Текст песни Казачья колыбельная песня - злой чечен ползёт на берег. «Злой чечен» и «добрый» Абвер. 

Facebook начал активно блокировать аккаунты пользователей, употребляющих в сетевом пространстве слово «хохол».

Аккаунт журналиста Максима Кононенко заблокировали за публикацию стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Моя родословная», содержащее это слово:

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.

В России действует закон «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающий, в числе прочего, возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, пропагандировать исключительность, превосходство или неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Какие еще произведения русской литературы оказались бы под запретом, приди кому-нибудь в голову применить к ним закон «О противодействии экстремистской деятельности»?

Больше всего, пожалуй, досталось бы Фёдору Михайловичу Достоевскому — автору самых нетолерантных слов, заявившему: «Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет». Вот так радикально. Живи писатель в наше время, одной критикой он вряд ли бы отделался. Вообще в русской литературе на протяжении веков, оказывается, процветали экстремистские настроения во всём их разнообразии.

Фёдор Достоевский. Фото: Commons.wikimedia.org

Николаю Васильевичу Гоголю , например, пришлось бы давать объяснения за такой абзац в «Тарасе Бульбе»: «— Перевешать всю жидову! — раздалось из толпы. — Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре! Слова эти, произнесённые кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов».

Николай Гоголь. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Сергеевич Пушкин также не удержался в стороне от этого. Так, в стихотворении «Чёрная шаль» встречаем такие слова:

Однажды я созвал весёлых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;

Пётр Кончаловский. «Пушкин в Михайловском». Фото: репродукция

А вот у Маяковского уже не просто антисемитский настрой, а то, что назвали бы «публичным заведомо ложным обвинением лица, занимающего государственную должность Российской Федерации»:

Россию
жиды
продают жидам,
и кадровое
офицерство
уже под жидами!

Владимир Маяковский. Фото: www.russianlook.com

Национализм по отношению к кавказским народам был естественным следствием затяжных и кровопролитных войн на Кавказе. И все писатели, бывавшие в тех краях, проникались атмосферой противостояния. Оно попало даже в пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Абсолютным рекордсменом по неприязни к народам гор можно считать Михаила Юрьевича Лермонтова .

Так, в «Герое нашего времени» от Максима Максимыча можно услышать много резких слов о народах Кавказа. Например, об осетинах:

«Преглупый народ! — отвечал он. — Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь!».

Или: «Уж татары по мне лучше: те хоть непьющие...».

Оттуда же: «Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин».

Реже, но встречаются упоминания о европейских народах. Так, — не только известный поэт, но и бывалый путешественник — в стихотворении «Абиссинские песни» приходит к такому выводу:

Носороги топчут наше дурро,
Обезьяны обрывают смоквы.
Хуже обезьян и носорогов
Белые бродяги итальянцы.

Николай Гумилёв. Фото: Commons.wikimedia.org

Ивану Сергеевичу Тургеневу пришлось бы объяснять, чем его герою не угодили немцы. Герой книги «Отцы и дети» напрямую заявляет: «Я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру...»

Иван Тургенев. Фрагмент картины Ильи Репина 1874 г. Фото: Public Domain

В стихотворении «Клеветникам России» Пушкин с явным вызовом обращается к французским депутатам и журналистам:

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Владимир Маяковский в своём «Париже» неожиданно называет город любви «местом гниения», Парижем «франтих и дур» и «бульварных ротозеев», а завершает вообще шокирующим призывом:

Решайтесь, башня, —
нынче же вставайте все,
разворотив Париж с верхушки и до низу!

Но ещё более шокирующим может показаться экстремистский настрой писателей против самой России! У Александра Блока в поэме «Двенадцать» встречаем:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

Александр Блок. Фото: Commons.wikimedia.org

Но сильнее всего звучат слова из «Хаджи Мурата» Льва Николаевича Толстого : «О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти». Разве размышление о «чувстве отвращения и презрения к русским» не экстремистский материал?

Лев Толстой в своём рабочем кабинете. Фото: РИА Новости

Ещё одна проблема — оскорбление чувств верующих в русской литературе. Вышеупомянутый Фёдор Михайлович Достоевский пишет в романе «Бесы»: «Русский бог уже спасовал пред "дешевкой"».

А Сергей Есенин продолжает:

Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека.

И скольких ещё произведений мы могли бы лишиться, рассуждая подобным образом! Из запрещённых книг получилась бы библиотека внушительных размеров. Вот что происходит, если вырывать отдельные фразы из текста и придавать словам писателей посторонние, абсолютно чуждые классическому произведению смыслы.

«Казачья колыбельная песня» Михаил Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю. Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью... Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду - Ты махнешь рукой... Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою... Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества. Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотерн русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Ужас, сковавший сознание жителей Юго-Востока Украины, воплотился в конкретный образ - злого, бородатого чеченца-ваххабита, хладнокровно убивающего украинцев.

О чеченцах обязательно вспомнят очевидцы и участники боев, их покажут на снимках и видео. Они - последний, убойный аргумент в споре о том: воюет ли Россия на территории Донбасса. Их вспоминает госсекретарь США Керри, о них риторически вопрошает наш представитель на Совбезе ООН: «До сих пор мы не получили ответа, что сотни чеченцев делают в Украине? Они защищают славянское православие?».

Ну ладно, клятвы Кадырова нас не убеждают. Но опальный премьер-министр Чеченской республики Ичкерия Ахмед Закаев тоже заявил, что чеченцы не воюют в Украине.

Почему мы так нажимаем на слово «чеченец», почему так важна для нас национальность террористов?

Разве «святорус» Бабай защищает на нашей территории славянское православие? Разве то, что делают Гиркин и Пономарев, не циничнее и бесчеловечнее поступков тех, кого мы называем чеченцами?

И не кажется ли вам, что пугая друг друга чеченцами, мы как-то меньше стали говорить о профессионалах ФСБ и ГРУ, мучающих в наших городах наших соотечественников?

Профессор университета Илии (Грузия), известный журналист Олег Панфилов внимательно изучил видео и снимки чеченцев из так называемого батальона «Восток» и выложил свои мысли в ЖЖ.

«Сдается мне, что кто-то неплохо подставляет чеченцев. Уточню - настоящих чеченцев. Не кадыровцев», - пишет он в своем блоге. И делится наблюдениями. Судя по всему, считает Панфилов, «некие люди, действительно похожие на чеченцев, намеренно делают все, чтобы их называли „чеченцами“ - указательный палец вверх - знак Аллаха, буква „алиф“, у одного даже чеченская шапочка - пяс, то есть, эти люди хотят, чтобы их называли чеченцами».

Есть и другие детали. Ни в одном видеосюжете, отмечает Панфилов, не слышно и намека на чеченскую речь или характерный чеченский выговор, фонетику. А еще вызывают изумление сигареты в зубах «чеченцев» - у Рамзана Кадырова действует категорический запрет на курение, «они бы вылетели в два счета». В сюжете CNN эти «чеченцы» ведут себя так, как будто они никогда не участвовали в боевых действиях, «перекатывались задницами через борт грузовика».

«Посмотрите на фото - человек с нарукавной повязкой «Восток» (!), он - не чеченец. Тем более, совсем абсурдно надевать повязку - как будто намеренно для фото и телекамеры».

«Пока не могу понять, зачем эта фальшивая солянка из «чеченцев», но кому-то ведь нужна?» - делится сомнениями Панфилов.

Нам, живущим в центральной и западной Украине, словосочетание «батальон „Восток“ ничего особого не говорит - кроме того, что так именует себя свора бандитов - выходцев из России.

Но многих россиян от него пробирает дрожь. Люди, выходящие в Москве на Болотную, как пишут СМИ, порой с ужасом ждут: бросит ли правительство на разгон митинга чеченцев из батальона „Восток“, спрятанного где-то в Подмосковье?..

Такая себе „дикая дивизия“ генерала Корнилова, пришедшая прямиком из 1917 года.

Грузины с ними столкнулись в августе 2008 года. Тогда в авангарде российской армии, оккупировавшей Южную Осетию, шли бронемашины, облепленные чернобородыми кавказцами жуткой внешности. Это и был батальон „Восток“, собранный, как пишут россияне, из бывших защитников чеченской независимости. ФСБ тогда провело иезуитскую операцию - физически ликвидировав популярных в народе Дудаева и Масхадова, подставили чеченским оппозиционерам маргинального чужака Хаттаба. Недовольные им - кто за деньги, а кто, чтобы отомстить за свое унижение - пошли на службу к федералам. Батальон был в прямом подчинении ГРУ и использовался как в Чечне так и на других территориях, где народ был недоволен действиями федеральных властей.

Воевали ли в нем реальные чеченцы? Или это уже тогда был продукт пропаганды? Сложно сказать. В 2008 году батальон вроде бы расформировали, так как его возглавил личный враг Кадырова. Но россияне в его существование до сих пор верят…

Почему именно чеченцы стали для россиян злыми демонами? Почему не ингуши, не осетины, не кабардинцы с балкарцами?

Это давняя история. Те, кто учился еще в советские времена, помнят, как читали у Лермонтова: „Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал…“. У Пушкина, кстати, есть тоже нечто похожее. Дело в том, что чеченцы, как и украинцы, не одну сотню лет ведут борьбу за независимость от Российской империи. А значит, не могли не быть врагами трона. А раз так, то нужно было представить их и врагами русского народа и христианства в целом.

Как и крымские татары, чеченский народ в 1944 году попал под депортацию. За две недели под личным руководством Берии в Среднюю Азию было насильно вывезено 500 тысяч чеченцев. Тех, кто не мог быстро передвигаться, - стариков, инвалидов, детей - расстреливали (об этих „перегибах“ докладывали сами кэгэбисты). В 90-е годы появилась в открытой печати и снова была засекречена информация о заживо сожженных 700 жителях селения Хайбах…

Так получилось, что во времена Ельцина Чечня могла вслед за Украиной получить независимость. Тогда, в 90-е, многие из нас переживали за чеченский народ и плакали, когда киллеры ФСБ убили первого президента Чечни-Ичкерии, боевого генерала, героя Советского Союза Джохара Дудаева.

»Чеченцы помнят, как наши беженцы нашли убежище в украинских городах, и мы этого никогда не забудем», - пишет в обращении к украинцам Закаев. И это действительно так. Беженцев, обычно женщин с детьми и стариков, прятали в украинских семьях. Потому что в те времена агентура ФСБ чувствовала себя в Украине вольготно, и были случаи похищения федералами жен полевых командиров (очевидно для использования их в качестве заложников).

Почему же позднее в Украине заговорили о чеченцах исключительно как о «бандитах»?

Да, движение за независимость Чечни в какой-то мере маргинализировалось. Но причина не только в этом - а в телевиденье, кино и массовой литературе. Даже на нашем, украинском телеэкране мы видим российские боевики с чеченцами в роли плохих парней. А что уж говорить о российском «зомбоящике»? Чеченская тема прокралась даже в фантастику: в романах-«кататастофах» можно прочитать о Чечне чуть ли не как о полюсе мирового зла. Такой себе русский Мордор.

И это, не забудьте, пишут о субъекте Российской Федерации…

Вся эта «духовная пища» охотно поглощается русскоязычным населеним Украины. Особенно на Юге и Востоке. Потому на вопрос-размышление Панфилова: не украинскую ли армию таким образом пытаются запугать чеченцами «пропагандисты из всяких Донбураса и Луганды», заочно отвечу -нет.

Солдаты наши, как раз, чеченцев не боятся. Эта страшилка рассчитана на мирное население. В первую очередь, на тех, кто сначала поддержал сепаратистов, а потом одумался. Мол, «чеченцы предательства не простят». Еще одна задача - подавить мирное сопротивление: демонстрации, пикеты, просто коллективные протесты против террора (как было в Горловке и Славянске). И, наконец, посеять ужас в тех селениях, которые бандиты собираются захватить…

Опрос, проведенный одной донецкой газетой после «триумфального» появления на центральной площади города «КамАЗов» с бородатыми «чеченцами», показал: доля жителей, неуверенных в своей безопасности, возросла до 60%, а 20% хотели бы покинуть Донецк навсегда.

Вы думаете, Путина массовое бегство дончан огорчит? Напротив! Ему нужна территория, а не люди. Людей привезут своих.

Но это лишь часть игры! «Варвары-чеченцы» нужны еще и для того, чтобы оттенить «добрых» Абверов и Бабаев. Чтобы запуганные горожане почувствовали радость и облегчение, когда на смену «дикой дивизии» придут добродушные рязанские парни из регулярной российской армии. И под аплодисменты дончан освободят Донецк… от чеченцев.

Но и это, думаю, еще не все. «Чеченская» тема в России вопрос не тактики, а часть стратегии. И даже больше - это одна из фундаментальных основ существования империи: в ней ярко проявилась политика стравливания народов между собой. Вполне вероятно, что кремлевские стратеги рассчитывают: узнав о гибели земляков и единоверцев от рук «диких бандеровцев», чеченцы (в чьих традициях не стерлось еще понятие кровной мести), массово отправятся добровольцами на Донбасс…

Давайте, не будем плясать под дудку Путина. Ведь Закаев сказал умные слова, смысл которых таков: те, кто служит Кадырову и РФ, воевали против собственного народа, а значит, называть их чеченцами неправильно.

Наемные убийцы не имеют национальности.

Зарубим это себе на носу. Ведь кто знает, может быть как раз в эти минуты Путин отправляет на усмирение мятежных чеченцев свой «украинский батальон». Сколоченный, действительно, из бывших граждан Украины - предателей из крымского «беркута».

Евгений Якунов, Укринформ.