Презентация на тему "Чеченцы – народ России". Презентация о чеченском народе Традиции и обычаи чеченского народа

  • Слайд 1

    • Чече́нцы- северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском Районах Ингушетии, Ахметском районе Грузии.
  • Слайд 2

    • В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно - в Чеченской республике.
    • Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года.
  • Слайд 3

    • Согласно БСЭ в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 %.
    • В феврале 1944 года, всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.
    • 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.
  • Слайд 4

    • После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны.
    • Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.
  • Слайд 5

    • Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью.
    • Распространён в основном в Чеченской Республике, в других регионах Российской Федерациии, в Грузии, частично - в Сирии, Иордании и Турции.
    • Число говорящих до войны 1994-2001 - ок. 1 миллиона человек.
  • Слайд 6

    • Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.
    • Религия - ислам.
    • Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух.
  • Слайд 7

    • В Чечне установился конституционный порядок, а к власти пришёл Ахмат Кадыров, которого позднее сменил АлуАлханов, а затем Рамзан Кадыров.
    • Чеченское общество очень консервативное.
    • Распадается на тукхумы, тейпы и гары (семьи).

Посмотреть все слайды

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» – араб.,) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением.

Их достаточно много мы расскажем лишь только о некоторых.

Одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и почетное уважение к гостям. (рисунок 1)

Как в давние времена в современных семьях по-прежнему гостям всегда предлагают специальную гостевую пищу – отварное мясо с галушками – жижиг галныш. (рисунок 2) А в бедных семьях, хозяева обязательно хранят лепешки с маслом и сыром для гостя, который может внезапно прийти к ним в дом. Примечательно, что для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость»... Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям.

Особое отношение у чеченского народа к женщине. Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, ка хранительница домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.
Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Перебить говорящего – проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово». И т. д.

Таким образом, несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.

Есть у чеченцев и свои традиции в одежде.

История и культура каждого народа самобытна и уникальна, и национальный костюм – их неотделимая часть. Условия жизни народа, географические и климатические особенности, верования, социально – экономическое положение оказывают влияние на то, как костюм будет выглядеть и из каких материалов будут его изготавливать. Чеченцы издревле занимались овцеводством, и на изготовление одежды и обуви шли шерсть, мех, кожа животных. Широко применялись домотканое сукно, войлок.

Детали костюма несут не только декоративную функцию, но являются и историческим отражением жизни чеченцев. В мягких кожаных сапогах пастухам и воинам было удобно ходить по горам. К поясу крепились кинжалы и оружие. Обязательна в чеченском национальном костюме папаха, которая шьется из овчины. Она – символ мужественности, и дотронуться до папахи – значит нанести оскорбление мужчине. В то же самое время она отлично защищает от холода или перегревания на ярком солнце.

Основу мужского костюма составляют бешмет и штаны, сужающиеся к низу. Штаны заправляются внутрь сапог. Бешмет – это особого покроя полукафтан, длина которого выше колена примерно на 10 сантиметров. На праздники поверх этого полукафтана надевается черкеска. Она не имеет воротника, а застегивается она только на поясе.

Ее отличительной чертой является наличие так называемых газырниц по обеим сторонам груди – маленьких кармашков для зарядов оружия. Хотя с появлением новых видов оружия необходимость в газырницах отпала, они остались на черкеске как декоративный элемент.

Составные части женского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток. Под это платье женщины надевают широкие шаровары, штанины которых присборенны на щиколотках. Отличительная черта женского платья – нагрудники и очень длинные рукава, закрывающие пальцы на руках. В праздничных платьях длина рукавов могла доходить и до пола. При изготовлении нагрудников использовали драгоценные металлы и камни. Верхнее платье походит на халат или накидку. Застежка у него только на талии, чтобы оставить на виду нагрудники.

Крестьянин всегда живет заботами об урожае. Поэтому засуха - его враг. По старинному чеченскому поверью, надежное средство против засухи - змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо. Среди известных древних чеченских обрядов призывания дождя - пропахивание русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно и женщины, и мужчины. Мужчины собирались во дворе удачливого и почитаемого в селе человека, впрягались в плуг и протаскивали его вдоль и поперек русла речки. При этом все старательно обливали друг друга водой. Женщины, придя к речке, два-три раза протаскивали плуг по ее дну, при этом сами падали в воду и обливали друг друга, а также старались столкнуть в речку проходящих мужчин. Затем женщины, "пахавшие реку", ходили по селу, а их одаривали деньгами или продуктами. Языческий смысл жертвоприношения имел обряд призывания дождя, при котором подростка наряжали как сноп зеленой травы. Его водила по улицам села толпа молодежи в вывернутых наизнанку тулупах. При этом все веселились, так как не видно было, кто же спрятан под травой. Ряженый тоже почти ничего не видел, так как голову его закрывали свисающие до земли ветки бузины или сноп конопли или мешок с отверстиями для глаз, покрытый травой. Считалось, что бросание камешков в реку, сопровождаемое чтением молитвы, также помогает вызвать дождь. Вода, омывшая камешки, потечет к морю и вернется оттуда дождем. В горной Чечне в этом обряде участвовала обычно мужская часть населения. Старики во главе с муллой молились, а молодежь собирала камни-голыши. Камни складывали около грамотных жителей, умеющих читать Коран, которые нашептывали над ними молитву, а затем откладывали их в сторону. После этого молодежь сбрасывала камни в воду. Иногда эти камешки складывали в мешочек и опускали в воду. По окончании обряда резали жертвенных животных и устраивали общую трапезу.


Это слово не поддается переводу. Но его можно объяснить. "Нохчо" значит - чеченец. Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове. «Нохчалла» - чеченский характер План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9. "Нохчалла" - не свод рекомендаций. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца.


В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Чеченская национальная одежда Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.


Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком. План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.


Папаха – символ чести Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении. У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.


С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Гостеприимство чеченского народа План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.


Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Свадебный обряд План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.


Чеченцы, подобно другим горцам, весьма умерены в пище и питье. Чуреки или кукурузный хлеб, намазанный бараньим жиром, а также пшеничная похлебка с тем же жиром – вот их всегдашняя пища; вода – освежающее питье. Такие наблюдения над пищей чеченцев оставил нам 19-й век. Между тем, с конца 19 века на горных огородах Чечни уже выращивались многие европейские огородные культуры – помидоры, капуста, редис. Из века в век: все продукты питания за исключением пряностей и сладостей чеченцы производили в своем хозяйстве. И хотя сейчас женщины Чечни освоили множество блюд из кухни самых разных народов, они бережно сохраняют неповторимое своеобразие традиционной кухни. Чеченская кухня План 1.Слайд 3. 2.Слайд 4. 3.Слайд 5. 4.Слайд 6. 5.Слайд 7. 6.Слайд 8. 7.Слайд 9.



«Уроки фольклора» - Рассматривается связь русского и чувашского детского фольклора. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Творческое название проекта: «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки…». Вопрос – обращение, требующее ответа. Пояснительная записка. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.

«Детские музыкальные инструменты» - Мелодика. Клавишно-язычковые: Аккордеон Гармонь Баян. Флейта. Детские музыкальные инструменты. Гусли. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников. Арфа. Электроорган. Клавишные: Пианино Рояль Синтезатор Электроорган. Маракас треугольник кастаньеты пандейра. Баян. Разновидности детского оркестра: шумовой ансамбль смешанный оркестр.

«Песня танец марш» - В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет. Участвуют в опере: солисты, хор, оркестр, управляет дирижёр. Три кита встречаются в симфонии, опере и балете. Три кита в музыке. Песня приведёт нас в оперу.

«Музыкальный образ» - Ф. Шопен. Основоположник польской музыки. В своём творчестве Я. Сибелиус широко использовал финское и карельское народное творчество. В.А. Моцарт. Как называется произведение Я. Сибелиуса? Слова и музыка О. Митяев. Образ грусти. Норвежской. М.И. Глинка. И станет душа сразу чище Добрее, счастливее всех!

«Некрасов песня» - Дидактические материалы Тест «А Некрасов… Проблемный вопрос. Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры и воспитанию патриотизма. Цели. Содержание УМП. "Я лиру посвятил народу своему...". Творческий вечер. Этапы проведения проекта. Основополагающий вопрос Можем ли мы услышать музыку в стихах?

«Музыкальный театр» - Мейербера. Поэтому ансамбли нередко появляются в кульминационных или заключительных моментах драматургического развития. сочетаются с признаками романтической драмы. Верди, один из замечательнейших мастеров мирового реалистического искусства. Кризис испытывала и испанская придворная опера - так называемая сарсуэла.