствие от работы, а она приносит существенную прибыль.

Лариса Засадная

Где покупать материалы

Бусины, ленты, бумага, клей, краска, фурнитура - всё это необходимо для хендмейда. Расходные материалы для рукоделия отнюдь недёшевы, поэтому мастера накапливают их годами.

Чаще всего закупаются в отечественных («Лавка рукоделия », «Нитка-иголка », «Мир бусин », GreenBird и другие) и зарубежных интернет-магазинах. Типичная проблема отечественных магазинов заключается в том, что для того, чтобы получить бесплатную доставку, нужно приобрести крупную партию товара. Проблема зарубежных магазинов в том, что расчёт производится в иностранной валюте, а также иногда посылка идёт очень долго.

Когда я только начинала, в моём городе почти не было магазинов с товарами для творчества. Сейчас они на каждом шагу, но цены там завышены. Поэтому очень выручают группы с совместными покупками и AliExpress. Но из Китая посылки идут долго, и порой, когда понимаешь, что посылка не успеет прийти вовремя, приходится бежать в обычный магазин.

Оксана Верхова

Где черпать вдохновение

Ключевую роль в популяризации хендмейда сыграл интернет. Если раньше рукодельницам приходилось покупать тематические журналы и обмениваться самодельными выкройками, то теперь всё есть в Сети.

Так, вдохновляющие идеи можно черпать на сайте Pinterest. Стоит ввести в поисковой строке ключевые слова, как перед вами предстанет огромное количество досок с различными мастер-классами.

Для новичков и не только отличным подспорьем является YouTube: на каналах типа Etsy, Craftsy, Creativebug, СreativeClub и личных каналах мастеров можно воочию увидеть, как делается то или иное изделие, и получить множество ценных советов от практиков.

Крупные англоязычные DIY-сайты:

Что касается русскоязычных ресурсов, огромное количество полезных ссылок собрано . Но, пожалуй, наиболее популярны следующие сайты о рукоделии.

Сайт Особенности
Osinka.ru В этом интернет-журнале собрано огромное количество информации о рукоделии. У сайта довольно большое сообщество. Общение и обмен опытом происходит главным образом на форуме. На сайте можно оставить заказы для мастеров, а также пройти дистанционные курсы по рукоделию.
«Страна мастеров » Сайт о творчестве для детей и взрослых, где собрано множество мастер-классов и примеров готовых работ. Там можно найти нужную литературу, пообщаться с другими мастерами, а также пройти онлайн-курсы, обучающие различным техникам.
«Своими руками » Это интернет-клуб для мастеров и мастериц, где можно почитать полезные статьи, посмотреть мастер-классы, разместить свои работы и поучаствовать в конкурсах.
«Рукодельный Рунет » Это интернет-журнал для любителей рукоделия, где особое внимание уделяется вязанию спицами и крючком, вышивке крестом и шитью. Но также есть мастер-классы по скрапбукингу, плетению и другим творческим хобби. Общение в основном протекает на форуме.
«В рукоделии » Сайт, похожий на известную социальную сеть названием, интерфейсом и сутью. Здесь тоже можно постить свои работы, лайкать и комментировать чужие.
«Современное рукоделие » Сообщество активных и креативных людей. На этой площадке можно завести свою страничку, выкладывать фото своих изделий и делиться достижениями на форуме.
Rukodelka.ru Это депозитарий, где хранятся электронные версии журналов по шитью, вязанию, вышивке и другим видам рукоделия на различных языках. Издания можно просматривать онлайн и скачивать к себе на компьютер. Также можно оформить подписку и оперативно получать информацию о появлении в хранилище нового ежемесячника.

Если у вас в закладках есть другие интересные порталы о хендмейде или отдельных его направлениях, поделитесь, пожалуйста, ссылками в комментариях.

Где продавать работы

Главный вопрос, мучающий рукодельниц, которые уже набили руку и готовы реализовывать свои работы, таков: «С чего начать?».

Я с детства рисовала и мастерила что-нибудь своими руками. Закончила художественную школу, поступила в университет на специальность «Графический дизайн». Пошла работать по специальности, но, уйдя в декрет, поняла, что хочу чего-то ещё более творческого. Сначала делала работы для друзей и родственников, просто чтобы набить руку. При этом я всё фотографировала и выкладывала в свою группу «ВКонтакте» - так появились первые заказы.

Оксана Верхова

Если вы всерьёз решили зарабатывать хендмейдом, рекомендуем составить бизнес-план и зарегистрироваться на специализированных торговых площадках.

Самая известная из них - Etsy. Это платформа электронной коммерции для творческих людей, созданная в 2005 году фотографом и художником Робом Калином. На данный момент на Etsy представлено более 800 интернет-магазинов с более чем 15-миллионным ассортиментом.

В 2015 году компания вышла на IPO, в ходе которого привлекла 267 миллионов долларов. Сайт безумно популярен во всём мире. Многие люди благодаря Etsy обеспечивают себе достойный заработок. (немецкая площадка, ориентированная на европейский рынок);

Портал является не только торговой площадкой, но и сообществом людей, интересующихся рукоделием. Там можно читать статьи о дизайне, творчестве и искусстве, отслеживать последние тенденции, изучать мастер-классы, обмениваться опытом с другими мастерами и даже закупать расходные материалы.

Можно ли хендмейдом заработать на хлеб с маслом и колбасой? Вот что говорят наши эксперты.

Хендмейд отвлекает от рутины и привносит в жизнь множество позитива. Приятно, когда твои работы хвалят и рекомендуют тебя своим друзьям и знакомым. Но я пока не готова уйти с основной работы - немного страшно погрузиться в это с головой и не реализоваться до конца.

Оксана Верхова

Зарабатывать хендмейдом на жизнь можно, хотя это и непросто. На первых порах необходимо, чтобы у вас была какая-то другая работа или финансовая поддержка, потому что первые результаты появятся только после долгой и упорной работы. Но всё зависит от вашего трудолюбия, упорства и таланта.

Лариса Засадная

Французский скульптор Огюст Роден считал, что мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде.

Хендмейд - именно такая сфера деятельности. Рукоделие больше не является отдушиной скучающих домохозяек. Это интересная бизнес-ниша с довольно жёсткой конкуренцией и высокими заработками. Благодаря интернету хендмейд доступен любому творческому человеку. Было бы желание!

Плетение фенечек, пошив плюшевых игрушек, вязание варежек или мыловарение – любое хобби может стать источником дохода при грамотном распределении усилий и верной бизнес-стратегии. Как добиться успеха и заработать на своем таланте, мы попытались выяснить, пообщавшись с успешными мастерами.

Что такое handmade?

Определение этого термина вы не отыщете ни в одном словаре. Handmade можно было бы переводить на русский как «рукоделие» или «творчество», но большинство «хэндмэйдеров» не согласятся с таким упрощением, ведь для них это особый способ самовыражения и даже стиль жизни.

Традиционно к handmade относят вязаные или сшитые игрушки, плетеные украшения, различные аксессуары из керамопластики, бисера и войлока, некоторые предметы интерьера, например, подушки, салфетки, покрывала и даже картины ручной работы.

Одежда, косметика, парфюмерия, открытки, букеты, закладки, блокноты, часы, сумки, ремни, даже еда – вот лишь основные наименования, которые вы отыщете на любом handmade-маркете. Главная отличительная черта всех этих вещей – их уникальность и единичность. Каждое изделие создано ручную, а потому никак не может иметь копий.

В условиях рыночной экономики в выигрыше тот, кто может предложить покупателю нечто наиболее интересное, красивое, удобное – в общем, нечто самое-самое. А именно такое самое-самое и составляют предметы handmade. Эти вещи вызывают огромный спрос, а потому рано или поздно из изготовления вещей для себя и своих знакомых творчество превращается в производство уникальных вещей на продажу.

С чего начать?

Как правило, продавать вещи все мастера начинают случайно, чаще всего – знакомым. Изготовил вещь себе, подруга увидела и попросила такую же, после заинтересовались ее знакомые, и такое сарафанное радио привело к вам совсем незнакомого заказчика.

Но можно начать раскручивать свое дело через социальные сети. Создание группы «ВКонтакте» или профиля на Instagramm – самый очевидный путь. Что именно для этого требуется?

  • Придумать звучное и яркое название для своего производства. Оно должно привлекать внимание и при этом отражать суть изготавливаемых вещиц – так люди быстрее найдут вас через поиск. Создавая группу «ВКонтакте», постарайтесь вынести в ее название не только имя бренда, но и наименование самого товара, пометку handmade или «ручная работа».
  • В описании сформулируйте свою концепцию кратко, но емко: маловероятно, что пользователи долго задержат свое внимание на этих строчках. Факт в том, что современный интернет-пользователь в среднем тратит на просмотр страницы 2 секунды. И вы должны успеть заинтересовать его за это время.
  • При работе с профилем постарайтесь активно использовать теги: они сориентируют людей и помогут им легче найти вас через обычный поиск.
  • Для лучшего усвоения информации придумайте небольшой текст, сопровождаемый иллюстрациями, графикой и видео.
  • Постарайтесь придумать интересное освещение или оформление для «фотосессии» своих изделий, товар должен прежде всего выглядеть привлекательно! Но не переусердствуйте: фотографии должны давать пользователям верное представление о цвете и размере вещей!
  • Всегда интересно увидеть, как создаются некоторые изумительные вещи. Мы не предлагаем вам раскрывать всех секретов, но показать, как вы придаете мылу нужную форму или как собираете по частям идеальный букет при помощи видео можно!
  • А если вы умеете неплохо рисовать или у вас есть друзья-дизайнеры, то не поленитесь создать свою фирменную эмблему: ее можно печатать на упаковке, визитках, а также разместить на аватарке группы и всей рекламной продукции!

Чем оригинальнее, тем лучше!

Все прилавки ломятся от сов, зайцев, кошек и собак. А вот верблюдов или енотов днем с огнем не сыщешь. Занялись изготовлением украшений – сделайте нечто нестандартное, например, кожаные кольца или необычные резинки для волос. Постарайтесь в любой нише отыскать то, чего еще нет у ваших конкурентов.

Ресурсы для развития

Даже искусные и опытные мастера постоянно ищут что-то новое. Найти нестандартный подход, научиться использовать новые материалы и техники, отыскать недостающий акцент или разобраться в производственном процессе от и до помогут специализированные сайты и форумы для всех любителей handmade.

Один из крупнейших русскоязычных ресурсов по handmade-тематике – ежедневный интернет-журнал ProHandmade (http://www.prohandmade.ru), в котором специалисты и рядовые пользователи рассказывают обо всем самом необычном и интересном в мире handmade.

Сколько придется потратить…

Для производства игрушек понадобятся ткани, пух, отделочные материалы (пуговицы, ленты, тесьма, мех, блестки, нашивки, фломастеры по ткани и т.д.), для изготовления косметики – косметическая база, аромамасла, флаконы или баночки для продажи, упаковка, в сфере изготовления украшений – бусины, нитки, проволока, бисер, крепежи/застежки, клей, краски, отделочные материалы…

Кроме того, специальные инструменты: какие-то служат долго и надежно – ножницы, пяльцы, станки, а какие-то постоянно приходится докупать и обновлять – кисти, иглы и т.д.

Немало выгодных предложений можно найти в интернет-магазинах, а также в магазинах уцененных товаров (например, сеть FixPrice, где все вещи можно приобрести по 38 рублей). А самый простой и выгодный способ найти отделочные материалы – собрать у знакомых все ненужные им мелочи.

… а сколько заработать?

Например, браслет из бисера будет стоить около 50 рублей (считая нить – 5 рублей/катушка, бисер – 630 рублей/0,5 кг, застежка – 20 рублей/штука [здесь и далее в расчет берется предполагаемое необходимое количество материала для изготовления одной вещи]), изготовление вязаной мягкой игрушки обойдется примерно в 350 рублей (пара спиц – 20 рублей, нитки – 150 рублей/моток (450 м), пуговицы деревянные – 50 рублей/штука, фетр – 110 рублей/кусок), пошив одной бабочки оценим примерно в 60 рублей (ткань хлопковая – 550 рублей/метр, застежка пластиковая – 30 рублей), блокнот в тканевой обложке обойдется в 250 рублей (блокнот – 80 рублей/штука, ткань – 550 рублей/метр, клей для ткани – 45 рублей/19 мл, отделочные материалы – 30 рублей).

Формирование конечной цены для потребителей зависит в первую очередь от того, как высоко вы оцениваете свою работу. Изготовление одних вещей занимает 15 минут, других – более суток (валяние, вязание, сложные плетения и росписи). Кроме того, вы надбавите в цену затраты на размещение товаров и их доставку (проще говоря, стоимость участия в маркете, пересылки по почте и т.д.).

В среднем наценка на подобные изделия составляет 300–500%, однако иногда бывает и выше. Так, приобрести бисерный браслет ручной работы в среднем можно за 180 рублей, наценка 260%; вязаные мягкие игрушки handmade стоят от 600 рублей, наценка 170%; бабочки продают по 700–900 рублей, наценка от 1000%; блокноты уходят за 500 рублей и больше, наценка – 200%.

Препятствия и трудности

Алена Краснова, администратор группы по продаже украшений из полимерной глины:

«Для молодых предпринимателей самой главной сложностью может быть отсутствие клиентов, из-за чего порой даже могут опускаться руки! Но это все поправимо, если открывать для себя новые просторы Интернета и не надеяться на что-то одно. Не стоит также ставить деньги прежде всего, ведь это лишь незначительная ценность, за которой не стоит бегать, – только когда человек это действительно понимает, они начинают сами идти к вам».

Иван Базалиев, директор магазина бабочек и галстуков «Ивáнов галстук»:

«У меня на удивление особых сложностей не было. Правда, в данный момент магазины ткани Москвы обладают практически одинаковым ассортиментом. Соответственно, чтобы делать нечто отличающееся от конкурентов, приходится заказывать ткань через Интернет. И соответственно ждать около месяца ее прихода. Но это не такая уж и сложность».

Екатерина Кладова, хозяйка магазина косметики ручной работы Zephyr :

«Трудностей много, но главное не бояться и всегда идти вперед. В самом начале все очень быстро и стремительно меняется. Мы большое внимание обращаем на качество продукции, абсолютно все проверяем на себе. Вложения нужны грамотные: мы сначала очень много мониторили, пробовали и только потом более или менее начали понимать, какие виды продвижения работают, а какие нет».

Ольга Казакова – профессиональный ремесленник, вот уже 4 года она изготавливает авторские украшения, которые продает как через группу Princessa Avenue (