«Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»). «А зори здесь тихие» (Сочинение в форме рецензии) Васильев а зори здесь тихие проблематика

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Примеры совести из жизни

    Совесть - это «практическое суждение разума об отдельном поступке как о добре и его совершении, или как зле, которого следует избегать» (Гленн, 1930). Следовательно, человек должен предпочитать поступать правильно

  • Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза Островского сочинение

    Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть

  • Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история

    В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга.

  • Жизнь Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына (история Матрены)

    У каждого человека своя судьба и своя история в жизни. Кто-то живёт легко и удачно, у него всё легко складывается, а кто-то идёт по жизни, постоянно преодолевая какие-то трудности.

  • Бути справжньою людиною - це горде звання для кожного з нас. Але не кожен достойний цього високого титулу. Людина – істота соціальна, тобто існувати без суспільства вона не може. І важливо залишатися людиною в будь-яких обставинах та в будь-якому оточенні

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«А зори здесь тихие...» - грустная и одновременно жизнеутверждающая повесть о героизме женщин на войне. Борис Васильев опубликовал ее впервые в 1969 году. И с того времени она волнует сердца многих читателей. А снятые фильмы по мотивам произведения умножают популярность истории.

Как же возникла идея написать повесть «А зори здесь тихие»? Автор рассказывал, что его вдохновила настоящая история отважных солдат, которые отстояли охраняемый пункт, участок железной дороге в Кирове, не дав совершить там диверсию немцам. Васильев взял за основу настоящий случай, но изменил героев. Отважными зенитчиками он сделал молодых девушек. Это существенно изменяло взгляд на событие. Ведь героизмом молодых ребят уже было никого не удивить, а вот отвага девушек была чем-то новым.

Анализ произведения стоит начинать с трактовки названия. «А зори здесь тихие» - на первый взгляд простое, но очень емкое название. Автор называет звезды зорями, обращаясь к народному творчеству. Эпитет «тихие зори» говорит о мирном спокойном небе, не совместимом с войной. Именно за это и борются главные герои – за мирные, тихие зори здесь, на Родине.

Тема повести: рассказ о подвиге пятерых молодых девушек, которые под руководством сержанта, выполнили важное задание во время Второй мировой войны. И хотя у «войны не женское лицо», они доказали, что и женщины могут ей противостоять.

Идея повести: показать великую душу людей, способных пожертвовать собой ради мирной жизни других. Писатель неспроста создает образы молодых героинь. Ведь их жертва особенно трогательная. Они еще сами не успели пожить, но уже вынуждены принимать тяжелые решения.

Создав женские образы, автор смог более ярко показать результаты войны. Свой идейный посыл он вкладывает в раздумья сержанта о гибели одной из зенитчиц: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Так Васильев показывает, что война разрушает не отдельные жизни, а прерывает целые роды.

В повести очень яркая галерея образов. Главный мужской образ – старшина взвода . Ему 32 года, но уже успел многое пережить: уход жены, потерю сына. Он изображен человеком с сильным характером. Но из-за малообразованности герой не умел красиво выражать свои чувства. Поэтому его часто считали грубым, хотя в душе он таил много прекрасного.

В повести пять главных женских образов. Несмотря на объединяющую всех молодость и род занятия, все они очень разные по характеру.

Показана нежной, но волевой женщиной. Ее главная отличительная черта – душевная красота. Пожалуй, эта героиня является самой бесстрашной, потому что она не просто женщина, а уже молодая мать.

– одна из самых запоминающихся героинь. В ее внешности еще проглядывалось детство – беспечное и прекрасное. Она была красивой, озорной, артистичной. Последнее помогло ей с блеском разыграть перед немцами сцену беспечного купания в воде. Но, на первый взгляд, беззаботная девушка имела много душевных ран. Женя совершила подвиг, пытаясь спасти других девушек. Но до конца она не могла поверить, что погибает, ведь это так глупо, когда тебе всего девятнадцать лет.

Тема. «Война - не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель

системы образов;

завоевано счастье победы.

Оборудования

Эпиграф к уроку

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Разве хотела ты нашей смерти,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое -

Горе твое - это наше горе,

Правда твоя - это наша правда,

Слава твоя - это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова - реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

(чтение эпиграфа урока)

II

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова - яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной - в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной - это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак - способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной - гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой - «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич - дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак - неосуществленные фантазии.

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков - добросовестных работников, и в военной тоже.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него - «эх, вояки!», а он - «пенек замшевый».,

IV. Итог урока.

Войны - будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень - турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война - не женское дело.

Просмотр содержимого документа
««Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)»

Тема. «Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

Цель : познакомить с биографией и творчеством Б.Л. Васильева;

расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига, о

формах его проявления, о путях человека к подвигу;

закрепить навык анализа образа персонажа (характера);

уметь вместе с учащимися выбирать, отбирать материалы для анализа

системы образов;

воспитание у учащихся чувства патриотизма, постижение какой ценой

завоевано счастье победы.

Оборудования : проигрыватель, грамзапись с песней «За того парня»;

портрет Васильева, выставка книг.

Эпиграф к уроку

Подружки, сестры наши, медсестрички,

Что шли на смерть и повстречались с ней,

В разных краях иль на чужой сторонке…

А. Твардовский, 1965.

Ход урока

Под музыку «За того парня» звучит стихотворение Р. Рождественского «Реквием»

Разве погибнуть ты нам завещала,

Жизнь обещала, любовь обещала,

Разве для смерти рождаются дети,

Разве хотела ты нашей смерти,

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»-

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое –

Горе твое – это наше горе,

Правда твоя – это наша правда,

Слава твоя – это наша слава,

I . Слово учителя.

А что такое война? (война – это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова – реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

И накануне 70-летия его дня Победы хочется низко поклониться перед женщинами, державших на своих плечах тыл, сохранивших детишек и защищавших страну вместе с мужчинами.

Сегодняшний урок мы посвящаем таким женщинам, которые наравне с мужчинами приближали победу.

(чтение эпиграфа урока)

Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятно военных лет.

Вы прочитали замечательную повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Давайте поговорим о своеобразии этого произведения.

II . Биография Б.Л.Васильева. Выступление учащейся.

Борис Львович Васильев родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Летом 1941, через две недели после начала войны, прямо со школьной скамьи добровольцем ушёл на фронт. В 1943 г., выздоровив после тяжелого ранения, Васильев поступил в Академию бронетанковых войск и получил специальность военного инженера.

Однако тяга к творчеству, желание рассказать об увиденном и пережитом на войне заставила его переменить профессию.

Печататься он начал с 1954 г., но широкая известность пришла к писателю в 1970 году, иногда в ж. «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие..» вслед за этой повестью Б.Л. Васильев создает ряд произведений, посвященных мирной жизни. Из них наибольшим успехом пользуется у читателей повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), утверждающая непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле. К теме В.О. войны вернулся в романе «В списках не значился» (1974). Одно из последних произведений роман о довоенной школе.

Итак, повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Для осмысления произведения, для анализа нам помогут вопросы, записанные на доске.

Ш. Анализ произведения «А зори здесь тихие».

1) Как вы понимаете название повести? (На протяжении повести подчеркивается, что в лесу стояла тишина. А зори здесь тихие. В повести нет ожесточенной борьбы, бомбежки, а лишь проходят перестрелки. Васильев хотел дать понять, что, чтобы зори всегда были тихими, красота природы никого не трогает, все силы отданы борьбе.)

(инсценировка эпизода)

2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова – яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак – способность преображать действительность, неуемность фантазии)

У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной – гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич – дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно возрастает емкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. Каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

Что общего заключено во всех девушках-зенитчицах. В чём оно? (В повести поэтизируется женственность, обаяние молодых героинь.

С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, как девушки налаживают отношения между собой, порой нарушают субординацию, единодушно пытаются саботировать распоряжения «сухаря Васкова». С горечью Васильев подчеркивает, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. (противоречие в том, когда, например, Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства «всю ночь его трясло».

Такие же качества испытывает Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врача прикладом «по живой голове», хотя и у Риты и Жени есть свой счет к фашистам.

Объединяет всех героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали пять девушек с трехлинейками. Они делают все, чтобы остановить врага, не жалеют жизней своих.)

5) Можно ли назвать «героической» гибель каждой из девушек? (Каждого из нас потрясла смерть всех девчат, защемило сердце о каждой.(анализ сцены гибели Ж. Комельковой, Риты Осяниной, Л. Бричкиной). Васков прощается с девушками, подводя горестные итоги, нерасторженно соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

Подвиг каждой из героинь становится значительным от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные, хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают защищая ценой своих жизней свободу и будущее своей Родины.

6) Какое представление о героизме и подвиге в В.О. войне дается в повести? (Раздумья автора и главного героя о несовместимости с войной женщины, в которой самой природой ненависть к убийству заложена, о той утрате, которую несёт жизнь и гибелью женщины, будущей матери, что могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества».)

7) Как изменяются на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора?

Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков – добросовестных работников, и в военной тоже.

Васков опекает бойцов, добивается исполнения устава, заботится о порядке.

Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него – «эх, вояки!», а он – «пенек замшевый».,

Впечатление о красоте Ж. Комельковой он говорит: « Неимоверной силы глаз как 152 мм. пушка-гоубица»)

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в которой раскрывается характер Васкова.

Узнавая девушек-бойцов он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них. сроднившись с девушками общей бедой, утратами, желанием победить, он говорит: «Какая же я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат.» Так в бою расправляется душа сурового Васкова. Девушки проникаются уважением к нему. Васков-исполнитель, но в ситуации, в которой оказался, потребовал от него умения самостоятельно решать, принимать решения. (зачитать стр.9.)

Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Ж. Комелькова, Р. Осянина, Л. Бричкина,Г. Четвертак, Соня Гурвич каждая могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям….. Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, прожить свои собственные жизни.

IV. Итог урока.

«Какой бы были мы красивой парой,

Мой милый, если б не было войны».

Войны – будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

(Ученица читает стихотворение собственного сочинения)

А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень – турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война – не женское дело.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование. Портрет писателя; выставка его книг; иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе» Родина – мать зовет», стенды «Ради жизни на земле», «Женщина и война».

Подготовительная работа.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовиться к пересказу биографии писателя.
  3. Написать отзыв о книге.
  4. Нарисовать иллюстрации к повести.
  5. Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель. С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

(Читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»)

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.

б) сообщения учащихся о повести. 1-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

3) 2-й ученик

Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

1-я ученица. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я ученица:

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я ученица.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я ученица.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я ученица.

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Учитель. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям. Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

2-й ученик. Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Учитель. Почему же все девушки в повести погибают?

3-й ученик. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

3. Обобщение учителя. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.