Творческий проект по изобразительному искусству городской пейзаж. Проектная работа на тему "пейзаж" Исследовательский проект по изо пейзаж

Тамара Ефремова
Проект «Пейзаж»

Информационная карта проекта «Пейзаж »

Вид проекта : Групповой. Среднесрочный

Тип : исследовательски-творческий

Адресация :

Проект реализуется в рамках раздела программы «Художественное творчество»

Цель проекта :

Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие пейзажной живописи . Развивать у детей творческие способности.

Задачи :

Уточнить и расширить знания о жанре «Пейзаж » , его отличительных и составных особенностях и частях.

Учить понимать «язык изобразительного искусства» , правильно рисовать пейзаж .

Совершенствовать умение рисовать деревья, предавая их строение, леса, поля, небо, море, дома и улицы, соблюдая пропорции, особенности; технические навыки изображения природы.

Формировать умение давать эмоциональную оценку произведению, умение видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к ней через изображение пейзажа

Место проведения :

МДОУ «Детский сад №29 «Колокольчик» с. Урусово»

Сроки проведения :

Март-апрель 2015 года

Количество участников :

Дети - 7 человек

Родители

Возраст детей :

Дети старшей группы.

Возраст – 5-6 лет

Форма проведения :

НОД : рисование, лепка, аппликация

Беседы. Чтение художественной литературы. Разучивание.

Наблюдения. Описания. Слушание. Обсуждение Игры.

Продукт проекта :

Альбом «Пейзаж »

Схема реализации проекта

Раздел программы Виды детской и взрослой деятельности

Игровая деятельность Д\и «Собери пейзаж » , «Времена года» , «Части суток» , «Перспектива» , «Мозаика» , «Составь картинку» , «Что растёт в лесу?» , «Когда это бывает?» , «Явления природы» , «Природа и человек» , «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,

Нравственное воспитание Тематические занятия. Беседа «Красота вокруг нас» , «Берегите природу» , «Я и природа» .

Коллаж «Дом под крышей голубой»

Оформление фотовыставки

Познание : Формирование целостной картины мира Познавательные занятия по теме «Пейзаж » , «Как рисовать пейзаж »

Экскурсия в сад, на водоём. Наблюдения. Рассматривание картин, репродукций. Беседы по временам года

Коммуникация.

Речевое развитие Рассказывание по картине И. Шишкина «На севере диком» , И. Левитан «Золотая осень» , Соврасов «Грачи прилетели»

Описательный рассказ по картине «Зима» , «Лето» , «Осень» , Весна»

Беседа «Времена года» , «Части суток» , «У природы нет плохой погоды» , «Белая берёза»

Чтение художественной литературы Чтение стихов Е Трутневой «Четверо художников» , «Пейзаж » ,

«Незабудковое небо» А. Матутис, «Зёрнышки на небе» А. Матутис, «Деревья» И. Токмакова, С. Есенин «Белая берёза» , «Черёмуха» , «Ёлочка» О. Высотская, стихи о зиме, весне, лете, осени из сборника «От осени до лета» , «Под одною голубою…» В. Орлов

Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе.

Художественное творчество Лепка «Пластилиновая мозаика» . «Лучше гор могут быть только горы»

Аппликация «За горами, за долами» , «Цветные ладошки» , «Заснеженный дом» .

Рисование «Царство деревьев» , «Времена года» ,

«Путешествие в зимний лес» , «Где гуляет зима, что она принесла» , «Белая берёза под моим окном» , «Радуга-дуга» , «Осенний лес» , «Идет дождь» , «Зима» , «Большие и маленькие ели» , «Деревья в снегу»

Музыкальное

Разучивание песен о природе, временах года, природных явлениях.

Этапы работы над проектом

Этап Деятельность детей и родителей Деятельность воспитателя

Постановка проблемы

Подготовительный

Входят в проблему

Наблюдают. Рассматривают.

В самостоятельной деятельности изображают деревья, цветы, кустарники, небо.

Формулирует проблему

Читает рассказы и стихи о природе, загадывает загадки

2. Проектирование

Обсуждение проблемы, принятие задач Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи.

Планируют деятельность Вводит в игровую ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

3. Поиск информации

Работа над проектом

Составляют рассказы о природе, ведут диалоговую беседу.

Выбирают изобразительный материал. Составляют схему последовательности изображения пейзажа . Экспериментируют с красками в поисках цвета. Изображение пейзажа с натуры , с картины, по представлению.

Оформляют рамки для своей работы. Систематизирует знания о пейзаже . Помогает в решении задач.

Организует деятельность по решению задач. Организует работу над проектом . Оказывает помощь.

Проводит беседы, наблюдения. Предоставляет различный изобразительный материал. Ведёт вместе с детьми экспериментальную деятельность с красками.

Презентация Разучивают стихи, песни о природе.

Договариваются о защите проекта .

Представляют продукт деятельности. Помогает в оформлении альбома с работами детей и родителей.

Принимает участие в защите проекта

Продукт Альбом «Пейзаж »

Приложение :

Дидактические игры по жанру пейзажа :

Из чего состоит пейзаж (игра с картинками)

Цель : Закрепить знания детей о жанре пейзаж , его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки

на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа , обосновывать свой выбор.

Материал : Картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные, открытки

Собери пейзаж

Цель : Закрепить знания о составных элементах пейзажа , о признаках времён года.

Развивать фантазию, воображение, творческий замысел (составить композицию по заданному сюжету : зима, лето, осень, весна)

Материал : Цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озёр, облаков и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.

Жанр живописи

Цель : закрепить знания о изображении пейзажа , его признаках. Найти

Его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж .

Материал : репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж )

Времена года

Цель : Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой

гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные

карточки присущие осени, лету, весне, зиме.

Закрепить знания о классификации цвета : тёплые и холодные.

Материал : Разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов. Художественные тексты о временах года

Части суток

Цель : Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи . обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветочную карточку с которой ассоциируется та или иная часть суток

Материал : Репродукции с пейзажами , которые ярко выражают части суток. Цветные карточки (розовых, жёлтых, голубых, сиреневых, синих оттенков) . Художественные тексты о частях суток

Перспектива

Цель : Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении

Предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал : Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

Четверо художников

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Зимнее стекло

Весною потекло (лёд)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь. (горизонт)

Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь! (снег)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (солнце)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (берёза)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год) (ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём - то загрустила,

А о чём она грустит,

Ни кому не говорит. (ива)

Виден край,

А не дойдёшь. (радуга)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела.

Стала улица бела. (метель)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит … (тень)

Пробегает рощу –

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка –

Искупала пастушка. (река)

Разноцветные ворота

Га лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко, те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать? (радуга)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 Сельский пейзаж в России

3 Творчество И.И. Левитана

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Тема

2. Актуальность творческой работы

3. Цель

4. Задачи

5. Практическая значимость

6.последовательность выполнения творческой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …

В деревенской местности каждый сможет увидеть необычную ширь неба, воды и равнины. Работа в различных природных условиях дает художнику огромные возможности для создания композиций, передачи колорита, линии, рисунка, которые помогут ему раскрыть свои впечатления. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается

роль искусства - в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.

В истории развития русского пейзажного жанра всегда было заметно стремление к созданию пейзажа-картины, монументально раскрывающей целостный образ родной природы.

В.В. Стасов, вероятно, на этом и обосновал свой вывод о том, что «пейзаж является одной из лучших слав русского искусства, признанного в остальной Европе».

В послелевитановский период, даже при кратковременном увлечении некоторых русских пейзажистов импрессионизмом, ведущие реалистические основы русского пейзажного жанра оставались неколебимыми.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой природы у величайших художников-художников-пейзажистов воплощались в живописных произведениях. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины философского смысла.

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно - как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

Во все времена художники стремились к изображению природы. Пейзажисты эпохи барокко изображали на своих картинах потерянный рай, идиллические виды. Темой картин, созданных в период романтизма, часто становились воспринимаемые на подсознательном уровне явления и разрушительные силы природы.

Импрессионисты стремились к изображению первозданной красоты природы. Это заставляло Ван Гота путешествовать по Провансу и Бретани в поисках новых пейзажей, а Гогена привело на экзотический остров Таити.
Пейзаж считается сельским, если на нем изображены горы или поля. Сельские пейзажи могут изображать деревни с людьми, животными и различными постройками при условии, что все эти элементы не являются главными.
Деревни являются одной из наиболее популярных тем сельских пейзажей. Растительность великолепно сочетается с домами, изображающими деревенскую жизнь.

Пабло Пикассо часто говорил: «Всему, что я знаю, я научился в Орта-де-Эбро». Он провел молодые годы в этом небольшом испанском городке недалеко от побережья Средиземного моря, где много рисовал и писал пейзажи и портреты. Много лет спустя Пикассо вновь вернулся в эти места, чтобы написать те же пейзажи в новом, авангардистском, стиле. Сельская жизнь является неиссякаемым источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там он видит природу в ее чистейшей форме.

Картина считается сельским пейзажем, если на ней изображены поле, луг, долина или лес увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника.

Вода очень часто изображается на пейзажах как основной или как дополнительный элемент композиции. Ее присутствие создает особую чарующую атмосферу. Движение воды на пейзаже позволяет создавать отражения и передавать прозрачность новых форм, подвижных, таинственных и вызывающих определенные ассоциации. На пейзажах такого типа обычно бывают изображены реки и озера; речные пейзажи являются сельским эквивалентом морского пейзажа. На речных пейзажах художники изображают движущуюся или неподвижную воду, в которой, как в зеркале, отражаются горы и деревья, растущие по берегам (рисунок 3).

Мы привыкли принимать в расчет облики, а пейзаж движется безо всяких желаний...он весь - лицо, подавляющее и устрашающее человека величиной и необозримостью своих черт... Вновь и вновь кажется, будто природа не подозревает о том, что мы возделываем ее и пугливо используем крохотную частицу ее сил. На одних участках мы повышаем ее плодородие и душим в других местах. Мы направляем реки к нашим фабрикам, а им и дела нет до машин, приведенных в движение их водами. Мы играем с темными силами, которых не исчерпать нашими наименованиями, как дети играют с огнем...

1.2 Сельский пейзаж в России

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображающих родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев. Но, вместе с тем, в 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту пейзажного жанра прежде всего в том, с чем связано счастье и довольство человеческой жизни. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.

Несколько поколений талантливых художников-пейзажистов М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие.

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.

Интересна техника живописи художника. Мазки его живые и непринужденные. Они повторяют свойства и фактуру отдельных предметов картины, показывая их облик живым. При этом все они как бы живут по отдельности, но не могут существовать друг без друга, что до боли напоминает нам реальность. Если это береза - то мазки повторяют фактуру листьев - они положены под углом, нежно и более тонкой кистью. Если это небо, то оно прописано более широкой кистью и на нем не видны границы каждого мазка (Приложение А1). Благодаря такому приему оно кажется цельным и легким. Если это трава, то мазок в форме травинки. Несмотря на некоторое слияние мазков, к примеру, при рисовании травы, они, все равно, расположены под определенным углом, по направлению роста травы, поэтому возникает ощущение реального образа структуры и фактуры. Рисует живописец траву, ведя мазок снизу вверх, достигая максимального ощущения легкости формы. Если это здание, то статичность и монументальность его достигается широким мазком сверху вниз, по отношению к другим, косым следам кисти.

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.

Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ. «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» - говорил Исаак Левитан. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Левитан играет и с насыщенностью цветов: на переднем плане, а так же на свету они насыщенней, чем на заднем и в тени. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Он тонко может проследить каждый тон предмета в отдельности и показать правильный общий тон картины.

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.

Все картины Левитана поражают своей искренностью и красотой. Работы написаны с душой и трепетом, в каждой есть неповторимое состояние, загадка, мысль. Чехов А.П. о Левитане: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню" - серенькую, жалкенькую, затерянную.

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины "имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России". А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка".

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Презентация проекта

Сельский пейзаж

Актуальность творческой работы: Выбор темы обусловлен духовно-нравственным воспитанием младших школьников. Сельский пейзаж развивает умение видеть красоту природы сельской местности, гармонию человека и природы, желание сберечь ее красоту.

Цель: Воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное, знакомство с приемами и техникой гуашевой живописи.

Задачи:

    Развить умение правильно подобрать цвета для изображения сельского пейзажа;

    Уметь реалистически изобразить увиденное на картине;

    Уметь правильно изображать не только крупные. Но и мелкие детали композиции;

    Создавать различные колориты путем смешивания красок;

    Совершенствовать умение работать гуашью, развивать чувство композиции.

Практическая значимость: Созданная картина, изображающая сельский пейзаж может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, как наглядное пособие на уроках ИЗО или на различных выставках рисунков.

Последовательность выполнения работы:

1.Предварительный этап:

    Ознакомление с творчеством художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, Ф. Васильева)

    Изучение истории возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России

    Изучение технологии живописи гуашевыми красками.

    Выбор оборудования для работы (лист формата А3, гуашевые краски, палитра, кисточки № 5, № 6)

2. Основной этап:

    Зрительное планирование правильного расположения композиции на выбранном формате листа;

    Выполнение композиции:

    Лист бумаги располагаем горизонтально. Работу начинаем с проведения линии горизонта.

    Выполняем небо двумя цветами – светло желтым, розовым. Снег выполняем насыщено голубым.

    Прорисовываем лес на дальнем плане синим цветом.

    Дома начинаем рисовать с крупных плоскостей – темно коричневым цветом. Верхнюю часть (крыши) выполняем более светлым оттенком. Рисуем снежные шапки на крышах – светло голубым цветом, прорисовываем окна желтым цветом.


    Темно-коричневым цветом рисуем бревна, выделяем оконные рамы, рисуем тени под крышами домов и намечаем печные трубы. Прорисовываем снег на оконных рамах, торцах бревен и печных трубах. Добавляем голубых бликов на крышах, бревнах и оконных рамах.

    Крупными мазками белым цветом рисуем сугробы.

    Усиливаем тени между сугробами, синим цветом делаем легкие мазки и слегка размываем их.

    Тонкой кистью рисуем стройные стволы елей. Намечаем ветви елей. Заполняем пространство между ветвями мелкими ветками, создавая четкие контуры елей.

    Рисуем изгородь. Рисуем снег на ветвях елочек и на изгороди.

    Прорисовываем синим цветом тропинку между сугробами. Рисуем облака, солнце.

3. Заключительный этап: наложение теней, полутеней, бликов на снегу, на крыше домов, под кустами, на деревьях, облаках.

Рекомендации: Выполняя работу я хотела передать красоту природы сельской местности, чтобы каждый человек умел ее увидеть. Я надеюсь, что моя работа поможет развивать духовно-нравственное воспитание и чувство прекрасного у каждого из нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполняя работу, я узнала много нового.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В результате поставленные цели и задачи были достигнуты. Были изучены технология гуашевой живописи, история возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград. 1965.

Паустовский К.Г. "Исаак Левитан". Повесть о художнике.- М., 1937.

А.А. Федоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». - М., 1960.

Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998.

Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.

Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984.

Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.

Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.

Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.

Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

Светлана Белякова
Проект «Цветные пейзажи»

Паспорт проекта .

Вид проекта : практико-ориентированный

Время реализации : сентябрь-май

Продолжительность : долгосрочный

По количеству участников : подгрупповой

Возраст детей : 5-7 лет

Участники : дети в изостудии «Академия творчества» , родители, педагог дополнительного образования.

Руководитель проекта : педагог дополнительного образования Белякова С. А.

Актуальность : Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир. В условиях образовательного процесса в ДОУ мы укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель : Знакомить детей с пейзажной живописью , способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Задачи :

Обобщить и систематизировать представления детей об временных изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

Формировать у детей представления о пейзажной живописи ;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж , используя разнообразные изобразительные материалы;

Развивать творческие способности, эстетический вкус;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству;

Развивать мелкую моторику рук и пальцев;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат :

Закрепление знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе;

Применение сформированных умений и навыков в продуктивной деятельности;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта , в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой) ;

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Продукт проектной деятельности :

Альбом ;

Презентации по временам года;

Куклы – Барби по временам года;

Выставка рисунков.

Презентация проекта :

Презентация ФОТООТЧЕТ о проекте ;

Участие в конкурсах разного уровня;

Итоговое мероприятие : выставка рисунков «» .

(сроки) . Основные направления реализации проекта (мероприятия) .

Материалы и средства реализации проекта .

Примечания

1 этап Работа с родителями (участие в выставке, индивидуальные беседы, консультации) .

Подбор иллюстраций для презентации, материалов для изготовления кукол по временам года. Выставка «Цветные пейзажи глазами детей » .

Консультация для родителей :

- «Как организовать домашнее занятие по рисованию» .

- «Дети любят рисовать»

Проводит педагог дополнительного образования. Проявить фантазию, индивидуальность в совместном творчестве с детьми.

2 этап Работа с детьми :

Рассматривание иллюстраций, картин по временам года.

Чтение пословиц, поговорок, загадок, потешек.

Разучивание игр и упражнений по составлению пейзажа , смешиванию цветов .

Выполнение и разучивание пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики на тему «Времена года» .

Наблюдения с детьми.

Левитан «Золотая осень» , Саврасов «Грачи прилетели» , Грабарь «Февральская лазурь» . Альбом «Осенние зарисовки» , «Зимняя палитра» , «Природа весной» , «Летняя радость» .

Д/и «Составь пейзаж » , «Волшебная полянка» , «Радуга» , «Волшебный поясок» , «Цветные ладошки » .

П/и «Листопад» , «Дождик» , «Снег – снежок» ,

На прогулке за ветром, за небом, за сезонными изменениями в природе; за листопадом; за паданием снега, появлением зеленой травки, за птицами; за ветром и дождём.

О сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме в природе , беседы по рассматриванию картин, презентации.

- Продуктивная деятельность :

Рисование.

Аппликация.

«Осенняя палитра»

«Лес точно терем расписной»

«Осенние листочки»

«Зимние краски»

«Белый снег пушистый»

«Весенние переливы»

«Пробуждение природы»

«Летние краски»

«Осенние деревья»

«Падают листья»

«В зимнем лесу»

«Первоцветы »

«Разноцветье »

«Бабочки на лугу»

Педагог дополнительного образования

Совместная деятельность детей и взрослых

Компьютерная презентация.

Итоговое мероприятие альбом «Времена года в рисунках детей»

куклы-Барби по временам года

Участие в конкурсах

Фотоотчет

Демонстрация деятельности родителям.

Выставка рисунков «Цветные пейзажи глазами детей » .

Нетрадиционные техники рисования

педагог дополнительного образования, родители

Все участники проекта

Литература

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки » , М.: «Карапуз - дидактика» , 2007

2. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н. В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

3.«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008

4. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991

5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в старшей группе «Зимние пейзажи» Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в старшей группе на тему: «Зимние пейзажи» Задачи: Учить рисовать зимний пейзаж.

гра предназначена для детей 5 – 7 лет. В художественно – эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности,.

Дорогие друзья, наконец – то, весна. Выглянуло солнышко, и пригрело нас тёплыми весенними лучами. Эта пора замечательна приготовлением подарков.

I]Уважаемые коллеги, всем доброго времени суток. Совсем недавно познакомилась с "Мастер – классом для воспитателей, преподавателей ДШИ,.

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Анастасия Шаронова
Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»

Творческий проект

«Времена года »

Подготовила : Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный»

Цель : способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения .

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;

Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;

Учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции) ;

Расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства , музыки, поэзии;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве ;

Совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;

Расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) ;

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) ;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

СанПин 2.4.1.2660-10;

Закон «Об образовании ЯНАО» ;

Устав МДОУ.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Срок реализации проекта :

1 этап : организационный (сентябрь 2015г.)

3 этап : обобщающий (май 2015г.)

Гипотеза : если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов , но и самых необычных способов и средств изображения , то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей . Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве . А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев .

Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей .

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования» . Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность , содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности . Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями . Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности .

Новизна :

Синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования;

Экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности , в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно -выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).

Активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей» , оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).

Вид проекта : творческий .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;

Дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;

Используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве ;

Высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

Ожидаемый продукт :

Картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;

Выставка творческих работ ;

Уголок «Библиотека для родителей» и консультации;

Сборник стихотворений русских поэтов «Времена года » .

Этапы реализации проекта .

Три основных направления :

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности ;

Совместная деятельность со взрослым ;

Самостоятельная деятельность .

Работа проходит в форме :

Специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :

Консультаций;

Мастер-класса;

Организации уголка «Библиотека для родителей» ;

Оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года » . Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме :

Выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;

Консультаций музыкального руководителя;

Подбора музыкальных произведений на тему «Времена года » с музыкальным руководителем.

Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности .

Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность , как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года » . Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.

Литература :

Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами

Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет : Методика. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.

Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение . // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития, 2006. (Детский сад : день за днём. Практическое приложение) .