Розенбаум награды. Наиболее известные песни. Поэт, который лечит души

Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум . Народному артисту исполнилось 65 лет.

АиФ.ru приводит биографию популярного барда.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой .

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Александр Розенбаум в детстве. Фото: www.globallookpress.com

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе , а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин , у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.

По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум, 1989 год. Фото: www.globallookpress.com

В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

Фото: www.globallookpress.com

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными ). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Фото: www.globallookpress.com

Семья

Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.

Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки .

Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.

Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).

Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).

Внук — Андрей (род. февраль 2014).

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

  1. «Домашний концерт» (1981)
  2. «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
  3. «Посвящение посвящающим» (1983)
  4. «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
  5. «Концерт в Воркуте» (1984)
  6. «Эпитафия» (1986)
  7. «Мои дворы» (1986)
  8. «Нарисуйте мне дом» (1987)
  9. «Дорога длиною в жизнь» (1987)
  10. «Концерт на ЛОМО» (1987)
  11. «Нью-Йоркский концерт» (1987)
  12. «Казачьи песни» (1988)
  13. «Анафема» (1988)
  14. «Гоп-стоп» (1993)
  15. «Ностальгия» (1994)
  16. «Горячая десятка» (1994)
  17. «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
  18. «Розовый жемчуг» (август - ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
  19. «На плантациях любви» (март - май 1996)
  20. «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
  21. «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
  22. «Июльская жара» (ноябрь 1997)
  23. «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
  24. «Настоящий солдат» (апрель 2001)
  25. «Старая гитара» (2001)
  26. «Странная жизнь» (2003)
  27. «Я вижу свет» (июль - август 2005)
  28. «Попутчики» (2007)
  29. «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
  30. «Рубашка нараспашку» (май - июнь 2010)
  31. «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом )
  32. «Метафизика» (запись 2014-2015; релиз 11 декабря 2015)

Актёрские работы

  • 1985 — Начни сначала — камео
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессонница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин )
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
  • 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео

В конце восьмидесятых годов в кинотеатрах Советского Союза был показан фильм "Друг" с Сергеем Шакуровым и Василием Ливановым в главных ролях. В ленте представлена история дружеских отношений клинического алкоголика и его собаки, которая обладает даром человеческой речи. Музыку к этому фильму написал малоизвестный тогда среди широкой общественности Александр Розенбаум.

Среди пяти песен, написанных композитором для этого фильма, была и песня «Вальс-бостон», благодаря которой Александр Яковлевич сразу же приобрёл всенародную популярность. Фильм был впоследствии незаслуженно забыт. Сейчас о нём могут вспомнить только некоторые знатоки отечественного кинематографа. А песня до сих пор не перестаёт быть одной из самых популярных в своём жанре.

Первые шаги

А между тем, творческая биография Александра Розенбаума началась задолго до появления его песен в кино. Музыку он начал писать ещё в конце шестидесятых. Первые его опыты были песнями о любви и о любимом городе - Ленинграде. Затем появились стилизации под городской романс и блатные песни. Эта тематика была навеяна музыканту сборником «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен был посвящен врачебной деятельности, так как трудовая биография Розенбаума начиналась с работы врачом скорой помощи. Еще будучи студентом медицинского института в Ленинграде, куда он поступил в 1968 году, решив пойти по стопам родителей, он участвовал в нескольких самодеятельных эстрадных ансамблях. Уже первокурсником он получил награду киевского конкурса авторов-исполнителей за одну из своих песен. Также Розенбаум писал песни для различных студенческих вечеров. Окончив институт по специальности врач-реаниматолог, Александр поступил в джазовое училище, где изучал курс аранжировки. Этим фактом объясняется довольно изысканная «джазовая» гармония некоторых из его песен, в частности «Вальса-бостона». Параллельно с обучением в училище (на вечернем отделении) он продолжал медицинскую деятельность.

Выбор между медициной и музыкой

Как-то музыкант признался, что в биографии Александра Розенбаума как поэта важнейшую роль сыграла его врачебная практика. Благодаря работе в скорой помощи, постоянному общению с разными людьми, постоянной борьбе за их жизни и наблюдению за людьми, находящимися в тяжёлых жизненных ситуациях, а порою на грани жизни и смерти, Александру Яковлевичу пришлось в совершенстве изучить особенности человеческой натуры, что проявилось позже в его песенных стихах. Некоторые из его ранних песен даже написаны были во время рабочих перерывов.

К началу восьмидесятых годов в биографии Розенбаума настал момент, когда ему пришлось сделать выбор между медициной и творчеством - двумя его жизненными призваниями. Александр Яковлевич отдал предпочтение музыке. Хотя сам он любит повторять, что не бывает бывших врачей.

Начиная с 1980-го года он выступает в составе нескольких профессиональных эстрадных ансамблей. Дебютом в сольной карьере можно считать концерт в Доме культуры Министерства Внутренних Дел в 1983-м году. Примерно в это же время появились первые магнитофонные записи артиста, в числе которых следует отдельно упомянуть совместные альбомы с братьями Жемчужными, которые известны своим сотрудничеством со знаменитым шансонье Аркадием Северным. Позже Розенбаум создал собственный театр-студию.

Личная жизнь Розенбаума

В биографии артиста нельзя пройти мимо такой важной темы как семейная жизнь.

Женился Александр рано. Но его семейный союз с первой супругой просуществовал меньше года. Второй раз Розенбаум женился в 1975 году. Со второй женой он учился в одной группе в медицинском институте. Через год после свадьбы у них родился ребёнок. Девочку назвали Анной.

Сейчас она с мужем живёт в Израиле, где работает переводчиком. У Александра Яковлевича на данный момент четыре внука.

Родители Александра, как уже говорилось ранее, были медиками. Специальность отца - уролог, а матери - акушер-гинеколог. Раннее детство будущего артиста прошло в Восточном Казахстане, где отец служил главврачом городской больницы. Затем семья в полном составе переехала в Ленинград, где Александр учился в школе, занимавшей здание, в котором до революции был В старших классах перешёл в другую школу, где углубленно изучал французский язык. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. По соседству с его бабушкой проживал популярный в те времена гитарист - Александр Минин, который и преподал юному Розенбауму первые уроки игры на семиструнной гитаре.

Важной деталью биографии Розенбаума является то, что в своей профессиональной деятельности он использует шестиструнную гитару, которая настроена как семиструнная, только без пятой струны. Его личная коллекция гитар состоит из более, чем пятнадцати инструментов. В краткой биографии Александра Розенбаума, которая приводится в данной статье, нельзя не упомянуть ещё об одном немаловажном событии, оставившем след в творчестве поэта-песенника. В 1980-е годы он несколько раз побывал в Афганистане, где выступал с концертами для бойцов. Позже несколько песен Розенбаум посвятил Афганской войне.

Одна из «афганских» песен - «В горах Афгани» была написана до того, как автор побывал на передовой. Впоследствии эта композиция была «забракована» самим Александром Яковлевичем за недостоверность представленной в ней информации.

Характеристика творчества

В этой краткой биографии Розенбаума немаловажно упомянуть, что сам автор никогда не составлял из своих песен и стихов никаких тематических циклов. Однако в его творчестве выделяют следующие темы, к которым он обращался наиболее часто: Санкт-Петербург (как любимый город автора), советская история первой половины двадцатого столетия, казачьи и блатные песни, композиции о медицинской службе, войне в Афганистане, а также песни про Великую Отечественную войну. В творческой биографии Розенбаума личная привязанность к теме войны отчётливо прослеживается.

"Метафизика"

Последний на данный момент альбом в творческой биографии Александра Розенбаума носит название «Метафизика».

Любителям авторской песни звучание альбома может показаться слегка неожиданным. Дать однозначное определение стилю нового релиза сложно. Песни, казалось бы, очень похожие по своей мелодике на «классического» Розенбаума, представлены здесь в аранжировках, более характерных для музыки отечественных рок-групп. Из многочисленных рецензий на этот альбом можно узнать, что запись проходила в студии группы «Алиса» при участии музыкантов этого коллектива.

Розенбаум в стиле рок

Жанр рок-музыки не нов для творческой биографии Розенбаума, ведь его исполнительская деятельность начиналась в различных группах, таких как «Аргонавты».

Свою любовь к року Александр Яковлевич периодически выражал то в интервью, говоря, что считает Битлз посланниками Господа, то организуя московский концерт одного из отцов рок-н-ролла, Чака Берри, то посвящая песню «Чак-рок-Берри» всё тому же великому музыканту.

Александр Розенбаум о жанре, в котором выступает

Сам музыкант часто выказывал своё недовольство, когда какой-нибудь журналист называл его бардом, говоря, что не принадлежит ни к какому конкретному музыкальному жанру, а работает в стиле «Розенбаум». На вопрос о музыке, на которой он был воспитан, Александр Яковлевич тоже не даёт однозначного ответа, говоря, что его музыкальные пристрастия всегда имели довольно широкий диапазон - от симфонической музыки до дворовых песен. Безусловно, в этот спектр входил и рок. Просто начало творческой биографии Розенбаума пришлось на расцвет эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей. Не захотев идти в общем строю, Александр Яковлевич избрал для себя путь сольного исполнителя под гитару. Теперь же он говорит о возвращении к своим корням. Сам он объясняет причину этого возвращения тем, что в данный момент ощущается недостаток именно такой музыки на нашей эстраде.

В заключение

Рассмотрев страницы творческой биографии и личной жизни Александра Розенбаума, можно сделать вывод о том, что Александр Яковлевич - человек, полностью реализовавшийся в обеих сферах.

Но и сейчас, находясь в солидном возрасте, он не собирается почивать на лаврах и, то и дело, радует своих многочисленных поклонников новыми экспериментами. Все ли слушатели готовы к этим экспериментам - это уже другой вопрос. Но в любом случае на концертах Розенбаум всегда уделяет внимание как песням, давно знакомым и любимым публикой, так и новому репертуару. Так что поводов для печали нет! И новые поклонники музыканта, и умудрённые сединами давние почитатели его таланта всегда смогут найти для себя что-нибудь интересное в его живых выступлениях. Остаётся только радоваться тому, что талант Александра Яковлевича Розенбаума оказался столь многогранным.

Его отец Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы, а мать Софья - акушером-гинекологом. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

С пятилетнего возраста Александр стал заниматься музыкой. Сначала он учился в школе 209, а последние классы проучился в школе с углубленным изучением французского языка. Также он окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки, где его учителями стали Лариса Иоффе и Мария Глушенко.

Азам игры на гитаре его обучил сосед его бабушки, известный гитарист Михаил Минин. Также Розембаум с малых лет участвовал в самодеятельности. После школы он также окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

Музыкального опыта будущий артист набирался, играя для своих друзей и в дворовых компаниях. Помимо музыки, Александр занимался фигурным катанием, а с 12 лет был записан в секцию бокса "Трудовые резервы".

С 1968 по 1974 год Розембаум учился в Первом медицинском институте. Получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации анестезиологии и реаниматологии, он устроился работать в скорую помощь. В свободное от дежурств время, он занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Во время учебы он начал писать песни, которые использовались для капустников, студенческих спектаклей, ВИА и рок-групп.

В 1980 году он решил посвятить себя музыкальной карьере. Поначалу он играл в группа: "Адмиралтейство", "Аргонавты", ВИА "Шестеро молодых", "Пульс" (под псевдонимом Аяров) и "А. Я. Розенбаум". Сольную деятельность он начал в 1983 году, также он стал руководителем театра-студии "Творческая мастерская Александра Розенбаума".

Его первые песни были посвящены любви, войне и родном городу - это "Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета", "Звездопад", "Дай мне минуту", "Песня о Ленинграде". Со временем Розембаум стал исполнять песни в жанре шансон. Всего на счета автора и исполнителя 31 музыкальный альбом.


Личная жизнь

У них есть дочь Анн 1976 года рождения а и внуки Дэвид и Александр.

Интересные факты

Совладелец сети пивных "Толстый Фраер" города Санкт-Петербурга

О нем сняты фильмы "Мужчины не плачут" (2010) и "Мой удивительный сон…" (2011)

У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар

Играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны

Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custom Balladeer 1755 (черный лак, перламутровые колки, механизмы - хром)

Свою песню "Лаки" посвятил своему умершему бультерьеру

В 2000 году ему присвоено звание полковника медицинской службы запаса

Обладатель первого в России паспорта нового образца с номером 13. Номер присвоен по его просьбе, как счастливый для него


Дискография

1981 - Домашний концерт

1982 - Памяти Аркадия Северного

1983 - Посвящение посвящающим

1982 - Новые песни (совместно с Братьями Жемчужными)

1984 - Концерт в Воркуте

1986 - Эпитафия

1986 - Мои дворы

1987 - Нарисуйте мне дом

1987 - Дорога длиною в жизнь

1987 - Концерт на ЛОМО

1987 - Нью-Йоркский концерт

1988 - Казачьи песни

1988 - Анафема

1993 - Гоп-стоп

1994 - Ностальгия

1994 - Горячая десятка

1994 - Вялотекущая шизофрения

1995 - Розовый жемчуг (совместно с Братьями Жемчужными)

1996 - На плантациях любви

1996 - Концерт в день рождения

1997 - Возвращение на Арго

1999 - Транссибирская магистраль

БИОГРАФИЯ
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении “какого-то эмигранта”? Или купили пластинку “Эпитафия” пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: “Вальс-бостон”, “Нарисуйте мне дом”, “Казачья”, “Есаул”, “Утиная охота”, “Вещая судьба”, “Налетела грусть”, “Бабий Яр”, “Черный тюльпан” и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.

До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. “Нельзя обмануть народ” - поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.

Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.

Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.

В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: “Саша - исключительный”.

С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: “Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает”.

В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. “Эту школу закончили мои родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой”.

Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу “Трудовые резервы”. “Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг”.

Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. “Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним”. Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в “Ленконцерте”.

Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.

Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. “… не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:”. Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом “за зрительские симпатии”.

В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный “хвост”, оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.

Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.

Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.

Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: “Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его”. И еще: “То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло”.

В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.

Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел “Рок”).

Ему всегда, как он признавался, “хотелось быть лучшим в своем деле”. У врача было “было все в порядке, пока песня являлась хобби”. А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать”. И неизбежно “почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом”.

Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.

(Материал составлен по книге Софьи Хентовой
“Александр Розенбаум: сила песни”)

Инструменты гитара, фортепиано Жанры эстрада , джаз , романс , авторская песня , рок , шансон Псевдонимы АЯРов Коллективы Награды www.rozenbaum.ru Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (род. 13 сентября , Ленинград , СССР) - советский и российский автор-исполнитель , поэт, музыкант и композитор , Заслуженный артист РФ () , Народный артист РФ () .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Александр Розенбаум - Лучшие песни TOP 10

    ✪ Александр Розенбаум. Лучшее

    ✪ Александр РОЗЕНБАУМ - ЛУЧШИЕ ПЕСНИ /ВИДЕОАЛЬБОМ/

    ✪ Подмосковное танго - Александр Розенбаум

    ✪ Александра Розенбаум - Мечта блатного поэта

    Субтитры

Биография

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан , в город Зыряновск , где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум .

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте . Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам , участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет» . Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы» .

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников , студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров , от «А. Я. Розенбаум»).

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра » .

22 января 2010 был доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского. По информации врачей, у певца была глубокая ножевая рана предплечья - нож достал до кости. 58-летний артист сообщил медикам, что порезался случайно - «баловался» с недавно купленным клинком и нечаянно поранился. Певцу была оказана первая помощь, от госпитализации он отказался .

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года , во время Афганской войны . В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата » на территории Украины .

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Бизнес

Розенбаум - совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга .

Семья

Творчество

Поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни , и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа . Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов », «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана “», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Также в своих песнях он подходит к неординарному использованию гармоний при игре на гитаре, что придает им некоторую необычность. По словам самого Розенбаума, невозможно определить стиль музыки, в котором он работает, так как он очень разносторонний музыкант. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках в самодельных записях, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Наиболее известные песни

Год написания I строка Название Примечания
1968 - Заходите к нам… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти Арк. Северного», который предварялся следующим вступлением: «Сегодня исполняется 2 года со дня смерти Аркадия Звездина-Северного . Александр Розенбаум, при участии „Братьев Жемчужных “, посвящает свои песни его памяти» .
1968 Гоп-стоп! Мы подошли - из-за угла… Гоп-стоп Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). «Гоп-стоп» (угол.) - ограбление
1968 День такой хороший… Извозчик Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Продолжение - песня «18 лет спустя»
1968 Позабуду - грусть, печаль-тоску… Ярмарка (?)
1968 Какая разница в том… Умница Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На улице - Гороховой - ажиотаж… Путешествие из Одессы в Петроград Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я возвращался - поздно…, лунной ночью… Червончики Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982), в котором исполнена без 2-х заключительных строф.
1971 Ах, не вините -меня в том… Гроздья рябины Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Подражание Окуджаве ». Исполняется не спеша и выразительно.
1968 Светофоры, дайте… Песня о «Скорой помощи» Вступление автора: "2 песни о 2-х моих работах. I - это «Песня о старой работе», а II - это «О новой работе». I «Песня о „Скорой помощи“» на музыку Владимира Семёновича Высоцкого " (имеется в виду песня «Утренняя гимнастика»). Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А. Северного» (апрель 1982). Др. название: «Песня врача „Скорой помощи“»
1968 Я мотаюсь - как клубок - по городам… О новой работе Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Гастрольная»
1968 А ну-ка сделайте… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Фраер , толстый фраер… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Смотрите: Ангелы летят - над самой… У окна Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Вариант I строки: «По небу Ангелы летят над самой…»
1968 От звонка до звонка… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мне пел-нашёптывал начальник из «сыскной»… Снегири Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Нинка,- как… Нинка (?) Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский .
1968 Меня - не посадить. Я это твёрдо знаю… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Есть в Одессе Молдаванка … Лиговка Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На Одесском, на майдане… ? Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский.
1968 Открылась дверь - и я в момент растаял… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Ах если б знали… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мы с ним росли… ? Авторское вступление: «В этой песне заканчивается жизненный путь героя моих блатных и одесских произведений - Сэмэна» . Последняя песня магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я мальчишка беспризорный… Беспризорник -
1968 На модном пляже, в жаркий летний день… Сержио Таччини -
1968 Я был повязан I раз в 13 лет: залез в ларёк,- хотелось булочек с корицей… Серебристая Колыма -
1968 Дело было… ? -
1968 Встану рано поутру… - -
1968 На ковре - из жёлтых листьев, в платьице простом… Вальс-бостон Одна из наиболее известных песен автора
1968 Налетела грусть… Налетела грусть -
1968 В пальцы свои дышу… На дороге Жизни -
1968 Виделось часто в сон беспокойный… Сон в руку -
1968 Я люблю возвращаться - в свой город, нежданно под вечер… Возвращение в город -
1968 А может, не было войны… И людям всё это приснилось?… А может, не было войны… -
1968 Не стреляйте в белых лебедей… - -
1968 Заплутал, не знаю где!… Вещая Судьба -
1968 Покажите мне Москву - я прошу… Покажите мне Москву -
25.12.1979 Когда я вернусь,- накуплю сыну кучу игрушек… - -
25.7.1980 Над заснеженным садиком… Дорога на Ваганьково Посвящена памяти В. Высоцкого .
25.7.1980 Отслужи по мне, отслужи… Отслужи по мне, отслужи Посвящена памяти В. Высоцкого .
~1986 Месяц-князь разлучник… Проводы -
~1986 У нежной тонкой… Флагманский марш -
~1986 Иногда в денёк погожий, длинный… 18 лет спустя Продолжение песни «Извозчик»
~1986 Есть в Одессе Молдаванка… Коллаж Попурри из 3-х песен
~1986 Уже прошло лет 30 - после детства… Размышление на прогулке -
~1986 Нарисуйте мне дом - да такой, чтобы в масть!… Нарисуйте мне дом Была включена в состав одноимённой пластинки (1986).
? А как помер… Посвящение посвящающим Посвящается В. Высоцкому?

«Старая армия» Розенбаума

Нынешний состав

  • Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
  • Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
  • Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
  • Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
  • Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
  • Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Ранее игравшие с Розенбаумом музыканты

  • Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
  • Анатолий Никифоров (2002-2012)
  • Аркадий Аладьин (2002-2012)
  • Виктор Смирнов (1993-2002)
  • Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
  • Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Официальная дискография

(указана дата записи, а не издания)

В кино

Актёрские работы

Фильмы, в которых звучат песни А. Розенбаума

Книги

Признание и награды

Воинское звание

Государственные награды

Почётные звания

  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).

Другие награды

Премии

«Золотой граммофон» :

  • 1996 - песня «Ау»
  • 2002 - песня «Мы живы»
  • 2012 - песня «Любовь на бис» (дуэт с Зарой).

«Шансон года» :

  • 2003 - песни «Казачья» и «Глухари»
  • 2004 - песни «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон»
  • 2005 - песня «Ночной звонок»
  • 2006 - песни «Облака» (дуэт с Любовью Успенской), «Я вижу свет» и «Старый конь»
  • 2007 - песни «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» (дуэт с Любовью Успенской)
  • 2009 - песни «Попутчик» и «Бережёного бог бережёт»
  • 2010 - песни «Мечта блатного поэта» и «Зойка»
  • 2011 - песни «Рубашку нараспашку» и «Кореша»
  • 2012 - песни «Это было хорошее время» и «Одноклассники»
  • 2013 - песни «Воля» и «Золотая клетка»
  • 2014 - песни «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд».

Фильмы об А.Розенбауме

  • 1987 год - «Лицом к лицу»
  • 1987 год - «Два часа с бардами» (Галич, Окуджава, Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Макаревич)
  • 1988 год - «Бессонница»
  • 1993 год - «Чтобы выжить»
  • 1997 год - «Вальс-бостон»
  • 2010 год - «Мужчины не плачут» (концерт-исповедь)
  • 2011 год - «Мой удивительный сон…»

Галерея