Представление средневекового человека о мире. Презентация по истории на тему "культура западной европы в средние века" Не знали минут и Год делили по церковным

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Культура Западной Европы в раннее Средневековье Учитель истории МБОУ «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы» Норкина Т.В. Презентация к уроку в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

Проблема: какова роль церкви в становлении и развитии средневековой культуры Западной Европы?

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

План урока: Представления средневекового человека о мире. Каролингское возрождение. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Литература. Развлечения.

5 слайд

Описание слайда:

1. Представления средневекового человека о мире В период раннего средневековья люди представляли себе землю по разному: в виде шара (учение Пифагора не было забыто), плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли», о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т.п.

6 слайд

Описание слайда:

Средневековые карты Иерусалим- «пуп» Земли! На картах как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был распят Иисус Христос и Иерусалим считался «пупом» Земли.

7 слайд

Описание слайда:

В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п. Обитатели далеких стран. Средневековая миниатюра. В первые столетия средневековья не многие выезжали за пределы своей сельской округи. В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п.

8 слайд

Описание слайда:

Почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта Как вы думаете почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта

9 слайд

Описание слайда:

Время Водяные часы Солнечные часы Песочные часы Времяисчисление: Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы., водяные или песочные часы. Сутки делились на день и ночь. Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов. День-светел и добр.

10 слайд

Описание слайда:

Подъем культуры во времена правления Карла Великого Карл Великий. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер. 2. Каролингское возрождение Каролингское возрождение-подъем культуры во времена правления Карла Великого.

11 слайд

Описание слайда:

1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса». миниатюра Карл Великий 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Сообщение ученика об Алкуине.

12 слайд

Описание слайда:

3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки Дворец Карла Великого в Аахене был построен в VIII веке н.э. 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия»-где Карл, аго семья и придворные обсуждали произведения античных авторов и современные хроники и биографии. Сам император знал языки покоренных народов и пытался научиться писать. 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки.

13 слайд

Описание слайда:

Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?

14 слайд

Описание слайда:

Открывались школы при соборах и монастырях Обучение на латинском языке Обучались только мальчики Не было деления на классы Главный учебник-Библия 3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказывал открывать школы при монастырях и соборах, где обучались только мальчики без деления на классы и по возрасту. Обучение велось на латинском языке, хотя на нем уже давно не говорили. Главной книгой в обучении была Библия(Старый и Новый завет).

15 слайд

Описание слайда:

«Тривиум» «Квадривиум» Грамматика; Риторика; Диалектика; Арифметика; Геометрия; Астрономия; Музыка. Богословие «Царица наук» «Семь свободных искусств»: «ТРИВИУМ»: Грамматика, Риторика, Диалектика «Квадривиум»: Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка

16 слайд

Описание слайда:

Пергамент - специально обработанная кожа молодых телят или ягнят. 4. Искусство рукописной книги При Карле количество образованных людей быстро возрастало. При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около 1-года, поэтому они представляли огромную ценность. Книга приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.

17 слайд

Описание слайда:

Средневековый Часослов. Над книгой трудилось много людей- переписчики и художники. Каждый из них делал свою часть-текст, инициалы, заставки, миниатюры.

18 слайд

Описание слайда:

Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга бы-ла настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров. Вместо тростниковых перьев писать стали перьями птиц. Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга была настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.

19 слайд

Описание слайда:

Жития святых Сцены из жития св. Иеронима (создание Вульгаты). Библия Вивиана. 845 г. Париж, Национальная библиотека. Произведения в которых рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям. 5. Литература В средневековой литературе основным жанром была религиозная литература-евангелия и Жития святых. В житиях рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям.

20 слайд

Описание слайда:

II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов» Карл Мартелл (Молот) - Спаситель Запада (гравюра из Всемирной хроники Г.Шеделя) II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов»

Cлайд 1

Cлайд 2

План урока Представления средневекового человека о мире Каролингское Возрождение «Семь свободных искусств» Искусство рукописной книги Литература «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»

Cлайд 3

1. Представления средневекового человека о мире В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

Cлайд 4

1. Представления средневекового человека о мире Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Мир по представлению Геродота Мир по средневековым представлениям

Cлайд 5

1. Представления средневекового человека о мире В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени). Песочные и водяные часы Солнечные часы

Cлайд 6

1. Представления средневекового человека о мире Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

Cлайд 7

1. Представления средневекового человека о мире Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

Cлайд 8

2. Каролингское Возрождение Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

Cлайд 9

2. Каролингское Возрождение При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

Cлайд 10

2. Каролингское Возрождение Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

Cлайд 11

3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

Cлайд 12

3. «Семь свободных искусств» В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

Cлайд 13

3. «Семь свободных искусств» Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

Cлайд 14

4. Искусство рукописной книги В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Книга раннего средневековья

Cлайд 15

4. Искусство рукописной книги Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.


1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.


1. Представления средневекового человека о мире. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.


1. Представления средневекового человека о мире. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Индийский океан в Средние века считался замкнутым.


1. Представления средневекового человека о мире. Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.


1. Представления средневекового человека о мире. В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы - таковы были солнечные часы. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. месяц обновления.


1. Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Ночь - это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам. День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах


2. Каролингское Возрождение. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран - Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.


3. «Семь свободных искусств». Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.


3. «Семь свободных искусств». Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.


4. Искусство рукописной книги. В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.


5. Литература. Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.


5. Литература. С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени - от Рождества Христова. Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю». В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.

  • Средние века
Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Что такое « Каролингское Возрождение»
  • Что такое « Семь свободных наук»,
  • Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
  • Познакомимся с искусством жонглёров.
  • Сегодня вы узнаете:
Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Хранилище письменных исторических источников.
  • « Ведущие за собой войска».
  • Проверяем домашнее задание:
4. Постоянные военные отряды.
  • 4. Постоянные военные отряды.
  • 5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
  • 6. Специальное поселение монахов.
  • Проверяем домашнее задание:
7. Столовая в монастыре.
  • 7. Столовая в монастыре.
  • 8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
  • Проверяем домашнее задание:
9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 10. Почётное или воинское звание.
  • Проверяем домашнее задание:
11. Война между феодалами.
  • 11. Война между феодалами.
  • 12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
  • Проверяем домашнее задание:
13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
  • Проверяем домашнее задание:
  • 15. Посланцы папы для распространения христианства.
  • Проверяем домашнее задание:
Средние века. 9. Карл
  • Средние века. 9. Карл
  • Архив. 10. Титул
  • Герцог 11. Междоусобные
  • Дружина 12. Феодальная лестница
  • Хлодвиг 13. Придворные
  • Монастыри 14. Круглый стол
  • Трапезная 15.Миссионеры
  • Проверяем домашнее задание:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Каролингское Возрождение.
  • « Семь свободных искусств».
  • Искусство рукописной книги.
  • Литература.
  • Жонглёры.
  • Работаем по плану:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Почему люди имели незначительные
  • представления о мире?
  • Низкий уровень развития науки и техники.
  • Изолированная жизнь в деревнях
  • и замках.
  • 3. Развитие народа, стран, окружающего мира
  • было проникнуто верой в Страшный суд,
  • где только Творец будет судить и живых,
  • и мёртвых
Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Пифагор
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Фалес Милетский
  • Древнегреческий учёный
  • Фалес представлял Землю
  • в виде диска, покрытого небом ,
  • как колпаком, а по небу
  • двигаются Солнце, Луна и
  • пять известных планет.
Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • «Пуп Земли» в
  • Иерусалиме
  • «Пуп Земли» в
  • Дельфах
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Карта XI века
Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Обитатели далёких стран.
  • Средневековая
  • миниатюра
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
  • Солнечные часы в
  • древности
Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные часы,
  • XI век
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Песочные часы
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Как на ваш взгляд
  • в Средние века люди
  • объясняли смену времён года?
Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
  • Каролингское Возрождение.
  • Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
  • Храбан Мавр (слева) и
  • Алкуин (в центре)
  • Каролингское Возрождение
  • Оно наблюдалось в различных
  • областях:
  • в образовании
  • в архитектуре
  • в литературе
При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл строил во многих
  • городах каменные дворцы
  • и церкви. Сохранилась лишь
  • здание Ахенской капеллы.
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • « Семь свободных искусств»
  • Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • Исидор Севильский
  • « Семь свободных искусств»
  • Особенности соборных школ.
  • Дети учились вместе с юношами
  • Деление по возрасту не было.
  • Обучение шло на латинском языке.
  • Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
  • « Семь свободных искусств»
  • Тривиум
  • Квадриум
  • Грамматика
  • Риторика
  • Диалектика
  • Арифметика
  • Геометрия
  • Астрономия
  • Музыка
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
  • Искусство рукописной книги
  • В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Искусство рукописной книги
  • Изготовление
  • пергамента
Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Искусство рукописной книги
Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Мозаика
  • Искусство рукописной книги
Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Искусство рукописной книги
  • тростниковый стержень
  • птичьи перья
На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • Искусство рукописной книги
Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Святые на небесах,
  • Размещённые по
  • своей святости
  • Литература
Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Литература
Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • « Песнь о Нибелунгах»
  • Литература
  • « Песнь о Роланде»
  • Литература
  • гибель Роланда
В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • Жонглёры
Вопросы на стр. 54
  • Вопросы на стр. 54
  • Подведём итог урока.
  • Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
  • Домашнее задание.
В работе использованы ресурсы:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kapitolinischer_Pythagoras.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D0%BF_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SuSongClock1.JPG
  • Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверская область Бельский район

Культура Западной Европы в XI – XV вв. Образование и философия 1.Представления людей о мире 2.Средневековые университеты 3.Схоластика – новая религиозная философия Средневековая литература и искусство 1.Рыцарская литература 2.Городская литература 3.Данте Алигьери – самый великий поэт Средневековья 4.Архитектура. Архитектурные стили 5. Скульптура 6.Живопись




Карта, составленная до походов Христофора Колумба (гг.) Карта, составленная до похода Васко да Гамы (1497 – 1499 гг.)


Средневековые университеты XII век – появление первых университетов в Европе Корпорация – обособленная группа людей, занимающихся определенным общим делом, живущих соответствующим образом, подчиняющихся особым правилам и распорядкам Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. «студере» - усердно заниматься)


Ректор – глава университета, избираемый преподавателями и студентами Факультет – объединение преподавателей по предметам Декан – глава факультета Землячества – объединения студентов из одной Страны Формы обучения: лекции (с лат. – чтение) и диспуты Диспут – словесный поединок, состязание в знаниях и красноречии по определенному вопросу Обучение велось на латинском языке


XI – XIII в – расцвет схоластики Схоластика – религиозная философия, стремящаяся понять Бога и мир при помощи логических рассуждений Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.) – логически доказали существование Бога Пьер Абеляр – философ-схоласт XII в. Утверждал: «Нужно понимать, чтобы верить» Бернар Клервоский – идейный противник Абеляра, знаменитый мистик. Утверждал: «Нужно верить, а не рассуждать» Рационализм – направление средневековой мысли: опора на разум Мистицизм (мистика)– опора на сверхъестественные силы


«Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма богословия» - книга, объединившая все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем, в которой была создана картина христианской Вселенной и показано, что у каждой её «детали» есть свое место и с воя роль, предначертанные Богом




Рыцарская литература XI в. – возникновение на юге Франции, в Провансе Трубадуры – поэты-певцы из южной Франции, среди которых встречались короли, знатные феодалы, женщины, много рыцарей Труверы и миннезингеры рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, Германии Образ идеального рыцаря: смелый, великодушный, справедливый, изящный, вежливый и привлекательный. Воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне «Тристан и Изольда»


Городская литература XII в – начало расцвета городской литературы Главные герои коротких рассказов, стихов, басен – ловкий и хитрый бюргер или веселый и находчивый крестьянин, которые оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов Вагант (от лат. – бродяга) – школяр или студент, кочевавший по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей «Роман о Лисе»


Данте Алигьери () «Божественная комедия» - величайшее произведение Данте, написанное в стихах, описание путешествия в загробное царство в сопровождении великого римского поэта Виргилия и прекрасной Беатриче.